- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Задачи и проблемы государственного регулирования сферы образования в Узбекистане
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016001 |
Тема: | Задачи и проблемы государственного регулирования сферы образования в Узбекистане |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ» Факультет гуманитарных и социальных наук Кафедра государственного и муниципального управления «Допустить к защите» Зам. Декана ФГСН по очно-заочному и заочному обучению __________К.В. Радкевич «____»__________ 2018 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА на тему « Задачи и проблемы государственного регулирования сферы образования в Узбекистане» ________ НАПРАВЛЕНИЕ: 38.03.04«ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» Выполнила Студентка группы Губ+з4 Студенческий билет № 1032144874 Маъруфова Мохижамол Илхомжон кизи 29.05.2018 г. Руководитель Доцент государственного и муниципального управления Парамонов Владимир Васильевич Москва 2018 Содержание Введение 3 Глава 1. Историко-правовой анализ государственного регулирования сферы образования в Узбекистане 8 1.1. Становление системы образования в суверенном Узбекистане 8 1.2. Формирование нормативно-правовой базы сферы образования в Узбекистане 21 Глава 2. Приоритетные направления государственного регулирования сферы образования в современном Узбекистане 35 2.1. Основные задачи и направления государственной политики в Узбекистане в сфере образования 35 2.2. Проблемы и перспективы в сфере образования в современном Узбекистане 48 Заключение 57 Список источников и литературы61 Введение Переход Республики Узбекистан от прежней административно-командной системы к демократической государственности породилмного проблем и вопросов, в том числе и связанных с деятельностью и ролью государства в сфере образования. При этом к числу главных вопросов относится поиск новых подходов к решению проблем государственно-правового регулирования системы образования. К настоящему времени сложилось осознание того, что без регулирующего воздействия государства на систему образования невозможно решить поставленные задачи по реформированию и модернизации страны. Особенно важной является роль государства в «реализации долгосрочной цели, которую мы ставим перед собой, – войти в число современных развитых, демократических государств, обеспечить своему народу достойные условия жизни и достойное место в мировом сообществе».1Призыв к разгосударствлению, провозглашенный в постсоветский период, отчасти породил негативную реакцию общества на какие-либо проявления деятельности государства, поставив под сомнение необходимость государственного регулирования. Однако в суверенном Узбекистане было признано функциональное значение государства, а «возложение на государство роли главного реформатора, то есть функции инициатора и координатора реформ»2означало признание той позитивной роли государства и его деятельности, какую оно играет в поступательном развитии общества. Ключевое средство осуществления государственной политики в сфере образования, реформ, проводимых в системе образования, это нормативное регулирование - законодательство об образовании, а также его реализация. Состояние сферы образования является свидетельством того, насколько активно государство осуществляет разнообразную деятельность в данной сфере, насколько эффективны законы. Проводившиеся в стране социально-политические преобразования потребовали принципиально новых решений в области образования. В 1997 году были приняты Закон Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров. Благодаря принятию этих нормативных актов стало возможным значительное реформирование всей системы образования. Активная, гибкая и динамичная образовательная политика, с одной стороны, нацелена на достижение высокого уровня мировых образовательных стандартов, с другой - учитывает конкретные социально-экономические условия, а также специфику и духовно-культурные ценности узбекского народа3. Масштаб и комплексный характер осуществляемых в Узбекистане образовательных реформ, расширение роли государства в данном процессе делают крайне актуальными поиски новых подходов к управлению образовательной сферой. Поэтому настоятельно требуется постоянное совершенствование методов и принципов управления данной сферой, выстраивания системы управления образованием с учетом зарубежного опыта, а также достижений современной научной мысли. Само развитие страны подталкивает к совершенствованию деятельности государства в данном направлении. Основополагающими принципами Конституции Республики Узбекистан являются признание и соблюдение прав и свобод человека, а право на образование провозглашено одним из фундаментальных и неотъемлемых прав человека. Важно провести анализ существующих проблем государственного регулирования системы образования, поскольку в настоящее время совершенствование области образования представляется актуальной задачей, что отметил и Президент страны, поскольку, «как известно, уровень образования определяет судьбу страны, ее будущее».4Поэтому без должного кадрового, информационного и финансового обеспечения системы образования добиться выполнения обозначенной задачи невозможно. Сегодня общество пришло к пониманию того, что в XXI веке положение человека, его моральное и материальное благополучие, возможности реализации своего потенциала во многом обусловлены уровнем его образования и компетентности. Интеллектуальный потенциал рассматривается в качестве определяющего фактора прогрессивного развития общества. Зарубежный опыт (Японии, Южной Кореи и других стран) продемонстрировал, что быстрое и эффективное развитие государства возможно на основе подъема образовательного уровня граждан. Исходя из огромного значения образования в современном мире, Узбекистан, определяя приоритеты государственной (и в том числе образовательной) политики, берет за основу задачу формирования гармонично развитой личности. В Узбекистане выработана и осуществляется собственная модель образовательной политики, отвечающая, по признанию многих экспертов, современным требованиям и мировым стандартам. В частности, президент Азиатского банка развития Харухико Куроды отметил, что «Узбекистан достиг прогресса в процессе диверсификации, особенно индустриализации… Глубоко продуманные и своевременные инвестиции в образование, здравоохранение … обеспечивают повышение конкурентоспособности… Модель образования основывается на качестве – качестве учителей, студентов, программ и, в конечном итоге,- качестве знаний. «Узбекская модель» образования учитывает потребности, связанные с глобализацией, и представляет собой инструмент обеспечения позитивной и продуманной роли Узбекистана в Азии и за ее пределами».5 Образование не может развиваться без активной государственной поддержки, в связи с чем большую научную и практическую актуальность имеет изучение и анализ деятельности государства по развитию и поддержке сферы образования в условиях, когда одним из приоритетов деятельности государства объявлено обеспечение высокого образовательного уровня населения страны, соответствующего современным потребностям. Актуальность темы данного исследованияобусловлена целым рядом обстоятельств: во-первых, важностью функций современного государства в развитии образования, регулировании этой сферы; во-вторых, возрастающей ролью образования в современном мире; в-третьих, растущим значением международного права в сфере образования, что требует приведения в соответствие национального законодательства; в-четвертых, необходимостью обобщения уже имеющегося опыта реализации образовательной функции государством, необходимостью определения и анализа новых факторов, оказывающих заметное влияние на реализацию государством указанной функции. Цель данной работы – рассмотреть задачи и проблемы государственного регулирования сферы образования в Узбекистане. Задачи: 1. рассмотреть основные этапы становления системы образования в суверенном Узбекистане; 2. рассмотреть формирование нормативно-правовой базы сферы образования в Узбекистане 3. охарактеризовать основные задачи и направления государственной политики в Узбекистане в сфере образования 4. проанализировать проблемы и перспективы в сфере образования в современном Узбекистане. Предмет изучения – государственное регулирование сферы образования в Республике Узбекистан; объект изучения - задачи и проблемы государственного регулирования сферы образования в Узбекистане. Методологической основой работы послужили общенаучные принципы анализа и синтеза, историко-правовой, сравнительный, проблемно-хронологический методы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Историко-правовой анализ государственного регулирования сферы образования в Узбекистане 1.1. Становление системы образования в суверенном Узбекистане После приобретения независимости Республикой Узбекистан, все без исключения сферы жизни общества были затронуты глубокими изменениями. Эти изменения настоятельно требовали соответствующей перестройки системы образования, связанной с изменением целей, задач и содержания образования. У истоков национального и духовного развития личности стоит школа. В своей книге «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса» Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов пишет, что «…конечной целью должно стать построение сильного демократического правового государства и гражданского общества, с устойчивой рыночной экономикой, открытой внешней политикой. Только такое общество может гарантировать достойную жизнь народа Узбекистана, его права и свободу, обеспечить возрождение национальных традиций культуры, духовно-нравственное развитие человека как личности. Эти задачи невозможно выполнить без учителя, без новой национальной школы»6.По инициативе Президента Узбекистана уже в первые годы независимости был поставлен вопрос о необходимости реформирования системы образования, он приобрел статус одного из ключевых направлений государственной политики. За время независимости в сфере народного образования республики произошли значительные изменения, правовым фундаментом которых стало принятие ряда документов, регулирующих данную сферу. Важнейшими из них являются Конституция (8 декабря 1992 г.), Закон «Об образовании» (1992, 1997 гг.), «Национальная программа по подготовке кадров» (1997 г.). Лейтмотив приоритетов, содержащихся в этих документах, был определен Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым: «Наши дети должны быть умнее, сильнее, мудрее и, конечно, счастливее нас»7. Перед сферой образования была поставлена задача изменения содержания работы средней школы, создания национальной школы, выстраивающей учебно-воспитательную работу, основываясь на общечеловеческих ценностях и национально-культурных традициях, а также исторического опыта узбекского народа. Были сформулированы главные принципы Государственной политики в сфере образования, заключающиеся в: * гуманистическом, демократичном характере обучения и воспитания; * непрерывности и преемственности образования; * обязательности общего среднего, а также среднего специального профессионального образования; * светском характере системы образования; * общедоступности образования; * поощрении образованности и таланта; * сочетании государственного и общественного управления в системе образования8. Необходимо особенно подчеркнуть, что основополагающим подходом к реформированию системы образования в Республике Узбекистан выступают гарантии государства в создании условий для поэтапного поступательного развития системы непрерывного образования и необходимо качества образования. Изучение системы образования в Республике Узбекистан и Национальной модели подготовки кадров показывает, что наиболее существенными недостатками ранее действовавшей системы подготовки кадров были: ее несоответствие требованиям осуществлявшихся в стране рыночных и демократических преобразований; отсутствие взаимодействия и взаимной интеграции системы образования, науки и производства. Явно недостаточной была материально-техническая и информационная база учебного процесса; существовала неукомплектованность образовательных учреждений качественной и современной учебно-методической и научной литературой и дидактическими материалами. Остро стояла проблема обеспечения более тесных взаимосвязей между структурой, содержанием обучения и учебным процессом, организации системы непрерывного образования. Все это потребовало коренного реформирования всей сферы образования Реформы образования в республике имели несколько этапов: I этап - подготовительный (1990-1991 гг.). На данном этапе решались такие задачи, как: 1. формирование новых принципов образования, идеологических и методологических основ планируемой реформы образовательной сферы; 2. подготовка общественного мнения и педагогического сообщества к принятию новых принципов реформы; II этап – собственно начало осуществления реформы (1991-1997). В рамках данного этапа решались следующие задачи: 1. демонтаж прежней тоталитарной административно-командной системы образования и отказ от старой образовательной политики; утверждение новых ее оснований и принципов. 2. децентрализация и деунифитация школы, ее демократизация и гуманизация; 3. разработка и принятие правовой базы реформ и обновления системы образования (Закон «Об образовании» 1992 г. и 1997 г.) 4. разработка и принятие «Национальной программы по подготовке кадров». 5. запуск Национальной программы по всем ее направлениям с 1997 года.9 Принятие нового Закона «Об образовании» (1997 г.) и «Национальной программы подготовки кадров» (1997 г.) ознаменовали завершение прорывного этапа образовательной реформы. Реформа вступила в новую стадию - реализации. Новый иновационно-технологический этап образовательной реформы (реализация Национальной программы) включает в себя: I этап (1997-2001) - структурная перестройка и коренное обновление содержания образования в соответствии с Законом «Об образовании»; II этап (2001-2005) – всесторонняя и полномасштабная реализация Национальной программы с учетом накопленного опыта, развития рынка труда и т.д. III - этап (2005 и последующие годы) - совершенствование и дальнейшее развитие системы подготовки кадров на основе анализа и обобщения накопленного опыта10. На каждом этапе современной реформы происходит внедрение в систему национального непрерывного образования современных технологий, образовательные и воспитательные технологии выстраиваются на научной основе, происходит обобщение огромного опыта педагогических новаций, разработка новых экспериментальных технологий. Одновременно с реформированием содержания образования в республике потребовалось обеспечение соответствия качества подготовки кадров тем требованиям, которые к ним предъявляют осуществляемые в республике преобразования. Это привело к разработке и закреплению государственных образовательных стандартов, обязательных для всех типов образовательных учреждений. Содержание общего среднего образования, согласно требованиям реформирования, включает в себя обязательный и дополнительный компоненты. Обязательный компонент определяет государственный образовательный стандарт, в нем установлен обязательный уровень подготовки учащихся, дополнительный определяется в соответствии с потребностями и способностями учащегося, материально-технической и кадровой обеспеченностью школы. В целом сегодняшняя система образования в Узбекистане приняла окончательный вид в 2009 году, с завершением так называемого переходного периода, когда были ликвидированы старшие (10-11) классы в школах, созданы академические лицеи и профессиональные колледжи. В настоящее время вся система представлена следующими уровнями: начальная школа (1-4 классы); общая средняя школа (5-9 классы); среднее специальное (в академических лицеях) и среднее профессиональное (в профессиональных колледжах) образование — 3 года; базовое высшее образование (бакалавриат) — 4 года в высших учебных заведениях, институтах, академиях; высшее образование (магистратура) — 2 года; послевузовское образование (интернатура, аспирантура, докторантура). Подготовка ребенка к школе начинается в дошкольных учреждениях. В Узбекистане многие родители стремятся отдать детей в школы с русским языком обучения, количество этих школ насчитывает примерно 8% от общего количества школ. Дошкольники весь год перед школой должны посещать подготовительные курсы, по окончании которых сдаются вступительные испытания: техника чтения (норма — не менее 30-40 слов в минуту), диктант и решение математических задач. Учебный год начинается 2 сентября и продолжается до 25 мая с перерывами на каникулы. Детей в школу принимают в возрасте 6-7 лет. Всех первоклассников государство обеспечивает бесплатными учебниками и комплектом канцелярских принадлежностей. Со второго класса, учебники «приобретаются» в аренду, стоимость которой зависит от количества книг. Государством предусмотрено предоставление бесплатных учебников детям из малообеспеченных или многодетных семей, помимо этого существуют такие льготы, как бесплатные школьные обеды (до 4 класса) и комплект зимней одежды. После установления независимости советские учебники стали изымать. Вместо них вводились новые, которые были написаны уже узбекскими авторами; были значительно упрощены программы по физике и математике; кроме того, был введен такой предмет как Идея Национальной Независимости, делающий основной упор на патриотическом воспитании учащихся. С 2012 года согласно Указу Президента с первого класса начинается изучение иностранных языков. Русский язык в узбекских школах преподается в качестве обязательного второго языка. Целью начального образования является формирование основ грамотности, навыков и знаний, которые необходимы для получения далее общего среднего образования. Детей в первый класс принимают с 6 -7 лет. В Узбекистане начальное образование - обязательное, бесплатное и всеобщее. Это значит, что каждый ребенок, достигший школьного возраста, должен посещать общую либо специализированную (для детей с ограниченными возможностями здоровья) начальную школу. Начальным образованием охвачено к настоящему времени 100% детей, достигших соответствующего возраста. Завершая начальную школу, ребёнок должен иметь прочные навыки письма, чтения, счёта. Ученик усваивает первые принципы теоретического мышления, учится самоконтролю учебных действий, рефлексии. Школьники получают знания по культуре речи, знакомятся с основами личной гигиены, здоровым образом жизни и нормами поведения в социуме. Проводится политика гибкости и вариативности содержания учебных предметов начальной школы в разных типах школ и условиях обучения. Между начальным и средним образованием в Узбекистане существует организационная и содержательная неразрывная связь. В каждой общеобразовательной школе обучение организуется на обеих ступенях (общее среднее образование), что способствует полному учету выпускников начальной школы и непрерывности системы общего среднего образования. В «процессе широкомасштабных реформ, проводимых в стране под руководством Президента Ислама Каримова в образовательной системе, особое внимание уделяется обучению молодого поколения на уровне мировых стандартов, воспитанию его в духе преданности национальным и общечеловеческим ценностям, поддержке талантливой и инициативной молодежи. При этом свои результаты дает поэтапное претворение в жизнь задач, намеченных в Национальной программе по подготовке кадров и Государственной общенациональной Программе развития школьного образования на 2004-2009 годы. Эти реформы вызвали чрезвычайно широкое демократическое движение, мощный духовный подъем общества, стремление передовых деятелей этого времени активно участвовать в обновлении узбекской действительности, направить ее развитие в соответствии со своими представлениями и идеалами»11. Общее среднее образование представляет собой логическое продолжение начального, однако, обладает качественно иным содержанием и предполагает иную методику преподавания. Средним образованием обеспечивается процесс становления личности учащегося с учетом его интересов, склонностей, способностей, оно помогает социальному самоопределению. Обучающийся средней школы приобретает систематизированные знания по основам многих наук. Во время обучения формируется кругозор, развиваются способности, творческое мышление. Путем приобщения к богатому культурному и духовному наследию народа происходит восприятие бережного и уважительного отношения к окружающему миру. В средней школе ученикам предоставляется определенный простор в выборе школьных предметов для самостоятельного изучения. Структура содержания среднего образования включает в себя два компонента: обязательный и дополнительный. Обязательный компонент устанавливается в соответствии с государственными образовательными стандартами, которые также определяют обязательный минимум уровня подготовки учащихся, достижение которого должно быть обеспечено образовательными учреждениями. Этот компонент основан на социальном заказе общества и государства, интересах и потребностях личности. Установление дополнительного компонента основывается на потребностях и способностях учащихся, кадровой и материально-технической обеспеченности учебного заведения, социально-экономическом развитии территорий. Объемы дополнительной учебной нагрузки определяют нормативы, устанавливаемые Министерством народного образования12. Учебно-воспитательную работу школы проводят «на основе Базисного учебного плана и образовательных программ общего среднего образования, которые также утверждает Министерство народного образования. Перечень учебных предметов, общеобразовательных программ, продолжительность учебного времени определяются государственным образовательным стандартом общего среднего образования, Базисным учебным планом». Реализация общего среднего образования происходит очной форме, завершает ее итоговая аттестация выпускников. Выпускники получают аттестаты государственного образца, а достигшие особых успехов — аттестат с отличием. Учащиеся, которые самостоятельно освоили общеобразовательную программу, могут быть аттестованы в порядке экстерната, согласно Положению об экстернате, утвержденному Министерством народного образования13. Необходимо заметить, что на сегодняшний день в Узбекистане не экономят на образовании. Основой общенациональной политики в сфере образования в Узбекистане является убежденность в решающей роли школы в определении социально-экономических позиций, которые страна занимает в мире. Как подтверждает практика, качество образования во многом оказывает определяющее влияние на уровень жизни людей, порой даже в большей степени, нежели все остальные факторы. В стране финансирование системы образования осуществляется не по остаточному, а по приоритетному принципу. В недавнем прошлом (до 1990-х годов) нехватка средств на социальную сферу, в том числе и на образование, была связана с необходимостью опережающего развития тяжелой индустрии, оборонного комплекса, сырьевых отраслей. В настоящее время это необходимость проведения экономических и социальных реформ и основной социальной политики Узбекистана14. Главное отличие новой структуры непрерывного образования заключается в том, что она ввела добровольно-обязательное трехлетнее обучение, которое предусматривает получение специальности, а также общего среднего образования в профессиональных колледжах, или углубленную подготовку в академических лицеях (на базе 9 классов). Все педагоги в обязательном порядке раз в 5 лет должны проходить государственную аттестацию, а преподаватели лицеев и колледжей — каждые 3 года. В зависимости от ее результатов учителю присваивается одна из категорий, с учетом рейтинга учителя, его участия в общественной жизни школы, профессиональных достижений и мониторинга знаний учащихся по его предмету. Система переподготовки и повышения квалификации (далее СППК) кадров является важной составной частью национальной модели образования. В настоящее время данная система является главным источником получения педагогами и управленцами новой информации, нового знания, новых умений и навыков, поэтому именно данная система, в известной мере, несет ответственность за подготовленность работников образования к модернизационным процессам, осуществляемым в сфере образования, и поэтому ей уделяется особое внимание15. Функционирование СППК служит не только для поддержания качества образования на должном уровне, но и является важным показателем уровня социальной защищенности педагогических кадров. Ежегодно для организации переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров выделяется огромные средства (все расходы связанные с повышением квалификации педагогических кадров возмещается государством). В связи с этим, повышения эффективности функционирования СППК приобретает особую значимость. В системе народного образования Республики Узбекистан функционируют 14 региональных институтов переподготовки и повышения квалификации работников учреждений народного образования, Центральный институт переподготовки и повышения квалификации работников народного образования (далее– Центральный институт), Республиканский центр переподготовки и повышения квалификации работников дестко-юношеских спортивных школ и Республиканский учебно-методический центр переподготовки и повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений.16 Центральный институт является головным институтом и учебно-методическим центром системы переподготовки и повышения квалификации работников народного образования. Данный институт осуществляет повышение квалификации руководящих кадров системы народного образования, разрабатывает учебные планы и программы переподготовки и повышения квалификации, координирует работу по созданию и развитию учебно-методической базы в системе переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений народного образования. В пришедшие периоды независимого развития в республике созданы все необходимые условия для успешного функционирования данной системы, что находит своеотражение в принятых нормативно-правовых актах в сфере образования, в числе которых особое место занимают «Национальная программа по подготовке кадров» и Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 25 от 16.02.2006 года «О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров». Постановлением установлены обязательные требования к СППК педагогических кадров; определены задачи выполняемые структурными подразделениями системы; перечислены виды и формы переподготовки и повышения квалификации; сформулированы общие требования к содержанию и качеству переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; установлены объемы учебной нагрузки, требования к подготовленности педагогических кадров17. У каждой школы есть собственный лицевой счет, средства которого она может расходовать по усмотрению Попечительского совета и администрации на нужды школы. Школам также рекомендовано иметь собственное производство: например, приусадебный участок, теплицу и другие уместные виды заработка, где допускается привлечение детского труда. Государство всячески финансово помогает школьной системе. После окончания школы и успешной сдачи государственных экзаменов каждый учащийся должен продолжить образование в академическом лицее или профессиональном колледже. При приеме в эти учреждения учитываются оценки, выставленные в аттестате и вступительного тестирования, которое проводится единовременно по всей республике 1 августа. Обучение в колледже или лицее является бесплатным для студентов, которые набрали необходимое количество баллов на тестировании, для остальных - платным. В академических лицеях изучаются все основные дисциплины: фактически здесь реализуется программа бывших 10-11 классов, только несколько переработанная и дополненная. Студент может выбрать направление обучения: гуманитарное, техническое, аграрное и т.д. Выпускники лицея получают среднее специальное образование. В профессиональных колледжах изучаются специальные дисциплины, соответствующие выбранному профессиональному направлению. Выпускники колледжа получают профессиональное образование и квалификацию по выбранной специальности. Поступить в вуз может абитуриент после окончания лицея или колледжа. Заочная форма обучения в вузах отменена в Узбекистане с 2004 года18. Система высшего образования включает двухуровневую подготовку специалистов: бакалавриат и магистратуру. Сегодня в Узбекистане наблюдается очень высокий уровень приема в вузы – из десяти выпускников средних школ только одному удается поступить в вуз из-за ограничительных приемных квот. На каждое место в вузах приходится шесть абитуриентов – что делает процесс поступления исключительно конкурентным и вынуждает множество потенциальных кандидатов идти на рынок труда без получения подходящих навыков и образовательной подготовки. В результате страна имеет избыток рабочих, обладающих лишь базовыми навыками, почти половина промышленных фирм отмечает затруднения, связанные с наймом достаточного числа квалифицированных специалистов с высшим образованием. Подводя итог, мы можем сказать, что система образования в Узбекистане существенным образом изменилась с приобретением независимости: была проведена полномасштабная реформа, в которой во главу угла была поставлена забота о подрастающем поколении, о духовном, нравственном и физическом развитии детей. 1.2. Формирование нормативно-правовой базы сферы образования в Узбекистане Конституция – это основа демократического эволюционного развития суверенного Узбекистана, в которой четко определена цель государства, общества и народа – построение гуманного демократического правового государства, обеспечение практической реализации в жизнь принципов и норм Основного Закона. В Конституции Республики Узбекистан в полной мере отражены основополагающие принципы Всеобщей декларации прав человека: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения». Данное положение законодательно закреплено в статье 18 Конституции Узбекистана, подтверждено статьями 3 и 5 Уголовного кодекса. Статья 2 Закона «О гражданстве Республики Узбекистан» содержит положение о том, что «Граждане Республики Узбекистан равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий и др.». Одна из главных задач современного Узбекистана заключается в формировании всесторонне развитой, гармоничной и свободной личности. В качестве ключевого средства решения этой задачи рассматривается проведение целенаправленной государственной политики в сфере образования19. Конституция Республики Узбекистан провозглашает «право на образование одним из фундаментальных и неотъемлемых прав человека. В Конституции Республики Узбекистан акцентировано внимание на том, что изменения в общественно-политической, экономической жизни республики требуют разработки официальной политики государства в области образования, где особое внимание уделяется профессиональной ориентации молодого поколения, которому придётся строить демократическое, правовое, светское, унитарное государство, дальнейшему совершенствованию образования и»воспитания20. В Республике Узбекистан право на образование - это одно из основных прав личности, и в стране сформирован действенный механизм, гарантирующий реализацию данного права. Республика ратифицировала все основные международные документы в сфере права на образование, рекомендующие каждому государству обеспечить своих граждан обязательным и бесплатным начальным образованием, общедоступным средним образованием, которое должно стать всеобщим достоянием, а также доступное высшее образование на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого21. На государство возложена задача обеспечения соблюдения предусмотренного законом обязательного обучения. Основываясь из этих обязательствах, Республика Узбекистан в процессе реформ сформировала национальную систему непрерывного образования, закрепив механизм осуществления права личности на образование. Важную роль в механизме обеспечения права на образование играют государственные меры, направленные на поддержку и развитию одаренных детей и молодежи, стимулирование их творческой образовательной деятельности, с этой целью учреждены и действуют различные фонды и именные стипендии, функционируют дома детского творчества. Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность политических, экономических и правовых и решений, которые принимаются органами государственной власти и направлены на комплексное развитие системы образования, а также полноценное обеспечение права граждан на образование, мероприятий, содействующих практической реализации этих решений22. Система управления сферой образования понимается как сложноорганизованная система, имеющая две особенности: с одной стороны, система образования подвержена комплексному управленческому воздействию со стороны государства как системного образования более высокого порядка, с другой, в самой системе образования вырабатываются и реализуются управленческие решения, адресованные от одних элементов к другим. Таким образом, управление образованием есть сложноструктурированная, многофункциональная, специально организованная деятельность органов государственной власти совместно с общественными институтами, направленная на повышение эффективности функционирования системы образования страны, в целом образования как социального института в соответствии с целями и задачами развития общества и государства на современном этапе их развития23. Структура административного управления образованием включает: - Кабинет Министров Республики Узбекистан; - Министерство народного образования Республики Узбекистан; - Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан; - Министерства и ведомства, имеющие подведомственные образовательные учреждения (Кабинет Министров Республики Узбекистан, Минздрав, Минкультуры, Минсельводхоз, Минсвязи, Минюст, МИД, Госкомспорт и др.); - Местные органы государственной исполнительной власти (Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента); - Территориальные управления народного образования и среднего специального, профессионального образования. To есть управление о....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: