VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проектирование процесса обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000420
Тема: Проектирование процесса обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования
Содержание
Минобрнауки России
федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный лингвистический университет»

кафедра педагогики и лингводидактики   

Проектирование процесса обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования
 (на примере языковой школы) 
Диссертация

Выполнила:
студентка группы ЕАЛИ7-5-94
направления подготовки Лингвистика
профиль Инновации в обучении языку и культуре
Сахарова  Анна  Сергеевна
Научный руководитель:
Казанцева А.А., к.п.н., доцент

								                                                             К защите допускаю:
Зав. кафедрой педагогики и лингводидактики        Жданко Т.А., к.п.н., доцент

___________      ____________           	 
(дата)                   (подпись)                              




                                               Иркутск 2016 
                                              СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ……7
1.1 Роль и специфика современного дополнительного лингвистического образования.……………………………………………………………................7
1.2 Обзор подходов к реализации интенсивного обучения иностранным языкам………………………………………….….…………….……………….17
1.3 Проблема целеполагания при обучении школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования……………………………..27
Выводы по главе 1……………………………………………………………….31
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ…..34
2.1 Принципы проектирования учебного процесса в условиях дополнительного изучения школьниками иностранного языка……………………………34
2.2 Этапы учебного процесса по овладению школьниками иностранным языком в рамках языковой школы…………………………………….……………41
2.3 Методические рекомендации по проектированию учебного процесса в условиях системы учебных занятий по английскому языку в языковой школе….………………………………………………………………………………51
Выводы по главе 2………………………………………………………………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...67

ВВЕДЕНИЕ
     Дополнительное лингвистическое образование сегодня это требование времени. Языковые курсы предлагают различные учебные программы, начиная от подготовки школьников к ЕГЭ по иностранным языкам до овладения уровнем MBA для бизнесменов. Существуют детские, подростковые и взрослые группы, в зависимости от цели обучающихся. 
     Федеральный закон «Об Образовании» трактует изучаемый нами аспект следующим образом: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей» [Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл.10., ст.75].
     Сфера обучения иностранным языкам в системе дополнительного лингвистического образования не является самостоятельной областью методики, однако имеет свои отличительные особенности. Концептуальные основы такого обучения заложены в работах ученых, изучающих вопросы интенсивного / ускоренного обучения иностранным языкам (Г. А. Китайгородская, Г. И. Лозанов, Л.Ш. Гегечкори), и получили дальнейшее развитие в ряде диссертационных исследований, рассматривающих аспекты обучения иностранным языкам в условиях языковых курсов (А. Г. Раевская, Л. С. Хуторской, В. И. Гранина). 
     Анализ вышеуказанных исследований позволяет заключить, что на сегодняшний день обучение иностранным языкам в системе дополнительного лингвистического образования оформилось в особое направление  методической науки, которое затрагивает ряд актуальных проблем преподавания иностранных языков и привлекает внимание к новым аспектам методики.  
     Актуальность исследования связана с необходимостью развития дополнительного образования в целом и языкового образования в частности. В настоящее время существует большой спрос на услуги по обучению иностранным языкам в условиях языковых школ и специализированных курсов. Для нормального функционирования системы дополнительного лингвистического образования необходима особая организация учебного процесса с учетом специфики реализуемых программ и требований заказчика.
     Актуальность проблемы обусловила выбор темы магистерского исследования: «Проектирование процесса обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования (на примере языковой школы)». 
     Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам в условиях дополнительного лингвистического образования. 
     Предмет исследования – особенности проектирования учебного процесса в условиях дополнительного изучения иностранного языка.
     Цель исследования – выявить и обосновать специфику организации учебного процесса по обучению иностранным языкам для условий дополнительного лингвистического образования. 
     Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи: 
1. Выявить роль и специфику современного дополнительного лингвистического образования (параграф 1.1.).
2. Проанализировать подходы к реализации  обучения иностранным языкам (параграф 1.2.).
3. Изучить проблему целеполагания при обучении школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования (параграф 1.3.).
4. Обосновать принципы организации учебного процесса в условиях дополнительного изучения школьниками иностранного языка (параграф 2.1.).
5. Выделить этапы учебного процесса по овладению школьниками иностранным языком в системе дополнительного лингвистического образования (параграф 2.2.).
6. Разработать методические рекомендации по проектированию учебного процесса в условиях системы учебных занятий по английскому языку в языковой школе (параграф 2.3.). 
     Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 
* теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и другой литературы по проблеме исследования; анализ государственных документов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и др.); анализ сайтов организаций, предоставляющих дополнительные услуги по обучению иностранным языкам.
* эмпирические: наблюдение за образовательным процессом по иностранному языку в частной языковой школе, изучение и обобщение педагогического опыта.
     Теоретико-методологической основой исследования явились теории и концепции  обучения иностранным языкам (Г. А. Китайгородская); суггестологии (Л. Ш. Гегечкори, Г. И. Лозанов); психологии обучения иностранным языкам (И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн); общей теории обучения иностранным языкам (Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Е. И. Пассов, Г. В Рогова); общепедагогические идеи в области построения учебного процесса (И. Я. Лернер); работы по проектированию образовательного процесса по иностранным языкам (Е. И. Пассов, И. Л. Бим).
     Теоретическая значимость работы заключается в уточнении результативно-целевого компонента подготовки обучающихся в условиях современного дополнительного языкового образования; выявлении требований к организации образовательного процесса по иностранному языку в учреждениях дополнительного лингвистического образования.
     Практическая значимость работы: материалы параграфа 1.2. (описание и анализ подходов к реализации  обучения иностранным языкам) могут быть использованы в курсе лекционных занятий по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам»; методические рекомендации по проектированию учебного процесса в условиях системы учебных занятий по английскому языку в языковой школе могут быть использованы при подготовке занятий по английскому языку в организациях дополнительного лингвистического образования. 
     В структурном плане выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы. 
     
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Роль и специфика современного дополнительного
лингвистического образования
     В настоящее время сферу лингвистического образования можно условно разделить на «основное» высшее, получаемое в специализированных лингвистических ВУЗах и «дополнительное», которое сегодня ярко представлено самыми различными языковыми курсами и центрами изучения иностранных языков. 
     Постараемся выяснить отличие высшего лингвистического образования от дополнительных языковых курсов, ведь обе эти сферы предполагают овладение иностранными языками.
     В первом случае предполагается, что студент овладевает как теоретическими основами иностранного языка (фонетика, лексикология, история языка и т.д.) так и практическими коммуникативными навыками (говорение, аудирование и т.д.). Изучение иностранного языка ведется углубленно, размеренно, охватывая все вышеперечисленные умения. 
     Дополнительное же лингвистическое образование можно рассматривать с нескольких позиций. Но сначала мы постараемся определиться с самим понятием. 
     Дополнительное языковое образование имеет целью интенсивное обучение любому иностранному языку в сжатые сроки. Иноязычное общение здесь играет ведущую роль, являясь, по сути, основным коммуникативным умением, которым по окончанию курсов должен овладеть студент. Исходя из этого определения, мы выделили главную отличительную особенность дополнительного лингвистического образования – это интенсивное обучение, и ограничение во времени. Рассмотрим, что методисты понимают под термином «интенсивное обучение». 
     Так, Л. Ш. Гегечкори, рассматривая интенсивное обучение как систему, понимает ее «не как набор приемов обучения, а как совокупность строго определенных процессов деятельности обучения, объединенных общностью функций. В этом качестве рассматривается всякий единичный акт общения, соединяющий в себе «процессы деятельности преподавателя и обучающегося». Как полагает Л. Ш. Гегечкори, проблема интенсификации учебного процесса «органически связана с проблемой оптимальности обучения, которая включает в себя, во-первых, эффективность, а во-вторых, продуктивность усвоения учебного материала в процессе обучения». Исходя из вышесказанного, Л. Ш. Гегечкори делает вывод о том, что «интенсификацию» в общем плане следует определить как «процесс превращения учебной деятельности в такой учебный процесс, при котором происходит усвоение максимального количества учебной информации на максимально качественном уровне при наименьших затратах энергии со стороны обучающихся и в минимально короткие сроки». По мнению Л. Ш. Гегечкори, интенсивный курс – это система, предусматривающая комплексное воздействие на личность в процессе обучения [Гегечкори Л.Ш., 1977: 3].
     И. А. Зимняя вводит понятие «интенсифицированного» обучения как интегрального свойства, определяемого совокупностью четырех параметров: объема усваиваемого материала, количества и вариативности приемов (упражнений), плотности общения, активизации психических резервов личности [Зимняя И.А., 1999: 6].   
     Н. И. Гез считает, что под «интенсификацией» следует понимать комплекс приемов (в том числе и с использованием технических средств обучения), способствующих более быстрому и прочному усвоению знаний, а также развитию умений и навыков в условиях как форсированного, так и нефорсированного (традиционного) обучения. Согласно Н. И. Гез, под «интенсивным курсом» следует понимать «относительно завершенный этап ускоренного, ограниченного по времени обучения (от 2-3 недель до нескольких месяцев) с большой концентрацией учебных часов» [Гез Н. И., 1979: 5].
     Здесь мы считаем важным сказать, что дополнительное образование не имеет целью заменить высшее профессиональное образование, но оно является компонентом образования в целом, его неотъемлемой составляющей, направленной на повышение и дальнейшее развитие профессиональных качеств личности. Данное положение находит отражение в статье 75 Федерального закона «Об образовании», из содержания которой следует, что нет особых требований к уровню знаний будущего студента, если таковые не предусмотрены самой программой дополнительного образования. 
     За последние годы в связи с возросшей потребностью в изучении иностранных языков в сжатые сроки и часто узкопрактическими целями (овладение языком делового общения, разговорной речью и т.д.) появились разные направления обучения языкам, объединяемые общим названием – интенсивное, или ускоренное обучение языку. В связи с этим сформировалось новое направление в лингводидактике – методика интенсивного обучения. (Г. А. Китайгородская, Г. И. Лозанов, Л. Ш. Гегечкори).
     Это направление исследований особенно активно стало развиваться с середины 60-х. гг. XX века в Болгарии, где в Научно-исследовательском институте суггестологии под руководством профессора Г.Лозанова были разработаны основы суггестопедического метода обучения иностранным языкам, который получил широкое распространение во многих странах мира применительно к преподаванию разных дисциплин, а не только иностранных языков. В России метод Г.Лозанова, основанный на активизации психических резервов личности обучающегося, в частности, сферы его подсознания никогда не использовался в чистом виде, так как теоретические основы метода считались неприемлемыми с точки зрения отечественной психологии.
     Активно стали разрабатываться также различные технологии обучения, ориентированные на получение результата в сжатые сроки, в том числе: обучение в сотрудничестве, игровые технологии, проблемное обучение, интерактивные технологии, и др. 
     Названные нами направления исследований разрабатываются на многих кафедрах методики преподавания иностранных языков педагогических университетов, в центрах интенсивного обучения иностранным языкам, которые созданы во многих городах нашей страны. Можно утверждать, что в настоящее время получили обоснование и методические рекомендации, ориентированные на обучение языку в сжатые сроки с практической направленностью владения языком.
     Итак, мы выяснили, что спецификой дополнительного лингвистического образования является так называемое интенсивное обучение. Рассмотрим отличительные особенности данного явления.  
     Согласно определению А. Н. Щукина «Под интенсивным обучением понимается особым образом организованное обучающее общение, в ходе которого происходит активизация обучающихся как в образовательном, так и в воспитательном планах» [Щукин А. Н.,2010: 26]. Такое понимание интенсивного обучения, характерное для современной методики, предполагает значительное увеличение объема вводимого учебного материала и активизацию совместной деятельности преподавателя и обучающихся по его усвоению. Это происходит в результате максимальной вовлеченности обучающихся в процесс управляемого друг с другом и преподавателем. 
     Интенсивное обучение, как было нами отмечено ранее, обычно протекает в сжатые сроки и при большой концентрации учебных часов. 
     Однако существуют также и весьма существенное отличие ускоренного обучения от обычного. А. Н. Щукин утверждает, что «от традиционного обучения интенсивное отличается в первую очередь способами организации и проведения занятий: повышенным вниманием к различным формам педагогического общения, социально-психологическим климатом в группе, созданием адекватной учебной мотивации, снятием психологических барьеров при усвоении языкового и речевого материала» [Щукин А. Н.,2010: 26]. 
     На практике интенсивное обучение давно уже сложилось и воспринимается большинством педагогов как специфическая система обучения, отличная по ряду параметров от методов обучения иностранным языкам, существующих в настоящее время. В ее рамках разработаны новые принципы отбора и организации речевого и языкового материала, из которых ведущими являются деятельностной, личностно-ролевой и ситуативно- тематический (С. Ф. Шатилов, Е. Н. Соловова, Л. Ш. Гегечкори). Создана новая динамическая модель обучения и управления коммуникативно-учебной деятельностью обучающихся. Управляемое овладение обучающимися иноязычной речью представляет собой моделирование ими в иноязычной речевой практике процессов порождения, смыслового восприятия и коммуникативного взаимодействия речевых высказываний и формирование соответствующих механизмов.
     Мы считаем, что в содержание интенсивного обучения входит, прежде всего, овладение комплексом навыков и умений, достаточных и необходимых для эффективного осуществления деятельности в конкретной области, а также овладение языковым материалом, который обеспечивает формирование, развитие и использование этих навыков и умений. Однако в данном определении затронута лишь одна сторона интенсивного обучения – его обучающая функция. На самом же деле, интенсивное обучение, как и любая полноценная методическая система, выступает и в своей воспитывающей функции. Важнейшая особенность интенсивного обучения заключается в единстве этих двух функций на разных уровнях, вплоть до конкретных методических приемов.  
     Итак, интенсивность – это главная отличительная черта дополнительного образования. Рассмотрим и некоторые второстепенные признаки. Как нами уже было сказано, это ограниченность во времени, а также насыщенный план учебного процесса. Кроме того, нельзя забывать и об особенностях восприятия информации студентом, которые преподаватель должен учесть для успешного овладения учебным материалом. Небольшие группы с индивидуальным подходом позволяют построить урок, принимая во внимание некоторые личностные психологические особенности обучающихся. 
     Итак, резюмируя вышеизложенное, отметим, что интенсивное обучение представляет собой систему приемов, направленных на овладение иностранным языком, учитывающих индивидуальные особенности обучающихся и позволяющих овладеть большими объемами информации в ограниченные сроки. 
     Все вышесказанное послужило основой для нашего небольшого исследования об уровне организации обучения на языковых курсах Иркутска, о продолжительности, о причинах, побуждающих студентов к выбору того или иного языка и языковой школы. 
     Нами были проанализировали предложения от наиболее известных лингвистических  центров на рынке дополнительных образовательных услуг, а также высказывания потребителей на форумах соответствующей тематики.  
     Иркутские языковые школы предлагают самые различные образовательные программы для всех возрастов и любого уровня знаний. Нам бы хотелось показать на следующей диаграмме изучение наиболее популярных иностранных языков в Иркутске (рис.1, стр. 13).
     Как мы видим из представленной гистограммы, английский язык является доминирующим на рынке дополнительных образовательных услуг в Иркутске. Однако ему почти не уступает и китайский язык, интерес, к изучению которого быстро растет. Немецкий язык, отмеченный на диаграмме желтым цветом, стоит на третьем месте по необходимости изучения. Наименее редким иностранным языком согласно анализу опросов обучающихся является итальянский язык.
      

      Изучение иностранных языков в Иркутске в условиях дополнительного лингвистического образования
     
      Рисунок 1.
     Потребители рынка дополнительных образовательных услуг Иркутска высказывают самые различные мнения по тем или иным учебным программам. Как мы выяснили, это зависит не только от уровня знаний преподавателя, но и от его умения подать материал, ориентируясь на соответствующие запросы студентов, от уровня сформированности его профессиональной компетентности в целом. Мы предлагаем вашему вниманию несколько высказываний иркутских студентов дополнительных лингвистических учреждений1.
     «Я всегда мечтала выучить китайский язык, и сейчас изучаю его в школе ABC. Там квалифицированные преподаватели, а главное, – креативный подход к каждому студенту! Я очень довольна своим выбором». Алина Р., 21 год.
     «Через полгода я должен сдать IELTS чтобы поехать учиться в Австралию. Я неплохо говорю по-английски, но до уровня сдачи такого экзамена нужна хорошая подготовка. Я нашел такую возможность в ИГЛУ и нисколько не пожалел! Каждый урок что-то новое, наша группа максимально погружена в условия «англоязычной среды»». Денис К., 23 года.
     «Ребята, если вы хотите учить французский язык, учите его самостоятельно. Лично меня не устраивает постоянный контроль и обязательство все делать по расписанию».  Светлана М., 20 лет.  
     Мы сделали вывод, что индивидуальный подход и креативность являются основными принципами, которыми руководствуются студенты языковых центров, выбирая того или иного преподавателя. Также на одном из образовательных форумов Иркутска  мы выяснили, что наиболее популярными лингвистическими школами являются: ABC, Denis-School, Биг-Бен, языковая школа ИГЛУ, Easy School, Аната и Школа Успеха, центр А.Гумбольдта. Данные учреждения предлагают самые различные учебные программы по европейским и восточным языкам, от обучения маленьких детей до подготовки к сдаче международных экзаменов, таких как IELTS, TOEFL, CAD, DELF – DALF, DELE. Причем первые три центра специализируются на английском языке, как на основном, предлагая, однако и изучение китайского, немецкого и французского языков. Языковая школа Иркутского государственного лингвистического университета имеет широкий спектр дополнительных образовательных услуг, которые включают в себя европейские и восточные языки для любого уровня знаний. Отличительной особенностью данного лингвистического центра являются преподаватели с опытом работы в сфере высшего образования. Школа Аната предлагает курсы восточных языков, таких как японский и китайский, а центр А.Гумбольдта специализируется на изучении немецкого языка.
     Проанализировав деятельность и специфику вышеперечисленных учреждений, мы сделали вывод, что в любой языковой школе существует так называемый «основной язык» и «дополнительные программы». В большинстве своем организаторы лингвистических центров ориентируются на спрос своих клиентов, проводя среди них опросы и предлагая выполнить так называемый «тест на уровень знания языка». Все это позволяет методистам и преподавателям разработать соответствующие учебные программы, опираясь на полученные результаты. Согласно одному из таких опросов, проведенной школой Биг-Бен в марте 2013 года, основными критериями выбора языкового центра являются: 
1. Презентация языковой школы в интернете. Сегодня большинство людей выбирает языковой курс с помощью интернета. Это значит, что большое внимание уделяется презентации конкретной школы (подробном описании). Понимание и логичность представленной информации являются первыми шагами на данном этапе. 
2.  Информация о преподавателях. То есть, образование, практика и даже стажировка за границей – вот основные критерии поиска преподавателя. 
3.  Методы обучения. Наибольшее предпочтение отдается преподавателю, владеющему методикой интенсивного обучения иностранному языку. 
4.  Цена. Это означает не только продолжительность языкового курса (30 минут, 60 минут, неделя, год) но и соответствие учебной программы запросу студента. 
5. Отзывы. В основном, предполагаемый студент ориентируются на тех, кто обучался в данной школе, на мнения своих близких и друзей. 
     Таковы были критерии выбора, предложенные обучающимися лингвистических центров. Опираясь на них, мы решили также проанализировать предложения нескольких ведущих языковых школ Иркутска. 
     Например, центр Биг-Бен предлагает английский язык для взрослых с продолжительностью от 3-х месяцев в зависимости от выбранного курса (стандартный курс, интенсивный курс, индивидуальные занятия, подготовка к международным экзаменам, английский через Skype, разговорный английский, английский язык для участников программы «Work and Travel»), китайский, немецкий, французский и испанский. Существует также отдельная программа для детей, которая предлагает обучение английскому и китайскому языкам. Длительность курса зависит от уровня языка (http://www.bigben-irk.ru/).
     Denis-School может также предоставить широкий выбор учебных программ. Они включают в себя индивидуальное обучение (базовый курс, бизнес-курс, разговорная речь), обучение в группах, обучение персонала, online обучение и курсы для детей и подростков. В данной языковой школе делается упор на индивидуальный подход к каждому студенту независимо от выбранного им иностранного языка. Спектр последних включает в себя английский, немецкий, французский (http://www.dschool.ru/).
     Лингвистический центр ABC также предлагает широкий выбор для своих студентов, делая упор на становление и развитие разговорной речи. Девиз этой школы «Учись говорить». Эй-Би-Си имеет четыре основных программы: для школьников, для дошкольников, для взрослых и для корпоративных клиентов (http://abc-irk.ru/).
     Первый курс предлагает следующие программы: английский и китайский для школьников, образование за рубежом, летний лагерь на Байкале и подготовка к ЕГЭ. Курс, рассчитанный на дошкольников, включает в себя авторские методики Letter- Land и Cookie and Friends для детей 4-7 лет. Для взрослых существуют программы английского и китайского языков, а также посещение летнего языкового лагеря на Байкале в качестве студента или преподавателя, образование за рубежом и программа «Work and Travel». Корпоративные клиенты могут записаться на интенсивный курс любого иностранного языка, на соответствующие корпоративные программы, а также получить сертификат на право осуществления переводческой деятельности. 
     Языковая школа ИГЛУ предлагает обучение для всех на языковых программах. Это европейские, восточные языки, включая такие редкие у нас языки как португальский, грузинский, польский, фарси. Также есть обучение дошкольников, школьников, подготовка старшеклассников к ЕГЭ, обучение взрослых, подготовка к сдаче международных экзаменов (http://www.islu.ru/ru/yazykovaya-shkola). 
     Как мы видим, любая языковая школа опирается на запросы своих студентов. Но есть общее звено, объединяющее все лингвистические центры: владение преподавателями методикой интенсивного обучения иностранным языкам. Обзору имеющихся подходов к реализации интенсивного обучения иностранным языкам посвящен следующий параграф нашей работы.
1.2. Обзор методов к реализации интенсивного обучения 
иностранным языкам
     В методике обучения иностранным языкам интенсивные методы рассматриваются как специфическая система обучения, которая по ряду параметров отличается от так называемых традиционных методов. 
     В структуре каждого метода можно выделить методические приемы, являющиеся одним из способов реализации метода на занятии. М. В. Ляховицкий определяет прием обучения как «элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавателя на определенном этапе практического занятия» [Ляховицкий М.В., 1981: 9] 
     А. Н. Щукин утверждает, что «отличительными особенностями всех интенсивных методов являются: 
     а) максимально возможная активизация учащихся в ходе занятий (с этой целью предлагаются специальные задания в форме этюдов, широко используются ролевые игры, аудиовизуальные средства обучения; 
     б) мобилизация скрытых психических резервов учащихся (это, в частности, способствует значительному увеличению объема усваиваемого материала); 
     в) глобальное использование всех средств на личность учащегося (опора не только на зрительное и слуховое восприятие, что характерно для традиционных методов, но и на подсознательную сферу восприятия)» [Щукин А.Н., 2010: 26]. 
     В настоящее время накоплен достаточный экспериментальный и практический материал, который свидетельствует об эффективности интенсивных методов. С их помощью удается за сравнительно короткий отрезок времени сформировать и активизировать навыки и умения практического владения языком в пределах ограниченного набора тем и ситуаций, которые представляют повышенный интерес для учащихся. Тем самым максимально учитывается мотивационная сторона обучения» [Щукин А.Н., 2010: 26].
     Мы проанализировали информацию об интенсивных методах обучения в публикациях А. Н.Щукина и Г. А.Китайгородской и представляем вашему вниманию мнение этих двух авторов. 
     Прежде всего, уточним понятие «метод». Согласно А. Н.Щукину существует три значения: общеметодологическое (метод как средство познания), общедидактическое (система взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся), и частнодидактическое – метод как направление в обучении конкретной дисциплине, определяющее стратегию учебной деятельности преподавателя и учащихся. Л.Ш. Гегечкори разделяет его мнение, придерживаясь частнодидактического ракурса рассмотрения данного понятия. Схожую классификацию предлагает и Г.Лозанов, утверждая, что «основой для дифференциации всех методов служит суггестология и суггестологические модели обучения» [Лозанов Г.И., 1973: 18]
     Рассмотрим точку зрения А. Н.Щукина относительно интенсивных методов обучения. По его мнению, такие методы можно структурно представить двумя группами: 
     а) методы, базирующиеся на идеях Г. Лозанова, предложившего практическое применение суггестологии (науки об использовании психических резервов личности человека в учебном процессе);
     б) методы, опирающиеся на иные концепции ускоренного обучения языку. 
     Представим данные методы в табличном формате (см. табл. 1.1, стр.19).
     
Таблица 1.1
      Интенсивные методы обучения (классификация А. Н. Щукина)
Методы обучения по Лозанову
Методы обучения на иных концепциях языка
Технологии обучения
Суггестопедический метод
Эмоционально-смысловой метод
Метод активации
Психотерапевтический метод 
Суггестокибернетический метод
Интенсивный метод обучения устной речи взрослых
Метод погружения 
Ритмопедия 
Гипнопедия 
«Экспресс-метод И.Давыдовой»
«Интелл-метод»
Армейский метод 
Аудиовизуальный метод
Аудиолингвальный метод
Метод гувернантки 
Тандем-метод
Игровой метод 
Метод проектов  
Программированный метод 
Обучение в сотрудничестве 
Компьютерное обучение 
Дистанционное обучение
Интерактивное обучение 
Языковой портфель
     В качестве комментария к таблице отметим, что первая группа интенсивных методов предусматривает опору на внутренние резервы личности обучаемого, скрытые в сфере его психики (суггестии). Вторая группа интенсивных методов базируется на иных научных основаниях, которые больше ориентированы на деятельностной подход к обучению и достижения коммуникативной лингвистики. Научная концепция этих методов не всегда ясна, что дает основание некоторым исследователям трактовать такие методы как технологии обучения (педагогические технологии) в виде приемов обучения, направленных на овладение языком при максимальной активизации речевых возможностей студентов. Такие методы в представленной таблице выделены в особую – третью – группу.
     Для получения более полной картины о специфике интенсивных методов обучения, рассмотрим ряд из них (получившее наибольшее распространение) более подробно. При этом мы будем придерживаться первоначального структурного деления таким методов на две группы.
     1. Методы обучения по Лозанову. 
     Суггестопедический метод Г. Лозанова представляет собой систему введения и закрепления речевого материала в различных ситуациях общения, ориентированную на создание естественной речевой среды, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психических резервов личности. 
     Суггестопедический метод, получивший международное признание, возник в Болгарии в 60-е гг. XX в. и связан с именем его создателя – Г. Лозанова. Слово «суггестия» происходит от лат. suggestum, что означает «подставлять», «нашептывать», «внушать». Соответственно, суггестология – наука о внушении, суггестопедия – ее применение в педагогике. Информация извне может проникать во внутренний мир личности, утверждает Лозанов, по двум каналам – сознательному и неосознаваемому. 
     Суггестопедическое направление в педагогике появилось в связи с попыткой болгарского врача-психотерапевта Георгия Лозанова использовать суггестию как средство активизации резервных психических возможностей личности в учебном процессе, в частности при обучении иностранным языкам. Метод суггестопедии получил широкое распространение в 60-70-е годы XX века, особенно в странах бывшего социалистического содружества. 
     Массовые эксперименты по обучению иностранному языку были начаты в 1964 году в Болгарии в Институте специализации и усовершенствования врачей в Софии. С 1965 года для исследований в этой области была создана научная группа в НИИ педагогики имени Тодора Самодумова в Софии, которая переросла в 1966 году в самостоятельный НИИ суггестологии. В СССР проблемой суггестопедии занимался Московский госпединститут иностранных языков имени Мориса Тореза совместно с МГПИ имени В.И.Ленина. 
     Исследования в этом направлении проводили ученые из ГДР в институте интенсивного обучения иностранным языкам в Берлине и в университете имени Карла Маркса в Лейпциге. В 1971 году в Варне состоялся Первый международный симпозиум по проблемам суггестологии. Это дало толчок для создания суггестологических центров в Канаде, США, Венгрии, Австрии.
     Последователями Г. Лозанова в СССР, а затем в России стали Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев, Н. В. Смирнова, И. Ю. Шехтер, Л. Ш. Гегечкори, В. В. Петрусинский и другие, а сам метод, получивший первоначально название «лозановский», затем был переименован в «экспресс-метод», а позже в «интенсивный метод».
     На начальном этапе для обучения иностранным языкам воспроизводилась методика Г. Лозанова, в дальнейшем на ее основе был разработан ряд отечественных методик. Идеи Лозанова были адаптированы и развиты отечественными педагогом Г. А. Китайгородской и психологом А. А. Леонтьевым, которые и стали ведущими специалистами по интенсивным методикам обучения иностранным языкам в Советском Союзе и затем в России. Система Лозанова опирается на некоторые психологические закономерности. В частности, она позволяет обойти свойственный традиционному обучению психологический барьер, связанный с боязнью ошибиться. В атмосфере непринужденного общения и творчества этот барьер исчезает. Когда человек раскрепощен, он учится легко и быстро, как бы играючи. Живой интерес и свободное общение, присущие суггестопедии Лозанова, могут стать хорошим подспорьем в любой учебе. Но далеко не все тренеры даже знают об этой системе. И совсем немногим удается создать в своей работе атмосферу захватывающего действия, непринужденной игры. 
     Применение идеи и метода Г. Лозанова как общепедагогической и психотерапевтической основы обуче.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%