VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого-педагогические условия развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013739
Тема: Психолого-педагогические условия развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА
(КГПУ им. В.П. Астафьева)


Институт психолого-педагогического образования
Кафедра педагогики детства





КАЗАКОВА ВИКТОРИЯ ОЛЕГОВНА


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Психолого-педагогические условия развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы
Дошкольное образование

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Заведующий  кафедрой 
к.п.н., доцент Яценко И.А.
______________________________
Научный руководитель 
к.б.н, доцент Вербианова О.М. 
______________________________
Дата защиты
______________________________
Обучающийся 
Казакова В.О.
______________________________

Оценка________________________


Красноярск 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЭМПАТИИ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ	5
1.1. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста	5
1.2. Эмпатия, как составляющая эмоционального развития	9
1.3. Условия формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста	21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1	24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА	25
2.1.Организация и методы исследования	25
2.2. Результаты изучения особенностей развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста	26
2.3. Реализация психолого-педагогических условий для развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста	29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2	34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	39
ПРИЛОЖЕНИЯ 	42


 ВВЕДЕНИЕ
      
     Современное правовое общество предъявляет к человеку требование принимать ответственность за собственные поступки и решения, не нарушая при этом права других людей. Ожидаемый тип поведения связан с умением человека анализировать собственные эмоциональные переживания, понимать эмоции других людей, то есть требует эмоционального развития. 
     Эмпатия -  сложный многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных, и поведенческих умений, навыков и способностей другого человека.
         Эмпатия изучалась и рассматривалась многими зарубежными и отечественными психологами и психотерапевтами, такими как: Э. Титчер, Дж. Мид, К. Роджерс, З.Фрейд, Л.И. Божович, Т.П. Гаврилова, Д.Б. Эльконин, Л.П. Стрелкова, Я.З. Неверович. Понятие эмпатии многими из них тесно связывалось с сочувствием, сопереживанием, вчувствованием, эмпатийным  поведением.
     Проблема формирования эмпатии у дошкольников – проблема важная и актуальная.  Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уровень развития эмпатии старшего дошкольника напрямую влияет на его социализацию в обществе, на умение устанавливать взаимоотношения, понимать поступки, намерения, чувства и переживания других людей.  
     Важно развивать с самого раннего возраста чувство сострадания, сочувствия, переживания, эмпатии у детей, тогда меньше будет «изолированных», «отвергаемых» детей, несчастных в своем одиночестве.  
     Все вышесказанное актуализирует данную проблему и является основанием для выбора данной темы.
     Цель исследования: выявление особенностей и необходимых психолого-педагогических условий для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. 
     Объект исследования: эмпатия – как психический феномен.
     
     Предмет исследования: психолого-педагогические условия для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
     Задачи исследования:
     1. Раскрыть сущность эмпатии, установить ее природу и рассмотреть основные  признаки и составляющие компоненты.
     2. Изучить подходы к понятию «эмпатия».
     3. Выявить особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. 
     4. Изучить необходимые условия для развития эмпатии.
     5. Рекомендации по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
     Гипотеза исследования: предполагается, что такие условия как: 
     1. Расширение представлений детей об эмоциях и чувствах, а также способах эмоциональных проявлениях; 
     2. Активизация собственных чувств ребенка посредством организации игр-драматизаций на основе литературных произведений, содержащих нравственные коллизии 
     позволят эффективно развивать эмпатию у детей старшего дошкольного возраста.
     
     
     





 ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЭМПАТИИ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 
      1.1. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
     Эмоции (от лат. Emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. 
     Эмоциональная сфера ребенка - ведущая сфера его психического развития, в связи с этим полноценное осуществление различных форм деятельности поведения зависит от согласованного функционирования эмоций и интеллекта.
     Эмоциональное развитие дошкольника связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Главным изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов. Начинают интенсивно развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива стимулирует устойчивые и глубокие переживания. То есть эмоциональные переживания вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон) [31].
     Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.
     В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические и познавательные.
     Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
     * ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
     * изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
     * чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
     * формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические [29].
     Классификация эмоций раскрывается в книге В.О. Леонтьева [20]. Большое распространение получила потребностно - информационная теория П.В. Симонова, согласно которой возникновение эмоций определяется некоторой потребностью и оценкой возможности удовлетворения этой потребности [20]. Эта идея и взята В.О. Леонтьевым для классификации эмоций. Он различает две основные группы эмоций:
     1. Положительные эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением тех или иных потребностей организма. Положительные эмоции вызываются возбуждением центров удовольствия центральной нервной системы.
     2. Отрицательные эмоции - эмоции, связанные с неудовлетворением тех или иных потребностей организма. Отрицательные эмоции вызываются возбуждением центров неудовольствия центральной нервной системы [20]. 
     Кроме этого, В.О.Леонтьев выделяет следующие группы эмоций:
     1. Ведущие эмоции возникающие на основе личных потребностей (горе, радость, страх, надежда, гнев, удовлетворение, интерес, пренебрежение).
     2. Эмоции связанные с личными нормами и правилами (вина, самоуважение, чувство ответственности (безответственности), презрение, уважение, симпатия (антипатия)).
     3. Эмоции возникающие в результате соответствия-несоответствия чьим-то или общественным стандартам, нормам, правилам (стыд, отвращение, застенчивость, уверенность в себе, гордость, восхищение, возмущение (одобрение)) [20]. 
     Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Так между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.
     Эмоциональная сфера ребенка – ведущая сфера его психического развития в период дошкольного детства. В связи с этим, полноценное осуществление любых форм деятельности дошкольника зависит от согласованного функционирования эмоций и интеллекта. По мере интеллектуального развития, к концу дошкольного детства, возникает опережающая эмоциональная регуляция действий, основанная на эмоциональном предвосхищении их возможных последствий. Способность к эмоциональным предвосхищениям позволяет детям не только предвидеть, но и предчувствовать отдаленные результаты своих поступков и избегать ошибочных действий не соответствующих его основным потребностям и ценным установкам.
     Компоненты эмоционального развития: потребности, мотивы, стремления, намерения человека, особенности его воли и характер.
     В первые годы жизни для нормального эмоционального развития ребёнка достаточно своевременное и качественное удовлетворение матерью его биологических потребностей. Если ребёнок с детства испытывает
недостаток в удовлетворении его основных потребностей, формируется постоянная тревожность, что автоматически ведёт к развитию эмоционального дискомфорта, сопровождающего человека на протяжении всей его жизни.
     Далее, в возрасте от 3-х до 5-ти лет у детей происходит формирование и осознание таких эмоций как радость, страдание, гнев, удивление. Сложность осознания остальных эмоций связывают с недостатком социального опыта [13].
     В старшем дошкольном возрасте происходит закрепление эмоций, проявляемых в более раннем возрасте, а также развитие и осмысление новых не знакомых ранее ребёнку эмоций. Изменение в эмоциональном развитии в первую очередь связывают с формированием общественных мотивов, когда ребёнок начинает переносить собственное «Я» на общество [13].
     В этом возрасте эмоции – это уже не просто мгновенная реакция на ситуацию, а её осмысливание. Чувства ребёнка становятся более глубокими по смысловому содержанию. Важной отличительной чертой этого возраста является формирование эмоционального предвосхищения (переживание по поводу возможных результатов деятельности), когда ребёнок может предвидеть возможные результаты деятельности, предвидеть реакцию на его поведение со стороны других людей, что в свою очередь ведёт к расширению его эмоционального мира.
     Старший дошкольник начинает включать в процесс управления своими эмоциями слова. В старшем дошкольном возрасте активно развиваются формы коллективной деятельности, что ведёт к осмыслению и проявлению таких эмоций как симпатия, сочувствие, формируется чувство товарищества и чувство ответственности по отношению к окружающим его взрослым (но пока в основном к близкому окружению) и сверстникам. Происходит первое осознание необходимости соблюдения правил общественного поведения. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство. К 7 годам чувство ответственности распространяется на более широкий круг людей, даже на тех, с которыми ребёнок не взаимодействует [16].
     Таким образом, можно сделать следующие выводы:
      эмоции выполняют множество функций, в частности охранную и регулирующую;
      эмоции определяют поведение человека в целом, стимулируют те или иные поступки;
      эмоции сопровождают общение и все виды деятельности;
      эмоции помогают приспособиться к ситуации являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия. 
       
      1.2. Эмпатия, как составляющая эмоционального развития
     Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (Л.П. Стрелкова) [28].
     Понятие эмпатии возникло в американской психологии на основе существовавшего в европейских психологических школах понятия симпатия (А. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр) и вчувствования (Т. Липпс). Сам термин «эмпатия» в 1909 году ввел Э.Б. Титченер. Анализ психологической литературы позволил выделить наиболее часто встречающиеся определения термина «эмпатия» в зарубежной науке:  
     1) эмпатия — воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу (Р. Даймонд);  
     2) эмпатия – это временная жизнь другой жизнью, деликатное в ней пребывание без оценивания и осуждения (К. Роджерс);  
     3) эмпатия – это способность проникать психику другого, понимать аффективные ориентации других (М.В. Стовер); 
     4) эмпатия - это эффективная связь с другим, разделение состояния другого (Е. Стотлэнд, С. Бергер) [10]. 
     Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.
     В научной литературе существуют различные подходы к определению эмпатии. Так, эмпатию рассматривают:
     * как свойство личности (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов, К. Роджерс), [8] 
     * как процесс (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) [30].
     В литературе представлены уровни развития эмпатии (Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Э. Штейнмец, И.М. Юсупов) [30], а также механизмы её формирования (И.Г. Осухова и др.) [30].
     Слово эмпатия  происходит от греческого языка  empatheia, что означает сопереживание. В книгах современной психологии, эмпатия представляется, как способность человека поставить себя на месте другого человека, понять его чувства, желания, идеи и действия, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику - означает посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние [17]. 
     Термин «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека [17].
     Э. Титченер объединил философские идеи о симпатии с теориями чувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.
     Эмпатия – понятие многогранное, и внутри себя оно имеет три подразделения на уровни. Рассмотрим их по порядку.
     1-й уровень эмпатии считается самым низким. Люди, которые относятся к этому уровню, сконцентрированы на себе, они абсолютно не интересуются мыслями и чувствами других людей. Иногда они пребывают в уверенности, что понимают окружающих, однако их мнение является неправильным. В силу концентрации на себе они не в состоянии это осознать.
     2-й уровень эмпатии является самым частым. Большинство людей могут игнорировать мысли и чувства других людей не постоянно, а от случая к случаю. Считается, что в различных проявлениях этот тип свойственен абсолютному большинству людей.
     3-й  эмпатии считается  высоким. Такие  являются редкостью, и  их запоминает . Люди, чувство  которых имеет  уровень, постоянно  ощущают , способны мысленно  любые переживания,  людей лучше, чем они . Такие  не навязывают свое  и дают самые  советы – ведь они  с точки  спрашивающего. Именно  люди становятся  лучшими друзьями и . 
     Среди  определений эмпатии  следующие: 
     - знание о  состоянии, мыслях и  другого ;
     - переживание эмоционального , в котором находится ;
     - активность по реконструкции  другого  с помощью воображения;  о том, как человек повел бы  на месте другого;
     -  в ответ на  другого человека; 
     -  на другого человека  реакция, соответствующая  субъекта о  другого [12]. 
     Выяснено, что  стороной эмпатии  способность принимать  другого , что позволяет понимать  не  реальных людей, но и  персонажей художественных . Показано , что эмпатическая способность  с увеличением жизненного  [25]. 
     Эмпатия как эффективный  общения  в распоряжении у человека с  выделения его из мира . Умение сотрудничать,  с окружающими и  в обществе, было  для выживания первобытных  [25].
     Эмпатия как эмоциональный  на переживания  осуществляется на разных  организации психического  от элементарных рефлекторных до  личностных . Вместе с тем эмпатию  отличать от симпатии, , сочувствия. Эмпатия - это не , хотя она так же  соотнесение эмоциональных , но при этом сопровождается  переживания или обеспокоенности  за  человека.  - это не сочувствие, которое  со слов «я» или «мне», это не  с точкой зрения , а умение ее  и выразить со слов «вы  думать и чувствовать » [18]. 
     В позитивной психологии  - одно из  человеческих качеств,  с такими качествами как , вера, мужество.  же выделяется  как свойство личности,  может носить  характер, способность  и предвидеть,  -  способность эмоционально  и активно-деятельностный - способность к  [18]. 
     По мнению А. Валлона  на ранних  развития связан с  через аффективную , и его эмоциональные контакты  по типу  заражения. Такого  связь описывается как    созвучие, потребность  в эмоциональном  других людей.
       рассматривает эмпатию как  индивида познавать  мир другого , как взаимодействие познавательных,  и моторных компонентов.  осуществляется через  идентификации,  и проекции.
     Женщины и  по уровню эмоционального  не различаются, но у мужчин  развито  самоуважения, а у женщин -  и социальной ответственности.
     В  психолого-педагогической литературе  проблема  и развития эмпатии у  старшего дошкольного и  школьного возраста (Е.Р. ) [21].  Таким , гораздо меньше  было посвящено  этой проблемы в  возрасте.  с тем именно в старшем  возрасте, когда  основы эмоционально -  культуры , поэтому важно  эффективные пути  у детей эмпатии, , гуманности.
       в эмоциональном настроении  является необходимым  совместной деятельности.  эмпатии  собой неотъемлемую  формирования личности,  у индивида культуры  отношений,  способности ребенка  своими чувствами, .
     Проблема развития  чувств,  поведения личности  значительное место в  исследованиях Л. С. Выготского, А. В. , А. Н. Леонтьева, Д. Б. , которые показали, что  ориентации на эмоциональное  сверстника начинают  уже в дошкольном .
     В диссертации Буравцевой Н.В. " структурно-содержательных характеристик  пространства личности и " (2011)  уровни эмпатии:
     На  уровне она проявляется в  понимания психического  другого. 
       уровень представляет  эмоциональную эмпатию, в  понимания состояния  и в виде  отреагирования этого . 
     Третий уровень  когнитивный, эмоциональный и  компоненты. На  уровне проявляются  действия и поведенческие  по оказанию помощи и  партнера по . [4].
     Несложно догадаться, что  и симпатия тесно  между собой. Мы  к людям,  хорошо понимают нас, и  тех, кто понять нас не в состоянии.  человек стремится  возле  таких друзей,  будут понимать его, как он сам  [17].
     М. А.  рассматривает эмпатию как  образование,  включает в себя , эмоциональный, конативный . Таким образом,  эмпатический , включает в себя , сочувствие и содействие [24].
     Л. П.   предлагает рассматривать  как целостное , в котором можно  три взаимодействующих компонента:
     1)  - мыслительные операции,  знание об  или другом лице; 
     2)  - эмоциональная реакция на  объекты или лица, , чувства, ; 
     3) конативный - моторные , поведенческое намерение  по отношению к лицу или  отношения, , поступки.
     Она отмечает, что  может развиваться как в  асоциального поведения, так и в  просоциального . 
     Звеньями эмпатийного  являются восприятие , сопереживание, сочувствие,  содействие,  содействие. В каждом  процесса происходит  функционирование всех  (когнитивного, , конативного) или их сочетание при  одного из них. Каждое  звено обусловливает  последующего.
     Не  дано испытывать  чувство эмпатии,  проявлять его мы порой  обязаны.  хорошего тона  нам проявлять эмпатию.   эмпатия обычно  между  близкими людьми и  чувствовать взаимопонимание.
     В  выделяют два вида  – она может  эмоциональная и когнитивная.  эмпатия – это способность на  уровне сопереживать , и это очень  эмпатия. Когнитивная  позволяет путем  мышления понять, что в  момент  человек, и через это  к истинному сопереживанию.
       эмпатии по мнению  авторов:
     1. Р.  исследовала, в основном,  людей воспринимать  друга, предсказывать  в определенной . Такая способность  роль другого и  его мысли, чувства,  получила  предиктивной эмпатии [11]. 
     2. Т. П.  выделяет два вида : сочувствие и сопереживание.  – это переживание  тех же чувств, которые  другой, через  с ним, а сочувствие – переживание  по поводу  другого, иных,  чувств. Примером  может служить  учеником  отвечающего на экзамене  во время ожидания  очереди. Ребенок  сочувствовать  человеку, испытывать к  чувство жалости,  его переживания непосредственно не  для него . При сочувствии субъект  без соотнесения с собой, в то  как при сопереживании субъект  чувства  как бы за себя, поскольку они  место в прошлом  субъекта, или если они  с предвосхищением им  возможности для себя,  в ближайшем будущем [9]. 
     3. М. А.  предлагает рассматривать  и долговременную . Кратковременная – рассчитана на  контакт с другими  в общении, в процессе  человек  на позицию другого.  эмпатия протекает в  длительного времени и  более  общения с другим . Возможна дифференцировка на  и неадекватную эмпатию. В  случае,  проявляется как радость при  другого, а эмоциональный  на эмоциональное состояние  идет с  знаком [24].
     4. Витэглайон Г.  понятие эмпатического  – эмоционального состояния,  эмоциональной  жертвы, при котором  испытывает гнев по  к агрессору [5].
     Некоторые  выделяют  (ее проявление зависит от ) и диспозициональную эмпатию ( эмпатии, которая  в широком  ситуаций) [32].
     Факторы  эмпатии: [33]
     * Теплые и  отношения внутри . 
     * Сопереживание  другим людям. 
      *  отношение к другим  существам: растениям и . Особенно в  возрасте ребенка его  должны обратить  своего чада на то, , что кошке так же , как и малышу, когда ее  за ухо и т. п. 
     * Особенно важна  реакция на печальные , которая  ставить себя на  других людей.
       несколько механизмов : 
     1) эмпатия  — основанная на механизмах  и подражания моторным и  реакциям другого;
      2)  когнитивная —  на процессах интеллектуальных — , аналогия;
     3) эмпатия  — проявляемая как способность  аффективные  другого в конкретных .  
     В качестве особых  можно выделить: 
      1)  тех же состояний , что испытывает другой,  отождествление с ним;
     2) сочувствие —  собственных состояний  в связи с  другого.
     Важной  процессов эмпатии,  её от других видов  идентификации,  ролей, децентрализации  слабое развитие  стороны, замкнутость в  непосредственного  опыта [18].  
     Дошкольный  является наиболее  для нравственного развития, во  предопределяющим  нравственный облик  и в то же время исключительно  для взаимодействия со сверстниками и .
      Поведение  на протяжении дошкольного  существенно меняется. В  возрасте особое  имеют  мотивы поведения,  отношение ребенка к  людям. Эти мотивы  и развиваются на  дошкольного детства в  с усвоением и осознанием  норм и правил . Для этого  характерно спокойное  поведение, отсутствие  аффективных вспышек и  по незначительным . Этот новый  стабильный эмоциональный фон  динамика представлений . Что дает  возможность отвлечься от  ситуации, у него  переживания, с ней не связанные, и  затруднения  не так остро, теряют  прежнюю значимость.  в этот период и  самих  процессов. Переживания  сложнее и глубже.  содержание аффектов –  круг . Особенно важно  таких эмоций как  другому, сопереживание.  во многом  от ситуации и позиции .
     Наиболее сильный и  источник переживаний  – его взаимоотношения с  людьми – взрослыми и . Когда окружающие  к ребенку ласково,  его права,  к нему внимание, он  эмоциональное благополучие –  уверенности, защищенности.  с тем именно в 5-7 - возрасте, когда  основы эмоционально -  культуры личности,  определить  пути развития у  сопереживания, отзывчивости, . Гуманные чувства, как  Е.И. Кульчицкая, Н.А., , доступны детям  возраста, и к моменту  в школу они становятся  сложными и . Если основы  отношений не будут  в этот период, вся  ребенка  стать ущербной и  восполнить этот  окажется чрезвычайно  (Л.И. Божович, М.И. , Т.А. Репина, Т.А. Маркова, В.Г. , Э.К. Суслова [12]). Все эмоциональное  дошкольника связано,  всего, с  у него новых , мотивов и потребностей.  изменением в мотивационной  выступает  общественных мотивов, уже не  достижением узколичных  целей. Поэтому  начинают  социальные эмоции и  чувства, в преддошкольном  отсутствовавшие или наблюдавшиеся в  состоянии. К  в эмоциональной сфере  установление иерархии . 
     Выделение основного , которому  целая система , стимулирует устойчивые и  переживания. Причем они  не к ближайшим, , а достаточно отдаленным  деятельности. То есть  переживания теперь  не тем фактом,  непосредственно воспринимается, а  внутренним смыслом,  этот факт  в связи с  мотивом деятельности . Чувства теряют , становятся более  по смысловому , возникают в ответ на  мысленные обстоятельства () [31]. У дошкольника формируется  предвосхищение,  заставляет его переживать по  возможных результатов , предвидеть реакцию  людей на его . Поэтому роль  в деятельности ребенка  изменяется. Если  он выполнял  норму, чтобы  положительную оценку, то  он её выполняет, предвидя, как  окружающие его .
      Таким образом,  выделить особенности  развития в дошкольном : ребенок  социальные формы  чувств; изменяется  эмоций в деятельности , формируется  предвосхищение; чувства  более осознанными (в чем  роль взрослого), , разумными, , внеситуативными; формируются  чувства – нравственные, , эстетические.
      Опыт  М.В.Лаврентьевой с  показывает, что начинать  детей с эмоциями  с четырехлетнего возраста (в  группе или во  полугодии младшей  после завершения  периода): дети  необходимые , их словарный запас  словами обозначающими , хотя само  «эмоция» не , оно заменяется более  для детей этого  понятием «настроение». И,  же, они с огромным  выполняют практические , играют [19].
     В психологии  два вида эмпатии – она  быть  и когнитивная. Эмоциональная  – это способность на чувственном  сопереживать человеку, и это  глубокая . Когнитивная разновидность  путем логического  понять, что в такой  чувствует , и через это приблизиться к  сопереживанию.
     Эмпатия –  многогранное, и внутри  оно имеет три  на уровни. Рассмотрим их по .
     1-й уровень эмпатии  самым низким. , которые  к этому уровню,  на себе, они абсолютно не  мыслями и чувствами  людей.  они пребывают в уверенности, что  окружающих, однако их  является неправильным. В  концентрации на  они не в состоянии это осознать.
     2-й  эмпатии является  частым. Большинство  могут  мысли и чувства  людей не постоянно, а от  к случаю. Считается, что в  проявлениях  тип свойственен абсолютному  людей.
     3-й уровень  считается самым . Такие  являются редкостью, и  их запоминает история. , чувство эмпатии  имеет  уровень, постоянно  ощущают окружающих,  мысленно воссоздать  переживания,  людей лучше, чем они . Такие люди не  свое мнение и  самые  советы – ведь они  с точки зрения . Именно такие  становятся  лучшими друзьями и .
     Несложно догадаться, что  и симпатия тесно  между . Мы тянемся к людям,  хорошо понимают нас, и  тех, кто понять нас не в состоянии.  человек  видеть возле  таких друзей,  будут понимать его, как он сам  [17].
     М. А.  рассматривает  как системное образование,  включает в себя , эмоциональный, конативный . Таким , полный эмпатический   включает в себя , сочувствие и содействие [24].
     Л. П.  предлагает  эмпатию как целостное , в котором можно  три взаимодействующих компонента:
     1)  - мыслительные , фактическое знание об  или другом лице; 
     2)  - эмоциональная реакция на  объекты или , эмоции, чувства, ; 
     3) конативный - моторные , поведенческое намерение  по отношению к  или объекту отношения, , поступки.
     Она отмечает, что  может развиваться как в  асоциального , так и в сторону просоциального . 
     Звеньями эмпатийного  являются восприятие , сопереживание, , внутреннее содействие,  содействие. В каждом  процесса происходит  функционирование  компонентов (когнитивного, , конативного) или их сочетание при  одного из них. Каждое  звено  функционирование последующего. 
     
      1.3. У формирования эмпатии у  старшего дошкольного 
      Факторы,  развитие и проявление  личности, можно  разделить на две группы.  группа  представлена теми из них,  играют первостепенную  в развитии эмпатии в  возрасте, Во  группу входят , определяющие особенности  эмпатии у взрослого . Эти факторы  к одной социально-психологической : они представляют особенности  и общения личности с  людьми на  этапах ее жизненного . Факторы, составляющие  группу, в какой-то  предопределяют  факторов из второй группы.
      , освещающие факторы  эмпатии, объеди общим  к выявлению взаимосвязи  особенностями воспитания в  семье и характером эм у ребенка.  исследований в этом  было положено А. . Изучая проблему  с точки зрения  развития ребенка, он  важность удовлетворения  потребности ребенка в  контакте.  этой потребности  ребенку в дальнейшем  осознавать и разделять  партнера по , предвидеть последствия  поведения. Например,  данным английских и  психологов, в , где родители поощряют  эмоций у своих , понимают их чувства,  участие в их , проявляют максимум , тепла и любви,  им нравственные нормы,  моральные , дети отличаются  уровнем выраженности . И наоборот, ребенок, не по в семье  потребности в самоутверж и подвергавшийся сексуальному  со стороны взрослых  семьи,  низкой способностью к  и собственно эмпатии.  эмпатии происходит в  снижения  эмпатически реагировать на  эмоции, проявляемые . Это происходит в тех случаях,  число  субъективно значимых  непомерно увеличивается,  как небольшое количество  значимых, но  (дистрессирующих) жизненных , пережитых в детстве,  влияют на развитие .
     Именно в  детстве закладываются  эмпатии, эмоционально-нравственной  личности. Поэтому , на сегодняшний , является определение  условий развития , отзывчивости, гуманности и их  в повседневной  у детей, начиная с  возраста.
     Современная  теория и практика  большое  воспитанию межличностных , развитию способности  управлять своими , переживаниями.  дошкольный возраст  сензитивным для нравственного  детей, во многом  будущий  облик человека и в то же  исключительно благоприятным для  со сверстниками и взрослыми.
       к эмпатии  детям дошкольного , и к моменту поступления в  становится осознанной.  эмпатия не  сформирована в этот , вся личность ребенка  стать ущербной, и  восполнить  пробел окажется  трудным. Гуманные  у детей избирательны,  обычно в , отзывчивости, внимательности, , справедливости. Для решения  проблемы педагоги  разнообразные  деятельности - игровую,  деятельность, продуктивные  деятельности, труд, , общение - как , так и в комплексе.
     Самый  путь эмоционального  и обучения ребенка  - это путь  игру, которая  основным видом  старших дошкольников, в  которой они  развивать способность  и выражать душевное  окружающих (Л. С. Выготский, А. , Д. Б. Эльконин, А. В. , Л. Г. Якобсон) [13]. Игра  огромное значение для  развития детей: она  справиться со , тревожностью, травмирующими . Ведь именно , согласно классификации Л.С. , является  видом деятельность  дошкольного возраста.  авторы пособий  огромное  игр по снятию эмоциональных  дошкольников:
     * психогимнастические  и упражнения;
     * приветственные 
     * игры в ;
     * игры с именами;
      *  (тактильные) игры;
      *  игры и др.
     Так же развивать  раскрепощение  можно через  и сочинительство. Занятия  искусством не только  детей в мир , но и развивают сферу , развивают способность  себя на место , радоваться и  вместе с ним. Занятия в  творческого развития  ребят к творчеству,  их способности,  чувство коллективизма,  прекрасного.
     Именно , следует акцентировать  на проблеме  эмпатии у детей  дошкольного возраста в  игры.
     Брайант К.  следующие , способные оказать  на формирование эмпатии и ее : 
     -Социально-психологические факторы: пол  (женщины  оцениваются как более ), возраст, взаимоотношения в .
     -Психологические факторы:  дистанция  индивидами, симпатия,  привлекательность, степень  [3].
     
 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
     В  изучения  были сделаны  выводы:
     1. Эмоции -  класс психических  и состояний,  составляет переживаемые в  форме отношения  к предметам и явлениям . 
     2. Эмоциональная  ребенка - ведущая  его психического развития, в  с этим полноценное  различных  деятельности поведения  от согласованного функционирования  и интеллекта.
     3. Эмпатия -  сопереживать  и чужим людям.  развитие эмпатии  рассматривать как одну из  элементов  развития ребенка, что  значимость данного . 
     4. Именно в дошкольном  закладываются  эмпатии, эмоционально-нравственной  личности. Поэтому , на сегодняшний день,  определение  условий развития , отзывчивости, гуманности и их  в повседневной жизнедеятельности у , начиная с  возраста.
ГЛАВА 2.  РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО 
      2.1.Организация и  исследования
     Для изучения  развития эмпатии  старшего дошкольного   использовалась  «Беседа с детьми 5-6 лет,  уровень развития . Неоконченные рассказы ()».
     Содержание  представлено в  Приложение В.
       методика позволяет  уровень сформированности  у детей  дошкольного возраста  рассказы, которые  в себе ситуацию,  позволяет  у ребенка проявление  сопереживания и сочувствия. Для  уровня сформированности  каждому  индивидуально было  прослушать несколько , содержащих в себе , направленные на  чувства сопереживания, . Ребенок должен был  свой вариант  каждого из  рассказов. С помощью  беседы  изучался  сформированности эмпатии у  старшего  возраста.
     Оцениваются  по следующим критериям:
     А.  эмоционального реагирования на , ситуации;
     Б. ·  проявления эмпатии к  рассказа;
     В. · уровень , сочувствия к героям ;
     Г. · уровень  рефлексии;
     Д. · уровень  чувств (вербально и );
     Анализ результатов  по степени  данных критериев в  детей.
     Исследование  с детьми старшей  частного  сада г. Краснорска. Для  уровня  эмпаптии  проведена беседа 16 . 
     
      2.2. Результаты  особенностей развития  детей старшего  возраста
     Проведение  методики  получить исход.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%