VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Взаимодействие органов муниципальной власти и некоммерческих организаций

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007549
Тема: Взаимодействие органов муниципальной власти и некоммерческих организаций
Содержание
Министерство сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ

Факультет Государственного и муниципального управления

	Направление: 38.03.04 Государственное и муниципальное управление





ДИПЛОМНАЯ РАБОТА



Тема: «Взаимодействие органов муниципальной власти и некоммерческих организаций (на примере деятельности Администрации Новосибирского района Новосибирской области)»



































ОГЛАВЛЕНИЕ

	ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МУНЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ	4

	1.1 Понятие некоммерческой организации	4

	1.2 Направления взаимодействия некоммерческих организаций	13

	1.3 Зарубежный опыт взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций	23









































ВВЕДЕНИЕ

















































ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МУНЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Понятие некоммерческой организации

На сегодняшний день некоммерческие организации стали не только неотъемлемым элементом, но, зачастую, и двигателем общественной жизни. Действительно представление интересов различных групп населения путем реализации инициатив по защите прав и свобод, а также по развитию институтов и механизмов гражданского общества является важнейшими приоритетами деятельности некоммерческих организаций. 

Понятие «некоммерческие организации» уже довольно давно вошло в жизнь. Однако законодательство о некоммерческих организациях в Российской Федерации, как отмечает С. П. Гришаев, появилось лишь в 1990-х годах, хотя в отдельных нормативных актах более раннего периода признавался особый статус организаций, действующих в общественных интересах. Действительно, понятие некоммерческих организаций как собирательное, объединяющее все юридические лица, цели деятельности которых не связаны с извлечением прибыли, впервые в России получило нормативное закрепление в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

По словам известного американского социолога Питера Друкера, «задача государства - разрабатывать правила и вводить их в действие силой закона, бизнеса - зарабатывать деньги. Задача организаций социального [некоммерческого] сектора - способствовать здоровью и благополучию человека... Эти организации служат еще одной, не менее важной цели. Они пробуждают чувство гражданской ответственности. Все, что мы можем делать в качестве граждан - это голосовать один раз в несколько лет и регулярно платить налоги. Участвуя в работе организаций социального [некоммерческого] сектора, можно внести в такое положение вещей определенные коррективы». Только в некоммерческом секторе частная инициатива направляется для достижения общественно полезных целей.

В современной социологии понятие и признаки организаций анализировались в работах как западных, так и отечественных социологов, в том числе. П. Блау, К. Барнарда, Д. Марча, Г. Саймона, А.И. Пригожина, и др. Согласимся с А.И. Пригожиным, который дает следующее определение организации: искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу и т. д. В качестве важнейших признаков социальной организации исследователи обычно называют: наличие особых целей, включающих в себя цели-задания, цели-ориентиры и цели-системы, структуры, имеющей формальную и неформальную организацию, обладание особой технологией, воздействующей на окружающую среду.

А.И. Пригожин выделяет следующие разновидности социальных организаций. 

1. Деловые организации (предприятия, учреждения...). Создаются отдельными коллективными предпринимателями и более широкими социальными системами: государством, местной властью, акционерными обществами, партиями и т. д. Они могут быть государственными, муниципальными, частными (акционерными, индивидуальными). Участие в них, то есть выполняемая там работа, дает доход, заработную плату. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, целесообразности. 

2. Союзные (общественные) организации. Их цели вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, то есть зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников.

Современные исследователи выделяют три общественных сектора в гражданском обществе: коммерческий, публичный и некоммерческий. Некоммерческие организации выполняют несколько задач, являясь уникальным звеном, связывающим коммерческий и государственный сектор с гражданским обществом.

 Некоммерческие организации могут выступать в качестве:

- институто - образующих структур в обществе;

- исполнителей государственные функции по оказанию социально значимых услуг социально незащищённым слоям общества; 

- самостоятельных хозяйствующих субъектов.

В ст. 2 Федерального Закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» приведено развернутое определение: некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В ст. 50 ГК РФ дано другое определение, которое заключается в том, что некоммерческие организации - это юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Действительно, некоммерческие организации имеют право получать прибыль от предпринимательской деятельности, чтобы обеспечить реализацию уставных целей. В связи с тем, что некоммерческим организациям запрещено распределять прибыль между участниками, это условие их резко отделяет от других юридических лиц.

В 2014 году в новой редакции был принят раздел ГК РФ, посвященный юридическим лицам. Существенные изменения претерпели положения о некоммерческих организациях. Законодатель предусмотрел «закрытый» перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Вместо параграфа 5, определяющего правовое положение основных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, включены в содержание Кодекса два параграфа, основанные на делении некоммерческих организаций на корпоративные и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК РФ). Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 и ст. 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Г. Литвинцева в Словаре терминов по институциональной экономике определяет сущность некоммерческой организации следующим образом: «Некоммерческая (бесприбыльная) организация - организация (часто корпорация), доход от деятельности которой за вычетом расходов должен оставаться в самой организации и использоваться для достижения стоящих перед организацией целей. Часто используется как форма организации благотворительной деятельности. Некоммерческая организация не имеет собственников, т. е. претендентов на остаточный доход». Данное определение вводит в заблуждение.

Во-первых, корпорация является одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций. В РФ существует всего шесть государственных корпораций, в то время как число действующих в стране некоммерческих организаций на 1 июля 2011 г. составило 696 тысяч, по данным Федеральной налоговой службы России. Во-вторых, доход за вычетом расходов образует прибыль, которая возникает, если некоммерческая организация ведет предпринимательскую деятельность, которая не противоречит уставным целям организации. В-третьих, деятельность некоммерческих организаций очень разнообразна; ошибочно полагать, что данные организации существуют в основном для осуществления благотворительной деятельности. По данным Общественной палаты РФ, некоммерческие организации чаще создаются в таких направлениях, как «наука и образование», «культура и спорт», «развитие демократии». В-четвертых, в соответствии с толковым словарем русского языка С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (3-е издание, 1996 г.), собственник - это владелец имущества; некоммерческие организации не имеют собственников. Видимо, автор имеет в виду то, что полученная прибыль не распределяется между участниками (членами) организации.

Выделяют такое понятие некоммерческой организации: «Некоммерческие организации - это потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды».

Также существует такое понятие как социально-ориентированные некоммерческие организации.

Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» введено Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Закон подготовлен в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г., касающихся введения института социально ориентированных некоммерческих организаций, и направлен на поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность.

Указанные законодательные акты закрепляют ряд механизмов, регулирующих создание и правовые основы деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Закон «О некоммерческих организациях» определяет, что такое социально ориентированные некоммерческие организации, показывает, какие виды помощи социально ориентированные некоммерческие организации могут получить. Это касается и финансовой поддержки, и имущественной, и консультационной, и поддержки с точки зрения подготовки специалистов.

 Так в ст. 2.1. закона сформулировано понятие социально ориентированной некоммерческой организации: Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Однако, современном правовом поле нет чёткого правового определения, которое можно отнести к термину «социальная проблема». Данный термин расценивается в современном праве с точки зрения его определения в гуманитарных науках и применяется по его смысловому значению муниципальными органами и органами государственной власти. Таким образом, к социально ориентированным могут быть отнесены общественные организации, которые сами считают себя социально ориентированными и которых таковыми признают органы регионального управления и общество. Иными словами, деятельность, которая направлена на решение социальных задач и развитие гражданского общества - это очень широкое определение, которое подходит к большому количеству некоммерческих организаций.

Словарь бизнес - терминов «Академик.ру» также дает не совсем корректное определение: «некоммерческая организация - это организация, юридическое лицо, для которого извлечение прибыли не является целью деятельности. Некоммерческая организация имеет право в определенных случаях заниматься коммерческой деятельностью, но только для решения некоммерческих задач. С суммы превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности некоммерческая организация платит налог на прибыль». Интересно знать, что автор имеет в виду под словосочетанием «определенные случаи»; скорее, здесь автор хотел пояснить, что в зависимости от организационно-правовой формы организация имеет право заниматься коммерческой деятельностью. Некоммерческие организации создаются для решения общественно-полезных задач; коммерческих задач априори быть не может. Последнее предложение определения подходит для любого юридического лица, а не является спецификой некоммерческой организации.

В отечественной научной литературе для обозначения всей совокупности некоммерческих организаций всё чаще начинает употребляться понятие «третий сектор». Некоторые авторы, употребляют это понятие для обозначения всей совокупности социально ориентированных некоммерческих организаций. Однако ставить знак равенства между этими понятиями - ошибка, приводящая к стиранию границ определений.

 Для определения понятия «третий сектор», чаще всего используют метод исключения, говоря о том, что третий сектор это все те организации, которые не относятся к государственному и коммерческому сектору. Однако, такое определение не жестко ограничивает круг рассматриваемых субъектов. Наиболее точным, на наш взгляд, в отечественной литературе, является формулировка, данная Л. И. Якобсоном. В своей работе автор представляет третий сектор как совокупность ячеек регулярного и, в некоторой степени, организованного сотрудничества людей, отвечающие следующим признакам:

- ячейка характеризуется наличием определённых целей, чаще всего, носящих альтруистический характер или заключаются в удовлетворении потребности в самореализации участников, коллективному устройству их частной жизни; состав участников самой ячейки относительно стабилен; 

- весь жизненный цикл ячейки (зарождение, развитие и исчезновение) происходит на добровольной, сознательной основе; входы и выходы ячейки открыты для участников; членство не определяется происхождением;

- ячейка непосредственно не принадлежит к государственным организациям или бизнес - структурами; 

- цели ячейки не связаны с получением прибыли или овладением и применением политической власти.

Если обратиться к зарубежным или европейским источникам литературы, то можно увидеть, что данные организации имеют разнообразные дефиниции, но в основном они называются неприбыльными. В научной литературе, как правило, встречаются такие понятия, как «третий сектор» или «бесприбыльные организации», но они не общеприняты. Однако, существует целый ряд дефиниций, которые едва можно использовать как синонимы вышеуказанным терминам. Так, в экономической статистике используется такое обозначение как «организация без цели получения дохода», которое указывает на негативно разграничивающий функциональный аспект. В повседневной речи употребляется такие понятия, как «объединение», «союз», которые являются ярлыком для обозначения организаций третьего сектора. В понятии «добровольное объединение» сфокусировано внимание на структурной особенности - участие на общественных началах. В основе понятия «общественно полезная организация» лежит оценка налогово-правового статуса. Очень редко используется такое понятие, как «общеэкономическая компания», которым раньше обозначали организации, имеющие профсоюзы. В политике используются такие понятия, как «негосударственная организация» и «некоммерческая организация», которые выражают негативное разграничение: либо учитывается отношение между такими организациями и государством, либо устанавливается разграничение между экономическими предприятиями и неэкономическими единицами. Под негосударственными организациями можно тогда понимать все организации (в том числе предприятия), не относящиеся к государственному сектору.

В нашей стране распространено понятие «некоммерческие организации», реже «негосударственные организации», «неправительственные организации». Однако такие обозначения могут вводить в заблуждение. Если рассматривать трёхсекторную модель экономики, к некоммерческим организациям можно отнести все организации первого и третьего секторов экономики, а к негосударственным - организации второго и третьего секторов экономики; т. е. отсутствует четкое выделение организаций третьего сектора. Данные организации необходимо называть «негосударственные некоммерческие организации», что звучит немного громоздко. Лучше использовать термин, употребляемый в международном сообществе: «неприбыльная организация». В этом обозначении заложено более корректное значение. 

Данные организации работают в общественно полезных целях, т. е. у них нет цели максимизации прибыли, как у коммерческих организаций. Дефиниция «некоммерческая организация» является антонимом дефиниции «коммерческая организация», но при этом не учитывается государственный сектор экономики.

Среди большого разнообразия определений можно выявить следующее: «Неприбыльную организацию» можно определить как экономическую единицу, которая относительно независима от секторов и отраслей экономики, функционирует для удовлетворения общественно полезных целей, для которых активно генерируются добровольные работы и услуги, а также материальные и нематериальные ресурсы; в случае образования прибыли она направляется исключительно на достижение уставных целей». Подобное определение является полным и ёмким и отражает актуальное содержание деятельности неприбыльной организации, которое схоже с зарубежным обозначением.

1.2 Направления взаимодействия некоммерческих организаций

Применительно к процессам взаимодействия между НКО и властью наиболее распространены плюралистический и корпоративистский (точнее, неокорпоративистский) подходы. 

Первый рассматриваемый подход - плюралистический. Еще один американец Э. Хейвуд говорит, что плюралистический подход предполагает распределение власти среди множества политических и общественных организаций, посредством которых индивиды реализуют свои интересы в управлении государством. Известным теоретиком плюрализма считается Р. Даль, который в своей работе «Кто правит?» исследовал различные группы интересов и их влияние на принимаемые политические решения и структуру распределения власти в городе Нью - Хейвене. Главная особенность данного подхода - отсутствие преференции со стороны органов власти к конкретным НКО (все равны для государства).

Для современной России, да и не только для нее, плюралистический подход является крайне утопичным, так как в нем государству отводится второстепенная роль и некоммерческий сектор выступает наравне с политическими партиями. В нашей стране, да и в остальном более или менее демократическом мире, наиболее распространена  корпоративистская модель, подробно изложенная в работах Ф. Шмиттера. Он определяет корпоративизм как «механизм посредничества между ассоциациями интересов и различными контрагентами». Группы интересов, желая влиять на публичную политику, участвуют в процессе принятия политических решений. Объединяясь в союзы (ассоциации), группы интересов получают более полное включение в процесс управления и распределения ресурсов. То есть государство взаимодействует не с конкретными НКО, а с их союзами (ассоциациями, зонтичными структурами), представляющими интересы отдельных организаций. В данной модели органы власти оказывают на НКО существенно большее влияние, чем при плюралистическом подходе. Шмиттер выделяет государственный неокорпоративизм и социетальный неокорпоративизм. Суть этих подходов заключается в выстраивании иерархической системы отношений власти и институтов гражданского общества, где выбор организаций, которым власть будет помогать либо мешать, и в целом отношения с ними определяются самой властью (это государственный неокорпоративизм - патрон-клиентская система отношений) и где иногда допускаются элементы партнерства некоммерческих организаций и власти (это социетальный неокорпоративизм - модель социального партнерства), хотя и в этом случае власть сотрудничает с узким избираемым ею кругом организаций.

Далее будем рассматривать взаимодействие НКО и власти (его формы и механизмы) в рамках действующего законодательства, при этом объектом рассмотрения будет Российская Федерация.

 Взаимодействие власти и общества в нашей стране (да и не только в нашей стране) законодательно закреплено по следующим основным направлениям: во-первых, граждане и их организации должны соблюдать действующие законы, а органы власти следить за этим; во-вторых, граждане и их объединения имеют право на участие в решении проблем государства, а органы власти не должны препятствовать этому; в-третьих, гарантирована государственная поддержка некоммерческих организаций. Первое направление применительно к НКО регулируется законами «об НКО - иностранных агентах», о митингах и собраниях и др. Второе направление - участие в решении государственных проблем - призвано регулировать законодательство об общественном контроле (ФЗ № 212 от 21 июля 2014 г.) и о независимой оценке (ФЗ № 256 от того же 21 июля 2014 г.). Наконец, третье направление регулируется законами о государственной поддержке СОНКО (закон 2010 г. и региональное законодательство).

На сегодняшний день в сфере продвижения механизма взаимодействия между государством и некоммерческими организациями наиболее распространенными являются такие формы и институты политического взаимодействия, как социальный заказ, фонды местных сообществ, налоговые льготы НКО, гранты и субсидии и другие. Важную и все более возрастающую роль в плане общественного воздействия на принятие управленческих решений начинают играть такие институты гражданского общества, как общественные палаты субъектов РФ и муниципальных образований, общественные экспертные советы, совещательно - консультативные органы и т. п., как правило состоящие из активистов некоммерческих организаций. Однако тот факт, что большинство подобных институтов создается при органах исполнительной власти, а также существует значительная организационно-правовая и финансовая зависимость от них некоммерческих структур.

На уровне субъекта Федерации поле взаимодействия органов государственной власти и НКО определяется сферой его компетенции. Так, международные НКО, которые специализируются на развитии отношений с народами других государств в плане гуманитарного сотрудничества, межкультурного обмена, поддержания связей с соотечественниками и прочего, выпадают из поля сотрудничества как основные партнеры ввиду того, что внешняя политика находится в ведении федеральных властей. Это не означает, что взаимодействие с такими некоммерческими организациями невозможно вообще. Регионы вправе развивать внешнеэкономические, культурные связи с территориями других государств, особенно с теми, где расположены их города-побратимы. Однако к числу приоритетных это направление отнести нельзя. Правозащитные НКО также в своей работе в большей степени имеют дело с вопросами правоохранительной деятельности и отправления правосудия, не относящимся к предметам ведения субъектов Федерации. Хотя уполномоченные по правам человека в регионах, безусловно, призваны плотно взаимодействовать с правозащитными организациями, систему органов государственной власти в целом данная деятельность затрагивает незначительно.

Если говорить об НКО, которые целью своей деятельности видят, например, осуществление общественного контроля над застройкой определенных территорий, то более целесообразным видится взаимодействие таких некоммерческих организаций с органами местного самоуправления, поскольку утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство относится к вопросам местного значения.

Поле взаимодействия органов государственной власти и НКО ограничивается также федеральным законодательством: в соответствии со статьей 31.1. (Поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления) Федерального закона «О некоммерческих организациях» определяются виды деятельности, при условии ведения которых НКО могут получать государственную поддержку (всего - 17 позиций). Оказанием господдержки, разумеется, варианты государственно-общественного партнерства не исчерпываются, но указанная норма базируется на понимании законодателем всего содержания таких взаимоотношений.

При определении приоритетных направлений взаимодействия органов государственной власти и НКО необходимо учесть и то, что самым перспективным на фоне становления общества нового типа (информационного общества) и в данный момент недостаточно развитым является партисипативное сотрудничество. Под ним в данном контексте понимается участие представителей третьего сектора в выработке и реализации государственной политики - в качестве влиятельной и самостоятельной стороны. В рамках взаимодействия на политическом уровне привлечение НКО к принятию государственных решений или контролю над их принятием наиболее целесообразным представляется в тех сферах, где высок уровень неопределенности интересов сообществ, социальных групп, которых может затронуть предполагаемое управленческое действие (регулирующее воздействие).

С другой стороны, партисипативное сотрудничество с социально ориентированными НКО на политическом уровне оправдано, когда существует потребность в новых идеях, открытии дополнительных возможностей, без которых не представляется осуществимым значительное улучшение состояния той или иной сферы. Так, привлечение к разработке программы патриотического воспитания подрастающего поколения военно-патриотических НКО (например, клубов реконструкторов) может позволить при том же объеме заложенных средств сформировать более привлекательный для молодежи и соответственно более результативный портфель мероприятий.

На административном уровне рассматриваемое взаимодействие представляется наиболее востребованным в тех случаях, когда наличествует высокая неопределенность факторов проблемной ситуации. При решении социальных проблем, как известно, государственные органы в силу своей специфики вынуждены исходить из четкой регламентации своих действий и процедур, а также стандартизации оказываемых услуг. В то же время по ряду проблем требуются нестандартные, инновационные решения (с непредсказуемыми в полной мере результатами). НКО в большей степени способны применить индивидуальный и инновационный подход, работая в таком проблемном поле. Например, для оказания помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, требуются зачастую особые меры, которые некоммерческие организации соответствующего сектора в силу своей мобильности и гибкости могут реализовать эффективнее, чем какие бы то ни было иные структуры.

Исходя из предметов ведения субъектов Федерации можно выделить приоритетные направления: 

- в области социальной политики: социальная поддержка и защита граждан; благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; 

- в области культурной, образовательной и молодежной политики: духовное развития личности, охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное значение, и мест захоронений; деятельность в сфере патриотического, в том числе военно - патриотического, воспитания граждан Российской Федерации; 

- в области экологической политики: охрана окружающей среды и защита животных; 

- в области национальной политики: развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

 - в сфере здравоохранения, спорта и физической культуры: профилактика социально опасных форм поведения граждан; деятельность в области пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности.

Возможность взаимодействия органов местного самоуправления и неправительственных структур вытекает из необходимости реализации положений Конституции РФ. Это, в частности, статья 7, в которой Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; а также ч. 1 ст. 32, закрепляющая право граждан на участие в управлении делами государства. Кроме того, говоря о принципах взаимодействия органов местного самоуправления и НКО, нельзя не сказать о том, что на сегодняшний день роль и значение муниципальной власти для большинства государств Европы (в том числе и для России) определяется исходя из положений Европейской хартии местного самоуправления, подписанной в Страсбурге 15 октября 1985 г. и ратифицированной Россией в апреле 1998 г. Все государства, ратифицировавшие Хартию (а их на сегодняшний день около 50), признают, что органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя, а осуществление публичных полномочий должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам.

Действующее законодательство вообще не предусматривает четких критериев, на основе которых должно осуществляться взаимодействие органов публичной власти и некоммерческих организаций. Нет нормативного документа, который бы регулировал взаимоотношения органов местной власти и НКО, определял бы их права, обязанности и ответственность.

 В Федеральном законе «О некоммерческих организациях» сказано лишь о возможной экономической поддержке НКО органами местного самоуправления, которая может выражаться, в частности, в следующем: 

1) предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей; 

2) предоставление НКО иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом; 

3) размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов; 

4) предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Кроме того, Федеральный закон «Об общественных объединениях» закрепляет право общественных объединений участвовать в выработке решений органами местного самоуправления в порядке и объемах, предусмотренных законодательством РФ, а также право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти. 

Таким образом, законодатель фактически предусмотрел только различные варианты «поддержки» органами местного самоуправления некоммерческих организаций. Иные вопросы их взаимодействия остались за рамками правового регулирования.

Однако некоммерческие организации, как правило, открыты для общения с властью и заинтересованы в конструктивном сотрудничестве, поскольку множество вопросов, которые составляют цель их объединения, их уставные задачи в области образования, здравоохранения, трудоустройства матерей с больными детьми, организации рабочих мест для инвалидов, поиска жилья для беженцев, принятия экстренных природоохранных мер невозможно без определенных властных полномочий. Большинство НКО конструктивно настроены на решение конкретных практических вопросов в сфере своей деятельности, владеют дополнительной профессионально значимой информацией, не имеющейся у государственных организаций, объединяют квалифицированных специалистов в своей сфере. Некоммерческие объединения граждан служат посредником между органами власти и населением. Реализуя социальные функции, НКО предоставляют гражданам возможность для самореализации, получения помощи в сложных ситуациях, а также приобретения социально значимого и профессионального опыта. При взаимодействии с бизнесом некоммерческие организации служат помощником в выявлении и предотвращении нефинансовых рисков, а также в создании положительного имиджа компании, предприятия. В сфере политики НКО выполняют медиаторские функции между обществом и государством в решении социально - политических и экономических вопросов.

Что касается правовой регламентации принципов взаимодействия органов местного самоуправления и НКО, то, прежде всего, следует заметить, что эти вопросы не отнесены к исключительно федеральной или совместной компетенции федерации и ее субъектов. В этой связи в некоторых регионах принимаются различные программы и концепции, целью которых является определение принципов и основ такого взаимодействия.

К числу основных идей и принципов такого взаимодействия чаще всего относят:

1) публичное формирование содержательных ориентиров для НКО, которыми они могли бы руководствоваться в своей деятельности; 

2) предоставление необходимой информационной и консультационной поддержки некоммерческим организациям, действующим в соответствии с объявленными государственными приоритетами органов местного самоуправления; 

3) вовлечение таких организаций в разработку и реализацию социальных программ, программ в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, социальной поддержки населения, на региональном и местном уровнях; 

4) организацию широкого информационного освещения позитивной с точки зрения государства практики деятельности НКО;

5) создание моральных и нефинансовых стимулов для активистов НКО, действующих на приоритетных для государства направлениях (учреждение государственных наград, поощрений и т. п.).

Взаимодействие между НКО и населением представляет собой комплексный процесс, в основе которого лежат различные подходы. В рамках коммуникационного подхода взаимодействие между НКО и населением рассматривается как процесс обмена информацией, в рамках ресурсного подхода - как формы и технологии привлечения материальных и нематериальных ресурсов, в рамках маркетингового подхода - как формы при влечения и удержания потребителя социальных услуг. Обобщая вышеприведённое, мы полагаем, что рассмотрение содержания взаимодействия целесообразно провести на основе роли, которую выполняет население в социальных связях и отношениях, в процессах обмена экономических и символических ресурсов. Следует заметить, что, несмотря на использование общей категории «население», ее качественное содержание различается. Целевой аудиторией информирования является не только местное сообщество - население, проживающее в населенном пункте действия НКО, но и региональное и национальное сообщество. Также в качестве целевой аудитории рассматривается сегмент потенциальных потребителей услуг НКО. В качестве потребителей социальных услуг выступают граждане, нуждающиеся в поддержке или имеющие нереализованную потребность в услугах, оказываемых НКО........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44