VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности суицидального риска у подростков с учетом гендерных проявлений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007393
Тема: Особенности суицидального риска у подростков с учетом гендерных проявлений
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ





Выпускная квалификационная работа

(дипломный проект (работа))



на тему:

«Особенности суицидального риска у подростков с учетом гендерных проявлений»



Выполнила:

Севостьянова Екатерина Владимировна

студентка 6 курса, КПС-с-о-111

специальности «Клиническая психология»

очной формы обучения

________________________________



Руководитель работы:

Польшакова Ирина Николаевна

доцент кафедры практической и специальной психологии, кандидат психологических наук

Работа допущена к защите_________________          ____________________

					(подпись руководителя)			(дата)

Работа выполнена и

защищена с оценкой ____________________ Дата защиты ____________

Члены комиссии:    

доцент кафедры практической и специальной психологии, кандидат психологических наук Козлова Э.М.

_____________

(подпись)





доцент кафедры практической и специальной психологии, кандидат психологических наук Ершова Д.А.

_____________

(подпись)



доцент кафедры практической и специальной психологии, кандидат психологических наук Суворова А.В.С

_____________

(подпись)



Ставрополь, 2016


Содержание

Введение											3

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы изучения особенностей суицидального риска у подростков в аспекте его гендерных проявлений											9

Психологическая характеристика подросткового возраста		9

Общее представление о суицидальном поведении в психологии	14

Понятие «суицид». Суицидальный риск					14

Типология суицидов								20

Факторы, способствующие возникновению суицидального поведения. Мотивация суицидального поведения						21

Временная перспектива личности и риск суицидального 
поведения											26

Гендерная специфика суицидального поведения			28

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте и механизмы его возникновения							30

Анализ гендерных проявлений тревожности и агрессии как факторов суицидального риска у подростков. Нарушение гендерной идентичности в подростковом возрасте									41

Рекомендации по профилактике подростковых суицидов		44

Глава 2. Состав испытуемых и методика исследования			58

2.1 Состав испытуемых									58

2.2 Методика исследования								58

Глава 3. Анализ и интерпретация результатов исследования		72

Выводы											85

Заключение										86

Список литературы									88

Приложение										95




	Введение

	

	В современном обществе особая роль уделяется проблеме суицидального поведения. Суицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после онкологических болезней и заболеваний сердца). В соответствии с прогнозом ВОЗ в 2020 году приблизительно 1,5 миллиона людей во всем мире погибнут по причине самоубийства, и в 10-20 раз большее их число совершит суицидальные попытки.

	По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст, а число суицидальных намерений намного больше. В нашей стране за последние годы, частота суицидов у подростков составила 19-20 случаев на 100 000 человек. Средний показатель в мире – 7 случаев на 100 000. Эта статистика выводит Россию почти на первые места в списке стран, в которых подросткам свойственно суицидальное поведение (Алимова, 2014).

В последние годы появляется все больше работ, посвященных проблемам суицидального поведения в подростковом возрасте (А.Г. Амбрумова, А.Р. Ратинов, В.А. Тихоненко, А.С. Михлин, С.В. Бородин, Н.В. Конончук). Однако количество самоубийств и суицидальных попыток среди подростков не уменьшается. Очевидно, это связано с особенностями подросткового возраста.

Подростковый возраст в психологии характеризуется как кризисный период. Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него появляется чувство взрослости, а новые смыслы, ценности, формы взаимодействия еще не сформированы. Этот сложный период характеризуется внутренними конфликтами самого ребенка, а также появлением большого количества конфликтов с окружающими миром. Исходя из этого, можно говорить о том, что психологический смысл суицида в подростковом возрасте – крик o помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. В ходе анализа материалов уголовных дел выяснилось, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в семье, чёрствости и безразличия окружающих. В большинстве случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, учителей на их проблемы. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной несостоятельности, потерявшие смысл жизни дети. Также причиной суицида может выступать алкоголизм и наркомания родителей, индивидуальные психологические особенности, внутриличностный конфликт. Суицидальные действия у подростков часто бывают импульсивными, ситуативными. Попытки суицида являются следствием непродуктивной адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попытками разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами (Новикова, Жукова, jukina.wordpress.com).

Предупреждение рисков суицидального пoведения в отечественной и зарубежной теории рассматривались в многочисленных исследованиях психологов, философов, педагогов, девиантологов. Изучение учета гендерных особенностей подростков при построении девиантопревентивной деятельности широко отражены в работах А.Г. Амбрумовой, А. Бека, А.Е. Личко, А.А. Чекалиной, И.Г. Малкиной-Пых, И.В. Костиковой.

Доказательством важности учета гендерных особенностей в профилактической работе служат работы отечественных психологов, изучавших подростковые кризисы. Так, Л.С. Выготский, называл данный возраст несовпадением трех точек созревания: полового, общеорганического и социально-культурного. Это, в свою очередь, является благотворной почвой для развития внутриличностных конфликтов, провоцирующих девиантное поведение (Лакреева, 2009).

Еще один аргумент в пользу необходимости изучения гендерных особенностей в решении данной проблемы представлен исследованиями С.Б. Думова, А.С. Думова, В.Д. Менделевича, в рамках которых показано, что социальные детерминанты девиантного поведения, в том числе и суицидального, юношей и девушек многочисленны, и имеют различную степень воздействия.

Гендерные особенности суицидального поведения отслеживаются в количестве, способах и мотивах самоубийств. В науке этот феномен получил название «гендерный парадокс суицидального поведения» - у женщин выше уровень суицидального мышления и поведения, но ниже смертность от суицидов, чем у мужчин (Ярская-Смирнова, 2003).

Таким образом, гендерный подход к профилактике рисков суицидального поведения является неотъемлемой составляющей эффективности данного процесса.

В исследованиях Ишимбаевой А.Н. было показано, что соотношение юношей и девушек, совершивших завершенный суицид, составляет в среднем: 3-3,5:1 (p<0,01). Выявлено, что среди зарегистрированных бюро СМЭ случаев суицида со смертельным исходом по возрасту отчетливо преобладают подростки (15-18 лет), по гендерному составу – мальчики (Ишимбаева, 2013).

Таким образом, актуальность нашей исследовательской работы основывается на предположении о том, что гендерные особенности подростков являются важными факторами, предопределяющими возможность возникновения суицидального риска.

Объект исследования: гендерные особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте.

Предмет исследования: влияние гендерных особенностей тревожности и агрессии на суицидальный риск в подростковом возрасте.

Цель исследования: изучение взаимосвязи между гендерными особенностями подростков и факторами, лежащими в основе суицидального риска в этом возрасте.

Гипотеза исследования: у подростков с преобладанием маскулинных черт одним из ведущих факторов, лежащих в основе суицидального риска, является агрессия; у подростков с преобладанием феминных черт одним из ведущих факторов, лежащих в основе суицидального риска, является тревожность.

Задачи исследования:

Теоретико-методологический анализ подросткового возраста; 

Теоретико-методологическое исследование психологической характеристики суицидального поведения;

Теоретико-методологическое изучение гендерных проявлений тревожности и агрессии как факторов суицидального риска у подростков;

Подбор оптимальных методов и методик исследования гендерной специфики суицидального поведения, тревожности и агрессии как факторов суицидального риска;

Определение репрезентативных групп сравнения;

Анализ результатов исследования по проблеме изучения гендерной специфики суицидального поведения в подростковом возрасте.

Материал и методы исследования:

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

Обзорно-аналитический метод, позволяющий изучить и проанализировать состояние данной проблемы в настоящее время в отечественной и мировой науке;

Психодиагностический метод, посредством которого происходит фиксация и описание эмпирических данных, полученных в ходе исследования;

Экспериментальный метод, направленный на проверку научной гипотезы;

Метод статистического анализа экспериментальных данных, позволяющий обобщить и привести в систему количественные и качественные показатели, полученные в ходе эксперимента.

Для проведения исследования были использованы следующие методики:

опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой);

методика «Маскулинность-феминность» С. Бем;

методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона;

шкала безнадежности А. Бека;

диагностика суицидального поведения подростков (модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста);

личностная шкала проявлений тревожности Дж. Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе);

шкала враждебности Кука-Медлей.

База исследования: настоящее исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 39 г. Ставрополя в мае 2016 г. (2015/2016 учебный год) и в сентябре 2016 г. (2016/2017 учебный год). В исследовании приняло участие 124 подростка в возрасте 14-16 лет. Выборка испытуемых была разделена на две группы: экспериментальную (31 человек (20+11)) и контрольную (75 человек (35+40)).

Организация и этапы исследования:

Теоретико-методологический анализ: февраль-апрель 2016 г.;

Диагностическая работа: май и сентябрь 2016 г.;

Аналитическая работа: июнь, октябрь-ноябрь 2016 г.;

Выработка рекомендаций по профилактике суицидального поведения у подростков группы риска: декабрь 2016 г.

Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием критерия Пирсона и корреляционного анализа.

Теоретико-методологической основой исследования: послужили исследования отечественных и зарубежных авторов в области проблемы подросткового возраста – Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, Л.Д. Столяренко, И.В. Шаповаленко, Н.Н. Палагина и др; проблемы суицидального поведения – М.А. Алимова, Н.В. Говорин, А.В. Сахаров, Л.В. Дехтерева, А.Н. Моховиков и др.

Научная новизна работы: заключается в анализе и интерпретации гендерных характеристик тревожности и агрессии, предопределяющих суицидальный риск у подростков. Представлена взаимосвязь гендерных особенностей тревожности и агрессии и склонности к суицидальным намерениям.

Практическая значимость: результаты и выводы, полученные в настоящем исследовании, могут быть использованы:

- при разработке программ профилактики суицидального поведения подростков, основанных на знании гендерных особенностей;

- при разработке тренинговых занятий и коррекционных программ, направленных на коррекцию личности и ее смысловых установок;

- при разработке воспитательно-образовательных программ в различных учреждениях.

Структура и объем дипломной работы: работа представлена на 97 страницах, состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения в объеме 47 страниц, в работе 7 диаграмм, 24 таблицы. Указатель использованной литературы включает 65 источников, из которых 5 на иностранных языках.

Во введении изложена актуальность исследуемой проблемы, определены цели, задачи, предмет, объект, гипотеза исследования, сформулирована методологическая основа исследования.

В первой главе раскрываются: психологическая характеристика подросткового возраста; представление о суицидальном поведении в психологии; особенности суицидального поведения в подростковом возрасте; анализ гендерных проявлений суицидального риска у подростков; рекомендации по профилактике подростковых суицидов.

Во второй главе описан состав испытуемых, участвовавших в эксперименте, характеристика применявшихся методов и методик.

Третья глава посвящена интерпретации полученных данных.

Представлены выводы, полученные в результате проведения исследования, и заключение.




Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы изучения особенностей суицидального риска у подростков в аспекте его гендерных проявлений



Общая психологическая характеристика подросткового возраста



Подростковый возраст выступает в роли переломного, переходного, критического. Этот отрезок жизни начали выделять относительно недавно. Это связано с усложнением жизни общества. Французский этнограф и историк Ф. Ариес (Обухова, 2007) предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за жизнью ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни содержит направленность в сторону постепенного увеличения. По современным данным он охватывает практически десятилетие - от 11 до 20 лет. Особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно подвержены колебаниям в зависимости от уровня развитости общества.

Подростковый возраст Д.Б.Эльконин оценивал как стабильный (Поливанова, 2000). Он считал, что характерной чертой начала подросткового возраста выступает появление чувства взрослости. Оно формируется в ходе усвоения определенных морально-этических норм и образцов взрослого поведения. Такое усвоение происходит в практике отношений не только со взрослыми, но и со сверстниками. Выделение в начале подросткового возраста общения со сверстниками в качестве самостоятельной сферы жизни подростка и особой деятельности — это один из важнейших рубежей развития ребенка как социального существа (Палагина, 2005). Общение как деятельность подростков в отношениях друг с другом выступает в качестве особой практики реализации морально-этических норм отношений взрослых и практикой по их усвоению. Вначале подростки применяют эти нормы друг к другу. Затем они выступают в качестве строгих требований по отношению к товарищу. Только воспроизводя морально-этические нормы отношений в реальном общении, подростки усваивают их, и они становятся основой их поступков (Эльконин, 1988).

Л.И. Божович исследует на делемму подросткового возраста с другой стороны. Она весь возраст полового созревания называет критическим (Поливанова, 2000). Важным является то, что, по мнению Л.И. Божович, подростковый возраст состоит из двух фаз - 12-15 лет и 15-17 лет. К концу подросткового возраста формируется самоопределение. В его основе находятся устойчиво сложившиеся интересы и стремления субъекта, оно характеризуется учетом собственных возможностей и внешних факторов, опирается на складывающееся мировоззрение и связано с выбором профессии. У Л.И. Божович есть также важное указание на особенность подросткового кризиса, а именно на то, что наблюдаются преобразования мотивационной сферы, с которой связано нравственное развитие подростка. Оно коренным образом изменяется именно в пубертатном периоде (Палагина, 2005).

В литературе (Обухова, 2007; Поливанова, 2000; Палагина, 2005; Сергоманов, 2000; Томилова, 2005) существует разделение подросткового возраста на младший (12-13 лет) и старший (14-16 лет), некоторые авторы относят последний период к юности.

В начале пубертатного периода физиологическое взросление вызывает бурный рост, диспропорции тела, неуклюжесть, неловкость. В этот период происходит возникновение и формирование чувства взрослости, которое Л.С. Выготский расценивает в качестве центрального и специфического новообразования данного возраста (Дарвиш, 2003). Д. Б. Эльконин говорил о том, что чувство взрослости выступает как новообразование сознания (Сергоманов, 2000), через которое подросток сравнивает себя с окружающими, находит эталоны для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, переконструирует свою деятельность. Л. С. Выготский полагал, что самосознание подростка – это социальное сознание, перенесенное внутрь. Один из основных моментов его становления – осознание своих индивидуальных качеств, оценка которых происходит с точки зрения степени взрослости, подросток выделяет эталон и смотрит на себя через него. Формирование взрослости происходит в ходе общения с взрослыми, с друзьями и одновременно и с теми, и с другими (Выготский, 1982). В основе этого чувства лежат морально-этические нормы поведения, усвоение которых происходит в общении со сверстниками и со взрослыми. А выделение в этот период общения со сверстниками как самостоятельной сферы жизни является важным этапом развития человека как социального существа.

Т.В. Драгунова выделяет следующие проявления в развитии взрослости у подростка:

• подражание внешним проявлениям взрослых (стремление быть похожим внешне, иметь их особенности, умения и привилегии);

• ориентация на качества взрослого (стремление иметь качества взрослого, например, у мальчиков — «настоящего мужчины» — силу, смелость, волю и т.д.);

• взрослый в качестве примера деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей. Это формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);

• интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимых видов деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков) (Клочко, 2003).

Говоря о взрослости как о чувстве, следует обратить внимание и на особенности состояния эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Исследователи всегда отмечали эмоционально-лабильный характер подросткового периода, характеризующийся отчетливым спадом настроения, повышенной раздражительностью, вспышками ярости и гнева, необоснованной агрессией. Кроме этого, данные психиатрических исследований указывают, что подростковый период является суицидоопасным этапом в развитии личности. Такое эмоциональное неблагополучие, как правило, объяснялось психосоматическими состояниями в период пубертата.

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно 4 основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.

1. Пубертатное развитие. В течение сравнительно короткого периода тело подростка претерпевает большие преобразования, что влечет 2 основные задачи развития:

1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;

2) постепенный переход к взрослой сексуальности.

2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными преобразованиями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено 2 основными достижениями:

1) развитием способности к абстрактному мышлению;

2) расширением временной перспективы.

3. Преобразование социализации. Доминирующее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей в качестве источника референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в 2 направлениях, в соответствии с 2 задачами развития:

1) уход из-под родительской опеки;

2) постепенное вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает 3 основные задачи развития:

1) осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;

2) осознание себя как отличающегося от интериоризованных родительских образов;

3) осуществление системы выборов, обеспечивающей цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических 
установок) (Клочко, 2003).

Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования ценностей личности. Образование ценностей основывается на ряде предпосылок:

во-первых, определенный уровень интеллектуального развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки; 

во-вторых, эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию; 

в-третьих, накопление личного опыта более или менее самостоятельных моральных поступков и последующей их самооценки; 

в-четвертых, влияние общества, предоставляющего конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряет поступать определенным образом. Именно в подростковый период происходит достижение необходимого уровня интеллектуального развития, самосознания, накапливается необходимый жизненный опыт (Кон, 1989).

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и переосмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания выступают качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральный момент всего переходного возраста.

По мнению Л.С. Выготского, самосознание  выступает в качестве последней и самой высшей из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Дарвиш, 2003).

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в начале пубертатного периода деятельность общения, осознанное моделирование собственных отношений с окружающими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Ключевая потребность периода — отыскать свое место в обществе, быть значимым — реализуется в среде сверстников (Шаповаленко, 2005).



Общее представление о суицидальном поведении в психологии



Понятие «суицид». Суицидальный риск

Самоубийство - это акт лишения себя жизни, при котором человек действует намеренно, целенаправленно и сознательно (Комер, 2007). Психологический смысл этого действия, как правило, заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек оказался (Алимова, 2014).

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что суицид представляет собой умышленное лишение себя жизни. Ситуации, в которых смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относятся не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки.

Под суицидальными мыслями понимаются мысли о смерти, самоубийстве или серьезном самоповреждении. Суицидальные тенденции – более генерализованное понятие, включающее в себя как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству. Суицидальная попытка представляет собой попытку нанести повреждение самому себе или совершить самоубийство, не завершившееся смертью. Под завершенным суицидом понимают смерть от нанесенных самому себе повреждений.

К суицидальным покушениям относятся все суицидальные акты, не завершившиеся летальным исходом по причине, не зависящей от суицидента.

Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные действия, при которых суицидент, как правило, знает о безопасности применяемых им средств самоубийства. Однако это не снижает потенциальной опасности подобных действий.

К суицидальным проявлениям относят суицидальные мысли, намеки и высказывания, которые не сопровождаются какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

О приближении суицида свидетельствует наличие пресуицидального периода, длительность которого колеблется от нескольких секунд до нескольких лет (Алимова, 2014).

Стадии формирования суицидального поведения – временные этапы становления суицидальной активности с характерными формами ее проявлений. Подразделяются на следующие периоды:

- суицидальная предиспозиция: проявляется такими свойствами и качествами личности как тревожно-депрессивный радикал, импульсивность, интерперсональная зависимость, фрустрация потребностей со стремлением к ее ликвидации;

- латентный пресуицид: период времени, когда личность находится в состоянии социально-психологической и психической дезадаптации и одновременно пребывает в "мотивационной готовности" к суицидальной активности, при этом оформленные признаки суицидогенеза отсутствуют. Характеризуется небольшими трансформациями поведения (повышенная тревожность, колебания настроения, нарушения в общении, асоциальные поступки, алкогольные эксцессы), суицидальными фантазиями, периодическими суицидальными мыслями;

- манифестный пресуицид: проявляется устойчивыми суицидальными мыслями, суицидальными высказываниями; резкой переменой поведения, образа жизни; разнообразными формами саморазрушающего поведения;

- острый пресуицид (состояние психологического кризиса, прямая угроза осуществления суицидальных действий): проявляется сверхценным характером суицидальных мыслей, суицидальными тенденциями; целенаправленным поиском средств осуществления суицидальных действий; прямыми или косвенными "прощаниями" с близкими; неадекватными формами поведения ("зловещее" спокойствие, повышенная двигательная активность, ажитация);

- суицидальные действия (суицидальная попытка или самоубийство) (Амбрумова, Тихоненко, 1980).

В современном обществе суицидальное поведение не рассматривается как непременно патологическое. Часто это поведение психически нормального человека. Но в то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм самодеструктивного поведения.

Суицидальный риск — степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий. Степень выраженности суицидального риска (т.е. вероятность осуществления суицида) можно вычислить посредством сопоставления суицидогенных и антисуицидальных факторов личности, а также степенью влияния личностно-ситуационных и средовых факторов.

Существует три степени суицидального риска:

1.Незначительный риск (есть суицидальные мысли без конкретных планов);

2.Риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации);

3.Высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).

К ребенку или подростку, который обсуждает идею самоубийства или пытается его осуществить, следует относиться серьезно. Оценка риска суицида включает выявление психического или соматического неблагополучия, наличия или отсутствия социальной поддержки, недавней утраты близких, предшествующих суицидальных попыток или актов насилия, плана самоубийства и доступности средств выполнения этого плана, возможного влияния психоактивных средств; необходимо также изучение семейного анамнеза (Сучкова, Данилова, 2014).

При анализе факторов, способствующих развитию суицидального поведения, выделены 2 большие группы: групповые факторы риска и индивидуальные.

К первой группе относят пол, возраст, местоположение (страна, населенный пункт). Ко второй группе – психолого-психиатрические и социально-средовые факторы суицидального риска (Алимова, 2014).

Индикаторы суицидального риска – это особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, свидетельствующие о повышенной степени суицидального риска.

Ситуационные индикаторы

Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска:

1) смерть любимого человека, особенно супруги или супруга;

2) развод;

3) потеря работы;

4) уход на пенсию;

5) сексуальное насилие;

6) денежные долги;

7) потеря высокого поста; 

8) профессиональная несостоятельность;

9) раскаяние за совершенное убийство или предательство;

10) угроза тюремного заключения или смертной казни;

11) угроза физической расправы;

12) получение тяжелой инвалидности;

13) неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти;

14) нервное расстройство;

15) шантаж; сексуальная неудача;

16) измена или уход (мужа, жены; жениха, невесты);

17) ревность;

18) систематические избиения; публичное унижение; коллективная травля;

19) политическая смерть;

20) одиночество, тоска,

21) усталость; религиозные мотивы; подражание кумиру и т. д.

Поведенческие индикаторы

1) Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;

2) эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);

3) самоизоляция от других людей и жизни;

4) резкое снижение повседневной активности;

5) изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

6) выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

7) частое прослушивание траурной или печальной музыки;

8) «приведение дел в порядок» (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, дарение личных вещей);

9) любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких;

10) склонность к неоправданно рискованным поступкам;

11) посещение врача без очевидной необходимости;

12) нарушения дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;

13) расставание с дорогими вещами или деньгами;

14) приобретение средств для совершения суицида.

Коммуникативные индикаторы

1) Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» – прямое сообщение, «Скоро все это закончится» – косвенное);

2) шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;

3) уверения в беспомощности и зависимости от других;

4) прощание;

5) сообщение о конкретном плане суицида;

6) самообвинения;

7) двойственная оценка значимых событий;

8) медленная, маловыразительная речь.

Когнитивные индикаторы

1) Разрешающие установки в отношении суицидального поведения;

2) негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;

3) представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;

4) представление о мире как месте потерь и разочарований;

5) представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;

6) «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;

7) наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.

Степень суицидального риска непосредственно связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный «проект», тем выше возможность его реализации (Малкина-Пых, 2009).



Типология суицидов

Суициды подразделяются на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые (Амбрумова, Тихоненко, 1980; Кондрашенко, 1988). Истинный суицид направляется желанием собственной смерти. Ему предшествуют угнетенное настроение, подавленное эмоциональное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Окружающие такого состояния человека могут не заметить. Еще одной чертой истинного суицида считаются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Демонстративный суицид не направляется желанием собственной смерти, а выступает в качестве попытки обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог, может являться попыткой специфического шантажа. Смертельный исход является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид - вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. Данное поведение больше направлено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Примерами выступают рискованная езда на автомобиле, занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, добровольные поездки в горячие точки, употребление сильных наркотиков, самоизоляция (Змановская, 2004).

А.Г. Амбрумова выделяет: самоубийства - истинные суициды, и попытки самоубийства - незавершенные суициды. Брукбенк говорит о суициде как намеренном самоубийстве и парасуициде как акте намеренного самоповреждения без смертельного исхода. По мнению А. Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Е. Шир различает: преднамеренное суицидальное поведение, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное (Змановская, 2004).

Э.Дюркгейм подразделял самоубийства на виды в зависимости от особенностей социальных связей индивида. "Аномическое" самоубийство представляет собой результат серьезных разногласий между личностью и окружающей ее средой. "Фаталистическое" самоубийство происходит в случае личных трагедий, например смерти близких, потери работоспособности, несчастной любви. "Альтруистическое" самоубийство совершается ради других людей или во имя высокой цели. "Эгоистическое" самоубийство является уходом от неблагоприятных ситуаций - конфликтов, невыполнимых требований.

В.А.Тихоненко дополнил суицидальную попытку несколькими связанными с ней видами поведения. Во-первых, он выделяет демонстративно-шантажное суицидальное поведение, цель которого - демонстрация намерения умереть. Во-вторых, автор говорит о самоповреждении, или членовредительстве, которые вообще не направляются представлениями о смерти и ограничиваются лишь повреждением того или иного органа. В-третьих, подобное поведение может просто выступать результатом несчастного случая (Моховиков, 1996).



1.2.3 Факторы, способствующие возникновению суицидального поведения. Мотивация суицидального поведения

Суицид зачастую является следствием воздействия на человека текущих событий или обстоятельств его жизни. Несомненн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44