VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Возможности нестандартных уроков русского языка в формировании познавательного интереса младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009203
Тема: Возможности нестандартных уроков русского языка в формировании познавательного интереса младших школьников
Содержание
    Тема:
     «Возможности нестандартных уроков русского языка в формировании познавательного интереса младших школьников»
    Содержание:
    Ведение
    Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников
    1.1. Познавательный интерес  как педагогический феномен
    1.2. Особенности познавательного интереса младших школьников
    1.3. Нестандартные уроки как средство (авторы, варианты уроков, конспекты)
    Выводы по 1 главе
    Глава 2 Нестандартные уроки русского языка как средство активной познавательной деятельности
    2.1 Диагностика уровня познавательной активности младших школьников (анкетирование (с обработкой результатов), экспертная оценка об уровне активности (критерии), написать итоги); констатирующий
    2.2 Система нестандартного урока по формированию познавательного интереса
    2.3 Динамика развития познавательного интереса у детей после проведенной работы; контрольный
    Выводы по 2 главе
    Заключение
    Список литературы
    
    
    
    
    
    
    
    Введение.
     Актуальность исследования.  Современный нам мир постоянно претерпевает изменения, вследствие чего требует от детей все более ранней и скорой адаптации к нему: английский язык — с пеленок, математика — с горшка, чтение - раньше, чем ребенок научится ходить, компьютерная грамотность - раньше, чем научится читать…
    Современные дети очень рано находятся в нестандартных условиях, где им приходится решать очень непростые задачи. Учителя в школах стараются учитывать это и находят свои, педагогически обоснованные нестандартные подходы к детям. Так на наших глазах рождается педагогика XXI века.
    В настоящее время ситуация в педагогике сложилась так, что важнейшей задачей народного образования является создание новой, свободной школы.
    Школа, в которой не будет принуждения, давления, в которой будет интересно учить и учиться.
    Школа, которая предоставит учителю и ученику возможность выбора таких технологий обучения, которые соответствовали бы требованиям воспитания нового человека – творческого, способного самостоятельно мыслить и решать различные жизненные задачи. Именно поэтому школа находится в поисках возможностей новых, нестандартных подходов к детям, к урокам.
    В различной педагогической и методической литературе речь идет (а на практике реализуются идеи) о дифференциации, индивидуализации обучения, развитии познавательного интереса детей, поисках новых методик, альтернативных форм обучения. Но, несмотря на использование множества образовательных технологий, базой в российской школе остается классно-урочная система и главным её компонентом является урок. Поэтому сейчас на первый план выходит проблема совершенствования самого урока, т.е. попытки идеализировать его, найти различные нестандартные формы его проведения.
     «Интерес есть там, - утверждает В.А. Сухомлинский,- где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Возникают вопросы: Как добиться успеха? Как вызвать интерес у детей к учебе, как мотивировать ребенка к размышлениям, рассуждениям, как научить доказывать свои мысли, соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Как научить всех и сильных, и слабых?
    Перейдем к тому, что дадим определение нестандартному уроку и зачем он нужен? По определению И.П. Подвласова, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Нестандартные уроки, как правило, завершают изучение темы, либо начинают новую. Они способствуют преодолению детьми всех трудностей обучения. Такие уроки воспитывают у обучающихся интерес к учению, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной деятельности.
    В течение последнего десятилетия в отечественной школе выявилась серьёзная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Педагоги постоянно находятся в поиске различных способов, способствующих оживлению урока, пытаются разнообразить формы объяснения и обратной связи с учениками. При этом очень важно осознавать: никто не требует отмены традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании нестандартных оригинальных приемов в различных видах учебной деятельности. Большинство этих приемов способствуют повышению интереса детей к занятиям и вместе с тем обеспечивают стремительность запоминания, понимания и усвоения учебного материала. Именно на уроках нестандартного вида, т.е. на занятиях, имеющих нетрадиционную структуру и оригинальные методы обучения, каждому школьнику под силу усвоить учебную информацию и одновременно овладеть технологией усвоения этой информации.
    В целом, изучение особенностей состояния формирования познавательного интереса у младших школьников позволяет выявить ряд следующих противоречий:
    - между пониманием принципиальной значимости начального образования в развитии познавательного интереса учащихся и ограниченными возможностями настоящей педагогической практики в становлении интегративного качества личности, способствующего ее саморазвитию и самосовершенствованию;
    -между необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, которая будет способствовать развитию их креативных познавательных способностей, стремлению непрерывно пополнять и улучшать свои знания, и ориентацией процесса обучения преимущественно на усвоение учащимися большого объема учебного материала на репродуктивном уровне;
    Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная изученность и разработанность, а также огромная практическая значимость и определили тему исследования: «Возможности нестандартных уроков русского языка в формировании познавательного интереса младших школьников».
    Все это позволило сформулировать проблему исследования: каким образом нестандартные уроки русского языка  влияют на развитие познавательного интереса учащихся.
    Цель исследования: изучить возможности нестандартных уроков русского языка в формировании познавательного интереса младших школьников
    Объект исследования: процесс развития познавательного интереса младших школьников.
    Предмет исследования: возможности нестандартных уроков русского языка в формировании познавательного интереса младших школьников.  
    Гипотеза исследования: познавательный интерес младших школьников в процессе обучения будет активно развиваться, если учителем используются разнообразные методы и приемы на всех этапах познавательной деятельности.
    В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
    1.Изучить теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников
    2. Охарактеризовать процесс развития познавательного интереса младших школьников.
    3. Проанализировать результаты…
    4. Разработать систему нестандартного урока по формированию познавательной активности
    Методологической основой исследования являются: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической обработки полученных данных.
    Теоретическими база исследования: основные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), теории активизации познавательной деятельности (И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.), теории педагогического эксперимента (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Е.В. Яковлев и др.), технологического подхода в обучении (В.П. Беспалько, М.М. Левина, В.Н. Монахов и др.).
    Методы исследования: метод наблюдения, а также были выбраны блоки контрольно-ориентировочных тестов (КОРТ) по методике Е. Брежневой.
    Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности учителями начальных классов.
    База исследования: МБОУ СШ № 3 им. В.П. Чкалова г. Арзамаса.
    Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
    
    
    
    
    
    
    
    
    


    Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников
    1.1. Познавательный интерес  как педагогический феномен
    Традиционные способы обучения не каждый раз в состоянии обеспечить усвоение школьного материала всеми учащимися. Необходимость грамотной организации учебной деятельности на уроках становится всё острее. Для создания необходимых условий, которые способны формировать данную деятельность, следует развивать познавательный интерес. 
    По предметной устремленности интересов и ограниченно связанными с ним сферами деятельности вполне логично различать следующие интересы: художественные, спортивные, технические, познавательные и другие.
    Наиболее значимой областью общего феномена «интерес» является познавательный интерес [10, c. 456]. Стоит рассмотреть его более подробно.
    Педагоги и психологи познавательный интерес рассматривают с многих сторон, но всякое исследование изучает интерес лишь как часть общей проблемы воспитания и развития. Часть исследований посвящена рассмотрению психологической природы интереса (М.Ф. Беляев, Л.А. Гордон, А.А. Невский, И.М. Цветков и др.), другая часть изучает познавательный интерес как мотив (А. Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, М.Ф. Морозов и др.), остальные рассматривают интерес как отношение личности (В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, В.Г. Иванов, Е.Ф. Рыбалко). Некоторые ученые исследуют познавательный интерес как основное средство обучения (Г.И. Щукина, И.Г. Бабанский, Д.И. Трайтак, Ю.С. Фильков). Эта же сторона познавательного интереса была рассмотрена и во многих дидактических исследованиях, посвященных проблеме активизации обучения (М. А. Данилов, Р.Г. Лемберг, М Н. Скаткин и др.) [11, с 7].
    Именно из-за познавательного интереса человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач. Познавательные интересы способны создавать у человека уверенность в своих силах, побуждать к новому поиску.
    И.В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [3].
    Г.И. Щукина специально занималась исследованием познавательного интереса в педагогике и определяла его следующим образом: «Познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [4].
    Как известно, интерес всегда имеет определенную предметную устремлённость. Интересы человека разнообразны так же, как и разнообразен окружающий нас мир. Однако из всего разнообразия предметов, явлений окружающего мира в интересе каждой личности избирательно отражается лишь то, что наиболее значимо для самой личности, что связано лишь с ее индивидуальным опытом, интересом и развитием.
    Познавательный интерес представляет собой ценное комплексное свойство личности, которое включает в себя следующие психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и мнемические. Это не просто совокупность отдельных процессов, а особое качество, которое обеспечивает духовное богатство личности, помогающее выбрать из окружающей действительности личностно значимое и ценное для неё самой.
    Познавательный интерес - это избирательная устремлённость личности на предметы и явления окружающей действительности. Данная устремлённость характеризуется непрерывным стремлением к познанию, знаниям. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет изображаются человеку важными, интересными, значимыми, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и серьёзно изучить всевозможные стороны явлений и событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес к предмету рассеивается и не может носить характер истинной познавательной направленности: он может быть лишь случайным, нестойким и поверхностным [5].
    По мнению С.Л. Рубинштейна, это сложное отношение, которое носит двусторонний характер. В нем в единстве выступает объект интереса, т.е. явление, предмет, научная или учебная область, которая несет в себе привлекающие стороны, и познавательная, избирательная направленность самой личности.
    «...Интерес, - пишет С.Л. Рубинштейн, - принимает характер двустороннего отношения. Если человека заинтересует какой-либо предмет, это значит что, этот предмет для меня интересен» [7, c 524].
    Обратимся к истокам интереса.
    Психологи выдвигают утверждение о том, что истоки интереса находятся в общественной жизни, что формируется и обогащается интерес в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека, т.е. источником познавательного интереса является сама жизнь и окружение человека.
    Учение И.П. Павлова раскрывает то, как под влиянием всевозможных внешних раздражителей, идущих из окружающего мира, у человека вырабатывается реакция настороженности и ориентировки [6, c. 240].
    Тем не менее, в окружающем мире далеко не все и не в равной мере способно заинтересовать человека, не все он хочет исследовать, понять, познать. Познавательная направленность человека носит сугубо избирательный характер. Его познавательный интерес зачастую связан с тем, в чем он испытывает особую нужду, потребность, что для самой личности имеет большое значение, «особый жизненный смысл» [11, c. 11].
    Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес школьника к предмету не может носить характер подлинно познавательной направленности: он может быть лишь случайным, нестойким и очень поверхностным [11, c.11].
    Заслуживает внимания позиция Н. Ф. Добрынина, указывающего на то, что условные связи устанавливаются не при любых условиях, а тогда, когда раздражитель имеет для человека важное жизненное значение.
    «Связи, устанавливающиеся в больших полушариях мозга, отражают действительные связи, - пишет он. - Если эти связи являются случайными, они не закрепляются, так, как не будут повторятся. Если же условия изменяются, то условные раздражители перестают правильно сигнализировать о благоприятствующих или разрушающих влияниях этой среды. Тогда условные связи угасают. Для того чтобы такая условная связь создалась, необходимо достаточное возбуждение в коре больших полушарий. А такое возбуждение имеет место тогда, когда раздражение имеет жизненное значение для организма» [11, c 10-11]. Это отражает избирательный характер познавательной устремлённости.
    Познавательный интерес не представляет собой абстрактного психологического процесса, каким являются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основанием столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов (памяти, воображения, внимания).
    Исследование Л.А. Гордона хорошо показывает взаимосвязь и влияние всех сторон интереса на познавательные процессы личности. Интерес, по образному выражению автора, как бы «согревает своим участием» все процессы сознания, сообщают «особую теплоту» их протеканию, благодаря этому под влиянием познавательного интереса деятельность сознания становится особенно продуктивной и приобретает особую глубину [11, c.12].
    Стоит перейти к характеристике особенностей познавательного интереса.
    Познавательный интерес - это не любой интерес к предмету [11, c 13]. Динамичность, переход от явления к сущности, установление крепких связей, изучение закономерностей – все это характерные признаки подлинного познавательного процесса. Именно поэтому познавательный интерес носит сугубо интеллектуальный характер. C.Л. Рубейнштейн подчеркивал осознанный характер интереса. «Интерес - это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упускать из поля зрения... Под помыслом мы при этом разумеем сложное и вместе с тем неразложимое образование - направленную мысль, - мысль- заботу, мысль - участие, мысль - приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную направленность» [7, c. 504].
    Отлично проявляет данную особенность познавательного интереса термин «поисковый» характер (Н.Г. Морозова, Л.И. Божович). Данный термин успешно раскрывает воздействие интереса на активизацию мыслительных процессов. В самом деле, отличительной чертой познавательного интереса считается то, что под его влиянием человек все время находится в активном поиске, находится в поиске более новых сторон в интересующем его предмете, установить глубокие связи и отношения. В поисках ответа на возникший вопрос у человека появляется напряженность сознания и даже беспокойство за окончательное решение интересующего его вопроса, за результат познавательной или практической задачи, вызванной первоначальным интересом.
    Иной характерной особенностью познавательного интереса является его способность окрашивать эмоциями мыслительную и интеллектуальную деятельность. Чувство трудового подъема, радости, удовлетворения от проделанной работы способно подкреплять познавательный интерес и делать его более стойким. Именно под влиянием интереса школьник с особой заботой, участием относится и к процессу и к результатам своей деятельности.
    На уроках учителей-мастеров, уделяющих большое внимание воспитанию и развитию познавательных интересов у учеников, хорошо виден эмоциональный подъем школьников. Возгласы удивления, восхищения, вызванные познанием нового, поражающего воображение, смех в ответ на шутку, глубокие сопереживания в коллективе, взволнованность, связанная с проникновением в область нравственных отношений, восхищение силой художественного образа, доставляющего эстетическое наслаждение, улыбка, чувство удовольствия и удовлетворения по поводу своего удачного ответа, чувство гордости, вызванное хорошим ответом товарища, - все это разные по своей значимости для личности и глубине проявления чувства, но все они вызваны познавательным интересом. На уроках, не согретых эмоциями познавательного интереса, нельзя обнаружить ничего подобного [11, c. 15].
    Характерной особенностью познавательного интереса считается и его волевая направленность. Интерес может обладать чисто созерцательным характером. Познавательный же интерес, как одна из высших стадий развития интереса, активен и обязательно связан с волевой направленностью личности к продуктивной деятельности.
    Познавательный интерес - это интерес, не только наполненный мыслями и чувствами, это и интерес действия, и активный, целенаправленный поиск лучших путей в решении познавательной, не редко и практической задачи. Поэтому он и  является важным стимулом в развитии таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении цели, стремление к завершенности действия, к достижению намеченных результатов [11, c 15-16].
    Таким образом, проанализировав литературу, мы можем сделать вывод, что интерес - это: 1. Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. 2. Занимательность, значительность [1]. Также в ходе исследования было выяснено, что из общего феномена «интерес» особой областью является познавательный интерес. За основное определение понятия познавательный интерес, будем считать определение данное Г. И. Щукиной. Познавательный интерес - это сложное отношение человека и явлениями окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств.
    
    


    1.2. Особенности познавательного интереса младших школьников
    Из материалов предыдущего пункта можно сделать вывод, что в момент поступления ребенка в образовательную организацию, под влиянием обучения начинает своё действие перестройка всех познавательных процессов, приобретение им качеств, которые свойственны взрослым людям. Это связано с тем, что дети вливаются в абсолютно незнакомые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств [8, с. 11]. На протяжении всего младшего школьного возраста является периодом интенсивного развития всех познавательных процессов.
    Именно в области познавательных интересов у младших школьников отмечаются сильные различия. Крепкий интерес к изучению какого-либо отдельного учебного предмета в начальных классах встречается довольно таки редко. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не очень значительного уровня [6, c. 240]. При сравнении характера познавательных интересов, которые типичны для младшего школьного возраста, с теми интересами, которые появляются у некоторых детей на пороге их перехода в средние классы, М.Ф. Морозов пишет, что в интересах учащихся младшего школьного возраста еще нет особых специфических способностей для отдельного учебного предмета. В каждом учебном предмете их привлекает одно и то же, это и овладение конкретными умениями и навыками, и знакомство с новым содержанием учебного материала, преодоление трудностей, встречающихся у них на пути, а также удовольствие от интеллектуального напряжения. Но детей, которые хорошо успевают в учебе, привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности.
    В самом начале обучения интересы младшего школьника развиваются довольно таки приметно, особенно это присуще познавательному интересу. Вначале зарождаются интересы к некоторым фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, которые объединены с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике. С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы. Несмотря на это, в младшем школьном возрасте познавательные интересы детей обнаруживаются эпизодическими. Они способны появляться только в определенных ситуациях, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти каждый раз угасают после окончания урока или после того, когда ребенок приобрёл сведения, удовлетворившие данный его эпизодический интерес [9, c. 97].
    В момент познания мира, его исследования, ребенок способен делать массу открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности.
    Среди характерных черт познавательного интереса младших школьников особенную важность приобретает такая черта, как действенность, которая выражается в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление с предметами и явлениями социальной действительности, в преодолении трудностей и проявлении волевых усилий для достижения цели.
    В психолого-педагогической литературе интересы младших школьников описываются как интересы с ярко проявляющимся эмоциональным отношением, что особенно ярко раскрывается в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к отношению явлений природы, событий обществ жизни (история), позволяют говорить о многосторонних интересах школьников [3, c.23]. Характерные «портреты» заинтересованных и незаинтересованных учеников составил А.К. Дусавицкий. «…Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные, быстрые. Да и как может быть иначе ? ведь сейчас он раскован, раскрепощен в своих желаниях. Он делает свое Дело, интересное и важное ему самому. Делает успешно! Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она ? точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение.
    …Мысль работает ясно, четко, откуда-то приходят решения, которые иначе как красивыми не назовешь, настолько точно они отвечают характеру задачи. Она поглощает его целиком, всю его личность, отключает от остального мира: ко всему остальному он в данный момент глух и слеп. И потому так трудно бывает отвлечь ребенка от выполнения других, может быть, не менее интересных и важных дел, чем то, которым он занимается в данный момент.
    Но вот ребенок, которому неинтересно. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или заданием, которое нужно обязательно выполнить. Его тело напряжено, он то ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, как бы ищет откуда-то спасения от немилой духовной или иной пищи. Или застывает, погруженный в себя, как в сон, из которого его может вывести только резкий окрик или замечание» [4, c. 69].
    В становлении познавательного интереса младших школьников выделяется несколько этапов. Вначале он обнаруживается в виде любопытства - естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, которое было вызвано неожиданным результатом опыта, интересным фактом, способно приковывать внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на иные занятия. Такой интерес называется неустойчивым или ситуативным.
    Наиболее высокой стадией интереса признается любознательность, когда учащийся выражает желание разобраться наиболее глубоко, понять усваиваемое явление. В данном случае младший школьник проявляет себя на занятии активно, задает интересующие его вопросы, готов участвовать в обсуждении результатов демонстраций, способен приводить свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит различные опыты и т. д. Однако любознательность ученика иногда не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него не увлекательным, и интерес к предмету потеряется. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы поддерживать любознательность детей и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес ко всему предмету в целом, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний. В учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач будет доставлять удовольствие. Таким образом, познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности [1, c. 456].
    
    1.3 Нестандартные уроки как средство
    С середины семидесятых годов ХХ века в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющие нетрадиционную структуру. Мнение педагогов на нетрадиционные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудится.
    Нестандартные уроки вводятся в педагогический процесс как альтернатива традиционным. Они позволяют обеспечить развитие личности ученика с позиций личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании. Термин «нестандартный урок» был введен И. П. Подластым – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру» [17,c.351]. В педагогической науке также имеет место определение «нетрадиционный», наряду с термином «нестандартный». Нетрадиционные уроки – это «занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» [12, c. 1].
    Во время урока учитель применяет всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников: придает изложению нового материала проблемный характер, использует яркие примеры, графики, подключает учащихся к обсуждению, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использует наглядно-образный материал и технические средства обучения. Все это нацелено на содержательное и глубокое освоение нового материала и поддержку высокого уровня внимания и мыслительной активности учащихся. [2, с.90]
    Урок — это основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (чаще всего 45 минут), планом работы и составом участников. Каждый, окончивший школу, знает, что уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга.
    Известно, что интерес детей в школе в начале учебного года очень большой, но уже во второй половине первого полугодия падает. Это объясняется качеством урока: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Учителя для решения данной проблемы ищут разные способы «оживления» урока, привлечение школьников к активной работе. Разнообразие форм объясняется и обратной связью. И вот в последние годы в школы «ворвались» нетрадиционные формы уроков. Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идёт о придании тому или иному виду учебной деятельности нетрадиционных, оригинальных приёмов, активизирующие всех учеников. Многие творческие работающие учителя стали применять необычные разновидности уроков, новые построения учебных занятий, в корне отличающиеся от стандартных уроков классического образца. Особенности этих уроков:
    - во время подготовки учащихся к урокам создаётся условие для их всестороннего развития, и если эти уроки проводятся в системе, то у учащихся проявляется интерес к учению и педагогическое мастерство самого учителя резко повышается.
    - нестандартные формы урока вносят разнообразие в процесс обучения, что немало важно, так как важнейшим средством повышение эффективности урока, является многообразие видов деятельности. Школьники усваивают знания лучше, если уроки разнообразны. Задания для них должны быть интересными и познавательными. Путь к достижению цели урока должен почувствовать каждый ребёнок, увлекаясь каждым видом работ, с помощью которых учитель овладевает их вниманием, начиная с первых минут урока.
    Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространённые формы нестандартных уроков. Урок - деловая игра, Урок - пресс – конференция, Урок – соревнования, Уроки типа КВН, Уроки –консультации, Урок – творчества, Урок - взаимообучения учащихся, Урок – аукцион, Урок – зачёт, Урок – концерт, Урок - «Следствие ведут знатоки»,Урок - ролевая игра, Урок – конференция, Урок — сказка, Урок – семинар,Урок – вернисаж, Урок – диспут, Урок - «Мозговой штурм», Урок – экскурсия, Урок — путешествие, Урок - «Что? Где? Когда?», Урок -интеллектуальное казино. В современных условиях одной из актуальных задач является повышение эффективности форм обучения. Трудно отдать предпочтение одной из форм. Здесь необходим комплексный подход. Нужно знать специфические условия, в которых проявляется преимущество каждой из форм обучения. Разработка такого комплексного подхода является наиболее перспективной.
    Результативность и успешность применения форм обучения зависит от того, насколько они способствуют развитию самостоятельности, познавательной активности, интереса учащихся. Это один из путей совершенствования форм обучения.
    В современных условиях всё больше внимания уделяется характеру мыслительной деятельности учащихся. В конечном итоге познавательная активность учащихся определяет успешное овладение материалом. Поэтому один из путей совершенствования учебного процесса является использование в каждой форме обучения проблемных вопросов, задач, ситуаций, нетрадиционных элементов урока. Всегда можно в процессе объяснения, закрепления или повторения найти вопрос, дать задание, которые субъективно для ученика казались бы научным поиском.
    Очень полезно применять загадки, беседовать об истории научных открытий, давать практические задания, требующие самостоятельного решения, творческое мышление.
    Понимание учителем особенностей познавательной деятельности, её противоречивости позволяет формировать поисковые учебные ситуации и управлять процессом их разрешения. Использование нетрадиционных форм урока - важное условие повышения качества учебного процесса.
    Многие учителя пользуются нетрадиционными формами урока для повышения познавательной активности и интереса.
    Многие учителя используют разнообразные методические приёмы: литературные и дидактические игры и многие другие, которые развивают речь, воображение, познавательный интерес, обогащают их внутренний мир.
    Нестандартные формы уроков вносят разнообразие в процесс обучения, что немаловажно, так как важнейшим средством повышения эффективности урока, является многообразие видов деятельности. Младшие школьники усваивают материал лучше, если уроки разнообразны.
    Нетрадиционные уроки не заменяют традиционные уроки, а дополняют их, вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, способствуют совершенствованию учебного процесса. Да и не это главное, ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает — вот в чём суть!
    Конечно, нетрадиционные уроки, которые необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленном режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нетрадиционные уроки в главную форму работы. Так как вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьёзного познавательного труда, невысокой результативности и тому подобное.
    Необходимо разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями для того, чтобы успешнее развивалась мыслительная деятельность учащихся, раскрывались их творческие способности, росла мотивация к учению. Следует отметить, что нетрадиционная форма открытых уроков также является весьма выигрышной, т.к. в неё можно продемонстрировать игровые моменты, оригинальную подачу материала, а также активность учащихся и их занятость в различных видах работы, как колл.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.