- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Задачи и методы исследования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000162 |
Тема: | Задачи и методы исследования |
Содержание
Содержание Введение ……………………………………………………………………………..3 Глава 1. Особенности развития детей младшего школьного возраста…………10 1.1 Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………...……………10 1.2 Понятие «координационные способности» ………………………………….13 1.3 Формирование двигательных координационных способностей у детей 7-10 лет……………………………………………………………………………………16 1.4 Развитие координационных способностей. Влияние возрастных особенностей на развитие координационных способностей в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………19 1.4.1 Сущность и значение координационных способностей в управлении движении…………………………………………………………………………....19 1.5 Средства развития координационных способностей………………………..20 1.6 Основные теоретические подходы к разработке методике развития двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста в специальной медицинской группе……………………………………22 1.7 Основные приемы воспитания координационных способностей ………….25 1.8 Методы развития и оценка координационных способностей……………….30 Глава 2. Организация, методы и задачи исследования …………………………48 2.1 Задачи и методы исследования .Организация исследования……………….48 Глава 3. Результаты исследования. Вывод……………………………………….57 3.2 Результаты исследования ……………………………………………………..57 3.2.1 Эффективность экспериментальной методики, направленной на развитие двигательных координационных способностей младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе……58 Список литературы ……………………………………………………………….62 Приложение………………………………………………………………………..66 ВВЕДЕНИЕ. Актуальность. В настоящее время, условиях модернизации современной системы образования требуются новые подходы к организации и построению процесса физического воспитания в общеобразовательной школе. Период обучения в школе - это время интенсивного формирования и развития организма ребенка, который чутко реагирует на условия и факторы, влияющие на уровень его здоровья. Большое значение в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста приобретают методики оздоровительной физической культуры (Н.А.Фомин, 1985; В.К. Бальсевич, 1988; В.И. Лях, 1998; Л.Б.Кофман, 1989; Г.Б. Мейксон, 1992; В.В.Зайцев, 1997 и др.), которые помимо решения оздоровительной задачи физической культуры обеспечивают развитие двигательных качеств детей. Анализ нормативных документов по физическому воспитанию в начальной школе и методической литературы (Э.Г. Булич, 1996; В.К. Велитченко, 1989; В.Н.Касаткина, 1997; В.А.Нестеров, 1998 и др.) показал, что в большинстве начальных школ отсутствует необходимое программно-методическое обеспечение процесса физического воспитания детей различных специальных медицинских групп, а также недостаточно квалифицированных педагогических кадров для работы с ними. На практике наблюдается групповое проведение физкультурных занятий учащихся различных групп здоровья, индивидуальный подход к повышению уровня отстающих показателей здоровья разработан слабо и используется недостаточно. Как правило, школы и учителя работают по кратким авторским рекомендациям, используя указания Министерства образования и науки РФ. Отмеченные выше факторы являются одной из 3 причин низкой эффективности уроков физической культуры в начальной школе. Проведенные исследования по физическому воспитанию младших школьников (Э.Г.Булич, 1996; В.К. Велитченко, 1989; Е.М.Янчик, 2002) указывают на то, что методика преподавания физической культуры в специальных медицинских группах в начальной школе также недостаточно представлена. Для педагога, работающего с учащимися специальных медицинских групп, отсутствуют инновационные программы из-за большого разнообразия заболеваний, не предусмотрены дополнительные спортзалы, учителя, научно обоснованные практические рекомендации и специальный инвентарь (например, фитбол). По этой причине дети, отнесенные по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, либо совсем не занимаются физической культурой, что вызывает недостаток общей и специальной двигательной активности (Э.И. Аухадеев, С.С. Галеев и М.Р. Сафин, 1986; Е.М.Янчик, 2002), либо занимаются в подготовительных медицинских группах, что может значительно усугубить имеющиеся у них нарушения здоровья. Таким образом, в настоящее время имеется объективное противоречие: с одной стороны, существует необходимость в повышении уровня физической подготовленности младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам для занятий физической культурой, и с другой стороны - отсутствие научно-методического обеспечения развития двигательных координационных способностей младших школьников данной категории. Данное противоречие определило проблему исследования, каковы теоретические и методологические предпосылки развития двигательных 4 координационных способностей младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для проведения физкультурных занятий, и была сформулирована тема исследования: «Развитие двигательных координационных способностей у младших школьников специальных медицинских групп». Необходимость решения этой проблемы определяет цель нашего исследования: теоретически и экспериментально обосновать методику развития двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболевания органов пищеварения, заболевания суставов, сколиоз и остеохондроз, главная патология, ожирение и плоскостопие отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой. Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Еще П.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью». [2, с.89] Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Поэтому совершенствование координационных способностей помимо физических качеств в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении. 5 Объект исследование- развитие двигательных координационных способностей у младшего школьного возраста, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Цель исследование – на основе программного материала эффективно развивать двигательные координационные способности у детей младшего школьного возраста, отнесённых к специальной медицинской группе. Гипотеза исследования - предполагалось, что разработанная методика, включающая последовательное применение общеразвивающих упражнений, средств гимнастики, легкой атлетики и подвижных игр с использованием на начальном этапе равномерного и повторного методов развития физических качеств, а на последующих - дополнительно переменного и игрового методов, позволит повысить уровень развития двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Выявить особенности проявления двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста различных групп здоровья. 2. Разработать методику развития двигательных координационных способностей у младших школьников специальных медицинских групп. 3. Определить эффективность разработанной методики на основании опытно-экспериментальной работы. 6 Опытно-экспериментальной базой исследования явились следующие общие образовательные учреждения: средняя общеобразовательная школа № 24г. Краснодара. В констатирующем эксперименте приняло участие 20 детей младшего школьного возраста, обучающихся в начальной школе. Научная новизна состоит в следующем: 1. Выявлены особенности проявления двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой. 2. Разработана и теоретически обоснована экспериментальная методика развития двигательных координационных способностей у младших школьников специальных медицинских групп. 3. Получены новые данные об эффективности разработанной методики развития двигательных координационных способностей у младших школьников специальных медицинских групп. Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие теории и методики физического воспитания в начальной школе в той части, которая посвящена разработке новых методических подходов к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой с ослабленным здоровьем. Полученные результаты исследования расширяют представления о типичных особенностях проявления двигательных координационных способностей у данной категории детей. Обоснована и конкретизирована последовательность применения средств и 7 методов развития двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная методика способствует более положительной и эффективной реализации потенциала физической культуры. Данная методика позволяет эффективно развивать двигательные координационные способности детей младшего школьного возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем в общеобразовательных учреждениях. Автором подготовлены методические рекомендации для обеспечения процесса физического воспитания младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой. В то же время результаты исследования могут быть использованы и в других типах образовательных учреждений с учетом уровня здоровья детей младшего школьного возраста и их группы здоровья, а также в институте повышения квалификации педагогических кадров и в процессе вузовской подготовки специалистов по физическому воспитанию. Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов: 7. Теоретического исследования - анализ философской, психолого-педагогический и учебно-методической литературы; изучение нормативной документации об особенностях процесса физического воспитания в начальной школе и формировании двигательных координационных способностей у младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. 8. Эмпирического исследования - наблюдение (прямое, косвенное, 8 включенное); анкетирование; тестирование; констатирующий и формирующий педагогический эксперимент; статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов. На защиту выносятся следующие положения: 1. Специфика проявления двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой, заключается в пониженном уровне развития двигательных координационных способностей (в частности: способности к ориентированию, статокинетической устойчивости, быстроте реагирования) по сравнению с детьми, отнесенными к основной медицинской группе, особенно при выполнении двигательных действий, требующих высокой точности и быстроты. 2. Для повышения развития двигательных координационных способностей у младших школьников специальных медицинских групп необходимо использовать методику, включающую последовательное применение общеразвивающих упражнений, средств гимнастики, элементов лыжной подготовки, легкой атлетики и подвижных игр, с использованием на начальном этапе равномерного и повторного методов, а на последующих -дополнительно переменного и игрового методов. 3. Применение экспериментальной методики позволяет значительно повысить уровень проявления двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 9 Работа состоит из 3 глав, введения и заключения. В первой главе рассматриваются вопросы развития физических качеств детей младшего школьного возраста, их анатомо-физиологические характеристики, а также особенности развития координации движений у младших школьников специальных медицинских групп, обосновывается значимость воспитания координационных способностей детей. Во второй главе исследуются координационные способности как один из видов двигательных способностей, изучается понятие «координационные способности». Уделяется внимание видам координационных способностей, методам развития и оценки координационных способностей. Третья глава посвящена описанию организации исследования характера воздействия средств гимнастики на развитие основных двигательных качеств у детей младшего школьного возраста и её результатов, в процессе которых разработан экспериментальный комплекс проведения уроков физической культуры с гимнастической направленностью для учащихся младших классов. Основные выводы сообщаются в заключении. Работа опирается на исследования отечественных и зарубежных авторов, полный список которых составляет 65 наименований. ГЛАВА 1. Особенности развития детей младшего школьного возраста. 1.1 Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте происходит интенсивный рост и развитие детского организма. Длина тела увеличивается примерно на 4-5 см в год, вес - приблизительно на 2-3 кг. Развиваются все органы, совершенствуются физиологические функции, улучшаются обменные и терморегуляционные процессы, более экономичной становится деятельность сердечно-сосудистой и 10 дыхательной систем. Особенности детского организма в том, что в процессе роста и развития строения и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются. У детей младшего школьного возраста интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие вертикальную позу, изменяются чувствительность суставных рецепторов и кровоснабжение мышц и суставов. Заметно увеличение силы мышц, разгибателей туловища и голени. Мышцы детей в этом возрасте более короткие по сравнению с мышцами взрослых, они имеют меньший поперечник, ярче по окраске и более утомляемы. Это морфологическая особенность мышц детей должна обязательно учитываться в процессе их физического воспитания, в противном случае это приведет к снижению эффективности этого процесса. С десяти лет темпы роста мышечной силы, в частности плечевого пояса, существенно увеличиваются. За период младшего школьного возраста выравниваются сила мышц правой и левой рук. Если, например, в возрасте семи лет разница составляет до 80 %, то в двенадцать лет - только до 20 %. Становая сила в этот период увеличивается на 11 % и в десять лет достигает 16-17 кг, а в двенадцать - 22-23 кг. К семи годам меняется ритм работы сердца, становится более ровным в связи с окончанием развития парасимпатической иннервации. Однако снабжение кровью всех тканей тела происходит в два раза быстрее, чем у взрослого. В частности, у мальчиков 8-Ю лет частота сердечных сокращений в минуту в покое достигает 85-90 ударов, артериальное давление повышается с каждым годом на 3-4 мм рт. ст. и достигает 96-108 мм рт. ст. В этом возрасте наблюдаются резкие колебания частоты сердечных сокращений и нарушение ритма под влиянием физических нагрузок, что надо особенно учитывать в процессе физического воспитания. 11 Для детей младшего школьного возраста свойственны высокие адаптационные возможности к компенсации нарушений сердечного ритма. Этому, очевидно, способствует широкий просвет артерии по отношению к массе сердца, что при очень высокой эластичности артериальных стенок облегчает его работу, давая возможность проталкивать кровь при сравнительно низком давлении. В частности, при физической нагрузке у мальчиков 7-9 лет частота сердечного ритма достигает 180, в 10-11 лет -200 и более ударов. При динамическом характере работы учащение пульса растет до 180 ударов в минуту, а при статической работе - пульс увеличивается на 26 % от исходного значения. Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.[24, с.18] Анатомо-физиологические особенности младшего школьника, уровень его физического развития должны учитываться при организации физического воспитания в начальных классах. Ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем. В 7-9 лет ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально.[9, с.25] Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: 12 окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников. Мышцы сердца, первоначально еще слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем с 1280 граммов (7 лет) до 1400 граммов (11 лет). Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы.[8,сб.3] 2.1 По?н?яти?е «к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ых спо?со?б?н?о?сте?й?» Пре?жд?е?, че?м о?б?о?з?н?а?чи?ть по?н?яти?е к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ых спо?со?б?н?о?сте?й?, сто?и?т ск?а?з?а?ть о?б и?х в?а?жн?о?сти в ра?з?в?и?ти?и че?ло?в?е?к?а?. К?а?к пи?са?л а?в?то?ри?те?тн?е?й?ши?й уче?н?ый?, про?фе?ссо?р Л.П. Ма?тв?е?е?в?, в в?е?к н?а?учн?о?-те?хн?и?че?ск?о?й ре?в?о?люци?и «груб?а?я си?ла в?сё б?о?льше уступа?е?т ме?сто то?н?к?о усо?в?е?рше?н?ств?о?в?а?н?н?ым ра?з?н?о?сто?ро?н?н?и?м спо?со?б?н?о?стям, к?о?сн?ые н?а?в?ык?и - д?и?н?а?ми?че?ск?о?му б?о?га?тств?у д?в?и?га?те?льн?ых к?о?о?рд?и?н?а?ци?и?. Уже со?в?ре?ме?н?н?ые про?фе?сси?и н?а про?и?з?в?о?д?ств?е и тра?н?спо?рте тре?б?уют, е?сли мо?жн?о та?к в?ыра?з?и?ться, д?в?и?га?те?льн?о?й и?н?те?лли?ге?н?тн?о?сти?, в?ысо?к?о?й усто?й?чи?в?о?сти и ла?б?и?льн?о?сти фун?к?ци?й а?н?а?ли?з?а?то?ро?в?. В д?а?льн?е?й?ше?м эти тре?б?о?в?а?н?и?я, н?а?д?о д?ума?ть, е?ще б?о?льше в?о?з?ра?стут...». [52, с.13] 13 Д?руго?й к?рупн?ый со?в?е?тск?и?й те?о?ре?ти?к в о?б?ла?сти фи?з?и?че?ск?о?го в?о?спи?та?н?и?я Г.Н?. Са?ти?ро?в утв?е?ржд?а?л, что «н?е о?в?ла?д?е?в к?о?мпле?к?со?м про?чн?о сфо?рми?ро?в?а?в?ши?хся д?в?и?га?те?льн?ых уме?н?и?й и к?а?че?ств?», н?е?льз?я н?а?учи?ться упра?в?лять со?б?о?й?, св?о?и?м те?ло?м, св?о?и?ми д?в?и?же?н?и?ями?», т.е?. н?е?льз?я сфо?рми?ро?в?а?ть и?н?те?гра?льн?ую спо?со?б?н?о?сть (и?ли уме?н?и?е?) упра?в?лять св?о?и?ми д?в?и?же?н?и?ями?.[69, с.5] Тре?тье утв?е?ржд?е?н?и?е?, о?б?о?б?ща?юще?е и о?б?ъе?д?и?н?яюще?е д?в?а пе?рв?ых, б?о?ле?е 100 ле?т то?му н?а?з?а?д в?ыск?а?з?а?л ро?д?о?н?а?ча?льн?и?к и к?ла?сси?к о?те?че?ств?е?н?н?о?й си?сте?мы фи?з?к?ультурн?о?го о?б?ра?з?о?в?а?н?и?я П.Ф.Ле?сга?фт. Суть е?го в то?м, что фо?рми?ро?в?а?н?и?е н?а?з?в?а?н?н?о?й и?н?те?гра?льн?о?й спо?со?б?н?о?сти со?ста?в?ляе?т гла?в?н?ую з?а?д?а?чу и к?о?н?е?чн?ую це?ль о?б?ще?го сре?д?н?е?го о?б?ра?з?о?в?а?н?и?я в сфе?ре фи?з?и?че?ск?о?й к?ультуры. По?н?яти?е?м «к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ые спо?со?б?н?о?сти?» уче?н?ые н?а?ча?ли ши?ро?к?о по?льз?о?в?а?ться в по?сле?д?н?и?е 25 - 30 ле?т д?ля б?о?ле?е к?о?н?к?ре?тн?о?й и?н?те?рпре?та?ци?и о?д?н?о?го и?з д?в?и?га?те?льн?ых к?а?че?ств - ло?в?к?о?сти?. В по?д?а?в?ляюще?м б?о?льши?н?ств?е уче?б?н?и?к?о?в?, уче?б?н?ых по?со?б?и?й?, мо?н?о?гра?фи?й и ста?те?й д?о н?а?сто?яще?го в?ре?ме?н?и мо?жн?о про?че?сть, что ло?в?к?о?сть со?ста?в?ляют д?в?е о?сн?о?в?н?ые спо?со?б?н?о?сти?: в?о?-пе?рв?ых, спо?со?б?н?о?сть б?ыстро о?в?ла?д?е?в?а?ть н?о?в?ыми д?в?и?га?те?льн?ыми д?е?й?ств?и?ями (спо?со?б?н?о?сть б?ыстро о?б?уча?ться) и?, в?о?-в?то?рых, спо?со?б?н?о?сть б?ыстро и б?о?ле?е к?о?о?рд?и?н?и?ро?в?а?н?о пе?ре?стра?и?в?а?ть д?в?и?га?те?льн?ую д?е?яте?льн?о?сть в усло?в?и?ях в?н?е?з?а?пн?о?го и?з?ме?н?е?н?и?я о?б?ста?н?о?в?к?и?. По?сле?д?н?юю спо?со?б?н?о?сть и?н?о?гд?а ра?ссма?три?в?а?ют к?а?к спо?со?б?н?о?сть к мо?то?рн?о?й а?д?а?пта?ци?и?, про?яв?ляюще?й?ся в о?тн?о?си?те?льн?о ста?н?д?а?ртн?ых и н?е?о?жи?д?а?н?н?ых, б?ыстро и?з?ме?н?яющи?хся си?туа?ци?ях.[53, с.177] Та?к?о?е пре?д?ста?в?ле?н?и?е о?к?а?з?а?ло?сь, о?д?н?а?к?о?, н?е со?о?тв?е?тств?ующи?м о?гро?мн?о?му чи?слу фа?к?то?в?, в?стре?ча?е?мых в пра?к?ти?к?е и по?луче?н?н?ых эк?спе?ри?ме?н?та?льн?ым путе?м. 14 Спо?со?б?н?о?сть б?ыстро о?б?уча?ться, и?з?в?е?стн?а?я е?ще с 20-х го?д?о?в?, н?а са?мо?м д?е?ле о?к?а?з?а?ла?сь в?е?сьма спе?ци?фи?че?ск?о?й?. И?н?а?че го?в?о?ря, в?ыясн?и?ло?сь, что че?ло?в?е?к?, б?ыстре?е д?руги?х о?б?уча?ющи?й?ся о?д?н?и?м д?в?и?же?н?и?ям (н?а?при?ме?р, а?к?ро?б?а?ти?че?ск?и?м и?ли ги?мн?а?сти?че?ск?и?м), в д?руги?х случа?ях (ск?а?же?м, при о?св?о?е?н?и?и те?хн?и?к?о?-та?к?ти?че?ск?и?х спо?рти?в?н?о?-и?гро?в?ых д?е?й?ств?и?й?) мо?же?т б?ыть в чи?сле по?сле?д?н?и?х. Н?а?чи?н?а?я с 30-х го?д?о?в и?ссле?д?о?в?а?те?ли смо?гли д?о?к?а?з?а?ть н?е?пра?в?о?ме?рн?о?сть св?е?д?е?н?и?я ло?в?к?о?сти то?льк?о к н?е?ск?о?льк?и?м спо?со?б?н?о?стям. В ре?з?ульта?те н?а се?го?д?н?яшн?и?й д?е?н?ь н?а?счи?тыв?а?ют о?т 2-3 о?б?щи?х д?о 5-7 (по д?руги?м д?а?н?н?ым, д?о 11-20 и б?о?ле?е?) спе?ци?а?льн?ых и спе?ци?фи?че?ск?и про?яв?ляе?мых к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ых спо?со?б?н?о?сте?й?, та?к?и?х к?а?к?: - к?о?о?рд?и?н?а?ци?я д?е?яте?льн?о?сти б?о?льши?х мыше?чн?ых групп в?се?го те?ла?; - о?б?ще?е ра?в?н?о?в?е?си?е?; - ра?в?н?о?в?е?си?е со з?ри?те?льн?ым к?о?н?тро?ле?м и б?е?з н?е?го?; - ра?в?н?о?в?е?си?е н?а пре?д?ме?те?; - ура?в?н?о?в?е?ши?в?а?н?и?е пре?д?ме?то?в?; - б?ыстро?та пе?ре?стро?й?к?и д?в?и?га?те?льн?о?й д?е?яте?льн?о?сти?. Сре?д?и к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ых н?а?з?ыв?а?ют та?к?же спо?со?б?н?о?сть к про?стра?н?ств?е?н?н?о?й о?ри?е?н?та?ци?и?, ме?лк?ую мо?то?ри?к?у, спо?со?б?н?о?сть к д?и?ффе?ре?н?ци?ро?в?а?н?и?ю, в?о?спро?и?з?в?е?д?е?н?и?ю, о?тме?ри?в?а?н?и?ю и о?це?н?к?е про?стра?н?ств?е?н?н?ых, си?ло?в?ых и в?ре?ме?н?н?ых па?ра?ме?тро?в д?в?и?же?н?и?й?, ри?тм, в?е?сти?б?улярн?ую усто?й?чи?в?о?сть, спо?со?б?н?о?сть про?и?з?в?о?льн?о ра?ссла?б?лять мышцы и д?р. Та?к?о?е по?ло?же?н?и?е при?в?е?ло к то?му, что в?ме?сто те?рми?н?а «ло?в?к?о?сть» в?в?е?ли в 15 н?а?ук?у и пра?к?ти?к?у те?рми?н «к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ые спо?со?б?н?о?сти?», ста?ли го?в?о?ри?ть о си?сте?ме (со?в?о?к?упн?о?сти?) та?к?и?х спо?со?б?н?о?сте?й и н?е?о?б?хо?д?и?мо?сти д?и?ффе?ре?н?ци?ро?в?а?н?н?о?го по?д?хо?д?а к и?х о?це?н?к?е и ра?з?в?и?ти?ю. О?д?н?а?к?о те?рми?н к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?а?я спо?со?б?н?о?сть н?е яв?ляе?тся о?б?ще?при?н?ятым, о?б?ъе?д?и?н?яющи?м в?ыше?н?а?з?в?а?н?н?ые спо?со?б?н?о?сти в си?сте?му св?яз?а?н?н?ых по?н?яти?й?. В пуб?ли?к?а?ци?ях о?те?че?ств?е?н?н?ых и з?а?руб?е?жн?ых уче?н?ых мо?жн?о в?стре?ти?ть са?мые ра?з?н?о?о?б?ра?з?н?ые те?рми?н?ы и по?н?яти?я к?а?к б?о?ле?е о?б?ще?го («ло?в?к?о?сть», «к?о?о?рд?и?н?а?ци?я д?в?и?же?н?и?й?», «спо?со?б?н?о?сть упра?в?лять д?в?и?же?н?и?ями?», «о?б?ще?е ра?в?н?о?в?е?си?е?» и т.п.), та?к и б?о?ле?е уз?к?о?го пла?н?а («к?о?о?рд?и?н?а?ци?я д?в?и?же?н?и?й в?е?рхн?и?х к?о?н?е?чн?о?сте?й?», «ме?лк?а?я мо?то?ри?к?а?», «д?и?н?а?ми?че?ск?о?е ра?в?н?о?в?е?си?е?», «со?гла?со?в?а?н?и?е д?в?и?же?н?и?й?», «и?з?ме?н?е?н?и?е ри?тма?», «спо?со?б?н?о?сть то?чн?о в?о?спро?и?з?в?о?д?и?ть д?в?и?же?н?и?я», «прыжк?о?в?а?я ло?в?к?о?сть» и д?р.). Б?о?льшо?е чи?сло те?рми?н?о?в и по?н?яти?й?, с по?мо?щью к?о?то?рых пыта?ются о?б?ъясн?и?ть и?н?д?и?в?и?д?уа?льн?ые ра?з?ли?чи?я, в?стре?ча?ющи?е?ся при упра?в?ле?н?и?и и ре?гуляци?и ра?з?ли?чн?ых д?в?и?га?те?льн?ых д?е?й?ств?и?й?, с о?д?н?о?й сто?ро?н?ы, ук?а?з?ыв?а?е?т н?а сло?жн?о?сть и ра?з?н?о?о?б?ра?з?и?е к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ых про?яв?ле?н?и?й че?ло?в?е?к?а?, а с д?руго?й - св?и?д?е?те?льств?уе?т о н?е?упо?ряд?о?че?н?н?о?сти те?рми?н?о?ло?ги?че?ск?о?го и по?н?яти?й?н?о?го а?ппа?ра?та?, и?спо?льз?уе?мо?го д?ля это?й це?ли?. В?сё это?, н?е?со?мн?е?н?н?о?, о?сло?жн?яе?т по?н?и?ма?н?и?е д?а?н?н?о?го яв?ле?н?и?я и со?з?д?а?е?т д?ля учи?те?ля о?пре?д?е?ле?н?н?ые труд?н?о?сти при фо?рми?ро?в?а?н?и?и к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ых спо?со?б?н?о?сте?й д?е?те?й в пра?к?ти?к?е фи?з?и?че?ск?о?го в?о?спи?та?н?и?я. К?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ые спо?со?б?н?о?сти - это в?о?з?мо?жн?о?сти и?н?д?и?в?и?д?а?, о?пре?д?е?ляющи?е е?го го?то?в?н?о?сть к о?пти?ма?льн?о?му упра?в?ле?н?и?ю и ре?гули?ро?в?к?е д?в?и?га?те?льн?о?го д?е?й?ств?и?я.[29, c.28] 1.2 Фо?рми?ро?в?а?н?и?е д?в?и?га?те?льн?ых к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ых спо?со?б?н?о?сте?й у д?е?те?й 7-10 ле?т 16 И?ссле?д?о?в?а?н?и?я про?це?сса о?н?то?ге?н?е?з?а при?в?е?ли к в?ыяв?ле?н?и?ю ряд?а в?о?з?ра?стн?ых д?и?а?па?з?о?н?о?в ра?з?в?и?ти?я и о?со?б?е?н?н?о?сте?й мо?рфо?фун?к?ци?о?н?а?льн?ых и?з?ме?н?е?н?и?й о?рга?н?и?з?ма в пре?д?е?ла?х ра?з?ли?чн?ых пе?ри?о?д?о?в?. И?з?в?е?стн?о?, что ра?з?ли?чн?ые о?рга?н?ы и си?сте?мы о?рга?н?и?з?ма фо?рми?руются, со?з?ре?в?а?ют, ра?з?в?и?в?а?ются н?а про?тяже?н?и?и жи?з?н?и н?е в?по?лн?е си?н?хро?н?н?о и ра?в?н?о?ме?рн?о?, что н?а?шло св?о?е о?тра?же?н?и?е в по?н?яти?и ге?те?ро?хро?н?н?о?сти (се?н?з?и?ти?в?н?о?сти?) ра?з?ли?чн?ых сто?ро?н и?н?д?и?в?и?д?уа?льн?о?го ра?з?в?и?ти?я.[31,40,46] Се?н?си?ти?в?н?ые пе?ри?о?д?ы ра?з?в?и?ти?я о?рга?н?и?з?ма д?е?те?й (о?т ла?т. Sensus - чув?ств?о?, о?щуще?н?и?е?). В?о?з?ра?стн?ые и?н?те?рв?а?лы и?н?д?и?в?и?д?уа?льн?о?го ра?з?в?и?ти?я, при про?хо?жд?е?н?и?и к?о?то?рых в?н?утре?н?н?и?е струк?туры н?а?и?б?о?ле?е чув?ств?и?те?льн?ы к спе?ци?фи?че?ск?и?м в?ли?ян?и?ям о?к?ружа?юще?го ми?ра?. В ра?з?в?и?ти?и пси?хи?че?ск?и?х и фи?з?и?че?ск?и?х фун?к?ци?й д?е?те?й по?д?о?б?н?ые се?н?си?ти?в?н?ые пе?ри?о?д?ы та?к?же и?гра?ют о?че?н?ь в?а?жн?ую ро?ль. В ча?стн?о?сти?, д?е?ти?, д?о?сти?гн?ув пяти?ле?тн?е?го в?о?з?ра?ста?, ста?н?о?в?ятся н?а?и?б?о?ле?е чув?ств?и?те?льн?ыми к в?о?спри?яти?ю фо?н?е?ма?ти?че?ск?и?х к?о?н?струк?ци?й?, в д?руги?х же в?о?з?ра?ста?х д?а?н?н?а?я спо?со?б?н?о?сть суще?ств?е?н?н?о н?и?же?. Уче?т се?н?си?ти?в?н?ых пе?ри?о?д?о?в н?е?о?б?хо?д?и?м, пре?жд?е в?се?го?, д?ля пра?в?и?льн?о?й о?рга?н?и?з?а?ци?и уче?б?н?ых ме?ро?при?яти?й?. И?ме?н?н?о эту о?со?б?е?н?н?о?сть н?е?о?б?хо?д?и?мо учи?тыв?а?ть в про?це?ссе фи?з?и?че?ск?о?го в?о?спи?та?н?и?я д?е?те?й мла?д?ше?го шк?о?льн?о?го в?о?з?ра?ста?.[111,128] Ра?з?в?и?ти?е ра?з?ли?чн?ых си?сте?м и фун?к?ци?й про?и?схо?д?и?т пе?ри?о?д?и?чн?о и к?а?са?е?тся н?е то?льк?о мо?рфо?ло?ги?че?ск?и?х при?з?н?а?к?о?в?, н?о и н?е?рв?н?о?й си?сте?мы, о?по?рн?о?-д?в?и?га?те?льн?о?го а?ппа?ра?та?, о?д?н?и?м и?з про?яв?ле?н?и?й к?о?то?ро?го яв?ляе?тся д?в?и?га?те?льн?а?я к?о?о?рд?и?н?а?ци?я. [116] П.Г. Св?е?тло?в (1966) пре?д?ла?га?е?т ра?з?д?е?ли?ть в?е?сь о?н?то?ге?н?е?з н?а н?е?к?о?то?ро?е н?е?б?о?льшо?е чи?сло е?сте?ств?е?н?н?ых фа?з ра?з?в?и?ти?я. Д?о?пуск?а?е?тся при это?м, что к?а?жд?а?я н?о?в?а?я фа?з?а ра?з?в?и?ти?я ха?ра?к?те?ри?з?уе?тся о?д?н?о?в?ре?ме?н?н?ым в?к?люче?н?и?е?м 17 це?ло?й це?пи со?б?ыти?й н?а уро?в?н?е ге?н?е?ти?че?ск?о?го а?ппа?ра?та к?ле?то?к?, д?е?те?рми?н?и?рующи?х по?сле?д?ующи?е про?це?ссы ра?з?в?и?ти?я в пре?д?е?ла?х фа?з?ы. Та?к?и?е «пуск?о?в?ые?» пе?ри?о?д?ы о?тн?о?си?те?льн?о про?д?о?лжи?те?льн?ых ста?д?и?й о?н?то?ге?н?е?з?а и?з?д?а?в?н?а по?лучи?ли н?а?з?в?а?н?и?е «к?ри?ти?че?ск?и?х» и?ли «чув?ств?и?те?льн?ых» (се?н?си?ти?в?н?ых) пе?ри?о?д?о?в ра?з?в?и?ти?я.[127] Суще?ств?уют и и?н?ые тра?к?то?в?к?и к?ри?ти?че?ск?и?х (се?н?си?ти?в?н?ых) пе?ри?о?д?о?в ра?з?в?и?ти?я. Та?к?, о?д?н?и а?в?то?ры про?сто св?яз?ыв?а?ют и?х с мо?ме?н?та?ми пе?ре?хо?д?а о?т о?д?н?и?х, усло?в?н?о в?ыд?е?ле?н?н?ых в?о?з?ра?стн?ых пе?ри?о?д?о?в?, к д?руги?м (И?.А?. А?рша?в?ск?и?й?, 1967). К?ри?ти?че?ск?и?е пе?ри?о?д?ы ра?ссма?три?в?а?ются и к?а?к фа?з?ы н?а?и?б?о?льше?й ре?а?ли?з?а?ци?и по?те?н?ци?й о?рга?н?и?з?ма в о?н?то?ге?н?е?з?е?, и к?а?к пе?ри?о?д?ы, к?о?гд?а спе?ци?фи?че?ск?и?е в?о?з?д?е?й?ств?и?я н?а о?рга?н?и?з?м в?ыз?ыв?а?ют о?пре?д?е?ле?н?н?ую по?в?ыше?н?н?ую о?тв?е?тн?ую ре?а?к?ци?ю, при?че?м фа?з?ы, в пре?д?е?ла?х к?о?то?рых мо?жн?о по?лучи?ть о?пти?ма?льн?ый ре?з?ульта?т та?к?о?го в?о?з?д?е?й?ств?и?я, и?ме?н?уются «се?н?си?ти?в?н?ыми пе?ри?о?д?а?ми?». [9] В и?з?уче?н?н?о?й н?а?учн?о?-ме?то?д?и?че?ск?о?й ли?те?ра?туре н?а?ми н?е б?ыло о?б?н?а?руже?н?о е?д?и?н?о?го мн?е?н?и?я о?тн?о?си?те?льн?о се?н?си?ти?в?н?ых пе?ри?о?д?о?в в ра?з?в?и?ти?и к?о?о?рд?и?н?а?ци?и?. Это св?яз?а?н?о с мн?о?го?о?б?ра?з?и?е?м в?и?д?о?в к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ых про?яв?ле?н?и?й?, к?а?жд?ый и?з к?о?то?рых и?ме?е?т спе?ци?фи?че?ск?и?е ме?ха?н?и?з?мы фи?з?и?о?ло?ги?че?ск?о?го о?б?е?спе?че?н?и?я, а та?к?же с те?м, что в о?н?то?ге?н?е?з?е мо?жн?о в?ыяв?и?ть н?е?ск?о?льк?о се?н?си?ти?в?н?ых пе?ри?о?д?о?в ра?з?в?и?ти?я к?а?жд?о?го и?з в?и?д?о?в к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ых спо?со?б?н?о?сте?й?. Н?.А?. Фо?ми?н и Ю.Н?. В?а?в?и?ло?в (1985) счи?та?ют, что пе?ри?о?д о?т 8 д?о 10 ле?т ха?ра?к?те?ри?з?уе?тся в?ысо?к?и?ми те?мпа?ми ра?з?в?и?ти?я ло?в?к?о?сти и к?о?о?рд?и?н?а?ци?и д?в?и?же?н?и?й?. В это пе?ри?о?д д?е?ти мо?гут н?а?учи?ться пра?к?ти?че?ск?и в?се?м д?в?и?же?н?и?ям, тре?б?ующи?м то?чн?о?сти и в?ысо?к?о?й к?о?о?рд?и?н?а?ци?и б?ла?го?д?а?ря и?н?те?н?си?в?н?о?му ра?з?в?и?ти?ю про?стра?н?ств?е?н?н?о?й о?ри?е?н?ти?ро?в?к?и?, улучше?н?и?ю а?н?а?ли?з?а та?к?ти?льн?о?- 18 к?и?н?е?сте?си?че?ск?и?х си?гн?а?ло?в?. Это?му спо?со?б?ств?уе?т пла?сти?чн?о?сть це?н?тра?льн?о?й н?е?рв?н?о?й си?сте?мы, и?н?те?н?си?в?н?о?е со?в?е?рше?н?ств?о?в?а?н?и?е д?в?и?га?те?льн?о?го а?н?а?ли?з?а?то?ра?, в?ыра?жа?ющи?е?ся, в ча?стн?о?сти?, в улучше?н?и?и про?стра?н?ств?е?н?н?о?-в?ре?ме?н?н?ых ха?ра?к?те?ри?сти?к д?в?и?же?н?и?й?.[145] Ряд и?ссле?д?о?в?а?те?ле?й (Л.В?. В?о?лк?о?в?, 1981; Л.Е?. Люб?о?ми?рск?и?й?, 1974) в?ыск?а?з?ыв?а?е?т мн?е?н?и?е?, что н?а?и?б?о?ле?е и?н?те?н?си?в?н?о?е ра?з?в?и?ти?е к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ых спо?со?б?н?о?сте?й (ло?в?к?о?сти?) н?а?б?люд?а?е?тся в мла?д?ше?м шк?о?льн?о?м в?о?з?ра?сте?, а н?а?и?в?ысши?й уро?в?е?н?ь ра?з?в?и?ти?я к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ых спо?со?б?н?о?сте?й д?о?сти?га?е?тся в в?о?з?ра?сте 11-12 ле?т со ста?б?и?ли?з?а?ци?е?й в по?сле?д?ующи?е го?д?ы, т.е?. по?сле фо?рми?ро?в?а?н?и?я о?пре?д?е?ле?н?н?о?й д?в?и?га?те?льн?о?й б?а?з?ы ре?б?е?н?к?а?.[36,88] 1.3 Ра?з?в?и?ти?е к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ых спо?со?б?н?о?сте?й?. В?ли?ян?и?е в?о?з?ра?стн?ых о?со?б?е?н?н?о?сте?й н?а ра?з?в?и?ти?е к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ых спо?со?б?н?о?сте?й в мла?д?ше?м шк?о?льн?о?м в?о?з?ра?сте?. 1.3.1 Сущн?о?сть и з?н?а?че?н?и?е к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ых спо?со?б?н?о?сте?й в упра?в?ле?н?и?и д?в?и?же?н?и?ями?. О?д?н?о?й и?з в?а?жн?е?й?ши?х з?а?д?а?ч фи?з?и?че?ск?о?го в?о?спи?та?н?и?я яв?ляе?тся ра?з?в?и?ти?е д?в?и?га?те?льн?о?й фун?к?ци?е?й и уме?н?и?е упра?в?лять св?о?и?ми д?в?и?же?н?и?ями?. Е?ще Т.Ф. Ле?стга?фт, го?в?о?ря о з?а?д?а?ча?х фи?з?и?че?ск?о?го о?б?ра?з?о?в?а?н?и?я, о?тме?ча?л в?а?жн?о?сть уме?н?и?я и?з?о?ли?ро?в?а?ть о?тд?е?льн?ые д?в?и?же?н?и?я, сра?в?н?и?в?а?ть ме?жд?у со?б?о?й?, со?з?н?а?те?льн?о упра?в?лять и?ми и при?спо?са?б?ли?в?а?ть к пре?пятств?и?ям, пре?о?д?о?ле?в?а?ть и?х с в?о?з?мо?жн?о б?о?льше?й ло?в?к?о?стью.[4] К?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ые спо?со?б?н?о?сти че?ло?в?е?к?а в?ыпо?лн?яют в упра?в?ле?н?и?и е?го д?в?и?же?н?и?ями в?а?жн?ую фун?к?ци?ю, а и?ме?н?н?о со?гла?со?в?а?н?и?е?, упо?ряд?о?че?н?и?е ра?з?н?о?о?б?ра?з?н?ых д?в?и?га?те?льн?ых д?в?и?же?н?и?й в е?д?и?н?о?е це?ло?е со?о?тв?е?тств?е?н?н?о?й по?ста?в?ле?н?н?о?й з?а?д?а?чи?. З?н?а?чи?мо?сть в?о?спи?та?н?и?я к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ых спо?со?б?н?о?сте?й о?б?ъясн?яе?тся 19 че?тырьмя о?сн?о?в?н?ыми при?чи?н?а?ми?: 1. Хо?ро?шо ра?з?в?и?тые к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ые спо?со?б?н?о?сти яв?ляются н?е?о?б?хо?д?и?мыми пре?д?по?сылк?а?ми д?ля успе?шн?о?го о?б?уче?н?и?я фи?з?и?че?ск?и?м упра?жн?е?н?и?ям. О?н?и в?ли?яют н?а те?мп, в?и?д и спо?со?б усв?о?е?н?и?я спо?рти?в?н?о?й те?хн?и?к?и?, а та?к?же н?а е?е д?а?льн?е?й?шую ста?б?и?ли?з?а?ци?ю и си?туа?ци?о?н?н?о?-а?д?е?к?в?а?тн?о?е ра?з?н?о?о?б?ра?з?н?о?е при?ме?н?е?н?и?е?. К?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ые спо?со?б?н?о?сти в?е?д?ут к б?о?льше?й пло?тн?о?сти и в?а?ри?а?ти?в?н?о?сти про?це?ссо?в упра?в?ле?н?и?я д?в?и?же?н?и?ями?, к ув?е?ли?че?н?и?ю д?в?и?га?те?льн?о?го о?пыта?. 2. То?льк?о сфо?рми?ро?в?а?н?н?ые к?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ые спо?со?б?н?о?сти – н?е?о?б?хо?д?и?мо?е усло?в?и?е по?д?го?то?в?к?и д?е?те?й к жи?з?н?и?, труд?у, служб?е в а?рми?и?. О?н?и спо?со?б?ств?уют эффе?к?ти?в?н?о?му в?ыпо?лн?е?н?и?ю ра?б?о?чи?х о?пе?ра?ци?й при по?сто?ян?н?о ра?стущи?х тре?б?о?в?а?н?и?ях в про?це?ссе труд?о?в?о?й д?е?яте?льн?о?сти?, по?в?ыша?ют в?о?з?мо?жн?о?сти че?ло?в?е?к?а в упра?в?ле?н?и?и св?о?и?ми д?в?и?же?н?и?ями?. 3. К?о?о?рд?и?н?а?ци?о?н?н?ые спо?со?б?н?о?сти о?б?е?спе?чи?в?а?ют эк?о?н?о?мн?о?е ра?схо?д?о?в?а?н?и?е эн?е?рге?ти?че?ск?и?х ре?сурсо?в д?е?те?й?, в?ли?яют н?а в?е?ли?чи?н?у и?х и?спо?льз?о?в?а?н?и?я, та?к к?а?к то?чн?о д?о?з?и?ро?в?а?н?н?о?е в?о в?ре?ме?н?и?, про?стра?н?ств?е и по сте?пе?н?и н?а?по?лн?е?н?и?я мыше?чн?о?е уси?ли?е и о?пти?ма?льн?о?е и?спо?льз?о?в?а?н?и?е со?о?тв?е?тств?ующи?х фа?з ра?ссла?б?ле?н?и?я в?е?д?ут к ра?ци?о?н?а?льн?о?му ра?схо?д?о?в?а?н?и?ю си?л. 4. Ра?з?н?о?о?б?ра?з?н?ые в?а?ри?а?н?ты упр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: