- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Выбор и разработка направлений инновационной деятельности предприятия на примере типографии ООО Бизнес-Принт СПб
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000111 |
Тема: | Выбор и разработка направлений инновационной деятельности предприятия на примере типографии ООО Бизнес-Принт СПб |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА» Факультет (институт)_Институт бизнес-коммуникаций_____ _________________ ________________________________________________________________________ Специальность (направление) Экономика и управление на предприятии (по отраслям) ________________________________________________________________________ Выпускающая кафедра_Менеджмента ______________________________________ Допустить к защите Заведующий кафедрой___________________ "____"__________________20 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (пояснительная записка) на тему___«Выбор и разработка направлений инновационной деятельности предприятия на примере типографии ООО «Бизнес-Принт СПб» ________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Исполнитель - студент учебной группы______5-СД-13______________________________ (группа) ____________________________________Смирнова Анна Максимовна____________________ (фамилия, имя, отчество, подпись) Руководитель выпускной квалификационной работы_______________ ___________________________________________________________ ____________________________________________________________ (ученая степень, звание, фамилия, имя, отчество, подпись) Консультанты:________________________________________________ __________________________________________________________ ____________________________________________________________ Нормоконтролер______________________________________________ Санкт-Петербург 2015 Реферат Выпускная квалификационная работа содержит 100 с, 3 раздела, 5 рисунков, 10 таблиц, 40 источников, 2 приложения. Инновации, инновационный процесс, инновационный менеджмент, инновационная деятельность, продукция, предприятие, производство, маркетинг, финансы, управление персоналом, конкурентоспособность, товар, предпринимательство, производственный процесс, политика предприятия. Целью выпускной квалификационной работы является выбор направления инновационной деятельности предприятия и разработка путей его усовершенствования. Задачи выпускной квалификационной работы: В данной работе требуется рассмотреть подходы к определению понятия инновационной деятельности и установить ее роль в экономическом развитии предприятия, определить мотивы осуществления инновационной деятельности. Проанализировать внутренние условия инновационной деятельности. Необходимо определить приоритетные направления инновационной деятельности, рассмотреть методы выбора направлений инновационной деятельности. Проанализировать финансовое состояние предприятия, выявить изменения в финансовом состоянии предприятия, установить основные факторы, вызывающие изменение в финансовом состоянии. Объектом исследования, является общество с ограниченной ответственностью типография «Бизнес-Принт СПб». Содержание Нормативные ссылки В настоящей выпускной квалификационной работе использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 1.5—93 Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов ГОСТ 2.105—95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам ГОСТ 2.111 —68 Единая система конструкторской документации. Нормоконтроль ГОСТ 6.38—90 Унифицированные системы документации. Система организационно-распоря- дительной документации. Требования к оформлению документов ГОСТ 7.1—84 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления ГОСТ 7.9—95 (ИСО 214—76) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования ГОСТ 7.12—93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила ГОСТ 7.54—88 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление численных данных о свойствах веществ и материалов в научно-технических документах. Общие требования. ГОСТ 8.417—81 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величин. ГОСТ 2.111—13 Единая система конструкторской документации. Нормоконтроль. Определения В настоящей выпускной квалификационной работе применяются следующие термины с соответствующими определениями: Фальцовка - это сгибание, складывание оттиска (или бумажного листа) в тетрадь. Осуществляется на специальных машинах на материале плотностью до 200 г/м2. Фальцовка применяется при изготовлении как листовой продукции (буклеты), так и многостраничной – для образования так называемых тетрадей. При изготовлении многостраничной продукции операция фальцовки часто выполняется одновременно с листоподборкой – для ускорения процесса производства брошюр. Биговка - это нанесение на тонкий (до 3 мм) листовой материал прямых углубленно-выпуклых линий, облегчающих изгиб изделия на последующих операциях. От фальцовки отличается несколько иной (более ярко выраженной) линией сгиба, а также возможностью осуществления данного процесса на более плотных материалах. Биговка широко применяется в производстве картонной упаковки, изготовлении открыток, пригласительных билетов, папок. Кроме того, биговка необходима для материалов большой толщины и жесткости. Без биговки на плотной бумаге при сгибе могут возникнуть изломы. Биговка обычно выполняется на отдельном биговальном или фальцевальном оборудовании при установке на него специального ножа. Существуют машины, способные биговать и фальцевать изделие за один прогон. Брошюровка от переплета зависит, как долго прослужит ваша продукция, сохранив при этом свою презентабельность. Тип переплёта выбирается в зависимости от предназначения буклета – будут ли его листать по нескольку раз в день или обратятся к нему только по необходимости. Также при выборе переплета следует учитывать, измениться ли в будущем часть информации, возникнет ли необходимость допечатать несколько страниц. Нумерация - один из элементов повышения защиты при изготовлении печатной продукции. Нумерация бывает необходима при производстве билетов, бланков, в том числе и самокопирующихся, других специальных видов полиграфической продукции. Вырубка в изготовлении рекламной, представительской, сувенирной продукции или упаковки не обойтись без использования вырубки или высечки. Вырубка - процесс вырубки из картонного, бумажного листа прямоугольной формы изделия сложной конфигурации путем удара штампом по контуру. Папки, фигурные вобблеры, наклейки, и другие элементы оформления точек продажи, упаковка - все это требует применения вырубки. Оборудование типографии "Бизнес Принт-СПб" позволяет выполнять самые разнообразные по сложности работы. Тиснение фольгой это процесс припрессовки разогретой специальной фольги на поверхность картона или бумаги. Тиснение фольгой становиться значительно более рельефным в сочетании с конгревным тиснением. Технология тиснения позволяет добиться фактур и поверхностей, которые невозможно получить печатными красками. Тиснение обычно наносится на представительскую продукцию: дипломы, грамоты, папки, а также на обложки дорогих представительских брошюр: годовых отчётов и т.д. Конгрев одна из разновидностей тиснения, благодаря которому изображение получается выпуклым. Конгрев может совмещаться с офсетной печатью, тиснением фольгой, либо быть без запечатки (слепой конгрев). Это тиснение построено на игре света и тени и скорее напоминает элемент архитектурного декора. При определенных условиях конгревное тиснение выгодно смотрится в сочетании с тиснением фольгой или нанесенное на элитные сорта "дизайнерской" бумаги. Сочетание конгрева с красочным офсетным или трафаретным оттиском придает объемность напечатанному изображению. Это наиболее уместно при выпуске эксклюзивной имиджевой продукции. Перфорацией называют систему отверстий, которая создается при помощи специальных ножей, дисков, линеек. Она используется во многих видах полиграфической продукции и делает ее не только более удобной, но и презентабельной. Лакирование одна из дополнительных полиграфических услуг, которые мы предлагаем – лакирование. Мы делаем лакирование как глянцевым, так и матовым лаком, как обычным офсетным, так и УФ лаком. Лакирование тиражей служит нескольким целям. Во-первых, это защитная функция – слой лака предотвращает истирание краски под ним. Для защитной цели используется лакирование офсетным лаком – он отлично справляется с этой функцией, будучи, одновременно, не слишком заметен. В более редких случаях лакирование офсетным лаком используется и в декоративных целях, например, если отпечатанный на глянцевой бумаге тираж покрывают матовым лаком для устранения блеска бумаги и краски. Подобные вещи делаются в случае, если дизайнерская задумка предполагает такой вид изделия - например, для того, чтобы на нем более контрастно смотрелся глянцевый УФ лак. Ламинирование (или припрессовка плёнки), то есть нанесение плёночного покрытия на печатную продукцию, несёт две функции. Во-первых, плёнка защищает изделие, например, от влаги или от жира, оставляемого пальцами тех, кто эту продукцию использует. Последний пример может показаться незначительным, но на самом деле, эта проблема может быть достаточно серьёзной: скажем, в том случае, если продукция запечатана тёмным цветом, следы пальцев могут существенно ухудшить её представительские качества. Во-вторых, плёнка значительно улучшает внешний вид печатного изделия. Обозначения и сокращения НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки Введение На сегодняшний день инновационная деятельность является одним из основных направлений в рамках современной экономики по созданию конкурентоспособного предприятия. Повышение имиджа организации, улучшение ее финансового состояния и закрепления места на рынке, увеличение денежного потока возможно за счет создания необходимых предпосылок для разработки и внедрения инноваций в деятельность предприятия. Любому предприятию, существующему в рыночных условиях, для получения стратегических преимуществ перед конкурентами необходимо осуществлять инновационную деятельность. Основным фактором, способным повысить конкурентоспособность предприятия, является фактор инновационного развития, что предполагает взаимосвязь в развитии производственной, научно-технической, финансовой и социальной деятельности в условиях новой институциональной среды. Независимо от того, в каком именно финансовом положении в данный момент находится предприятие, какую долю на рынке оно занимает, что представляет собой его организационно-правовой статус и т.д., инновации приведут к увеличению прибыли за счет оптимизации производства, системы управления. Мировая практика свидетельствует о том, что в экономике, основанной на знаниях, альтернативы инновационному пути развития не существует. Создание и широкое внедрение на рынок новых продуктов, услуг становятся основным факторам роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. В этом кроются основные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных ресурсов, роста производительности труда, совершенствование организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, повышает конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшение социально-экономической ситуации в стране в целом. В последние годы все более актуальными становятся проблемы инновационной деятельности. Это явление отражает понимание современным обществом того, что обновление России, всех ее сфер жизни невозможно без инноваций в производство, управление, финансы. Именно инновации ведут к обновлению рынка, улучшению качества и расширению ассортимента товаров и услуг, созданию новых методов производства, сбыта продукции, повышению эффективности управления. Таким образом, перспективы развития предприятий во многом определяются инновационной деятельностью, которая является главным фактором повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Все вышеперечисленное обосновывает выбор и подтверждает актуальность темы выпускной квалификационной работы: «Выбор и разработка направлений инновационной деятельности предприятия на примере типографии ООО «Бизнес-Принт СПб». Объектом исследования является типографии ООО «Бизнес-Принт СПб». Цель работы – выбрать направления инновационной деятельности предприятия и и разработать пути ее усовершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: - рассмотреть подходы к определению понятия инновационной деятельности и установить ее роль в экономическом развитии предприятия; - представить классификацию инноваций на предприятии; - определить мотивы осуществления инновационной деятельности; - проанализировать внутренние условия инновационной деятельности; - выделить приоритетные направления инновационной деятельности; - рассмотреть методы выбора направлений инновационной деятельности; - экспертные методы и их роль в оценке инновационной деятельности; - проанализировать и оценить риски инновационного проекта; [работы с рисками, возможно, не будет, эта задача под вопросом] - на конкретном примере рассмотреть проблему организации инновационной деятельности предприятия и выбрать направления инновационного развития предприятия. Локальные цели финансового анализа: -определить финансовое состояние предприятия; - выявить изменения в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе; -установить основные факторы, вызывающие изменение в финансовом состоянии; Цели исследования достигаются в результате решения ряда аналитических задач: - предварительный обзор бухгалтерской отчетности; - характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборотных активов; - оценка финансовой устойчивости; - характеристика источников средств: собственных и заемных; - анализ прибыли и рентабельности; - разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических и методических возможностей его осуществления. Основными факторами, в конечном счете, являются объем и качество аналитической информации. В качестве основных методов исследования применялись анализ библиографических источников, систематизация материалов, их структурирование и другие методы исследования. Анализ финансово - хозяйственной деятельности играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественного - финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов для повышения эффективности деятельности организаций. Принятие обоснованных, оптимальных управленческих решений невозможно без предварительного проведения всестороннего, глубокого экономического анализа деятельности организации. Экономический анализ содействует повышению эффективности деятельности организаций, наиболее рациональному и эффективному использованию основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, устранению излишних издержек и потерь. Непреложным законом хозяйствования является достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Анализ хозяйственной деятельности позволяет установить наличие или отсутствие у организации финансовых затруднений, выявить их причины и наметить мероприятия по устранению этих причин. Анализ также дает возможность констатировать степень платежеспособности и ликвидности организации и прогнозировать возможное банкротство организации в будущем. При анализе финансовых результатов деятельности организации устанавливаются причины убытков, намечаются пути устранения этих причин, изучается влияние отдельных факторов на величину прибыли, делаются рекомендации по максимизации прибыли за счет использования выявленных резервов ее роста и намечаются пути их использования. Ключевой целью финансового анализа является получение определенного числа основных параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится, прежде всего, к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, в составе прибылей и убытков. Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и приложений. В первом разделе даны понятия инновационной деятельности предприятия, рассмотрены виды инноваций и их функции, а также мотивы данной деятельности. Во втором разделе рассматривается анализ финансового состояния и результаты работы изучаемого предприятия. В третьем разделе разработан выбор и обоснование направлений инновационного развития исследуемого предприятия. В заключение дана полная оценка выбранному направлению инновационной деятельности. Раздел 1 Инновационная деятельность предприятия: сущность, содержание, управление 1.1 Понятие и классификация инноваций на предприятии Инновации и инновационный тип предпринимательства Сегодня одной из основ современного менеджмента являются инновации, содержащие в себе процесс регулярного развития во всех сферах производства. В современных условиях главным средством для выживания фирмы на рынке товаров и услуг являются инновации. Большое количество предприятий признают важность инноваций, но это вовсе не означает, что они должным образом их осуществляют. Часто нововведения даже не находят необходимой экономической мотивации. Процесс обновления всех сторон деятельности фирмы нереален без инновационного менеджмента. «Термин «инновация» вошел в лексикон отечественной науки и управленческой практики сравнительно недавно – на воле рыночных реформ 1980-1990-х гг. но для мировой экономической мысли второй половины прошлого века инновации являются одной из центральных категорий. Теоретическая база инновационной науки была заложена австрийским экономистом неоклассического направления Й. Шумпетером (1883-1950). Он же впервые применил термин «инновация» в контексте экономических исследований, ввел его в научный оборот» [1, с.33]. Основные положения теории Й. Шумпетера сводятся к следующему. Ключевой фигурой в экономике является предприниматель инновационного типа, которому принадлежит центральная роль в механизме экономического развития общества. Инновационная функция такого предпринимателя заключается в стремлении использовать так называемую «новую комбинацию факторов производства, следствием чего и является инновация. В этих условиях предприниматель призван делать не то, что делают другие, и не так, как делают другие»1. Иными словами, его характерная черта – самобытность. Он думает иначе и никому не подражает. Этот интеллектуальный суверенитет и обеспечивает ему процветание [1, с. 34]. Основная движущая сила – деятельность предпринимателей-новаторов, суть которой состоит в осуществлении новых комбинаций факторов производства. По мнению Й. Шумпетера, капиталистическое производство не может существовать без постоянных революционных изменений в технике и технологии; без создания новых товаров; без освоения новых рынков; без применения новых видов и источников сырья; без реорганизации управленческих структур. Именно они главные направления инновационной активности [1, с.35]. 1Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М., 1982. Концепция Й. Шумпетера указывает на специфическую роль инновации как эффективного средства ведения предприятием конкурентной борьбы. Соответственно, и предприниматель-новатор занимает особое место в процессе обеспечения качества экономического роста, являясь его субъектом и движущей силой. Согласно Й. Шумпетеру, инновация - главный фактор изменения сложившейся конъюнктуры. Даже на высокомонополизированных товарных рынках постоянно существует возможность появления новичка с оригинальным предложением инновационного продукта. Эта потенциальная опасность заставляет даже доминирующие компании проводить опережающую техническую политику, соответствующую ситуации острой конкурентной борьбы. Поэтому чем выше конкуренция, тем меньше у предпринимателя отложенных «про запас» идей и технических решений. А чем короче путь в цепи «наука-производство-рынок», тем лучше потребителю [1, с.36]. Активную роль инновационного предпринимательства Й. Шумпетер видел в следующем: -в преодолении инерции внешней среды, традиционно пассивной к инновациям; -модернизации методов производства; -создании продукции с лучшими потребительскими свойствами. Й. Шумпетер предложил своеобразную и первую в науке классификацию нововведений: * использование новой техники, технологических процессов, методов ресурсного обеспечения производства; * выпуск продукции с новыми свойствами; * применение новых типов сырья и материалов; * изменения в организации * появление новых рынков сбыта [1, с.37]. примерно в одно время с исследованиями Й. Шумпетера появилась и быстро приобрела своих сторонников теория цикличности экономического развития. Ее автор – Николай Дмитриевич Кондратьев, с точки зрения управления инновационной деятельностью особого внимания заслуживает его доклад «большие циклы конъюнктуры», сделанный в 1926 г. Основным направлением исследований являлась цикличность экономических процессов в мировом масштабе. На процесс цикличности прямое влияние оказывает доминирующий технологический способ производства (технологический уклад). Его определяют: * научные принципы создания техники; * применяемые в экономике материальные ресурсы и энергоносители. Начало подъема связано с исчерпанием возможностей старой научно-технической парадигмы (прежних принципов и методов создания средств производства). Инвестиции в принципиально новое оборудование становятся экономически оправданными и неизбежными. Кто не делает этого, отстает навсегда. Глобальный спад производства подает экономикам индустриально развитых стран сигнал о необходимости радикального обновления материально-технической базы. Таков механизм возникновения общественной потребности в инновационных решениях. Впоследствии он будет положен в теоретическую основу так называемой инновационной триады «инвенция – инвестиции - инновация», ставшей аксиомой современной инновационной науки. Главную роль в изменениях экономической жизни общества Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим инновациям [1, с.38]. 1.2 Классификация инноваций В индустриально развитых странах мира, являющихся инновационными лидерами, инновационный потенциал рассматривается в качестве национального достояния. Инновации как объект исследования могут быть классифицированы по разным критериям. Так, по критерию технологических параметров объектов инновационных изменений выделяют продуктовые и процессные инновации. Продуктовые инновации включают: -получение принципиально новых товаров и услуг (как потребительских, так и производственного назначения); -использование новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих. Процессные инновации предполагают применение новых технологий (как правило, более производительных), новых методов организации хозяйственной деятельности, разного рода управленческих нововведений. Структура инноваций у мировых инновационных лидеров такова: в США 1/3 всех инноваций являются процессными; 2/3 - продуктовыми; в Японии - наоборот; в странах Западной Европы - примерное равенство инноваций двух видов [1, с.19]. По критерию научно-технической значимости инновации делят на базисные и улучшающие. Базисные инновации представляют собой результаты крупных научно-технических разработок. Именно они лежат в основе принципиально новых продуктов и технологий нового поколения, не имеющих аналогов. Базисные инновации – это своего рода «острие» научно-технического прогресс, смысловое ядро всей инновационной деятельности. Базисные инновации знаменуют прорыв на потребительском рынке и рынке инвестиционных товаров. Сегодня среди них – нанотехнологии, создание новых материалов; вчера сотовая связь, интернет, выход в космос, а еще раньше ткацкий станок, паровой двигатель и множество других открытий, изменивших жизнь человека на Земле. Основными отраслями науки, генерирующими базисные инновации, являются физика, химия, биология. К числу основных отраслей экономики, применяющих базисные инновации, относятся: микроэлектроника, производство программного продукта, электронное машиностроение, телекоммуникации, аэрокосмос, фармакология, военно-промышленный комплекс, автомобильная, пищевая, химическая промышленность [1, с.19, 20]. Улучшающие инновации представляют собой результаты средних и мелких научных разработок, которые лежат в основе значительных изменений уже существующих продуктов, технологий, методов организации хозяйственной деятельности. Примерами улучшающих инноваций являются аппараты телефонной связи, оснащенные дополнительными функциями (фото-, видеокамера), или автомобили с бортовыми компьютерами. От улучшающих инноваций следует отличать так называемые псевдоинновации, или незначительные изменения характеристик товара (цвет, отделка и т.д.), не затрагивающие его конструктивные особенности и не добавляющие принципиально новых потребительских свойств. Применительно к технологическим и организационным процессам псевдоинновации направлены на частные изменения в их структуре, составе участников, распределении функций, степени автоматизации и прочих подобных параметрах. Недооценивать роль псевдоинноваций в рыночном успехе современного товаропроизводителя нельзя. Ибо основа товарной политики современного предприятия – не столько сам товар, сколько потребность, которую он удовлетворяет. Так, в частности, с позиции маркетинга псевдоиновация есть основа ассортиментной политики предприятия, способ ведения конкурентной борьбы и укрепления рыночных позиций. [1, с. 20]. По критерию причины возникновения инновации выделяют реактивные и стратегические инновации. Реактивные инновации представляют собой ответственную реакцию на нововведение, примененное конкурентом. Цель реактивных инноваций заключается в сокращении экономического отставания от лидера отрасли, недопущении снижения конкурентоспособности собственной продукции и сохранении позиций в конкурентной борьбе. Стратегические инновации носят упреждающий характер. Они являются результатом научно-технического прорыва и нацелены на длительное единоличное лидерство в отрасли. Возможен и другой вариант – получение доходов от продажи патентов. Лицензий, прав на тиражирование нововведения, т.е. извлечение инновационной ренты от обладания интеллектуальной собственностью в форме полезных знаний. Два указанных вида инноваций не следует противопоставлять друг другу. Реактивные инновации часто носят вынужденный характер, но их содержание может оказаться настолько революционным, что они превратятся в стратегический фактор конкурентоспособности[1, с. 20]. По критерию частоты применения различают диффузные и разовые инновации. Разовые инновации не имеют распространения вне рамок предприятия или компании-новатора, которые некоторое время являются единственными получателями выгод от нововведения. На ранних стадиях коммерческого освоения практически все инновации разовые. Диффузные инновации возникают в ходе применения нововведения компаниями-имитаторами. Инновации данного вида характеризуют процесс распространения нововведения во времени и пространстве. По критерию места инновации в макроэкономической системе в технологическом процессе на предприятии выделяют инновации на входе, на выходе и внутренние инновации. Инновации на входе затрагивают ресурсное обеспечение профильной деятельности предприятия. Инновации на выходе затрагивают характеристики выпускаемой продукции. Внутренние инновации модернизируют технологические и управленческие процессы в рамках предприятия.2 По критерию сферы конкретного воплощения выделяют материально-технические, технологические, управленческие, сервисные, социальные инновации[1, с. 20, 21]. По критерию масштаба новизны различают глобальные, отраслевые, региональные, локальные инновации. Глобальные инновации предполагают принципиально новый продукт или технологию, не имеющие аналогов в мировой практике. Отраслевые инновации предполагают нововведения, ранее не применяемые на предприятиях данной отрасли. Региональные инновации предполагают применение нововведения, зарекомендовавшего себя за границей, за пределами данной страны или административно-территориальной единицы. Локальные инновации предполагают использование отдельным предприятием прогрессивного опыта другого хозяйствующего субъекта (например, в сфере ресурсосбережения, стимулирования труда, работы с поставщиками и т.п.). 2 Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/по ред. С. Ильенковой.-М., 2001. 1.3 Типы и виды инновационного развития предприятия Под инновационным развитием предприятия понимают целенаправленное движение организации под влиянием всесторонних, внутренних и внешних обстоятельств, которые предопределяют устойчивость организационно - функциональной системы предприятия в условиях рынка, которое характеризуется результатом качества, достигнутым в зависимости от интенсивности и скорости инновационных процессов на предприятии. На сегодняшний день отечественные предприятия работают в условиях негативных явлений как объективного, так и субъективного характера, что оказывает значительное влияние на восприимчивость предприятия к требованиям рынка, связанным с инновационным развитием предприятия, а, значит, влияние происходит и на устойчивое положение организации и его конкурентоспособности. Сегодня внедрение инноваций в процесс производства является один из основных вариантов выхода предприятия из кризисного положения, повышения его конкурентоспособности и завоевания его места на рынке. Необходимо учесть, что наличие потенциала (прибыль организации) является одним из основных факторов для инновационного развития предприятия. Развитие может осуществляться по разным направлениям: * Экстенсивное развитие – основано на увеличении объемов производства и сбыта выпускаемой продукции, реализуется в условиях ненасыщенного рынка, при отсутствии острой конкуренции. Этот путь влечет за собой возрастание расходов ресурсов; * Интенсивное развитие – предусматривает применение различных новинок в области науки и техники для усовершенствования технологии производства выпускаемой продукции предприятия; * Инновационный путь развития – объединяет в себе постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, технологии ее производства и развитием системы управления производством и сбытом. Основная задача любого предприятия сохранять конкурентоспособность и обеспечивать уровень финансово-экономических показателей не ниже среднеотраслевых. Это дает возможность выработать стратегическую устойчивость предприятия и в итоге не утратить длительное время конкурентные преимущества, обеспечить высокий спрос и качество выпускаемой продукции. Инновационная стратегия является одной из важнейших составляющих общей стратегии предприятия и представляет целенаправленную деятельность по определению приоритетов его перспективного развития. Инновационные стратегии подразделяются на следующие виды: Наступательная инновационная стратегия характеризуется высокой эффективностью и высокой степенью риска. Наступательная стратегия ориентирована на исследования в сочетании с применением новейших технологий. Для данного вида стратегии необходим высокий уровень квалификации при разработке нововведений, умения быстро применять новшества и способности предвидеть потребности рынка. Наступательная стратегия характерна для крупных объединений и компаний, когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера. Оборонительная стратегия основана на невысоком риске, характеризуется высоким уровнем технических, проектно-конструкторских и технологических разработок и определенной завоеванной долей рынка. При защитной стратегии предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции. Такую стратегию используют предприятия, которые получают значительную прибыль в условиях конкуренции. Эти компании имеют более прочные позиции в области маркетинга и производства по сравнению с инновационными разработками, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами. Промежуточная стратегия характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами. При промежуточной инновационной стратегии предприятия (в основном небольшие) заполняют пробелы в специализации других предприятий, включая доминирующих в своей отрасли. Анализ экономической обстановки и внешней среды, проводимый при выборе стратегии, выявляет такие пробелы (ниши) в наборе выпускаемых новшеств. Наличие таких ниш объясняется определенной слабостью других предприятий (в том числе лидера), отсутствием их возможностей или нежеланием заполнить имеющиеся пробелы (например, из-за небольшого рынка). Такая стратегия часто исп....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Бизнес- планирование, его место в системе управления и планирования деятельности предприятия, также разработка бизнес-плана на примере конкретного хозяйствующего субъекта
- Бизнес- планирование, его место в системе управления и планирования деятельности предприятия, также разработка бизнес-плана на примере конкретного хозяйствующего субъекта
- Изучение инновационной деятельности предприятия на примере ПАО «Найк»