VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Выявление индивидуальных особенностей нервной системы подростков, занимающихся разными видами спорта

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011565
Тема: Выявление индивидуальных особенностей нервной системы подростков, занимающихся разными видами спорта
Содержание
Введение

Период  развития подростка 12-17 лет называют также пубертатным, или переходным. Его условно делят на собственно подростковый возраст (у девочек он длится с 12 до 16, а у мальчиков - с 13 до 17 лет). Под действием гормонов в организме подростка начинаются самые значительные перемены в его жизни, доставляющие порой немало хлопот как самим детям, так и их родителям. Происходит физиологическое созревание всех систем человека и психологическое становление личности. Нельзя забывать, что укаждою человека сроки полового созревания индивидуальны, приблизительно для девочек начало этого периода приходится на 11-13 лет, для мальчиков чуть позднее - 13-15 лет. В последнее время отмечаются процесс акселерации (наличие первых признаков полового развития у девочек в 8-10 лет, а у мальчиков - в 11-12 лет) и процесс ретардации (замедление начала половою созревания на 2-3 года). Преобладание тою или иного пути развития зависит от социальных условий, экологии, питания и образа жизни.

Физические упражнения положительно влияют на умственную работоспособность подростков и на состояние вегетативной системы организма, и так же на деятельность внутренних органов. Благотворно влияют физические упражнения и на нервную систему. Выдающийся русский учёный И.М. Сеченов, открывший основные закономерности физиологических функций человеческого организма, отмечал в своей известной работе "Рефлексы головного мозга", что,«всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению». Прыгает ли ребёнок на одной ноге, играя в классики, стремительно ли спортсмен преодолевает сложную трассу, выполняют  учащиеся сложные математические примеры, или скрипач исполняет музыкальное произведение - во всех случаях проявлением сложнейшей нервной деятельности становится мышечное сокращение. Наш двигательный аппарат играет главную роль в осуществлении связи с внешней средой, и это общий физиологический закон работы скелетной мускулатуры. Двигательные реакции - это сложные условные рефлексы, возникновение и течение которых определяются законами нервной деятельности человека.

Наиболее важной для осуществления движения является работа нервных клеток коры головного мозга. Здесь формируются связи между разнообразными внешними и внутренними раздражителями, сигналами от исполнительных аппаратов и внутренних органов, обеспечивающих их работу.

Под влиянием упражнений, осуществляется более высокая согласованность в мышечной работе и деятельности сердца, лёгких и других органов, течение нервных процессов облегчается. Чёткая функциональная система нервной деятельности обеспечивает двигательный акт во всём богатстве его мышечных проявлений. Образуется сложная подвижная система управления движениями, постепенно обеспечивающая их автоматизацию при одновременной способности к быстрой перестройке. 

Двигательная активностьзакаляет нервную систему. Это особенно важно для воспитания подростов, так как даёт возможность для выработки таких качеств характера, как решительность, смелость, волю, уверенность, настойчивость, выносливость, ловкость. Хорошо известно, что люди, систематически занимающиеся физкультурой и спортом, более устойчивы к болезням, стрессам. И это легко понять, представив в целом действие физических упражнений, проявляющееся в улучшении приспособительных реакций организма. Согласованная деятельность всех органов и физиологических систем человека обеспечивает не только быстрое и наилучшее выполнение двигательной функции, но и подготавливает эти физиологические  системы в процессе упражнений к быстрой ответной реакции на иные, в том числе и неблагоприятные  воздействия. Развивается система так называемой неспецифической защиты. В то же время в организме людей, занимающихся спортом и физической культурой создаются выгодные физиологические условия для осуществления специфических защитных реакций – таких как,  выработка иммунных тел. Всё сказанное позволяет утверждать, что физическая культура и спорт являются одним из основных средств предупреждения заболеваний и важным условием гармонического развития подростка.

В последнее время в средствах массовой информации, различных журналах и т.д. пропагандируются занятия различными видами единоборств т.к. они развивают устойчивость организма к стрессовым ситуациям, тактическое мышление, память, укрепляют защитные силы организма, поддерживая высокую работоспособность. Да и просто, если человек попадет в ситуацию, когда необходимо защитить себя, навыки полученные на тренировках очень пригодятся.

      Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который  отрицал бы великую  роль  физической  культуры  и  спорта  в  современном обществе.  В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической  культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего  большинства  из  них перестали быть самоцелью. Физические тренировки «становятся катализатором» жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия». Технический прогресс,  освобождая  работников от изнурительных  затрат  ручного  труда

не освободил их от необходимости физической подготовки и профессиональной 

деятельности,  но  изменил задачи этой подготовки.



Эта тема довольно актуальна, так как вопрос о воздействии физических упражнений на психическое здоровье подростка интересовал врачей и ученых с самых древних времен и актуальность ее заключается в  соблюдении самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Они становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. В настоящее время, когда здоровье человека стоит на первом месте основных ценностей, один из способов профилактики различных заболеваний - занятия физкультурой. Активная мышечная деятельность оказывает благоприятное влияние на функционирование различных физиологических систем организма.Так же стала актуальной проблема выбора вида спортивной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями организма.

Цель работы: выявление индивидуальных особенностей нервной системы подростков, занимающихся разными видами спорта.

Задачи:

1) Изучить научно-методическую литературу по теме исследования

2) Сравнить и проанализировать  изменения в развитии нервной системы подростков под влиянием физических упражнений

3) Изучить индивидуальные особенности нервной системы подростков, занимающихся разными видами спорта



Методы исследования: Теоретический и сравнительный анализ по теме исследования

В ПРИЛОЖЕНИЕ И ПРИЗЕНТАЦИЮ

Группа упражнений

Воздействие упражнений на организм

Ходьба, лёгкий бег.

Умеренное разогревание организма.

Упражнения в подтягивании.

Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника.

Упражнения для ног (приседания, выпады).

Укрепление мышц, увеличение подвижности суставов и улучшение кровообращения.

Упражнения для рук и плечевого пояса.

Увеличение подвижности, укрепление мышц.

Упражнения для мышц туловища (наклоны вперед, в сторону, круговые движения).

Развитие гибкости, подвижности позвоночника, укрепление мышц, улучшение деятельности внутренних органов.

Маховые упражнения для рук и ног.

Развитие гибкости, подвижности суставов, усиление деятельности органов кровообращения и дыхания.

Упражнения для мышц брюшного пресса, тазового дна, боковых мышц.

Укрепление мышц.

Бег, прыжки, подскоки.

Укрепление мышц, повышение общего обмена веществ.

Заключительные упражнения.

Успокаивающее воздействие, приближение деятельности организма к обычному ритму.





























ГЛАВА 1. Научно-методические основы влияния  физических упражнений для организма подростков

С самых древних времен люди уделяли много внимания вопросу воздействия физических упражнений на здоровье человека. В Древней Греции и Риме культ движения являлся характерным укладом жизни. Горацио принадлежатзамечательные слова «Если не бегаешь пока жив, придется бегать, когда заболеешь». Древние врачи Гелродик и Апоксимер первыми из греков пытались обосновать целебное воздействие физических упражнении на организм, указав при этом, сто от гимнастики организм укрепляется, а бездействие укрепляет старение.

Еще в XVII веке, врач Симон Андре Тиссо понял, что «движение, как таковое, может заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».

Физические упражнения - это естественные и специально подобранные движения, применяемые в ЛФК и физическом воспитании. Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.

Действие физических упражнений тесно связано с физиологическими свойствами мышц. Каждая поперечнополосатая мышца состоит из множества волокон. Мышечное волокно обладает способностью отвечать на раздражения самой мышцы или соответствующего двигательного нерва, т. е. возбудимостью. По мышечному волокну проводится возбуждение - это свойство обозначают как проводимость. Мышца способна изменять свою длину при возбуждении, что определяется как сократимость. Сокращение одиночного мышечного волокна проходит две фазы: сокращения - с расходованием энергии и расслабления - с восстановлением энергии.

Установлено, что систематическая тренировка благоприятствует росту и биологическому созреванию организма. Все основные показатели физического развития: длина, масса тела, окружность грудной клетки, динамометрия и спирометрия – у юных спортсменов выше. Так же длительное и значительное ограничение двигательной деятельности человека приводит к отрицательным изменениям в психических состояниях: снижаются умственная работоспособность, функции внимания, мышления, памяти, ослабляется эмоциональная устойчивость, быстрее наступает утомление. 

