- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Взаимосвязь типов семейных отношений и межличностного общения детей младшего школьного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001775 |
Тема: | Взаимосвязь типов семейных отношений и межличностного общения детей младшего школьного возраста |
Содержание
Частное образовательное учреждение высшего образования «Институт управления, бизнеса и технологий» Факультет __психологии_____________ Кафедра ___психологии_________ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (выпускная квалификационная работа бакалавра) на тему: «Взаимосвязь типов семейных отношений и межличностного общения детей младшего школьного возраста» Выполнил (а) студент (ка) 4 курса Климкина Ирина Андреевна направления психология формы обучения заочная Руководитель ________________ Консультант Иванихин А.А. Рецензент_____________ Допустить к защите Зав. кафедрой ____________/_________________/ «____»_____________20___ г. Дипломная работа защищена с оценкой _____________ «____»________________20__ г. Секретарь ГАК ___________/________________/ Калуга 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПОВ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………….8 1.1. Общение, виды общения, функции общения в жизни человека…………..8 1.2. Особенности развития общения в детстве………………………………...12 1.3. Особенности межличностного общения младших школьников………...16 1.4. Семья и ее роль в воспитании детей младшего школьного возраста……30 1.5. Типы семейных отношений………………………………………………...39 1.6. Взаимосвязь типов семейных отношений и межличностного общения младших школьников…………………………………………………….…52 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПОВ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………...59 2.1.Организация и проведение исследования…………………………………….59 2.2.Анализ и интерпретация данных исследования………………………….…..66 2.3. Коррекция межличностного общения младших школьников через работу с родителями и детьми…………………………………………………………….....83 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….88 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………95 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………102 ВВЕДЕНИЕ В современном обществе обновление содержания российского образования является одним из главных направлений его модернизации. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентированы на развитие важных социальных умений школьников, достижение личностных успехов. Ввести ребёнка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребёнка - отмечал В.А. Сухомлинский.[58] Младший школьный возраст является благоприятным для формирования общения - учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Общение является одной из важнейших деятельностей человека. В процессе развития коммуникативных навыков формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению, происходит социализация ребенка в обществе. От того, насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. В младшем школьном возрасте закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимать ценность сотрудничества, общения и межличностных отношений в совместной деятельности. В младшем школьном возрасте правила и нормы общения усваиваются активно. Фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка является опыт первых отношений с другими людьми. Не всегда этот опыт бывает благоприятным. Множество конфликтов человека с другими людьми и с самим собой имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Конфликтные дети, не умеющие общаться, понимать их, слышать других, или уступать им, приносят массу проблем не только самим себе, но и окружающим. Проблемы в отношениях с другими людьми, не решенные в детстве, остаются тяжелым грузом на душе человека и прорастают не только личностными, но и социальными болезнями. Большинство негативных и деструктивных явлений, среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (повышенная жестокость, агрессивность, эмоциональная отчужденность и пр.), берут свое начало в детстве – отмечает Е. О. Смирнова. [55] Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса, имеет огромное значение в социализации детей. Несформированность общения у детей младшего школьного возраста может приводить к снижению познавательных и социальных мотивов, к понижению самооценки ребенка, высокому уровню замкнутости, тревожности, нарушениям развития личности. Конфликты и проблемы между детьми рождают тяжелые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость и др.). Эти детские переживания в дальнейшем могут стать источником серьезных межличностных и внутренних проблем уже взрослого человека Актуальность исследования обусловлена и тем, что в период детства происходит первичная социализация человека и основную социализирующую роль для ребенка играет семья. Именно родители являются первыми педагогами, формирующими личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Я. Корчак, рассматривая проблему воспитания ребенка в семье, использовал понятие «воспитывающая среда», то есть дух, который царит в семье и выражает принятые в семье ценности, нормы и правила. Семья занимает центральное место в формировании личности ребёнка. Родительская любовь, являясь гарантом эмоционального благополучия, и предоставление ребёнку самостоятельности в границах, соответствующих возрасту, создают ребёнку базисные условия для благополучной самореализации. В современном мире всё больше растёт понимание семьи, как определяющей не только развитие ребёнка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформирует его натура. В семье ребёнок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Родительская компетентность проявляется в разных типах воспитания. А.С. Спиваковская, изучающая родительские позиции, подчёркивала, что от того, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит развитие ребенка.[63] Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей. В настоящее время основные законы, такие как «Конституция РФ», «Закон об Образовании РФ», «Семейный Кодекс РФ» и другие нормативные документы России приведены в соответствие с нормами международного права, согласно которым воспитание, образование и развитие ребенка - является правом и обязанностью родителей. Современный педагог, согласно «Профессиональному стандарту педагога», должен владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных и воспитательных задач. [74] Проблему общения детей младшего школьного возраста изучали А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, К.Н. Волков, Л.И. Божович, Галигузова, Л.Н. Н.А. Захарова, Я.Л. Коломенский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.А. Реан, Рузская, А.Г. Смирнова Е.О., В.М. Холмогорова и др. О снижении потребности в общении у младших школьников писали Г.В. Чиркина, Б.М. Гришпун, О.С. Павлова и др. Взаимоотношения родителей и детей исследуются в основном в психологии семейных отношений, и отражены в трудах таких ученых как А. Б. Добрович, А. И. Захаровой, В. Н. Мясищева, Е. В. Чумаковой, Е. С. Шефер и др. Родители, не владея в достаточной мере знанием особенностей развития общения ребёнка в младшем школьном возрасте, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, не учитывая или не осознавая собственный тип семейного воспитания. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Наблюдаются противоречия между огромным потенциалом родительских возможностей и недостаточной их изученностью, и использованием педагогами для формирования межличностного общения в младшем школьном возрасте, что и определило проблему исследования. Целью дипломной работы: является изучение взаимосвязи типов семейных отношений и межличностного общения детей младшего школьного возраста. Достижение этой цели можно реализовать через решение следующих задач: Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимосвязи типов семейных отношений и межличностного общения детей младшего школьного возраста; 2. Раскрыть особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста; 3. Изучить особенности и сущность типов семейных отношений; 4. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение взаимосвязи типов семейных отношений и межличностного общения детей младшего школьного возраста; 5. Составить программу, направленную на развитие межличностного общения младших школьников и рекомендации для родителей по формированию общения детей. Объект исследования: общение детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: взаимосвязь типов семейных отношений и межличностного общения детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования основывается на том, что процесс формирования межличностного общения детей младшего школьного возраста будет более эффективным в семьях с положительными типами семейных отношений. Агрессивное поведение в общении чаще проявляется у детей, воспитывающихся в семьях с жестоким отношением и эмоциональным отвержением. Теоретическая и методологическая основа исследования представлена трудами Я.Л. Коломенского, М. В.Осориной, А. А. Реана Можно выделить два основных теоретических подхода среди этих исследований: — концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений (А. В. Петровский); — концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности общения (М. И. Лисина). Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, тестирование, формирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы педагогами образовательных учреждений в организации работы с родителями и детьми. Разработанная программа «Клуб умных родителей», может использоваться педагогами на родительских собраниях. Экспериментальной базой является МКОУ «Кондровская средняя общеобразовательная школа № 4», Калужской области. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 75 источников и приложения. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПОВ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Общение, виды общения, функции общения в жизни человека Нет сомнений в огромной роли, которую играет общение в жизни и деятельности общества. Уже сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека как «общественного человека», невозможен без общения.[22] Однако общение есть в то же время и необходимое условие любой деятельности человека, имеющей общественную природу. Можно утверждать вслед за В.Н. Панферовым, что «любая человеческая деятельность невозможна вне общения». [49] «Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» - отмечает А. И. Волкова. [14] По мнению М.И. Лисиной, общение - это взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. Также оно является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. В психологическом словаре общение определяется как взаимодействие двух или более людей, заключающееся в обмене познавательной, эмоционально-оценочной информацией опытом, знаниями, умениями, навыками.[51] Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.[7] Из данного определения можно заключить, что общение имеет три стороны своего проявления: интерактивную, перцептивную и коммуникативную. [7,с.95] Следует отметить, что общение носит творчески преобразовательный, а не адаптивный характер. Развитие человека в общественно-историческом и онтогенетическом плане есть прямой результат общения. Однако здесь следует подчеркнуть, что любые изменения, происходящие с человеком в процессе общения, производятся им же самим и являются результатом его собственной активности. Другие люди как субъекты лишь содействуют этому. Общение не задано человеку генетически. Оно возникает и развивается в процессе обучения и воспитания, то есть является социальным по происхождению. Способность к развитию является одним из важнейших свойств общения. В ходе этого процесса оно подвергается очень существенным преобразованиям по целому ряду параметров - отмечает М.И.Лисина. [21] Постепенно в процессе развития общение становится более совершенным в техническом плане, поскольку ребенок овладевает множеством умений, навыков и приёмов общения: умением слушать, выражать свои мысли, оказывать моральную поддержку, сочувствовать. Общение становится более активным, что позволяет значительно быстрее решать соответствующие задачи, повышается эффективность общения, изменяется соотношение внешних и внутренних компонентов общения. И.И. Мамайчук отмечает, что в зависимости от уровня регламентированности общение можно выделить формальное и неформальное (межличностное).[36] Особую роль в жизни человека играет межличностное общение. Межличностное общение - речевая форма коммуникации, которая выполняет несколько функций: информационно-коммуникативную, то есть подразумевает наличие обмена данными между партнерами; аффективно-коммуникативную, так как оно способно создавать психологическую разрядку; регулятивно-коммуникативную, поскольку происходит выработка правил и норм поведения. Выделяют следующие типы межличностного общения: - формальное, когда нет стремления понимать и учитывать особенности личности своего собеседника; - примитивное межличностное общение. При этом типе оценка другого осуществляется с точки зрения нужности или ненужности. Если в партнере по общению заинтересованы, то с ним активно взаимодействуют, в обратном же случае - избегают; - функционально-ролевое межличностное общение, оно опирается на социальный статус партнеров (подчиненный-начальник, студент-преподаватель, покупатель-продавец); - деловое общение подразумевает то, что необходимо учитывать особенности личности, возраста, характера и настроения собеседника. Имеется цель, и она направлена на то, чтобы достичь какой-либо предметной договоренности; - духовное межличностное общение. Такое общение происходит между близкими людьми и предполагает разговор на любые темы. Партнеры могут понять друг друга по движениям, мимике и интонации. Такое межличностное общение возможно, если собеседники знают друг друга хорошо; - манипулятивное межличностное общение направлено на то, чтобы получать выгоду от собеседника; - светский тип коммуникации отвечает принятым в данном обществе нормам. Такой тип коммуникации отличается характером закрытости и наличием: такта, вежливости, согласия, одобрения, симпатии. Динамика развития межличностного общения проходит в несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским отношениям и затем их прекращение). [9,с.83] Процесс знакомства происходит в зависимости от профессиональных и социокультурных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению. Приятельские отношения развивают готовность - неготовность к дальнейшему углублению межличностных отношений. Когда благоприятная установка у партнеров сформирована, то она является позитивной предпосылкой к дальнейшему общению. Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит стыковка взглядов и проявление поддержки друг другу (используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Межличностные отношения формируются в определенных условиях, которые влияют на ее динамику, широту и глубину. [9,с.85] Таким образом, «общение» - это межличностное взаимодействие. Общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. В развитии человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения имеет большое значение общение. В жизни человека оно не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. В зависимости от содержания, целей и средств выделяются различные виды общения, каждый из которых выполняет различные функции в психическом развитии. 1.2. Особенности развития общения в детстве Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Изучение ученических коллективов и особенностей межличностных отношений учащихся проводилось Г.О. Шмидтом и др. еще в XIX в. В работах Е.А. Аркина, Г. Фортунатова, А.С. Макаренко в 20-х – 30-х гг. также отмечались особенности общения детского коллектива. В настоящее время проводятся многочисленные исследования межличностных отношений в группах учащихся Н. Л. Коломинским, И.Н. Чернышевой, Е.О. Смирновой и другими авторами. Проблема коллективов и межличностные отношения в них интенсивно разрабатывается и в педагогике такими авторами как О.С. Газман, А.З. Мудрик, С.Д. Поляков и др. В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных межличностным отношениям и развитию младшего школьника в семье. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте, - указывает В. А. Казанцева. [21, с.34]. Общение со сверстниками играет особую роль в онтогенетическом развитии ребенка. Прежде всего, это объясняется теми его чертами, которыми не обладает общение с взрослыми: 1. Удовлетворение потребности в эмоциональном контакте; 2. Ощущение себя предметом заинтересованности и симпатии; 3. Возможность избирательного общения (и ребенок выбирает, и его выбирают); 4. Переживание со сверстниками совместных радостей и огорчений. Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками – отмечает Л.И. Божович. Т.П. Лаврентьева отмечает, что дети общаются в процессе разных ситуаций (учебной деятельности, труда, свободных занятий, игры и др.). [32] В общении детей со сверстниками М.И. Лисина выделяет 3 этапа. Эти этапы, по аналогии со сферой общения с взрослым, были названы формами общения со сверстниками.[33] 1. Первая из них - эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. 2. Следующая форма общения сверстников - ситуативно-деловая. После 4 лет ребенок по своей привлекательности начинает обгонять взрослого. Дети хотят играть со сверстником, а не в одиночку. 3. В конце дошкольного возраста у детей складывается внеситуативно-деловая форма общения. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Появляется потребность в признании и уважении сверстников. Когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Как указывал Л. С. Выготский, история культурного развития ведет ребенка к результату, который может быть определен «как социогенез высших форм поведения». Только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка с взрослыми и сверстниками.[15,с.198] Особенностью социальной ситуации развития младших школьников является то, что в их жизни появляется чрезвычайно важная фигура, которая подчас затмевает собой еще недавно таких близких людей, как родители. Это учитель. Конечно, отношение родителей к учебе ребенка, занявшей центральное место в его жизни, тоже очень значимо, но, как справедливо отмечает А.Н. Леонтьев, хорошие «домашние» отношения уже легко могут быть омрачены двойкой учителя.[30] Система «ребенок - учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Хорошее поведение и хорошие отметки - это то, что конструирует отношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Система «ребенок — учитель» становится центром жизни ребенка. Учитель, обладающий педагогическим тактом и мастерством, может успешно помочь адаптироваться к школе самым «трудным» детям. Не все учителя владеют педагогическим тактом. Не всем присущи такие качества как наблюдательность, умение найти индивидуальный подход к ребенку, внимание к ученикам, доверие, справедливость, выдержка, самообладание – отмечает И.Е. Синица. [54,с.28] Кроме того, как показали исследования А.А. Бодалева и Л.И. Криволапа, стиль общения учителей с учениками также самым непосредственным образом влияет на характер переживаний школьников, вызывает у них совершенно определенные реакции.[6] Впервые отношение «ребенок - учитель» становится отношением «ребенок - общество». В пределах взаимоотношении в семье имеется неравенство отношении. В детском саду взрослый выступает как индивидуальность, а в школе действует принцип «все равны перед законом». В учителе воплощены требования общества. В школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к детям: если ребенок замечает, что у учителя есть «любимчики», то ореол учителя падает. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель. Появляются «ябеды».[12] Теоретические исследования формирования коммуникативной успешности учащихся начальной школы подробно представлены в концепции И.А. Гришановой, которая разработала и теоретически обосновала параметры, критерии, уровни коммуникативной успешности младших школьников.[16,с.24] В качестве параметров выступают: Когнитивный параметр: способность проявлять интерес к общению аргументировать свою позицию, адекватно использовать свою речь, помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения; способность к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества в учебной деятельности. Поведенческий параметр: способность располагать к себе одноклассников; умение шутить, улыбаться в общении, самостоятельно принимать решения, стремиться к успеху; способность речью, мимикой или жестами выразить свое отношение к происходящему; осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения. Эмотивный параметр: способность держаться спокойно и уверенно, управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать силу голоса и темп речи адекватно ситуации общения, сдерживаться в ситуации конфликта. [16] Ситуация «ребенок – учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо. Однако в младшем школьном возрасте дети тесно связаны с родителями. Семейные отношения влияют на всю деятельность ребенка. В младшем школьном возрасте возникает межличностная привлекательность, помогающая формированию межличностного общения. Межличностная привлекательность - это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т.д.[14] Таким образом, мы видим, что общение на разных возрастных этапах имеет свои специфические особенности. Со временем меняются и потребности в общении, и сфера общения. Это необходимо знать и родителям, и педагогам, которые окружают ребенка, чтобы правильно организовать общение, не травмируя ребенка. В следующих параграфах мы более подробно рассмотрим общение младших школьников, а именно их общение со сверстниками и влияние на общение типов семейных отношений. 1.3. Особенности межличностного общения младших школьников Рассмотрим взаимоотношения младших школьников друг с другом. У большинства детей данного возраста потребность в общении с ровесниками явно преобладает над стремлением к контактам с взрослыми. Люди ближайшего окружения, родители, учителя по-прежнему являются для детей лицами важными, необходимыми, любимыми, способными разрешить разнообразные сомнения ребенка, гарантирующими помощь в трудных ситуациях, однако с постепенно возрастающей ориентацией на сверстников все менее значимой становится эмоциональная зависимость ребенка от родителя (матери). Более того, именно в этом возрасте и должна начаться так называемая «естественная сепарация», т. е. постепенное психологическое отделение ребенка от взрослого и обретение им независимости и самостоятельности. «Данная постепенная сепарация предоставляет очевидное условие для социального созревания ребенка, его самореализации и, наконец, психического здоровья» - указывает Д. Майерс. [35,с.316] Однако одно дело – вопрос доверия, авторитета, и совсем иное – необходимость ежедневных контактов. В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. Ребенок в возрасте семи – одиннадцати лет – существо очень живое, активное, подвижное, настроенное, прежде всего на деятельность. И хотя он проводит много часов в школе, сидит над домашними уроками, выполняет внешкольные задания, но все же важным содержанием деятельности детей этого возраста является игра. Наибольшего удовольствие им доставляют тематические игры (в «школу», «магазин», «войну»), разнообразные подвижные игры и спортивные занятия. Они, естественно, не исчерпывают всех интересов детей младшего школьного возраста, однако занимают среди них центральное место. Различные игры и забавы чаще всего требуют участия группы детей. Дети предпочитают играть не в обществе родителей, а со своими сверстниками, или идти в гости, но не по выбору взрослых, а к своим одноклассникам.[38,с.316] Г.М. Андреева отмечает, что в общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат, поэтому такими действенными становятся санкции со стороны группы, применяемые к тем, кто нарушил ее законы. Меры воздействия при этом применяются очень сильные, иногда даже жестокие: изгнание из «коллектива», насмешки, побои, издевательства. Младший школьник обычно поддерживает взаимоотношения со многими детьми, как в школе, так и по месту жительства. Одних он любит сильнее, чаще с ними общается, больше им доверяет. Отношения с другими – слабее, скорее случайного характера. Но чаще всего он проводит время с группой детей, в деятельности которой центральное место занимают игры и спортивные занятия. Беседы, дискуссии, общение личного характера в этом возрасте в основном незначительны.[14,с.89] Контакты с группой ровесников удовлетворяют духовные потребности ребенка, положительно влияют на его социальное развитие, способствуют приобретению навыков коллективизма, облегчают приобретение самостоятельного опыта общения с окружающим миром, помогают учиться овладевать навыками совместных действий. Д.Б Эльконин отмечает, что наиболее существенным свойством взаимоотношений ребенка со сверстниками является их принципиальное равноправие, включающее равенство прав на собственную эмоциональную оценку всего происходящего в детской группе. Удовольствие от совместного времяпрепровождения, совместных занятий, сильное желание их продолжать - все это помогает детям преодолевать трудности, связанные с разницей мнений, желаний, намерений. Практика согласования ведет к развитию у детей способности строить равноправное сотрудничество между своими сверстниками, мыслящими и чувствующими по-разному.[13] Отношение ребенка к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. По степени эмоционального вовлечения общение ребенка со сверстниками может быть товарищеским и приятельским - отмечает В.А.Казанцева [21]. Товарищеское, то есть эмоционально менее глубокое общение ребенка реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское - как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом (только 8% мальчиков и 11% девочек - с противоположным полом). Численность групп составляет в 1-м классе - по 2-3, в 3-м классе - по 4-5 человек.[21] И.В. Кон отмечает, что именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных детских отношений, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. Дети много выигрывают от близких, доверительных отношений друг с другом. Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия, овладевают социальными навыками и развивают самоуважение.[10,с.137] В младшем школьном возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых являются развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных. Я. Л. Коломинский предлагает рассматривать так называемые первый и второй круги общения школьников. В первый круг общения входят «те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора,— те, к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение». Однако круг общения школьника не ограничивается только первым кругом. Среди оставшихся имеются такие дети, выбирать которых для общения ребенок постоянно избегает, и есть такие, «в отношении которых ученик колеблется, испытывая к ним большую или меньшую симпатию». Эти последние и составляют «второй круг общения» школьника.[23,с.208] М. В. Матюхина и другие авторы отмечают, что личные характеристики детей, которые служат основанием для взаимных выборов, с возрастом меняются: если в первом и во втором классе взаимные выборы детей определяются их успехами или неуспехами в учебе соответственно 85% и 70% выборов. Для детей 7 лет друзья - это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется в основном внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т. п. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.[38] В старшем возрасте положение школьника в группе уже больше зависит, во-первых, от его личностных качеств и, во-вторых, от характерных особенностей самой группы - указывают А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы между детьми становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.[53,с.316] Популярности в группе вредит излишняя агрессивность, доминантность, обидчивость, тревожность, излишняя застенчивость.[47] О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Дети в этом возрасте становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста. [34] Неформальная дифференциация детского коллектива происходит в большей степени с учетом тех мотивов, которые были выделены Л. Вальковой - потребность в игровом общении, положительные качества личности выбираемого, способность к какому-либо конкретному виду деятельности. Некоторые младшие школьники еще мотивируют свой выбор чисто внешними факторами: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «ходим друг к другу в гости», «сидим за одним столом в столовой» и т. п. [32] Другие исследования п....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Взаимосвязь типов семейных отношений и межличностного общения детей младшего школьного возраста
- Эмоциональные нарушения у детей младшего школьного возраста в семьях с разным типом детско-родительских отношений
- Особенности оптимально-межличностных отношений, их динамику в течение младшего школьного возраста