VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Выявление методов изучения личности спортсмена

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011531
Тема: Выявление методов изучения личности спортсмена
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….
4
Глава I. Психологическая подготовка в художественной гимнастике ……………………………………………………………….
5
1.1. Психологические особенности деятельности в художественной гимнастике. Психологические особенности гимнасток…………………..
 5
1.2. Базовая психологическая подготовка гимнасток, к тренировкам и соревнованием ………………………………………………………………
 8
Глава II. Методы и средства психологической подготовки…………
22
2.1. Методы воспитания личности ………………………………………...
22
2.2. Методы психологического воспитания и обучение………………….
23
2.3. Методы психологической тренировки и ее
планирование………………………………………………………………...
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………     40
33




ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность данной работы обоснована тем, что в условиях возрастающей спортивной конкуренции, когда силы соперников примерно одинаковы, исключительное значение приобретают морально - волевые качества спортсмена, его психологическая устойчивость, готовность вести борьбу в самых сложных, порой неожиданных условиях и добиваться поставленной цели.
     Психические переживания спортсменов исключительно сложны и многообразны. Напряжённость, скованность, боязнь поражения, другие навязчивые мысли становятся доминирующими в сознании, привлекают к себе внимание, создают своеобразную психологическую преграду, преодолеть которую удаётся не каждому.
Психическую готовность к соревнованиям А. Ц. Пуни (1969) характеризует такими качествами, как трезвая уверенность в своих силах, стремление активно и увлечённо, с полной отдачей сил бороться до конца за достижение намеченной цели, оптимальный уровень эмоционального возбуждения, высокая степень помехоустойчивостью к неблагоприятно действующим внешним и внутренним влияниям, способность управлять своими действиями чувствами и поведением в изменчивых условиях спортивной борьбы, в напряжённой и возбуждающей атмосфере соревнования[1].
     Это состояние прочно базируется на общей подготовленности спортсмена – физической, технической, тактической, морально - волевой и психической. Чем выше уровень подготовки спортсмена, тем надёжнее его психическая подготовленность к соревнованию. 
Целью работы: является выявление методов изучения личности спортсмена
В соответствии с целью работы решаются следующие задачи:
- изучить психологические особенности деятельности гимнасток;
- рассмотреть базовую психологическую подготовку гимнасток;
- разобрать методы воспитания личности спортсменок;
- исследовать методы психологического воспитания и обучения;
- разработать методы психологической тренировки и ее планирование.
     Объект исследования: спортивная деятельность личность спортсмена занимающегося художественной гимнастикой 
     Предмет исследования: психологические методики исследования личности спортсмена  
     Гипотеза: предполагается, что изучение методов психологической подготовки способов психорегуляции, адаптированных к тренировочному процессу художественной гимнастике, будет способствовать улучшению психо-эмоционального и физического состояния спортсменов.
     Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, практических рекомендаций и списка литературы.


ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В 
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

