VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации у старших подростков

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013612
Тема: Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации у старших подростков
Содержание
     Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации у старших подростков. 
     В современном мире вопросы изучения феномена эмоционального интеллекта являются актуальными. Исследования, связанные с изучением уровня эмоционального интеллекта у подростков вызывают особый интерес. Прежде всего, это связано с тем, что современное общество предъявляет повышенные запросы к уровню общего  развития молодежи,  их коммуникативной компетентности, неотъемлемая часть которой  - это эмоциональный интеллект.
     В работах П. Селовейя, Дж. Мейера, Д.Р. Карузо  впервые было сформировано теоретическое понятие «эмоциональный интеллект». Они представили «эмоциональный интеллект» как способность идентификации собственных эмоций, а также эмоций окружающих людей и как важный психологический ресурс личности, развитии которого способствует комфортному существованию человека и установлению гармоничных межличностных отношений.
     Становление понятия «эмоциональный интеллект» в отечественной психологии обязано ключевым идеям, которые представлены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.В.Люсина [8; 12; 21]. 
     В своих исследования Д.В.Люсин пришел к выводу, что нельзя рассматривать эмоциональный интеллект, лишь как когнитивную способность, по его мнению, этот феномен представляется как психологическое образование, которое формируется в ходе человеческой жизни и зависит от ряда факторов, которые влияют на его уровень и индивидуальные особенности.
            Анализируя несколько определений данного понятия, можно  сделать вывод о том, что эмоциональный интеллект — это возможность точно осознавать, понимать и выражать свои чувства и эмоции, способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни, а также контролировать и использовать свои эмоции для решения задач. 
     В 90-х годах двадцатого столетия в среде исследователей «эмоционального интеллекта» появилось  осознание еще одного аспекта эмоциональной сферы.  Его связывают не просто с изучением возникновения и протекания эмоциональных явлении, но и с использованием человеком своих  способностей в  разных жизненных ситуациях. 
     Учитывая то, что в нашей работе речь идет об изучении психологических способностей старшего подростка, справедливо  обратиться к исследованиям О.И. Власовой, которая  пришла к выводу, что «эмоционально одаренные» подростки легко находят общий язык в новом коллективе сверстников, часто занимают лидерские позиции, успешно адаптируются в новых условиях, принимают решения независящие от мнения «из вне» [ ]. 
     Выше названные качества, несомненно, можно связать   с условиями успешной деятельности старшего подростка, а, как известно, она является одним из основополагающих проявлений самоактуализации, которая характеризуется способностью эффективного решения поставленных перед собой задач и является высшим уровнем психологического развития человека.
     Самой известной теорией   о самоактуализирующейся личности  является концепция А. Маслоу. Он считал, что для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний, стремление к максимальной реализации своих талантов и возможностей [ ]. 
     Идея самоактуализации человека имеет давнюю историю. Она исходит  от  учений Сократа, Платона, Аристотеля и других, которые призывали своих современников к поискам истины, развитию мышления, стремлению к духовному совершенству.
     Рассматривая определения различных авторов, считаем правильно остановиться на следующем:  самоактуализация– вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и метапотребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности (Ребер, 2000) [ ]. 
     Связывая самоактуализацию с деятельностью, возможно определить ее таким образом: под самоактуализацией понимается особый вид деятельности человека, направленный на самосовершенствование, развитие своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя (Вахромов, 2006) [   ].
     Говоря о различных концепциях феномена «самоактуализация», заметим, что теория А. Маслоу является наиболее популярной, во первых, в связи с эвристичностью самого понятия самоактуализации и, конечно, с появившимися возможностями операционализации  и его применения в эмпирических исследованиях.  Во вторых, такая  модель личности, указывая на лучшие проявления человеческого существа, такие как творчество, любовь, дружба и другие, является эталоном в воспитательном процессе, в процессе формирования личностных качеств подростка, выстраивания системы отношений взрослого и подростка.
     Как в отечественной, так и с зарубежной психологической литературе описывается изучение значение «самоактуализации» личности  в различных сферах жизнедеятельности и для разных возрастных категорий.
     Особенности самоактуализации личности характерные для  различных возрастных периодов индивида исследовались такими учеными, как И. Витин, Е. Городилова, Е. Вахромов, Н. Шишарина, А. Турен, И. Кон, Б. Ручкин, Ф. Филиппов, В. Лисовский, О. Карпухин, Б. Ручкин, С. Кузнецова и другими [ ].
     Сравнительно недавно ученые стали выделять отдельную социальную категорию  - «молодежь», для изучения индивидуальных особенностей самоактуализации   возрастного периода, который определяется от 14 до 30 лет. В эту возрастную категорию входят старшие подростки, изучению психологических особенностей которых посвящено наше исследование. Они, как известно, всегда являлись активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды.
     Обращаясь к теме нашей  работы, учитывая известные результаты исследований  взаимосвязи  эмоционального интеллекта подростков с такими качествами, как лидерство, умение решать проблемные задачи и достижениями личности, считаем актуальным вопросом, как в практическом, так и теоретическом плане, исследование уровня  взаимосвязи эмоционального интеллекта старших подростков с индивидуальными проявлениями самоактуализации.
    Предмет: взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и индивидуальных  проявлений  самоактуализации у старших подростков.
    Объект: эмоциональный интеллект.
    Цель: изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта старших подростков  с индивидуальными проявлениями самоактуализации.
    Гипотеза: 
    Возможно, уровень развития эмоционально интеллекта старших подростков взаимосвязан с их индивидуальными проявлениями самоактуализации, а именно: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне, тем выше способность субъекта жить настоящим, а так же ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной.
    Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Провести исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта старших подростков  и индивидуальных проявлений самоактуализации  у старших подростков.
3. Представить  практические рекомендации для педагогов и родителей по развитию уровня эмоционального интеллекта,  как фактора самоактуализации старших  подростков.
     Методологическую основу исследования составили: Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо (1993 г.) (теория эмоционально-интеллектуальных способностей), Д. Гоулман (1995 г.) (теория эмоциональной компетентности), Р. Бар-Он (1997 г.) (некогнитивная теория эмоционального интеллекта), С. Л. Рубинштейн (1973) и А. Н .Леонтьев (1975),  Л. С. Выготский (1982 г.), Д. В. Люсин (2000) (двухкомпонентную теорию эмоционального интеллекта).; теории Абрахама  Маслоу и Карла Роджерса ( самоактуализация).
     Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: 
     Теоретические: изучение психолого-педагогической, методической литературы;
     Эмпирические: 
     1.Тест  «Эмоциональный интеллект» (Д. Люсин).
     2.«Самоактуализационный тест» (CAT) - опросник личностных ориентаций Э. Шострома( адаптирована: Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз).
     Методы обработки данных: корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), качественный анализ.
     Опытно-экспериментальная база исследования: обучающиеся 11«А» и 11«Б» классов МАОУ СОШ с. Бердюжье, в эксперименте участвовало 40 человек.
     Этапы исследования:
     1.Первый этап:  – постановочный: изучение научной литературы по проблеме исследования, обоснование цели, определение задач, разработка гипотезы исследования, подборцели и задач, методов и методик исследования( январь-февраль 2018 г.).
     2.Второй этап – собственно-исследовательский: проведение эмпирического исследования (февраль – март 2018 г.).
     3.Третий этап –интерпретационно-оформительский: обработка и систематизация полученных результатов, оформление результатов исследования, формирование выводов и рекомендаций (март-апрель  2018г.)
     Теоретическая значимость данной работы состоит в следующем: на основе анализа изученной психолого-педагогической, философской научной литературы уточнено содержание понятий: «эмоциональный интеллект», «самоактуализация», «самоактуализация подростка»; выявлена взаимосвязь уровня развитияэмоционального интеллекта старших подростков с индивидуальными проявлениями  самоактуализации.
     Практическая значимость определена тем, что выявленная  нами взаимосвязь  уровня развития эмоционально интеллекта старших подростков с их индивидуальными проявлениями самоактуализации, выданные нами рекомендации для родителей и педагогов, дают право им, заниматься повышением уровня эмоционального интеллекта, повышать степень независимости ценностей и поведения подростков от воздействия извне, их способность жить настоящим, а так же ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной; результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами, специалистами по учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений, родителями для работы в вопросах повышения уровня  эмоционального интеллекта старших подростков и  формирования у них индивидуальных проявлений самоактуализации.
     Структура работы: выпускная квалификационная   работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы …??? страниц
1.1Теоретические представления об эмоциональном интеллекте
   В ряде современных отечественных и зарубежных теорий, эмоция рассматривается как особый тип сознания. В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций, стало возможным появление категории «эмоциональный интеллект».
    Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо считаются основоположниками модели эмоционального интеллекта. Они представили «эмоциональный интеллект» как способность идентифицирования собственных эмоций, а также эмоций окружающих людей и использование этой информации для принятия собственных решений. Их представления об «эмоциональном интеллекте» являют некий конструкт, который состоит из целого ряда  способностей, а именно: к идентифицированию и выражению эмоций; регулированию собственных эмоциональных состояний; использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности. 
     Изначально предложенная модель «эмоционального интеллекта» была доработана позже П. Сэловей и Дж. Мэйер. Таким образом, новый вариант феномена «эмоциональный интеллект» определяется,  как способность переработки информации, содержащуюся в эмоциях, определения значения эмоций, их связи друг с другом, использование эмоциональной информации в качестве основы для мышления и принятия решений [8] .
     Кроме того, очень важно, что  П. Сэловей и Дж. Мэйер выделяют  четыре компонента,   составляющие структуру эмоционального интеллекта, её уровни, которые по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе  поэтапно.Рассмотрим  выделенные авторами компоненты:
     Идентификация эмоций. Представляет собой  несколько способностей, которые связаны между собой, это  восприятие эмоций (то есть способность заметить сам факт наличия эмоции), их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитации.
     Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Представляет собой  способности использования эмоций для направления внимания на основные события, вызывать эмоции, которые будут способствовать решению задач (пользуясь хорошим настроением, рождать творческие идеи), использовать колебания настроения как средство анализа альтернативных  точек зрения на проблему.
     Понимание эмоций. Способность понимания комплекса эмоций, связей между эмоциями, переход от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях.
     Управление эмоциями. Способность  контролировать эмоции, снижения интенсивности отрицательных эмоций, осознание собственных эмоций, в том числе и неприятных, способность  решения проблем с эмоциональной нагрузкой, без подавления отрицательных эмоций, связанных с этими проблемами. Эта способность  мотивирует личностный рост и способствует улучшению межличностных отношений.
     Популярность, концепция  П.Сэловейя и Дж. Мэйера приобрела, благодаря работе Дэниела Гоулмена (DanielGoleman), он в 1995 году издал монографию «Эмоциональный интеллект», в задачу которой  входила популяризация этого понятия и представить общие данные уже имеющихся исследований  данного феномена.
     Дэниел Гоулмен основал собственную модель на первоначальных представлениях П. Сэловея и Дж. Мэйера, однако он добавил к выделенным ими компонентам другие, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Это позволило ему соединить когнитивные способности, входящие в модель П. Сэловея и Дж. Мэйера,  с личностными характеристиками.
   Связывая  имя Д. Гоулмена, главным образом, с популяризацией феномена эмоциональный интеллект, нужно принимать во внимание не меньшее значение для  изучения этого явления такого учёного как Р.Бар-Он, который  разработал доступный, с коммерческой точки зрения, опросник для оценки эмоционального интеллекта. Замечено, что его концепция  не значительно отличается от концепции Д. Гоулмена, которая также основывается на личностных особенностях.
     Бар-Он представляет эмоциональный интеллект как «совокупность не когнитивных способностей, знаний и навыков, влияющих на способность успешно справляться с требованиями и давлением окружающей среды» [8].
     Считаем важным рассмотреть концепцию Н. Холла. В структуру эмоционального интеллекта по его мнению входят: эмоциональная осведомлённость, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей. Методика разработана  Н. Холлом для выявления способности понимания отношения личности, отражающиеся в эмоциях и управлять эмоциональными состояниями на основе принятия решений.
     Становление понятия «эмоциональный интеллект» в отечественной психологии обязано ключевым идеям, которые представлены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева [8; 12; 21]. 
     Выготский сделал вывод о том, что существует динамическая смысловая  система, которая представляет собой  единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии», – писал он. «Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...» [8, с.70-78]. 
   На взгляд Л.С. Выготского, единство аффекта и интеллекта, наблюдается прежде всего  во взаимной связи и взаимном влиянии указанных сторон психики на разных этапах развития, а так же в динамичности этой  связи причем каждому из этапов  развития мышления соответствует свой уровень в развитии аффекта. С.Л. Рубинштейн, следуя идеям Л.С. Выготского, расширял представление и говорил о том, что мышление собственно еявляется единством эмоционального и рационального. Несмотря на имеющиеся представления и идеи Л.С. Выготского,  на современном этапе развития психологии не получили должного развития [21]. 
     В настоящее время, мы можем пользоваться результатами современных исследований эмоционального интеллекта, представленных в трудах И.Н. Андреевой, Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина, С.П. Деревянко, О.А. Гулевич, В.В. Овсянниковой, Е.А. Сергиенко, Т.А, Сысоевой  и  других исследователей.
     В 2004 г. российским психологом Д.В.Люсиным была  предложена  новая модель эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект, автор представил, как некую способность  понимания собственных и чужих эмоций и управления этими эмоциями.[17]
     В представлении Д.В.Люсина, обладающий способностью  понимания  эмоций человек:
- может распознать эмоцию, то есть устанавливать  факт наличия собственных эмоциональных  переживаний   или переживаний другого человека;
-  может идентифицировать эмоцию, то есть определить, непосредственно какие эмоции испытывает сам либо другой человек, а так же выразить её словами;
- понимает причину, вызвавшую наблюдаемую эмоцию, и реакцию, которая за ней последует.
     Способность  управления эмоциями понимается так, что человек:
- может контролировать интенсивность эмоций и что очень важно, приглушать слишком сильные эмоции;
- может контролировать  выражение эмоций внешне;
- может, в случае  необходимости, произвольно вызвать любую эмоцию.
     Концепция Д.В. Люсина предполагает, что и  способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть нацелена как на  эмоции самого человека, так и на эмоции других людей. Это позволяет  говорить как о внутриличностном, так и о межличностном эмоциональном интеллекте. Оба понятия предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков,  и обязательно должны быть связаны друг с другом.
     Трактовка эмоционального интеллекта, как только когнитивной способности, по мнению Д.В.Люсина неправильна, так исследователь полагает, что способность к пониманию эмоций и управлению ими, имеет тесную связь с общей направленностью человека на эмоциональную сферу, то есть с проявлением  интереса к внутреннему миру людей; стремлением к психологическому анализу поведения с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. В связи  с этим автор характеризует, эмоциональный интеллект как конструкт, который имеет двойственную природу и связан, во-первых, с когнитивными способностями, а во-вторых - с  характеристиками личности. Эмоциональный интеллект, по Люсину Д.В., - это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности [26].
     Таким образом, опираясь на изученные нами результаты исследования эмоционального интеллекта и сформулированные концепции этого феномена, можно выделить принципиальные отличия описанных нами моделей. 
     Модель П. Сэловея и Дж. Мэйера, являющаяся основополагающей, включает в себя только когнитивные способности, которые связаны с переработкой эмоциональной информации. Поэтому она охарактеризована  авторами как модель способностей. 
     Затем Д.Гоулман соединил когнитивные способности, составляющие модель Дж.Сэловея и П.Мэйера, с личностными характеристиками. В связи с этим Дж. Мейер и П. Сэловей относятся к модели эмоционального интеллекта Д.Гоулмана, как к неудачной, "так как в нее включены отдельные психологические качества, концептуально и эмпирически не зависимые друг от друг друга. Такого рода модели Дж. Мейер и П. Сэловей назвали смешанными моделями, поскольку "в концепции эмоционального интеллекта они смешивают много признаков, не связанных ни с эмоциями, ни с интеллектом, ни с эмоциональным интеллектом", "смешивают центральную идею эмоционального интеллекта со множеством других черт личности (поэтому альтернативно их можно считать широкими моделями черт индивидуальности) " [22]. 
     В настоящее время под смешанными моделями эмоционального интеллекта в психологии понимаются модели, трактующие эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик.
     Крайним выражением этого сочетания можно считать модель Бар-Она, который вообще не относит когнитивные способности к эмоциональному интеллекту. 
     Модель Д.В. Люсина нельзя отнести ни к одной из приведенных двух типов классификаций. Она кординально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями.
     Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. [17].
     Таким образом, проведя анализ приведенных концепций можно представить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности,  каждый из его  структурных компонентов связаны, и их прочная взаимная зависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.
     В данном параграфе мы рассмотрели понятие эмоционального интеллекта, представленное концепциями различных авторов, уточнив значение его развития на протяжении всей жизни и обозначив особую роль уровня его развития  в подростковом возрасте, в следующем параграфе, учитывая специфику нашего исследования,  целесообразно рассмотреть  теоретические представления понятия «самоактуализация» и ее проявлений  у старших подростков.
1.2  Теоретические  представления  о самоактуализации  и  ее проявлениях  у старших  подростков
     Понятие «самоактуализация» зачастую связывают с понятием «самореализация», используя их как синонимы. Не случайно истоки появления идеи «самоактуализации» кроются в том, что в различных теориях термины этих двух понятий либо совпадают, либо представляются по разному.
     Проведя анализ научной  литературы  изучаемому вопросу, мы пришли к выводу, что самоактуализацию, являющуюся составной частью саморазвития, нужно отнести к одной из способностей личности. 
     Как психологический термин «самоактуализация» был впеввые сформулирован К. Гольдштейном. По его мнению нашим организмом управляет желание максимально использовать возможности заложенные в нем природой. Полагаясь на новое представление о динамике живой системы, которая описана в его работе «Организм. Холистский подход» (1939), становится понятно, что  организм  подобно живой системе стремится актуализировать возможности,  заложеные в нем от природы. Процессу развития таких возможностей К. Гольдштейн дал определение «самоактуализация» и сделал акцент на то, что самоактуализация для личности является  основным мотивом и целью ее жизни, приписывая понятию биологическую природу.
     Другими словами, самоактуализацию можно определить как действия человека, которые он направляет на удовлетворение собственных потребностей. «Любая потребность – это состояние дефицита, мотивирующее человека на его восполнение. Это – как яма, которую необходимо заполнить. Это восполнение, или удовлетворение потребности, и есть самоактуализация или самореализация» (К. Гольдштейн) [9].
     Предложенные К. Гольштейном идеи понятия «самоактаализациия», поддержал в своей концепции К.Роджерс, его представления о данном феномене «основаны на доверии к неотъемлемому, присущему каждому индивиду внутреннему импульсу в направлении роста и развития» [9].
     Более активно проблему самоактуализации стали разрабатывать в конце 60-х гг., она стала особенно популярна в западных интеллектуальный сообществах. Одними из наиболее известных концепций этого понятия стала теория  Абрахама  Маслоу. Обратимся к  основным тезисам его исследования.
     Концепция А.Маслоу по вопросу самоактуализации личности, пожалуй, одна из основополагающих, ключевых в современной психологической науке. Будучи сторонником гуманистической психологии,  А. Маслоу  основой концепции определял  потребности и мотивы личности. 
     В своём труде «Мотивация и личность» он сформулировал иерархическую теорию потребностей, позволяющую построить пирамиду в основании которой лежат базовые нужды, а потребность в самоактуализации, находится  на вершине. Основное условие формирования этих потребностей это положение человека в социуме. Самые элементарные потребности человека - это влечения, именно они наиболее близки к инстинктам. Если обратиться к  источнику от которого происходят все потребности, то мы можем выделить две основные группы - это биологические и социальные, предполагающие потребности физического и социального существования людей.
     Человеческое общество постоянно развивается, что  обуславливает не только расширение и качественное изменение круга биологических потребностей, но и возникновение специфических человеческих - социальных потребностей. Важные особенности потребностей человека, несомненно, объективность происхождения, их исторический характер, зависимость от практической деятельности, социальная обусловленность. Многообразие человеческих потребностей представлено: сохранением вида и потребностью в деятельности; потребностью смысла жизни и потребностью в свободе, труде, познании, общении.
     Существуют разные критерии по которым классифицируются человеческие потребности: сфера жизнедеятельности и осуществления - материальные и духовные; происхождение - биогенные, социогенные; возможность удовлетворения - идеальные, реальные, нереальные; циклы жизнедеятельности - суточные, недельные и другие.
     Иерархия потребностей разработанная  А. Маслоу  многоступенчата:
     Первая ступень – физиологические потребности – к ним относятся низшие потребности, которые управляются органами человеческого тела такие , как дыхание,  пища, секс, потребности в защите.
     Вторая ступень – потребность в надежности – она определяется стремлением к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и так далее.
     Третья ступень – социальные потребности. Эта категории  потребностей, по своей сути, чисто индивидуальна, ее практически невозможно сформулировать однозначно. Один человек удовлетворяется минимумом контактов с другими людьми, а другой человек нуждается в общении очень сильно.
     Четвертая ступень – потребность в уважении, чувство собственного достоинства –уважение , престиж, социальный успех.
     Пятая ступень  – потребность в развитии личности,  создание самого себя, самореализация, самоактуализации, осмысление собственного назначения в этой жизни [].
     Позиция теории А.Маслоу основана на том, что  каждый из нас обладает врожденным стремлением к самоактуализации, при этом такое стремление к максимальному раскрытию собственных  способностей и задатков и есть наивысшая человеческая потребность. Чтобы достичь этой наивысшей ступени человеческих потребностей, индивиду необходимо удовлетворить все потребности стоящие ниже, в противном случае  прогресс к самоактуализации невозможен, до тех пор, пока у человека преобладают низшие  потребности, таких как, например, потребности в безопасности или уважении.
     Мотив, в теории Маслоу - это побуждение. Это понятие обозначает ряд психологических явлений таких, как намерения, желания, стремления, замысел,  охота,  жажда,  боязнь и др., то есть явления,  которые указывают на наличие в человеческой психике условий, направляющих к определенной цели [].
     Обращаясь к более поздним работам А. Маслоу  «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы», становится понятно, что автор  изменил свою концепцию мотивации и личности, он практически  отказался от многоступенчатой пирамиды потребностей. Новая классификация подразделяет потребности: на низшие - «дефицитарные», определяемые нехваткой чего-либо и потому насыщаемые и высшие - «бытийные», направленные на развитие и рост, и как следствие – не насыщаемые. Эти разработки  А.Маслоу считал предварительными, надеялся, что в дальнейшем они получат какое-то подтверждение.
     Основной идей К. Роджерса, характеризующей самоактуализацию, является то, что люди способны определять свою судьбу.
     При создании своей концепции теории личности, К. Роджерс учитывал то, что каждому человеку  свойственно стремление и наличие способности к совершенствованию собственной личности. Являясь существом, обладающим сознанием, он самостоятельно определяет жизненный смысл, цели и ценности жизни. Главным понятием теории К.Роджерса является понятие «Я», которое включает в себя представления, идеи, цели и ценности, с помощью которых человек характеризует себя и определяет перспективы своего развития. Ключевые вопросы, решаемые каждым человеком, следующие: кто я такой, что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?
     Именно «образ «Я», формирующийся под влиянием имеющегося жизненного опыта человека, влияет на личностное восприятие мира, людей, которые его окружают, оценку своего собственного поведения. 
     Гипотеза выдвинутая К.Роджерсом  предполагает, что все поступки человека, его поведение управляется и регулируется общим мотивом, который он и назвал тенденцией актуализации. Исследователь считал, что все человечество имеет естественную тенденцию двигаться по направлению независимости, социальной ответственности, креативности. Каждый человек сам  решает,  как он будет  жить опираясь на врожденные способности и ограничения. Убежденность в том, что самоопределение и самореализация это существенная часть человеческой природы, позволяет сделать заключение, что каждый из нас, в конечном счете, несет ответственность за то, что собой представляет.
     Самоактуализирующейся личности, по Роджерсу, присущи следующие черты: 
> открытость опыту; 
> полнота жизни в любой момент времени;
>  способность прислушиваться к своим интенциям (побуждениям), а не к мнению других; 
> свобода в мыслях и поступках; 
> высокий уровень творчества. 
     Концепция самоактуализации приобрела большую популярность среди отечественных психологов в 80 - 90-х гг. XX в. в связи с распространением в России теории и практики гуманистической психологии.
     По мнению Карена Хорни феномен самоактуализации заключается в том, что «каждая личность естественно стремится к самореализации и самоактуализации: в каждом из нас есть желание к развитию личности, стремление стать человеком сильным и цельным, в каждом из нас дремлют способности и дарования, как правило, заторможенные невротическими тенденциями» [8].
     В своих работах К. Юнг  использовал термин «самоактуализация» трактовал его, как «самоактуализация – это конечная цель в развитии личности, этап на котором она достигает  единство на основе наибольшей дифференциации и интеграции разных  ее  граней» [7].
     В представлении Л.Ф. Вязниковой, самоактуализация представляет собой реализацию ценностно-смыслового потенциала. Она  определяется рефлексивностью, качеством самоидентификации, позитивной «Я-концепцией», а также  способностью проектировать собственную жизнь (сотворения настоящего из будущего, а не из прошлого). Е.Б. Весна, Л.Я. Дорфман представляют потребность в самоактуализации и особенность жизненного смысла как главный показатель, указывающий стремление личности к принятию своей индивидуальности.
     Теорию самоактуализации личности нельзя назвать достоянием отечественной психологии, но феномен самоактуализации для отечественной психологии ознаменован  разработкой и применением деятельностного подхода к описанию внутреннего мира человека такими авторами, как П.Л. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий и др., а в дальнейшем – системного и акмеологического подходов (К.А. Абульханова_Славская, Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, В.Н. Мясищев и др.), которые стали теоретической и методологической основой  в изучении потенциальных возможностей личности.
     Интерпретация работ представителей гуманистической психологии, которую предложил Д. А. Леонтьев, позволила нам, пользуясь  понятием "самоактуализация", видеть в нем ту часть самореализации, которая выражает интеллектуальную, эмоциональную и волевую готовность (стремление) проявить себя наиболее полно в соответствии со своими возможностями. Таким образом, в отечественном контексте, самоактуализация – это собственная  подготовка для осуществления перехода из состояния возможности в состояние действительности, предполагающая выявление тех  возможностей развития личности, которыми она обладает. 
     По мнению А.Маслоу,  «самоактуализация» - это «самость», которой необходима  актуализация. Зачастую случается так, что смысл жизни  и ценностные ориентиры личности заслоняют внешние социальные оценки различных моментов бытности. Оценки других людей, ассимилированные человеком, уничижают его собственное мнение и, как следствие, тормозят его на пути к самоактуализации. Исходя из этого первым  шагом к самоактуализации  будет способность индивида доверять прежде всего собственной  оценке и мнению, «прислушиваться к внутреннему голосу своей самости» [16, С. 57-58]
     Маслоу говорил о том, что важным условием самоактуализации является способность -  взять на себя ответственность за результат собственной деятельности. «Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется» [16, С. 58].
     Для достижения наивысшей ступени своих потребностей,  то есть самоактуализации, человеку необходимо преодолеть путь в своем развитие, определяющий его конечную цель. И об индивидуальных проявлениях самоактуализации  мы можем  говорить применительно к  любому возрастному этапу развития человека. Так проявления самоактуализации возможно наблюдать, например, в том, что ребенок овладевает  определенными навыками (допустим, езда на велосипеде), в подростковом возрасте овладевает техникой игры на гитаре, школьник - определенным багажом знаний, достаточным для успешного зачисления в высшее учебное заведение. Каждый случай указывает на то, что любые усилия человека в конечном счете дают осознание наличия умений и знаний, которые продолжительное время накапливались упорными усилиями, появляющиеся,  количественные изменения формируют одновременно появляющееся новое качество, позиционирующее себя в практической жизни как конкретная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья[21].
     В связи с этим возникает вопрос, в  каком возрасте начинается  процесс самоактуализации. Существуют мнения современных психологов о том, что потребность реализовать накопленные силы актуальна уже в подростковом возрасте. Эту возрастную категорию характеризуют способностью интеграции самосознания, самоидентификации, открытия «Я». 
     Д.И. Фельдштейн говорит, о возможности процесса самоактуализации в 14-15 лет. По его мнению на этом возрастном этапе появляется готовность функционировать в мире взрослых, в связи с этим появляется  стремление применять собственные возможности, проявлять с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44