- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Языческие представления мари о загробном мире истоки и развитие.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016311 |
Тема: | Языческие представления мари о загробном мире истоки и развитие. |
Содержание
Содержание Введение 2 Глава I. Языческие представления мари о загробном мире истоки и развитие. 1.1. Воззрения мари о смерти и загробной жизни………………………..……13 1.2. Представления о взаимоотношениях живых и мертвых ………………..22 Глава II.Погребальный обряд мари XVI - началоXX. 2.1. Могильники и погребения мари XVI - начало XX вв. морфологическая характеристика (или расположение, устройство) …………………………..…31 2.2. Похоронные ритуалы мари XVI - начало XXвв …………………………41 Глава III.Поминальные ритуалы мари. 3.1 Индивидуальные поминки…………………………………………….…….54 3.2. Общеродовые поминки……………………………………………………..64 Заключение ………………………………………………………………………74 Список источников и литературы………………………………………………83 Список сокращений……………………………………………………………...94 Приложение………………………………………………………………………95 Введение История и культура марийского народов XVI - начала XX вв. выучены пока избыточно, хотя всегда притягивали интерес как современников, так и исследователей последующих столетий. Поэтому, важным вопросом остается изучение данной темы и анализ ее исторических истоков. Данный вопрос, очень интересен для изучения. Об этом говорит сама диссертационная работа. Похоронно-поминальная обрядность, показывает, как ценна она для изучения мы видим, как жили люди в древности их историю и культуру, так же мы видим, как уважительно относились наши предки к настоящему и к тому что уже было. Автор считает, что этот вопрос навсегда останется актуальным в наше время. По анализируемому вопросу располагается небольшое число трудов, высокая доля отдана только погребальному обряду с притягиванием археологического материала. Принесенное диссертационное исследование расширяет данную проблему, прочитанные автором трудов, посвященных марийскому народу, данная работа подключает добавочные научные источники и более детально озаряет некоторые подробности похоронного, поминального ритуалов и верований. Предоставленный труд — это первый опыт рассмотрения такой интересной темы «Похоронно-поминальных обрядов мари (XVI — начало XX вв.)». В исследовании использовались и этнографические и археологические материалы одновременно, это позволило нам подойти к нашей интереснейшей проблеме более серьезно и беспристрастно. Объект и предмет исследования. Объектом рассмотрения выбрано марийские обитатели, вед им удалось сохранились дефициты древней веры населения. Предметом изучения предназначаются языческие похоронно-поминальные обряды марийского населения, парирующие некоторые стороны их быта и традиций, их обрядов и религиозной веры данного населения. Хронологические и территориальные рамки. Исследованием охвачен период с XVI до начала XX вв., когда их представленная вера прибрела конченный вид и находила отображение в ключах этнографии, и так же в письменных источниках. Изучением включены территориальные рамки современной Марийской республик. Цель и задачи исследования. Цель данной работы проста автор анализирует похоронно-поминальных обрядов мари в XVI- начале XX вв. Чтобы достичь данную цель поставлены следующие задачи: Изучить языческие воззрения марийского народа о кончины, загробном бытии померших и их отношениях с обществом живых; Показать характерные границы похоронного ритуала марийцев; Постигнуть особенности формирования погребального обряда; Проанализировать характерные особенности поминальных ритуалов; Научная новизна диссертации. Анализируемая похоронно-поминальную обрядность как исторический ключ, мы уточняем и углубляем концептуальный этногенез марийского народа, определяем слои их этнической истории, особенности отдельных аспектов духовной жизни (языческие представления о причинах смерти и загробном существовании умерших, похоронно-поминальные обряды, суеверия), отдельные части их материальной культуры (украшения, одежда, обувь, орудия труда и оружие, элементы погребального инвентаря). Благодаря данной работе мы можем представить эволюцию марийского народа изменения культа предков в их сознании, мы так же можем видеть, как влияли наши соседи на сознание и жизнь нашего края. Теоретическая и научно-практическая значимость. Изучив данную тему можно сделать вывод, что данная идея дает ценный материал, который разрешает обнаружить и сформировать интересные черты данного населения. Доказана беспробудная информация и научная ценность этакого нелегкого показания, как похоронно-поминальна обрядность, в качестве показательного инструмента для разбора веры и понимания своей религии. Абстрактная важность данной рукописи даст возможность воспользоваться ей в полной мере для изучения студентам на таких лекциях как изучение родного края, истории соседних народов, подходит для археологов., в данной работе они могу найти вопросы касаемо жизни и веры данного народа, их местоположение, веру и религию, также, можно создать курсы для студентов и историков по данной теме, ведь изучение и знание своего края и предков очень важна для подрастающего поколения детей. Также, в данной работе приведены приложения и иллюстрации к ним, в которых читатель может посмотреть и ощутить всю прелесть того поколения, их веру и их преданность данной религии. Вся написанная работа может принести большую пользу людям, изучающим историю, археологию, педагогику, религию, искусство, не забываем о том, что можно внедрить данную работу в разработку учебных программ, лекционных курсов. Историография проблемы.Проблема похоронно-поминальной обрядности, посвященная марийскому народу, получила в этнографической и религиоведческой литературе широкое освещение. Данная тема, воссозданная рядом исследователей, которые изучали и изучают до сих пор похоронно-поминальные обряды, в их работах мы можем увидеть изображения марийцев из загробное существование веру в живых и мертвых, данная идея встречается в трудах путешественников, географов и историков, начиная с XVIII в. В произведениях коллег Академических экспедиций 1733-1743, гг. в частности в работах Г.Ф. Миллера1 который описывал народы которые верят в язычество. П.С. Палласа2 который путешествовал по России и посетил наш край. И.Г. Георги3 так же, путешествовал по России и посетил большое количество населения великой России, эти первооткрыватели внесли большой вклад в изучение марийского края и не только , благодаря им мы можем увидеть как жили и трудились наши предки, как они хоронили своих родичей, что они думали о смерти после жизни, и как они вспоминали своих родных через определенное количество времени. Остается очень сложным ответить на вопрос, занимались ли данные путешественники историй углубленно и достоверно описывали важные детали ритуалов, ведь языком они марийским не владели на хорошем уровне. Но все же мы пользуемся и верим в достоверность данных работ. Уже в первой половине XIX в. Марийские поминки описываются в трудах И.Я. Малярова4 он пишет о вере и обрядах марийского народа, его труд дает ценные данные для нас, «Н.Остроумова5 так же,описает обряды и веру народа мари, Г.Яковлева6 озаряла некоторые местности мнений народа их веру и обряды. В конце XIX в. Мы видим уже новых профессионалов, которые так же продолжают изучать народ мари. Одним из них становится А.Ф. Риттиха7 его труд об истории края внесла большой вклад, И. Н. Смирнова8пишет и о жизни и быте народа, С.К. Кузнецова9 открывает нам связи живых и мертвых после смерти. Хотелось бы выразить очень известную личность и его описания Н.В. Никольского10 он пишет о жизни мари их доброте и понимании жизни. Мы не можем оставить без внимания и период советского этапа, она очень интересна и наполнена большим материалом. Большой вклад внесли люди духовники, но что де они смогли писать, ведь они не понимали веры данного народа и часто обрекались на непонимание, они не признавали их. Макарий В11 писал записи о народе мари, Г. Яковлева12 писала о вере и предпочтениях марийского народа, в записях Никанора13 мы можем встретить писания о вере данного народа, у данных авторов была лишь одна цель при описании жизни и быта данного народа-это распространить в них веру в бога и сделать их верующими христианином и укоренить веру их предков. Таким образом, они лишь описывали обряды, которые проводил данный народ, а саму чувственность их веры не учитывали, автор считает это не верный и не правильный подход. И это можно увидеть в представленной работе. Еще одной ценной личностью является Ст. Соммье14 и его очерк, он написал о народе мари и взял обширные участки для анализа и изучения. Также мы не можем сказать о финских ученых, которые также внесли большой вклад в изучение данного народа, они изучили обряды марийцев в особенности погребальные, что является очень важным для нас, это выжающие историки как А. Хямялайнена15 «Очерки по этнографии восточных финов» и Харви Хольмберга16 «Религия черемис», описывавших марийскую похоронно-поминальную обрядность. В советской литературе историки выделяют представления марийского народа, а именно почему человек умирает, что происходит с ним после смерти и как они взаимодействую после смерти, все эти моменты рассматривают такие историки как, В.М. Васильева17 он делает большой акцент на обрядах и вере данного народа, Н.С. Попова18 данная работа представляет собой высокий труд открывающий нам погребальные обряды марийцев, О.В. Данилова19 этот труд остается одним из первых трудов который так глубоко раскрывает всю прелесть данного народа, автор описывает все культы которые были у марийцев, их возникновение и исчезновение, так же перерождение в более высокое значение. Автор данной работы так же выделяет, JI. С. Тойдыбекову20 которая увидела и описала не только веру и и самосознание марийцев. Если же мы хотим выяснить некоторые особенности погребального обряда марийского народа, то необходимо изучить труд Ф.Ф. Фатыховой21 где описан обряд погребения. Важным остается изучить не только марийский народ, но и сравнить его с другими народностями в особенности соседними районами. Материалы статьи Н.Ф.Мокшина22 позволяют нам более глубоко изучить связи между мордвой и марийцами, в данной работе мы также увидим их связь, и также сравнить похоронные ритуалы которые похожи в какой-то мере. Вторая работа которой занимался Н. С. Попов23 В работе более детально рассмотрена проблема погребальных обрядов марийцев. Таким образом, мы можем сказать, что все эти труды представляют высокое внимание, отданные прямо погребальному обряду и его элементам. Погребальный обряд марийского языческого населения был вопросом, который интересовал большое количество интересующихся исследователей. Очень важным остается вопрос этакие подробности как расположение некрополей, надмогильные сооружения, конфигурация, ориентировка могильных ям, похоронные постройки, местоположение остовов, похоронный инвентарь разбирались в изучениях В.М. Васильева24, A.B. Шмидта25 «Жертвенные места Волжско-Уральского края», B.C. Патрушева26 «Начало эпохи раннего железа в Марийском крае», Н.С. Попова27, Т.Б. Никитиной28 «Марийцы (конец XVI - начало XVIII вв.)», О.В. Данилова29. Различные марийские культы, прослеживаемые в погребальном обряде, исследовались в работах О.В. Данилова30, Н.М. Чучалиной31 «К вопросу о культе коня у марийцев». В работе T.JI. Молотовой32 «Марийский народный костюм» затрагивался вопрос о погребальной одежде. Что касается годовых и индивидуальных поминок особого исследования не было, но сравнительно детально рассматривались в трудах, отданных совместному обозрению языческих представлений и обрядов, а еще в работах языковедов. Индивидуальные и годовые поминки марийского народа изучались в трудах В.М. Васильева33, А. Михеева34 «Жертвенная пища в праздничных поминовениях», Ф.Ф. Фатыховой35, Л.С. Тойдыбековой36. Из довольно бесчисленного множества изучений, отданных культу предков в можно отметить изучение М.Т. Маркелова37 «Культ умерших в похоронном обряде волго-камских финнов», и работу Т.Б. Никитиной38 «Марийцы (конец XVI - начало XVIII вв.)». Древнейшие слои марийского погребального обряда прослеживаются в работах B.C. Патрушева39 «Начало эпохи раннего железа в Марийском крае», B.C. Патрушева40, Н.Э. Ефимова «Погребальный обряд марийцев в историческом развитии (I тыс. до н.э. - начало II тыс. н. э.), A.B. Михеева41 «Представления древних марийцев о мире умерших по материалам могильников V - XI вв. (методика реконструкции)» , Г.А. Архипова42 «Марийцы IX - XI вв. К вопросу о происхождении народа» и «Марийцы XII - XIII вв.»43 . Мы не можем говорить о изучения культа предков марийского народа о похоронно-поминальной обрядности без изучения археологических данных марийских могильников их расположений и без сопоставления их. Активные археологические исследования, изучавшие позднесредневековый период ХVI-ХVШ вв. проводились на территории Марийского края. В данный момент мы знаем о 84 кладбищах и 20 языческих местах куда идут молиться марийцы44. Подобным образом, в этнографической, археологической и религиозной литературе, языческая похоронно-поминальная обрядность, получила некоторое освещение. Источниковая база исследования. Данная работа сформирована на комплексе этнографических, археологических, литературных и фольклорных источников. Более полный ответ о похоронно-поминальной обрядности мы можем найти лишь в этнографических и археологических материалах, которые можно найти в научных архивах Марийского научно-исследовательского института. Особо хотелось бы выделить научную работу из общего архива Марийского научно-исследовательского института, касающегося советского периода, это работы Т.