- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Выпускная квалификационная работа специалиста патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополнительного образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009572 |
Тема: | Выпускная квалификационная работа специалиста патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополнительного образования |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» Музыкально-педагогический факультет Кафедра народного хорового пения Допущена к защите Зав. кафедрой НХП И. А. Игнатьев «___»____________201 г. Выпускная квалификационная работа специалиста патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополнительного образования специальность 071301 Народное художественное творчество квалификация Художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель Выполнила студентка: группы 510 V курса КФ ОЗО Безгодова Юлия Николаевна Научный руководитель: Краснопольская М.Ю.кандидат педагогических наук, доцент Рецензент:_____________________ ВКРС защищена с оценкой____________________________ Протокол ИГАК №______от «___»________________20___г. Председатель ИГАК__________________________________ Челябинск 2017 Содержание Введение ….4 1. Сущность и понятие патриотического воспитания 2. Особенности патриотического воспитания подростков в условиях учреждения дополнительного образования. 3. Концептуальное обоснование разработки проекта программы клуба «Буревестник», направленной на патриотическое воспитание подростков Заключение Список литературы … Приложение 1 . Приложение 2 Приложение 3………………………………………………………………….. Введение Тема историко-патриотического воспитания подрастающего поколения является значимой на сегодняшний день, так как трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, ведут к изменению представления о патриотизме и содержание самого явления. Важнейшей составной частью воспитательного процесса подрастающего поколения является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Актуальность исследования определяется тем, что проблема формирования патриотической направленности личности подростка обусловлена все возрастающей потребностью нашего общества в подготовке социально активных граждан к участию в дальнейшем общественном преобразовании и необходимостью, в связи с этим, поиска наиболее современных методик воспитания. Сегодня проблема формирования гражданско-патриотического самосознания подрастающего поколения привлекает все большее внимание со стороны общества, что отражается в документах, определяющих государственную политику в этой сфере - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года №273-ФЗ), государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. На основании этих документов разрабатываются региональные программы патриотического воспитания молодежи. Значимость дополнительного образования в патриотическом воспитании детей отражается в Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 №1726-р), в которой система дополнительного образования определяется одним из важных факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения подростков. Цель всей системы дополнительного образования - воспитание в личности потребности в непрерывном совершенствовании, образовании и самообразовании, осознание общественной и личной значимости [72]. Современными исследователями подростковый возраст отмечается как наиболее сензитивный возрастной период для патриотического воспитания. Цель исследования – теоретически обосновать эффективность деятельности учреждений дополнительного образования в патриотическом воспитании подростков, разработать проект программы клуба «Буревестник», направленной на патриотическое воспитание подростков. Объект исследования – Система дополнительного образования. Предмет исследования - патриотическое воспитание подростков в условиях в условиях учреждения дополнительного образования. Гипотеза исследования основывается на том, что формирование патриотической направленности личности подростка в учреждении дополнительного образования будет проходить более успешно, если: - учреждения дополнительного образования будут реализовывать культурно-досуговые программы патриотической направленности, созданные с учетом особенностей процесса патриотического воспитания личности как сложного психолого-педагогического явления с актуализацией к эмоционально-волевой, интеллектуальной, потребностно-мотивационной, побудительной сфер личности; - будут применяться культурно-досуговые технологии, предполагающие включение подростка в личностно-ориентированный и деятельностный воспитательный процесс, раскрывающий условия и содержание патриотической деятельности. Для достижения выдвинутой цели ставятся следующие задачи: * изучить социологическую, культурологическую, психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме; * раскрыть понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание подростков», «учреждение дополнительного образования»; * определить педагогически целесообразные формы, методы и средства патриотического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования на основе функционирования любительских объединений патриотической направленности; * разработать проект программы клуба «Буревестник», направленной на патриотическое воспитание подростков. Теоретической базой исследования выступили работы: К. Д. Ушинского, И. Ф. Харламова, И. Ю. Кулагина, Д. А. Криворотова, Л. И. Котруцы, В. Н. Гагин, А. Н. Вырщиков, В. И. Лутовинова, В. П. Лукьяновой, А.Д. Жаркова, Л.C. Жарковой, Т. Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, В.Я. Суртаева, Ю. А. Стрельцова, В.В.Туева, И.Н. Ерошенкова, Г.Н. Новиковой, Е.И. Смирновой, В.Е. Триодин, Г.Л.Фролова, Ю.Е. Окунева, Ю.М. Шароватов, О. Н.Теньшова, С. В.Павлов, В. Е. Новаторова, В. Е. Мусиной. База исследования: МКУ ДО «Частоозерская школа искусств» Курганской области Структура выпускной квалификационной работы определяется логикой исследования, поставленными целями и задачами и состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. 1. Понятие, сущность патриотического воспитания Современное российское общество и его развитие оценивается как кризисное, что с точки зрения воспитания подрастающего поколения, связано с потерей нравственных ориентиров [34, с.11]. В этих условиях обращение к идее патриотизма может стать той ценностной основой, на которой возможно формирование и развитие личности российского гражданина. В конце XX - начале XXI в. в России в очередной раз на фоне острого социально-экономического и политического кризисов разразился духовный кризис, в частности, кризис патриотических чувств, сознания, поведения. Причинами этого являются такие явления, как: * возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи социальной ситуации; * появление новой системы требований общества личности; * размывание и деградация традиционных ценностей и, как следствие, потеря преемственности поколений; * усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня подрастающего поколения; * переоценка роли обучения и подготовки снижения роли воспитания; * внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей; * забвение отечественной истории, культуры, традиций [41, с.11]. Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования [29, с.405]. Так в Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, уважение к жизни и здоровью человека, правам и свободе личности [123]. Нормативно-правовые акты в сфере образования ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание детей, что предполагает от образовательных учреждений всех уровней усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. В этих условиях утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [99], разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, где сформулирована главная цель - развитие в стране системы, способной обеспечить решение задач по патриотическому воспитанию граждан и консолидации общества [75]. Семантика понятия «патриот» определяет лексическое понятие патриотизма как нравственного качества: «Патриотизм - это любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу». Философское осмысление данной категории выглядит следующим образом: «Патриотизм (от греч. parties - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [72, с. 119]. В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [58, с.24]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [24, с.185]. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души [43, с.48]. Отсюда, по мнению А.Н. Вырщикова и М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [43, с.49]. Наиболее всесторонним является определение данного профессором Ильичевым Н.М.: «патриотизм – это исторически сложившаяся и диалектически развивающаяся прежде всего на основе материального производства категория социальной философии, в которой отражено положительное отношение людей к своей Родине, включающая патриотическое сознание, деятельность, отношения, организацию и реализующая мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, ценностную и другие функции» [69, с.87]. Приведенные определения позволяют уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя: - чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; - уважительное отношение к языку своего народа; - заботу об интересах Родины; - осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); - проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; - гордость за социальные и культурные достижения своей страны; - гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; - уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; - ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; - гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. Из определения патриотизма, данного Н.М. Ильичевым, вытекают следующие его функции: 1. Мировоззренческая. Как известно, мировоззрение представляет собой систему наиболее общих взглядов человека на мир и на свое место в нем. Отсюда ясно, что патриотизм, являясь социальной категорией, способствует формированию мировоззрения. 2. Методологическая. Поскольку метод есть способ духовной и практической деятельности по преобразованию действительности, то и патриотизм, включающий фундаментальные знания, реализует эту функцию. 3. Коммуникативная. Проистекает из того, что патриотизм сплачивает, объединяет людей для решения наиболее кардинальных задач общественной жизни. 4. Регулятивная функция выражается в добровольном выполнении личностью, различными социальными группами патриотических норм и принципов, обусловливающих развитие всех сторон прогресса страны. 5. Ценностная функция выражается в том, что положения патриотического содержания являются теми критериями, которые обеспечивают определенные качества, направленность поступков как отдельных людей, так и различных общностей [69, с.90]. В структуре патриотической культуры личности выделяют также: * ментальный уровень (образ отражаемой реальности), духовный уровень (сфера эмоционально-волевых регуляторов позиции человека в окружающей действительности); * душевный уровень (сфера отношений, поведения, притязаний); * психологический уровень (мотивы, потребности, стремления); * позиционный уровень (реальная и актуальная статусно-ролевая перспектива развития). Обобщая сказанное, отметим, что патриотизм представляет собой комплекс взаимосвязанных качеств личности или системное качество: социальное чувство (любовь к Отечеству), патриотическая идеология, социокультурная ценность (одна из системообразующих ценностей общегосударственного уровня), критерий и одновременно итог гражданской идентификации, морально-нравственные установки (патриотическое мировоззрение), вектор практического поведения, который определяется готовностью личности к практическим патриотическим действиям [85, с.103]. Опираясь на результаты содержательного и структурного анализа понятия «патриотическое воспитание», его назначения, целей и задач следует отметить, что «патриотическое воспитание школьников» имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его функций. Таким образом, выделяют следующий перечень функций: 1) ориентирующая функция, 2) мотивационно-мобилизационная функция, 3) информационно-гностическая функция, 4) организационная функция, 5) преобразующая функция, 6) координирующая функция 7) контролирующая функция, 8) прогностическая функция, 9) коррекционная функция [95, с.54]. В своей работе В.Е. Мусина отмечает, что обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всех функций патриотического воспитания в совокупности. Изложенные выше положения говорят о том, что в основу моделирования полифункциональной структуры воспитательного процесса в системе образования может быть положен морфологический, системно-структурный и структурно-функциональный анализ. Это позволяет рассмотреть патриотическое воспитание как системно организованную структурно целостную деятельность, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение [95, с.57]. Основными критериями патриотического воспитания у подростков являются: - динамика изменения отношения школьников к таким понятиям, как Родина, семья, человек, нравственность, гражданственность, патриотизм; - проявление индивидуальной активности обучающихся, отстаивание своих взглядов и убеждений; - динамика роста практической включённости подростков в различные виды общественной деятельности (туристско-краеведческая и поисковая работа, музейная деятельность, участие в мероприятиях по охране культурно-исторического наследия) [1, с.63]. 2 Особенности патриотического воспитания подростков в условиях учреждения дополнительного образования Рассматривая сущность патриотического воспитания детей, в нашем исследовании мы хотим остановиться на особенностях воспитания детей подросткового возраста. В своем исследовании Д.Б. Давыдов характеризует подростковый, отроческий возраст как переходный, прежде всего, в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза - продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости - главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала "вырастания" из него [цит. по 40, с.58]. В исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева и других установлена другая закономерность, которая в развитии человека выделяет так называемые сензитивные периоды. Сущность этой закономерности заключается в следующем. Для каждого отдельного вида психической деятельности существует оптимальное время наиболее интенсивного развития, которое получило наименование сензитивного периода [цит. по 82, с. 17]. В своей работе В.Т. Лисовский отмечает, что для интеллектуального развития сензитивным периодом считается возраст до 13 лет. Это не значит, что после 13 лет не происходит развития интеллектуальных способностей. Просто после 13 лет можно считать, что лучшие годы для интенсивного интеллектуального развития в основном прошли. После 13 лет человек овладевает еще очень большим числом интеллектуальных умений, приемов, но пик для сензитивного развития интеллектуальных способностей уже пройден. Мир подростка - это сложный мир ребенка и взрослого одновременно. Развитие органов идет быстро и крайне неравномерно. Движения подростка плохо скоординированы, порывисты, угловаты. Рост сознания и самосознания порождает повышенное стремление к самостоятельности, независимости, что часто проявляется и в повышенной критичности к другим людям. Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания. Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему [82, с. 54]. Как утверждают психологи и социологии, подростковый период – это время выбора предпочтений и приоритетов будущей профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Развивая самосознание, т.е. целостное представление о самом себе: эмоциональный контроль, самооценку внешних, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков – способствует целенаправленному самосовершенствованию, самовоспитанию, формированию гражданской жизненной философии подрастающего человека, созданию собственной теории смысла жизни, любви, счастья, политики. Появляется понимание единства системы; стремление заново и критически осмыслить всё окружающее, самоутвердиться [78, с.33]. Центральным новообразованием в сознании подростка является возникновение у него чувства взрослости, которое в свою очередь выражает новую жизненную позицию по отношению к самому себе и окружающим. Этим определяется специфическая социальная активность подростка направленная на: 1) познание и проектирование своей личности с попытками реализовать эти намерения в настоящее время; 2) формирование благоприятного отношений со сверстниками и взрослыми, то есть нового стиля взаимоотношений; 3) активное усвоение образцов, норм, ценностей и способов деятельности, которые реально существуют в мире взрослых. Внутреннюю сферу активности характеризует: * появление устойчивого интереса к внутреннему миру человека; * активизация процесса самопознания; * обострение потребности в самостоятельности и ощущении больших возможностей; * переживание глубокого чувства самоудовлетворения от преодоления встречающихся препятствий; * укрепление критичного отношения ко всему окружающему миру, в том числе к себе. Особое место в системе патриотического воспитания занимают учреждения дополнительного образования, хотя, как утверждает В.А. Заставенко, практика свидетельствует, что в большинстве учреждений дополнительного образования не сложилась стройная система патриотического воспитания подростков, о чем говорит тот факт, что в них отсутствуют необходимые программы деятельности; программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности не соответствуют предъявляемым требованиям ни по форме, ни по содержанию; слабо развита учебно-материальная база; отмечается недостаточно высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования [66, с.17]. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. [130]. Вопросу развития системы дополнительного образования в последние годы уделяется достаточно много внимания со стороны Правительства Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75) В Концепции развития дополнительного образования детей определена миссия дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства [76]. Сегодня дополнительное образование выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству (А.Г. Асмолов, Л.H. Буйлова, А.К. Бруднов, A.B. Золоторева, М.Б. Коваль, Г.Н. Попова, А.Б. Фомина и др.) [цит. по 84, с.36]. В.В. Лоренц определяет дополнительное образование детей как целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека и государства [84, с.51]. Современная общеобразовательная школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. Учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства [113, с.65]. Осуществлять патриотическое воспитание обучающихся в новых социально-экономических условиях России – сложная задача. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося. Л.Н. Буйлова в своей статье описывает особенности организации патриотического воспитания подростков в условиях учреждения дополнительного образования. Структура патриотического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования включает в себя: * комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотом; патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела; морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов; знаний основ военного дела и умений применять их на практике; необходимых физических качеств подростков; * педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями; * управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов [29]. Цель патриотического воспитания - создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок школьников, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества и особенно в вооруженной защите Отечества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях [98]. Задачи патриотического воспитания: * разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность, осуществляемую в разных сферах жизни и отношений; * развивать гражданское и национальное самосознание школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время; * формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней; * создавать педагогические ситуации, направленные на формирование способности и готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих конкурсах. По мнению В.А. Заставенко можно выделить следующие направления работы по развитию патриотизма обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей: героико-историческое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое, военно-патриотическое, историко-краеведческое, культурно-историческое, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, социально-политическое. Наиболее всесторонним является определение данного профессором Ильичевым Н.М.: «патриотизм – это исторически сложившаяся и диалектически развивающаяся прежде всего на основе материального производства категория социальной философии, в которой отражено положительное отношение людей к своей Родине, включающая патриотическое сознание, деятельность, отношения, организацию и реализующая мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, ценностную и другие функции» [69, с.87]. Структура патриотизма в трактовке Т.М. Суходоловой включает в себя: патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическая деятельность. Патриотическое сознание рассматривается как отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов. Оно является морально - нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом его патриотической деятельности. Патриотические отношения раскрываются через реальную связь субъекта с объектом своих действий, как своеобразный «канал» трансформации всех видов воздействия на объект патриотизма. Патриотические отношения выступают предпосылкой материализации патриотического сознания и осуществления патриотической деятельности. Ожидаемый результат патриотического воспитания: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству. Методы патриотического воспитания: 1) Убеждения - разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта). 2) Побуждения - увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности). 3) Приучения - творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив). По мнению Л.Н. Буйловой в системе дополнительного образования процесс обучения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах самого ребенка с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь ребенок имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы. Организация и проведение патриотической работы, как одной из составляющих патриотического воспитания, предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы [56]. В.Ю. Микрюков утверждает, что для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества [92, с.56]. Принципы реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей патриотической направленности: гражданственность; общенациональность; веротерпимость; приоритетность общественно-государственных интересов над личными; преемственность исторического и культурного наследия России, её духовно-нравственных ценностей и традиций, в том числе и воинских традиций; гуманизм; многообразие видов, форм, методов и средств; адаптивность; постоянное совершенствование; тесная и неразрывная связь с другими видами обучения и воспитания. Подростковый возраст является благоприятным периодом формирования у детей патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания по вопросам патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся по этим вопросам приобретают характер личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения [89, с.63]. Таким образом, по результатам анализа научной литературы мы выявили, что подростковый период - время выбора предпочтений и приоритетов будущей профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней, развития самосознания – наиболее благоприятный период для формирования патриотической направленности личности подростка. Определяя особенности патриотического воспитания подростков, мы выявили, что необходимо развивать психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители патриотизма. Итак, основным средством для формирования у подростков способности к проявлениям в области патриотизма является умелое включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. 3. Концептуальное обоснование разработки проекта программы клуба «Буревестник», направленной на патриотическое воспитание подростков Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Кризис в сфере образования, отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы. Это сложная и длительная работа. Главная цель деятельности - воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и под....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа учет себестоимости готовой продукции и ее анализ (на примере зао «нлхк» бф «нижнетерянский лзу»)
- Организационная культура государственного бюджетного учреждения дополнительного образования как фактор повышения его конкурентоспособности
- Проектирование процесса обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования