VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Юридическая картина мира правовая категория и предмет юриспруденции

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007082
Тема: Юридическая картина мира правовая категория и предмет юриспруденции
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..2

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ…………………5

1.1. Юридическая картина мира: правовая категория и предмет юриспруденции…...5

1.2. Формирование юриспруденции…………………………………………………….11

2. РАЗВИТИЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ……………………………………………………15

2.1. Развитие континентальной юриспруденции……………………….………………15

2.2. Современная юриспруденция и ее научность……………………………………..22 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….....27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….29





































ВВЕДЕНИЕ

Юриспруденция - великая и важная наука всех времен и народов. Каждый закон принимается в установленном законом порядке, общество пользуется этими законами, соблюдает их, нарушает. Но мало кто задается вопросом, о том, как вообще строилась и развивалась юриспруденция на протяжении периода с момента возникновения государства. Многие даже не представляют, какой путь прошла юридическая наука, чтобы достичь сегодняшнего своего состояния: чтобы общество могло жить в правовом государстве.

При исследовании эволюции юриспруденции, прежде всего, нужна четкая периодизация. Это позволяет лучше организовать, структурировать огромное количество накопившегося исторического наследия. В связи с этим данную курсовую работу следует сконструировать по историческим периодам. Научное значение такой периодизации существенное. Ведь периодизация предполагает соотнесение юридической теории с исторической эпохой, позволяет выявить основные идеи характерные для того или иного периода. Это первый и важный шаг к исследованию и приданию осмысленного характера изученного материала по истории юриспруденции, для данной работы.

Юриспруденция в процессе своего формирования и развития прошла длительный путь, в процессе которой менялся ее статус. Она переживала периоды взлетов и падений. В периоды расцвета наука становится правом, в периоды падения она занимает скромное место источника права. Представляется важным обратиться к природе и сущности юриспруденции, которая обуславливает ее большую роль в жизни общества.

В связи с вышеизложенным, следует определить цель данной работы: провести исследовательскую работу в области истории юриспруденции, в ходе которой определить последовательность и этапы развития юриспруденции от ее возникновения и до наших дней.

На основании поставленной перед данной работой цели, следует обозначить и задачи исследования:

- раскрыть понятие и значение юриспруденции, как юридической науки;

- провести анализ исторического развития юриспруденции;

- обозначить положительные и проблемные стороны юриспруденции в процессе ее существования;



















































1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

1.1. Юридическая картина мира: правовая категория

и предмет юриспруденции



Право - сложное явление. Его существование обнаруживает и раскрывает себя на пересечении объективных и субъективный оснований и условий социального развития. В этом смысле и право, и представление о нем - взаимозависимые аспекты правовой реальности, одновременно и нормативной, и когнитивной.

Введение в научный оборот категории "юридический концепт действительности", безусловно, имеет познавательную ценность, его использование в исследовании права позволяет не только выявить и зафиксировать внутренние аспекты его существования, развития и воспроизводства, но и обнаружить новые смыслы и значения как юридической формы, так и юридического содержания в организации социальных отношений в целом.

Право - это категория, явление и институт с меняющимся юридическим содержанием и формой. Оно существует в определенном историческом времени и пространстве; зависит от экономических, политических и социокультурных практик. Реальность права - это реальность метаюридических и нормативных оснований, субстанциональных и конкретных, универсальных и исторически заданных качеств, свойств и признаков должного в сущем. В самом общем виде право заключает в себе три вида правовых явлений, три этажа или уровня правовой реальности, три модуса существования. Его архитектура включает в себя, во-первых, уровень метафизически или философски мыслимого или должного правопорядка, т.е. идеального или желаемого права. Во-вторых, уровень догматически мыслимого или формального правопорядка, т.е. установленного, санкционированного, разрешенного позитивного права; в-третьих, уровень реального или фактического правопорядка, то есть эмпирического или действующего права, уровень юридической повседневности.

Правоведы изучают все три модуса существования правовой реальности или действительности. На каждом этаже правовой реальности живет свой отдельный предмет, обнаруживает и выражает себя определенный структурный тип юридической модальности.

На первом расположены правовые идеи и ценности, принципы-ориентации, т.е. юридические базисы правопорядка. Это своего рода система культурных нормативных координат или юридическая картина мира, в которой пребывает конкретная правовая система; это то, что можно определить как метаправо. На втором этаже (этаже позитивного или заданного права) размещены правовые нормы и институты, правила поведения в формате дозволений, предписаний и запретов. Это уже система конкретных позитиваций юридической картины мира или нормативных представлений о должном порядке отношений, позитивное право в собственном смысле данной категории и понятия. На третьем этаже (этаже эмпирически данного права) обитают юридические факты, действия и события, судебные решения, правовые коллизии, конфликты и трансакции. Это среда существования живого или реального права, права определенного социального, политического и социокультурного контекста. Трехуровневая модель или структура правовой реальности является объективно данной и полной юридической системой, представляет собой своего рода юридический архетип или нормативную матрицу, заключающую в себе все возможные аспекты и моменты существования права как такового, которое уже через социально-исторический процесс обретает конкретно-юридическую форму и содержание.

На каждом уровне осуществляется собственный юридический процесс. Юридические ценности, концепции и представления о должном порядке отношений формируют и квалифицируют содержание позитивного права. Юридические нормы, правила публичного и частного права, материального и процессуального, законодательного или судебного права регулируют общественные отношения, т.е. устанавливают юридические режимы их формальной организации. Юридические факты или мотивации и действия субъектов права выражают конкретное поведение, ориентированное на соблюдение или несоблюдение юридических норм.

В основании этих процессов, их онтологии и феноменологии лежит юридическая картина мира, составной частью которой является юридический концепт действительности. Они соотносятся между собой как целое и часть. Юридический концепт действительности выражает когнитивную составляющую юридической картины мира, включающей в себя также образное, воображаемое, эмоционально окрашенное отношение к правовой реальности. Их совместным действием конституируют, определяют и выражают себя процессы правообразования и правоформирования, правового регулирования и правового развития.

Именно в рамках юридической картины мира протекают процессы концептуализации, институционализации, позитивации и интериоризации права. Юридическая картина мира - своего рода коллективное бессознательное и сознательное, метапредставления о должном или недолжном порядке социальных отношений, ожидание права и переживание отсутствия права. Прежде чем стать юридическим текстом - нормой или правилом поведения - право существует в сознании, языке, коммуникации, т.е. в форме рассуждения о должном или недолжном, понимания должного и мотивирования должного, апологии или отрицания должного. Нормативная реальность - одновременно ментальная, языковая и коммуникативная реальность. В этом смысле право является функцией социального общения и юридических суждений в рамках определенной юридической картины мира и социокультурного контекста.

Иначе говоря, право существует в нормативных границах, устанавливаемых юридической картиной мира. Историческая шкала юридических оценок социальных практик и порядков варьируется в широком диапазоне возможных нормативных определений правовой реальности. Такие юридические формулы или модальности нормативно-должного, как "дозволенное-недозволенное", "законное-незаконное", "действительное-недействительное", составляют далеко неполный перечень возможных правовых квалификаций и юридических форм существования тех или иных социальных процессов и ситуаций, событий и действий.

Становление, развитие и смена отдельных исторических форм юридического мышления сопровождаются процессом смены юридических картин мира и, как следствие или результат данного процесса, преобразованиями в системе права как формы их позитивации. Разумеется, логика процесса определяется как историческим контекстом, так и соционормативной динамикой. Генезис юридических картин мира первой, второй и третьей волны выражает себя в переходе и смене отдельных типов соционормативных культур и техник организации социальных отношений.

Очевидно, что новая социальная реальность (эпохи постмодерна), ее становление и развитие будут сопровождаться процессом становления новой юридической картины мира, через которую будет сконструирована, оформлена и санкционирована новая правовая реальность. Ее контуры уже обозначены. Правовое пространство претерпевает структурные трансформации. Стабильные правовые онтологии должны уступить место подвижным нестабильным онтологиям правовой реальности. Юридическое измерение социальной реальности радикально переформатируется. На смену нормативным модальностям в юридической технике запретов, позитивных и негативных обязываний, дозволений и ответственности в их различных комбинациях в публично-правовых и частноправовых конструкциях приходят новое постправо и новая постправовая реальность. Это мир воображаемых сетевых сообществ, мир виртуальных субъектов и объектов, возникающих из ниоткуда и исчезающих в никуда; мир игры юридических симулякров и профанаций правовой определенности в отношениях власти, собственности и управления. Мнимое суетливое постклассическое понимание права сегодня активно разрушает метаюридические смыслы нормативного общения, мешающие захватить и освоить в логике собственных представлений правовую реальность. Деконструкция, разумеется, протекает под благовидным предлогом ее гуманизации и диалогизации. Логика радикального отрицания классического правопонимания в самой себе содержит реальную возможность формирования негативной логики развития постклассического понимания права.

В системе постъюридического дискурса описания и объяснения права пространство правовой онтологии и аксиологии, выраженной в системе позитивного права, замещается новой правовой реальностью. В логике онтологического различения это может быть только негативная онтология и аксиология и, соответственно, негативное право, право негативной идентичности или непризнания права другого быть субъектом права.

На смену радикальному формату существования позитивного права - объективному (общему) праву без субъективного (индивидуального) декларируется аналогичный по сути вариант правообразования - субъективного (индивидуального) права без объективного (общего), т.е. права, произведенного непосредственно в акте ситуативного общения. Право из института, устанавливающего границы социального общения, превращается в процесс непрерывного переопределения нормативных границ межличностных взаимоотношений.

Постъюриспруденция, декларируя идею множества конкурирующих порядков социальных отношений, заключает в себе возможность перманентного юридического конфликта, поскольку в новой плюралистической системе нормативных координат теряет значение базовое различение в системе права на должный и недолжный порядок отношений, различение юридических границ публичного и юридических границ частного порядка.

Новая юридическая картина мира эпохи постмодерна своей апологией размытого, сегментарного, плюралистического правопорядка, по существу, легитимирует отказ от универсального и общего права в пользу ситуативного и партикулярного, а в конечном счете - юридические войны всех против всех.

Постклассическая юриспруденция - это юриспруденция возвращения в доправовое социальное состояние, существующее за рамками нормативных принципов формального равенства и эквивалентности. Право социальных отношений вытесняется правом социальных трансакций, юридическое содержание которых непрерывно переопределяется в зависимости от их месторасположения в обезличенной и анонимной сетевой структуре общения. Позитивация негативного опыта становится формой существования и воспроизводства постдействительности. Отсюда потребность обращения к исходным онтологическим основаниям правовой реальности, структурной частью которой является юридическая картина мира.

Роль феномена "юридическая картина мира" в процессах социальных трансформаций фундаментальна. Составляя социокультурный и нормативный аспект правовой реальности, юридическая картина мира не только отражает правовую реальность в системе юридических понятий и значений, она ее формирует и ориентирует в системе юридических ценностей и смыслов, т.е. обеспечивает новые правовые практики и траектории развития.

Юридическая картина мира, по существу, управляет процессами изменений в содержании и формах существования и выражения права, направляет траекторию институциональных преобразований в системе юридических конструкций и решений, определяет ее историческую динамику и структуру. В ее рамках складываются ценностные, концептуальные и нормативные юридические модальности, определяющие параметры и характеристики конкретно-исторических правовых систем, фиксирующих новые юридические границы в системах социальных отношений. Юридическая картина мира - не застывшая структура. Она часть социокультуры и меняется в логике ее цивилизационного развития. Вопрос не в траекториях ее эволюции или трендах развития. Концепт "юридическая картина мира" заключает в себе одновременно и апологию, и критику наличного правопорядка. Поддерживая правовую реальность в рабочем состоянии на протяжении всего цикла ее существования, юридическая картина мира, разумеется, меняя свои концептуальные, ценностные и нормативные основания и модифицируя их, не разрушает себя. Смысл ее существования в первую очередь состоит в том, чтобы обеспечить преемственность в развитии своей соционормативной системы в процессах ее перехода в другое состояние.



1.2. Формирование юриспруденции



Напомним, что в период континентальной классической науки формировался теоретико-практический фундамент юриспруденции, причем не только для континентального права с его законодательной основой, но и для англосаксонского права с его прецедентной основой. Этот период берет начало в Древней Греции - родине западной правовой нормативной системы. Высшим достижением классической догматической юриспруденции (правовой догматики) можно считать концепцию "юриспруденции понятий" в германском праве.

Право античной Греции

Основы западного права, как и западной культуры в целом, были заложены в античном мире. В Древней Греции (Афинах) возникли такие институты и понятия, как естественное и позитивное право, законы и письменные законодательные предписания, суды и судебный процесс, базирующийся на состязательности сторон, а также частные и публичные иски.

Мощным фактором культурного прогресса и духовной консолидации греческого мира послужило освоение алфавитной письменности, простой и доступной широким слоям общества. Письменная культура, однако, не заменила устную, которая обеспечивала диалоговый характер социального общения и взаимодействия, а также диалектический характер процессов познания и принятия решений в древнегреческом обществе, чему в свою очередь способствовала демократическая основа его организации. И несмотря на то что письменная культура позволяла фиксировать и сохранять достижения устной культуры и объективировать знания, что развивало абстрактное мышление, непосредственное общение (устный дискурс) оставалось определяющим в городах-коммунах с их публичным (коллективным) характером жизни. В связи с доминированием устной культуры важную роль в жизни общества играла риторика, т.е. искусство убеждать посредством аргументов.

Право в обычном смысле слова (как система законодательно установленных общеобязательных социальных норм) в Древней Греции еще не сформировалось. Однако там существовали некие процедурные правила разрешения споров и обвинений, которые можно ассоциировать с правовым процессом. Вместе с тем греки подчинялись божественному закону, священному праву, олицетворявшему внутренне справедливый порядок. Подчинение универсальному божественному разуму, порядку (логосу) являлось нравственным долгом, который носил коллективный характер. Такое божественное, священное право, положившее начало естественно-правовой доктрине, было тесно связано с религиозными ритуалами, вплетенными в повседневную жизнь. Вместе с тем оно и его законы признавались познаваемыми.

Идея открытия законов посредством разума при соблюдении общих законов и принципов диалектического рассуждения для выведения правильных философских заключений из установленных посылок (греческая диалектика)  стала основой правовой догматики. Наряду с неписаными, неизменными и вечными божественными законами в античной Греции были известны законодательные предписания власти. С письменно-законодательным оформлением властных предписаний следует связывать появление позитивистского понимания закона и сопутствующей ему законотворческой проблематики в западном праве.

Римская юриспруденция

Римское право принято считать прямым продолжателем права античной Греции. Сведения о нем можно почерпнуть преимущественно из византийских правовых источников, хотя и чистое римское право (в вульгаризированной форме) продолжило свое существование на юге Франции и Италии и в средние века.

Праву Римской империи были известны понятие собственности, деление права на частное и публичное (ius privatum и ius publicum), вещные и личные права, договоры (контракты), законы и преторское право (некий аналог системе обычного права), ius civile (право для граждан Рима) и ius gentium (право других народов).

В дискурсе классического римского права идеи древнегреческой философской мысли не закрепились и не получили развития, а теория права была чужда римским юристам. Важным элементом римского права стала институционализация юриспруденции (iuris prudentia), под которой понималось знание права (iuris prudentes - сведущие в праве, или знатоки права). Для римского права характерна именно практическая юриспруденция (профессиональное правосознание), направленная на установление содержания действующего права с тем, чтобы обеспечить разрешение правовых вопросов; иными словами, правовое толкование служило в первую очередь практическим, а не научным целям.

Основу права судебной практики в Риме составлял институт формул, являющихся неотъемлемой частью римского формулярного процесса, а само право воспринималось как разновидность социальной техники. Право представляло собой широкую сеть точных конструкций, привязанных к определенным ситуациям при незначительном количестве обобщений и соответственно при отсутствии общих понятий. При этом развитие права шло посредством введения в процессуальные формы исключений, которые касались в первую очередь контрактных отношений, где все большую защиту получали требования встречного исполнения.

Мышление римских юристов было ориентировано на типичные казусы в судебной практике, которые требовали эффективных инструментов разрешения, что позднее стало характерной чертой английского права (системы общего права). Справедливость для профессионального юриста означала не "содержательное" соответствие правового акта конкретным социокультурным ценностям, а исключительно "формальное" следование процедурным правилам правосудия (fair trial). Именно конкретность и практическая направленность, инструментальность юридического мышления определяли цели юридической деятельности в Риме, которые заключались в достижении социальной справедливости в каждом деле, а не в конструировании системы абстрактных норм. Под казуальностью в римском праве понимались как казуальный характер права, так и казуальный тип юридического сознания. Несмотря на то что римскую юриспруденцию принято считать в силу ее практической ориентированности чуждой теоретическим изысканиям, развитие римского права, по природе своей прецедентного, обусловливали, помимо произведений классических юристов, создаваемых в связи с разрешением конкретных практических вопросов, также экспертные заключения, которые имели обязательную силу и выступали, по сути, источниками права.

Становлению догматического мышления римских юристов способствовало то, что базовые юридические начала стали определяться в Риме догматически - исходя из презумпции истинности утверждений, используемых в качестве больших посылок силлогизма. Именно закрепление общих принципов в качестве универсальных истин, из которых выводились частные правила, выступило предпосылкой формирования в континентальном праве юридического концептуализма и пандектной структуризации правового материала.











2. РАЗВИТИЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

2.1. Развитие континентальной юриспруденции

"Онаучивание" юриспруденции началось в Средние века, когда в университетах континентальной Европы было открыто римское право (кодекс) Юстиниана, которое наряду с каноническим правом стало фундаментом общеевропейской правовой системы (ius commune) в Западной Европе. Именно право Юстиниана снабдило западноевропейских юристов основной терминологией, тогда как греческая диалектика Платона и Аристотеля обеспечила их методом. В результате сочетания этих двух элементов в совершенно ином общественном контексте на свет появилось нечто новое - классическая университетская юриспруденция. И именно римское право определило становление юридической науки, поскольку усвоенные в процессе юридического образования понятия и конструкции римского права предоставляли базовое средство изучения позитивного права, складывающейся правовой действительности. При этом в европейской правовой традиции "наука и ученость произошли от учения, а не наоборот" .

Классическая, или догматическая, юриспруденция прошла в своем развитии три основных этапа. Первый, средневековый, представлен академическими школами глоссаторов и комментаторов (постглоссаторов), второй - гуманистической школой юристов и школой естественного права, создавшими культурную и философскую основу догматической традиции, третий - исторической школой права и "юриспруденцией понятий", которые завершили формирование догматической юриспруденции.

Деятельность глоссаторов, сосредоточенная на толковании и логической обработке правового содержания Дигест Юстиниана, положила начало современной правовой догматике. При этом глоссаторы не приспосабливали юридические конструкции римского права к средневековой действительности, а напротив, схоластически (путем аргументации) подводили правовые явления средневековой эпохи под римские конструкции и терминологию. Для средневекового сознания именно авторитетный текст служил средством познания истины, согласования политических противоречий, формирования идейно-ценностного, культурного единства. Постглоссаторы в свою очередь сконцентрировали внимание на разработке системы общих юридических принципов, из которых дедуктивным способом можно вывести частные правоположения, нормы и понятия. Их заслуга состоит в том, что они ввели "юриспруденцию понятий". Таким образом, посредством экзегетического (теологического) толкования был заложен фундамент схоластической юриспруденции как рационального основания западноевропейского юридического мышления.

Именно университетская юриспруденция, сосредоточенная на преподавании нового, лучшего, справедливого права, лежит в основе классической юриспруденции, или континентальной (романо-германской) правовой традиции, в рамках которой юристы воспринимают позитивное право как логически связанную целостность, законченную систему норм и принципов, закрепленную в официальных текстах законодательства. Вместе с тем и средневековые схоласты, и пандектисты XIX в. были убеждены в том, что, владея определенным числом общих понятий, можно получить господство над всем миром юридических явлений.

Второй этап становления классической юриспруденции следует охарактеризовать как начало теоретизации права, так как юридическое сообщество до XVII столетия не включало философско-правовую проблематику в круг профессиональных интересов, а теории права в строгом ее понимании (как исследовательской области профессиональных юристов, занимающихся построением общеправовых понятий, их систематизацией, соотнесением с социальной действительностью, историческим, аксиологическим и другими контекстами) до второй половины XIX столетия не существовало вовсе.

Теоретизация права ознаменовала зарождение правовой науки. Юснатуралисты-рационалисты второй половины XVII - XVIII в. отвергли юридическую догматику и предпочли ей исследование объективно существующего, однако все еще универсального права в том виде, в котором "оно есть на самом деле". На смену божественному началу универсалий пришли разумное начало и естественно-правовые концепции ius naturale. При этом в философии права рационализм, предоставляющий разуму право на неограниченное господство, с его верой в беспредельные возможности спекулятивных операций привел к формированию философско-правовых учений. Их сторонники пытались построить юридическую систему на основе общечеловеческих принципов - ценностно нагруженных аксиом, очевидность которых проистекала уже не из ratio scripta, а из следования методологическим установкам естествознания - рационалистической картины мира, в которой мироздание подчинено объективным законам, не терпящим исключений и беспробельно покрывающим собой все существующее. И если мироздание находится под властью универсальных законов, то и право, будучи частью такого рационального порядка, также должно являться рационально устроенной системой, в познании которой главная роль принадлежит дедукции, опирающейся на достоверные интуитивно постигаемые аксиомы.

Именно с распространением естественно-правовых доктрин связано деление правоведов на юристов-догматиков, которые экзегетически (теологически) и логически исследуют традиционные тексты права, и юристов-философов, которые спекулятивно выводят свои утверждения "из разума" системы естественного права. Причем они стали рассматривать толкование и систематизацию положительного права как прикладное знание, технику, даже ремесло, от которого отличалась подлинная наука права, занятая выработкой естественно-правовой системы.

Третий этап становления догматической юриспруденции связан с началом национализации права (в первую очередь французского, а затем германского), адаптацией римского права на национально-государственном уровне. Несмотря на существенные различия между французским Кодексом Наполеона и Германским гражданским уложением, оба они представляют собой автономные и самодостаточные национальные источники права, соединившие в себе как позитивистские, так и естественно-правовые концепции, составляют полную и, следовательно, закрытую совокупность норм, исключающую всякое обращение к нормам, находящимся вне данных правовых актов. Заслугой современной (посткодифицированной) догматической юриспруденции в странах континентальной Европы является то, что законодательные положения занимают привилегированное место в правовой системе: именно они главным образом определяют содержание права, тогда как догматико-правовые выводы должны соответствовать законодательным положениям, ибо предполагается, что системе права надлежит быть когерентной и консистентной.

Общие черты французского Кодекса Наполеона и Германского гражданского уложения - аксиоматичность и, как следствие, кодификаторское (дедуктивное) мышление. Отсюда их претензия на построение закрытой системы адекватных и точных знаний, обосновывающих логическую замкнутость и совершенство как законодательства, так и правопорядка.

Во Франции господствующее положение заняла экзегетическая школа, исходившая из постулата о том, что законодатель является единственным выразителем государственного суверенитета, а закон, выступая в качестве выражения общей воли, - единственным источником права. Суду в свою очередь отводилась пассивная, сугубо правоприменительная роль. При этом считалось, что вся совокупность позитивно-правовых норм во главе с Кодексом Наполеона должна представлять собой когерентно-консистентную (внутренне согласованную) систему, элементы которой не противоречат друг другу. Это в свою очередь означало беспробельность позитивного права, в соответствии с чем решения всех правовых вопросов правоприменителю следовало искать в тексте Кодекса. Причем сам Кодекс Наполеона устанавливал для судей прямой запрет вводить своими решениями общие для всех судов нормы.

Логически завершенную форму догматическая юриспруденция приобрела, однако, в немецкой пандектистике - "юриспруденции понятий" (Begriffsjurisprudenz), в чем состоит заслуга германской исторической школы права. Концепция "юриспруденции понятий" базировалась на тезисах о том, что 1) право не содержит пробелов (лакун); 2) право можно проследить в логически организованной системе понятий (пирамиде понятий); 3) новый закон можно вывести логически из правовых понятий высшего порядка, которые сами по себе познаются индуктивным методом.

Английская система общего права, принципиально отличающаяся от системы континентального права, имеет глубокие исторические корни. Культурные и языковые особенности Англии объясняются тем, что она пережила не один период завоеваний.

В 43 - 84 гг. Британия стала частью Римской империи с латынью в качестве официального языка. В 1066 г. она оказалась под властью нормандского (франкоязычного) короля Вильгельма I. В результате французский (нормандский) язык стал, наряду с латынью, языком управления и элиты, а позднее "влился" в англосаксонский (древнеанглийский) язык, являющийся предшественником новоанглийского (современного) языка. Его распространению способствовало введение протестантства, после чего латынь перестала быть языком церкви. Культурно-языковое разнообразие предопределило разнообразие местных обычаев, которые в соединении с нормандским правом стали основой английского общего права.

Развитию Англии и английского права способствовала к тому же самостоятельность англиканской (кафолической) церкви, которая означала свободу от интеллектуального диктата католицизма и соответственно континентального научного мышления, т.е. от господства теологической, рационалистической и позитивистской картин мира.

Общее право создавалось королевскими судами, что было связано с потребностью в централизации государства и усилением власти короля, который сосредоточил правоприменительную (судебную) деятельность в своих руках. Экспансию королевской власти осуществляли выездные судьи. Они использовали судебный старофранцузский язык, который сыграл важную роль в создании основ английской правовой системы. Даже в современной английской правовой терминологии след французского влияния весьма заметен.

Сама по себе система общего права сформировалась в XI - XIII вв. Общее право являлось практико-юридическим, сосредоточенным на вопросах, требующих выработки конкретного решения, его процедуры и правил доказывания. В судебной процедуре предписания королевского канцлера о разрешении спора (writ) <1> реализовывались посредством использования типовых исковых формуляров, где для каждого типа спора была предусмотрена своя процедура. Общее право, таким образом, представляло собой прежде всего набор правовых средств (применяемых исков и процедур), рассматривалось как право объективно существующее и лишь "выводимое" и декларируемое судьями; при этом признаком правовой нормы считалось обеспечение судебной защиты согласно принципу "Ubi ius ibi remedium" ("Право там, где есть средства его защиты"). Соответственно нормой общего права является любое правило, признаваемое и защищаемое английскими судами (причем только при наличии этого признака). Безусловный приоритет процедурного права перед материальным поддерживается в общем праве доктриной прецедента. В развитии системы английского права важная роль принадлежала институту права справедливости (equity law), которое формировалось в XIV - XV вв. Многие его положения заимствовались из римского и церковно-католического (канонического) права и были направлены на исправление недостатков общего права с помощью специальных правовых средств (предписаний или запретов).

В системе общего права предпочтение отдается казуальному типу юридического сознания (from case to case) в ущерб абстрактному мышлению, которое требуется для освоения академической юриспруденции. Правоприменительные решения представляют собой преимущественно суждения по аналогии, а также индуктивные умозаключения для получения общего теоретического знания из единичного, эмпирического. При этом содержащая обоснование часть судебного решения (ratio decidendi) не воспринимается юристами как выражение абстрактного принципа, а толкуется только в связи с фактами рассмотренного дела. Большое значение для английского правового мышления имела концепция личных гражданских прав, законодательно закрепленная в XVII в. (Билль о правах 1689 г.). Она предоставляла индивидууму возможность действовать в соответствии со своими желаниями, без ограничений. Вместе с тем было определено, когда, как и на каких основаниях публичная власть имеет право ограничивать индивидуальную свободу.

Несмотря на то что английское право фактически стало преемником действительного (прежде всего классического) римского права, процесс развития континентального права нашел в нем отражение. Во всяком случае французский язык использовался в судопроизводстве Англии еще в XVIII в. и французская правовая литература была знакома английским юристам.



2.2. Современная юриспруденция и ее научность 



Юриспруденция, трактуемая как правовая догматика, имеет непосредственное отношение к юридической деятельности, которая включает законотворчество и правоприменительную, прежде всего судебную, деятельность, а также правоведение. Объектом юриспруденции выступают национальная правовая система, совокупность внутренне последовательных и согласованных между собой норм правопорядка. Правопорядок в свою очередь устанавливается на национальном уровне, его составляют правовые нормы, посредством которых регулируются общественные отношения.

Круг интересов правовой догматики очерчивается функцией установления содержания действующего права, необходимой в правоприменительной деятельности, и именно это является предметом практической юриспруденции. На теоретическую юриспруденцию возлагается в первую очередь зад.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44