Е. Евсеева45 «Смерть сопряженная с погребением и поминанием» и Л.С. Ишмурзиной46 «Похоронные обряды восточных марийцев», охарактеризовывает марийскую похоронно-поминальную обрядность. Среди материалов, посвященных марийцам, при работе над диссертацией были привлечены археологические отчеты археологов Е.Е. Воробьевой (201247,201548 гг.),Се?ме?но?в А.А49, Т.Б. Шикаевой50. К числу полевого материала, относятся также сведения, составленные и выясненные у людей, которые непосредственно принимали участие, или участниками были их предки - марийских старожилов Моркинского района. Также, личное внимания и личные поездки в места где были непосредственно захоронены предки марийского населения, в итоге употреблялся весь найденный и проанализированный полевой материал, собранный в ходе раскопок марийских могильников, таких как Анаткасинский, Выжумский, в которых принимала личное участие. Также, автором работы, использовал фольклорный материал (в виде причитаний, песен, заклинаний, молитвословий) хранившийся в архивных и источниках, которые уже опубликованы. Кроме выше сказанного, использовались и иные материалы, к которых описывались похоронно-поминальные обрядности марийского народа, они храниться в ряде публикаций изданных в «Известиях» Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, в материалах археологических съездов России, в Ученых записках и известиях Казанского университета, а также периодических изданиях: «Современник», «Этнографическое обозрение», «Вестник Европы», Казанские, Вятские, Симбирские «Губернские ведомости», в этнографических сборниках «Материалы по этнографии России», «Мордовский этнографический сборник» и другие. Много материала можно встретить в ряде церковных периодический изданий. «Известия по Казанской епархии», «Православный благовестник», «Православный собеседник» «Инородческое обозрение». Большую значимость представляют материалы научных конференций и сессий, посвященных этногенезу народов Среднего Поволжья, статьи академических журналов «Советская археология», «Советская этнография» и «Этнографическое обозрение». Структура диссертации. Строение труда выработана в порядке с данной идеей, целью, задачами и логикой исследования похоронно- поминальной обрядности. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. Работа дополняется приложениями. Приложения иллюстрируют разнообразные детали погребального обряда. ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАРИ О ЗАГРОБНОМ МИРЕ: ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ. 1.1. Воззрения мари о смерти и загробной жизни Похоронно-поминальные ритуалы отражают мировоззрение. Соответственно прежде чем говорить непосредственно о погребальном обряде, необходимо остановиться на рассмотрении формирования представлений. Конкретно культ праотцов порождает происхождение веры в духов и в души погибших. Сообща с почитанием душ погибших появляетсянеясное представление о ином мире, мире умерших. Эпохой позже данная мысль сформируется и вызовет знания о аде и рае. Старинные люди мыслили, что у людей есть душа, которая после погибели человека продолжает своюжизнь. Потому что люди в собственных сновидениях нередко видели собственных погибших членов семьи и своих людей, тогда они пришли к думе, что это души погибших посещают живых. Давние люди еще не видели разности меж сновидением и сознанием бодрствующего человека. Формированию веры в существование души независимо от жизни человеческого тела, следовательно, и в существование души после погибели человека, посодействовали кроме того исследования варварского человека над действами находящейся вокруг природы. Так, следя над природой, каждый год умирающей под поступком зимнего мороза и опять оживающей ну почти в конце зимы, античные люди приходили к неправильному исключению о вероятностивозврата мертвецов к существованию51. Уже во время бронзы (II тыс. до н.э.) на земле Марийского Поволжья был обширно распространен обычай хоронить погибших сородичей в глубочайших могилах, кроме того в могилы их клали на боку в скорченной форме и сопутствовалиих похоронными принадлежностями. Скажем у старинных людей складывается представление о структуре мира. Сообразно старым представлениям праотцов мари общий мир разделяется на 3 части: высочайший небесный мир; средний мир; нижний мир. В случае если высочайший мир считался обиталищем богов, а средний земной - обиталищем человека и всех живых существ, тогда нижний мир (подземный) считался обиталищем мертвых52. Изначально под местом присутствия праотцов имелось в виду кладбище, его подземная часть. Жилищем умершему первое время, покуда он не обзавелся на том свете собственным зданием, работает гроб53. В Козьмодемьянском уезде плотник-мариец переговаривался покойнику: «Вот мы делаем тебе избу. Не сердись, ежели устроим тебе не по нраву»54. Об этом говорят так-называемые «дома мертвых», выявленные на Старшем Ахмыловском могильнике55(Прил. 1, рис 1). От случая к случаю роль здания представлялись надмогильные постройки, к примеру, столбы и срубы. По языческим представлениям мари дух погибшего живет там, где покоится его тело. В соответствии с этим, входом в загробный мир и выходом из него считалась для мертвеца его личная могила. Для облегчения этого мари протягивали от гроба до плоскости земли шелковую нитку, как путеводную, «лестницу» для мертвеца56. На начальном шаге становления языческих представлений загробный мир не разделялся на мир для богопротивных и мир для безгрешных. Нрав занятия, национальность и социальное положение мертвеца, сообразно языческим представлениям мари, сохранялись постоянными. Представлялось, что на том свете общественная структура сообщества, т.е. деление на семьи и общины, сберегается. Считалось, что на том свете была социальная иерархия и некоторый штат глав загробного мира, к примеру, кладбищенский руководитель, арбитр, охранник и т.д. Марийский люд подразумевал, что покойник хранит на том свете не исключительно все физиологические необыкновенности живого человека, т.е. способность созидать, дышать, слышать, кормиться, чувствовать температуру и давление, переживать искренний беспорядка, но и может взрослеть, вступать на том свете в брак57. Загробная жизнь, как продолжение земной, считалась более духовной. В следствии этого все умершие, при комфортном случае имеют все шансы быть что-то типа богами «киреметями» (злыми духами), или же существами потустороннего мира, представляющими опасность для живых людей. Мари верили, что все, приносимое мертвецам, поступает в их указание. Даннымобразом, основной заботой являлось не изготовление к жизни бестелесной, как у христиан и мусульман, а упрочнение и возвышение собственного семейства, который будет о нем в последующие дни беспокоиться, поминая и наделяя мертвеца всем требуемым. Ожидалось, что благоденствие погибшего в потустороннем мире основано на щедрости и обязательности членов его семейства58. Считалось, что покойник продолжал на том свете существование, но и имел возможность в том числе скончаться. Для предотвращения данной угрозы перед выносом мертвеца из здания мари закалывали курицу, кровью которой он был должен откупиться от погибели. Вятские мари мыслили, что человек может скончаться до семи раз, переходя из данного мира в другой, и, в конце концов, преображается в рыбку59. Аналогичное свойство представления были у мордвы, они верили, что и в загробной жизни, люди также помирали и через вторичную погибель переходили в еще больше высочайшее состояние блаженства60. Осознание погибели праотцами мари как постоянного акта перерождений, конечным результатом которого считается перевоплощение в рыбу, считается, отблеском старого тотемического культа финно-угорских предков мари61. У мари кроме того существовало поверье, что душа имеет вид бабочки62. Еще одним представлением у мари, было верование в ныне, что душа злобного человека «ву- вэр» (мар.) летает в форме пламенного змея или же дракона с места на место. Термин «вувэр» имеет аналогии в тюркских языках - «увэр» (тат.) - «ведьма»63. На последующем шаге становления языческих представлений загробный мир словно раздвинул рамки кладбища, он помимо прочего располагался под территорией и разделялся там на «светлые» и «темные» места (прообразы ада и рая). Благоденствие в потустороннем мире основывалось уже не столько на щедрости родных и членов общины, а именно на безгрешности проделанной жизни. «Светлый мир» ожидался схожим земному, но более гармоничным, хотя и вовсе не таковым ясным и теплым, как земной мир. Сохранялась вера в тогда, что люди промышляют в «светлом мире» собственными бывшими занятиями, т.е. земледелием, скотоводством и т.д., впрочем, в «темном мире» уже не было возможности чем-либо заниматься, и люди, попавшие туда за грехи, были обречены на голод и мороз. Представления о вторжении покойников в подземный мир получают закоренелые формы, обрастая массой подробностей, созданных у мари. У марийского народа в числе препятствий загробного мира, мешающих мертвецу внедриться в него, упоминались горки с крутым ростом и змеи. К оценке греховности мари подходили с языческими мерками. Так, мари, в отличии от христиан и мусульман, разделяли грех на непосредственно «грех» и на «проступок». Грехом считали что-то, что напрямик вредило ближнему, кроме того один раз содеянный грех считался не подлежащим прощению и был не замолим. Особенно знаменитые и безгрешные сородичи могли вознестись на небо к богам. На данном шаге становления языческих представлений улучшается разделение понятий: «дух» и «душа». У мари была вера в «душу», разделенное от тела создание, но не чисто духовное, а обладавшее тонкой материальностью. Душа жила в теле человека и имела тот же образ, она имела возможность оставлять и вселяться в свое тело вновь. После погибели она уже более не соединяется с туловищем, хотя пару месяцев еще продолжает состоять с ним в близких отношениях, может в начале плутать около семьи погибшего. Впрочем, у досрочно погибших людей душа оставалась на земле до тех пор, покуда не наступал обыденный срок погибели. В простых случаях душа после погибели человека уходила в загробный мир. Помимо того, тело человека имело дух, который при его жизни считался воплощением жизненной силы, а далее преобразовывался в дух мертвеца. Духи были совершенно не материальны, т.е. идеальны. У мари, существовало верование в душу «орт», которая владела полномочиями оставлять и вселятся в тело, а после погибели человека отправляться в потусторонний мир и опять вселятся, находясь недалеко от трупа. Нередко, в спецификие именно в начале после погибели «орт» плутает по родной деревне невидимый для семьи погибшего или бывать замеченным в форме малюсенького воробья бабочки или же пламенного шара. Мари считали, что душа имела возможность кормиться и омываться, для чего же около мертвеца ставили чашу с водой. Ежели слово «орт» было образовано на финно-угорской базе, тогда название души «чон, чун, жан» было отличительно для тюркоязычных народов Центральной Азии. В марийском языке слово «чон» использовалось для обозначения жизненности, для данной души и ее состояния. Мари вместилищем души, жизненной силы человека издревле считали сердечко и кровь. Мари, связывали душу с дыханием. Считали, что с остановкой дыхания душа оставляла человека через рот. На основании этнографических черт, вполне возможно представить, что душе у мари подходил термин «орт», а духу определение «чон». По мере падения роли язычества, ценности определений духа и души смешиваются и утрачивают собственную ясность64. Начиная со второй половины XVII в. христианские представления начинают влиять на бывшие языческие взоры мари. Ожидалось, что души погибших на протяжении сорока дней после похорон проживают рядом с местом погребения и имеют все шансы являться к живым, а по прошествии этого времени отправляются в определенный мир душ. Собственную роль поиграло и сакральное значение цифры «семь», и еще представление о мире, как структуре, имеющей ярусное строение65. Что касается ценности цифры «семь», тогда оно проявлялось и в иных качествах марийского язычества. В поздних марийских языческих верованиях человек переселяется с начального неба на другое, где он далее продолжает собственную старую жизнь66. Помимо прочего присутствовали представления об ангелах, что сопровождают всю жизнь человека, а далее отводят его душу в загробный мир. У мари ангел-хранитель величался «сукчо», «сакчэ», «вачывал». Данный ангел-хранитель или же поручитель сопровождал марийца всю жизнь и так же, как и христианский ангел-хранитель помещался на его плече. Поручитель давался марийцу «богом судьбы», который уже при самом рождении человека, характеризовал его грядущую долю. Ангел- хранитель исполнял роль заступника человека от различных несчастливых и злобных сил. Марийские информаторы конца XIX века говорят, что в сознании верующих двойник души выступал от Господа и противопоставлял себя духу погибели Азырену. В момент погибели человека ангел-хранитель якобы оставлял пациента. Помимо того, у марийского народа существовало поверье, что каждый человек имел собственного наставника - «киямат ага» («отец того света») - благодетеля этому человеку, избранного волей погибших праотцов и «кияматава» («мать того света»), что сменяли на том свете реальных опекунов. Человеческая жизнь, по верованиям мари, с самого действа человека на свет, пребывает в руках Пуюрше («бога подателя»); по воле этого Господа и с согласия «бога судьбы» («Каванюмо»), ее прекращает Азырен - «ангел смерти»; ближний работник Кереметя. Сама душа мари поступает в руки ангела-хранителя, который и сопровождает ее в загробный мир, но ангел не имеет возможности сколько-нибудь упростить для души загробный трибунал и убавить тяжесть лежащих на ней грехов67. Помимо того, мари верили, что у каждого человека есть своя звезда и покуда человек в добром здравии - звезда освещает не переставая, только исключительно человек помирает, звезда перестает присутствовать на небе68. Суеверные представления о выходе в свет звездных небес и их падении из-за рождения и гибелью человека бытовали у всех народов Поволжья и Приуралья, также славянских народов. Под воздействием ислама и христианства кроме представлений о ангелах бывают замечены новейшие черты в верованиях о подземном мире и месте его нахождения. Мари считали, что держава погибших присутствует на севере под территорией. Представлением о стране погибших определялось направление могилы и тела мертвеца в ней. Северная и северо-западная ориентация погребенных была отличительна народу мари с IX - XI вв. Это месторасположение погребений встречается в таковых могильниках как Анаткасинский69, Веселовский, Дубовский, Нижняя Стрелка и оставалась обычной до ХVI начало ХX вв. В могильниках Сосновая Грива,Каркутовский, Мало-Кугунурский70. Но с середины XVII в., судя по погребальным обрядам, в обычаях районного населения начинают появляться свежие черты, свидетельствующие о переменах в мировоззрении. С распространением христианской веры и укреплением связей с российскими в обряде захоронения начинает занимать преобладающее положение западная ориентация покойников. В данный период, явно, и обнаруживаются представления мари о стране погибших на западе71. В XIX в. И.Н. Смирнов фиксировал у мари обычай провожать мертвеца с поминок «в поле на запад от деревни»72. На заключительном шаге становления загробных представлений черта препятствий загробного мира говорит о воздействии христианских представлений на бывшие языческие взоры. Меж миром живых и мертвых местом ожидается пламенная речка или же котел с кипящей сероватой жижей. Стремление посодействовать умершему сородичу разрешить загробные препятствия не теряет для язычников собственную актуальность. Так, мари Умышленно кипятили котлы со смолой на кладбище, протягивая над котлами нитки в роли моста с целью предоставления мертвецу возможности сначала пройти тестирования на земле, пробраться в другой мир более нетяжелым методом73. Мари решали ряд мер, для того чтоб сделать не опасным прохождение загробных тестирований. На заключительном шаге языческие представления не столько развивались, какое количество трансформировались под действием глобальных религий. Загробный мир делится на начальную часть, и в следствии «темное место» - «ад» остается под территорией в самой глубине, а оказавшееся раньше под территорией рядом с «темным мостом» - «светлое место» переносится на небеса, приобретая название «рай». 1.2. Представления о взаимоотношениях живых и мертвых Главные вопросы родовой организации, которые являлась фундаментом функционирования марийского этноса, были перенесены язычниками на представления о загробном мире. В нем умершие исключительно группируются по родам, ведь и возглавляются старшими родичами, первыми погребенными на конкретном кладбище, погибшими, фамилии которых свято чтятся отпрысками. Узкая взаимосвязь меж старшими и младшими членами семейства, меж праотцами и отпрысками, дедами и внуками, прадедами и основателями не прерываются и со смертью старшего. Со гибелью заключительного наблюдается только какая-либо перемена с ним лично. Он вроде бы снова появится для раньше погибших, преображаясь из живого старейшины в младшего члена загробного рода. Взаимосвязи меж живыми и мертвыми подразумевали присутствие явных функций у праотцов и каких-либо прямых обязанностей у живых по отношению к умершим. Так как предок был охранителем семейства, заступником его благосостояния, хранителем домашнего согласия и информатором живых в области происходящих на «том свете» событий. Мари и мордва верили, что праотцы имеют все шансы материализоваться, преображаясь в «заместителей умершего». Во время поминальных обрядов марийцы, зазывали на поминки самого погибшего (его изображает «заместитель», одетый в одежду покойника), всех праотцов причем даже Киямата с его ассистентом, чтоб они выпустили «старых людей» —тоштомарий («старые марийцы»)— на пир. При данном погибших встречали отличительной зажженной свечой, чтоб на том свете им жилось так же, как при солнце — на этом. После поминок провожают погибшего с пира на кладбище; в случае если покойник был неженатым молодым человеком, процессия двигается с весельем и бубенцами. От случая к случаю в том числе и танцевали, кроме того в танцах участвовал и заместитель покойного: праотцы обещали уходить на тот свет с нетяжелым сердечком, не держа зла. Поминальный «праздник свечи» —сорта пайрэм— устраивался в период весенних поминок в Знаменитый четверг на Страстной недельке. Марийцы топили для праотцов баню и зазывали их на пир, это же делали удмурты и мордва. Марийцы для каждого мертвеца (даже «безродного» — оставшихся без потомков) зажигали свечу, чтоб они «при ясном солнце ходили». Накрыв поминальный стол, обращались к предкам: «Старые мари! Черный мир ваш пускай будет светел, счастье да будет. Щи-то, яичницу-то обедайте, хлеба и соли очень да будет. Голодными не уходите. Пускай дойдет до вас данная еда. Дайте блаженство, фортуну, достояние. Умножьте количество голов нашего скота… Хлеб на поле превосходно уродите. Пошлите неплохой ветер. В изобилии жить помогите». Но мертвые не обязаны оставаться с живыми. Праотцов воспитанно выпроваживали после поминок: «Старые мари! Бранясь не уходите… вот мы во фамилия ваше праздничек устроили; как следует поевши, попивши, тихо, но не бранясь, уходите». Отпрыски обязались почитать праотцов, беречь о них память, делать праотцов соучастниками солидных событий в собственной жизни, к примеру, звать их на женитьбу или же обращаться за советом в актуальных начинаниях. Время от времени праотцов было надо звать на пирушки в период поминок. На «том свете» покойник покупал нереальные силы, что давало опасность для мира живых. Взаимосвязь меж миром живых и миром мертвых ни разу не прерывалась. Дела меж ними носили нрав двусторонней связи: живые - мертвые. Но покойники выступают в роли водящей силы, потому что их власть над живыми была несчетной. Тем не меньше, умершие, особо на первых порах нуждались в заботе и поддержки живых членов семьи, что выделяли им еду в форме жертвоприношений, в числе приносимых в жертву бывают лошадки, быки и овцы; а больше гуси, утки, куры и многие другие. К священной службе выпекают хлеб из муки пшеничной, ржаной либо овсяной. Средства манёвра (например, сани), скот и т.д. Первопричинами агрессивного дела погибших к живым имели возможность быть: лишне скромный погребальный инвентарь, отклонение от взыскательных инструкций обряда при похоронах или же поминках; неуважение либо агрессивные деяния живых по отношению к предкам; непочтительное отношение к кладбищу, к мазаркам. К количеству первопричин вполне возможно было кроме того отнести прижизненную капризность человека, ставшего мертвецом, его отвратительный нрав или же малоприятную внешность, происшествия его погибели, к примеру, ежели погибель была противоестественной или же досрочной. Так как нрав, предрасположенности и профессия человека оставались на том свете постоянными, тогда более опасными и мстительными мертвецами были как говорится вредные при жизни люди, ну а в специфики колдуны, знахари, ворожеи. один и этот же человек имел возможность быть благим духом по отношению к приятелям и злым по отношению к недругам. В том числе и для собственного народа ему предоставлялась возможность быть благим либо бесчеловечным. Мари-язычники верили, что в редкостных случаях покойники, точно сговорившись меж собой, начинали преследовать целый регион, причиняя Великий материальный урон, к п....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: