VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Выявления перспектив развития рекреационно-туристского комплекса Ставропольского края

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013065
Тема: Выявления перспектив развития рекреационно-туристского комплекса Ставропольского края
Содержание
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….............……….…2
 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
1.1. ТРК. Сущность, функции и структура
1.2. классификация и виды туристско-рекреационного потенциала
1.3. Проблемы современного менеджмента в ТРК
2. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТУРИСТКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
	2.1. География и история края
	2.2. Социальное положение и инфраструктура региона
	2.3. Перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Ставропольского края
3 ГЛАВА. РАЗРАБОТКА ТУРА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
	3.1.Программа тура 
	3.2.Калькуляция тура
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ









Введение
    Сегодня туризм является сферой предпринимательской деятельности, которая превратилась в динамично развивающуюся отрасль. Так, например, каждое 16-е рабочее место в мире приходится на индустрию туризма (или 10 % всех рабочих мест). По данным всемирной туристической организации, на долю индустрии туризма приходится около 10 % мирового ВНП. В России также наблюдается активный рост интереса к туристическому сектору экономики.
    Актуальность исследования обусловлена тем, что Ставропольский край обладает достаточно высоким потенциалом в сфере историко-культурного туризма, который на сегодняшний день еще используется не в полной мере.
    Ставропольский край – это регион, который имеет выгодное геополитическое положение, обладает экономическим и социокультурным потенциалом, а так же большой стратегической и политической значимостью. Здесь находятся всемирно известные бальнеологические, климатические и грязевые курорты, которые функционируют с первой половины ХIХ века. Край расположен в центральной части Предкавказья и на Северном склоне Большого Кавказа; между бассейнами Черного, Азовского и Каспийского морей. Он граничит с девятью субьектами Российской Федерации, являясь, по сути, географическим центром Южного федерального округа и геополитическим центром Предкавказья.
    Кавказские Минеральные Воды - крупнейший курортный регион Российской Федерации, который по богатству, разнообразию, количеству и ценности минеральных вод и лечебной грязи не имеет аналогов во всей Евразии. Врачующая сила здешних минеральных источников была издавна знакома местному населению. Об этом рассказывают и легенды, где правда причудливо переплетается с поэтическим вымыслом. Отголосок такой легенды содержится и в названии одной из популярных здешних минеральных вод - нарзана. На русский язык это слово можно перевести как "богатырский напиток", "вода богатырей". Нарзан считался источником силы когда-то якобы жившего на Северном Кавказе племени - нартов.
    В крае развиты практически все виды туризма. Помимо бальнеологических курортов в регионе развит экологический, водный и горный туризм. Совсем недавно в Ставрополье появился новый вид туризма - деловой. Но для дальнейшего развития туризма в регионе требуются большие инвестиции.
    Целью выявления перспектив развития рекреационно-туристского комплекса Ставропольского края является определение основных направлений развития туризма в регионе, выделение приоритетных территорий края, выявление их привлекательности и этапности развития.
    Конечным итогом является появление широких возможностей для удовлетворения потребностей населения Ставропольского края, российских и иностранных граждан в туристских услугах и повышение туристских доходов - с одной стороны, с другой стороны - вклад в развитие экономики региона, в том числе за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования природно-рекреационного потенциала Ставропольского края.
    Объектом исследования являются основные туристско-рекреационные центры Ставропольского края.
    Предмет исследования - изучение туристско-рекреационного комплекса Ставропольского края.
    Цель работы - выявить состояние и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса в Ставропольском крае.
    Для достижения цели последовательно решались следующие задачи: 
 Проанализированы теоретические основы туристско-рекреационного комплекса
 Оценен туристско-рекреационный потенциал края
 Разработан тур по Ставропольскому краю
    
    
    
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
1.1. Туристско-рекреационный комплекс. Сущность, функции и структура
	Развитие туризма является одной из отраслей, развитие которой характеризует экономику постиндустриального типа. Туризм помогает решать важные социально-экономическое задачи: улучшение качества жизни населения, увеличение занятости населения и т.п. В современном мире туризм является одним из самых прибыльных видов бизнеса. Поэтому, одной из приоритетных сфер становится именно туристско-рекреационная сфера. 
	Важным приоритетом для региональной экономики является освоение ресурсов любых видов, в том числе и туристско-рекреационных. Посредством использования всех видов  туристско-рекреационных ресурсов ведется туристско-рекреационная деятельность. Одной из форм организации туристско-рекреационной деятельности является туристско-рекреационный комплекс.
	Туристско-рекреационный комплекс – целенаправленно формируемая совокупность предприятий, функционирующих для удовлетворения потребностей туристов, сконцентрированных на ограниченной территории, обладающей определенными туристско-рекреационными ресурсами и обеспеченной туристской и обеспечивающей инфраструктурой. 
	Структура туристско-рекреационного комплекса представляет собой интеграцию предприятий индустрии туризма, поставщиков туристских продуктов и услуг, то есть объектов производственной и непроизводственной сферы территории.
	На сегодняшний день выделяют основные и второстепенные элементы туристского комплекса. Подробное описание компонентов представлено в таблице. 
Таблица 1. Элементы туристского комплекса
Компоненты 
Содержание 
Основные элементы туристского комплекса (ОЭТК)
Природные особенности региона как ОЭТК; культурные особенности региона как ОЭТК, специально созданные для туристского комплекса в качестве его основных элементов 
Второстепенные элементы туристского комплекса (ВЭТК)
Система транспортного обслуживания; система питания и гостиничного обслуживания; услуги гидов; развлекательная сфера
Организационные элементы туристского комплекса
Организация планирования и управления в области туризма; организация маркетинга
Элементы подсистемы спроса туристского комплекса
Турагенства; индивидуальные туристы; организаторы поездок; организаторы однодневных экскурсий

	Рациональное и гармоничное взаимодействие представленных элементов туристского комплекса, а также способность каждого к самостоятельному развитию и функционированию, могут привести в успешной эффективной деятельности туристско-рекреационного комплекса как целого.
	Особенность структуры ТРК является высокая зависимость эффективности интеграции объектов туристской индустрии и ресурсной базы, факторы развития туристско-рекреационной деятельности и инфраструктуры на данной территории.(Рис. 1)
	Ресурсы являются составляющей для формирования ТРК. Федеральный закон №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 г. дает следующее определение туристским ресурсам – это «при-родные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил».
Рис.1 Структура туристско-рекреационного комплекса


	Ресурсы являются составляющей для формирования ТРК. Федеральный закон №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 г. дает следующее определение туристским ресурсам – это «природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил».
	Туристские ресурсы статичны, то есть их невозможно перевезти в то или иное место, чтобы использовать их для производства туристского продукта. «Привязка» к территории, имеет важное значение с точки зрения регионального туризма, так как региональные ресурсы отражают состояние той или иной территории. Именно состав, состояние ресурсов и факторы для развития туризма на территории региона – способствуют удовлетворению потребности туристов.
	Стоит отметить, что ТРК – это основная цель путешествия, исторические, природные, социально-культурные и другие объекты, обладают способностью удовлетворить потребности туристов. 
	Для формирования туристско-рекреационного комплекса необходима инфраструктура. Под инфраструктурой туризма понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в т. ч. телекоммуникационные связи, дорог, смежных туриндустрии предприятий (перерабатывающих, бытовых, энергетических), обеспечивающий нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма .
	Инфраструктура ТРК – это подсистема, которая обеспечивает оказание услуг, способствует возможности использования и реализации туристских мотивов достижению цели поездки потребителем с учетом требований последнего к составу и качеству этих услуг.
	Туристская инфраструктура разделяется на обеспечивающую и туристскую инфраструктуру. Элементы обеспечивающей инфраструктуры туристского комплекса: 
 Транспортная инфраструктура;
 Средства и системы связи;
 Инженерные сети (водо- , электроснабжение и т.п.)
 Здания и сооружения.
	Туристская инфраструктура включает в себя поставщиков туристских услуг и товаров:
 Транспортное обслуживание;
 Гостиничное обслуживание;
 Сфера общественного питания;
 Сфера развлечения и отдыха;
 Экскурсионное обслуживание;
 Спортивно-оздоровительный сервис;
 Сфера бытовых услуг;
 Производство сувенирной продукции и др.
	Предприятия туристской индустрии, а именно: туроператоры, турагенты и экскурсионное бюро, являются звеном, объединяющим представленные элементы ТРК, они осуществляют формирование, реализацию и продвижение туристского продукта. 
	Характер и состояние развития инфраструктуры ТРК той или иной территории зависит от ряда факторов: это социально-экономические; политические; экологические; природно-климатические, а также состояние и механизмы взаимодействия региона с его внешним окружением.
	Создание ТРК позволяет вести туристско-рекреационную деятельность, выполнять функции ТРК, главной из которых является предоставление услуг лечения, отдыха и развлечения. Туристско-рекреационный комплекс выполняет ряд функций, которые представлены на рисунке 2. 
	Основные функции, такие как: экономическая, рекреационная и социально-экономическая являются традиционными для всех видов ТРК, а составляющие будут иметь различия в зависимости от типа ТРК, его специализации и т.п. В качестве основной функции, помимо представленных на рисунке, можно выделить сглаживание региональных диспропорций: развитие и формирование туристско-рекреационных комплексов осуществлять экономическое развитие слабых по сравнению с другими территориями регионов.
	Выполнение данной функции обеспечивает то, что туристы часто интересу-ются местами, которые имеют первозданный вид и ландшафт, обладает уни-кальными ресурсами, имеет ненарушенный биоценоз. В хозяйственном отно-шении такие территории, чаще всего, не развиты.
Рис.2. Функции туристско-рекреационного комплекса


	Туристско-рекреационные комплексы также позволяют обеспечить рациональное использование ресурсного потенциала территории. Обоснование необходимости рационального использования ресурсного потенциала территории проводится на основе изучения современного состояния территории и туристского рынка региона. ТРК обеспечивает занятость населения ввиду трудоемкости производства туристских услуг, выступают катализаторами экономической деятельности в регионе. Обеспечивает удовлетворение потребностей населения в восстановлении и отдыхе, духовном и физическом развитии, оздоровлении и отдыхе.
	В процессе реализации основных и дополнительных функций происходит определение места туристско-рекреационного комплекса в народно-хозяйственном комплексе региона. Кроме того, если туристско-рекреационный
комплекс становится отраслью специализации территории, то это вовлекает в производство туристского продукта и другие отрасли экономики. Данные процессы укрепляют связи между туристской индустрией (отраслью) и отраслями производственной и непроизводственной сферы региона или отдельной его территории.
	Действенным и востребованным инструментом решения проблем развития территории и туризма, является формирование туристско-рекреационных комплексов на уровне конкретного региона. Уровень социального и экономического развития региона, качество жизни, туристская конкурентоспособность непосредственно зависит от того, насколько эффективно проводится развитие ТРК.
1.2. Классификация и типы туристско-рекреационного комплекса 
	В настоящее время туристско-рекреационная индустрия является одной из наиболее развивающихся экономических секторов, оказывает стимулирующее воздействие на развитее основных отраслей (транспорт, строительство, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство и др.) 
	ТРК объединяет все структуры, являющиеся организаторами и поставщиками туризма, обеспечивающие условия для проведения отдыха, лечения и оздоровления потребителей, с соответствующей инфраструктурой и расположением. Основой туристско-рекреационного комплекса является его потенциал или ресурсы. Данная основа определяет специализацию туристско-рекреационного комплекса, а так же его возможности для развития. Специализация является наиболее важным критерием для классификации комплексов. Под специализацией ТРК понимают отраслевую принадлежность услуг и товаров, предоставляемых предприятиями комплекса потребителям, имеющим основной удельный вес в стоимости продукции комплекса.
	В настоящее время выделяют 6 типов комплексов: 
 Туристско-оздоровительные;
 Санаторно-курортные;
 Санаторно-туристско-оздоровительные;
 Туристско-оздоровительно-охотничье-рыболовные;
 Многопрофильные. 
	Туристско-оздоровительные комплексы предназначены для различных видов отдыха и туризма. Дома отдыха, гостиницы, базы отдыха, мотели и тд., являются основными предприятиями данных комплексов.
	Санаторно-курортные комплексы предназначены для санаторно-курортного лечения и включают в себя специализированные санаторно-лечебные однопрофильные и многопрофильные учреждения.
	Санаторно-туристско-оздоровительные комплексы предназначены как для санаторно-курортного лечения, так и для туристско-оздоровительного обслуживания. Данные комплексы включают в себя группы взаимосвязанных лечебно-оздоровительных и туристских учреждений.
	Туристско-оздоровительно-охотничье-рыболовные комплексы предназначаются для различных видов отдыха и туризма, охоты и рыбалки, т.е. здесь культивируется вид рекреационной деятельности, соответствующей наименованию.
	Многопрофильный тип территориально-рекреационного комплекса включает в себя все перечисленные виды рекреационной деятельности и соответствующих ей учреждений обслуживания.
	Одной из основных материальных предпосылок рекреации, главное место занимают благоприятные природные условия именно они лежат в основе формирования и развития рекреационного комплекса.
	Вовлечение в рекреационное использование ранее не тронутых благоприятных сочетаний природных ресурсов может стать не только исходной базой экономического развития новых территорий, но и существенно повлиять на специализацию давно сложившихся территорий.
	Так как основным компонентом рекреационных ресурсов является состояние окружающей среды, то рекреационная система весьма требовательна к ней. Наряду с неповторимый, своеобразной природной, также большой интерес для рекреации представляют памятники культуры, истории и архитектуры.  Этнографические особенности населения, которые обладают самобытной духовной культурой, целесообразно рассматривать в качестве рекреационных ресурсов.
	В соответствии с вышеперечисленным, ТРК подразделяется на 3 основных функциональных типа: оздоровительные; спортивные; познавательные.
	В литературе по туризму предлагается развернутая типология туристских комплексов в зависимости от того, какой вид рекреационной деятельности может быть в них реализован:
 культурно-исторический;
 паломнический;
 курортный;
 альпийский;
 фестивально-конгрессный;
 активно-оздоровительный;
 коммерческо-деловой;
 экологический;
 водный;
 спортивный;
 приключенческий;
 этнографический;
 развлекательный и т.д
	Туристско-рекреационный комплекс подразделяется на 4 первичных уникальных типа – аксиологический, природный, оздоровительный и горный фактор. 	Первый тип-фактор – аксиологический, он объединяет большую группу туристско-рекреационного комплекса, посещение которых связано с изучением религиозных святынь, этнографических промыслов, культурного наследия и ценностей, проведением конгрессов и фестивалей.
	Другую группу туристско-рекреационного комплекса формируют и объединяют природные ценности. Данный типа включает в себя заповедные территории и национальные парки, естественные ландшафты, наиболее привлекательные акватории, рыболовно-охотничьи ресурсы и др. Природный тип-фактор формирует туристские центры экологического типа.  
	Третий тип-фактор ТРК ориентируется на оздоровительные ресурсы, он является оздоровительным, а туристские центры, формирующиеся под его воздействием, называются туристскими центрами рекреационного типа.
	Четвертая группа относится у экстремальной рекреации, объединяет ТРК горного типа. 
	На мой взгляд, в данной классификации в качестве признака специализации туристско-рекреационного комплекса рассматриваются виды туризма, которые развиваются в соответствии с имеющимися на территории туристскими ресурсами.
	Для социально-экономического развития регионов необходимо проводить классификацию туристско-рекреационного комплекса по нескольким признакам: природным, организационным, ресурсным, экономическом и специальным условиям. На рисунке 1 представлены классификации по данным признакам.[13 с.]
	Туристско-рекреационный комплекс – это не только территориальное понятие, оно так же относится к экономическому и управленческому  понятию. С по-зиции влияния туристско-рекреационного комплекса на социально-экономическое положение страны, региона, муниципального образования данный признак наиболее важен. ТРК федерального уровня имеют туристский поток, сформированный жителями всей страны, а также иностранными гражданами, т.е. масштаб комплекса позволяет обслуживать большие туристские потоки, а также относить туристскую индустрию к отрасли специализации региона.
	В качестве туристско-рекреационного комплекса регионального уровня могут выступать комплексы, которые имеют достаточно масштабные по деятельности, с устойчивым туристским потоком, сформированным жителями региона, а также соседних регионов. Туристско-рекреационный комплекс местного уровня характеризуется небольшим масштабом деятельности и туристским потоком, обычно, это жители данного района, либо жители ближайших районов
Рис.1.Классификации ТРК
 
		Таким образом, туристско-рекреационный комплекс любого уровня – это сложное социально-экономическое понятие, основой которого являются не только туризм как область соединения труда и капитала для производства и реализации туристских услуг, но и ряд сопутствующих отраслей, качество и разнообразие которых позволяет говорить о комплексном туристском обслуживании. Предприятия, входящие в ТРК любого уровня базируются на общем ресурсном потенциале, туристской и обеспечивающей инфраструктуре.
	ТРК представляют собой градостроительные образования различного функционального профиля, которые объединены единым архитектурно-планировочным решением. ТРК является наиболее перспективной формой планировочной организации рекреационной территории. Критерии классификации ТРК группируют на основе градостроительных и социально-экономических факторов.
Виды и назначение туристско-рекреационных комплексов
	Градостроительные факторы определяют месторасположение, величину и композицию ТРК, они связаны с уровнем развития инфраструктуры и видами рекреационных ресурсов.
	На формирование туристско-рекреационного комплекса влияют социально-экономические факторы, через структуру рекреационных потребностей, качественные и количественные характеристики рекреационного потока, экономическую возможность и целесообразность организации ТРК.
	Градостроительные факторы группируют по месторасположению, функциональному профилю, капитальности и плотности; социально-экономические факторы – по составу функциональных групп помещений, по типу рекреантов, вместимости, сезонности эксплуатации, уровню комфорта.
	Все критерии классификации ТРК находятся между собой в сложной соподчиненности и зависимости. Месторасположение, функциональный профиль и контингент рекреантов определяю назначение ТРК. Состав функциональных групп и площади помещений, которые в свою очередь определяются уровнем комфорта, зависят от назначения комплекса. Уровень комфорта отражается на объемах и планировочных решениях сооружений и зданий ТРК, на степени благоустройства их участков. Функциональный профиль – является основным критерием ,который определяет вид туристско-рекреационного комплекса.
	По функциональному профилю выделяют следующие комплексы: санаторные, комплексы отдыха и туристские комплексы.
	Санаторные комплексы, предназначены для восстановительного лечения, они состоят из санаторных учреждений: санатории для взрослых, санатории для детей, санатории профилактории и тп.
	Туристские комплексы состоят из учреждений, которые предназначены для обслуживания туристов: туристские гостиницы и базы, мотели, кемпинги т.д. Вместимость ТРК определяется количеством постоянный спальных мест.
	Вместимость до  1000 место определяют градацию различных видов рекреационных учреждений: 
 малой вместимости от 25-120 мест;
 средней вместимости от 160-300 мест;
 крупной вместимости от 400-1000 мест;
	Туристские гостиницы , санатории, пансионаты, кемпинги – могут быть крупными и средними по вместимости. А приюты, хижины вместимостью от 25,50,100 мест – малыми.
	От функционального профиля, от состава рекреационных учреждений и месторасположения – зависит вместимость туристско-рекреационного комплекса. Так же, критерий капитальности застройки связан с функциональным профилем туристско-рекреационных комплексов .
 По критерию капитальности все ТРК разделяются на следующие группы: 
 Капитальные (сезонные, круглогодичные);
 Некапитальные (стационарные, временного типа);
Мобильные (туристские поезда, стоянки катеров, яхт, туристских судов и т.д.)
	Капитальность здания влияет на сезонность эксплуатации, которая может быть сезонной и круглогодичной. Сезонность, в свою очередь, связана с расширением вместимости ТРУ в летнее время на счет организации сезонных рекреационных мест. При формировании ТРК, необходимо учитывать сезонность, отсутствие данного учета ведет к низкой загрузке рекреационных учреждений. Уровень комфорта туристско-рекреационных учреждений  связан с критерием сезонности. 
	Уровень комфорта влияет на объемно-планировочное решение сооружений и зданий, состав функциональных групп помещений, инженерно техническое оснащение и качество номерного фонда, степень благоустройства участка.
	От состояния материальной базы зависит уровень комфорта туристско-рекреационных учреждений. Для гостиниц международного обозначения уровня комфорта принято символом - * (звезда). С повышением уровня комфорта количество звезд увеличивается. Низший уровень комфорта – 1 звезда, высший – 5 звезд. Такая классификация принята в Российской Федерации (ГОСТ Р 50645-94). В нормативных документах определены обязательные требования к зданиям гостиниц и их прилегающим территориям, к номерному фонду, инженерно-техническому оборудованию, типам номеров и их оснащенности, к подготовке персонала и др.
	К числу наиболее посещаемых для кратковременного и длительного отдыха пригородных и загородных природных массивов относятся зоны массового отдыха, создаваемые в городах РФ. Существует несколько схем размещения зон массового отдыха различной продолжительности:
 «На пороге города»;
 В пределах лесопаркового защитного пояса;
 В пределах пригородной зоны;
 В пределах агломерации, в локальной системе группового расселения.
	В зонах массового отдыха могут быть размещены: пляж, база отдыха, пункты рыбной ловли, дома отдыха и т.д.
	Различные объекты размещают на территории так, чтобы с ними была наиболее удобная связь. При планировке объектов озеленения не мало важное значение имеет установление количества посетителей в различных объектах зон массового отдыха
1. Галачиева, Л.А. Формирование и развитие территориально-рекреационного комплекса Ка- бардино-Балкарии: дис. ... канд. геогр. наук / Л.А. Галачиева; – Ставрополь, 2006. – 160 с. 2. Зорин, И.В. Разнообразие территориальных рекреационных систем и их типологизация. Теоретические основы рекреационного географии. / И.В. Зорин, В.С. Преображенский, Ю.А. Веденин. – М., 1975. 3. Калашаова, М.К. Активизация развития туристско-рекреационного комплекса: факторы и регуляторы (на материалах Республики Адыгея): дис. ... канд.экон.наук / М.К. Калашао- ва. – Майкоп, 2009. – 173 с. 4. Макекадырова, А.С. Развитие системы управления формированием и функционированием туристско-рекреационного комплекса России: дис. ... докт. экон.наук / А.С. Макекадырова; – М., 2008. – 266 с 
1.3. Проблемы современного менеджмента в ТРК
	Все нюансы, связанные с определением туристско-рекреационного комплекса,  должен учитывать современный менеджмент, так как тот или иной регион представляется для него соответствующей конкурентной единицей. Поэтому при определении продукта туристского региона следует использовать ориентированное на потребителя мышление. Производственный аппарат всего региона производит только тот комплекс услуг, который имеет спрос у потребителя, и этот комплекс услуг может изображаться как цепь услуг. Цепи услуг – это  аналитические инструменты, которые разделяют полную услугу на частичные процессы и отдельные элементы, с точки зрения потребителя. Потребитель, при пользовании различными элементами услуг, относит ее качество к региону как к единому целому, а не к предприятию. Таким образом, регионы должны стремиться к перспективному развитию, через все элементы цепи услуг.
	Насколько хорошо тот или иной регион может приспособить свои услуги под потребности заказчиков, определяется качество данного региона, как производителя туристских услуг. Если какому-то региону удастся установить на рынке достаточные цены за свои продукты, этот регион может накопить достаточно ценностей, чтобы хорошо оплатить работу всех участников производственного процесса, а также оградить от внешних эффектов производства и потребления туристских услуг всех лиц, занятых в этом процессе (например, населения, которое не ощущает на себе никаких экономических эффектов, но страдает от увеличения транспортного движения туристов). Способность получить от рынка достаточное накопление ценностей можно обозначить как конкурентоспособность региона. 
	Обеспечение  конкурентоспособности региона на длительный период – это стратегическая цель всего региона как конкурентной единицы. На конкурентоспособность оказывают влияние население, окружающий мир, взаимодействие туристских отраслей и их рынков. Работу отраслей стимулируют рынки, которые в свою очередь предъявляют высокие требования к продукции, и наоборот: конкурентоспособные отрасли заинтересованы в сохранении и увеличении количества требовательных клиентов на местах. Отрасли, которые получили хорошую прибыль от туризма, формируют позитивное мнение у местного населения. Гарантия гостеприимства зависит от населения, которое позитивно относится в туризму в своей местности, это облегчает реализации инновационных туристских проектов. На состояние конкурентоспособности, также оказывает влияние взаимодействие окружающей среды и региона, особенно отношение населения к негативным и позитивным внешним эффектам при реакции на негативные  и позитивные тенденции. Туристский регион как конкурентную единицу схематически можно представить таким образом:
     Рис. 1. Взаимосвязь элементов туристского региона
     
	При определении содержательной части туристского региона во главу угла следует поставить мотивацию туристов. В зависимости от этого различаются туристские места широкого и узкого профиля. Нахождение человека в туристском месте широкого профиля оказывается чаще всего случайным, так как причиной путешествия является не само это место. Образовательные центры, административные и промышленные комплексы, а также транспортные системы относятся к туристским местам широкого профиля. Туристские места узкого профиля являются самоцелью. К такому профилю относятся места с различными туристскими достопримечательностями, то что в конечном итоге привлекает туристов а тот или иной регион. Все вышеизложенное позволяет представить туристский регион как своего рода систему, набор связанных между собой элементов (рис. 2).
     Рис. 2 Система туристского региона
     
	В данной системе туристского региона видно, что все составляющие тесно связаны между собой: внутренний блок тесно взаимодействует с различными сферами окружающей среды. Когда сфера деятельности туристского рынка определена (рис.3 с.22), немаловажное значение для менеджмента приобретает процедура распределения задач между представителями услуг в туристском регионе (рис. 4 с.23).
	При распределении функций между различными уровнями необходимо, чтобы между ними было налажено ориентированное на выполнение общих задач сотрудничество. Старое — иерархическое разделение обязанностей в туристских организациях подвергается сейчас сомнению по нескольким причинам:
 Изменилось поведение гостей. Туристы больше не запрашивают информацию по старому принципу: сначала страна, затем регион и в заключение определенное место. В зависимости от своего мотива, склонностей, цели поездки, информационной осведомленности турист останавливается на однои из этих уровней;
 К маркетингу предъявляют новые требования. Являясь центральной задачей, маркетинг должен проводится профессионально, на что затрачивает много финансовых и кадровых средств. Информационная реклама, которая сделана с помощью простых средств, больше не удовлетворяет потребителя;
 К формированию предложения предъявляются новые требования. Необходимы большой аппарат работников и программы по обслуживанию гостей, для того чтобы сформировать интересное предложение. 
 Представительство интересов приобрело новое значение. Профессиональное представительство интересов становится все важнее, в связи с новыми социальными и экологическими проблемами.
	Так как во многих регионах все еще доминирует классическое — иерархическое мышление, важнейшей задачей на таких территориях должна стать задача реструктуризации туризма, учитывающая новые требования. Новые туристские организации ориентируются в большей мере на рыночные аспекты деятельности, в то время как старая организационная структура, в основном, отражала политику. В связи с этим на многих территориях в последнее время идет поиск новых форм туристских коопераций или организаций, которые должны работать в новых экономических условиях. Эта краткая характеристика различных туристских организаций показывает наличие у них нескольких проблем: 
 Нет единого подхода к определению туристской организации: частично данное понятие относится к совместным туристским организациям в регионе, иногда употребляется для обозначения организаций, которые выполняют общие задачи по развитию туризма в регионе — кооперативное туристское предприятие, транспортное объединение и др.;
 Создание организации, которая бы выполняла различные общие функции (объединяет частных и государственных исполнителей). При помощи такой организации, регион может функционировать как единый туристский продукт.
 Частные исполнители объединяются преимущественно в союзы и объединения;
 Частные исполнители должны выполнять в своем регионе разнообразные функции (маркетинг, формирование предложения, защиту окружающей среды, планирование и т.д.).
	Таким образом, туристские организации занимают определенное место в системе туризма в целом, поскольку представляют собой органы управления и частные объединения, которые формируют (создают) туристские услуги (туристский продукт) для рыночной продажи, выступают посредниками и координируют функциональную деятельность туристских предприятий и регионов.
Рис. 3. Сфера деятельности туристского региона



Рис. 4. Распределение задач между представителями туристских услуг в туристском регионе.

	








Глава 2. Анализ туристско-рекреационного комплекса Ставропольского края
2.1.  География и история края
	В составе Российской Федерации Ставропольский край образован в феврале 1942 года. На сегодняшний день это логистический, деловой, инвестиционно-привлекательный центр Северо-Кавказского ФО.  
    Край расположен между Черным и Каспийским морями, в центральной части Северного Кавказа. Граничит с Республикой Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республикой, Чеченской Республикой - на юге, с Краснодарским краем – на западе, с Ростовской областью и Республикой Калмыкией – на севере, с Республикой Дагестан – на востоке. Ставрополье – это единственный южный регион, который граничит с 8 субъектами РФ. Месторасположение Ставропольского края на карте России приведено в Приложении 1, административное деление края - в Приложении 2.[47]
    Площадь территории составляет 66,2 тыс. кв. км. Протяженность границ с соседними субъектами РФ – 1753,5 км. 87,8% территории края занимают сельхозугодия, 1,7% – леса, воды – 1,8%, прочие земли – 8,7%.
    Рельеф территории края разнообразен и делится по абсолютным высотам на низменный (менее 200 м над уровнем моря), возвышенный (200-500 м) и горный (более 500 м).
    Растительность равнинной части является продолжением южнорусских разнотравно-злаковых и злаковых степей на черноземах и каштановых почвах. По мере продвижения на восток и северо-восток увеличивается засушливость климата, и получают распространение полынно-злаковые степи на светло-каштановых почвах, растительность солонцов и солончаков. 
    На высоких участках Ставропольской возвышенности - массивы широколиственных дубово-грабовых лесов на серых лесных оподзоленных почвах чередуются с луговыми степями на выщелоченных черноземах. В горах распределение растительности и почв связано с высотной поясностью. Степная растительность на мощных и предгорных черноземах поднимается до высоты 450-500 м, затем сменяется лесостепью.
    Животный мир в Ставропольском крае представлен обитателями южнорусских степей и азиатских пустынь.
    В крае преобладает континентальный климат. Зима – мягкая (-4-5°С), лето – теплое (22-25°С.)
    История края
    Ставропольский край об.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.