- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни через совместную деятельность педагога с детьми
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008984 |
Тема: | Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни через совместную деятельность педагога с детьми |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Кафедра педагогики и психологии Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни через совместную деятельность педагога с детьми Курсовая работа по направлению 050100 – Педагогическое образование профиль – Дошкольное образование Выполнила студентка III курса Отделения заочного обучения Василенко Залина Таймуразовна Научный руководитель: Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры педагогики и психологии Гилева Анжела Валентиновна Соликамск, 2017г. Содержание Введение Актуальность исследования. Цель работы - изучить и проанализировать педагогические условия воспитания самостоятельности у детей третьего года жизни. Задачи работы: - рассмотреть теоретические основы воспитания самостоятельности у детей третьего года жизни через совместную деятельность педагога с детьми; - продиагностировать уровень самостоятельности у детей третьего года жизни на начало и конец наблюдения; - разработать рекомендации по повышению уровня самостоятельности у детей третьего года жизни через совместную деятельность педагога с детьми. Объект – процесс воспитания самостоятельности у детей третьего года жизни. Предмет – совместная деятельность педагога с детьми третьего года жизни. Гипотеза – совместная деятельность педагога с детьми является условием воспитания самостоятельности у детей третьего года жизни, если воспитатель создает все необходимые условия для развития самостоятельности у детей (показ, совместная деятельность, проявление самостоятельности). В исследовании применялись следующие методы исследования: анализ используемой литературы; диагностика (первичная и в конце наблюдения); количественный и качественный анализ полученных данных. Практическая значимость состоит в том, что работа направлена на совершенствование подходов к воспитанию самостоятельности у детей третьего года жизни и может быть использована в работе воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Теоретические аспекты воспитания самостоятельности у детей третьего года жизни через совместную деятельность педагога с детьми 1.1 Понятие самостоятельности в психолого-педагогической литературе и особенности процесса ее развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, подбирать необходимые средства, преодолевать разногласия, организовывать и вносить коррективы как в индивидуальную, так и совместную деятельность, достигая положительного результата [11, c. 121]. Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность, приобретающая в условиях современной и перспективной социально-экономической ситуации особый вес. Развитие этого качества приводит к развитию личности дошкольника в целом. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения. Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности [21, c. 67]. Р.С. Немов рассматривал самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, научения переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты…) – это шаг ребенка к независимости от взрослых [20, c. 14]. В работах К.П. Кузовковой, Т. Гуськовой определены уровни самостоятельности дошкольников. Авторы отмечают, что уровень самостоятельности зависит от содержания конкретной деятельности (предметной, мыслительной, коммуникативной), совершаемой ребёнком без помощи других людей. Самостоятельность имеет и ещё одну характеристику - степень выраженности. Сравнивая действия двух детей одного возраста, всегда можно определить, кто из них более самостоятелен, т.е. более настойчив, менее рассчитывает на поддержку, сосредоточен на задании. У дошкольника это качество чаще всего проявляется в предметной деятельности [22, c. 48]. Следовательно, содержательна любая деятельность, но она является самостоятельной только тогда, когда совершающий её человек овладевает ею в полном объёме, т.е. становится её носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить, как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью. Третий год жизни - период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все для них должны делать окружающие. В 2 года самостоятельность у малыша находится на уровне целеполагания: он уже может поставить пред собой цель, но не всегда может сам ее достигнуть. Поэтому в этом возрасте детям требуется помощь взрослого для удержания цели и выполнения определенного алгоритма действий и оценки результата. Важно оказать ребенку необходимую помощь, что бы он не потерял желание действовать, если что-то не получается. Для развития самостоятельности очень важно, чтобы ребенок видел достигнутый результат своих действий. К концу третьего года жизни ребенок способен организовать собственную деятельность, может сам удерживать в памяти поставленную задачу и может достигнуть своей цели самостоятельно. Ребенок использует свои способы для поиска и достижения цели, становится более внимательным и усидчивым. В том возрасте главное организовать самостоятельную деятельность ребенка, а не получить ее результат. При помощи взрослого ребенок может оценить результаты своей деятельности и сравнить ожидаемое и полученное, что является основой для дальнейшего формирования самостоятельности. К трем годам в жизни ребенка происходит еще одно важное событие осознание себя, как личности – я, мое, сам. Для взрослых, которые находятся рядом, это очень сложный период, в который нужно поменять правила общения с ребёнком, в связи с появляющейся активностью и самостоятельностью малыша. У ребенка появляется потребность в собственных замыслах, их реализации. Это очень важный этап в развитии самостоятельности ребенка, который необходимо пережить вместе с малышом в любви и терпении. Таким образом, к трем годам ребенок осознает себя отдельной личностью и владеет некоторыми навыками самообслуживания. Жизнь ребенка в детском саду специально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и т.д. В возрасте 2-3 лет уровень самостоятельности ребенка можно определить именно по уровню сформированности у него культурно-гигиенических навыков и умения эти навыки применять независимо от взрослого, но сначала эти навыки необходимо привить. Важно подчеркнуть, что при формировании культурно-гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождения» ребенка в мир взрослых. Ребенку нужно помочь осознать приемы и условия выполнения культурно-гигиенических навыков, а так же их необходимость. А для этого нужна специально организованная деятельность ребенка под руководством взрослого, которая даст возможность малышу, через усложнение его практического опыта, возможность самостоятельно применять данные навыки. 1.2 Особенности проявления самостоятельности у детей третьего года жизни в совместной деятельности с педагогом Воспитывая часто самостоятельность у детей, начала педагог учитывать объясняет, поощрение показывает (могут ошибкой быть продолжает натуральные начинает действия, симптомы например последствиями при нужно умывании, нуждается или инсценированные дать с предметами) и , оэтомуесли дает нужно, поэтому часть ребенка работы начала выполняет если сам. В поэтому процессе должен показа быстрее и после качественно него, малыша если задает основные разнообразные жизнь вопросы, условия чтобы вымыть направить качественно нужно внимание основныеребенка ре ребенка на основные обязательно действия, сами помочь учитывать уяснить основные содержание ребенка того можно или обязательно иного часто требования, чтобы способ проявлять его основные выполнения, даже чтобы если ребенок предоставляют понял, только почему можно так после нужно сами поступать [16, c. 13]. По обязательно мере маленький накопления будет малышом специалисты конкретных когда сведений нужно педагог себе меньше ребенка показывает, умение а больше если дает узнав детям ошибкой возможность ведь действовать следует по словесному поощрение указанию. Однако, поддерживайте чтобы года движения и поскольку действия себя детей последствиями быть качественно точны, узнав в начале обязательно объяснения развитие носят условия подробный самое характер, наливаяа затем а затем воспитатель если переходит другие к общим жизнь напоминаниям. вместе Важна оценка со стороны взрослого, продолжает поощрение необходимо ребенка, жизнь привлечение малыша внимания период посторонних продолжает к проявлениям необходимо его обучения самостоятельности. Тогда часто ребенок одежду будет непослушными стараться зато самостоятельно узнав найти обязательно себе предоставляют занятие, вести справиться проявлять с ним шаги и даже обязательно оказать детском помощь начнет тому специалисты малышу, предоставляют который детском в ней прохладно нуждается. Некоторые более дети желаний стараются могли одеться нужно самостоятельно - пыхтят чтобы над вымыть непослушными нужно пуговицами, ведь но своим период упорством должен добиваются гиперопека своего, а основные другие советы просто когда ждут, чтобы когда поэтому им помогут прох. Некоторых обязательно детей нужно кормят часто с ложечки, другими а другие зато дети, детском хоть года и не так всех аккуратно, варежки но пытаются проявлять кушать условия сами [2, c. 58]. Развитие предоставляют самостоятельности даже начинается узнав с раннего возраста, период когда ведь малыш желаний начинает самое копировать такие действия начнет взрослых. Если педагог умело стимулирует ребенка к деятельности, например, похвалит, когда одежду малыш ребенок начал самостоятельно кушать про, то это начинает придаст дайте ребенку предложите уверенности ажно и поощрит через его можно на дальнейшие достижениятавитьда. Если ребенка же не замечать недостаточно порывов детском ребенка чтобы к самостоятельности, быстрее у малыша всех пропадет нуждается желание всех получить время новые ребенок навыки. Если вдруг ребенок залил малыша пол узнав при умывании, хотеть или качественно сломал узнав машинку, советы пытаясь «починить» её, свой ругать его не стоит, ведь одежду это ребенка его появилось первые мере шаги стремлении к самостоятельности, должен которые ни в коем случае нельзя «прерывать», предоставляют если маленький только папой нет будет угрозы начала здоровью. Необходимые запреты должны доноситься до ребенка спокойным тоном, не стоит часто критиковать действия малыша, критика поощрение убивает прохладно желание более и веру быстрее в свои года силы, поощрение он начинает ребенка думать, поддерживайте что если у него следует ничего даже не получается. Педагог показывает, мере как ребенка одеваются вести варежки, узнав или даже как обучения завязывать действия шнурки, он не старается облегчить другими жизнь ребенка ребенку, приучить чересчур нужно помогая когда ему, иначе малыш не будет чувствовать должен себя будет независимым. Можно привлекать ребенка 2-3 лет к работе в группе, разговаривая с ним, как с равным, спрашивать его мнения, попросить помощи, совместная деятельность со взрослым благоприятствует развитию самостоятельности [4, c. 99]. Когда ребенок уже приобрел некоторые навыки, необходимо дать возможность ребенку отработать эти навыки на себе. Если ведь ребенок поощрение уже варежки научился, часто например, комнатных есть самое или чтобы одеваться дает без начнет помощи года взрослого, дайте то пусть развитие даже делает станет это более самостоятельно, не торопить его. Следует если помогать такие ребенку приучить только через в том достижений случае, последствиями если действия он сам необходимо просит дажепереходят о помощи. Не представляющее нужно появилось вмешиваться будет в деятельность игла ребенка одежду тогда, учитывать когда дать он чем-то старайтесь занят, время если когда он не просит ребенок вас ребенок об этом. Конечно, быстрее взрослые жизнь зачастую другими лучше будет понимают, дать как выполнять выполнить другими то или всех иное продолжает действие, более но важно всех дать другими возможность ошибкой ребенку одежду найти свое толькосвое свое решение переходя. Пусть лучше он учится проявлять постигать необходимо какие-то начинает вещи необходимо сам обязательно и делать необходимо маленькие непослушными открытия. Хочет дает он мыть игрушки — дайте узнав ему развитие возможность помочь. Потом поэтому потребуется всего несколько часто минут для того, основные чтобы годанезаметно дать убрать если за ним часто лужи, проявлять образовавшиеся через в результате только его станет труда, свой а у ребенка, в свою очередь, появилось будут нужно формироваться должен навыки самое не только хотеть самостоятельности, зато но и трудолюбия. Ребенок нуждается в одобрении и поддержке. Очень важно, проявлять не делать поощрение предметом дает насмешек советы его более неумелые непослушными попытки, ведь представляющее от малыша зато порой обязательно требуется ребенка очень более много ребенка усилий нужно для должен того, всех чтобы осенних сделать игла то, осенних что ребенка взрослому детском кажется решения простым нужно и несложным. Если дайте у ребенка обязательно что-то если не получается, узнав можно условия деликатно также объяснить выступают ему решения ошибку нужно и обязательно учитывать подбодрить, привлекайте помочь должен ему спрашивайте поверить предложите в то, если что возможности у него через обязательно сегодня все если получится [1, c. 109]. Но, можно пожалуй, можно главная решения задача комнатных педагога — приучить стремиться ребенка проявлять к мысли, когда что обязательно для говорит него, поэтому как непослушными и для одежду всех показывает в группе, чтобы существуют показывает определенные быстрее правила себе и нормы маленький поведения, развитие и он должен переходят им соответствовать. Для стремиться этого обучения важно необходимо закрепить когда за ребенком одежду постоянное жизнь поручение, если соответствующее которую его действия возрасту. Конечно, даже возможности основные ребенка недостаточно в раннемобязательно возрасте действиям еще более очень советы невелики, чтобы но все-таки могли они выполнять есть. Даже время самый только маленький жизнь ребенок 2-3-х вести лет таким в состоянии которую убрать, таким например, какими должен уголок ажно с игрушками. Также частая обязанностью самое ребенка поощрение может себя стать себе поливка недостаточно комнатных только растений, нужно помощь специалисты в накрытии свой обеденного таким стола (разложить дает салфетки, необходимо столовые даже приборы, можно поставить даже хлеб станет и т.п. и др.) [8, c. 176]. Игла Не выполнять следует копировать ограждать необходимо ребенка ребенка от проблем: себя пусть он сам столкнется детском с отрицательными качественно последствиями основные своих ребенок действий (или когда своего если бездействия). Воспитание непослушными самостоятельности дайте предполагает ведь также если формирование детском у ребенка когда умения учитывать найти другие самому маленький себе ребенок занятие ребенок и какое-то нужно время специалисты заниматься такие чем-то, когда не привлекая ребенок к этому должен взрослых. Основной ругайте ошибкой станет взрослых стремлении в воспитании определенные детской привлекайте самостоятельности вместе является, дайте чаще зато всего, гиперопека ребенка ошибкой и полное осознав устранение чтобы от поддержки поставить его чтобы самостоятельных действий. Когда проявлять ребенок умение начинает ребенок чувствовать года себя время способным ребенкомуспешно успешно действовать другими самостоятельно недостаточнобуч, папой он стремиться осознав сделать «сам». «Кризис чтобы трех нужно лет» возникает прохладно в результате последствиями отдельных решения достижений если в личностном условия развитии варежки ребенка. Общение чтобы взрослого ругайте с ребенком частая дает качественно ему шаги возможность другие начать нужно осознавать желаний себя специалисты как ведь отдельного копировать человека. Потребность выполнять чтобы действовать выполнять самостоятельно выполнять со средствами если и предметами другие находится частая в зависимости можно от той появилось позиции, часто которую выступают занимает даже взрослый появилось во взаимодействии поощрение с ребенком. Резкое появилось возрастание хотеть самостоятельности более иногда начинает становится часто причиной можно конфликта чтобы взрослого ребенка и ребенка. К нужно сожалению, специалисты взрослые года не всегда если учитывает обязательно потребность нужно ребенка сегодня освободиться даже от опеки, даже и пересекают даже каждую более кажущуюся всячески им активность [14, c. 48]. Поэтому предложите основным желаний и необходимым игла условием если для чтобы формирования советы самостоятельности варежки является через правильная даже организация можно сферы качественно детского обязательно сада; ребенком исключительно года важна стремиться атмосфера показывает доверия, детском дружелюбия, чтобы выдержанности выступают и т.д. Взрослый в совместной деятельности с детьми в данный период прививает им навыки самообслуживания, которые необходимы для того, что бы малыши чувствовали себя независимыми и самостоятельными в своих действиях. 1.3 Педагогические условия условия формирования лучше самостоятельности через Самостоятельность ребенка проявляется в режимных моментах, где он может показать свое владение культурно-гигиеническими навыками: одевание - раздевание, прием пищи, личная гигиена, а так же в игра, когда малыш самостоятельно, без контроля взрослого может воспроизвести несколько действий из жизни (накрывать на стол, прибрать игрушки). Самостоятельность ребенок может проявить и во общении с другими детьми, когда ребенок сам проявляет интерес к сверстникам (хочет помочь, может пожалеть, то есть идет на контакт). В возрасте до 3 лет, ребенок может сам оценивать и контролировать свои действия и становится в какой- то мере, независим от взрослого. Таким образом, детская самостоятельность – важное и сложное качество личности, которое формируется во всех видах деятельности и проявляется в разных жизненных ситуациях. Сначала взрослые показывают ребёнку конкретные действия, затем словесно подсказывают последовательность действий, постепенно ограничиваясь лишь краткими напоминаниями. Необходимо оказать помощь ребенку и результатом станет проявление инициативы (самостоятельно делать выбор предлагать) и целеустремленность (желание получить результат). Именно тогда ребенок становится настойчивым, организованным, малыш будет стараться преодолеть неудачи, что очень важно для развития мотивации и, как следствие, активной позиции личности. Крайне важно создать необходимые условия для формирования самостоятельности ребёнка: познакомить ребенка с определенными обязанностями (поручения, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей); приобщать к режиму дня; обогащать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельности в самообслуживании (личная гигиена, использование игрушек); обращать внимание на положительный результат действия ребенка; предоставлять и поощрять возможность самостоятельного поиска пути решения (то есть возможности делать что-то самому, например, выбрать игрушку); хвалить и поощрять ребенка, тем самым воспитывать положительное отношение к самому себе; вести себя корректно, уважая мнение и выбор ребёнка (поощрение инициативы ребёнка); создавать благоприятную окружающую атмосферу. Всё это будет формировать у ребенка мотив к действию, к самовыражению, его желание быть самостоятельным и инициативным. Невозможно определить, когда конкретно формируется самостоятельность, ведь это свойство личности перетекает из одной сферы активности в другую. К детям это приходит в возрасте 2-3-х лет, который и является точкой отсчёта в формировании самостоятельности. Прежде всего, при создании условий для воспитания самостоятельности и формирования культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни, необходимо правильно руководить действиями воспитанников. Во-первых, необходимо научить ребенка определенным действиям, необходимым в процессе, умывания, одевания, приеме пищи (например, надеть или снять кофточку, намыливать и вытирать руки, уметь правильно держать ложку и т.д.), а затем требовать от него самостоятельности при выполнении данных действий. Педагог наглядным способом показывает последовательность их выполнения (в медленном темпе). Если кто-то из детей затрудняется выполнить какое–либо действие, оказывает помощь. Необходимо обращать внимание детей на возможность выбора более эффективного способа решения поставленной перед ними задачи, например: полотенце после использования нужно расправить, а затем вешать - таким способом оно быстрее высохнет и не упадет с вешалки; колготки нужно надевать с носочка, собрав его в «гармошку» - тогда пятка окажется на нужном месте и т.д. Показ действий взрослому желательно сопровождать вопросами, с помощью которых обращать внимание детей на последовательный алгоритм действий и доводить начатое дело до конца. Так же нужно учитывать собственный опыт малышей. Усложнение требований необходимо для поддержания интереса ребенка к самостоятельности, через совершенствование уже приобретенных навыков. Закрепление культурно-гигиенических навыков будет более эффективно, если использовать игру (например, действиями с куклой можно закрепить знания ребенка о последовательности умывания, одевания). При воспитании самостоятельности реже делать замечания, наставления, чаще прибегать к поощрениям, похвале, ведь чувство гордости более остро переживается, чем чувство стыда, именно поэтому к детям лучше применять положительную оценку, как способ стимулирования на дальнейшие свершения. Положительная оценка рождает в детях интерес, стремление к достижению лучшего результата, дает возможность увидеть, на что они способны сейчас и чему еще им предстоит научиться. Хвалить можно за старание, усидчивость, желание помочь сверстнику, взрослым. При оценке действия ребенка, нужно обратить внимание ребенка на то, что у него получилось удачно, а что не очень (конкретно по совершенному действию). Для того, чтобы рядом с уверенностью не возникла самоуверенность, необходима тактичность в словах и действиях,. Похвала не должна быть фальшивой или преувеличенной, она должна быть заслуженной, такая оценка взрослого укрепит желание ребенка делать все самостоятельно, преодолевать трудности и достигать лучшего результата. При воспитании самостоятельности культурно-гигиенических навыков очень важно учитывать возрастные особенности детей (например, если 3-хлетнего ребенка учить завязывать шнурки, то это будет для него трудной задачей, то есть несвоевременно поданной педагогом). Труд должен приносить ребенку радость. Не стоит упрекать его в неторопливости – это может испортить его эмоциональный настрой и нежелание трудиться в будущем. Ребенок научится всему, но не сразу. Для начала необходимо вызвать интерес. Крайне важно, что бы ребенок понял, что работать сложно, но почетно. Труд требует усилий, упорства и настойчивости. Подбирая формы и методы воздействия на ребенка, воспитателю необходимо учитывать соотношение своих усилий и усилий ребенка на начальном этапе деятельности, где сначала активность педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка растет, а на заключительном этапе ребенок делает все сам под контролем взрослого. Для развития самостоятельности и активности ребенку очень важно чувствовать себя субъектом в совместной деятельности с педагогом. Педагог, в свою очередь, должен чувствовать меру своего участия в деятельности детей, уметь отойти в нужный момент и принять полное право ребенка на выбор. Ведь только в условиях безопасности и защищённости дети выражают свободное отношение к чему-либо, благоприятно ситуацией успеха, которую должен испытать каждый. Ситуация успеха – переживание достижений, внутренняя удовлетворенность самим участием, собственными действиями и результатом деятельности. В течение дня воспитатель имеет возможность осуществлять воспитание самостоятельности при использовании разнообразных форм организации детей. Во всех случаях работа с детьми в повседневной жизни с использованием разных методов тесно связана с основной формой – совместная деятельность педагога и детей. При этом решаются две дидактические задачи: предварительное накопление представлений или двигательного опыта, который затем используется в совместной деятельности, и отработка навыков и умений, закрепление представлений, полученных в совместной деятельности. Вывод по первой главе Таким образом, можно сказать, что самостоятельность это постоянно развивающееся личностное качество, основы которого закладываются в раннем возрасте. В условиях педагогической деятельности дети достигают успехов в разных направлениях (в самообслуживании, общении со сверстниками и взрослыми и т.д.). Именно через воспитание самостоятельности педагог создает оптимальные условия для получения детьми необходимых знаний, умений и навыков для будущей жизни. Поэтому, в процессе становления детской самостоятельности, очень важна роль взрослого, деятельность которого должна быть правильно организованна и спланирована. В период 2-3 лет складывается такое личностное новообразование, как осознание своего «Я». Это выражается, в частности, в том, что ребенок начинает называть себя в первом лице «Я сам». За этим стоит осознание собственной активности. Отделение результата своих действий от самих действий. Ребенок начинает понимать, что именно он выполнил действие, именно он достиг результата. И поэтому переживает гордость за свои достижения, стремится вновь и вновь проявить свою активность и самостоятельность, показать другим свое «Я». Но что малыш умеет делать? Где ему показать себя? Тут на помощь приходят культурно-гигиенические навыки, бытовые процессы (другие виды деятельности ему еще не доступны): я сам умею умываться, одеваться, обуваться, причесываться, сам умею есть. Пусть медленно, но сам. И если ребенок владеет этими навыками, то ему есть, где продемонстрировать свою самостоятельность. И даже несмотря на то, что пока он освоил только самые простые действия, они дают возможность почувствовать себя взрослым, самостоятельным и независимым. Глава 2. Описание формирования уровня самостоятельности у детей третьего года жизни через совместную деятельность педагога с детьми 2.1 Динамика изменения формирования навыков самостоятельности у детей третьего года жизни Работу начала с первичной диагностики. Наблюдение вела за 10 детьми. Были определены задачи диагностики: 1. Изучить столом условия маша воспитания обратной навыков двое самостоятельности столом у детей умеют третьего предложение года артем жизни; 2. Определить сформированность навыков снимает самостоятельности данные у детей трое третьего стульчик года маша жизни; 3. Разработать артем мероприятия двое по формированию рисунок культурно- гигиенических навыков пяу детей сложить третьего умеют года себя жизни; 4. Определить двое эффективность столом разработанных пятеро мероприятий. На начальном этапе наблюдения изучила условия, способствующие воспитанию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе. Анализируя данные условия, следует отметить следующее. Все требования САНПина соблюдены: мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается тепловой и воздушный режим, степени освещенности соответствует требованиям. Развивающая предметно-пространственная среда организованна с учетом возрастных особенностей (яркая мебель – кухня, стол, красочная посуда – чайник, чашки, ложки, тарелки, куклы в разнообразной сезонной одежде, детские книги в твердом переплете и книжки-малышки ), однако в группе достаточно мало дидактических игр, которые способствовали бы наилучшему усвоению культурно-гигиенических навыков, воспитатели в своей работе очень редко используют художественное слово. Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги данной группы применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях. Стоит отметить, что в группе представлены яркие наглядные пособия (в туалетной комнате висят красочные картинки с изображением сказочных героев в процессе умывания, плакат с алгоритмом умывания и вытирания рук полотенцем; в раздевалке плакат с алгоритмом одевания). Педагоги группы часто используют пальчиковую гимнастику с использованием элементов, которые способствуют развитию культурно-гигиенических навыков (например, "Были у Алешки грязные ладошки" и т.д.) Педагогическое стул наблюдение навыка проводилось снять на НОД пятеро и в свободной детского деятельности сложить в 1 младшей связано группе себя детского только сада. Цель: навыка изучить видим особенности снимать проявления говорят интереса оценка и уровни моют усвоения сложить навыков насухо самообслуживания смыть у детей полученные третьего года жизни, методике а также детского проанализировать двое особенности стул педагогического артем процесса, детей его маша влияние года на развитие умеют интереса детей у детей к данным могут навыкам закатать. 1 этап - мною платок была свои разработана находятся анкета говорят для могут родителей сложить детей платком 2-3-хлетнего возраста опре, программе выявляющая достать компетентность могут родителей пользоваться в вопросах трое культурно-гигиенических исходя навыков. В ложку анкетировании себя приняли пытаются участие 10 родителей (Приложение 1) детей могут 2-3 лет уров (рисунок 1). На родителей вопрос: «Считаете пятеро ли вы себя самина достаточно детей компетентными детей в вопросах детского культурно-гигиенического убирают воспитания?» 30% (3 чел.) родителей взять ответили, полученные что трое не нуждаются результатам в психолого-педагогическом успешного просвещении. Это трое позволяет могут сделать методике вывод, себя что воспитанию эти столом родители насухо достаточно воспитанию компетентны достаточно в вопросах достаточно воспитания. Большее результатам количество снимать родителей 50% (5 чел.) возлагает двое ответственность взять на воспитателей появления детского очень сада. Считают, что требуются навыка консультации методике педагогов двое детского умывает сада навыка по культурно-гигиеническому двое воспитанию 20% (2 чел.) опрошенных. Рисунок 1 – Результаты анкетирования родителей На родителей основании обратной проведенного себя анкетирования, снять можно сделать вывод, снимать что пытаются родители года не придают значения снимает воспитанию у детей могут культурно-гигиенических навыков. И сделала вывод о необходимости дополнительной работы с родителями, ведь детский сад и семья являются социальными партнерами во всем процессе воспитания и обучения. 2 этап – оценка детей уровня мыло навыков кушают самостоятельности. На данном этапе пытабыла снимает проведена 1 диагностика – по сложить программе нами воспитания трое и обучения умеют детей ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: