- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Законодательные основы государственной службы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004291 |
Тема: | Законодательные основы государственной службы |
Содержание
Содержание Введение - 2 - Глава 1 Общие понятия государственной службы 1.1 Понятие, значение и принципы государственной службы - 3 - 1.2 Законодательные основы государственной службы - 8 - 1.3 Понятие и классификация государственных должностей - 12 - 1.4 Понятие и классификация государственных служащих - 14 - Глава 2 Правовой статус государственных служащих 2.1 Основы правового статуса государственных служащих - 19 - 2.2 Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы - 25 - 2.3 Поощрения и ответственность государственных служащих - 31 - 2.4 О статусе судей в Российской Федерации - 53 - Глава 3 Обеспечение эффективности государственной службы - 61 - Заключение - 62 - Список использованной литературы - 64 - Введение Темой своей курсовой работы я выбрала ''Основы правового статуса государственного служащего''. Государственным служащим принадлежит важнейшая роль в решении таких задач, как управление экономической, социально-культурной и административно-политической сферами. Перед ними стоит задача укрепления российской государственности и реформирования общества на основах демократии и права. Однако, современное состояние системы государственной службы оставляет желать лучшего. Поэтому в своей работе хочу проанализировать основные составляющие правового статуса государственных служащих, применение их на практике, а также значение деятельности государственных служащих на современном этапе развития общества. Главной задачей государственного управления является обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей нашего общества. Государственное управление представляет собой механизм исполнительной власти – одной из отраслей единой государственной власти; оно тесно связано с жизненными повседневными потребностями и интересами граждан. Органы исполнительной власти управляют экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни; призваны обеспечивать при этом исполнение требований российского законодательства. В своей исполнительной деятельности они выражают публично-правовой интерес, для чего наделяются значительными юридически властными полномочиями, которые используют во взаимоотношениях с гражданами, общественными объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями, с органами субъектов Федерации и т. д. Целью моей работы является анализ нормативно-правовых актов, регулирующих правовой статус государственных служащих в Российской Федерации, рассмотрение проблемных вопросов, связанных с определением статуса государственных служащих. В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи: - выяснить, что значит государственная служба в Российской Федерации, раскрыть её сущность и принципы; - определить понятие государственного служащего; - проанализировать права и обязанности государственного служащего; - рассмотреть меры поощрения и ответственности работников, связанных с государственной службой; - выделить методы обеспечения эффективности государственной службы. Материалом для моей работы послужили учебно-методическая литература, нормативная база о государственной службе, научно-практические комментарии законодательства о государственной службе, а также монографии и статьи, опубликованные в периодических изданиях, по рассматриваемой теме. 1 Общие понятия государственной службы 1.1 Понятие, значение и принципы государственной службы Происходящие в стране перемены во всех сферах жизни общества и государства стали поводом для предъявления новых требований к государственным служащим, назрела необходимость реформирования государственной службы, целью которой стало создание государственного аппарата, способного работать в современных политических и экономических условиях, подготовка высокопрофессиональных, компетентных и дисциплинированных специалистов. Для этого стало необходимым определить соответствующий административно-правовой статус государственных служащих. Определение понятия ''государственная служба'' появилось в российском законодательстве относительно недавно. В юридической литературе в это понятие вкладывалось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений и т. д.) трудовой деятельности, предусмотренной занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им. При этом государственными служащими считались все служащие в любой государственной организации. Согласно Федеральному закону ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 года [5] к "государственным служащим" относятся только лица, замещающие государственные должности в государственных органах, а не в любых государственных организациях (например, служащие государственных вузов не считаются государственными служащими). Государственные должности в государственных органах разделены на категории: ''А'' (политико-судебные должности), ''Б'' (патронажные должности), и ''В'' (административные должности) в зависимости от целей их учреждения. Государственные должности категории ''А'' – это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, Федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти Субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие). Государственные должности категории ''Б'' учреждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке для того, чтобы непосредственно обеспечить исполнение полномочий лицами, замещающими должности категории ''А'' (рабочий аппарат президента, рабочие аппараты правительства, министерств, ведомств и других государственных органов). Государственные должности категории ''В'' – должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий (секретари, курьеры, водители и другие). Таким образом, государственная служба представляет собой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей только лицами, замещающими государственные должности категорий ''Б'' и ''В''. Понятие государственной службы не распространяется на лиц, замещающих государственные должности категории ''А'', так как Законом они не отнесены к государственным служащим. Деятельность государственных служащих, замещающих должности категории ''Б'', ''В'' носит обслуживающий, вспомогательный характер, то есть она предназначена для того, чтобы обеспечивать исполнение полномочий лицами, замещающими должности категории ''А''. Поэтому имеется отличие и в наименовании видов должностей: если должности категории ''А'' называются просто государственными должностями, то должности категории ''Б'' и ''В'' – государственными должностями государственной службы. При этом формулировка ''обеспечение исполнения полномочий лицами, замещающими должности категории ''А'' может быть трактована как служба при высших государственных должностных лицах, а не как служба обществу и государству. Но в действительности же государственная служба представляет собой вид общественно-полезной профессиональной деятельности, которая в конечном итоге заключается в осуществлении полномочий того государственного органа, в котором государственный служащий занимает должность категории ''Б'' или ''В''. То есть его профессиональная деятельность направлена на осуществление государственных функций, являясь выражением публичной власти, а не власти лица, замещающего должность категории ''А''. При этом объём полномочий лиц, замещающих должности категории ''Б'' и ''В'', меньше, чем у лиц, замещающих должности категории ''А'', то есть должности категории ''Б'' и ''В'' поставлены в зависимость от должностей категории ''А''. Федеральным законом ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 года [5] установлено: "государственная служба на государственных должностях категории ''Б'' ограничена сроком, на который назначаются и избираются лица, замещающие государственные должности категории ''А''. Это означает юридическое закрепление института временных служащих. Лица, находящиеся на должностях категории ''Б'' (помощники, советники, консультанты, референты и другие), призваны непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности категории ''А'', пока последние замещают свои должности. Если эти лица сменяются, предполагается возможность замены лиц, замещающих должности категории ''Б''. Так, например, в соответствии со статьёй 81 Конституции РФ [4] Президент РФ избирается на четыре года. В соответствии с Федеральным законом ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' [5] этим сроком ограничена служба Руководителя администрации, Первого помощника, Управляющего делами Президента и других лиц, замещающих должности категории ''Б''. Система государственной службы Российской Федерации включает в себя: - федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; - государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении. Федеральная государственная служба осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Государственная служба в субъектах РФ осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени субъекта РФ его государственные функции и отнесённых его законодательными актами к государственной службе. На государственной службе в субъекте РФ не состоят судьи, граждане, работающие в государственных органах по трудовым договорам (контрактам) или гражданско-правовым договорам, а также вспомогательно-технический персонал. Значение государственной службы нельзя переоценить, ведь вопрос о кадрах всегда был одним из ключевых. Всем известно выражение "Кадры решают всё". Именно государственный аппарат должен претворять в жизнь реформы, новые идеи и законоположения. А неумение, некомпетентность, неграмотность, непонимание значимости некоторых реформ со стороны госслужащих тормозят планомерное развитие как системы государственной службы, так и государства в целом. Поэтому эффективное использование кадрового потенциала государства является приоритетной общенациональной задачей, в реальности трудно выполнимой. Несмотря на все нюансы, объективные и субъективные факторы, политические баталии, смену власти и т. д. государственный управленческий аппарат в идеале должен функционировать бесперебойно. Чтобы обеспечить такую деятельность государственного аппарата (чёткую, эффективную, экономную) и предотвратить возможность использования его в чьих-то личных или групповых интересах, систему государственной службы необходимо постоянно совершенствовать. Федеральным законом ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' [5] установлены следующие принципы государственной службы: - Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и Федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Данный принцип отражает требование части 2 статьи 4 Конституции РФ о том, что Конституция страны и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Конституция обладает высшей юридической силой в государстве , а все остальные нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с Конституцией. Это является необходимым условием функционирования государства в режиме законности. - Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия обязывает государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Данный принцип основан на конституционной норме, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита – обязанность государства. Это новое положение в российском законодательстве. Для правового государства должно быть обязательным признание личности высшей ценностью и неотвратимость предусмотренной Федеральным законом ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан. К сожалению, нынешняя система государственного управления далека от этого принципа. - Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и Субъектами Российской Федерации. Статьёй 5 Конституции РФ закреплено федеративное устройство государства. Это предполагает последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной службы. В то же время это предполагает разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона '' Об основах государственной службы Российской Федерации'' [5] субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающие местные условия, включая национальные особенности. Такими актами устанавливаются, например, порядок подбора лиц для замещения государственный должностей категории ''Б'', порядок и условия проведения аттестации, конкурса, порядок ведения личных дел. - Принцип разделения властей – законодательной, исполнительной, судебной, закреплённый в статье 10 Конституции РФ [4], выражает самостоятельность каждой из этих властей, независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного, исполнительного органа, а депутаты не могут находиться на государственной службе, то есть невозможно совмещение служебной деятельности в органах разных ветвей государственной власти. - Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплён в части 4 статьи 32 Конституции РФ. Его сущность заключается в том, что при приёме на государственную службу не допускается расовой, национальной, половой или языковой дискриминации, а также ограничений в зависимости от социального или материального положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, религиозных убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена лишь российским гражданством, возрастом и другими требованиями, установленными для государственных служащих. - Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий в соответствии с законодательством, является одним из устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчинённости нижестоящих органов вышестоящим. Этот принцип обусловливает исполнительскую дисциплину во всех звеньях государственного механизма. Если бы на практике все решения вышестоящих органов беспрекословно выполнялись, наверняка, удалось бы избежать многих проблем в системе государственного управления. Злоупотребление многими государственными служащими своими полномочиями, неисполнение своих прямых обязанностей приводят к сбоям в системе, и к тому же неблаготворно влияют на имидж государственных служащих в целом. - Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие системы подготовки кадров и контроля их компетентности. - Принцип профессионализма и компетентности – основной критерий, который используется при отборе кандидата на вакантную государственную должность. Предпочтение отдаётся наиболее достойному, имеющему лучшую профессиональную подготовку, больший стаж работы по специальности, показавшему на деле свои организаторские способности. - Принцип гласности предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и решение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности государственных служащих не может быть без расширения гласности, учёта общественного мнения, открытости и доступности для контроля. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Недостаточная правовая и юридическая грамотность граждан, на мой взгляд, способствует торможению данного принципа. - Принцип ответственности государственных служащих за рассматриваемые и принимаемые решения, исполнение своих должностных обязанностей закреплён в законодательстве; он направлен на укрепление государственной дисциплины, формирование чувства личной ответственности государственных служащих за порученное дело. - Принцип внепартийности и внеконфессиональности государственной службы означает, что в государственных органах не могут быть образованы ячейки политических партий и движений, государственные служащие не могут при исполнении должностных полномочий руководствоваться решениями политических партий и движений, иных общественных или религиозных объединений. Задачи и функции, выполняемые государственными служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности, хотя на деле в наше время этот принцип не всегда выполняется. - Принцип стабильности кадров в государственных органах означает относительное постоянство кадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе. Это одно из важнейших условий качественного функционирования государственных органов. Вышеобозначенные принципы лежат в основе организации государственной службы и являются руководством к действию для нормативного регулирования института государственной службы в Российской Федерации. 1.2. Законодательные основы государственной службы В Российском государстве правовой институт государственной службы сформировался во времена правления Петра I. Табель о рангах 1722 года подразделяла гражданскую и военную службу на 14 классов (рангов), устанавливала звания чиновников, порядок прохождения ими службы. Период XVIII – XIX вв. характеризуется дальнейшим формированием института государственной службы. Последний Закон о гражданской (государственной) службе был принят в 1896 году. В годы советской власти институт государственной службы не получил законодательного оформления. Временное положение о службе, принятое в 1922 году, лишь частично регламентировало государственно-служебные отношения. Основная нагрузка по регулированию государственной службы лежала на Кодексе законов о труде, а также на различных постановлениях и распоряжениях в отношении отдельных категорий служащих, о порядке их аттестации, на нормативных актах министерств и ведомств (МВД, МИД и т.д.) в виде типовых или примерных должностных инструкций. В Российской Федерации становление правового института государственной службы началось с 1993 года. Первыми нормативными актами в этой сфере были Положение о федеральной государственной службе [9], утверждённое Указом Президента от 22 декабря 1993 года, Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации и Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих [6], утверждённые указами Президента РФ от 11 января 1995 года. За более чем 20-летний период разработано много новых нормативных актов как Российской Федерации в целом, так и её субъектов, которые призваны регулировать отношения, складывающиеся в сфере государственной службы. Для того, чтобы рассмотреть вопросы, связанные с замещением и осуществлением государственными служащими своих полномочий, необходимо сначала определить систему органов государственной власти и их внутреннюю (организационно-штатную) структуру, утвердить перечень государственных должностей и классифицировать их по категориям и группам, установить объём полномочий и функций по каждой должности, а также квалификационные требования к государственным служащим, замещающим эти должности (по образованию, стажу и опыту работы по специальности и т. д.). Законодательством установлены права, обязанности и гарантии государственного служащего, ограничения, связанные с государственной службой, меры поощрения и ответственности. Правовыми нормами регулируются также вопросы прохождения службы: поступление на государственную службу, способы замещения вакантных должностей, аттестация государственного служащего, присвоение квалификационных разрядов, прекращение государственной службы. Необходимой предпосылкой реализации государственно-служебных отношений является определение конкретных государственных органов и должностных лиц, которым предоставляется право осуществлять приём граждан на государственную службу, а также назначать и перемещать их в должности, присваивать им квалификационные разряды (воинские и специальные звания, классы, чины, дипломатические ранги) при прохождении государственной службы. Осуществление государственной кадровой политики является важным элементом работы с кадрами государственных органов. Кадровая политика закрепляется в законах, иных нормативных правовых актах, и их посредством претворяется в жизнь. Удачный результат кадровой политики напрямую зависит от качества государственного аппарата, от исполнения им законодательства, от его исполнительской дисциплины. Государственная служба Российской Федерации включает в себя: Федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ. Это деление государственной службы на два вида предопределяет существование двух видов законодательства, регулирующего государственно-служебные отношения. Законодательство о государственной службе состоит из Федеральной Конституции, Федерального закона '' Об основах государственной службы Российской Федерации'' [5] от 31 июля 1995 года, других федеральных законов и многочисленных нормативных актов, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных актов Субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации играет принципиально важную роль в правовом регулировании государственной службы. Именно она определяет, какие руководящие государственные должности РФ относятся к категории ''А'' и в чём состоят их отличия от должностей, относящихся к категориям ''Б'' и ''В''. В Конституции РФ определена также компетенция Государственной Думы, Совета Федерации и Президента РФ по назначению на должности и освобождению от должностей государственных служащих. Она содержит и некоторые другие положения, касающиеся подбора и расстановки руководящих кадров государственных органов. Федеральный закон ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 года [5] устанавливает правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохождения государственной службы. Основная цель этого Закона – создание единой общефедеральной правовой базы государственной службы, придание ей профессионального характера. Закон способствует развитию правовой базы для борьбы с бюрократизмом, коррупцией, произволом чиновничества, практикой подбора кадров по принципу личной преданности. Он направлен не только на повышение требований к государственным служащим, их обязанностям, но и на обеспечение их правовой и социальной защищённости. Закон ''Об основах государственной службы российской Федерации'' [5] содержит много фундаментальных понятий, таких как ''государственная должность'', ''государственная служба'', ''государственный служащий'', ''квалификационный разряд'' и другие. Он повышает требования к желающим занять или уже занимающим государственные должности гражданам: наличие специального образования, прохождение аттестации, квалификационных экзаменов; система жёстких дисциплинарных взысканий создаёт серьёзные преграды на пути некомпетентных или недобросовестных служащих. Особенности государственной службы в отдельных федеральных государственных органах регламентированы иными Федеральными законами: ''О воинской обязанности и военной службе'' [10], ''О статусе военнослужащих'' [20], ''О службе в таможенных органах Российской Федерации'' [19], ''О федеральных органах налоговой полиции'' [24], Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации [26], Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации [27] и другие. Ряд вопросов государственной службы регулируют Указы Президента РФ: ''О государственных должностях Российской Федерации'' [12], ''Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы'' [6], ''Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего'' [7], ''О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы'' [14]. Многие вопросы федеральной государственной службы регулируются дисциплинарными уставами и положениями, положениями о конкретных органах и их подразделениях, другими нормативными актами Правительства, министерств и ведомств. Федеральный закон ''Об основах государственной службы Российской федерации'' [5] предусматривает право субъектов Федерации самостоятельно регулировать многие вопросы государственной службы с учётом местных условий и обычаев, а именно: - определять порядок подбора лиц для замещения государственных должностей категорий ''Б'' и ''В''; - устанавливать перечень документов и условий для проведения конкурса на замещение вакантных должностей, порядок и условия аттестации; - определять размеры расходов на денежное содержание государственных служащих, другие требования к государственным должностям государственной службы; - устанавливать порядок ведения личных дел, реестров государственных служащих, рассмотрения обращений и принятия по ним решений, участия государственного служащего в органе управления коммерческой организации; - определять денежное содержание и иные выплаты и надбавки, создавать органы по вопросам государственной службы, а также решать некоторые другие вопросы. В целом государственная служба – это сложный комплексный правовой институт, который регулируется рядом отраслей права: конституционного, административного, трудового, финансового и других. Что касается муниципальной службы – профессиональной деятельности на постоянной основе в органах местного самоуправления, то она не относится к государственной службе. Федеральный закон ''Об основах муниципальной службы в Российской Федерации'' от 8 января 1998 года устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих. Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом ''Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации'', Федеральным законом ''Об основах муниципальной службы в Российской Федерации'' и другими федеральными законами. 1.3. Понятие и классификация государственных должностей При определении административно-правового статуса государственных служащих особо важное значение имеет правильное понимание правового значения и классификации государственных должностей государственной службы. В общем виде под государственной должностью понимается учреждённая в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объём полномочий занимающего её лица. Это организационно-правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности (рабочие на заводе, фабрике), учатся (студенты, учащиеся) и т.д. В Федеральном законе ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' [5] от 31 июля 1995 года дано понятие государственной должности в современном её значении в отличие от всякой другой - негосударственной. Государственной должностью называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. К числу иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, относятся: Центральный банк России, Совет Безопасности, Администрация Президента и его полномочные представители, дипломатические представители Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, Счётная палата, Аппарат Правительства, Прокуратура, должности Уполномоченного по правам человека, Председателя, заместителя Председателя, секретаря и члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, занимающего должность на постоянной основе, территориальные органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий. Понятие государственной должности является основополагающим для определения не только понятия ''государственная служба'', но и для определения правового положения государственного служащего, порядка прохождения государственной службы (способ замещения должности, присвоение квалификационного разряда, прекращение государственной службы и т. д.). При этом принципиальное значение имеет установленное Федеральным законом от 31 июля 1995 года деление государственных должностей государственной службы. В целях обеспечения реализации законодательства Российской Федерации о государственной службе и повышения эффективности кадровой политики в государственном аппарате рядом Указов Президента РФ утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы (категории ''Б'' и ''В''), которые считаются соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации. Эти перечни учреждены для обеспечения исполнения полномочий Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, федерального министра, судей, деятельности Совета Безопасности, федерального органа исполнительной власти и др. Государственные должности, включённые в данный Реестр, подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. К указанному Реестру приложены: перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим эти должности. Специализация предусматривает наличие у государственного служащего соответствующего профессионального образования, необходимого для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы. Специализации устанавливается в зависимости от функциональных обязанностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов. Что включают в себя квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы? Во-первых, требования к уровню профессионального образования с учётом группы и специализации должностей. Например, согласно Федеральному закону ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' [5] гражданам, претендующим на высшие и главные государственные должности государственной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с профессиональным дополнительным высшим образованием по специализации государственных должностей государственной службы. Во-вторых, для лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы или претендующих на их замещение, в целях обеспечения их высокого профессионализма, единства предъявляемых к ним квалификационных требований установлены требования по стажу и опыту работы. Эти требования различаются также в зависимости от группы должностей, Так, для замещения ведущих государственных должностей требуется иметь стаж государственной службы на должностях, отнесённых к старшим государственным должностям, не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет и профессиональные качества руководителя, необходимые для исполнения соответствующих должностных обязанностей. В-третьих, устанавливаются требования к уровню знаний федеральной Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Могут быть установлены и другие требования. 1.4. Понятие и классификация государственных служащих Согласно Федеральному закону ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: