VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методика воспитания координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием гимнастических упражнений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009872
Тема: Методика воспитания координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием гимнастических упражнений
Содержание
Оглавление 

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Современные представления о координационных способностях
   1.1. Координационные способности…………………………………….
   1.2. Особенности развития координационных способностей у детей         дошкольного возраста……………………………………………………...
   1.3. Основные современные методики воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста………………
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования……………………
   2.1. Задачи исследования………………………………………………..
   2.2. Методы исследования………………………………………………
   2.3. Организация исследования………………………………………....
Глава 3. Методика воспитания координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………….…………..
   3.1. Экспериментальная методика воспитания координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием гимнастических упражнений…………………………………………….
   3.2. Оценка эффективности экспериментальной методики………
Выводы………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………









Введение
     Актуальность исследования. 
     Исследования показывают, что около 30% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень развития основных физических качеств. Был выявлен недостаток двигательной активности как в повседневной деятельности старших дошкольников, так и на физкультурных занятиях [36, 48, 51, 57].
     В дошкольном возрасте активно развиваются физические способности, среди которых очень важное место занимают координационные способности, так как их значение для занятий во многих видах спорта неоспоримо и именно они по мнению некоторых авторов являются критерием высокого спортивного мастерства. В тоже время, предлагаемых в программах занятия не обеспечивают должного уровня физической подготовленности ребенка.
     Анализ научно-методической литературы показал, что воспитание координационных способностей у детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников [7, 32]. Проблема воспитания двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста недостаточно изучена [28, 45, 47]. В настоящее время практически отсутствуют методические и исследовательские работы, посвященные проблеме воспитания координационных способностей на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с использованием гимнастических упражнений. 
     Объект исследования – процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
     Предмет исследования – методика воспитания координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием гимнастических упражнений. 
     Цель исследования – разработать экспериментальную методику воспитания координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием гимнастических упражнений.
     Гипотеза исследования - предполагается, что комплексное использование средств различных видов гимнастики на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста значительно повысит общий уровень развития координационных способностей и окажет положительное влияние на воспитание равновесия.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     





     
 Глава 1. Современные представления о координационных способностях
1.1 Координационные способности
     В течение длительного времени в отечественной теории и методике физической культуры для определения координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности применялся термин «ловкость». Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и военной деятельности, быту достаточно специфичны. Именно поэтому начиная с 70-х годов для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо деятельности вместо основного термина «ловкость», который оказался нечетким и многозначным, стали все чаще использовать термин «координационные способности», начали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию [10; 19, с. 5; 20 и др.].
     Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время нет единого определения понятия «координационные способности». Это может быть обусловлено неоднозначным пониманием авторами сущности координационных способностей [10]. 
     Так, по мнению Матвеева Л.П. под координационными способностями подразумевают: 
1) способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий;
2) способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий [23, с. 158].
      Аналогичное определение данного термина дает Курамшин Ю.Ф., который пишет, что это, во-первых, способность целесообразно строить двигательные акты; во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних действий к другим в соответствии с требованиями изменяющихся условий [43, с. 141].
     Ильин Е.П. считает, что ловкость – это совокупность координационных способностей, одной из которых является быстрота овладения новыми движениями, другой – быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации [10]. 
     Однако в учебном пособии Никулиной Е.В. приведено точно такое же определение понятия «координационные способности» [27, с. 60]. 
     Очевидно, что для определения термина «координационные способности», авторы начали использовать трактовку термина «ловкость», но Бернштейн Н.А. в своей книге «О ловкости и ее развитии» указывал на существенные различия между этими понятиями [4,10]. 
     Н. А. Бернштейн писал, что ловкость проявляется в двигательных действиях, выполнение которых происходит при необычных и неожиданных изменениях и осложнениях обстановки, требующих от человека своевременного выхода из нее, быстрой, точной гибкости (маневренности) и приспособительной переключаемости движений к внезапным и непредсказуемым воздействиям со стороны окружающей среды, тогда как координационные способности проявляются при осуществлении любого двигательного действия [4, с. 22; 10]. 
     В настоящее время термины «координационные способности» и «ловкость» не отождествляют, несмотря на то, что не существует единой точки зрения об отношении этих двух понятий.
     В словаре по теории и методике физической культуры и спорта дано следующее определение данного термина. Координационные способности – вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий [11, с. 56].
     В учебниках Василькова А.А., а также Холодова Ж.К. и Кузнецова В.С. термин «координационные способности» понимается как способность быстро, точно, целесообразно, экономно, находчиво, эффективно и совершенно выполнять сложные и ситуационные двигательные действия [5, с. 178; 52, с. 130]. Также Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. считают, что координационные способности составляют основу ловкости [52, с.130].
     Лях В. И. в общем виде определяет координационные способности как возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия [19, с. 5]. 
     Верхошанский Ю.В., методист физического воспитания, считает, что термин «координация» означает способность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека [6].
     Под координационными способностями Сулейманов И.И. понимает способность к согласованию определенных действий в процессе управления деятельностью соответственно поставленной цели [38]. 
     По мнению Попова В.П. и Грузнова Ю.Г. «координационные способности» - способность организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи [10]. 
     Авторы статьи в журнале «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» предлагают свою трактовку термина «координационные способности». По их мнению, он означает совокупность свойств организма человека, проявляющаяся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности в соответствии с уровнем построения движений и обуславливающая успешность управления двигательными действиями [10]. 
     В настоящее время при выполнении двигательных действий выделяют три вида координации– нервную, мышечную и двигательную.
     «Нервная координация» - согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях к решению двигательной задачи.
     «Мышечная координация» - это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.
     «Двигательная координация» - согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. Она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею.
     До настоящего времени не существует единого мнения о количестве координационных способностей и их систематизации. Так, авторы выделяют от 2-3 основных до 18 и более специфических координационных способностей [19, с. 9].
     Курамшин Ю.Ф. к числу основных координационных способностей относит: 
1) способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых);
2) способность к ориентированию в пространстве;
3) способность к равновесию;
4) способность к перестраиванию движений;
5) способность к соединению (комбинированию) движений;
6) способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;
7) способность к выполнению заданий в заданном ритме;
8) способность к управлению временем двигательных реакций;
9) способность предугадывать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
10)способность к рациональному расслаблению мышц [43, с. 143].
	Холодов Ж.К и Кузнецов В.С. координационные способности разделили на три большие группы: 
1. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
2. Способности поддерживать статическое и динамическое равновесие.
3. Способности выполнять двигательное действие без излишней мышечной напряженности (скованности) [52, с. 130].
     Лях В.И. делит координационные способности на специальные, специфические и общие [19, с. 9]. 
     Под специальными координационными способностями человека он понимает возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями [19, с. 9].
     По мнению автора, они относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам целостных целенаправленных двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности:
1. в циклических и ациклических двигательных действиях;
2. движения тела в пространстве (гимнастические, акробатические);
3. движения манипулирования в пространстве различными частями тела (укол, удар и др.);
4. перемещения предметов в пространстве (подъем тяжестей, переноска предметов);
5. баллистические (метательные) на дальность и силу метания (мяча, диска, ядра);
6. метательные упражнения на меткость (теннис, городки, жонглирование);
7. атакующие и защитные действия в боксе, фехтовании, единоборствах;
8. нападающие и защитные действия в подвижных и спортивных играх [19, с. 9-10]. 
     Под специфическими координационными способностями - возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке отдельными специфическими заданиями на координацию. К ним относятся: способности к кинестезическому дифференцированию (основанные на проприорецептивной чувствительности), способности к ориентированию, равновесию, реакции и ритму, способность к перестроению двигательных действий, статокинетическая устойчивость, способность к произвольному мышечному расслаблению [19, с. 10].
     Под общими координационными способностями - потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями [19, с. 10].
     Также он выделяет элементарные и сложные координационные способности [19, с. 10]. 
     Координационные способности зависят от типа нервной системы, способности к быстрому мышлению, быстрому анализу ситуации и принятия решений, умения быстро и точно управлять мышцами. Координация движений зависит от уровня развития и степени чувствительности рецепторов: зрительного, мышечного, желудочного и лабиринтов внутреннего уха.
     Очевидно, с физиологической точки зрения важнейшими факторами координационных способностей являются упорядочивающие свойства ЦНС и их пластичность. Вместе с тем эти способности, во многом определяются функциональными возможностями сенсорных систем, принимающих участие в управлении движениями, состоянием нервно-мышечных механизмов регулирования функций двигательного аппарата и приобретаемым двигательным опытом. Общепризнано, что чем богаче у человека фонд двигательных умений и навыков, тем большими возможностями он располагает для построения новых двигательных действий и преобразования их, когда в том возникает необходимость. В психолого-педагогическом аспекте обобщенные черты двигательно-координационных способностей в какой-то мере характеризуются такими понятиями, как «моторная обучаемость», «двигательная сноровка», «находчивость» и т. п.
     На развитие координационных способностей влияет целый ряд факторов, из которых основными являются:
     1.	способность человека к точному анализу движений;
     2.	деятельность анализаторов, и особенно, двигательного;
     3.	сложность двигательного задания;
     4.	уровень развития других двигательных способностей;
     5.	смелость и решительность;
     6.	возраст;
     7.	уровень общей подготовленности занимающихся.
 	Курамшин Ю.Ф. считает, что координационные способности зависят от следующих психофизиологических факторов:
1) функционального состояния сенсорных систем организма (анализаторов);
2) степени регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга);
3) возможности человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью) [43, с. 144].
     При воспитании координационных способностей решается целый ряд задач, которые по мнению авторов делятся на две группы. 
     Матвеев Л.П. выделяет: 
1) Общие задачи, реализуемые на всем протяжении многолетнего процесса воспитания двигательно-координационных способностей:
* совершенствование способности строить (осваивать по имеющемуся образцу или создавать самостоятельно) новые формы двигательных действий, достигая при этом необходимой точности, экономичности и эффективности движений;
* совершенствование способности преобразовывать (перестраивать) сложившиеся формы координации движений в соответствии с меняющимися обстоятельствами;
* повышение устойчивости сформированных рациональных форм координации движений по отношению к неблагоприятному воздействию утомления и других факторов (совершенствование координационной выносливости).
2) Частные задачи (по направленному совершенствованию функций восприятия, анализа и коррекции движений, по систематическому обогащению двигательного опыта, достижению необходимой точности движений, выражающейся в соответствии их пространственных, пространственно-временных и динамических параметров предъявляемым требованиям) [23, с. 163].
     Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. делят задачи на две группы: 
1. По разностороннему развитию координационных способностей. 
2. По специально направленному развитию координационных способностей [52, с. 132]. 
     По их мнению, первая группа задач в основном решается в дошкольном возрасте и в базовом физическом воспитании, создавая предпосылки для последующего их совершенствования в двигательной деятельности. Главную роль в решении этой группы задач играет общеобразовательная школа, физическое воспитание в которой направлено на развитие координационных способностей, проявляющихся как в циклических, так и в ациклических перемещениях, гимнастических упражнениях, подвижных и спортивных играх, метательных упражнениях (на дальность, на меткость) [52, с. 132].
     Задачи специально направленного развития координационных способностей должны решаться в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки [52, с. 132].
     В каждом виде спорта различные виды координационных способностей проявляются по-разному. Например, в таких видах спорта как гимнастика, фигурное катание и прыжки в воду, где результат соревнований зависит от техники выполнения движений, важное место занимают способности, позволяющие образовывать новые, наиболее сложные формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.
     В спортивных играх и единоборствах огромную роль играет воспитание способностей, обеспечивающих более быстрое и целесообразное преобразование движений и формы действий в процессе состязания. 
     Во всех видах спорта, тренеры пытаются развить координационные способности до максимально возможной степени, делая акцент на воспитание специфичных координационных способностей, которые в наибольшей мере влияют на результат в данном виде спорта. 
     Матвеев Л.П. считает, что понятие «координационные способности» имеет две взаимосвязанных стороны, которые в то же время имеют свою специфику [23, с. 159].  
     Это объясняет тот факт, что некоторые спортсмены, специализирующиеся в гимнастике, могут достаточно быстро овладеть новыми, координационно сложными упражнениями и комбинациями, но не всегда могут продемонстрировать их на высоком уровне из-за меняющихся внешних условий. И наоборот, в игровых видах спорта спортсмены легко ориентируются в меняющихся условиях и способны варьировать свои действия в соответствии с изменением ситуации, но не всегда способны быстро освоить другие формы проявления координационных способностей. 
     Комплексный характер координационных способностей не позволяет оценивать их по какому-либо одному унифицированному критерию. Для оценки уровня их развития учитываются различные внешние показатели. Наиболее общим среди них является время, затрачиваемое на освоение новых форм двигательных действий либо на перестройку усвоенных (чем меньше это время, тем при прочих равных условиях выше уровень развития данных способностей). Одновременно учитываются степень координационной сложности действия (по экспертным оценкам или по материалам инструментального анализа — биомеханического, физиологического и т. д.) и точность движений (во времени, в пространстве и по величине усилий), а также общие критерии, применяемые для оценки степени совершенства техники двигательных действий [23, с. 159]. 
     Лях В.И. выделяет ряд критериев – основных признаков, на основании которых происходит оценка координационных способностей. Главными критериями, по его мнению, являются четыре основных признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики (рис. 1) [19, с. 6].


     

     
     
     
     
     

      Рис. 1. Критерии оценки координационных способностей
     Сейчас для воспитания координационных способностей в практике физического воспитания и спорта имеется огромное количество различных средств. Основными и наиболее эффективными являются физические упражнения повышенной координационной сложности и упражнения, содержащие элемент новизны. По мнению Матвеева Л.П. именно новизна является важнейшим критерием при выборе упражнений для наиболее эффективного воздействия на координационные способности [23, с. 165]. 
     Наиболее ценными для воспитания координационных способностей являются всевозможные упражнения и комбинации из гимнастики. Различные виды гимнастики (спортивная гимнастика, художественная гимнастика, акробатика, ушу и др.) позволяют постепенно увеличивать сложность выполняемых комбинаций. Большое количество упражнений позволяет создавать на их основе бесконечное число различных связок, отличающихся по уровню сложности. 
     При воспитании координационных способностей необходимо помнить о том, что упражнения будут наиболее эффективны до тех пор, пока не начнут выполняться автоматически. Выполнять упражнения для воспитания координационных способностей следует в первой половине основной части занятия, пока не наступило утомление.
     Наиболее значимым методом для воспитания координационных способностей по мнению авторов является игровой, но на занятиях также применяются и другие методы. Соревновательный метод применяют только тогда, когда спортсмен уже достаточно подготовлен как координационно, так и физически к предстоящим упражнениям.
     Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время не существует точного определения термина «координационные способности» и их четкой систематизации. Многообразие видов координационных способностей, и различная значимость в видах спорта затрудняет оценку уровня их развития.
1.2 Особенности развития координационных способностей у детей дошкольного возраста
     Период жизни ребенка от его рождения до поступления в школу называется дошкольным возрастом. В основном этот период длится от рождения и до 7 лет [52, с. 157]. 
     Дошкольный возраст является наиболее важным периодом в жизни человека, так как именно в это время происходит интенсивный рост организма и развитие всех его систем, а также их функций; закладываются основы всестороннего, гармонического развития личности. Данный период жизни является наиболее благоприятным для освоения элементарных жизненно необходимых двигательных умений, закаливания организма, овладения гигиеническими навыками и т.д. [52, с. 157]
     Дошкольный возраст можно разделить на следующие периоды: 
1. Новорожденный (от 1 до 10 дней);
2. Грудной (от 10 дней до 1 года);
3. Раннее детство (от 1 года до 3 лет);
4. Первое детство (от 4 лет до 7 лет) [27, с. 105].
     Группы в яслях составляют грудные дети и первого года раннего детства, младшие группы в детском саду составляют дети в возрасте от 2 до 4 лет. Дети в возрасте от 4 до 7 лет (первое детство) представлены средней, старшей и подготовительной к школе группами. В средней группе обучаются дети 4-5 лет, в старшей 5-6, а в подготовительной к школе – дети 6-7 лет [27, с. 105].
     В период раннего детства ребенок способен сохранять направление движения на коротком отрезке пути и изменить движение по сигналу, чередовать движения, подключаться к заданному темпу, также он овладевает умением прыгать на двух ногах и лазать по гимнастической стене или лестнице, ловить удобно подброшенный мяч [27, с. 105-106].
     В 4 года ребенок учится ездить на велосипеде и простейшим формам передвижения на лыжах. В течение пятого года жизни его движения становятся более экономичными и энергичными. К этому времени он уже способен овладеть не только целостными двигательными действиями, но и аналитическими движениями рук, ног, туловища, головы, с предметами и без них [27, с. 106].
     У старших дошкольников происходит активный прирост мышечной силы и развитие координации движений. Они способны различать амплитуду, направление, ритм и скорость движения. Дети в этом возрасте уже способны выявить ошибки в позах и несложных движениях других детей. Также они могут изменять свои действия в зависимости от меняющихся внешних условий и сочетать несколько действий (бег со скакалкой) [27, с. 106].
     Степаненкова Э.Я. считает, что в возрасте от 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни, так называемые критические этапы совокупности морфологических и функциональных особенностей, когда происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. По её мнению, возраст 4-5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития [37, с. 61].
     Формирование двигательных способностей у детей дошкольного возраста происходит в соответствии с законом роста и развития организма. Так как первые годы жизни человека характеризуются быстрым увеличением морфологических показателей (длины и массы тела, обхвата грудной клетки) из-за интенсивного роста и развития организма, дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития всех физических качеств и координационных способностей. Необходимым условием развития физических качеств у детей является применений упражнений с их комплексным проявлением, так как это в наибольшей мере будет способствовать повышению уровня физической подготовленности дошкольников.
     Координационные способности считают ведущей функцией моторного развития детей дошкольного возраста. Они проявляются во всех видах деятельности. Их проявления весьма многообразны, поэтому среди них выделяют три основные группы (рис. 2) [39, с. 112]
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Рис. 2. Виды координационных способностей
     Ловкость выступает в качестве интегрального проявления координационных способностей [39, с. 112].
     Проявление координационных способностей зависит от ряда факторов:
1) сложности двигательного задания;
2) способности человека к точному анализу движений;
3) смелости;
4) решительности;
5) общей подготовленности ребенка [54, с.76].
       По данным, полученным в результате исследования Гусевой (1954), можно говорить о том, что важное значение в формировании координационных способностей имеют некоторые показатели функционального состояния нервно-мышечной системы [16].  
     Особенностью центральной нервной системы ребенка является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга, которое осуществляется в последующие годы под влиянием внешних и внутренних раздражителей [17, с. 55].
     Дифференцировка нервных клеток происходит до 3 лет и практически заканчивается к концу дошкольного возраста.
     Еще одной особенностью центральной нервной системы детей дошкольного возраста является способность сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Именно благодаря этому дети достаточно быстро и легко запоминают показанные им движения, но для полного закрепления и совершенствования усвоенного двигательного действия необходимы многократные повторения [39, с. 219].
     Высокая пластичность нервной системы детей, а также ее большая возбудимость и реактивность способствуют лучшему, а иногда и более быстрому освоению довольно сложных двигательных навыков (плаванию, катанию на коньках, ходьбе на лыжах) по сравнению со взрослыми.
     Важнейшими особенностями психического развития детей дошкольного возраста являются:
1) преобладание возбуждения над торможением;
2) неустойчивость внимания;
3) импульсивность в поведении;
4) большая эмоциональность;
5) конкретность восприятия и мышления [39, с. 219].
     По мере развития центральной нервной системы у ребенка появляются статические и динамические функции равновесия, возникновение которых зависит от проявления внешних и внутренних факторов.
     Бадалян Л.О. и Миронов Н. при изучении физиологии двигательного акта пришли к выводу, что сначала у детей преобладает экстапирамидная система, хранящая в себе набор сложнейших двигательных реакций, обеспечивающих регуляцию позы, осуществление важных двигательных актов. Данная система у человека не проявляется в «чистом» виде, но она играет ведущую роль в организации моторики, так как именно она отвечает за плавность, грациозность, ловкость и эмоциональную выразительность движений [37, с. 57].
     В старшем дошкольном возрасте начинает доминировать пирамидная система регуляции моторики, центры которой находятся в передней центральной извилине головного мозга. Эта система со временем играет ведущую роль в регуляции моторики ребенка. Она отвечает за произвольные движения, поэтому у маленьких детей слабо организована произвольная моторика [37, с. 57].
     Важнейшим отделом головного мозга, отвечающим за двигательную регуляцию, является мозжечок, который совместно с вестибулярным аппаратом тесно связан с экстрапирамидной и пирамидной системами и обеспечивает координацию движений и поддержание равновесия тела. Мозжечок отвечает за следующие характеристики движений: точность, соразмерность мышечного усилия двигательной задаче, твердость походки, способность быстро перераспределять напряженность отдельных мышц. Мозжечок обеспечивает координацию автоматических и произвольных движений, в следствие чего оставляет свой след на ряде индивидуальных различий человеческой моторики [37, с. 58].
     Особенности центральной нервной системы детей являются причиной низкого уровня развития координационных способностей. У детей присутствует большое количество нерациональных движений при выполнении простейших упражнений.
     Наибольший интерес для педагогов представляют данные о соотношении в работе симметричных мышц контралатеральных конечностей, чем, в конечном счете, определяются многие естественные движения и спортивные упражнения. В этой области разносторонние и интересные исследования проведены В.С.Фарфелем и его сотрудниками.
     При изучении координации в движениях (А.С.Левина, 1962) подтвержден ее перекрестный характер, лежащий в основе шагательного рефлекса. Перекрестная координация в движениях ног является более элементарной, автоматической, чем симметричная. Доказательством этого служат результаты опытов о детали дошкольного возраста, которым предлагалось делать прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами. Начав такие прыжки согласно заданию, дети затем переходили на поочередные движения, типичные для бега. Характерно, что это происходило тем раньше, чем меньше был возраст детей. Так, дети трех-четырех лет с большим трудом совершали последовательные прыжки двумя ногами, тогда как в девятилетнем возрасте выполняют это движение почти без ошибок [18].
     Другой характер имеет координация в движениях рук. В опытах Ю.Л. Ряузова (1962) показано, что при круговых движениях рук все испытуемые действовали обеими руками симметрично. Если правая рука двигалась по часовой стрелке, то левая – против часовой. Это означает, что в работе одновременно участвуют симметричные мышцы обеих рук. Попытки выполнения в горизонтальной плоскости перекрестных движений удавались с большим трудом. Движения были недостаточно синхронными, а при увеличении скорости они переходили в симметричные. По-видимому, различия между координациями верхних и нижних конечностей сформировались в процессе антропогенеза; верхние конечности человека утратили свою локомоторную функцию и вместе с ней перекрестную координацию, необходимую только при быстрой ходьбе и беге для сохранения равновесия тела [18]. 
     А.В. Коробков (1961) в результате экспериментальных физиологических исследований приходит к выводу, что в возрасте четырех-пяти лет происходит становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия с вегетативной сферой организма, повышение роли второй сигнальной системы в становлении координационных двигательных механизмов. По данным М. М. Кольцовой, к семилетнему возрасту у детей отмечается хорошо выраженные четкие индукционные отношения. Последовательное торможение быстро концентрируется, т.е. оказывает сильное, но быстро проходящее влияние на процессы возбуждения, все виды внутреннего торможения в этом возрасте вырабатываются легко и оказываются более стойкими. В старшем дошкольном возрасте дети в состоянии подчинить свои действия заранее данной инструкции, предвидеть акцептор действия. К этому возрасту отмечается способность детей к произвольному осознанному регулированию мышечной деятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, прыжки [18]. 
     По мнению авторов, координационные способности из-за сложных взаимодействий центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным) и из-за точности управления силовыми, пространственными и временными параметрами имеют различные, ярко выраженные возрастные особенности.
     Так, по мнению Холодова Ж.К. и Кузнецова В.С., в возрасте от 4 до 6 лет у детей выявляется достаточно низкий уровень развития координационных способностей, также этот возраст характеризуется нестабильностью симметричных движений. Детям данного возраста присущи излишние двигательные реакции совместно с низким уровнем дифференцировки усилий [52, с. 131].
     Следующий период развития координационных способностей от 7 до 8 лет. Координационные способности у детей данного возраста характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности [52, с. 131].
     Затем до 13-14 лет человек способен дифференцировать мышечные усилия и воспроизводить заданный темп движений. Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений [52, с. 131].
     В период 14-15 лет происходит снижение пространственного анализа и ухудшение координации движений, но в возрасте 16-17 лет продолжается совершенствование координационных способностей, и дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня [52, с. 131-132].
     Как считают Вавилова Е.Н. и Вильчковский Э.С., в старшем дошкольном возрасте начинают активно проявляться координационные способности. Но для их совершенствования важно вводить в содержание двигательной деятельности детей упражнения, сложные сочетания движений и необычные условия их проявления [6, с.96–97]. 
     Шебеко В.Н. считает, что развивать координационные способности и ловкость в дошкольном возрасте лучше всего в возрасте 5-7 лет, именно тогда, когда проявляются наиболее высокие показатели точности движений. Вместе с этим, в этом возрасте дети увеличивают свою точность в воспроизведении временных параметров почти в 2 раза по сравнению с четырехлетними детьми. При этом показатели прироста уровня развития координационных способностей у девочек превышают показатели мальчиков в этом возрасте [54, с. 76].
     Темпы развития различных видов проявлений координационных способностей у детей дошкольного возраста различны, но отмечается, что более сложными в координационном отношении движениями девочки о.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%