VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Возникновение письменности как фактор развития культурной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008135
Тема: Возникновение письменности как фактор развития культурной деятельности
Содержание
24



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»



ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 







КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА



Возникновение письменности как фактор развития культурной деятельности 

КУРСОВАЯ РАБОТА



Выполнил:



Руководитель работы:

Студентка   2   курса

очного отделения 

Шитова Надежда Эдуардовна



д-р филол.наук, вед. научн. сотр. 

ИВГИ РГГУ

Иваницкий Александр Ильич





















Оценка ____________





















Москва 2018





Оглавление:



Введение	3

Глава 1. Возникновение письменности	6

1.1 Основные этапы  возникновения и типы письма	6

1.2 Рождение первых алфавитов	10

Глава 2. Письменности как фактор развития культурной деятельности	27

2.1 Значение и влияние письменности в развитии культуры	27

2.2 Значение письменности в науке и религии	30

2.3 Будущее письма	32

Заключение	35

Список используемых источников	37


















		

		Введение

Актуальность темы исследования. Письменность-неотъемлемая часть жизни и развития общества и по сей день, являясь двигателем человеческой культуры. Она имеет долгую и сложную историю своего становления и развития, длившуюся не одну тысячу лет.  Каждый народ, живущий на нашей планете имеет свой язык, диалект. Однако только около 650 языков из 5-6 тысяч имеют письменность. Письменность всегда была «лакмусовой бумагой», показывающей уровень развития народов, чем совершеннее письмо, тем богаче духовная и материальная культура. 

Проблема возникновения письменности как одной из форм существования языка на протяжении многих столетий побуждает ученых проводить исследования в данной области. Мы каждый день общаемся, делимся информацией с окружающими нас людьми с помощью слов, записывая их или произнося в слух. Письменность стала второй формой существования языка, дополняющей первую т.е. устную. Фиксация человеческой речи с помощью знаков и графических элементов позволяет передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. В мифах разных народов мира важной частью в сотворении мира являлся язык как дарование высшими силами. Именно с появлением письма начал складываться литературный язык, были созданы первые своды законов, соединявшие отдельные и разрозненные части государств между собой. Сейчас, в эпоху информационных технологий, мы можем записывать слова в цифровом формате. Цифровая письменность помогает связывать между собой людей, незнакомых друг с другом лично, находящихся на большом расстоянии, а также людей различных национальностей и рас. Все больше людей, чаще это происходит в сети Internet, заменяют слова разными пиктограммами, обозначающими эмоции. При этом, с появлением письменности, знаки теряли свой первоначальный изобразительный характер. Благодаря письму люди могут пользоваться огромным запасом знаний, накопленным человечеством, сохранять и совершенствовать его для будущих поколений. 

Степень научной разработанности проблемы. В последние столетия тема возникновения и развития письменности стала предметом зарубежных и отечественных исследований, рассматривающийся в монографиях, учебных пособиях, в научно-популярной литературе. В XX веке проблему письменности как социокультурного феномена исследовали:

-в историко-культурном аспекте и в контексте теории и истории письма - В.А. Истрин, И. Фридрих, Э. Добльхофер, Д. Дирингер 



Объектом курсовой работы является развитие культурной деятельности 

Предметом курсовой работы является возникновение письменности как фактор развития культурной деятельности

 Целью курсовой работы является исследование письменности как фактора развития культурной деятельности

Исходя из поставленной цели можно выявить следующие задачи:

1.Рассмотреть основные этапы возникновения письма 

2.Изучить типы письма 

3.Проанализировать значение письменности для человечества 

4.Рассмотреть влияние письменности на культуру



Теоретической основой курсовой работы выступили теории, концепции, положения, содержащиеся в научных работах, посвященных теме письменности, ее возникновении и развитии. 

Методологическая основа исследования обусловлена целью и задачами курсовой работы. В ней используются следующие методы: культурологический анализ, сравнительно-исторический подход, социокультурный анализ. 

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что результаты исследований могут быть использованы учебных курсах по направлению подготовки «Культурология».

Структура работы: Данная работа включает в себя введение, две главы основной части, подразделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.

В первой главе рассмотрены теоретические основы о возникновение письменности. Где исследуется суть основных этапов возникновения письма, исследованы условные знаки для передачи информации, также рассмотрены типы письма и рождение первых алфавитов.

Во второй главе анализируется значение письменности для человечества, значение письма для религии и науки. Будущее письма.

 



































Глава 1.  Возникновение письменности

Основные этапы возникновения и типы письменности

Начать свою работу мне хотелось бы с рассмотрения понятия письмаи с ознакомления с его основными этапами происхождения. На мой взгляд невозможно говорить о каком- либо явлении, не зная о его истории, о причинах его появления и развитии.

Письменность - это способ представления языка в визуальной или ощутимой форме, позволяющий фиксировать слово и мысль на долговечном носителе при помощи символических (пиктограммы, идеограммы) или условных знаков, т.е. буквы алфавита. 

До появления первого начертательного письма существовало лишь предметное письмо, с помощью которого передача мыслей передавалась не графически, а символически, при помощи разнообразных предметов, а также устно. К предметному письму относятся индейские вампумы- способ передачи информации с помощью ракушек разного цвета, которые нанизывались на веревку; перуанское письмо-кипу. Кипу представляет собой толстую верёвку или палку, на которую нанизаны шнуры с узелками и сплетениями. Смысловое значение придавалось количеству шнуров и узлов, их величине, расположению и цвету. Образцов предметной письменности известно много, они существуют и в наши дни. Некоторые народы, живущие в Индонезии, используют перец и соль для обозначения любви и ненависти. У африканских охотников, а также азиатских пастухов сохранилось письмо с помощью палок.

Еще одним примером предметного письма принято считать легенду о царе Дарии I, рассказанную Геродотом. Данная легенда хорошо показывает нам главную проблему предметного письма- множество вариантов расшифровки таких посланий. Не зная о том, что имел в виду отправитель, адресат может истолковать письмо ошибочно, а это может привести к негативным последствиям.

Параллельно с предметным письмом существовала устная речь, которая так же, как и предметное письмо, является предпосылкой к появлению письменности. Умея говорить человек столкнулся с необходимостью зафиксировать мысли, знания, поделиться ими с потомками, ведь изначально единственным местом хранения информации была человеческая память. Устная и письменная речь имеют влияние друг на друга. Письмо делает язык четким, структурированным, закрепляя понятия, но их соединение произойдет намного позже.

Вернемся к начертательному письму. В истории своего развития оно сменило несколько этапов. Первым из них стало возникновение пиктографии. «Пиктография - древнейшая форма письменности: изображение предметов, событий и действий условными рисунками». Теперь человек мог изобразить окружающие предметы быта, животных. Изначально, в отличие от предметного письма, в пиктографический каждый знак имел определенное значение. Образцы такого письма были найдены в пещерах первобытных людей, позже люди научились оставлять пиктограммы и на других материалах: глине, дереве. Со временем люди стали упрощать их, что привело к множеству значений для одной пиктограммы. Такое письмо не могло удовлетворять потребности письма, связанные с развитием у человека абстрактного мышления, поэтому появляется новый тип, пиктографическое письмо сменяется идеографическим.

«Идеография- способ обозначать письменным знаком не букву или слог, а целое понятие; отчасти идеографической является древняя египетская письменность, письменность майя, шумерская клинопись, современное китайское и японское письмо; письмо иероглифами».

Оно использовалось для обозначения того, что ненаглядно. Идеограмма могла иметь как прямое, так и переносное значение. Под изображением органов чувств, не всегда предполагалось конкретно нос или рот, например. Так для обозначения зоркости изображался глаз. Идеограмма так же еще не могла передать звучание, письмо и язык развиваются отдельно друг от друга.

Третьим этапом становится появление иероглифического письма. В нем иногда трудно различить изображение, лежащее в основе. Человек продолжал упрощать письмо, облегчая, обучение данному письму. Однако иероглифическое письмо по-прежнему имело существенный недостаток: оно не было связано с произношением слов. Письменная и устная речь продолжали развиваться по отдельности. Само слово «иероглиф» пришло из греческого языка (hieroglyphoi - священные письмена) - фигурный знак в идеографическом письме. В таком письме используются не буквы, а рисунки или особые знаки, соответствующие словам и понятиям (в древнеегипетском, китайском и других языках).

В середине XX века была попытка создать систему письменности, сходную с иероглифической, для западных языков.  Она получила название: «Блиссимволика», ее автор Карл Блисс, считал, что она позволит общаться письменно разным народам мира, как это делают некоторые народы Восточной Азии, в частности Китая. Они могут общаться письменно с помощью иероглифов. Особенность такой системы в том, что символы в ней не соответствуют никаким звукам человеческой речи. Систему применяют в некоторых странах для первичного обучения детей-инвалидов, имеющих коммуникативные расстройства. Широкого распространения она так и не получила. Идеографическое письмо существовало лишь как промежуточное между пиктографией и словесно-слоговым письмом. 

Значительным шагом на пути долгожданного сближения устной и письменной речи, стало формирование нового этапа, появление фонетической письменности, слогового письма. В нем символы обозначали отдельные слоги, как правило это был союз гласного и согласного звука. Такой вид письма так же называли силлабическим. Самыми известными образцами такого письма являются финикийская, арабская, японская письменности. От финикийского письма, словно ветви дерева, произошли латиница и кириллица, а от них большинство современных письменностей.

Пятым, последним этапом, а также типом, становится создание алфавитного или буквенно-звукового письма, оно развилось из слогового письма. «Алфавит-постоянный, принятый раз навсегда порядок, в котором перечисляются все буквы к.-н. языка». Алфавиты всех европейских языков приблизительно схожи.

Знаки алфавита делятся на гласные и согласные, причем в каждом языке такое разделение имеет свои особенности. Алфавитное письмо отражает фонетику языка, это главное преимущество перед неалфавитными системами. Однако, именно это свойство одновременно является и его недостатком. Человеческая речь живая, активно изменяющаяся. Это приводит к тому, что алфавит понемногу теряет свою эффективность, поскольку все менее точно передает фонетические особенности языка. В то же время, с изменением фонетики меняются, хотя и очень медленно, сам алфавит и, как следствие, появляются новые слова и понятия. Еще одно преимущество алфавита- простота в обучении. Человек, знающий структуру алфавита родного языка, легче усваивает структуру иностранных алфавитов и как следствие способен успешно читать тексты на не родном языке. Но недостаточно одного дословного перевода для изучения иностранного языка, очень важно понимать и образ мысли, который передается на письме. А это, в свою очередь, возможно только при глубоком изучении характера разговорной речи.







1.2 Рождение первых алфавитов

Но история письма – это не только история начертания букв, вместе с тем это и история становления современных алфавитов.

Создание алфавита- это огромный шаг в развитии письменности. Письменность становилась доступнее для людей, большим плюсом алфавита является то, что один знак обозначает один звук. 

Первые следы использования алфавита относятся к XIX веку до н. э. — это протохаанейские и протосинайские надписи. Буквы этого алфавита еще имеют пиктографическое начертание, но используются фонетически. Для записи некоего звука используется упрощенное изображение предмета, название которого начинается с этой буквы. Так, буква «б» представляет собой не что иное, как изображение дома. При этом этот символ больше никогда уже не обозначает «дом», только «б». И наоборот, для записи «б» используется только он.

Около 1700 года до н.э. на стенах пещер, обнаружились надписи, состоящие из грубо начерченных символов. Их сделали выходцы из Передней Азии. Говорили на одном из западно-семитских диалектов. Позаимствовав тридцать египетских иероглифов, они приспособили их для обозначения звуков своего родного языка. Так появился первый в истории алфавит, получивший в науке название протосинайского письма. 

Имена буквы получили из названий существ или предметов, изображаемых соответствующими знак. Перевернутая буква «А» похожа на  рогатую скотину, она является первой буквой этого алфавита и называется «алеф»-бык. Второй буквой стал — «бейт», как будто что-то замкнутое в стенах, похож на дом. Третья буква — «гимель» — изломанная линия, напоминающая бумеранг, четвертая буква — «далет», означает дверь. Очень созвучны с более привычными нам первыми греческими буквами, однако  имеют совсем не греческое происхождение. Протосинайское письмо распространилось не только на Грецию, но и на Палестину и Ливан. Позже от туда оно дало начало двум ветвям алфавитов Евразии. Одна из них проросла на Аравийском полуострове Другая ветвь оказалась куда более плодовитой. Главной ветвью стал финикийский алфавит.

Финикийский алфавит. Один из мертвых языков, возникший около XII века до н.э. и состоящий из 22 простых по написанию букв. Все они согласные, по тому что в финикийском языке основную роль играли согласные звуки.  Линии финикийской азбуки, были куда более абстрактными, нежели протосинайской. Пути рисунка и буквы разошлись навсегда.

Расселились финикийцы по  Средиземноморью, где соседи стали  перенимать элементы их культуры. Благодаря способу образования слов из   начальных букв слов исходного словосочетания, читаемые не по алфавитным названиям букв, а как обычное слово, с простым начертания и малым числом символов и привело к быстрому распространению финикийского алфавита среди территорий, населённых народами, говорившими на западносемитских языках. Еще одним плюсом финикийского алфавита являлось его независимость от носителя надписи, в отличие от клинописи, привязанной к глине, финикийская письменность была удобна для записи на любой поверхности. Буквы финикийского алфавита легко можно было применять и в других языках.  Гибкость фонетической системы позволила грекам приспособить его для записи своей речи. Древнейшие памятники финикийской письменности не дешифрованы.

Греческий алфавит. Где-то между XII и IX веками до н.э. финикийскую письменность позаимствовали греки, долгое время не изменяя его. Как и в семитском, в раннем греческом алфавите направление письма было либо справа налево, либо по очереди справа налево и слева направо со сменой направления письма в каждой строке. Второй способ письма получил наименование «бустрофедон». Это название восходит к сочетанию двух греческих слов со значениями «бык» и «поворот» и вызывает зрительный образ быка, который тащит плуг по полю, меняя направление своего пути от борозды к борозде. В конечном счете направление письма слева направо стало в греческом письме стандартным и вызвало соответствующие изменения в форме некоторых букв, в результате чего поздние греческие очертания букв представляют собой зеркальные отражения семитских очертаний. Позже греки внесли в алфавит важные изменения, в отличии от финикийского, в греческая большая роль играли гласные звуки, а также названия греческих букв ничего не значат по-гречески, тогда как совпадающие с ними семитские названия букв, как мы уже видели, представляют собой семитские слова.

Считается, что западногреческое письмо было источником этрусского алфавита, а через него и латинского основного алфавита Древнего Рима и всей Западной Европы. От греческого письма ведут свою родословную латинский и этрусский алфавиты, скандинавские руны, ну и конечно, славянские азбуки — кириллица и глаголица. 

Этрусский алфавит. До наших дней дошло более 10 000 этрусских надписей, включая азбуку 8 в. до н.э., известную под названием «марсилианская табличка». Этрусский 26 букв: все 22 буквы семитского происхождения плюс 4 буквы, которые были добавлены греками, что говорит о его греческом происхождении. В любом случае этрусский алфавит был важным шагом на пути к возникновению латинского алфавита. 

Латинский алфавит. Из всех потомков этрусского алфавита, до нас смог дойти только он . Хоть сейчас он и считается мертвым, именно латинский алфавит и язык дал возможность появиться многим языкам. Латинский алфавит считался самым распрастраненым языком. Первые доступные современным исследователям надписи на латыни относятся к 7 веку до нашей эры. Архаический алфавит состоит из 21 буквы. Современный вариант латинского алфавита, был официально закреплен в эпоху Возрождения, состоит из 25 букв

    Нельзя не упомянуть вклад в развитие письма Древних китайцев. Китайский язык – один из самых древних письменных языков. Многие восточные цивилизации позаимствовали китайскую систему письменности. Самые древние графические письменные знаки относятся к 4000– 3000 гг. до н.э. Умение красиво, точно изображать иероглифы передавалось по наследству, что, конечно же, препятствовало распространению языка в обществе. Когда стали изображать иероглифы с помощью волосяной кисточки, а вместо лака  использовать тушь, началась эпоха каллиграфии. 



Кириллица

Ученые делят вопросы о создании славянской письменности на две группы. Первая, было ли вообще какое-либо письмо у славян до принятия христианства? Если было то, что оно собой представляло, как оно появилось? Вторая- какая из двух славянских азбук (кириллица и глаголица) была создана или усовершенствована Константином, после принятия монашества получившего имя Кирилл.

В результате исследований о существовании дохристианской и до констатиновской письменности у славян, были найдены новые древнейшие памятники письменности, подтверждающие, что письменность уже существовала. Это так же подтверждается заключенными торговыми договорами восточных славян с Византией. Намного меньше материала существует, для ответа на вопрос о том, что собой представляло древнейшее славянское письмо и когда оно появилось.

До проведения исследований преувеличивали влияние Греческого языка на появление славянской письменности. Академик В. М. Истрин писал: «Древнерусская письменность не возникла постепенно из основ, заложенных в самой русской народности, а явилась вдруг, будучи занесена от родственного народа».

 Уже после исследований, с середины сороковых годов прошлого века, у многих советских авторов появилась обратная, но тоже неверная тенденция- чрезмерно снижать влияние внешних языков. Например, П. Я. Черных писал: «Можно говорить о непрерывной письменной традиции на территории древней Руси». Авторы стремились приравнять развитие письма у славян к письму шумеров, египтян, китайцев и др. 

Под созданием славянской письменности Константином и Мефодием, не стоит понимать, будто они создали ее с нуля. Братья полностью адаптировали греческий алфавит для славянского народа. Создание славянской письменности связанно с необходимостью перевода на славянский язык основных христианско-богослужебных книг и распространению христианства. Еще при жизни братья столкнулись с преследованиями со стороны католического духовенства, считавших недопустимым богослужение не на латинском или греческом языке. А после смерти Мефодия богослужебные книги на славянском языке были прокляты, ученики Константина и Мефодия бежали в будущий центр (до конца десятого века) славянской письменности Болгарию.

 Благодаря четкой и удобной форме греческих букв, им не пришлось придумывать новые буквы, для звуков одинаковых как в греческом, так и в славянском языках. Также в славянском языке существовали звуки, букв для обозначения, которых не было в греческом языке, поэтому Константину и Мефодию было необходимо добавить к греческому алфавиту буквы с учетом славянской фонетики. Все они обрели простую форму, удобную для написания, соответствующую графическому стилю кирилловской азбуки. Из 43 трех букв кириллицы 19 отсутствовали в греческом письме. Благодаря тщательному подбору, с учетом фонетического состава, кириллица имела все необходимые буквы для верной передачи языка. Однако в ней имелись семь греческих букв ненужных для трансляции славянской речи, например, «омега» обозначала долгое «о», а русский язык не знает ни долготы, ни краткости звуков. 



























































Глава 2. Письменности как фактор развития культурной деятельности

2.1 Значение письменности в науке и религии

Кроме письменности, как средства коммуникации, существуют устная речь, язык жестов, которым пользуются люди не имеющие возможности говорить, а также произведения искусства. В пример можно привести картину, написанную художником, музыкальную композицию, танец. Через их создание, автор передаёт свои мысли, настроение, то, что лежит на душе, важные исторические события. Но все они не могут так точно передать смысл, передающийся информации, как письменность. 
Письменность связанна с развитием человеческой культуры. 
Для успешного развития общества, необходимо опираться на опыт полученный предками. Поэтому ещё в древности, происходящие вокруг события, жизнь царей стали фиксировать. Справиться с этой задачей могла лишь отдельная социальная категория людей, профессионально владеющих письменностью, то есть писцы. Труды писцов оберегались и очень ценились, даже с появлением книгопечатания, первое время люди скептически к нему относились, считая, что в создание печати вмешался дьявол, и требовали рукописи. Историк Д. Брестед однажды сказал:

« Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человечества». 
Благодаря обучению письменности, у людей появилась возможность высказывать свою точку зрения, влиять на развитие общества, что привело к появлению демократии.
Без возникновения и совершенствования письменности не было бы основы для появления политических, социальных, экономических отношений, не появились документально зафиксированные договоренности. Общество каким оно есть сейчас могло вообще не появится. В настоящем мы имеем огромные богатства, дарованные нам письменностью.
Появились ли бы очень важные для человечества наука и литература, история, привычные для нас блага цивилизации. Мы имеем возможность читать любую интересную нам литературу, не искажая смысл, что обязательно получилось бы, если информация передавалась, по принципу «сломанного телефона». Письменность подарила человечеству свободу: общения, вне    времени и   расстояния; от лжи и невежества; принятия решений; творчества.
Письменность и наука.

Возможность фиксировать наблюдения, исторические процессы, явления природы подарила человечеству науку. С опорой на знания предков люди стали проводить исследования, данные становилось точнее, их становилось все больше. Накопленные сведения о небесных телах древних вавилонян, позволили грекам представить картину мира, сформировать основу естествознания. Использование письма для записи данных, которые мы сейчас называем научными, началось в Месопотамии. 

Наука представляет собой диалог ученых, для того, чтобы сделать научный вывод, нужно обратиться к исследованиям предшественников, подвергнуть их анализу, переосмыслить, согласиться или подвергнуть критике. А без письменности этот диалог мог бы и не состояться, существовали бы лишь отрывочные знания. Наука не может существовать без письменности, а человеческое развитие и прогресс без науки. 

В области точных наук существуют знаки, имеющие в языке соответствующие научные термины, представляющие собой слово («?» неравенство в математике), или словосочетание («?» тройная связь в химии). Каждый вновь возникающий знак формулируется словесно и обретает графический вид. Создаются они в первую очередь для того, чтобы ученые из разных стран, говорящие на разных языках, могли опираясь на них, понимать смысл написанного, проводить исследования, делать научные выводы. Такие знаки, в отличие от букв алфавита, связанны со значением слов, а не фонетикой, поэтому некоторые из них произносятся во всем мире по-разному.

Письмо и религия

Древних люди верили в мифы и легенды, передаваемые от поколения к поколению устно, поэтому они подвергались сомнению, в отличие от написанного текста, к которому подходили более вдумчиво, пытаясь анализировать. Письменность стала шагом к свободе мысли, к свободе совести и верования.

Представление о божественном происхождении письма засвидетельствовано повсеместно, как в древности, так и в наше время, как среди цивилизованных, так и среди примитивных народов. Оно связано главным образом с широко распространенной верой в магическую силу письма. Повсюду, как на Востоке, так и на Западе, введение письма приписывается божеству. У вавилонян письмо изобрел бог Набу — покровитель наук и писец богов, который тем самым занял место, отводившееся в более древней месопотамской традиции отчасти богине Нисабе Египтяне верили, что изобретателем письма был бог Тот. Вера в священный характер письма особенно сильна в странах, где знание письма является привилегией особого класса или особой касты писцов. Древний Ближний Восток, где писать обычно умели только жрецы-писцы, особенно богат всякими мистическими легендами о происхождении письма.

С другой стороны, Греция, где знание письма не было привилегией жрецов, а представляло собой достояние всех граждан, почти совершенно не знает мифов такого рода. У примитивных народов письмо и книги вызывают удивление и становятся поводом для самых фантастических догадок. По книгам можно гадать. Книга может предсказать будущее и раскрыть тайное, она может указать путь и дать совет и вообще обладает мистической силой. Обучение чтению и письму для человека равносильно посвящению в новый религиозный ритуал, обращению в новую религию. Книга рассматривается как живое существо, которое может "говорить». Человек боится магической силы ее "слов". Вера в универсальные символы в том виде, в каком она исповедуется пифагорейцами, гностиками, астрологами, чернокнижниками и кабалистами, восходит к мистической интерпретации алфавита».

Подобная вера в божественное происхождение письма, которая существует и по сей день, послужила источником для создания множества легенд, мифов и историй, что, в свою очередь, обогатило культуру человечества.





2.3 Будущее письма

Если внимательно изучить эволюцию письменности, то можно заметить, что толчком к новому этапу развития письменности служит точность. Древним людям чтобы ориентироваться во времени достаточно было четырех насечек: зима, весна, лето, осень. Сейчас нам важен не только день, но и час, минута, секунда. Потребность во всевозрастающей точности (и не только во времени) является характерной чертой нашего времени. Что позволяет нам точно передавать интонацию речи? Конечно же, знаки препинания. Они появились сравнительно недавно. В 17 веке появилась точка- первый из знаков, остальные еще моложе. В русской грамматике система пунктуации начинает складываться в 18 веке. Современные правила сформулированы в 19-начале20 века.

Наше письмо сколь бы ни было оно совершенно, продолжает развиваться. И не исключено, что человек будущего глядя на наше письмо, сочтет его столь же неудобным, каким мы считаем глаголицу.

Еще в конце позапрошлого века был создан язык эсперанто - первый международный язык. Он призван облегчить общение между людьми разных национальностей, так как изучение живого языка весьма затруднительно. Естественный язык сложен, так как в нем много специфического связанного с менталитетом и историей народа. Эсперанто же графически прост. В нем всего 16 правил и ни одного исключения

Эсперанто не единственный искусственный язык, их существует около 300. Предложено также много проектов фонетической записи языка. Например, «Международный фонетический алфавит» (МФА)- это система знаков для записи звуков любого языка. Однако запись знаками МФА очень сложна.

Существует довольно необычная система записи звуков, называемая «видимая речь». Суть ее состоит в том, что записываются не сами звуки, а положение органов речи при его произнесении.

Цель, которой пытались добиться современные создатели систем письменности, заключается в стремлении найти универсальный способ записи речи, пригодный для любого языка. Я не сомневаюсь, что когда-нибудь он будет обязательно найден.

Стремительный рост объема информации стал характерной чертой нашего времени. Ученые назвали его «информационным взрывом». В восьмидесятых годах объем информации был так велик, что легче было провести какие-либо исследования, чем искать результаты аналогичных. Чтобы систематизировать имеющуюся информацию прибегали к помощи компьютеров. Перед творцами тех первых компьютеров стояла сложная задача- создание компьютерного языка. Сейчас я смело могу сказать, что свою задачу они выполнили на отлично. В 21 веке мы по-прежнему живем в информационном веке. Но благодаря созданной компьютерной сети Интернет, поиск любой информации не составляет никакого труда и не требует много времени, мир становится более взаимосвязанным, целым. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям.

Итак, мы живем в век, когда человечество усиленно ищет способы преодоления языковых барьеров. Одни ученые видят будущее языка в постепенном слиянии ныне существующих. Другие придерживаются противоположной точки зрения, и говорят об укреплении национальных языков.

И еще один важный момент. Меня очень волнует судьба книг. В наше время люди все больше заменяют их телевидением, компьютерными играми, Интернетом. В частности, социальные сети, как мне кажется, являются суррогатом личного общения. Что значительно сказывается на личности человека.

Но несмотря на это, мы все равно склоняемся над книгой, чтобы постичь азы знаний. Книга приносит радость встречи с литературными героями, и ничто не может сравниться с тем чувством которое испытываешь, держа ее в руках. Она одаривает людей счастливыми моментами общения с духовным наследием человечества.

Не хочется верить, что книгам суждено погибнуть. Ведь они прошли такой длинный путь от глиняных табличек до современных томов.

















Заключение


       Подведем итоги курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, первой и второй глав содержащие в себе подпункты, заключения и списка используемых источников.

В первой главе было рассмотрено возникновение письменности. Где исследуется основные этапы возникновения письма, анализируется рождение первых алфавитов, изучаются типы письма
Письменность – знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковым формам) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера.

Письменный язык играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе и по сей день, являясь двигателем человеческой культуры. Письмо имеет долгую и сложную историю своего развития, которая охватывает период в несколько тысяч лет. Возникновение и развитие письма неразделимо связано с историей народа, развитием языковой культуры. Чем выше уровень материальной и духовной культуры того или иного народа, тем совершеннее система его письма.

Во второй главе были рассмотрены особенности письменности как фактор развития культурной деятельности. Рассмотрено значение и валяние письменности в развитии культуры. Изучено значение письменности в науке и религии, также проанализировано будущие письма. 
Мы каждый день общаемся, делимся информацией с окружающими нас людьми с помощью слов, записывая их или произнося в слух. Все известные исследователи развития и становления письма: английский языковед Д. Дирингер, немецкие исследователи И. Фридрих, Э. Добльхофер, наши соотечественники В. Истрин, Н. Павленко и многие другие, говоря о сущности и функции письма, отмечали, что письмо – это вспомогательное к звуковому языку средство общения, способ «воспроизведения», «закрепления языка». Письменность стала второй формой существования языка, дополняющей первую, т.е. устную. Знаковая система фиксации речи, позволяет с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Сейчас, в эпоху информационных технологий, мы можем записывать слова в цифровом формате. Цифровая письменность помогает связывать между собой людей, находящихся друг от друга на большом расстоянии, а также людей различных национальностей и рас. Все больше людей, чаще это происходит в сети Internet, заменяют слова разными пиктограммами, обозначающими эмоции. При этом, с появлением письменности, знаки теряли свой первоначальный изобразительный характер.























































Список использованной литературы

Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители. М.: Знание, 1989. 

Гельб И.Е. Опыт изучения письма М.: Радуга, 1982.

Дирингер Д. Алфавит. М., 2004.

Драчук. В. Дорогами тысячелетий. - М.: «Молодая гвардия», 1977.

Жириновский В., Синицин Е. История русской культуры IX – XIX веков, 2004.

Ивацов В.П. От рисунка до азбуки. Книжное издательство, 1957.

История русской культуры IX-XX вв.: Пособие для вузов / В.С.Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К.Сысоева, М.Р.3езина; Под ред. Л.В. Кошман. — 5-е изд. стереотип. — М.: Дрофа, 2004.

Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. М., 1995.

Кочергина В.А. Краткий очерк истории письма. -М.: Московский университет, 1955.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В.М. Фриче, А.В. Луначарского, 1929—1939.

 Соцкультурные исследова.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44