- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Языческие похоронно-поминальные обряды марийцев, отражающие отдельные стороны традиционного народного быта, религиозных верований и обрядов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W010944 |
Тема: | Языческие похоронно-поминальные обряды марийцев, отражающие отдельные стороны традиционного народного быта, религиозных верований и обрядов |
Содержание
Содержание Введение 2 Глава I. Языческие представления мари о загробном мире истоки и развитие. 1.1. Воззрения мари о смерти и загробной жизни………………………..……32 1.2. Представления о взаимоотношениях живых и мертвых ……………….. 42 Глава II. Погребальный обряд мари XVI - начало XX. 2.1. Могильники и погребения мари XVI - начало XX вв. морфологическая характеристика (или расположение, устройство) …………………………..…49 2.2. Похоронные ритуалы мари XVI - начало XX вв …………………………57 Глава III. Поминальные ритуалы мари. 3.1 Индивидуальные поминки………………………………………………….55. 3.2. Общеродовые поминки……………………………………………………..65 Заключение ………………………………………………………………………75 Список источников и литературы………………………………………………85 Список сокращений……………………………………………………………...96 Приложение………………………………………………………………………97 Введение История и культура марийского народов XVI - начала XX вв. изучены пока недостаточно, хотя всегда привлекали внимание как современников, так и исследователей последующих столетий. Причем, исследования, в основном касались вопросов социально-экономической и военно-политической истории. Особенности похоронно-поминальных представлений оставались в тени. В представленной работе изучены все его составляющие, и анализ начинается с рассмотрения воззрений мари о смерти и загробной жизни. Таким образом, первоначально представляется важным начать с идеологической основы и подоплеки культа предков, т.е. языческих представлений народа мари о загробном существовании умерших, которые и определяли особенности похоронного ритуала, поминальных традиций и погребального обряда. Верования и воззрения, связанные с представлениями о загробном мире, являются духовной составляющей культа предков, т.е. основой мировоззрения, на которой культ базировался. Тема исследования достаточно актуальна. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к ключевым понятиям и составляющим работы. Похоронно-поминальная обрядность, является одним из самых ценных информационных источников и отражает древнейшие пласты истории и культуры, марийского народа, и в тоже время демонстрирует уважительное отношение к своему прошлому, к своим предкам. Подобные моменты никогда не утратят своего значения. По рассматриваемой проблеме имеется незначительное количество работ, большая часть которых посвящена лишь погребальному обряду с привлечением археологического материала. Данное диссертационное исследование расширяет рамки проблемы, изученной в трудах, посвященных марийцам, включает дополнительные научные источники и более подробно освещает отдельные детали похоронного, поминального ритуалов и верований. Данная работа представляет первый опыт рассмотрения темы «Похоронно-поминальных обрядов мари (XVI — начало XX вв.)». Использование в исследовании одновременно этнографического и археологического материалов позволяет подойти к проблеме более обстоятельно и объективно. Объект и предмет исследования. Объектом анализа избрано марийское население, среди которого сохранились остатки язычества. Предметом исследования служат языческие похоронно-поминальные обряды марийцев, отражающие отдельные стороны традиционного народного быта, религиозных верований и обрядов. Хронологические и территориальные рамки. Исследованием охвачен период с XVI до начала XX вв., когда языческие представления народа приобретали завершенный вид и находили отражение в этнографических источниках, в том числе письменных. Исследованием охвачены территории современной Марийской республик. Цель и задачи исследования. Цель диссертации заключается в изучении похоронно-поминальных обрядов мари в XVI- начале XX вв. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи: Изучить языческие воззрения марийцев о смерти, загробном существовании умерших и их взаимоотношениях с миром живых; Выделить специфические черты похоронного ритуала марийцев; Изучить особенности формирования погребального обряда; Проанализировать характерные особенности поминальных ритуалов; Методология и методика исследования. Методологической основой служит совокупность научных принципов, методов и приемов исторического познания. Основными принципами, соблюдавшимися при решении поставленных задач, являлись принципы историзма и объективности. Разработка исследуемой проблемы и интерпретация всего фактического материала осуществлена с учетом особенностей рассматриваемого периода. Объективность подхода к изучаемому материалу предполагает проведение анализа по совокупности разных групп источников с учетом их специфики. В особенности перспективно использование и синтезирование в исследовании данных этнологии и археологии, что позволяет анализировать многообразные стороны погребального культа. При написании работы использовался и метод непосредственного наблюдения. Методика исследования включает реконструкцию изучаемых процессов путем описания, сопоставления, сравнения. Научная новизна диссертации. Рассматривая похоронно-поминальную обрядность как исторический источник, уточняет и углубляет концепцию этногенеза марийского народов, устанавливает пласты их этнической истории, особенности отдельных аспектов духовной культуры (языческие представления о причинах смерти и загробном существовании умерших, похоронно-поминальные обряды, суеверия), специфику некоторых компонентов материальной культуры (украшения, одежда, обувь, орудия труда и оружие, элементы погребального инвентаря). Диссертационное исследование позволяет составить представление об эволюции и изменениях культа предков у марийцев, а также о взаимовлиянии соседних народов края, в частности, мордвы, русских, удмуртов, татар, башкир и др. Теоретическая и научно-практическая значимость. Полученные научные результаты позволяют выявить закономерности формирования специфических черт у народа. Обоснована глубокая информационная и научная ценность такого сложного явления, как похоронно-поминальна обрядность, в качестве базового материала для анализа религиозно-культурных связей. Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов диссертации при дальнейшей разработке курсов этнологии народов Среднего Поволжья, истории Марийского края, истории и культуры народов Среднего Поволжья, археологии Среднего Поволжья, создании учебных общих и специальных курсов в институтах и университетах, в деле дальнейшего совершенствования этно-регионального аспекта обучения. Приведённые иллюстрации для повышения эффективности восприятия материала в данной области позволят будущим исследователям более наглядно и глубоко воспринимать этнографические научные данные. Материалы исследования могут быть использованы историками, этнологами, археологами, педагогами, краеведами, религиоведами, искусствоведами, лингвистами, фольклористами в разработке учебных программ, лекционных курсов, в различных изысканиях. Историография проблемы. Проблема похоронно-поминальной обрядности, посвященная марийскому народу, получила в этнографической и религиоведческой литературе широкое освещение. Культ предков, включающий похоронные и поминальные ритуалы и связанные с ним представления марийцев о загробном существовании умерших, нашел отражение в работах путешественников, географов и историков, начиная с XVIII в. В трудах участников Академических экспедиций 1733-1743, гг. в частности в работах Г.Ф. Миллера1 «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов», П.С. Палласа2 «Путешествие по разным провинциям Российской империи», И.Г. Георги3 «Описание всех обитающих в Российском государстве народов», положивших начало этнографическому изучению быта и культуры марийского народов, содержатся краткие сведения об их погребальных обрядах, об их представлениях о загробном мире, об индивидуальных и годовых поминках. В целом исследователи XVIII в. вопросами похоронно-поминальной обрядности занимались лишь попутно, не проводя исторические обобщения и анализ полученного материала. В первой половине XIX в. этнографическая наука в России переживала процесс становления. Марийские поминки описываются в трудах И.Я. Малярова4 «Похоронные обычаи и поверья горных черемис Казанской губернии Космодемьянского уезда», Н.Остроумова5 «Похоронные обряды и поверья луговых черемис Казанской губернии», Г.Яковлева6 «Религиозные обряды черемис» освещались отдельные стороны В конце XIX в. появляются профессионалы-этнографы, квалифицированные специалисты. К их числу можно отнести А.Ф. Риттиха7 («Материалы для этнографии России»), И. Н. Смирнова8 («Черемисы»), С.К. Кузнецова9 («Культ умерших и загробные верования луговых черемис»,). Особенно обстоятельны отдельные труды Н.В. Никольского10 («История мари»). В этнографической литературе досоветского периода следует выделить сочинения представителей духовенства, в которых языческие воззрения марийцев подвергались критике, осуждались. В трудах иеромонаха Макария11 «Этнографические записки о черемисах», Г. Яковлева12 «Религиозные обряды черемис», архиепископа Никанора13 «Черемисы и языческие верования их» уделялось внимание языческому погребальному обряду марийцев с целью его ликвидации и поисков путей эффективного распространения среди них христианства. В целом, всей дореволюционной этнографической литературе характерна описательность явлений погребального обряда при недостаточном анализе сути традиций. Из иностранной литературы в дореволюционный период большую научную ценность представляет очерк Ст. Соммье14 «О черемисах». В начале XX в. появился ряд работ финских ученых, касающихся в числе прочих проблем и погребальной обрядности. К их числу можно отнести труды А. Хямялайнена15 «Очерки по этнографии восточных финов» и Харви Хольмберга16 «Религия черемис», описывавших марийскую похоронно-поминальную обрядность. В советской историко-этнографической литературе языческие представления марийцев о причинах смерти и загробном существовании умерших рассматриваются в трудах В.М. Васильева17 «Верования и обряды мари», Н.С. Попова18 «Погребальный обряд марийцев в XIX - начале XX вв.», О.В. Данилова19 «Языческие культы мари в XVI - XIX вв.», JI. С. Тойдыбековой20 «Марийско-языческая вера и этническое самосознание», Ф.Ф. Фатыховой21 «О некоторых особенностях погребального обряда марийцев Мишкинского района Башкортостана». Материалы статьи Н.Ф.Мокшина22 «Этнические взаимоотношения между мордвой и марийцами, (по материалам дохристианских верований)» дополнили недостаточно разработанную проблематику этнокультурных связей в Поволжье, кроме того, в исследовании содержатся сведения о похоронном ритуале марийцев. За исключением археологической части проблемы загробные представления, похоронные и поминальные ритуалы, а также целый комплекс суеверий, связанных с погребальным обрядом, в определенной степени освещены в работе Н. С. Попова23 «Погребальный обряд марийцев в XIX - начале XX веков». Большой интерес представляют научные труды, посвященные непосредственно погребальному обряду и его элементам. Погребальный обряд марийского языческого населения был проблемой, интересующей целый ряд исследователей. Так, например, такие детали как местоположение могильников, надмогильные сооружения, форма, ориентировка могильных ям, погребальные сооружения, расположение костяков, погребальный инвентарь анализировались в исследованиях В.М. Васильева24, A.B. Шмидта25 «Жертвенные места Волжско-Уральского края», B.C. Патрушева26 «Начало эпохи раннего железа в Марийском крае», Н.С. Попова27, Т.Б. Никитиной28 «Марийцы (конец XVI - начало XVIII вв.)», О.В. Данилова29. Различные марийские культы, прослеживаемые в погребальном обряде, исследовались в работах О.В. Данилова30, Н.М. Чучалиной31 «К вопросу о культе коня у марийцев». В работе T.JI. Молотовой32 «Марийский народный костюм» затрагивался вопрос о погребальной одежде. Индивидуальные и годовые поминки, как правило, не были предметом специального научного изучения, но довольно подробно анализировались в работах, посвященных общему обзору языческих представлений и обрядов, а также в трудах лингвистов. Индивидуальные и годовые поминки марийцев исследовались в работах В.М. Васильева33, А. Михеева34 «Жертвенная пища в праздничных поминовениях», Ф.Ф. Фатыховой35, Л.С. Тойдыбековой36. Из достаточно многочисленной массы исследований, посвященных культу предков в целом можно особо выделить исследование М.Т. Маркелова37 «Культ умерших в похоронном обряде волго-камских финнов», и работу Т.Б. Никитиной38 «Марийцы (конец XVI - начало XVIII вв.)». Древнейшие пласты марийского погребального обряда прослеживаются в работах B.C. Патрушева39 «Начало эпохи раннего железа в Марийском крае», B.C. Патрушева40, Н.Э. Ефимова «Погребальный обряд марийцев в историческом развитии (I тыс. до н.э. - начало II тыс. н. э.), A.B. Михеева41 «Представления древних марийцев о мире умерших по материалам могильников V - XI вв. (методика реконструкции)» , Г.