VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Взаимосвязь видов агрессии с характерологическими свойствами личности подростка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010171
Тема: Взаимосвязь видов агрессии с характерологическими свойствами личности подростка
Содержание
 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева
(филиал) Тюменского государственного университета                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра педагогики, психологии и социального образования


     РЕКОМЕНДОВАНО    К   ЗАЩИТЕ 
       В ГЭК  И ПРОВЕРЕНО НА ОБЪЕМ
                                 ЗАИМСТВОВАНИЯ
                     И.о. заведующего кафедрой, 
                              канд. ист. наук, доцент
         __________________С.Р. Муратова 
         ________________________  2017 г.
  
                                                       
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
    ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИДОВ АГРЕССИИ С ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
37.03.01 Психология



Выполнил (а) работу                                                                   Красноперова
Студент (ка)  5 курса                                                                   Надежда
очной (заочной) формы обучения                                             Сергеевна                                    
	

Руководитель  работы                                                               Ложкова
канд. псих. наук, доцент                                                           Гульнара                                                                   
                                                                                                     Муниповна


г. Тобольск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИИ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
1.1. Анализ основных социально-психологических подходов в исследовании феномена агрессии
1.2. Теоретические подходы к изучению характерологических свойств личности
1.3. Взаимосвязь агрессии с характерологическими свойствами личности подростков
Глава ІІ. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ВИДОВ АГРЕССИИ С ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация и методики исследования видов агрессии и характерологических свойств личности подростков……….
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования видов агрессии и характерологических свойств личности подростков….
2.3. Программа коррекции агрессивного поведения подростков.
2.4. …………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ……………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....
Приложения……………………………………………………………………
Список литературы увеличить до 55-60 источников 



     
     


ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность исследования. В связи с тем, что в подростковом возрасте формируются основы поведения, закладываются нравственные установки, идет развитие личности в целом, в последние годы значительно вырос интерес ученых и исследователей к проблеме агрессии. Агрессия считается одним из видов девиантного поведения. У подростков нередко она перерастает во враждебность. В настоящее время во все более раннем возрасте начинают проявляться случаи агрессивного поведения. Подростки проявляют агрессивное и враждебное поведение по отношению к сверстникам, взрослым, к незнакомым окружающим людям. Большое беспокойство вызывает рост агрессивных проявлений в подростковой среде, что становится причиной возросшей подростковой преступности. При этом тревожит увеличение числа преступлений против личности, которые зачастую влекут за собой тяжкие телесные повреждения и даже летальные исходы. Участились случаи групповых драк подростков, носящие довольно ожесточённый характер, при этом подростки не стараются скрыть сам факт жестокого обращения со сверстниками, а наоборот демонстрируют свою агрессию в социальных сетях. 
     Современная неопределенная, изменяющаяся экономическая, социальная, идеологическая обстановка обуславливает рост разного рода отклонений в индивидуальном развитии и поведении растущего поколения. Кроме всего  прочего особую озабоченность вызывают не только повышенная тревожность, духовная пустота детей, прогрессирующая враждебность, но и жестокость, агрессивность, цинизм. Наиболее остро эти тенденции проявляется в подростковом возрасте. При этом проблема агрессивности подростков затрагивает все наше общество в целом, вызывает острый научно-практический интерес исследователей и психологов. Тем не менее, попытки интерпретации агрессивных проявлений подрастающего поколения затрудняются тем, что не только в повседневном сознании, но в профессиональных, исследовательских  кругах,  в различных теоретических концепциях, феномен агрессии получает весьма неоднозначные толкования, мешая возможности воздействия на сглаживание агрессивности так и на ее понимание.
     Большое количество научной литературы и экспериментально-исследовательских работ в данном направлении позволяет утверждать, что в настоящее время создана значительная теоретическая база по данному вопросу. На этой проблеме концентрировали внимание такие исследователи:  Р. Бэрон,
Дж. Доллард,  К. Лоренц, А.А. Реан, Б. Крэйхи, Н. Миллер, А. Бандура, Л. Берковиц, Л.М. Семенюк, Н.М. Платонова, Е.О. Смирнов.  Работы проводятся в следующих направлениях: основные теоретико-методологические принципы детской и подростковой агрессии, исследование агрессивного поведения личности в контексте педагогики ненасилия, социальная детерминированность агрессивного поведения, классификация агрессивного поведения школьников, особенности агрессивного поведения обучающихся разных половозрастных групп и т.д.
     Вместе с тем в данной области исследования на сегодняшний момент существует множество неразрешенных вопросов: является ли агрессия главным образом поведенческой чертой характера,  либо же агрессией могут быть установки, мотивы или эмоции, каковы особенности ее проявления, причины ее возникновения, все это остается до конца не выясненным и не решенным. Актуальность данной темы заключается в потребности подтверждения прецедента, что агрессия активизируется не только средой, социумом и внешними условиями, но имеет психологическую составляющую, определяется психогенетическими и биогенетическими факторами и представлена в человеке в его динамических,  индивидуально-типологических свойствах, связанных с характерологическими особенностями личности. 
     Исследованиями, связанными с характерологическими свойствами и особенностями личности занимались в различные периоды такие известные психологи:  К. Леонгард, Э. Кречмер, А.Е. Личко и др.   В их числе известные ученые: А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, К.К. Платонов, А.Ф. Лазурский, СЛ. Рубинштейн,  которые рассматривали характер как «содержательный и общественно значимый компонент личности».
     Именно необходимость исследования взаимосвязи агрессии, как феномена и характерологических свойств личности, инспирирует настоящее исследование, определяет его актуальность и значимость. 
     Объект исследования – агрессивное поведение в подростковом возрасте. 
     Предмет – зависимость видов агрессии от характерологических особенностей личности подростка. 
     Цель исследования – выявление взаимосвязи видовой агрессии с характерологическими свойствами личности подростков.
     Гипотеза работы –  на развитие и проявление агрессии немаловажное влияние оказывают не только внешние условия, но и характерологические свойства личности подростка, имеющие психологическую природу.
     Задачи исследования:
   1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по вопросу изучения агрессии и характерологических свойств личности в подростковом возрасте;
   2. Дать определение понятию «агрессия», «акцентуация характера» и исследовать ключевые аспекты данной проблемы в научной литературе;
   3. Определить влияние характерологических особенностей личности на проявление различных видов агрессии у подростков;
   4. Организовать и осуществить экспериментальное исследование, подвергнуть обработке полученные результаты по выявлению связи видовой агрессии и характерологических качеств личности подростков;
   5. Разработать и апробировать программу коррекции агрессии у подростков, принимая во внимание характерологические свойства личности.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- теория социального научения (А.Бандура);
- фрустрационная теория агрессии (Дж.Долларда, Л.Берковиц);
- инстинктивная (теория влечения) (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К.Лоренц);
- исследования в области акцентуации характера (П. Б. Ганнушкина, А.Е. Личко, К.Леонгард).
Работа выполнялась по следующим этапам:
1. Выбор темы, аргументация актуальности выбранной темы;
2.  Определение понятийного аппарата (объектная область, цели, задачи, объект, предмет исследований);
3. Сбор и анализ психолого-педагогической, методической литературы для подтверждения гипотезы ;
4. Написание плана и текста работы;
5. Проведение эмпирического исследования,  анализ и обработка результатов.
6. Составление и апробация программы коррекции агрессии, основанная на взаимосвязи с характерологическими свойствами личности.
   Для проведения данного исследования применялись следующие методы исследования: 
1. Методы теоретического уровня (изучение психолого-педагогической,  методической литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование).
2. Методы эмпирического уровня:  подбор диагностического инструментария, наблюдение, опрос, психологическая диагностика, опытно-экспериментальная работа.
    Методики исследования:
    - Опросник уровня агрессивности А.Басса, А.Дарки.
    - Тест - опросник Г.Шмишека, К.Леонгарда (модификация "Методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда").
3. Методы обработки полученных данных: качественные и количественные (методы математической статистики: корреляционный анализ, на основе расчета коэффициента корреляции Спирмана).
    Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в период с декабря 2016 г –  март 2017 г. В МАОУ «Уватская СОШ», в исследовании принимали участие 25 учащихся 9 класса в возрасте  14-15 лет.
    Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана программа, направленная на коррекцию агрессивности подростков, с учетом характерологических черт личности, материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов для коррекции агрессивного поведения подростков.
    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы из 48 источников и приложений.






















ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИИ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
    1.1. Анализ основных социально-психологических подходов в исследовании феномена агрессии
    В литературе различными исследователями предложено большое количество определений агрессии. Под агрессией понимается «сильная активность, стремление к самоутверждению, акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту» [34, С.4].
     «Агрессия – (от лат. aggredi - нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д.» [41, С.53].
    Согласно Б.Г.Мещерякову агрессия – «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательный переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [28,С.144]. 
    Р.Берон считает, что агрессия – это «форма поведения направленная на оскорбление или причинение вреда другому существу, не желающему подобного обращения» [8, С.14].
    А.А.Реан утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» [34, С.80]. 
    Большинство авторов, как отмечают Р.Бэрон и Д. Ричардсон, признает сегодня следующее определение агрессии: «это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессивность рассматривается авторами как модель поведения, а не как эмоция, мотив или установка» [8, С.48]. 
     По мнению этих авторов:
- агрессия в любом случае предполагает целенаправленное, намеренное
нанесение вреда жертве;
- в качестве агрессии трактуется только такое поведение, которое
предполагает нанесение ущерба или вреда живым организмам;
- жертва агрессии должна иметь отличительную черту, такую как мотивация
избегания подобного обращения с собой.
     Из отечественных психологов эту точку зрения Р.Бэрона и Д. Ричардсона разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как «форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения» [41, С.38-39].
     Одновременно с понятием «агрессия» в психологии используется понятие «агрессивность» и «агрессивное поведение». 
     Агрессивность – это устойчивая черта  личности, которая выражается в готовности к агрессии, а так же в стремлении трактовать и воспринимать поведение другого индивида как враждебное по отношению к себе. В силу своей стабильности и интеграции в структуру личности, агрессивность способна обуславливать общую закономерность поведения подростка.
     В данной работе под понятием «агрессия» мы имеем в виду личностную, индивидуальную черту, которая образуется под влиянием внешних  социальных факторов и внутренних психологических факторов.
     По мнению Ф. В. Бассина, различия между понятиями агрессия и агрессивность наталкивает на важные выводы: во-первых, не за каждым агрессивным действием субъекта стоит агрессивность личности в целом, во-вторых, агрессивность человека не каждый раз выражается в ясных агрессивных действиях. Сама по себе агрессивность не делает из человека социально опасного субъекта, так как, с одной стороны, имеющаяся взаимосвязь между агрессивностью и агрессией не является конкретной, а с другой стороны, акт агрессии может не дойти до социально опасных и неодобряемых общественных форм. Часто под «агрессивностью»  понимают «злонамеренную активность». Вместе с тем само по себе деструктивное поведение какой-либо «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, т. е., те ценности и убеждения, с целью овладения и достижения которыми, эта активность осуществляется. Внешние практические действия могут быть похожими, но их «мотивационные компоненты прямо противоположны».
     Отечественные исследователи В. В. Гульдан, Ю. М. Антонян под агрессивностью понимают реакцию индивида на конфликт и фрустрацию его потребностей, которые проявляются в субъективном стремлении к враждебному поведению, которое нацелено на полное или частичное подавление другого человека или людей, их ограничение, управление ими , а также на причинение им вреда или страданий. 
    Таким образом, исходя из всех вышеизложенных определений, можно сделать заключение:  агрессия – это любая форма поведения человека, которая противоречит законам существования людей в социуме и вредит другому объекту общества, на которого эта агрессия направлена, который при этом не желает подобного обращения.
    Большое количество понятий «агрессия» обусловлено многообразием теорий агрессивного поведения.
    Существуют несколько групп теорий, которые рассматривают агрессивное поведение с различной точки зрения: 
    Психоаналитическое направление рассматривает агрессивное поведение главным образом как инстинктивное. Согласно этому направлению «агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально запрограммированы на подобные действия» [8, С.32].
    Родоначальником психоаналитического направления является З. Фрейд, который считал, что «агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти» [49, с.258]. 
    Согласно К. Юнгу, А. Адлеру, З. Фрейду, инстинктивное стремление к агрессии и власти также глубоко заложено в человеке, как и другие естественные потребности (потребность в защите, тепле, пище и др.); таким образом, оно содействует самосохранению человечества. 
    Еще одно направление в данном вопросе – социально-этологическая концепция известного этолога Конрада Лоренца. 
    Согласно К. Лоренцу, «агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех людей, так же как у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне» [23, С.189]. 
    Также К. Лоренц утверждал что, «кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои агрессивные стремления. Эта возможность зависит от способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Таким образом, опасные хищники имеют очень сильное сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей собственного вида, в то время как менее опасные существа – люди – обладают гораздо более слабым сдерживающим началом» [23, С.89].
    Непосредственно этим фактом объясняется широко распространенное насилие у людей в отношении представителей своего собственного вида.
    К еще одному направлению (теории фрустрации) относится подход Дж. Долларда, который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне отталкивающей) стимуляции. В соответствии с данной концепцией агрессия представляет собой действия фрустраторов, то есть препятствий, которые непреодолимы, они возникают на пути к достижению цели, вызывают состояние фрустрации или растерянности.
    Дж. Доллард считал, что «фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации» [1, С.13].
     В соответствии с этой концепцией, у любого человека, пережившего фрустрацию, появляется желание к агрессии. В определенных условиях агрессивный порыв встречает какие-то внешние преграды или подавляется боязнью наказания в будущем. 
    В одной из коллективных монографий, отмечающих проблемы агрессии, «Фрустрация и агрессия» (1939) под авторством Дж. Долларда, О. Маурера, Н. Миллера, Р. Сиэрса, Дж. Саэрса,  авторы книги утверждали, что, если организм подвергается воздействию фрустрации, то он в любом случае на это отреагирует агрессией, также как не имеется такой агрессии, которая появляется не на почве фрустрации, при этом целью этой агрессии является причинение ущерба другому организму.
    В исходном варианте гипотезы фрустрации –  агрессия толковалась, как результат побуждения положить конец состоянию фрустрации, в связи с этим фрустрация определяется как внешнее вмешательство в целенаправленное поведение человека. 
    Таким образом, «переживание фрустрации вызывает желание агрессивных действий против источника фрустрации, и это, в свою очередь, выступает катализатором проявления агрессивного поведения» [29, С.25].
    Суть этой теории заключается в том, что:
    1. Агрессия всегда есть продукт и следствие фрустрации; 
    2. Фрустрация неизменно порождает за собой агрессию.
    Стараясь раскрыть, почему при одних условиях фрустрация приводит к агрессии, а при других нет, Л.Берковиц (Berkowitz, 1989) предположил, что «важным опосредующим звеном между фрустрацией и агрессией выступает отрицательная эмоция в форме гнева» [5, С.27].
    Л.Берковиц внес существенные доработки в фрустрационную теорию. Он утверждал, что «фрустрация – один из множества различных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям» [6, С.39]. 
    По его мнению, «агрессия - лишь одна из возможных реакций на негативные воздействия. Это означает, что агрессия не неизбежное, а только потенциально возможное свойство человеческого поведения, активизирующееся или подавляемое тем эмоциональным переживанием, которое вызывается неблагоприятным событием» [6, С.44]. 
    В отличие от других направлений в теории социального научения выделено, что агрессия является  поведением, которое усвоено индивидом в процессе социализации через социальное подкрепление и наблюдение за соответствующим образом действий. 
    Эта теория была предложена А.Бандурой и разъясняла провоцирование, усвоение и регуляцию агрессивного поведения. А. Бандура утверждал, что агрессивное поведение это  сложная система навыков, которая требует всестороннего и длительного научения. Чтобы прочно освоить методы деструктивных действий, человек должен видеть их социальные образцы в окружающем его социуме, встречать одобрение,  демонстрируя их и внутренне поощрять личные «успехи» в нанесении вреда окружающим людям. 
    При этом наказание и поощрение служат своеобразными регуляторами агрессивного поведения, они отвечают за ослабление или  усиление разрушительных тенденций. Бандура выделял три вида наказаний и поощрений:
    1. Поддержка собственного поведения окружающими.
    2. Отношение к самому себе.
    3. Викарный опыт, то есть наблюдение за наказанием и поощрением другого человека [3, С.14].
    С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учитывать три момента: 
1. Способов овладения подобными действиями;
2. Факторов, провоцирующих их возникновение;
3. Условий, при которых они укрепляются в поведении [3, С.137]. 
   Концепция социального научения стала основным теоретическим подходом для изучения воздействия, которое оказывают на агрессивное поведение изображения насилия в средствах массовой информации, что можно рассматривать как образец посредством наблюдения и косвенного подкрепления.
    Сторонники теории социального научения, считают, что для человека, часто совершающего любые агрессивные действия, в будущем такое поведение становится неотъемлемой частью его жизни. Поэтому, большое внимание отдается обучению, то есть влиянию родителей, как первичных посредников социализации подростка и общества, которые своими примерами деструктивного поведения,  могут неосознанно научить ребенка демонстрации агрессии.
    Автор когнитивной теории Д.Зильман доказывал, что «познание и возбуждение теснейшим образом связаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания приносящего страдания опыта и поведения» [8, С.47].
    Агрессивное поведение в этой теории рассматривается как итог познавательных (когнитивных) и других процессов:
    1. Субъект оценивает последствия своего агрессивного поведения как положительные.
    2. Присутствует фрустрация.
    3. Существует эмоциональное перевозбуждение типа стресса или аффекта, которое сопровождается внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.
    4. Имеется подходящий объект, на который нацелено агрессивное поведение, благодаря которому можно снизить напряжение и ликвидировать фрустрацию.
     Рассуждая о причинах агрессии важно помнить, что агрессия – неоднозначна по своей природе. Выделяют несколько видов агрессии:
1. Экспрессивная агрессия – бесконтрольная вспышка гнева и ярости, быстро прекращающаяся и нецеленаправленная, при этом виновник нарушения спокойствия не обязательно подвержен прямому нападению.
2. Враждебная агрессия - нанесение ущерба другому человеку.
3. Инструментальная агрессия - нацелена на достижение цели индифферентного характера, при этом агрессия применяется лишь в качестве средства (например: воспитание путем наказания, шантаж, выстрел в террориста, захватившего заложников). 
     Среди форм агрессивных проявлений, которые встречаются в различных источниках, необходимо выделить следующие: 
     1. Физическая агрессия (нападение) – применение физической силы против другой личности.
     2. Косвенная агрессия – действия, которые обходными путями направлены на другой объект (сплетни, злые шутки, наговоры), так и ни на кого не обращенные взрывы ярости (топанье ногами, крик, хлопанье дверьми битье кулаками по столу, и др.).
     3. Вербальная агрессия – выражение негативных эмоций посредством крика, визга, ссоры, так и через смысл вербальных ответов (проклятия, ругань, угрозы).
     4. Склонность к раздражению – решимость к демонстрации при малейшем возбуждении грубости, резкости и вспыльчивости.
     5. Негативизм – противоборствующая манера поведения, которая направлена против руководства или авторитета. Постепенно нарастает от пассивного сопротивления до активного отстаивания своего мнения, отличного от принятых в социуме законов и обычаев.
     Из форм враждебных реакций отмечаются:
     1. Обида – ненависть и зависть к находящимся вокруг людям, продиктованные чувством горечи за ирреальные и действительные страдания, чувством ярости на весь мир. 
     2. Подозрительность – осмотрительность и недоверие по отношению к окружающим людям, основанные на убежденности, что окружающие нацелены на причинение вреда.
	«Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности – способности достичь поставленной цели в результате использования агрессивных действий; намерений, приписываемых другому лицу;  возмездия за агрессивное поведение; оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки» [42, С.15]. 
     Таким образом, рассмотрев все основные теоретические направления в изучении агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее понятие этого явления: агрессия — это любая форма деструктивного поведения, направленного на оскорбление, унижение или причинение вреда другому живому существу, который не желает подобного с ним обращения.
     Это определение подчеркивает, что агрессия — это своеобразная индивидуальная модель поведения, которая закрепляется под воздействием как внешних, так и внутренних факторов, а не мотив или эмоция. Агрессия зачастую ассоциируется с отрицательными эмоциями — такими как раздражение, злость, обида, подозрительность; с мотивами — это стремление навредить или оскорбить, эти обстоятельства большое влияние оказывают на агрессивное поведение, но их присутствие не служит обязательной  причиной для подобного деструктивного поведения.
     
     1.2. Теоретические подходы к изучению характерологических свойств личности
	Характер (от греч. charakter — «печать», «чеканка»), означает сочетание устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, предопределяя характерные для нее способы поведения.
     «Характер – сплав прирожденных и приобретенных свойств поведения» [11, С.5]. 
     Характер – индивидуальное сочетание наиболее выраженных стабильных качеств личности, проявляющихся в поведении человека, а также в отношении: 
     1) к себе (уровень критичности, самооценки, требовательности); 
     2) к окружающим людям (самолюбие или альтруизм, коллективизм или индивидуализм, доброта или жестокость, чуткость или безразличие, воспитанность или грубость, искренность или лицемерие и т.п.); 
     3) к выполняемому делу (трудолюбие или лень, предприимчивость или пассивность, неряшливость или аккуратность, безответственность или ответственность, усидчивость или нетерпеливость т. п.);
     4) в характере отображаются стеничные (волевые) качества: решимость справляться с трудностями, преодолевать физическую и душевную боль, степень настойчивости, решительности, дисциплинированности, самостоятельности, целеустремленности.
     Отдельные характерологические свойства взаимосвязаны друг с другом, и образуют единую систему – структуру характера. В структуре характера акцентируют две группы черт. Под чертой характера понимают особенности личности человека, которые регулярно просматриваются в различных формах его деятельности и по которым можно понять о его возможных поступках в каких-то конкретных условиях. 
     «К первой группе относят черты, которые отражают направленность личности (установки, устойчивые потребности, склонности, интересы, цели, идеалы), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера» [47, С.125].  
     «Структурность характера выражается также в определенной иерархичности его черт. Это значит, что среди черт характера некоторые являются основными, определяющими и ведущими, а другие — второстепенными, менее существенными. Основные, ведущие черты в той или иной степени оказывают влияние, определяют и подчиняют себе второстепенные, менее существенные, обуславливая их различную степень проявления в тех или иных ситуациях» [42, С.414].
     В период формирования характера его типологические особенности, не будучи еще затушеванными и сглаженными накопленным жизненным опытом, проявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии. С повзрослением эти свойства характера, как правило, нивелируются — это позволяет нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».
     Типы акцентуаций характера очень похожи и частично соответствуют типам психопатий.
     Еще на ранних этапах изучения психопатий возникла проблема отделения их от крайних вариантов нормы,  В. М. Бехтерев указывал на «переходные состояния между психопатией и нормальным состоянием». П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как «латентную психопатию», М. Tramer (1949) и О. В. Кербиков (1961) как «предпсихопатию», Г. К. Ушаков (1973) как «крайние варианты нормального характера», Л. И. Спивак и др. (1979) как «нервно-психическую неустойчивость».
     Широкую известность в этом направлении получил термин К. Leonhard (1968, 1981) — «акцентуированная личность». Однако точнее и правильнее было бы говорить об «акцентуациях характера». Личность — понятие гораздо более сложное, чем характер. Оно включает множество составляющих: интеллект, наклонности, способности, взгляды на жизнь и т. п. В описаниях же Карла Леонгарда речь идет именно о типах характера, акцентуированные личности определены как крайние варианты нормы, однако дифференциально-диагностических критериев между ними и психопатиями не дается. 
     Отличия между акцентуациями характера и психопатиями опираются на диагностические критерии П. Б. Ганнушкина (1933), О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера ни одного из этих признаков может не быть: ни более или менее стабильного характера на протяжении жизни, ни полноты его проявления во многих ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает совпадения по всем этим трем основаниям сразу, как при психопатиях.
     Как объяснялось, обычно акцентуации формируются во время становления характера и выравниваются с повзрослением, то есть в период подросткового возраста. Отличительные черты характера при акцентуациях могут проявляться не регулярно, а лишь в отдельных случаях, при определенных условиях, и почти не обнаруживаться в обычной обстановке. Поэтому социальная дезадаптация при акцентуациях либо вообще отсутствует, либо бывает недолговременной.
     В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова А.Е.Личко отметил еще один важный признак, который отличает акцентуации характера от психопатий: «…при психопатиях острые аффективные и психопатические реакции, декомпенсации, социальная дезадаптация возникает от любых психических травм, в самых разнообразных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, лишь в некоторых трудных ситуациях, а именно тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные только ему, отличные от других типов, «слабые места»» [25, С.15]. 
     Таким образом, можно дать следующее определение акцентуации характера: «акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чересчур усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [25, С.12].
     Поэтому, исходя из вышеизложенного, сделаем вывод, что выявление акцентуации характера не является клиническим диагнозом. Если диагностическое заключение свидетельствует только об акцентуации характера, то фактически это говорит о психическом здоровье. Об акцентуации можно заявлять лишь в том случае, когда какая-либо черта темперамента или характера начинает приобретать значительную эксплицитность, делая личность необычной.
     В зависимости от степени выраженности А.Е. Личко выделил две степени акцентуации характера: явную и скрытую.
     Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием достаточно стабильных качеств определенного типа характера. Точно собранный анамнез, данные о близких, кратковременное наблюдение, особенно в среде ровесников, а также результаты экспериментально-патохарактерологической оценки с помощью диагностических методик дают возможность определить эту степень акцентуации. Однако ярко выраженные свойства конкретного типа акцентуации характера не препятствуют возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%