- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Воспитание творчества в процессе проведения физических упражнений и подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008265 |
Тема: | Воспитание творчества в процессе проведения физических упражнений и подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста |
Содержание
Введение Актуальной и важной задачей физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды. Физическое воспитание оказывает положительное влияние и на умственное развитие детей: обогащаются знания об окружающем мире, предметах и явлениях, складываются положительные черты характера, формируются такие качества как выдержка, активность, самостоятельность, инициатива. Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов физического воспитания. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывая у детей полезную привычку, начинать день с утренней гимнастики. Здорового ребенка невозможно представить себе неподвижным, хотя сейчас мало подвижных детей. Основными средствами физического воспитания маленьких детей является правильное питание, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета), создание благоприятных условия для разнообразной деятельности и, прежде всего для движений ребенка. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма. Физическое воспитание детей для меня наиболее актуально. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. А в целом вырабатывает у ребенка с раннего возраста культурно-гигиенические навыки. Работа мозга неотделима от работы физической, это доказано многими ученными античности и современности. Заключение в пользу движения, здорового образа жизни и как следствие здоровое население. Третий год жизни - это период активного совершенствования качества имеющихся движений. Малыш много двигается, не может длительное время сохранять неподвижность, но быстро устает от однообразных движений. При выборе физических упражнений необходимо учитывать возрастные особенности детей, в частности мягкость и податливость скелета, сравнительно недостаточное развитие мускулатуры, быструю утомляемость. Учитывая двигательный опыт детей старшего дошкольного возраста в тех случаях, когда упражнения хорошо известны детям, педагог предлагает вспомнить и описать порядок их выполнения. Дети старшего дошкольного возраста уже самостоятельно воспроизводят весь комплекс физических упражнений после двух - трех повторений, поэтому в данной работе также предлагается рассмотреть как в процессе физических упражнений и подвижных игр происходит воспитание творчества у детей старшего дошкольного возраста. Цель данной работы: разработать систему физических упражнений для детей старшего дошкольного возраста, в процессе которых дети проявят свои творческие способности. Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста в процессе проведения физических упражнений и подвижных играх. Предмет исследования: воспитание творчества в процессе проведения физических упражнений и подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: физические упражнения и подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста будут проходить более успешно при условии, если: - разработка системы упражнений призвана реализовать объем и интенсивность двигательной активности; - детям будет интересно включаться в выполнение физических упражнений и подвижные игры. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. Выявить влияние физкультурных занятий на развитие творческих способностей детей. Разработать методику проведения физкультурных занятий и подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста для развития творческих качеств. Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 1.1 Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста Без игры не может быть полноценного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал В.А. Сухомлинский. На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали Горький и Макаренко. Игру детей они рассматривали как основной вид физической и двигательной деятельности. Все игры принято делить на две большие группы: 1. Игры с готовыми жёсткими правилами (спортивные, подвижные, интеллектуальные). 2. Игры вольные, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий. Заслуживает внимания классификация игр как отражение разнообразных типов человеческой деятельности: Физические и психологические игры и тренинги: двигательные ( спортивные, подвижные, моторные); экспромтные игры и развлечения. Интеллектуально-творческие игры; предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры; технические; компьютерные; игры-автоматы. Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые, деловые игры. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность). Социокультурная функция. Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребёнок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребёнка. Игра для ребёнка то же, что речь для взрослого. С.Л. Рубинштейн считал, что игру ребёнка можно сравнить лишь с очарованием высших форм творчества. Игра способствует самореализации ребёнка. Играя, он обретает пространство - физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации. Коммуникативная функция. Игра невозможна без общения, которое является её основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг сдругом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребёнок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз не позовут в игру. В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа - между командами, между партнёрами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает ребёнку «выйти» из ситуации и проанализировать её как бы со стороны. Например, дети играют в «салки». Ребёнок убегает, чтобы его не осалили, но в тоже время он должен осалить товарища. Иногда сделать это бывает страшно: ведь ребёнка могут осалить самого, но, если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он рассалит товарища, то тот потом может рассалить его самого. Диагностическая функция. Игра способствует определению отклонений в поведении ребёнка. Например, играя, ребёнок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее наблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребёнок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребёнка к самопознанию: могу ли я? Игротерапевтическая и коррекционная функции В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка - выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как к психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребёнок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или огорчает, какие проблемы требуют скорейшего разрешения. Развлекательная функция Во многих играх походу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, не допустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих запрещённых норм, веселье так и брызжет, так как эта игра даёт возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканьем, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребёнок не устаёт, ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные отношения. И чем ребёнок больше получает положительных эмоций, тем более гармоничным и радостным предстаёт перед ним мир, тем увереннее ощущает он себя в жизни. Для игры характерно особое явление, характерное только ей - растущее напряжение, радость, сильные переживания и интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребёнок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребёнок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Игра - естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка, неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции творчество - важнейшие факторы оздоровления. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учётом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей. Подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребёнка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний. Непринуждённая весёлая атмосфера увеличивает совместное общение между детьми, подводит ребёнка к пониманию того, что действия не являются лишь его индивидуальным делом, ибо они включаются. Прямо или косвенно, в сложные человеческие взаимоотношения. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребёнка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Учёные установили, что самой эффективной деятельностью для вхождения в мир других людей является игра. Игра ребёнка - основное средство становления его как автономной независимой личности. Игра обеспечивает ребёнку самореализацию и эмоциональный комфорт. Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. З.В. Маруленко, подвергнув специальному экспериментальному исследованию значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию. А.В. апорожцем и Я.З. Неверович велись исследования развития движений, показывающие, что игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребёнка дошкольного возраста. Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, что наполняет словарный запас и обогащают речь. Большое значение подвижные игры имеют и для нравственного воспитания. Дети учатся работать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание. В игре формируется честность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, у них развивается чувство ритма. Играя, дети познают себя, своё тело. Подвижная игра готовит ребёнка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определённой последовательности. А.С. Макаренко утверждал, что как ведёт ребёнок себя в игре, так позже он будет вести себя на работе. Правильно организованные и систематически проводимые игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические чувства. Подвижные игры как средство формирования самооценки. Нормально развивающемуся ребёнку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение «Я - хороший». Однако дошкольник более объективно может оценить результат деятельности сверстника, нежели разглядеть недочёты в своей работе. И это норма возрастного развития, так как самооценка начинает формироваться лишь в старшем дошкольном возрасте. К этому периоду ребёнок уже понимает, что он умеет делать, а что не умеет; осознаёт не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения; он способен понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задания в том случае если оно не противоречит его интересам. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Чтобы дошкольник научился понимать, почему результаты его деятельности оцениваются так или иначе, следует создавать ситуации, которые ставили бы его перед необходимостью реалистически оценивать свои способности. В дошкольном возрасте наиболее ярко выражена потребность в фантазировании и движениях. Потребность в фантазии удовлетворяется в сюжетно - ролевых играх, а потребность в движениях наилучшим образом реализуется в подвижных играх. Помимо эффективного влияния на укрепление здоровья, повышение выносливости детского организма и совершенствование двигательных навыков, подвижные игры можно использовать для повышения самооценки дошкольников. Действия в сюжетной игре не требуют реального результата и жёсткой регламентации. Для подвижной игры с правилами характерны чётко определённые границы, состязательные отношения между участниками, наличие реального результата - выигрыша, обозначающего окончание деятельности, повторяемость неизменных по форме конов. Такие игры вырабатывают у детей волевые качества (выдержку, смелость), умение выслушивать замечания и в соответствии с ними корректировать свои действия, умение ориентироваться в окружающей обстановке. В результате создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности, и для полноценной жизни в коллективе. Учёт индивидуальных способностей детей. В каждой возрастной группе есть, по крайней мере , три типа детей, которые по - разному ведут себя во время любой деятельности, в том числе игровой. Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и стремятся взять на себя активную роль. Для таких детей трудным оказывается выполнение правил. Часто они не обращают внимания на сверстников и заняты демонстрацией собственных возможностей. С детьми этой группы можно организовывать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия, либо совершать простые действия, от точности и аккуратности выполнения которых будет зависеть результат игры («Водонос», «Городки»). При проведении игр необходимо показать важность соблюдения правил. «Черепаха - путешественница». Участвуют две команды. Первый игрок каждой команды встаёт на четвереньки, и на его спине устанавливают вверх дном лёгкий таз. Черепаха должна доползти до флажка и вернуться обратно, не потеряв своего панциря. Когда игрок вернётся на старт, с него снимают таз и устанавливают на спину следующего участника. Черепаха, потерявшая панцирь, выбывает из игры. Дети второго типа более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряжённо. Без интереса наблюдают за действиями сверстников, ни в коем случае он не возьмёт на себя активную роль, пока не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и, принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении воспитателя. Для этих будут привлекательны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости («Городки», «Рыбак и рыбки»), от внимания. «Рыбак и рыбаки» Дети образуют круг - это рыбки; в центре - рыбак со скакалкой в руках. Рыбак низко крутит удочку, а рыбки должны перепрыгнуть через неё в тот момент, когда она приближается к их ногам. Дети третьего типа вялые, пассивные, не могут действовать наравне со сверстниками. Такие дети нуждаются в личном контакте с взрослым, в его понимании, поощрении. Для нормального психического и личностного развития этих детей их необходимо включать в игры с двумя - тремя детьми, а затем добавлять одного - двух ровесников поактивнее. «Белочка с орехами». Каждая команда белочек получает пять - семь обручей и один мяч. Обручи располагают так, чтобы из одного можно было допрыгнуть до следующего. Задача белочки - пронести орех, прыгая с дерева на дерево, до флажка и обратно. Вернувшись назад, игрок передаёт орех следующей белочке. Игру можно усложнить, если дать белочке два или три ореха. 1.2. Воспитание творчества в подвижных играх и физических упражнениях В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Ребенок, не испытывающий этого желания, по меткому определению Н.К.Крупской, «или болен или перепедагогизирован». Подвижная игра составляет обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребенка. Через всю человеческую жизнь проходит игра, от своеобразного символа младенчества - погремушки, до более поздних игр в мяч. В игре ребенок проходит тот путь, который совершило человечество от первобытного состояния до современного. Это положение дает основание рассматривать подвижную игру как неотъемлемую часть развития культуры общества. Глубокий смысл подвижной игры -- в ее полноценной роли в физической и духовной жизни народа, которая существует в истории и культуре каждой страны. Подвижная игра не только культурная ценность, но и создатель культурных ценностей. Причем культуры разных народов отражают сходство и неистощимое многообразие. Подвижная игра является важным воспитательным институтом. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этические ценности общества. Она развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека. Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире, чем речь. Дети дошкольного возраста, принадлежащие к разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда находят «общий язык», играя. Подвижные игры - одно из условий развития культуры ребенка. В ней маленький человек, двигаясь, осмысливает и познает окружающий мир. Наряду с развитием движений она развивает интеллект, будит фантазию, воображение, формирует социальную направленность. Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры общества всегда предполагает творческое преобразование человеком своей природы. Подвижная игра составляет основу физической культуры дошкольника. Она всегда является творческой деятельностью, так как в ней проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая все присущие ему способности. Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных игpax является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности. Игровая деятельность ребенка имеет два источника -- объективный и субъективный: объективно игра моделирует жизненную ситуацию; субъективно для ребенка она полна реального смысла, теснейшим образом связана с действительностью, ведь творя свой фантастический мир в игре, ребенок верит в его реальность. Нередко он изображает ситуацию, с которой может столкнуться в жизни. Игра воспитывает в ребенке чувство свободы, независимости. Он чувствует себя хозяином своей судьбы, а это основа человеческого достоинства. Человек, как и всякое живое существо, с самого рождения обладает рефлексами голода и подражания. Однако ребенок, в отличие от своих животных предков, наполняется социальным содержанием и приобретает социальную значимость. В ней он реализует воображаемую свободу, и поэтому игра как условие социальной свободы ведет к творческой деятельности. Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает всему, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а изображают ту жизнь, которую ведут взрослые или окружающий. У малышей великолепно развито воображение, они могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки крылышками», и т.д. Это стремление к одухотворению предметов объясняется желанием ребенка придать изображаемому образу живой характер. Его интересует такое игровое действие, в изображении которого он вживается в образ. В этот момент у него активно включаются механизмы симпатии, формируя ценнейшие личностные качества: сопереживание, соучастие. Именно благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего возраста носят сюжетный характер. На пятом году жизни меняется характер игровой деятельности детей. Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает возможность ребенку познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой -развивает его способности и творческую деятельность. Для подвижных игр характерен большой эмоциональный подъем, наличие правил, которые серьезны и обязательны для всех играющих, являются «законом». Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального педагогического руководства развитием творческой деятельности она спонтанно-стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность. Продуманная подготовка воспитателя к игре, комплексный межпредметный подход к формированию двигательного и социального опыта подводят ребенка к более осмысленному восприятию игровой ситуации, обеспечивают вхождение его в роль. Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений. По нашему мнению, использование разнообразных комбинаций движений в подвижных играх не только активизирует творческую деятельность детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач и как основной фактор их выразительности. При ведущей роли воспитателя дети привлекаются к составлению вариантов игр. Многочисленные и довольно интересные варианты составляют дети в таких играх, как «Ловишки», «Перебежки», «Пожарные на учении» и др. Следующим чрезвычайно важным этапом развития детского творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по материалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жизни. Придумывание новых игр дается не всем детям. По нашему мнению, причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта и заорганизованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ребенка к творчеству. Чрезвычайно важна атмосфера добра, радости, веселья в игре. Это не означает, что в проведении игры не должно быть строгости и требовательности, но воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его лучшие интеллектуальные и физические способности. По своей природе каждая подвижная игра является носителем творческой деятельности. При умелом руководстве игровой деятельностью можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески. В игре красота движущегося человеческого тела должна достигнуть кульминации. В наиболее развитых формах игры движения ребенка насыщены ритмом и гармонией - благородными дарами эстетического восприятия, которые доступны только ему. Плавность, изящество движений, приобретенные при обучении физическим упражнениям, играют важную роль в творческом проявлении ребенка в подвижной игре. Наслаждение в подвижной игре достигается за счет полного раскрытия личности ребенка. Все органы тела могут быть упруги, развиты и тренированы. Чувства обострены для впечатлений, мощь и выносливость мускулов может быть увеличена. Чувственная восприимчивость может быть развита для более полного ощущения тела и происходящего в нем преобразования. Моторный контроль может быть усовершенствован до такой степени, что результатом будет достижение пластичности, красоты, грациозности движения, улучшения координации и сноровки физического совершенства. Подвижная игра формирует духовное богатство личности, культуру чувств, широту интересов. «Стремление к совершенству формы -биологическое стремление, - писал А.М.Горький, - в основе его лежит желание человека воспитать в себе самом гибкость и силу мускулов, легкость и ловкость движений. Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным. Педагогически правильно организованная игра дарит ребенку радость, функциональное удовольствие от движения, чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания, успеха в достижении общих игровых целей. Радость творчества дает неповторимое ощущение раскованности и свободы, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, столь необходимого в будущей жизни. Развитие творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами. При проведении подвижных игр создаются широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры никогда не состоят только из автоматизированных действий. Творческая инициатива проявляется у детей уже в младшем дошкольном возрасте: в начальной форме у двухлетних и в более развитой у детей трех лет. В репертуаре подвижных игр для маленьких детей преобладают сюжетные игры: они уточняют представления детей об окружающем их мире, содействуют активности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воздействуют на возникновение и развитие воображения. Реально-условная ситуация сюжетных игр помогает ребенку своеобразно воспроизвести знакомый ему жизненный образ. Малыш испытывает радость от самих движений, подражания птицам и животным: летает, как птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как лошадка. Поэтому во время игры слышится смех, веселые восклицания, и в основе игрового процесса заключается уже простейшая исполнительская активность ребенка. Творческая направленность игровой деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется продуманной эмоционально-образной методикой руководства воспитателя. Задача его состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей положительно-эмоциональное отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации. Для успешного проведения подвижной игры большое значение имеет ознакомление детей с ее содержанием, игровыми действиями персонажей. Учитывая особенности детей младшего возраста, педагог продумывает приемы общения с воспитанниками, наиболее содействующие возникновению у них эмоциональной заинтересованности при восприятии содержания, нетерпеливого желания действовать. Он намечает игровые приемы, включающие некоторую сюрпризность, неожиданность, уместные для начала и в процессе всей игровой деятельности; краткий эмоционально-образный рассказ сюжета игры, уточняющий наглядно-образно ее ситуацию, характеристику и действия игровых персонажей; создает варианты игры для использования при повторении. Необходимо приучать ребенка подчиняться правилам игры уже в младшей группе. Наиболее целесообразно это делать так, чтобы правило опиралось на роль и игровую ситуацию. Для этого в подвижную игру вносят различные атрибуты, с их помощью ребенок входит в роль, а в роли он, естественно, подчиняется правилам. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка. Глава 2. Формирование творческого отношения у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях 2.1 Задачи и методика формирующего этапа исследования Задачи: -Разработать методику проведения двигательной сказкотерапии с использованием фитболов для формирования творческого отношения у детей старшего дошкольного возраста. -Подобрать фитбол- сказки для реализации творческого подхода. Методика формирования творческого отношения у детей состоит из пяти этапов. Эти этапы включает работу по развитию воображения, рассчитаны на подключение творческого потенциала ребенка. Подготовительный этап. Цель: дать детям представление о форме и физических свойствах мяча с помощью таких игровых упражнений, как: прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами «змейкой», вокруг различных ориентиров; поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте в сочетании с различными видами ходьбы; передача мяча друг другу, броски мяча; игры с мячом типа «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч». Варианты: толкая ладонями, толкая развёрнутой ступнёй. Эти упражнения проводились на общих физкультурных занятиях со всеми детьми, в качестве индивидуальной работы, в спортивных развлечениях, самостоятельной двигательной деятельности детей. Первый этап. Цель: научить правильной посадке на мяче. При посадке на мяч меду туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости ноги в опоре на полу расположены на ширине плеч, параллельно друг другу. Для обучения детей правильной посадке на мяче использовала наглядные методы, приём объяснения и показа, словесные инструкции, осуществляла помощь и страховку. Второй этап. Цель: научить детей основным исходным положениям фитбол-гимнастики и дыхательной гимнастики. Положение, стоя с мячом: мяч в опущенных руках; мяч перед грудью в согнутых руках; мяч перед грудью в вытянутых руках; Положение приседа с мячом: присед с опорой руками на мяч, колени в стороны; присед с опорой руками на мяч, колени вместе; Положение, сидя на мяче: сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными положениями рук; ноги на ширине плеч, с различными положениями рук. Положение, сидя на полу: руки в упоре сзади, мяч между ног; руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче; сидя на полу, мяч перед собой на коленях;. Положение, стоя на коленях: с опорой руками на мяч; с упором руками на мяч; положение сед на пятки, руки в опоре на мяч; положение сед на пятки, мяч сбоку. Лёжа на полу: лёжа на полу, вытянутые ноги на мяче, таз опущен; лёжа на спине, мяч удерживается стопами или коленями; лёжа на спине, мяч удерживается руками на груди или на животе; лёжа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или перед собой; лёжа на животе, мяч удерживается стопами; Лёжа на мяче: на животе в упоре ногами в пол, руки свободны; на передней поверхности бёдер в упоре руками в пол, ноги свободны; на груди с упором ладонями и стопами с пол; на спине в упоре на стопах, руки за головой; Дыхательные упражнения на данном этапе направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнегрудного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дети осваивали статические упражнения с фитболами. Для этого использовались игры типа «Кто дольше простоит?», «Кто самый выносливый?» Третий этап. Цель: научить основным динамическим движениям с фитбол - мячом, которые соответствуют возможностям детей: ходьба с фитболом в руках: бег с фитболом в руках; прыжки на месте с фитболом в руках на одной, двух ногах; прыжки на месте с мячом между ног с различными движениями рук; Четвёртый этап. Цель: научить детей образным движениям с фитболами, выполнять эти движения в комплексе. С детьми выполнялись различные образные, имитационные движения на мяче. Для этого детям предлагалась картинка (например, бабочка, качели, кольцо и пр.) и словес....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Воспитание творчества в процессе проведения физических упражнений и подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
- Система физических упражнений для детей старшего дошкольного возраста, в процессе которых дети проявят свои творческие способности
- Методика воспитания координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием гимнастических упражнений