1.1. Психологические особенности деятельности в художественной гимнастике
     Психологическая подготовка - это система психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование умения сохранять оптимальное психологическое состояние (спокойствие, самообладание) при сильном нервном напряжении: усталости, серьёзной конкуренции, неудачах, лидировании и др [12]. Кроме этого, психологическая подготовка решает задачи формирования и совершенствования основных психологических качеств и умений, воспитательные и образовательные задачи.
В системе психологической подготовки принято выделять [23]:
1 - базовую психологическую подготовку;
2 - психологическую подготовку к тренировкам;
3 - психологическую подготовку к соревнованиям;
4 - после соревновательную психологическую подготовку
В основе этой системе состоит: с одной стороны - психологические особенности вида спорта, с другой - психологические особенности спортсмена. Чем больше соответствия между тем и другим, тем быстрее можно ожидать от гимнастики высоких результатов.
     Особенно важным, в данном разделе является составление психологических функций, свойств и качеств личности, необходимых для достижения высоких спортивных результатов в художественной гимнастике         [25]:
1. Высокая активность анализаторов – слухового, зрительного, двигательного и вестибулярного.
2. Сосредоточенность внимания, чёткость представлений, хорошая память (зрительная, двигательная и музыкальная), быстрота, глубина и гибкость мышления, богатое воображение.
3. Высокий уровень координационных способностей.
4. Музыкальные способности: слух, чувство ритма, умение слушать и понимать музыку.
5. Выразительные способности: эмоциональность, выразительность и артистизм.
6. Морально-нравственные качества: любовь к гимнастике, дисциплинированность, организованность, исполнительность, чувства долга личной ответственности, коллективизма, уважение к тренерам, подругам, соперникам и судьям.
7. Волевые качества: настойчивость, целеустремлённость и упорство, решительность и смелость, выдержка, терпеливость и самообладание, самостоятельности и инициативности.
8. Эмоциональная устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность и независимость.
9. Способность к саморегуляции психологических состояний, умение сосредотачиваться и противостоять неблагоприятным воздействиям.

     Психологические особенности гимнасток. Психологическая подготовка гимнасток осуществляется на основе их индивидуальных особенностей. Поэтому прежде чем приступить к выбору конкретных средств и методов этой подготовки, необходимо составить психологическую характеристику спортсменок.
Психологические особенности гимнасток определяются с помощью специальных психологической характеристики, которая обычно состоит из 4 разделов[26]:
1. Общие данные о гимнастике: ФИО, год рождения, образование, специальность, спортивный стаж, квалификация, достижения.
2. Оценка степени развития психических функций, качеств, значимых психомоторных способностей и морально- волевых качеств.
3. Индивидуально-психологические особенности:
а) особенности нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности);
б) Темперамент; сензитивность, реактивность, пластичность, темп реакций, экстраинтровертность;
в) характер (привычки и типичное поведение);
г) характеристика типичных психических состояний: предстартового, психической готовности, стрессового, утомления и др.
4. Наличие специальных психологических знаний и умений: знание типичных предстартовых состояний, методики формирования состояния боевого стремления, умения регулировать психологическое состояние, наличие индивидуальной системы подготовки к соревновательному старту.
     Рассматривая индивидуальные особенности гимнаста очень показательны свойства личности, связанные с темпераментом субъекта: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Четыре приведенных темперамента весьма условны. В действительности каждый человек сочетает в себе, так или иначе, черты всех темпераментов, но с преобладанием одного из них. Характерной добавкой к картине темпераментов является направленность психики, поведения человека преимущественно на собственный внутренний мир, либо вовне, на внешнее окружение. Эти особенности своих учеников тренер должен взвешивать и учитывать .
Процесс исполнения гимнастических упражнений, особенно при обучении, требует навыков концентрации внимания на основных объектах управления движением. Наиболее успешно решение связанных с этим задач удается гимнастам с темпераментами сильного уравновешенного типа, т.е. - сангвиническим и флегматическим.
     Спортсмены с сильной нервной системой легче переносят психические нагрузки, меньше утомляются эмоционально, и напротив, субъекты со «слабыми нервами» склонны агрессии, тревожности, подавленности, иногда, даже к бурным реакциям протеста. Еще одна характеристика, относящаяся к темпераменту - пластичность нервных процессов. Гимнаст с пластичной нервной системой легче перестраивается в ситуациях выбора, быстрее и точнее реагирует на указания тренера.


1.2. Базовая психологическая подготовка гимнасток, к тренировкам и соревнованием
     Базовая психологическая подготовка включает[27]:
     Развитие важных психологических функций и качеств: внимания, представления, ощущения, мышления памяти, воображения.
Развитие профессионально важных способностей: координации, музыкальной одаренности, эмоциональности, а также способностей к самоанализу.
      Формирование значимых моральных, нравственных и волевых качеств: любви к спорту, целеустремлённости, дисциплинированности, упорства, самостоятельности, инициативности.
     Психологическое образование - формирование системы специальных знаний о психике человека, психических состояниях, методах формирования нужного состояния и способах преодоления неблагоприятных.
     Создание умений регулировать психическое состояние, сосредотачиваться перед выступлением, мобилизовать силы во время выступлений, противостоять негативным воздействиям.
     Развитие психологических функций и качеств, необходимых для результативного исполнения гимнастических упражнений, интеллектуальная подготовка, мотивационно - волевая подготовка и нравственное и эстетическое воспитание являются основной частью всего педагогического процесса и осуществляются в ходе всей спортивной подготовки гимнасток.
       Средствами могут быть любые учебно-тренировочные задания, методами: разъяснение убеждение, личный пример, поощрение, наказание, побуждение и др.
     Психологическое образование и формирование умений регулировать психологическое состояние, сосредотачиваться, активизировать свои силы, противостоять неблагополучным воздействиям, требуют специальных знаний и умений и происходят в ходе специальных теоретических и практических занятий.
А. Ц.Пуни установил три основных типа предстартовых состояний[7], [21]:
1. Состояние боевой готовности, которое характеризуется уверенностью в своих силах, в успехе, приливом бодрости, энергии, жаждой спортивной борьбы.
2. Состояние стартовой лихорадки, которое проявляется в излишнем возбуждении, беспокойстве, тревожности и даже страхе, подавляющем и дезорганизующем спортсмена.
Для формирования оптимального эмоционального состояния перед соревнованиями, важное значение имеют[29]:
1. Качество предварительной тренировочной работы.
2. Адекватная постановка задачи.
3. Правильная организация последней тренировки.
4. Предсоревновательная беседа и психорегулирующая тренировка.
5. Полноценность сна накануне соревнований.
6. Правильный режим и организация соревновательного дня.
7. Своевременный приезд и тщательная подготовка к старту.
8. Наличие индивидуального плана подготовки к старту.
9. Владение методами самонастройки на выступление.
Приёмы регулирования неблагоприятных эмоциональных состояний:
Аутогенная или психорегулирующая тренировка.
Метод отвлечения (переключение внимания, мыслей).
Воздействие на внешние проявления эмоций.
Соответствующая разминка (замедленная или активизирующая).
Массаж или самомассаж (успокаивающий или возбуждающий).
Изменение окружающей обстановки (уединение или наоборот).
Регуляция дыхания (углубление, задержка, учащение).
Самоодобрение («молодец, хорошо»), самоуспокоение («ничего - ничего», нормально», всё будет хорошо»), самоприказы («стоять», «держать», « спокойно»).
Воздействие тренера: словесное и тактильное.
Стимуляция волевых усилий.
     Очень важное значение имеет система непосредственной подготовки к выступлению. Она может иметь большие или меньшее количество мероприятий, и должна разрабатываться индивидуально для каждой гимнастки. Приведём содержание непосредственной психологической подготовки одной из гимнасток сборной команды СССР.
     «Сразу после разминки сажусь и мысленно подготавливаюсь к попытке на фоне аутогенного погружения. Я пятая. До вызова два раза выполняю комбинацию идеомоторно. Между идеомоторными выполнениями встаю, дополнительно разминаюсь несколькими движениями. Далее выполняю дыхательные упражнения, сосредотачивая внимание на расслаблении мышц, чтобы снять волнение. Произношу мобилизующие формулы самоприказа: «Я буду спокойна», «Я буду уверена в себе». 5-6 секунд задерживаю дыхание, на выдохе произношу: « Я уже спокойна, я уже уверена в себе». Готовлю предмет, руки. После вызова на пути к исходному положению, даю себе самоприказы: «Я готова, я спокойна». Сосредотачиваю, внимание на дыхании 2-3 раза делаю равномерный продолжительный вдох и такой же выдох. Подошла к исходному положению, сосредотачиваю внимание на определённой точке площадке, на начале упражнения. Даю самоприказ: «Всю до конца!»[30].
     Очевидно, что приёмы непосредственной подготовки довольно просты: идеомоторное исполнение, дыхательные упражнения, самоприказы, сосредоточение, но овладеть ими можно только при самом серьёзном отношении и длительной систематической тренировке.
Методы психологической подготовки:
1. Лекции и беседы.
2. Разъяснение и убеждения.
3. Выразительные примеры выдающихся спортсменов.
4. Самонаблюдения, самоанализы, самоотчёты.
5. Изучение специальной литературы.
6. Метод упражнений.
7. Модельные тренировки.

     Психологическая подготовка к тренировкам, и  успех соревновательной деятельности в значительной степени зависит от качества предшествующего тренировочного процесса. Поэтому прежде, чем готовить гимнастку к стрессовым ситуациям соревнований, надо подготовить её к трудной, продолжительной и даже монотонной тренировочной работе. Эта часть психологической подготовки - подготовка к тренировкам, должна решать две основные задачи[2]:
1. Формирование значимых мотивов напряжённой тренировочной работе.
2. Формирование благоприятных отношений к спортивному режиму, тренировочным нагрузкам и требованиям, к режиму питания и пр.
     Непосредственная психологическая подготовка осуществляется главным образом самой гимнасткой. Она требует предварительного освоения приёмов и способов настройки на выполнение целостных упражнений. Отработка этих приёмов и способов обычно происходит в процессе базовой психологической подготовки.
     Способность к саморегуляции психической деятельности основана на определенном объёме знаний, которым обладает гимнастка. Такие знания гимнастка должна получать путём направленного самонаблюдения и психологического образования.
     В отличие от психологической подготовки к тренировкам, подготовка к ответственным соревнованиям, должна начинаться задолго до соревнований. Она опирается на базовую подготовку и должна решать следующие задачи[3]:
1. Формирование значимых мотивов соревновательной деятельности, подготовка адекватных задач.
2. Овладение методикой формирования оптимального эмоционального состояния перед соревнованиями.
3. Разработку и освоение индивидуальной системы непосредственной подготовки к выступлению.
4. Совершенствование методики саморегуляции психических состояний.
5. Формирование эмоциональной устойчивости к соревновательному стрессу.
6. Сохранение нервно - психической свежести, профилактика перенапряжений, в том числе и психических.
7.Послесоревновательная психологическая подготовка.
     После соревнований спортсмен переживает очень сложные психические состояния. То, как спортсмен переживает результаты своих выступлений, имеет большое значение для дальнейшей работы его над собой, на возможности его дальнейшего роста.
     При значимом для спортсмена успехе, естественно, он переживает удовлетворение, радость, укрепление веры в себя, желание ещё больше тренироваться и достичь ещё больших успехов. Но есть реальная опасность переоценки себя, недооценки соперников, и, как результат, снижение требовательности к себе, к тренировкам.
     При неуспехе или поражении типичными являются эмоции огорчения, неудовлетворенности, обиды. Иногда они сопровождаются упадком сил, потерей уверенности, подавленностью, безразличием.
Как в случае успеха, так в случае поражения, необходима послесоревновательная психологическая подготовка[4]. Её основные задачи:
1. Разбор результатов соревнований.
2. Анализ промахов и ошибок, обсуждение возможности их устранения и предупреждения.
3. Постановка задач на ближайшее и отдельное будущее.
4. Отвлекающие, восстановительные и психолигулирующие мероприятия.
     Спортивное соревнование - это очень важная и неотъемлемая часть спортивной деятельности.
В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена.
     Для успешного выступления в соревнованиях гимнасткам уже недостаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобретают значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния.
     Психологическая подготовка гимнасток осуществляется на основе их индивидуальных особенностей.
     При исполнении и освоении гимнастических упражнений важную роль играет доступный спортсмену объем внимания и связанная с ним эффективность самоконтроля действий-движений. 
     Ввиду объемности задач психологической подготовки целесообразно специально планировать их решение, опираясь на общепринятое деление годичного цикла на периоды, этапы и мезоциклы. Психологическая подготовка гимнасток в годичном цикле тренировок может выглядеть следующим образом. (см. табл.1.2.1) [4].
 
Таблица 1
План-схема психологической подготовки гимнасток
 
Этап подготовки
Задачи
Средства и методы
Общепод- готовитель-ный  
Формирование значимых мотивов напряженной тренировочной работы  
Постановка перед спортсменом трудных, но выполнимых задач; убеждение спортсмена в его больших возможностях, одобрение его попыток достичь успеха, поощрение достижений
Формирование благоприятных отношений к спортивному режиму и тренировочным нагрузкам  
Беседы, разъяснения, убеждения, примеры выдающихся спортсменов личный пример, поощрения и наказания

Совершенствование способности к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе
то же

Развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, выдержки, терпения и самообладания, самостоятельности и инициативности
Регулярное применение тренировочных заданий, представляющих для занимающихся как объективную так и субъективную трудность, проведение тренировок в усложненных условиях.

Формирование системы специальных знаний о психике человека, психических состояниях, методах психорегуляции.
Лекции, беседы, семинары, изучение специальной литературы, самонаблюдение и самоанализ.

Овладение приемами саморегуляции психических состояний: • изменение мыслей по желанию • подчинение самоприказу • успокаивающая и активизирующая разминка • дыхательные упражнения • идеомоторная тренировка • психорегулирующая тренировка • успокаивающий и активизирующий самомассаж
Обучение соответствующим приемам на специальных занятиях или во время тренировок, применяя обычную методику обучения: объяснение и многократное упражнение в применении осваиваемых приемов.

Развитие психических свойств и качеств, необходимых для успешной деятельности в спортивной аэробике: сосредоточенности внимания, четкости представлений, отчетливости ощущений, быстроты и глубины мышления, двигательной и музыкальной памяти, творческого воображения
Специальные задания, регулярное обновление учебного материала и изучение нового. Применение методических приемов позволяющих акцентировать внимание на развиваемых психических функциях и качествах.

Специально-подготови-тельный
Формирование значимых мотивов соревновательной деятельности
Совместно со спортсменом определить задачи предстоящего соревновательного периода в целом и конкретизировать их на каждые соревнования. Корректировать задачи по мере необходимости  
Овладение методикой формирования состояния боевой готовности к соревнованиям
Разработать индивидуальный режим соревновательного дня, опробовать его на учебных соревнованиях, проанализировать, внести поправки. Корректировать по мере необходимости  

Разработка индивидуального комплекса настраивающих мероприятий
Разработать комплекс действий спортсменов перед вызовом, опробовать его. Вносить соответствующие коррективы по мере необходимости  

Совершенствование методов саморегуляции психических состояний  
Совершенствоваться в применении методов саморегуляции в соревновательных условиях: во время модельных тренировок, прикидок, учебных соревнований  

Формирование соревновательной устойчивости к соревновательному стрессу  
Готовясь к основным соревнованиям, провести занимающихся через систему учебно-подготовительных соревнований, определить индивидуально целесообразную норму таких соревнований

Отработка индивидуальной системы психорегулирующих мероприятий  
Путем самоанализа определить индивидуально эффективные психорегулирующие мероприятия: экскурсии, поездки за город, кино, концерты, чтение, игры, прогулки  

Соревнова-тельный
Формирование уверенности в себе, своих силах и готовности к высоким спортивным достижениям
Объективная оценка качества проделанной тренировочной работы, реальной готовности спортсмена, убеждение в возможности решить соревновательные задачи.
Сохранение нервно-психической устойчивости, профилактика нервно-психических перенапряжений
Применение индивидуального комплекса психорегулирующих мероприятий

Мобилизация сил на достижение высоких спортивных результатов
Применение всего комплекса ранее отработанных средств формирования состояния боевой готовности

Снятие соревновательного напряжения
Разбор результатов соревнований, анализ ошибок, обсуждение возможности их исправления, постановка задач на будущее, отвлекающие, восстанавливающие мероприятия.

 
     



ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ 
ПОДГОТОВКИ

2.1. Методы воспитания личности
     В зависимости от конкретных задач методы и средства психологической подготовки разделяются на методы формирования и воспитания личности, методы образования, обучения, методы психологической тренировки и методы непосредственного воздействия на состояние гимнастики.
     Использование методов воспитания личности при психологической подготовке спортсменок преследует целью формирование и развитие у них определённых нравственных качеств, мотивов спортивной деятельности, а также определённого отношения, к ней.
     Они используются обычно в базовой психологической подготовке, и в частности в нравственной подготовке. Нравственные качества не влияют на результаты гимнастики непосредственно во время соревнований, но они имеют большое значение для формирования и развития её психических качеств. По существу, нравственные качества (честность, товарищество, дисциплинированность, коллективизм, и др.) являются определёнными формами поведения спортсменки. Они стимулируют активность спортсменки, организуют её психическую деятельность и помогают тем самым развитию необходимых для спорта психических качеств.
В процессе нравственной подготовки гимнасток используются методы, применяющихся при нравственно- воспитательной работе вообще[5].
     Это разъяснение, убеждение, воспитание навыков поведения, личный пример поощрение и наказание, стимулирование и др. Подбор конкретных методов нравственной подготовки требует тщательного учёта индивидуальных особенностей гимнасток. Например, для гимнасток мыслительного типа целесообразно использовать словесные убеждения, а для гимнасток художественного типа - анализ конкретных примеров.
При подготовке гимнасток с ограниченным жизненным и соревновательным опытом следует уделять особое внимание практическому усвоению действий и навыков нравственного поведения[6].

2.2. Методы психологического воспитания и обучения.
     Способность к саморегуляции психической деятельности основана на определённом объёме знаний, которым обладает гимнастка. Это знание требований и условий, в которых она действует, собственных функциональных и технических возможностей, а также собственных психических особенностей.
     Такие знания гимнастка должна получать путём целенаправленного самонаблюдения и психологического образования. Самонаблюдение способствует формированию навыков самоконтроля. Психологическое образование даёт необходимый минимум знаний о закономерностях психической деятельности и поведения. Объём психологических знаний должен включать знания о психических функциях в качествах, необходимых для деятельности гимнастки, о психических состояниях, которые могут возникать при осуществлении этой деятельности. Важное, значение имеет также знание факторов, от которых зависит возникновение негативных психических состояний.
     Психологическое образование позволяет познавать не только собственные психические особенности психики других лиц (например, подруг по команде, тренера и др.). Для этой цели спортсменке необходимо научиться навыкам объективного психологического наблюдения. Умение наблюдать и отмечать особенности состояния других людей имеет особенно большое значение для гимнасток, выступающих в групповых упражнениях. Эффективное взаимодействие в команде невозможно без взаимопонимания вообще и, особенно без понимания психического состояния членов команды в каждый отдельный момент соревнований [28].
         Общие психологические знания помогают и самонаблюдению спортсменки. Благодаря им, оно становятся целенаправленным и более разумным. Посредством самонаблюдения спортсменка получает обратную информацию, которая необходима для регуляции собственной психической деятельности.
         Так же, при психологической подготовке гимнасток широко используется метод обучения. С помощью этого метода выполняется формирование психических качеств и умений у спортсменок, развитие у них способности к саморегуляции психической деятельности. Метод обучения применяется в основном в ходе общей психологической подготовки. 
         Значение этого метода особенно обширно при формировании и совершенствований двигательных навыков. Содержание метода обучения состоит в использовании средств и приёмов, создающих условия для целенаправленного и осознанного овладения двигательными навыками[8].  С этой целью используются показ кинограмм, кинокольцовок, видеозаписи движений, словесная коррекция действий самоотчёты и самоонализ движений, экстренная информация и т.п. Всё это способствует созданию у гимнастки ясного и чёткого представления о движении, зрительный образ которого неотъемлемо связан с его психомоторными характеристиками.

2.3. Методы психологической тренировки и ее планирование
     Психологическая подготовка гимнасток осуществляется также с помощью методов психологической тренировки. Посредством психической тренировки развиваются совершенствуются психические функции и качества спортсменки, происходит их адаптация к специфическим условиям спортивной деятельности. Психическая тренировка используется и для регулировки психического состояния. Одним из распространённых методов этой тренировки является так называемая модельная тренировка[9].
     Сущность модельной тренировки состоит в проведении спортивной тренировки в условиях, максимально приближённых к условиям соревнований. Особенность этого метода психологической подготовки заключается в создании тех условий, которые обычно затрудняют деятельность психических функций спортсменки. Например, задержка или несвоевременное начало соревнований, шум, необъективные оценки судей, недостаток или избыток информации о соперницах и др.
     Модельная тренировка широко используется для развития волевых качеств. Так для развития настойчивости эффективным является выполнение упражнений на оценку на фоне значительного утомления, для развития решительности – необходимость выбора между исполнением легко и низкооцениваемого или трудного, но высокооцениваемого гимнастического сочетания[10].
     В ходе психологической подготовки к конкретным соревнованиям целесообразно проводить тренировки по графику предстоящих соревнований.
     Следует отменить, что использование модельной тренировки будет эффективно лишь в том случае, если она проводится до полной адаптации спортсменки к моделируемым условиям соревнований.
     Одним из видов психической тренировки является метод десенсибилизации. Задача этого метода состоит в адаптации спортсменки к травмирующим психику факторами. Используемый для этой цели приём основан на чисто психическом воздействии. Предварительно изучаются субъективно значимые для гимнастки соревновательные факторы. Затем психолог или тренер предлагает спортсменке мысленно представить себя в психически травмирующей ситуации или специально говорит о ней[11].
     Спортсменка рассказывает о возникающих у неё переживаниях и опасениях. Так повторяется несколько раз. В итоге сознательное манипулирование с психологическими препятствиями или с психически травмирующими факторами постепенно адаптирует спортсменку к ним. Гимнастка привыкает к мысли о них, перестаёт их бояться.
     К методам психической тренировки относятся также приёмы, основанные на мышечной активации. Разновидностями эти приёмов являются аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка и др. (см. практические рекомендации 1,2).  [13], [14], [15].
       Существует тесная связь между психическим состоянием человека и состоянием мышечного тонуса. Установлено, что психические переживания человека отражаются на степени напряжения его мышц. Выявлено также и обратное влияние – возможность через состояние мышечного тонуса воздействовать на психическое состояние человека. Общий принцип использования методов психорегулирующей тренировки заключается в следующем: спортсменку обучают самостоятельно регулировать мышечный тонус и связанные с его состоянием вегетативные функции по принципу самовнушения. В удобной для расслабления мышц позе спортсменка мысленно проговаривает определённые фразы, последовательно расслабляя основные группы мышц [16].
     Эта процедура требует полной концентрации внимания спортсменки на состоянии своего организма, что вызывает состояние психической релаксации и успокоения. Эти методы используются для психического восстановления спортсменки после больших тренировочных и соревновательных нагрузок. Кроме того, они применяются и для регуляции предсоревновательных состояний. В этом случае особое значение имеет внедрение в психорегулирующую тренировку ещё одной дополнительной фазы - фазы активизации[17].  После периода полного расслабления и успокоения спортсменка посредством того же самовнушения постепенно повышает мышечный тонус. Для этой цели можно мысленно представлять предстоящую деятельность. Эффективное применение методов психорегулирующей тренировки требует знание индивидуальных особенностей гимнастки и квалифицированного обучения этому методу.
     При психологической подготовке к конкретным соревнованиям эффективными оказываются методы непосредственного психического воздействия. В ходе подготовки к соревнованиям, а также во время участия в них состояние спортсменки может существенно изменяться.
Эти изменения, как правило, касаются уровня активности гимнастки (стремление соревноваться, готовности к борьбе), степени её концентрации на предстоящих действиях и психологического содержания активности (уверенность, самообладание, беспокойство, тревога и т. п.).
     С помощью методов непосредственного психического воздействия можно преодолевать и изменять нежелательные состояния гимнастики.
Для этой цели широко используются методы словесного воздействия, с помощью которых можно убедить спортсменку в важности тех или иных факторов, успокоить или, напротив, активизировать её [18] . Часто хороший эффект имеют и самовоздействия гимнастки на своё психическое состояние. Все формы словесного внушения специально подбираются для спортсменки в зависимости от её индивидуальных особенностей, специфики состояния и от цели воздействия.
     Помимо методов словесного внушения для регуляции предстартовых и соревновательных психических состояний используются и некоторые другие методы непосредственного воздействия. К ним относятся отвлечение внимания, изменение или уточнение задач участия в соревнованиях, стимуляции волевых усилий, побуждение к интеллектуальной активности и др.[19]
     Эффективная психологическая подготовка зависит от её предварительного планирования. Правильное планирование процесса психологической подготовки предполагает постановку конкретных задач этой подготовки, уточнение последовательности и сроков их решения, выбор методов и средств, которые будут использованы на отдельных этапах подготовки, уточнение показателей, через которые будет осуществляться контроль за ходом подготовки. При определении конкретных задач необходимо учитывать индивидуально- психологические особенности гимнастки.
     План психологической подготовки целесообразно составить на относительно длительный период, например на год. В нём должны быть 2 основных раздела: базовая психологическая подготовка к соревнованиям и специальная подготовка к конкретным соревнованиям. Можно использовать следующую схему план (см. табл.2.3.2)[20]
Таблица 2.3.2
Схема плана психологической подготовки гимнастки
Этапы
подготовки
Содержание
подготовки
Конкретные задачи
Методы и средства подготовки
Методы, показатели контроля
Базовая психологическая подготовка
Мотивационно – волевая
подготовка
Повышение стремления к достижению успеха
Постановка перед гимнасткой сравнительно трудных задач, эмоциональное поощрение её достижений, одобрение самостоятельных попыток достичь успеха, создание соревновательной обстановки при совершенствовании спортивных действий
Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Наблюдения. Беседы и опрос

Совершенствование приемов саморегуляции неблагоприятных состояний
Овладение методом аутогенной тренировки (АТ)
Вооружение гимнастки знаниями теоретических основ АТ. Обучение практическим приемам AТ.
Опрос по теоретическим вопросам АТ. Регистрация объективных показателей эффективности владения приемами AТ (пульсометрия, тонометрия)
Специальная психологическая подготовка
Сбор и анализ информации о соревнованиях
1.Анализ условий соревнований
2. Оценка соперниц
3. Уточнение собственной подготовленности
Ознакомление с положением и условиями соревнований. Анализ подготовленности соперниц (уровень спортивной формы, содержание упражнений). Анализ контрольных упражнений гимнастки, оценка её возможностей, беседы, направленные на формирование адекватной самооценки
Беседы, опрос, самоотчеты

Вероятное прогнозирование соревновательной деятельности
Совершенствование способности управлять собой в условиях соревнований
Моделирование условий предстоящих соревнований, ограничение разминки, приглашение судий и зрителей, представление одной попытки для выполнения упражнения. Проведение тренировок по графику соревнований, использование идеомоторно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.