VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Язык как знаковая система

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000376
Тема: Язык как знаковая система
Содержание
Министерство образования и науки РФ
Бурятский государственный университет
Институт Филологии и Массовых Коммуникаций
Кафедра немецкого и французского языков








Полиреферат
                         	
                                         на тему: Язык как знаковая система 





	
                                                              Выполнила: Бельская О. А.
                                                                                 2 курс, 02231
                                                                  Проверила:  к. фил. н., доцент
                                                                                Черкун Е. Ю.






                                                 

                                                 
                                                   Улан – Удэ
                                                         2015

          
                                 

                                   Содержание

          Введение…………………………………………….…….…….….3

1. Истоки изучения знаков……………………………..…….………4

2. Основные направления изучения знаков……….…………….….5

3. Понятия «языковой знак», «язык» и «знак по де Соссюру….….6

4. Свойства языкового знака……………………………………..……...7

5. Взгляды на языковой знак
5.1. Концепция языкового знака А.А. Потебни……….………8
5.2. Взгляды на языковой знак Ф.Ф. Фортунатова……...….…8
           5.3.   Учение о знаках Ч. Пирса………………………..….….….9
           5.4.   Учение о знаках Г. Фреге………………………..….….…10      
           5.5.   Концепция языкового знака Фердинанда де Соссюра.…11

6. Заключение …………………………………………………..………12

    Список использованной литературы








                                                        Введение

   Язык является одним из множественных и разнообразных знаковых систем, которыми пользуются люди в разных ситуациях, и передают тем самым, значение  о своих эмоциях, мыслях и чувствах.
   Знаки, на которых создаются сообщения, являются носителем определенных смысловых значений, предназначенных для целей общения и выражения различных представлений человека и мире.  Эти знаки заменяют предметы, на которые они указывают или обозначают.
   Целью данной работы является изучение языка как системы знаков и связанные с ним основные понятия.
   Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить истоки и основные направления изучения  знаков;
- раскрыть понятия «языковой знак», «язык» и «знак»;
- узнать свойства языкового знака;
- рассмотреть взгляды разных ученых языковедов на языковой знак.
   Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура:
Работа состоит из введения, шести глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
   Методы исследования: заключаются в изучении и анализе научной литературы.







1. Истоки изучения знаков

    Проблема знака активно изучалась во многих науках: (в языкознание, логика, семантика, философия). Так, сформировалась новая наука – семиотика. Она изучает знаки и знаковые системы в человеческом обществе и в мире животных. Родоначальниками общей теории знаков были стоики. Древнегреческий философ Секст Эмпирик дал нам возможность узнать взгляды стоиков на языковой знак. Стоики открыли элементы, которые образуют так называемую знаковую ситуацию, или семиозис – (любое знаковое действие, знаковый процесс). 
    В наше время наука рассматривает компоненты знака и знаковой ситуации более подробно. В настоящее время  ученые до сих пор спорят о естественном языке как знаковой системе или вовсе не считают его таким.  В научных работах по теории языкознания говорят: «естественный язык не отличается от других знаковых систем». Семиотика определяет языковой знак, как общую теорию знаков. С точки зрения общей теории, знак – это определенный сигнал, который носит какую-либо информацию. Любой предмет может быть сигналом.  Таким образом, именно, этот предмет может являться источником значения знака, который осуществляет человеком посредством выбора и употребления соответствующего знака [Гречко, 2003: 38].









2. Основные направления изучения знаков

   В современной семиотике различают несколько направлений изучения знаков и знаковых систем. Эти направления исследуют не только разные знаковые системы в человеческом обществе,  но и знаки как сигналы в животном мире [Степанов, 1971:17]. 
   Вот краткое описание некоторых направлений:
   Биосемиотика – занимается исследованием систем сигналов в животном мире (звуковые сигналы животных, например дельфинов, различного назначения танцы пчел и брачные танцы животных).
   Этносемиотика – изучает знаковые системы в разных аспектах, связанные с бытом, культурой народов (различные обряды, игры, танцы и их знаковая роль).
В наше время активно развивается семиотика искусства, изучающая характер знаков и знаковых систем, свойственных различным видам искусства (театр, балет, кино, живопись, архитектура).
   Линговосемиотика – изучает естественный язык с точки зрения его знаковой природы и выполняемых функций. Язык понимается как универсальная знаковая система особого рода.
   Абстрактная семиотика – теория об общих законах функционирования знаковых систем, включающиеся в себя естественные и конвенциональные формальные языки [Степанов, 1971: 21].






3. Понятия «языковой знак», «язык» и «знак» по де Соссюру.

   Язык – система значимостей, основанных на противопоставлениях знаков [де Соссюр, 1999: 68]. 
   Фердинанд де Соссюр определяет понятие знак, с точки зрения знаковости. «Мы называем знаком соединение понятия и акустического образа.  Акустический образ – это психический отпечаток звука, который человек получает посредством органов чувств. Так как акустический образ является психическим отпечатком звука и понятие обладает психическим свойством, то де Соссюр утверждает, что языковой знак есть двусторонняя психическая сущность» [де Соссюр, 1999: 69].
   Поскольку знак обозначается как акустический образ, то де Соссюр, подчеркивает сущность своего определения знака, и вводит следующие термины:  «Сохраняем слово знак для обозначения целого и заменяем термины понятие и акустический образ соответственными терминами означаемое (Bezeichnetem) и означающее (Bezeichnendem)»  
   Языковые знаки это реальности, находящиеся в мозгу человека, они представляют конкретные области, которые и изучает лингвистика языка. Примером де Соссюр приводит слово, как нечто центральную единицу в устройстве языка. Но не только слова, но и части слова могут быть знаками. Можно считать, что слово это не конкретная единица языка [Meier, 1962: 33].






4. Свойства языкового знака

1. Произвольность.  Связь, посредством которой соединяется означающее с означаемым произвольно, т.е. никак и ничем не обусловлена. Абсолютно произвольным знаком можно считать лишь некоторую часть слов; 
2. Изменчивость – неизменчивость.  Неизменчивость знака определяется тем, что люди употребляют знаки языка по традиции. Но в тоже время языковые знаки подвергаются изменению. Изменчивость знака проявляется в изменении отношений между означающим и означаемым, т.е. может меняться или значение слова, или звуковой состав.
3. Линейность означающего. Означающее, мы воспринимаем на слух, оно развертывается только во времени, поэтому оно обладает протяженностью; оно линейно. Другими словами, акустические образы не могут возникать одновременно, они следуют друг за другом последовательно, образуя линейную цепь. 
4. Значимость (ценность).  Слово в составе системы имеет не только значение, но и еще обладает значимостью. Понятие значимости относится не только к словам, но и к любым явлениям языка, в то числе к грамматическим категориям.
   «В слове важен не звук, а те звуковые различия, которые отличают это слово от других слов, так как они и являются носителем значения» 
[Березин, 1984: 167 – 170].






                                      5.   Взгляды на языковой знак
                          5.1.  Концепция языкового знака А.А. Потебни
   А. А. Потебня – один из первых ученых, разработавших концепцию языкового знака. Много ценного Потебня внес в изучение узловой единицы языка – слова как знака. В исследованиях Потебни слово как знак имеет сложное строение. Основополагающей функцией знака Потебня считает способность знака делать доступными явлениями для предметов действительности, которые в отсутствии знака были бы недоступными. Знак обозначает существующие предметы, а также их качества, свойства и возможные отношения в знаке [Потебня, 1959: 16].
     
                        5.2.  Взгляды на языковой знак Ф.Ф. Фортунатова
  Ф. Ф. Фортунатов – русский языковед, рассматривал язык как знаковую систему. В его понимании «язык это совокупность знаков для мысли и выражения мысли в речи, а кроме того, в языке существуют также и знаки для выражения чувствований» [Фортунатов, 1956: 111].
  Язык, по Фортунатову, включает разного рода знаки. Прежде всего, выделяются знаки с материальным значением, например это любое слово. Рядом с этими знаками существуют знаки с формальным значением, которые, употребляясь совместно со знаками, имеющими материальное значение, видоизменяют последнее, например, это аффиксы. В результате соединения знаков с материальным и формальным значениями образуются знаки языка, которые заключают в себе так называемые формы. Знаками также выступают интонации произносимых знаков языка. Знаками для нашего мышления являются язык жестов и мимика. 
  


5.3.  Учение о знаках Ч. Пирса
  Чарльз Сандерс Пирс – является одним из основателей общей теории знаков, которая и по сей день оказывает большое влияние на современные знаковые концепции. В своей концепции знака Ч. Пирс выделяет знаковые отношения и знаковый процесс. Это две основополагающие категории в теории знака Ч. Пирса, были изучены еще в Древней Греции, стоиками. Знаковые отношения знака: а) существование любой вещи, как знак; б) эта любая вещь, должна обозначать что-то другое;  в) любой знак будет разъяснять какую-либо мысль, для слова (истолкование). Ч. Пирс выражал свое понимание знака в следующей формуле: «Знак есть некоторое А, обозначающее некоторый факт или объект В для некоторой интерпретирующей мысли С» [Мельвиль, 1968: 179].
    Три основных типа знаков, выделенные Ч. Пирсом:
        - Иконические знаки (копии) – этот вид знаков, отражает связь между А и В. (напр.: карты, диаграммы, чертежи); 
        - Знаки-признаки (индексы) – между предметом обозначения и знаком существует причинно-следственная связь (А и В).
Индексом называют знак, который определенно связан со своим единственным объектом (отпечаток ноги, указывать пальцем, уличные знаки).
        - Знаки-символы. – Ч. Пирс считает, символ и есть настоящий знак, так как именно он осуществляет свою функцию независимо от сходства с предметом, который обозначает. Связь между символом и объектом совершенно приблизительная. Символы становятся знаком посредством инстинкта, привычки, соглашения. Примером, по Ч. Пирсу, является слово, предложение, математические символы [Мельвиль, 1968: 196].

  Одним из важных категорий концепции знака Пирса является знаковый процесс. По Пирс – это по существу, бесконечный процесс. Таким образом, знаки могут быть интерпретированы в различном характере; толкования мысли также признак того, что он может быть истолкован новым предметом - и так до бесконечности.
  Теория Пирса содержит некоторые правильные положения, особенно классификация символов, в знаковой связи, характеристика различных типов символов [Alefirenko, 2005: 157].
  
  
5.4.   Учение о знаках Г. Фреге
  Гарольд Фреге предложил продуктивную концепцию естественных и формальных языков; также один из основателей математической логики и семиотики.
  Чтобы оправдать свою теорию знаков или имен, Фреге в пример особой самобытности языка, или конкретных языков, решил объяснить абстрактные названия и  символизм формальных языков. Цель теории - открыть одни логические знаки и основания знаковых систем базового вывода: естественных и формальных языков, особенно математики и логики. Знак или имя, Фреге понимает многозначно; это может быть слово, фраза, символ, который может быть в реальной жизни субъекта. Сам объект в теории Фреге это значение имени. Таким образом, знак и есть собственное имя объекта. Имена трех категорий, указывающие: а) реальные объекты; б) понятия; в) отношения [Фреге, 1977: 20].







                        5.5.  Концепция языкового знака Ф. де Соссюра
  Ф. де Соссюр – один из великих языковедов мира, который первый вел понятия синхронии и диахронии. Язык представляется собой как взаимосвязанных и взаимообусловленных знаков. Для многих людей язык – это номенклатура – т. е. перечень имен, которое обозначает определенную вещь. В номенклатуре вещь и ее имя связаны напрямую, между этим язык имеет промежутки, знак взаимосвязан с вещью или предметом через его определение и непосредственно через. акустический образ. Язык имеет звук и семантические различия. Язык – это целая система различий между знаками. Нет понятия и звука, независимо от существующей системы. И понятие, и звук менее важно, чем то, что они есть. Для других символов важность части системы без изменения смысла и шума из-за того, что другая часть соседней системы испытывает изменения. Знак постигается, переживается и интерпретируется.
   -Заменяет термины понятие и акустический образ – на «означаемое» и «означающее».
  - Знак, по Соссюру обладает двумя самыми важными свойствами: произвольность и линейность.













                                        Заключение

    Все поставленные нами задачи были выполнены. Мы  рассмотрели языковой знак с различных его сторон, различные взгляды языковедов, а также его взаимодействие с другими знаками в человеческом обществе и в животном мире. 
     Язык, можно, с уверенностью, охарактеризовать, что он знаковый по устройству и коммуникативный по значению. Язык - это большое количество знаковых систем, которые употребляют люди при общении. Они предназначены для передачи информации, знаний, представлений о мире и о личности. Язык имеет большую силу в виде информации. Он является посредником ситуации, способный для передачи информации обо всех явлениях, событиях, фактов. Способность человека, именно, языковая - безмерная, а человеческая память вовсе не бесконечна. Язык, таким образом, это некое количество элементов бесконечного числа в сообщениях людей в реальном и вымышленном мире.
     Язык имеет ряд воссоздаваемых знаков, таких как морфем и слова, и уникального сложного комплекса знаковых структур, таких как фразы, словосочетания, предложения и тексты.
     Языковой знак  - сложная система. Одна сторона знака «означаемое» образует содержание, другая сторона «означающее» выступает в роли выражения как форма знака. Эти две стороны тесно взаимосвязаны. Знак не может существовать, если он не имеет взаимоотношений с другими знаками.


   


                                  Список использованной литературы
1. Alefirenko N. F. Moderne Probleme der Sprachwissenschaft. Typen sprachlicher Zeichen [Text] / N. F. Alefirenko. – M.: «Наука», 2005. – 280 S.
2. Meier G. F. Zeichen und System der Sprache [Text] / G. F. Meier. – Band 2. – Berlin, 1962. – 158 S.
3. Березин Ф.М. История лингвистических учений [Текст]: учебник для филол. спец. вузов / Ф. М. Березин. – М.: Высшая школа, 1984. – 319 с. 
4. Гречко В. А. Теория языкознания [Текст]: учеб. пособие / В. А. Гречко. – М.: Высшая школа, 2003. – 375 с.
5. Де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики [Текст] // под ред. Ш. Балли, А. Сеше. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 432 с.
6. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм [Текст]: учеб. пособие / Ю. К. Мельвиль. – М., 1968. – 233 с.
7. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике [Текст] / А. А. Потебня. – Т. 1-2. – М., 1959. – 203 с.
8. Степанов Ю. С. Семиотика [Текст]: сборник работ / Ю. С. Степанов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1971. – 691 с. 
9. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды [Текст] / Ф.Ф. Фортунатов. – Т.1. – М., 1956. – 258 с. 
10. Фреге Г. Смысл и денотат. Семиотика и информатика [Текст] / Г. Фреге. – Вып. 8. – М., 1977. – 317 с.



2


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%