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается  жизненная  ёмкость  лёгких, улучшается

подвижность  грудной  клетки. Кроме  того, полное расправление легких ликвидирует

застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е.  служит профилактикой возможных заболеваний.

  Лёгкие  при  систематических  занятиях  физическими  упражнениями

увеличиваются в объеме, дыхание становится  более  редким  и  глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.

В мышечных волокнах во время работы происходят сложные процессы с участием кислорода (аэробный обмен) или без него (анаэробный обмен). Аэробный обмен доминирует при кратковременной интенсивной мышечной работе, а анаэробный -обеспечивает умеренную физическую нагрузку в течение длительного времени. Кислород и вещества, обеспечивающие работу мышцы, поступают с кровью, а обмен веществ регулируется нервной системой. Мышечная деятельность связана со всеми органами и системами по принципам моторно-висцеральных рефлексов,  физические упражнения вызывают усиление их деятельности.

 В  настоящее  время  обучения  в  школе,  приготовление  уроков   дома

увеличивают нагрузку  на  организм  ребенка,  дети  совсем  мало  бывают на воздухе,

а выходные  дни  проводят  у  телевизора или играют в малоподвижные «сидячие» и компьютерные игры. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает

дефицит   мышечной  деятельности, и увеличиваются  статические  напряжения. Дети,

дополнительно   занимающиеся  музыкой,  живописью,  свободное  время которых

 сокращено, а статический компонент увеличен, имеют более низкий уровень двигательной активности. Кроме того, возникает необходимость усвоения и переработки  информации, а следовательно, напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование). Недостаточная двигательная активность школьников в повседневной жизни неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья подростка.

 Большие умственные нагрузки в школе, практически полное отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни нерациональное  питание, приводят к тому, что у большинства школьников, ухудшается зрение  деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, нарушается обмен веществ, ухудшается сопротивляемость организма к внешним неблагоприятным факторам, приводящая к ухудшению состояния здоровья в целом.

 Необходимым  условием  гармоничного  развития   личности  школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу  высокой учебной нагрузки в школе и дома и других  причин  у большинства  школьников отмечается дефицит в  режиме  дня, недостаточная  двигательная  активность,  обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать  ряд  серьёзных изменений в организме школьника.

  Школьникам не только  приходится  ограничивать  свою  естественную

двигательную активность, но и длительное время  поддерживать  неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

  Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем  организма  школьника,  особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении  дыхание становится  менее глубоким,  обмен  веществ  понижается,  происходит застой  крови  в  нижних 

конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно

 мозга:  снижается  внимание,  ослабляется   память,  нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

   Отрицательные  последствие  гипокинезии  проявляется  так  же сопротивляемости  молодого  организма  к простудным  и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы.

Физические упражнения стимулируют физиологические процессы в организме через нервный и гуморальный механизмы. Мышечная деятельность повышает тонус ЦНС, изменяет функцию внутренних органов и особенно системы кровообращения и дыхания по механизму моторно-висцеральных рефлексов. Усиливаются воздействия на мышцу сердца, сосудистую систему и экстракардиальные факторы кровообращения; усиливается регулирующее влияние норковых и подкорковых центров на сосудистую систему. Физические упражнения обеспечивают более совершенную легочную вентиляцию и постоянства напряжения углекислоты в артериальной крови.

Физические упражнения осуществляются с одновременным участием и психической, и физической сферы человека. Основой в методе лечебной физкультуры является процесс дозированной тренировки, который развивает адаптационные способности организма.

Под воздействием физических упражнений нормализуется состояние основных нервных процессов - повышается возбудимость при усилении процессов торможения, развиваются тормозные реакции при патологически, выраженной повышенной возбудимости. Физические упражнения формируют новый, динамический стереотип, что способствует уменьшению или исчезновению патологических проявлений.

Поступающие в кровь продукты деятельности желез внутренней секреции (гормоны), продукты мышечной деятельности вызывают сдвиги в гуморальной среде организма. Гуморальный механизм во влиянии физических упражнений является вторичным и осуществляется под контролем нервной системы.

Физические упражнения:

- стимулируют обмен веществ, тканевый обмен, эндокринную систему;

- повышая иммунобиологические свойства, ферментативную активность, способствуют устойчивости организма к заболеваниям;

- положительно влияют на психоэмоциональную сферу,

- улучшая настроение;

- оказывают на организм тонизирующее, трофическое, нормализующее влияние и формируют компенсаторные функции.

(В ПРИЗЕНТАЦИЮ и приложение)

Значение некоторых групп упражнений.

Группа упражнений	Воздействие упражнений на организм

Ходьба, лёгкий бег.	Умеренное разогревание организма.

Упражнения в подтягивании.	Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника.

Упражнения для ног (приседания, выпады).	Укрепление мышц, увеличение подвижности суставов и улучшение кровообращения.

Упражнения для рук и плечевого пояса.	Увеличение подвижности, укрепление мышц.

Упражнения для мышц туловища (наклоны вперед, в сторону, круговые движения).	Развитие гибкости, подвижности позвоночника, укрепление мышц, улучшение деятельности внутренних органов.

Маховые упражнения для рук и ног.	Развитие гибкости, подвижности суставов, усиление деятельности органов кровообращения и дыхания.

Упражнения для мышц брюшного пресса, тазового дна, боковых мышц.	Укрепление мышц.

Бег, прыжки, подскоки.	Укрепление мышц, повышение общего обмена веществ.

Заключительные упражнения.	Успокаивающее воздействие, приближение деятельности организма к обычному ритму.

Организм человека состоит из отдельных органов, выполняющих свойственные им функции. Различают группы органов, выполняющих совместно общие функции, - системы органов. Из внешней среды организм получает все необходимые для жизнедеятельности и развития вещества, вместе с тем он получает поток раздражителей (температура, влажность, солнечная радиация, производственные вредные воздействия и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).

Нормальное существование человека в этих условиях возможно только в том случае, если организм своевременно реагирует на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями.

Физические упражнения становятся регулятором, который обеспечивает управление жизненными процессами и сохранение постоянства внутренней среды. А это означает, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдых, но и как средство сохранения и укрепления здоровья.

  Физические  упражнения  так же способствуют  хорошей   работе   органов пищеварения,   помогая   перевариванию   и   усвоению   пищи,  активизируют деятельность  печени  и  почек,   улучшают  деятельность желез  внутренней    секреции:  щитовидной,  половых,  надпочечников,  играющих огромную  роль  в  росте  и развитии молодого организма.

            Под   влиянием   физических   нагрузок   увеличивается   частота

сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее,  повышается  выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка  системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы  в кровоток   включается  и  та  кровь,  которая  в спокойном   состоянии   не циркулирует  по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови  не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

Недостаточная двигательная активность создает неестественные условия для жизнедеятельности человека, отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма человека, может явиться одной из главных причин заболеваний внутренних органов сердечно-сосудистой и эндокринной систем организма. Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличивается риск возникновения заболеваний.

В экспериментальных исследования ученых доказано, что физические упражнения вызывают усиление расхода энергии, но при сбалансированном питании, правильной организации отдыха происходит ее суперкомпенсация. Повышается выносливость, усиливаются мышечные структуры (растет масса мышц), организм становится в функциональном отношении более экономичным.  Резервные силы организма возрастают, то есть организм не изнашивается от увеличения физических нагрузок (разумеется, не чрезмерных, а соответствующих полу и степени подготовленности занимающихся), а обновляется. 

Разумное сочетание труда, отдыха, нормализация сна и питания, отказ от вредных привычек, систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма ко многим факторам.

Подросток, ведущий подвижный образ жизни, систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнить больше значительной работы, чем подросток, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями организма.

Физические упражнения в умеренной степени стимулируют процессы обмена, дыхания, кровообращения, оказывает общеукрепляющее влияние на весь организм в целом. Так же занятия физическими упражнениями развивает мускулатуру тела, тренирует сердечно-сосудистую систему, улучшает обменные процессы во всем организме.













1.1. Возрастные особенности подростков

В этом возрасте начинается половое созревание, которое характеризуется значительными изменениями во всем организме подростка. Тело интенсивно растет в длину, главным образом за счет трубчатых костей конечностей (подросток может прибавлять в росте до8-10 см в год). Рост тела в ширину отстает, то есть мышцы растут медленнее чем кости. Происходит и рост мышечной силы. Исследования показали, что в младшем школьном возрасте ребенок еще не способен длительно поддерживать мышечное усилие, что проявляется в частой смене характера движений, но в подростковом возрасте сила и выносливость мышц увеличиваются.Однако мышцы подростка еще не достигают того развития, которое свойственно мышцам взрослого человека. Мышечные волокна дифференцируются лишь к 17 годам (по данным В. И. Пузик).

Гормоны роста действуют на хрящевую ткань ребенка, заставляя тем самым клетки усиленно делиться. Отсюда резкий скачок в росте, пропорции тела меняются, руки, ноги вытягиваются.Костная система развивается в связи с ростом и развитием всего организма подростка. Она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей, что влечет кразного рода искривлениям, ненормальному развитию частей скелета, если для этого создаются неблагоприятные условия в учебной, трудовой и игровой деятельности. Чаще всего такого рода дефекты возникают от неправильного положения тела при ходьбе (неправильная осанка), сидении (неправильная поза) во время учебных занятий, или от чрезмерной перегрузки, а также при увлечении каким-нибудь одним видом гимнастических упражнений. Следует опасаться разного рода ушибов, резких движений, сотрясений.

Способность подростка к координации понижена, и нередко его движения неуклюжи и угловаты. С другой стороны, отмечается, что подросток может произвольно управлять своими движениями и неловкость, порожденная указанными особенностями его развития, корригируется воспитанием. Поэтому физическому воспитанию подростка следует придавать большое значение.

Применять физические упражнения в занятиях для этого возраста нужно очень осторожно, так как увлечение ими может вредно отразиться на правильном росте костей, окостенение которых еще продолжается, а также на состоянии сердечно-сосудистой системы.

Сердечно-сосудистая система у подростков развивается неравномерно. В частности, наблюдается более быстрый рост сердца в сравнении с ростом артериальных сосудов. Поэтому большой объем сердца (по отношению к просвету артерий) затрудняет кровообращение и повышает давление крови. Эти особенности в развитии организма подростка требуют, чтобы тренер осторожно пользовался упражнениями.

В возрасте 13-14 лет не может быть и речи о спортивной специализации. Основная задача каждого спортивного педагога, работающего с подростками,-содействовать развитию растущего организма, применяя соответствующие этому возрасту средства и методы физического воспитания и заботясь о том, чтобы занятия были увлекательными. Именно с 13-14 лет прививается интерес к спорту. 

Вместе со значительными физиологическими изменениями в подростковом возрасте происходят глубокие изменения и во всем психологическом складе формирующейся личности подростка.

В отличии от детей младших школьных возрастов, подросток более организован, он научился  работать в коллективе и подчиняться его требованиям и традициям, он проявляет более целеустремленную активность. Подросток интересуется уже не столько самим процессом спортивной подготовки, сколько ее результатами. Занимаясь каким либо спортом, он хочет видеть свои спортивные достижения и прогресс в них.

В подростковом возрасте наблюдается некоторое непостоянство характера выработки тормозных реакций. С одной стороны, процессы возбуждения иногда настолько преобладают, что подросток бывает не в состоянии затормозить нежелательное действие, сдержать себя. Процессы возбуждения протекают бурно, резко, но и быстро проходят. С другой стороны, подросток может иногда и при сильном возбуждении владеть собой и своим поведением, особенно когда это имеет соответствующую общественную мотивацию.

Подросток легко увлекается  деятельностью, в которой он видит конкретные результаты, но с трудом выполняет работу, цели которой слишком отдалены. Поэтому, занимаясь с подростками, необходимо иметь четкий план работы, разделенные на кратковременные периоды. Результаты и достижения следует систематически учитывать и доводить до сведения занимающихся. Тренер как можно чаще должен давать каждому обучающемуся оценку усвоенных им элементов техники и тактики, указывать, как исправить те или иные ошибки.

Необходимо также следить за тем, чтобы физические упражнения, отличающиеся особой эмоциональностью, не отвлекали подростка от других полезных для его возраста интересов, не мешал его школьным занятиям, а, наоборот побуждал его учиться лучше.

Большое стремление к самостоятельности, свойственное подростку, не всегда соответствует его реальным возможностям, и потому при занятиях физическими упражнениями необходимо внимательно относиться ко всем начинаниям подростка. 

Рост силы и выносливости создает условия для включения подростка в трудовую деятельность, хотя следует оговориться, что эти возможности, по крайней мере у младшего подростка, еще ограничены. Его неокрепший и быстро развивающийся организм необходимо щадить. Подросток быстро утомляется, и непосильная работа может надорвать его силы.

Относясь с повышенной требовательностью к окружающим, подросток часто не замечает собственных недостатков, не всегда умеет правильно оценивать свои силы и по достоинству оценивать преимущества и недостатки товарищей. 

В этом возрасте довольно быстро усваиваются и совершенствуются сложные движения, особенно эффективно обучение и самообучение трудовым и спортивным движениям. В частности, подросток легко овладевает ездой на велосипеде, лыжах, коньках, быстро усваивает сложные прыжки, па танца, координацию движений при плавании. Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.

Если тренер заметит, что занимающийся не правильно выполняет какие это элементы движений и другие элементы техники, он обязан позаботиться о том, чтобы привить интерес к правильным, точным движениям, постоянное стремление улучшать свою спортивную технику, усвоение которой требует внимательности и терпения.

Тренер в ходе занятий должен внимательно наблюдать за влиянием упражнений на состояние занимающихся и применять упражнения так, чтобы они не вызывали переутомления.

Следует добавить, что подростки драчливы, проявляют элементы жестокости и агрессивности, могут попасть под чужое влияние, попасть в уличные преступные группировки, то есть подвержены внушаемости и ведомости. В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению, воровству, обмануть и т.д.). Подростки порой не дисциплинированны, энергичны, тревожны, очень активны, правда эта активность может уступить место утомляемости. У многих подростков наблюдается завышенная самооценка своих возможностей («я все могу сделать сам»), эгоистическое самоутверждение, при котором ребенок радуется, если у одноклассника неприятности, если одноклассник оказался униженным или менее успешным чем он. Подростки очень ранимы и обидчивы. 

Нельзя не упомянуть и вопрос о взаимоотношениях между подростками и учителями, тренерами, родителями. Положение педагога само по себе не гарантирует уважительного отношения со стороны подростков, и наставник должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить такое к себе уважение. От того, как педагог, сможет проявить себя при работе с подростками, зависит их отношение к нему в процессе дальнейшего обучения. Строгость нужна, но ее следует сочетать с настойчивостью, вежливостью и занимательностью изложения нового материала.

Американский психолог Стивен Холл еще в начале XX века, подробно осветил эту тему. Подростковый возраст он относил к переходному, промежуточному периоду развития, периоду «бури и натиска», а содержание подросткового возраста он охарактеризовал как «кризис самосознания». Только преодолев этот кризис, подросток приобретает «чувство индивидуальности». А пока это не наступило, он будет находиться в состоянии поиска своего «я», ему будет присуща неустойчивость, которая проявляется в следующих моментах: высокая активность сменяется ослаблением, самоуверенность сменяется застенчивостью, эгоизм может переходить в альтруизм, веселое, приподнятое настроение сменяется апатией, спокойная сосредоточенность вдруг переходит в бесконечные рассуждения, стремление к новациям может уступить место любви к рутине и т.д.

Немецкий философ и психолог Э. Шпранглер выделяет и описывает три типа развития подросткового возраста. Первый тип развития - это «подростковый кризис», когда ребенок переживает свой возраст, как «второе рождение». Второй тип развития отличает стабильный и постепенный рост, когда ребенок плавно приобщается к «взрослой деятельности». Третий тип развития представляет собой более активное и сознательно направляемое самим индивидом самовоспитание, преодоление усилием воли, собственных недостатков, в том числе тревоги, кризисных проявлений, а также более ясное осознание своей индивидуальности.

По словам Б.Ц. Бадмаева, «подростковый возраст самый трудный для учителей и родителей, самый критический для самих подростков. Девиантное поведение подростков приносит много хлопот не только непосредственным воспитателям - учителям, но и всей воспитательно-образовательной и правоохранительной системе. И у медицины тут есть проблемы, связанные с нервно-психическими расстройствами подростков, наркоманией, сексуальными отношениями и т.д.».

Переход к периоду подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название «подросткового кризиса», когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами.

Одной из возрастных особенностей подростков является повышенная утомляемость. Ученый Г.Г. Шахвердов, много лет изучавший особенности протекания физиологической перестройки организма, находит следующие причины возникновения этой проблемы: «У подростка более интенсивно функционируют гипофиз, щитовидная железа и половые железы. Передняя доля гипофиза стимулирует рост организма в длину и вместе с щитовидной железой усиливает обмен веществ в организме». «Сердечно-сосудистая система еще не достаточно совершенна. В среднем школьном возрасте в связи с общим ростом тела в длину наблюдается интенсивный рост всей сердечно-сосудистой системы при некотором несоответствии в росте сердца и сосудов». «В самом начале этого возраста рост сердца несколько задерживается, кровяное давление понижается, что сопровождается часто общим малокровием, и, в частности, малокровием мозга, вялостью и повышенной утомляемостью». Именно в этом возрасте происходит все большее расходование энергии, которые не могут остаться без определенных последствий. Отсюда напрашивается вывод о том, что даже обычные нагрузки приводят к переутомлению.

К. Д. Ушинский в работе «Человек как предмет воспитания» указывал, что педагог, стремящийся воспитывать человека должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях. «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить».

В 60-е годы XX века Д. Б. Эльконин высказал гипотезу о том, что «нет оснований для абсолютизации существующей схемы возрастов, основанной на среднестатистических возрастных нормах развития, для превращения их в некий инвариант любого возможного пути умственного развития. Эта схема отражает лишь вполне определенный и конкретный путь умственного развития детей, протекающего в конкретно-исторических формах…».

Психическая деятельность человека носит опосредованный характер. Поэтому индивидуально-возрастные особенности подростков опосредованы культурно-исторической средой, в которой они живут и развиваются, с вытекающими из нее условиями обучения и воспитания, носят временно пространственный характер. Исследования Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова показали, что при изменении условий обучения, меняются возрастные границы и формы психического развития детей.

Оригинальную концепцию возрастного подхода разработала Л.И. Божович, которая опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие о социальной ситуации развития. Фундаментальным является сформированный ею тезис о том, что подлинно возрастной подход предполагает не только учет тех свойств, которые ярко проявляются на данном возрастном этапе, но и опору на те особенности, которые еще не полностью проявились на данной ступени развития, которым принадлежит будущее. С точки зрения Л.И. Божович, возрастной подход - это воспитание ребенка с учетом перспектив его развития.

Индивидуально-возрастное развитие характеризуется необратимостью своих процессов. На каждом новом витке развития реализуются результаты предыдущего этапа.

Внутренней движущей силой процесса развития является единство борющихся противоположностей. Разрешение внутренних противоречий и приводит через скачок к новому этапу развития. Результатом индивидуально-возрастного развития на каждом этапе является формирование психических новообразований, которые представляют собой качественно новый способ функционирования психики, личности, а раскрытие их субстратных характеристик позволяют прогнозировать ход развития личности. 

Подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 14-15 лет. Писательница Елена Кононенко правдиво охарактеризовала сложность и противоречивость подросткового возраста: “Человек уже не ребенок, хотя подчас ходит в коротких штанах и охотно заглядывается на витрины игрушек. И человек еще не юноша, хотя уже дерзает критически мыслить строить планы своего будущего”. А вот, что написал о подростковом возрасте, главный редактор “Семьи и школы” Н. Монахов: “Подрастают дети, сложнее становится их жизнь и уже не все в ней открыто нам. Новые друзья и увлечения, интересы и занятия – как разобраться, как отнестись ко всему этому? Только с уважением. Подростковая пора испытывает и взрослых, и самого подростка – что накоплено, что создано в предшествующие годы? Опыт сотрудничества, соучасти.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%