VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Нормативно-правовые основы создания системы экономической безопасности государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002243
Тема: Нормативно-правовые основы создания системы экономической безопасности государства
Содержание
     1.1. Нормативно-правовые основы создания системы экономической безопасности государства.
     Нормативно-правовая база по обеспечению системы национальной экономической безопасности России еще только формируется, однако, как показал анализ, на сегодняшний момент она включает более 20 документов (см. приложение).Всего нами было проанализировано 23 правовых акта, в которых используется термин «безопасность». Каждый из них, за исключением Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (далее – Антикризисный план), имеют сложную и разветвленную структуру, содержат более четырех разделов: Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТКТС) (2009) – 50 глав, 372 статьи; Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 – 11 разделов. Интересно, что из 23 проанализированных документов только в семи в названии всех структурных элементов, кроме основных и заключительных положений, содержится термин «безопасность». Действующих из них четыре: ФЗ РФ «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (далее – «О ФСБ»), ФЗ РФ «О безопасности» (2010) (далее – «ОБ»), Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2000) (далее – Доктрина ИБ), Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (2010) (далее – Доктрина ПБ).
     В развитии нормативно-правового обеспечения национальной экономической безопасности России можно выделить четыре этапа:
     1) зарождение правовых основ;
     2) период отраслевого развития;
     3) период формирования стратегии развития;
     4) период устойчивого развития.
     В соответствии с этим все законодательные акты в указанной области можно также разделить на четыре группы:
     1) документы, закладывающие правовые основы национальной экономической безопасности России (10 документов, 3 – утратили силу);
     2) документы, регламентирующие отраслевое развитие (отдельные отрасли (виды) безопасности) (5 документов);
     3) документы, регламентирующие стратегическое развитие системы национальной экономической безопасности России (7 документов, 1 – утратил силу);
     4) документы, направленные на устойчивое развитие  российской экономики и общества (1 документ).
     Таким образом, нормативно-правовое обеспечение национальной экономической безопасности Российской Федерации можно представить в виде совокупности нормативно-правовых актов, законодательно закрепляющих отношения общества, государства, личности, субъектов хозяйствования, в системе национальной экономической безопасности России, и, благодаря чему является важной детерминантой устойчивого развития российской экономики и общества, частью общей системы обеспечения национальной безопасности.
     Право граждан на безопасность в нашей стране защищено Конституцией РФ (гл. 2).Основы нормативно-правового обеспечения национальной экономической безопасности России заложил Закон РФ «О безопасности» (1992).Сегодня он утратил силу, но его основные положения сыграли свою важную роль, так как отраженные в нем вопросы актуальны и сегодня.
     ФЗ РФ «О безопасности» (2010) был дополнен одиннадцатью направлениями деятельности, связанными с обеспечением государственной, общественной и экологической безопасности, а также безопасности личности.Кроме того, добавилась ст.7 «Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности», формулирующая цели такого сотрудничества.В ней также отмечается, что международное сотрудничество России в сфере обеспечения безопасности опирается на общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
     Отдельные сферы (отрасли) национальной безопасности России регулируются особыми нормативными актами. Например, обеспечению безопасности в налоговой сфере служит Налоговый кодекс РФ, который устанавливает систему налогов и сборов в РФ, специальные налоговые режимы; в области финансов – ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1, ФЗ РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ; ФЗ РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20 июля 1997 г. № 116-ФЗ регулирует вопросы безопасности эксплуатации определенных промышленных объектов, ликвидации последствий аварий и т. д.
     В условиях перехода к информационному обществу особенно актуальным документом является Доктрина ИБ, которая впервые включила определение понятия «информационная безопасность».В документе, принятом у истоков формирования отечественной концепции информационного общества, характеризуются интересы общества, государства, личности в информационной сфере, четыре важных элемента национальных интересов РФ в информационной сфере; экономические, организационно-технические, правовые способы обеспечения информационной безопасности РФ.
     ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“» (далее – ОИИТ) от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ, расширил терминологию, применяемую в законодательстве в информационной сфере, с его введением были даны единые определения некоторых важных понятий.ОИИТ продолжает совершенствоваться и в редакции 2013 г. ст.2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» была дополнена еще.
     Охарактеризуем следующий важный документ – Морскую доктрину Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную Президентом РФ 27 июля 2001 г. № Пр-1387 (далее - М Доктрина), основополагающий правовой акт, определяющий национальную морскую политику РФ. В нем говорится, что морская деятельность – это деятельность России в области изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах безопасности, устойчивого экономического и социального развития государства.В М Доктрине выделяются цели защиты и сохранения морской среды, определяются способы их достижения, что имеет огромное значение для установления объектов правового регулирования.Дефиниций «безопасности» в документе нет.
     Благодаря Экологической доктрине Российской Федерации (одобрена Распоряжением Правительства РФ 31 августа 2002 г. № 1225-р) (далее – Э Доктрина), отражающей идеологию общества и государства, выделяющей приоритеты государственной экологической политике в правовой, экономической, социальной, промышленной, финансовой, и других сферах, появилось законодательно закрепленное определение «экологической безопасности».Э Доктрина ориентирована на рост экономической полезности природных ресурсов.Она основана на рекомендациях Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и международных форумах по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития, и поэтому гармонично вписалась в уже существующие правовые рамки.
     Доктрина ПБ, включает определение продовольственной безопасности страны, в котором сказано, это она обеспечивает продовольственную независимость РФ, гарантирует, соответствующую требованиям законодательства РФ по техническому регулированию, физическую и экономическую доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов.При этом, объемы не должны быть меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.В документе сформулированы также основные задачи обеспечения продовольственной безопасности.
     В условиях непростой внешнеполитической ситуации, сложившейся в последнее время, наиболее актуальным правовым документом можно считать обновленную Военную доктрину Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 (далее – В Доктрина), сменившую аналогичный документ, утвержденный Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146. Современная В Доктрина также носит оборонительный характер.Однако в связи с тем, что изменились военные угрозы (экспансия НАТО, стратегия «глобального удара» и события, в Афганистане, Ираке, Сирии, на Украине и севере Африки), в доктрине появилось много нового.Введен новый термин «неядерное сдерживание». В соответствии с новым документом к внутренним военным опасностям относятся: подрыв исторических и духовных традиций, национальный и религиозный терроризм, насильственное изменение конституционного строя. Также указывается на этапы перераспределения влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения; описываются тенденции смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу страны.В качестве основных наших партнеров в документе отмечаются страны БРИКС (Бразилия, ЮАР, Китай, Индия), а государства Организации Договора о коллективной безопасности - в вопросах коллективной обороны.
     В последние 10 лет были приняты важные стратегические документы в области национальной экономической безопасности России (приложение, пункты 16 – 23 таблицы).
     В 2015 г., с утверждением Правительством РФ Антикризисного плана, складываются все необходимые условия для выхода из кризисной ситуации, стабилизации и перехода к устойчивому развитию национальной экономики и общества, считаем это началом нового этапа развития правовых основ национальной экономической безопасности России.
     Национальную экономическую безопасность нужно понимать как важный фактор устойчивого развития экономики и общества. Исследованию развития правового аспекта обеспечения национальной экономической безопасности посвящено не так много работ отечественных ученых (Акулинин, 2000; Гаджиева, 2003; Сенчагов, 2010; Акулинин, Гончаренко, Логунов, Манохина, Орехов, 2014; Григорьева, 2015 и др.), хотя это серьезная проблема, изучение которой особенно актуально в условиях глобальной международной нестабильности и необходимости поиска путей обеспечения глобальной безопасности на основе добровольного сотрудничества национальных экономик. Правовой аспект, который заключается, прежде всего, в формировании нормативно-правовой базы, – первостепенное условие, определяющее экономическое развитие любого государства (или устойчивое развитие); в стратегии устойчивости развития его выделяют наряду с экономическим, социальным, информационным, экологическим, международным, культурологическим, прогностическим [1].
     Принцип «безопасность через развитие» [5, С.43] реализуется в Стратегии (2009) и Концепции (2008), которые являются базовыми документами стратегического планирования и взаимосвязаны друг с другом. Первый из них представляет официально признанную систему стратегических целей, мер, приоритетов, в области внешней и внутренней  политики, которая определяет национальную безопасность и уровень устойчивости развития государства на долгосрочный период. В нем также содержатся конкретные параметры для оценки состояния национальной безопасности.Второй документ также определяет современные стратегические интересы России. В нем отражены основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом угроз предстоящих лет; стратегия достижения поставленных целей, включая основные этапы, способы, направления; формы и механизмы стратегического партнерства общества, государства и бизнеса; приоритеты, целевые индикаторы, цели, и основные задачи государственной политики в социальной сфере, на перспективу в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
     В январе 2015 г., в условиях неблагоприятной внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации возникла необходимость принятия антикризисных мер по урегулированию надвигающихся экономических угроз в масштабах национальной экономики.С этой целью был принятАнтикризисный план, состоящий из 60 пунктов-мероприятий, нацеленных на смягчение и преодоление кризисной ситуации.
     Таким образом, все действующие современные документы не только ориентированы на обеспечение безопасности, но и нацелены на устойчивое развитие и рост национальной экономики.
     1.2. Анализ, сопоставление и оценка точек зрения о ключевых понятиях системы экономической безопасности государства и их соотношении.
     Задача обеспечения национальной безопасности на современном этапе развития России приобретает глобальный характер. Прежде всего, следует отметить отсутствие единого подхода к определению сущности этого сложного общественного явления, что порождает на практике значительные трудности в применении механизмов и инструментов создания эффективной системы национальной и экономической безопасности страны.
     Понятие  «безопасность»  на  законодательном  уровне  было  введеноЗаконом  Российской  Федерации  от  5?марта  1992г.  №2446-1,  действиекоторого утратило силу при утверждении новой редакции Федерального закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ [3]. Всоответствии с п. 1 Закона «безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Новая редакция указанного закона не содержит определения понятия «безопасность», но при этом определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению национальной безопасности, определяет полномочия и функции органов государственной власти всех уровней в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.
     Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности нашей страны основываются на фундаментальной взаимосвязи двух стратегических документов - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года.
      Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) определяет пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики,укрепления позиций России в мировом сообществе на долгосрочную перспективу с 2008 по 2020 год [2].
     Центральное место определению «национальная безопасность» отводилось в Концепции национальной безопасности Российской Федерации,утвержденной указом Президента РФ от 17 декабря 1997г. №1300 (в ред.указа  Президента  РФ  от  10  января  2000г.  №24),  где  под  национальнойбезопасностью Российской Федерации понималась «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».
     С утверждением Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683)и утратой силы вышеназванной Концепции введено более полное понятие национальной безопасности, как «состояния защищенности личности,общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [8].
     Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является базовым документом, в котором определяются основы защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. К национальным интересам на долгосрочную перспективу до 2020 года, сформулированным в Стратегии,относятся:
* обеспечение развитости демократии и гражданского общества;
* повышение уровня конкурентоспособности национальной экономики; 
* обеспечение целостности территории страны и суверенитета государства; 
* сохранение неизменности конституционного строя; 
* переход Российской Федерации в разряд мировых держав с сохранением выгодных отношений с государствами-партнерами. 
     При   этом   основной   стратегический   документ   по   вопросам национальной безопасности определяет прямую зависимость эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности от экономического потенциала страны, тем самым выделяя центральное место в ее структуре экономическим аспектам. Таким образом, введение понятия«экономической безопасности» государства означает признание главной роли сферы экономики в обеспечении внутренней и внешней безопасности нашей страны. Определяя экономическую безопасность в рамках настоящего диссертационного исследования, как составную часть системы национальной безопасности, ее развитие рассматривается в общем контексте формирования эффективной системы национальной безопасности государства.
     Нормативное	определение  понятия  «экономическая  безопасность»было  введено  в  Федеральном  законе  от  13  октября  1995г.  №157-ФЗ  «Огосударственном	регулировании    внешнеторговой    деятельности».    Всоответствии со ст. 2 названного Закона «экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации,неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям». Новаяредакция указанного закона от   08 декабря 2003г. №164-ФЗ не содержитопределения понятия «экономическая безопасность», но при этом определяетосновы защиты экономических интересов Российской Федерации [4].
     
     
     В научной литературе разные авторы излагают разные точки зрения на трактовку понятия «экономическая безопасность». 
     В макроэкономическом анализе экономической безопасности можно выделить ряд следующих основных составляющих, таких как экономическая независимость; устойчивость и стабильность национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу.
     Первая составляющая - экономическая независимость - означает возможность реализации мер государственного контроля над использованием национальных ресурсов, а также способность государства обеспечить национальные конкурентные преимущества для равноправного участия в торговом процессе на международной арене.
     Составляющая устойчивости и стабильности национальной экономики предусматривает обеспечение прочности и надежности всех элементов экономической системы, защиту хозяйствующих субъектов всех форм собственности, сдерживание отрицательного влияния различного рода дестабилизирующих факторов.
     Способность к саморазвитию и прогрессу, как еще одна из составляющих макроэкономического анализа экономической безопасности,рассматривается, как способность самостоятельно реализовывать и защищать национальные интересы, создавать благоприятный инвестиционно-инновационный  климат,  развивать  интеллектуальный  потенциал  страны.
     Постоянно развивающаяся экономика по всем указанным направлениям способна противостоять влиянию внутренних и внешних угроз, смягчая последствия дестабилизирующих факторов.
     Наиболее общее научное определение представлено в экономическом словаре [74], согласно которому под экономической безопасностью понимается «состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и
использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях».
     В работе Д.А. Урсула экономическая безопасность определяется как«совокупность внешних и внутренних условий, обеспечивающих устойчивое развитие общества и повышение качества жизни его членов» [90, С. 34-37].
     Сенчагов	В.К.   рассматривает   экономическую   безопасность   как«состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внешних и внутренних процессов» [82, С. 36].
     Все представленные подходы к определению понятия экономической безопасности имеют общую характеристику – влияние внешних и внутренних угроз. Учитывая выявленную особенность в рамках настоящего исследования под термином «экономическая безопасность» будем понимать надежную и обеспеченную всеми необходимыми механизмами и институтами государства защищенность национальной экономики от внутренних и внешних угроз.
     Экономическую безопасность России можно представить следующими основными положениями [78, С. 202]:
* выживаемость системы не означает ее конкурентоспособность; 
* жизнеспособность системы, как ведущий фактор развития, должна основываться на принципах работоспособности, жизненной силы, энергетической стойкости, информационной самостоятельности и других, так как в условиях влияния различного рода экономических опасностей только она может обеспечить ее выживание; 
* биоэнергетический баланс определяется как основной фактор устойчивости живых систем, возобновляемых для преодоления кризисных явлений и порогов развития; 
     
* военно-политическая сила является результатом эффективного управления экономикой, выступает барьером для внешних угроз в многонациональном государстве; 
* социальное равновесие, как часть процесса общечеловеческого развития, базирующееся на принципах устойчивости к стрессовым ситуациям, информационной грамотности и других, предполагает саморазвитие каждого человека. 
     В основных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента 29 апреля  1996г.  №  608  [1]),  определены  объекты  и  угрозы  экономическойбезопасности, критерии и параметры состояния экономики, а также меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны.
     Таким образом, обязательным условием нормального функционирования национальной экономики является построение экономической безопасности на основе ее независимости, стабильности и росте. Перед экономической безопасностью в системе национальной безопасности ставятся следующие задачи:
* осуществление прогноза и на его основе выявление угроз внутреннего и внешнего характера; 
* выработка и проведение определенного рода мероприятий по предупреждению и минимизации степени влияния угроз; 
* обеспечение целостности территории и суверенитета Российской Федерации; 
* проведение мер экономической политики в аспекте обеспечения экономического роста; 
* формирование среды научно-технологической независимости, развитие научно-технического, технологического и производственного потенциала страны; 

* обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод; 
* обеспечение подъема благосостояния населения, повышение качества жизни граждан; 
* повышение эффективности государственного аппарата, совершенствование системы государственной власти на федеральном, региональном, местном уровне управления; 
* обеспечение состояния равновесия в межнациональных отношениях; 
* способствование соблюдению действующего законодательства гражданами страны, должностными лицами и органами государственной власти; 
* формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами; 
* поддержание высокого уровня оборонного потенциала государства; 
* поддержание благоприятной экологической обстановки на всей территории страны; 
* интеграция национальной экономики в мировое хозяйство; 
* поддержание отечественных производителей на мировых рынках, расширение рынков сбыта, повышение конкурентоспособности российской продукции; 
* обеспечение финансово-кредитной независимости страны; 
* усиление роли государства в регулировании иностранных компаний, действующих на территории России; 
* создание эффективной правовой зоны для деятельности всех хозяйствующих субъектов; 
* усиление мер государственного регулирования отдельных отраслей экономики; 
* вывод национальной экономики из кризисного состояния. 
     Учитывая влияние современных тенденций развития двух противоречивых процессов глобализации и регионогенеза на внутренние процессы развития России и присущие им серьезные угрозы национальной экономической безопасности, возникает необходимость поиска болеесовершенных механизмов и инструментов ее укрепления, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельно взятого региона.


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44