VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации средств формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014103
Тема: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации средств формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза
Содержание
Введение

Нередко жизнь человека в обществе ставит его в ситуации «экзаменов», при которых ему приходится доказывать свою социальную компетентность, самостоятельность, уровень интеллекта. В таких ситуациях люди обычно испытывают стресс. Признаки экзаменационного стресса мы можем встретить у учеников школы перед контрольными работами, у студентов во время сессии, у кандидатов в водители, сдающих на права, у специалиста, впервые устраивающегося на работу. Довольно яркий пример «экзаменационного стресса» можно увидеть в каждом учебном заведении в период сессии. Бессонница, снижение аппетита, тахикардия, дрожь в конечностях, тревога - это характерные признаки проявления страха перед экзаменами. Стресс возникает, в основном, из-за большого количества новой информации, конфликта с преподавателем, трудностей, связанных с неуспеваемостью, а также нехваткой времени в период сессии. Это оказывает влияние на психологическое и физическое состояние молодого человека. В период обучения в вузе возникает потребность в сохранении психического здоровья студентов. К сожалению, в наше время эта проблема является актуальной.
Долгие годы исследования экзаменационного стресса показали, что негативное влияние этого процесса на организм и психику человека сильно недооценивают. В последние годы были проведены исследования, по результатам которых установили, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и др.Недавняя работа ученых из медицинской школы Хьюстона (США) показала, что под влиянием этого страха у некоторых студентов возникают генетические нарушения, повышающие риск развития рака. По результатам исследований отечественных авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся тахикардией, повышением артериального давления и дисбалансом отделов вегетативной нервной системы.
Американский психофизиолог Уолтер Кеннон (1871-1945 гг.) в 1914г. впервые ввел в физиологию и психологию термин «стресс». В 1946 году Ганс Селье начал систематически использовать термин «стресс», дальнейшее освещение данный термин получил в трудах З. Фрейда, Э. Дюркгейма, Д. Б. Уотсона, Э. Торндайка. Наряду с термином «стресс» сегодня часто употребляется понятие «эмоциональный стресс». Этим термином обозначают разнообразные состояния организма и личности: от состояний, находящихся в пределах границ физиологического и психологического напряжения, до состояний на грани патологии, развивающихся как следствие долговременного или многократного эмоционального напряжения.
На сегодняшний день большое количество трудов посвящено исследованию стресса, среди них - исследования казахстанских ученых: Ж. Аймаутовой, Т. Т. Тажибаевым, М. М. Мукановым, Е. Жанабаевым, Ж. О. Умбетовой, К. Б. Жарикбаевым.
В науке существуют разные представления о сущности стресса, его теории и модели очень отличаются. В этой сфере нет общепринятой терминологии. И определения стресса часто очень сильно различаются. Такие понятия как тревога и напряжение тоже связаны с термином «стресс». Ч. Д. Спилбергер утверждал, что при восприятии определенных раздражителей или ситуаций как несущих в себе реальные или потенциальные элементы опасности, угрозы или вреда, у индивида возникает состояние тревоги. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому человек подвергается. Предрасположенность к такому виду эмоциональной реактивности определяется как личностная тревожность.
Для исследования стресса важным является не только четкая дифференциация понятий стресса и состояния тревоги, но и обращать внимание на понятие угрозы как психологической реальности. Ч.Д. Спилбергер предложил применять термины «стресс» и «угроза» для обозначения разных аспектов временной последовательности событий, которые проявляются в состоянии тревоги. С точки зрения автора, понятие «стресс» необходимо использовать для соотнесения с условиями-стимулами, которые порождают стрессовую реакцию, с факторами, вызывающими эмоциональные реакции, а также с моторно-поведенческими и физиологическими изменениями.
Таким образом, в последнее время проблема стресса приобретает новый аспект. Изучение проблемы стресса перемещается в психическую сферу, в основе которой лежат эмоциональные переживания человека. Н. Д. Левитов, исследуя психические состояния, характеризовал эмоциональные состояния как фон, на котором протекает вся психическая деятельность и зависящий от отражаемых предметов и явлений окружающего мира, предыдущих состояний и индивидуальных особенностей человека.
Устойчивое поведение людей в условиях стресса («стрессоустойчивость») является основой психологических факторов обеспечения надежности, продуктивности и достижению успеха в профессиональной деятельности как самостоятельной, так и групповой.
Устойчивость к стрессу – важное условие для сохранения эффективности работы, продуктивного взаимодействия с окружающими и внутренней гармонии человека в трудных, стрессовых условиях. Прежде всего, при изучении стрессоустойчивости требуется определить это понятие.
Стрессоустойчивость, в интерпретации Б.X. Варданяна, это «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [14, с. 242].
Наиболее точное, с нашей точки зрения, определение стрессоустойчивости предлагает П.Б. Зильберман, это - «интегративное свойство личности, характеризующееся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности, обеспечивающих оптимальное успешное достижение цели деятельности в напряжённой обстановке» [52, с. 8].
Тем не менее, более подробное, с нашей позиции, понятие стрессоустойчивости дает В.А. Бодров. Он описывает его, как интегративное свойство человека, характеризующее: во-первых, степень его адаптации к воздействию экстремальных факторов среды (внешней и внутренней) и деятельности; во-вторых, определяющее уровень функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях; и, в-третьих, проявляющееся в активации функциональных ресурсов организма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности [10, с. 301].
В повседневной жизни каждый сталкивается со стрессорами разной силы. Однако, существуют возрастные периоды, когда сила стрессовых ситуаций и их частота очень высока. К таким периодам относится юношеский возраст.
В юношеском возрасте начинается формирование важных стабилизирующих внутриличностных структур, которые в будующем опосредуют специфику жизненного пути человека, его планы на жизнь, уровень профессиональных достижений, самосознания и самоотношения, готовность к семейной жизни. Мы говорим о развитии ключевых компонентов стрессоустойчивости (личностная рефлексия, локус контроля, социальный интеллект, мотивационно-потребностная сфера).  Между тем, развитие этих личностных структур протекает неравномерно и отличается специфичностью и своеобразием. В связи с этим личность в этом возрасте является неустойчивой, это повышает вероятность возникновения стрессовых ситуаций [17, с. 2].
Так, анализ актуальности и психолого-педагогической литературы по данной теме позволили выделить следующие противоречия:
- между необходимостью обеспечения максимальной эффективности учебной деятельности студентов и наличием субъективно-психологических факторов, одним из которых являются стрессовые состояния, снижающие ее;
- между объективно существующей социальной потребностью в личности студента, обладающей стрессоустойчивостью в учебной деятельности, и наличием эмоционально значимых стрессорных факторов, снижающих ее эффективность, одним из которых является экзаменационный стресс;
- между необходимостью формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии и недостаточной реализацией научно-методического инструментария данной проблемы в практике высшего педагогического образования.
Необходимость разрешения названных противоречий, выявления и более полного осознания средств, влияющих на возникновение экзаменационного стресса, обусловила выбор темы данного исследования. Его проблема заключается в выявлении эффективных средств формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации средств формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза.
Объект исследования: процесс формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза.
Предмет исследования: средства формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза.
В ходе исследования, опираясь на цель и предмет, была сформулирована гипотеза: формированию стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии, возможно, будут способствовать тренинговые занятия, направленные на: снижение уровня напряжения конфронтационного копинга; повышение уровня дистанцирования, самоконтроля; повышение уровняпоиска социальной поддержки; повышение уровня принятия ответственности; снижение уровня проявления стремления и поведенческих усилий, направленных к бегству или избеганию проблемы; формирование аналитического подхода к проблеме; повышение уровня личностного развития; повышение уровня органической адаптации или противодействия стрессу; снижение уровня тревожности (волнения).
Задачи исследования:
1.	Проанализировать состояние проблемы формирования стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в психолого-педагогической литературе.
2.	Раскрыть особенности стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии.
3.	Выявить уровень сформированности стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза.
4.	Разработать и реализовать комплекс тренинговых занятий, направленных на формирование стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии; проверить эффективность данной реализации. 
Теоретико-методологическая основа исследования:
- методологические позиции авторов относительно исследования проблемы стресса (Г. Селье, Р. Лазарус, М.Ф. Фролов, В.П. Зинченко, Ю.А. Александровский, О.М. Боканова, А.В. Вальдман, Г.Д. Горбунов, Г.Н. Кассиль, Л.А. Китаев-Смык, Ф.П. Космолинский, Б.Г. Мещеряков, А.Б. Леонова, А.Е. Олынанникова, Ч.Д. Спилбергер, М.Ф. Фролов, Ю.В. Щербатых, R.R. Caplan, S. Cohen, C.L. Сооре, R.D. Holt), особенностей психологических стрессоров (A.M. Зингерман, Л.А. Китаев-Смык, Г.И. Косицкий, А.Г. Кузнецов, В.И. Медведев, Н.И. Наенко, К.К. Платонов, C.A. Разумов, В.В. Суворова, И.М. Фейнгерберг, М. Франкенхойзер и др.), психологические теории стресса и поведения личности в стрессовых ситуациях (Л.И. Анцыферова, О.А. Васильева, Н.В. Вострокнутов, Дж. Гринберг, Л.А. Китаев-Смык, Ф. Меерсон , Г. Селье, В.Ф. Суворова, Ю.В. Щербатых и др.), стрессоустойчивость личности в различных видах деятельности (М.В. Грицаенко, П.Б. Зильберман, В.Л. Марищук, Е.А. Милерян, С.М. Оя, О.А. Черникова, О.П. Карпова, О.В. Лозгачева, А.А. Реан, Ли Канг Хи, В.А. Файвишевский, В.А. Бодров, Т.С. Тихомирова, Л.М. Аболин, Н.И. Бережная, Б.Х. Варданян, СВ. Субботин), психологические особенности юношеского возраста (Л.С. Выготский, Стэнли Холл, Арнольд Гезелл, Жан Вильям Фриц Пиаже, Зигмунд Фрейд, Курт Левин); экзамен как стрессогенный фактор (Ю.В. Щербатых, Л.С. Фаустов, Б.Л. Вяткин, В.А. Доскип, В.В. Плотников, И.М. Щулшенко).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, тестирование: Копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана, адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой; методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин); тест на самооценку стрессоустойчивости личности С. Коухена и Г. Виллиансона; тест на учебный стресс (авторская разработка Ю.В. Щербатых), количественный и качественный анализ результатов исследования, графическое отображение результатов исследования, статистические методы обработки данных (U критерий Манна-Уитни).
База исследования: ИПИ им. П.П. Ершова (филиал ТюмГУ в г. Ишиме). В исследовании принимали участие студенты 4-х курсов педагогического факультета профилей: Психология и социальная педагогика (в дальнейшем - ПиСП) и Дошкольное образование (в дальнейшем -ДО) в количестве 34 человек (экспериментальная группа –ПиСП, 17 человек; контрольная группа – ДО, 17 человек).
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – постановочный (апрель, 2017г. – май, 2017г.) выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап – собственно-исследовательский (июнь, 2017г. – январь, 2018г.) – изучение уровней сформированности стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза с помощью диагностических методик, разработка комплекса тренинговых занятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы, проведение контрольного эксперимента.
Третий этап – интерпретационно-оформительский (февраль, 2018г. - июнь, 2018г.) –обработка и систематизация материала, формулирование выводов и оформление результатов исследования.
Научная и теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «стресс» применительно к студентам педагогического вуза; раскрытии особенностей стрессоустойчивости у студентов в период экзаменационной сессии; разработке, научном и теоретическом обосновании, и экспериментальной проверке эффективности использования средств формирования стрессоустойчивости (комплекса тренинговых занятий) у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии. 
Практическая значимость исследования заключается в использовании результатов исследования в работе педагогов-психологов, преподавателей педагогического вуза для формирования стрессоустойчивости у студентов и совершенствования образовательного процесса в целом.
Апробация работы: были опубликованы статьи:
- в сборнике научных материалов IV Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием «Проблемы и перспективы развития гуманитарных наук и образования в XXI веке»;названиестатьи: «Исследование стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии»;
- в сборнике статей IV Международной научно-практической конференции «Результаты современных научных исследований и разработок», состоявшейся 12 мая 2018г. в г. Пенза; название статьи: «Диагностика уровней стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 59 наименований литературных источников, 18 приложений. Работа содержит 9 таблиц, 10 рисунков.
Объем работы составляет 136 страниц печатного текста в компьютерной обработке.
	






ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

1.1. ФЕНОМЕН СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
На протяжении долгих лет является актуальным исследование проблем стрессоустойчивости личности. Над изучением этого вопроса работают такие ученые, как Л.И. Анциферова, Н.Б. Витт, Л.В. Куликов, Е.Л. Щербаков. 
Изучение стресса в настоящее время имеет междисциплинарную направленность, которая включает обширный спектр методов из разных наук: от биохимии до социологии. Феномены, психологические особенности и закономерности проявления стресса на разных уровнях регуляции обладают достаточно выраженными специфическими особенностями. Возникновение стресса происходит из-за того, что адаптивные возможности не соответствуют силе воздействующего стрессора. Большая часть стрессоров может выходить за пределы адаптивных возможностей личности. Стресс могут вызвать сенсорная депривация, информационный голод или информационная перегрузка, монотонная трудовая деятельность, стремительная динамика перемен. Вместе с тем, довольно часто стрессовое состояние порождается внутренними факторами - например, выраженной дисгармонией личности. 
Индивидуальные свойства личности вызывают субъективный стресс, а затем в ситуации человек начинает обращать внимание на обстоятельства, которые усиливают его состояние.  
Стрессоустойчивость как особый феномен, требует комплексного анализа с точки зрения нескольких наук. Это обстоятельство обусловлено сложностью структуры анализируемого явления.
С позиции А.П. Катунина, стрессоустойчивость является сложным по структуре феноменом. К тому же на ее структуру огромное воздействие оказывает характер деятельности индивида. Каждый структурный компонент находится в особойвзаимосвязи, что способствует возникновению компенсации слабой выраженности одних элементов за счет большей развитости других [26, с. 245].
Также к стрессоустойчивости приравнивают эмоциональную стабильность и способность контролировать свои эмоции (Е.А. Милерян); возможность выдерживать тяжелые нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях (Н.Н. Данилова); возможность справляться с эмоциональным возбуждением при выполнении сложной деятельности (В.Л. Марищук); свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии (В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов); стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач (О.А. Черникова); устойчивое преобладание положительных эмоций (А.Е. Ольшанникова).
В качестве основы стрессоустойчивости психологи (Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев) рассматривают саморегуляцию человека, состоящюю из определенных элементов (О.А. Конопкин) и стилистически разнообразную (Л.Г. Дикая, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев). Другие авторы (Д. Амирхан, Р. Лазарус, Л. Мерфи, Н. Сирота, С. Фолкман) причисляют к данной характеристике разные когнитивнообусловленные механизмы преодоления стресса(копинг-механизмы) и механизмы психологической защиты (Н. Хаан). Копинг-механизмы выражаются в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах человека в виде различных копинг-стратегий: противостоящего совладания, дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия ответственности, избегания, планового решения проблемы, позитивной переоценки (Р. Лазарус, С. Фолкман). К тому же это копинг-стратегии решения проблемы, поиска социальной поддержки, избегания проблемы (Д. Амирхан).
Поскольку копинг-стратегии являются механизмами психологического приспособления человека в условиях стресса, нужно более подробно их изучить.
Впервые понятие копингов в психологии ввели Р. Лазарус и С. Фолкман в рамках транзактной модели стресса. В соответствии с этой моделью, стресс и переживаемые эмоции являются следствием взаимодействия процессов среды и человека. Постепенно в определение «копинг» стали входить приёмы преодоления не только чрезмерных и превышающихресурсы человека требований, но и ежедневных стрессовых ситуаций. Сущность понятия «копинг» при этом осталась той же - это поведенческие когнитивные усилия, используемые людьми, чтобы справиться с требованиями в ситуациях взаимодействия человека и среды (Фрайденберг, 2000). 
А. Биллингс и Р. Мосс утверждают, что копинг обусловлен устойчивыми качествами личности, которые позволяют реагировать на стрессовые ситуации особым образом. Эти качества определяют выбор поведения человека в ситуации стресса. Авторывыделяют три способа преодоления стрессовой ситуации: оценка ситуации, вмешательство в ситуацию, избегание [55, с. 877].
Анализируя наиболее используемые определения копинг-поведения, можно заключить, что это  постоянно меняющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями, оцениваемые им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы; как социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), которые помогают человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации через осознанные стратегии действий.
Постепенно понятие «копинг-поведение» начали употреблять для описания поведения человека в кризисные периоды жизни, а в дальнейшем и в условиях хронических стрессоров и в повседневной жизни.
Копинг-поведение контролируется путем реализации копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов.
«Копинг-стратегии» (от англ. to cope with - справляться с чем-либо, совладать) - сознательно используемые человеком приемы совладания с трудными ситуациями, состояниями и порождающими их условиями» - так истолковано это понятие в психологическом словаре.
Так как интерес к копинг-стратегиям зародился в психологической науке относительно недавно и сам феномен совладания с трудностями является сложным, предлагаются разные классификации.
Р. Лазарус и С. Фолкман предложили бинарную классификацию копинг-стратегий, разделив их по направленности: а) проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий); б) эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия) [56, с. 312].
Р. Мосс и Д. Шеффер определили три вида стратегий: 1) направленные на оценку (установление значения ситуации для самого субъекта); 2) направленные на проблему (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса); 3) направленные на эмоции (управление чувствами и поддержание эмоционального состояния) [58, с. 14].
Л. Перлин и С. Шулер предложили похожую классификацию, выделив в ней следующие стратегии: 1) стратегия изменения способа видения проблемы; 2) стратегия изменения проблемы; 3) стратегия управления эмоциями.
Последние две классификации в значительной степени повторяют классификацию Р. Лазаруса и С. Фолкман. Наряду с этим авторы этих классификаций выделяют в копинг-стратегии «направленность на проблему» действия двух типов: когнитивные («направленность на оценку» и «изменение способа видения проблемы», соответственно) и поведенческие («направленность на проблему» и «изменение проблемы», соответственно).
Кроме описанных нами выше классификаций, которые предлагают бинарное разделение копинг-стратегий по принципу «работа с проблемой» / «работа с отношением к проблеме», есть такие, где копинг-стратегии разделяются в зависимости от преобладающих процессов (когнитивных, поведенческих, эмоциональных), которые лежат в их основе. К примеру, выделенные И.М. Никольской и Р.М. Грановской три больших группы копинг-стратегий, проходят на таких уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного и познание [39, с. 342].
Существуют классификации, которые касаются лишь одного процесса. Так, например, Е. Коплик, изучая лишь когнитивные копинг-стратегии, предлагает бинарную классификацию: стратегия поиска информации и стратегия закрытости для информации [34, с. 75].
Копинг-стратегии, с точки зрения некоторых исследователей, лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные (эффективные) и дисфункциональные (неэффективные) способы совладания. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, при помощи других или без неё, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных копинг-стратегий. Дисфункциональные копинг-стили в литературе принято называть «избегающим копингом».
Например, Э. Фрайденберг и Р. Льюис предложили классификацию, состоящюю из трех категорий, в которых сгруппированы 18 стратегий:
- обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, это могут быть сверстники, родители или кто-то ещё);
- непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией);
- продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус) [57, С. 731].
То, что делает индивид, для преодоления стрессаразличают несколько уровней обобщенности копинг действия, копинг-стратегии, копинг-стили, копинг-поведение. Копинг действия (то, что индивид чувствует, думает или делает) нередко группируются в копинг-стратегии - средства управления стрессовым фактором, возникающие как ответ личности на воспринимаемую угрозу. Стратегии, в свою очередь, группируются в копинг-стили. В некоторых случаях понятия «копинг действия» и «копинг-стратегии» используются как тождественные, одновременно копинг-стили относятся к действиям или стратегиям, используемые индивидом для преодоления стресса. 
Так, для того чтобы справиться со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе личного жизненного опыта и психологических резервов - копинг-ресурсов - относительно стабильных характеристик людей и стресса, которые способствуют развитию средств его преодоления.
В развитии стрессоустойчивости выделяют три этапа.
Первый этап заключается в интерпретации и оценке ситуации, личностных возможностей и возможностей организма, соотнесение требований ситуации с возможностями личности.  
Второй этап развития стрессоустойчивости состоит в оценке стрессовых изменений в организме.  
Самым важным, третьим, этапом является процесс адаптации. В нем основным становится одно из направлений: противодействие, приспособление, уход от стрессогенного воздействия. 
Любой человек имеет право выбрать направление реагирования и поведения, однако степень свободы выбора ограничивается спецификой стрессогенной ситуации.  
Некоторые ученые, которые изучают эту проблему, говорят о связи стрессоустойчивости со свойствами темперамента - эмоциональной устойчивостью. Так, В.Л. Марищук рассматривает эмоциональную устойчивость как способность личности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения во время выполнения сложной деятельности. В.А. Плахтиенко и Н.И. Блудов интерпретируют понятие эмоциональной устойчивости как «свойство темперамента, которое дает возможность надежно выполнять задачи жизнедеятельности за счет оптимального использования резервов эмоциональной энергии» [8, с. 14].
Ряд современных авторов исследуют стрессоустойчивость в структуре готовности человека к деятельности в напряженных, сложных ситуациях. Итак, П.Б. Зильберман трактует определение стрессоустойчивости следующим образом: « это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [23, с. 139].
Таким образом, нами были проанализированы взгляды ученых Ю.В. Щербатых, В.Л. Марищук, В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудова, Р. Лазаруса, С. Фолкмана и многих других на проблему стрессоустойчивости в психолого-педагогической литературе.
В своей работе мы будем ссылаться на определение стрессоустойчивости, данное В.А. Бодровым. 
Стрессоустойчивость - это интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида и проявляется в показателях его функционального состояния.
Каждый человек справляется со стрессом по-своему, в зависимости от личностных особенностей. Психологи главной частью стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных элементов и стилистически разнообразна.
В следующем параграфе мы рассмотрим, как экзаменационная сессия влияет на развитие стресса у студентов.
1.2. ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ
Жизнь студента наполнена напряжением, волнительными ситуациями и переживаниями. Стресс возникает в основном из-за большого количества новой информации, конфликта с преподавателем, трудностей, связанных с неуспеваемостью, а также нехваткой времени в период экзаменационной сессии. В целях успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два фактора: теоретическую и психологическую подготовку студентов. Однако, лишь при работе по этим двум направлениям студент может рассчитывать, с одной стороны, на хорошие и твердые знания по изучаемому предмету, а, с другой, - на получение высоких оценок во время экзаменационной сессии.
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение обучаемых [53, с. 111].
Как правило, под экзаменационным стрессом подразумевают состояние человека сдающего экзамен, но в действительности этот процесс занимает довольно-таки длительное время. Исследования показывают, что экзаменационный стресс возникает в тот момента, когда студент понимает, что в скором времени ему нужно будет сдавать экзамен. Актуализация этой мысли у разных студентов происходит в разные сроки до экзамена: от нескольких дней до самого экзамена. С этого времени начинает нарастать тревожное ожидание экзамена, которое достигает высоких значений в учебной аудитории, где происходит сдача.
Экзаменационная ситуация, которую мы взяли в качестве стрессовой модели, относится по классификации В.Л. Леви к кратковременным стрессорам. Изменения эмоционального и физиологического состояния организма, вызываемые стрессорами, бывают довольно значительными. Экзаменационная сессия протекает на фоне эмоционального напряжения и носит ярко выраженный характер. Психологический опыт и опрос студентов показывает, что большинство из них испытывают наиболее сильное эмоциональное напряжение до и во время сдачи экзаменов. Последствия напряжения остаются и сохраняются определенное время после экзамена.
В повседневной жизни реакция людей на различные ситуации осуществляются в основном автоматически, без особых усилий и напряжения. Но в ситуации стресса необходимо принимать неординарные решения, прилагать необычные усилия, чтобы совладать с угрозой или вызовом, потерей или ущербом. В своих работах многие ученые, например, такие как Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Н.  Сирота, относят к стрессоустойчивости совладающее поведение или копинг-стратегии. 
Как в жизни каждого человека трудности преодолеваются по-разному, так и стратегии совладающего поведения у всех людей – разные. 
Исследование индивидуальных особенностей совладающего поведения личности в стрессовой ситуации в соответствии с его представлениями, о субъективной значимости этой ситуации и психологическими ресурсами в настоящее время достаточно часто как в нашей стране (Р.М. Грановская, Л.И. Дементий, К.И. Корнев, И.М. Никольская, В.М.  Ялтонский), так и за рубежом (Р.С.  Лазарус, Р. Мак Край, Дж. Д.  Паркер, С.  Фолкман). Так, в зарубежной психологии изучение проблемы преодоления трудных жизненных ситуаций на современном этапе идет в трех направлениях: 
- соотношение стиля совладания и контекста ситуации; 
- влияние личностных детерминант на индивидуальное предпочтение копинг-стратегий (П. Коста, Р. МакКрей);  
- влияние когнитивных факторов на способы совладания с жизненными трудностями (Р. Лазарус, С. Фолкман).  
В отечественной психологии в 1990-х впервые появился термин "совладающее поведение", который связан с именами Л.И. Анцыферовой, В.С. Мерлина, К.К. Теплова, Л.И. Уманского. 
Важную роль в становлении индивидуального стиля совладающего поведения еще в подростковом возрасте играет ближайшее социальное окружение, а в большей степени – семья. По мнению Дружининой Ю.А., определенную модель копинг-поведения ребенок усваивает в семье. 
Эффективность копинг-стратегии зависит от: 
-Эффективности копинг-стратегий родителей; 
-Возможности прямо проецировать родительский опыт [31, с. 156].
Копинг-поведением, или совладающим поведением, современная наука называет целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией, используя осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие субъекта с ситуацией – изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю).  Копинг-поведение складывается на основе копинг-ресурсов при помощи копинг-стратегий. Копинг-ресурсы – это совокупность личностных характеристики социальной среды, которая позволяет осуществлять оптимальную адаптацию к стрессовым ситуациям.  Копинг-стратегии (стили совладающего поведения) – реакции личности на стрессовую угрожающую ситуацию [35, с. 72].
Впервые понятие "копинг" было введено Р. Лазарусом и С. Фолкман в рамках транзактной модели стресса. В соответствии с этой моделью, стресс и эмоции возникают, как следствие, из взаимодействия средовых процессов и человека. Относительный смысл эмоций (выгода, потеря, угроза) зависит от контекста ситуации, оценки и важности этой ситуации для индивида, а также от взаимодействия этих факторов, которые Р. Лазарус и С. Фолкман назвали "потоком действий и реакций". 
Совладающее поведение в психоаналитическом подходе описывается как совершенные формы психологической защиты личности. 
Современная наука выделяет три подхода в определении понятия "копинг": 
1. Это один из способов психологической защиты, используемая для снятия напряжения. 
2. Это относительно постоянная предрасположенность реагировать на стресс определенным образом. 
3. Это динамический процесс встречи субъекта с окружающим миром, характеризующийся особенностями их взаимодействия на различных стадиях развития этого процесса. 
Суть понятия «coping» заключена в эффективной адаптации человека к требованиям ситуации. Понятие «coping behavior» (поведение по преодолению, совладающее поведение) используется для характеристики способов поведения человека в различных ситуациях [9, с. 125].
Р. Лазарус и С. Фолкман определили его как «…постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, которые прилагает человек для того, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека» [59, с.34]. Это значит, что требования ситуации необычны; они подвергают человека проверке; требования ситуации превышают ресурсы индивида; им предпринимаются когнитивные и поведенческие усилия, чтобы справиться с требованиями ситуации. Однако авторы этого понятия говорят лишь о попытках, об усилиях человека, то есть о процессе преодоления жизненных трудностей. .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44