А. Архипова42 «Марийцы IX - XI вв. К вопросу о происхождении народа» и «Марийцы XII - XIII вв.»43 . Говоря о состоянии изучения культа предков в аспекте похоронно- поминальной обрядности марийского языческого населения, следует отметить археологическое исследование языческих могильников. Активные археологические исследования, изучавшие позднесредневековый период ХVI-ХVШ вв. проводились на территории Марийского края. К настоящему времени известно 87 могильников и 22 языческих марийских мольбища44. Таким образом, в этнографической, археологической и религиозной литературе, языческая похоронно-поминальная обрядность, получила некоторое освещение. Источниковая база исследования. Диссертация основана на комплексе этнографических, археологических, литературных и фольклорных источников. В первую очередь, наиболее полное представление о культе предков дают этнографические и археологические материалы, содержащиеся в научных архивах Марийского научно-исследовательского института. Из общей массы научных архивных работ Марийского научно- исследовательского института, относящихся к советскому периоду, можно было бы особо выделить работы Т.Е. Евсеева45 «Смерть сопряженная с погребением и поминанием» и Л.С. Ишмурзиной46 «Похоронные обряды восточных марийцев», характеризующие марийскую похоронно-поминальную обрядность. Среди материалов, посвященных марийцам, при работе над диссертацией были привлечены археологические отчеты археологов Е.Е. Воробьевой (201247,201548 гг.), Се?ме?но?в А.А49, Т.Б. Шикаевой50. К числу полевого материала, относятся также сведения, собранные у хорошо знающих народные традиции и обряды информаторов - марийских старожилов Моркинского района. Также, личное участия в археологических экспедициях, в результате использовался полевой материал, собранный в ходе раскопок позднесредневековых марийских могильников, таких как Анаткасинский, Выжумский, в которых принимала личное участие. Кроме того, использовался фольклорный материал (в виде причитаний, песен, заклинаний, молитвословий) содержавшийся в архивных и опубликованных источниках. Сведения о похоронно-поминальной обрядности марийцев этнографического характера, содержатся в ряде статей, опубликованных в «Известиях» Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, в материалах археологических съездов России, в Ученых записках и известиях Казанского университета, а также периодических изданиях: «Современник», «Этнографическое обозрение», «Вестник Европы», Казанские, Вятские, Симбирские «Губернские ведомости», в этнографических сборниках «Материалы по этнографии России», «Мордовский этнографический сборник» и другие. Немало интересующего нас материала было извлечено из ряда церковных периодических изданий: «Известия по Казанской епархии», «Православный благовестник», «Православный собеседник» «Инородческое обозрение». В немалой степени ценность представляют материалы научных конференций и сессий, посвященных этногенезу народов Среднего Поволжья, статьи академических журналов «Советская археология», «Советская этнография» и «Этнографическое обозрение». Структура диссертации. Структура работы сформирована в соответствии с общей концепцией, целью, задачами и логикой исследования похоронно- поминальной обрядности. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. Работа дополняется приложениями. Приложения иллюстрируют разнообразные детали погребального обряда. ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАРИ О ЗАГРОБНОМ МИРЕ: ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ. 1.1. Воззрения мари о смерти и загробной жизни Похоронно-поминальные ритуалы отражают мировоззрение. Соответственно прежде чем говорить непосредственно о погребальном обряде, необходимо остановиться на рассмотрении формирования представлений. Именно культ предков порождает возникновение веры в духов и в души умерших. Вместе с почитанием душ умерших нарождается смутное представление о загробном мире, мире мертвых. Со временем эта идея разовьется и породит представление об аде и рае. Древние люди думали, что у человека есть душа, которая после смерти человека продолжает свое существование. Поскольку люди в своих сновидениях часто видели своих умерших родственников и знакомых, то они пришли к мысли, что это души умерших навещают живых. Древние люди еще не видели разницы между сновидением и сознанием бодрствующего человека. Формированию веры в существование души независимо от жизни человеческого тела, а значит и в существование души после смерти человека, помогли также наблюдения первобытного человека над явлениями окружающей природы. Так, наблюдая над природой, ежегодно умирающей под действием зимнего холода и вновь оживающей весной, древние люди приходили к ложному выводу о возможности возвращения мертвецов к жизни51. Уже в эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) на территории Марийского Поволжья был широко распространен обычай хоронить умерших сородичей в глубоких могилах, причем в могилы их клали на боку в скорченном виде и сопровождали погребальным инвентарем. Так у древних людей формируется представление о структуре мира. Согласно древним представлениям предков мари всеобщий мир делится на три части: высший небесный мир; средний мир; нижний мир. Если высший мир считался обиталищем богов, а средний земной - обиталищем человека и всех живых существ, то нижний мир (подземный) считался обиталищем мертвых52. Первоначально под местом пребывания предков подразумевалось кладбище, его подземная часть. Жилищем умершему первое время, пока он не обзавелся на том свете своим домом, служит гроб53. В Козьмодемьянском уезде плотник-мариец говорил покойнику: «Вот мы делаем тебе избу. Не сердись, если сделаем тебе не по нраву»54. Об этом свидетельствуют так называемые «дома мертвых», обнаруженные на Старшем Ахмыловском могильнике55 (Прил. 1, р?ис 1). Иногда роль дома играли надмогильные сооружения, например, столбы и срубы. По языческим представлениям мари дух умершего живет там, где покоится его тело. Соответственно, входом в загробный мир и выходом из него считалась для покойника его собственная могила. Для облегчения этого мари протягивали от гроба до поверхности земли шелковую нитку, как путевод, «лестницу» для покойника56. На раннем этапе развития языческих представлений загробный мир не подразделялся на мир для грешных и мир для безгрешных. Характер занятия, национальность и социальное положение покойника, согласно языческим представлениям мари, сохранялись неизменными. Представлялось, что на том свете социальная структура общества, т.е. деление на семьи и общины, сохраняется. Считалось, что на том свете существовала социальная иерархия и некий штат руководителей загробного мира, например, кладбищенский начальник, судья, сторож и т.д. Марийский народ предполагал, что покойник сохраняет на том свете не только все физиологические особенности живого человека, т.е. способность видеть, дышать, слышать, питаться, ощущать температуру и давление, переживать душевные волнения, но и имеет возможность взрослеть, вступать на том свете в брак57. Загробная жизнь, как продолжение земной, считалась более духовной. Поэтому все умершие, при удобном случае могут быть своего рода богами «киреметями» (злыми духами), или существами потустороннего мира, представляющими опасность для живых людей. Мари верили, что все, приносимое покойникам, поступает в их распоряжение. Таким образом, основной заботой являлось не приготовление к жизни бестелесной, как у христиан и мусульман, а упрочнение и возвышение своего рода, который будет о нем потом заботиться, поминая и наделяя покойника всем необходимым. Предполагалось, что благополучие умершего в потустороннем мире основано на щедрости и обязательности членов его рода58. Считалось, что покойник не только продолжал на том свете существование, но и мог даже там умереть. Для предотвращения этой опасности перед выносом покойника из дома мари закалывали курицу, кровью которой он должен был откупиться от смерти. Вятские мари думали, что человек может умереть до семи раз, переходя из одного мира в другой, и, наконец, превращается в рыбу59. Подобного рода представления имелись у мордвы, которые верили, что и в загробной жизни, люди тоже умирали и через вторичную смерть переходили в еще более высокое состояние блаженства60. Понимание смерти предками мари как непрерывного акта перерождений, конечным итогом которого является превращение в рыбу, является, по- видимому, отражением прежнего тотемического культа финно-угорских предков мари61. У мари также существовало поверье, что душа имеет вид бабочки62. Еще одним представлением у мари, было верование в то, что душа злого человека «ву- вэр» (мар.) летает в виде огненного змея или дракона с места на место. Термин «вувэр» имеет аналогии в тюркских языках - «увэр» (тат.) - «ведьма»63. На следующем этапе развития языческих представлений загробный мир как бы раздвинул рамки кладбища, он также размещался под землей и делился там на «светлое» и «темное» места (прообразы ада и рая). Благополучие в потустороннем мире основывалось уже не столько на щедрости родных и членов общины, сколько на безгрешности проведенной жизни. «Светлый мир» предполагался идентичным земному, но более гармоничным, хотя и не таким светлым и теплым, как земной мир. Сохранялась вера в то, что люди занимаются в «светлом мире» своими прежними занятиями, т.е. земледелием, скотоводством и т.д., однако в «темном мире» уже не было возможности чем-либо заниматься, и люди, попавшие туда за грехи, были обречены на голод и холод. Представления о проникновении покойников в подземный мир приобретают законченные формы, обрастая массой подробностей, разработанных у мари. У марийского народа в числе препятствий загробного мира, мешающих покойнику проникнуть в него, упоминались горы с крутым подъемом и змеи. К оценке греховности мари подходили с языческими мерками. Так, мари, в отличии от христиан и мусульман, делили грех на собственно «грех» и на «проступок». Грехом считали нечто, что прямо вредило ближнему, причем один раз содеянный грех считался не подлежащим прощению и был не замолим. Особо прославленные и безгрешные сородичи имели возможность вознестись на небо к богам. На этом этапе развития языческих представлений совершенствуется разделение понятий: «дух» и «душа». У мари существовала вера в «душу», отличное от тела существо, но не чисто духовное, а обладавшее тонкой материальностью. Душа жила в теле человека и имела такой же образ, она имела возможность покидать и возвращаться в тело. После смерти она уже более не соединяется с телом, хотя некоторое время еще продолжает состоять с ним в близких отношениях, может первое время блуждать возле семьи умершего. Однако у преждевременно умерших людей душа оставалась на земле до тех пор, пока не наступал обычный срок смерти. В обычных случаях душа после смерти человека уходила в загробный мир. Кроме того, тело человека имело дух, который при его жизни являлся воплощением жизненной силы, а затем превращался в дух покойника. Духи были абсолютно не материальны, т.е. идеальны. У мари, существовало верование в душу «орт», которая обладала возможностями покидать и возвращаться в тело, а после смерти человека отправляться в потусторонний мир и вновь возвращаться, находясь неподалеку от трупа. Часто, в особенности в первое время после смерти «орт» блуждает по родной деревне невидимый для семьи умершего или же появляется в виде маленького воробья бабочки или огненного шара. Мари полагали, что душа могла питаться и омываться, для чего возле покойника ставили чашу с водой. Если слово «орт» было образовано на финно-угорской основе, то название души «чон, чун, жан» было характерно для тюркоязычных народов Средней Азии. В марийском языке слово «чон» использовалось для обозначения жизненности, для характеристики души и ее состояния. Мари вместилищем души, жизненной силы человека издревле считали сердце и кровь. Мари, связывали душу с дыханием. Полагали, что с прекращением дыхания душа покидала человека через рот. На основании этнографических характеристик, можно предположить, что душе у мари соответствовал термин «орт», а духу определение «чон». По мере падения роли язычества, значения определений духа и души смешиваются и теряют свою четкость64. Начиная со второй половины XVII в. христианские представления начинают влиять на прежние языческие взгляды мари. Предполагалось, что души умерших в течение сорока дней после похорон обитают вблизи места погребения и могут являться к живым, а по истечении этого времени отправляются в особый мир душ. Свою роль сыграло и сакральное значение цифры «семь», а также представление о мире, как структуре, имеющей ярусное строение65. Что касается значения цифры «семь», то оно проявлялось и в других аспектах марийского язычества. В поздних марийских языческих верованиях человек переселяется с одного неба на другое, где он затем продолжает свою прежнюю жизнь66. Также имелись представления об ангелах, которые сопровождают всю жизнь человека, а затем отводят его душу в загробный мир. У мари ангел-хранитель назывался «сукчо», «сакчэ», «вачывал». Этот ангел-хранитель или поручитель сопровождал марийца всю жизнь и так же, как и христианский ангел-хранитель помещался на его плече. Поручитель давался марийцу «богом судьбы», который уже при самом рождении человека, определял его будущую долю. Ангел- хранитель выполнял роль защитника человека от всевозможных несчастных и злых сил. Марийские источники конца XIX века свидетельствуют, что в сознании верующих двойник души выступал от Бога и противопоставлял себя духу смерти Азырену. В момент смерти человека ангел-хранитель якобы оставлял больного. Кроме того, у марийского народа существовало поверье, что каждый человек имел своего наставника - «киямат ага» («отец того света») - покровителя ребенка, избранного волей умерших предков и «киямат ава» («мать того света»), которые заменяли на том свете настоящих родителей. Человеческая жизнь, по верованиям мари, с самого явления человека на свет, находится в руках Пуюрше («бога подателя»); по воле этого бога и с согласия «бога судьбы» («Каван юмо»), ее прекращает Азырен - «ангел смерти»; ближайший сотрудник Кереметя. Сама душа мари поступает в руки ангела-хранителя, который и сопровождает ее в загробный мир, но ангел не может сколько-нибудь облегчить для души загробный суд и убавить тяжесть лежащих на ней грехов67. Кроме того, мари верили, что у каждого человека есть своя звезда и пока человек жив - звезда светит не переставая, лишь только человек умирает, звезда перестает существовать на небе68. Суеверные представления о появлении звезд и их падении в связи с рождением и смертью человека бытовали у всех народов Поволжья и Приуралья, а также славянских народов. Под влиянием ислама и христианства помимо представлений об ангелах появляются новые черты в верованиях о подземном мире и месте его нахождения. Мари полагали, что страна умерших находится на севере под землей. Представлением о стране умерших определялось направление могилы и тела покойника в ней. Северная и северо-западная ориентация погребенных была характерна народу мари с IX - XI вв. Такое расположение погребений встречается в таких могильниках как Анаткасинский69, Веселовский, Дубовский, Нижняя Стрелка70 и оставалась типичной до ХVI начало ХX вв. В могильниках Сосновая Грива, Каркутовский, Мало-Кугунурский71. Но с середины XVII в., судя по погребальным ритуалам, в обычаях местного населения начинают появляться новые черты, свидетельствующие о переменах в мировоззрении. С распространением христианской веры и укреплением связей с русскими в обряде захоронения начинает занимать преобладающее положение западная ориентация покойников. В этот период, очевидно, и появляются представления мари о стране умерших на западе72. В XIX в. И.Н. Смирнов отмечал у мари обычай провожать покойника с поминок «в поле на запад от деревни»73. На заключительном этапе развития загробных представлений характеристика препятствий загробного мира свидетельствует о влиянии христианских представлений на прежние языческие взгляды. Между миром живых и мертвых местом испытания предполагается огненная река или котел с кипящей серой. Желание помочь умершему сородичу преодолеть загробные препятствия не утрачивает для язычников свою актуальность. Так, мари специально кипятили котлы со смолой на кладбище, протягивая над котлами нитки в качестве моста с целью предоставления покойнику возможности предварительно пройти испытания на земле, проникнуть в иной мир более легким способом74. Мари предпринимали ряд мер, для того чтобы сделать безопасным прохождение загробных испытаний. На заключительном этапе языческие представления не столько развивались, сколько трансформировались под воздействием мировых религий. Загробный мир разделяется на две части, и в результате «темное место» - «ад» остается под землей в самой глубине, а находящееся ранее под землей рядом с «темным мостом» - «светлое место» переносится на небеса, приобретая название «рай». Таким образом, марийский народ верил в существование загробной жизни. Он полагал, что физическая смерть не приводит к прекращению бытия человека, и после смерти переходят лишь в иной мир (вес туня), продолжая вести привычный образ жизни. 1.2. Представления о взаимоотношениях живых и мертвых Основы родовой организации, которая являлась фундаментом функционирования марийского этноса, были перенесены язычниками на представления о загробном мире. В нем умершие не только группируются по родам, но и возглавляются старшими родичами, первыми погребенными на определенном кладбище, умершими, имена которых свято чтятся потомками. Тесная связь между старшими и младшими членами рода, между предками и потомками, дедами и внуками, прадедами и отцами не прерываются и со смертью старшего. Со смертью последнего происходит лишь некоторая метаморфоза с ним самим. Он как бы вновь родится для ранее умерших, превращаясь из живого старейшины в младшего члена загробного рода. Связи между живыми и мертвыми предполагали наличие определенных функций у предков и некоторых обязанностей у живых по отношению к умершим. Так как предок был охранителем рода, защитником его благосостояния, хранителем семейного согласия и информатором живых в сфере происходящих на «том свете» событий. Мари и мордва верили, что предки могут материализоваться, превращаясь в «заместителей умершего». Во время поминальных обрядов марийцы, зазывали на поминки самого умершего (его изображает «заместитель», одетый в одежду покойника), всех предков и даже Киямата с его помощником, чтобы они отпустили «старых людей» —тошто марий («старые марийцы»)— на пир. При этом умерших встречали особой зажженной свечой, чтобы на том свете им жилось так же, как при солнце — на этом. После поминок провожают умершего с пира на кладбище; если покойник был неженатым парнем, процессия едет с весельем и бубенцами. Иногда даже плясали, причем в плясках принимал участие и заместитель покойного: предки должны были уходить на тот свет с легким сердцем, не держа зла. Поминальный «праздник свечи» —сорта пайрэм— устраивался во время весенних поминок в Великий четверг на Страстной неделе. Марийцы топили для предков баню и зазывали их на пир, то же делали удмурты и мордва. Марийцы для каждого покойника (даже «безродного» — оставшегося без потомков) зажигали свечу, чтобы они «при светлом солнце ходили». Накрыв поминальный стол, обращались к предкам: «Старые мари! Темный мир ваш пусть будет светел, блаженство да будет. Щи-то, яичницу-то ешьте, хлеба и соли довольно да будет. Голодными не уходите. Пусть дойдет до вас эта пища. Дайте счастье, удачу, богатство. Умножьте число голов нашего скота… Хлеб на поле хорошо уродите. Пошлите хороший ветер. В изобилии жить помогите». Но мертвые не должны оставаться с живыми. Предков вежливо выпроваживали после поминок: «Старые мари! Бранясь не уходите… вот мы во имя ваше праздник устроили; хорошо поевши, попивши, тихо, а не бранясь, уходите». Потомки должны были чтить предков, хранить о них память, делать предков соучастниками крупных событий в своей жизни, например, приглашать их на свадьбу или обращаться за советом в важных начинаниях. Время от времени предков надо было приглашать на трапезы во время поминок. На «том свете» покойник приобретал сверхъестественные силы, что представляло опасность для мира живых. Связь между миром живых и миром мертвых никогда не прерывалась. Отношения между ними носили характер двусторонней связи: живые - мертвые. Однако покойники выступают в качестве ведущей силы, так как их власть над живыми была огромной. Тем не менее, умершие, особенно на первых порах нуждались в заботе и помощи живых родственников, которые давали им пищу в виде жертвоприношений, в числе приносимых в жертву бывают лошади, быки и овцы; а чаще гуси, утки, куры и прочие. К священной службе пекут хлеб из муки пшеничной, ржаной или овсяной. Средства передвижения (например, сани), скот и т.д. Причинами враждебного отношения умерших к живым могли быть: излишне скудный погребальный инвентарь, отклонение от строгих правил ритуала при похоронах или поминках; неуважение или враждебные действия живых по отношению к предкам; непочтительное отношение к кладбищу, к мазаркам. К числу причин можно было также отнести прижизненную капризность человека, ставшего покойником, его дурной характер или неприятную внешность, обстоятельства его смерти, например, если смерть была неестественной или преждевременной. Поскольку характер, склонности и профессия человека оставались на том свете неизменными, то наиболее опасными и мстительными покойниками были вообще вредные при жизни люди, а в особенности колдуны, знахари, ворожеи. Один и тот же человек мог быть добрым духом по отношению к друзьям и злым по отношению к врагам. Даже для своего народа он мог быть добрым или жестоким. Мари-язычники верили, что в редких случаях покойники, точно сговорившись между собой, начинали преследовать целый район, причиняя большой материальный ущерб, например, насылая червей на хлебн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: