- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Воспитание детей в царской семье
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012229 |
Тема: | Воспитание детей в царской семье |
Содержание
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «НГПУ») ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ И МЕТОДИКИ ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА Воспитание детей в царской семье 44.05.01 Педагогическое образование Профиль подготовки «История» Заведующий кафедрой ______________ Корнилова,И.В. Канд.ист.наук,доц. (подпись,дата) Допустить к защите «____» _________________20___г. Руководитель канд.ист.наук,доц. ______________ Магсумов,Т.А. (подпись,дата) Студент ______________ 1381 группа ИГФ (подпись,дата) Башарова,Зульфия Наилевна Набережные Челны,2018 Содержание Введение…………………………………………………………...………….…..3 Глава 1.Царская семья……………………………………………………………5 1.1 Семья Романовых……………………………………………………………..5 1.2 Быт и взаимоотношения в царской семье………………………………….15 Глава 2.Воспитание детей в царской семье……………………………………20 2.1Принципы воспитания в семье Николая II и Александры Фёдоровны…..20 2.2 Образование и развлечение юных Романовых…………………………….26 Заключение……………………………………………………….………………33 Список использованных источников и литературы………………………………………….............................................34 Введение Знание системы воспитания царских детей и применение на практике некоторых принципов её организации в значительной мере поможет сформировать нравственный облик молодого поколения третьего тысячелетия. История каждого государства формируется из множества семейных историй. Но, ни в одной из них история России не отразилась с такой трагической ясностью, как в семье Императора Николая II. В последней Царской Семье, как в многогранном алмазе, отобразилась вековая история миллионов семей России. Семья - это особого рода коллектив, который играет важнейшую и основную роль, в воспитании. Доверие и боязнь, уверенность и застенчивость, спокойствие и волнение, доброта и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества приобретаются в семье. Семья это - то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания, делают из отдельных людей великий народ. Интересно было бы понять: как они, живя в очень сложную эпоху, когда было столько трудностей и противоречий - ничуть не меньше, чем сейчас, смогли в этом противоречивом мире создать счастье семьи, пережить это счастье. Вспомним строки, которые написал Царь Николай на 20-летие супруги. Николай II писал: что счастлив безмерно и благодарен Богу за то, что счастье и любовь соединили их жизнь. Императорская чета не пользовалась какими-то особенными принципами воспитания. В основу они брали свой жизненный опыт и непоколебимую никакими трудностями веру во Христа. Нам нужно подумать, как в наше время нам могут помочь знания о Возвышенной Царской Семье, потому что это тот редкостный случай, когда вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику благородных. Степень изученности темы. Информационной базой курсовой работы послужили работы политологов, историков. В основе работы лежит труд «Император Николай II» под редакцией А.Н. Боханова, важными для понимания проблемы работы стали Н.К Бонецкой «Царские дети». Объект курсовой работы: семья и семейное воспитание Романовых. Предмет курсовой работы: условия и процесс воспитания в семье Николая II. Цель: изучить процесс воспитания детей в семье Романовых на примере семьи последнего императора. Задачи: а) рассмотреть специфику культуры воспитания детей и раскрыть проблемы родительского воспитания в царской семье; б) исследовать историко-культурные и социально-политические обстоятельства воспитания в семье Николая II; Методы исследования: сбор, анализ и обобщение теоретического материала по проблеме исследования. Практическая значимость исследования: материалы данной работы могут быть полезны на уроках истории, в кружковых занятиях образовательных учреждениях. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Глава 1. Царская семья: семейная среда детской социализации 1.1. Семья Николая II и Александры Фёдоровны В семье Николая II и Александры Фёдоровны пребывало пятеро детей - четыре дочери и сын. Император в воспитании своих детей спрашивал, что ему нужны нормальные здоровые русские дети1. «Они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти». Николай Александрович Романов (Николай II) появился 6 (18) мая 1868 года в Царском Селе. Он был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. Приобрел строгое, почти суровое воспитание под подчинением отца. Император Александр III, к воспитателям своих детей, выставлял такое требование: - «Мне нужны нормальные здоровые русские дети». Николай II, предстоящий император, приобрел отменное домашнее образование. Он знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко понимал в военном деле, сыскивался широко начитанным человеком. Принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства. Отцом Алисы являлся Великий герцог Гессен - Дармштадтский Людвиг, а мама - принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. В детстве принцесса Алиса (Аликс, как называли её домашние) была жизнерадостным, живым ребёнком, за что её называли «Санни» (Солнышко). Их было семеро детей, все они получили патриархальное воспитание. Мама установила для них строгий регламент: ни одной минуты без дела! Дети были одеты по простому и ели обыкновенную еду. В своих комнатах, девочки наводили порядок в своих комнатах сами, выполняли некоторые свои обязанности. К сожалению, в возрасте тридцать пять лет мать от дифтерии умерла. На тот момент шестилетняя Аликс после такой трагедии стала замкнутой, отчуждённой, боялась незнакомых людей; только в семье она чувствовала уют и спокойствие. Неимоверную любовь после матери дала бабушка королева Виктория. Её развитие и образование проходили под контролем королевы. Николай Александрович впервые встретил свою будущую жену в 16 лет на балу в день обручении сестры Аликс. Вслед за смертью Александра I 14 ноября 1894 года прошла весьма скромная церемония бракосочетания. Школа любви возникает с семьи. Николай и Александра испытывали к друг друга трепетно с первого дня знакомства и до конца не долгой жизни. Николай всегда называл свою жену «Солнышком». Что же писала она о таинстве брака? «Брак - это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несёт священную ответственность за счастье и высшее благо другого»2. Они в совершенной мере реализовали закон Христов. Для детей они являлись самым лучшим эталоном для копирования. В семье Царя Николая Александровича любовь определяли превыше всего земного и свою Семью создавали на Вере и Любви. Из дневника Царицы Александры Фёдоровны: «Всегда любить - это долг». Вся жизнь Семьи - доказательство этих слов. Этот дар сопряжён с ответственностью, с отказом эгоистичности, в служении друг другу, во взаимопомощи во всех актуальных ситуациях. Если ознакомиться с тем, что писала Царица Александра, можно заметить и уяснить многое. Вспоминая при этом, что это были настоящие люди, жившие совершенно недавно. «Любовь, сама по себе не вырастает и не становится вдруг, великой и совершенной, а требует времени и постоянного попечения…»; «Как счастлив дом, где все - дети и родители - верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нём никогда не может быть отчуждения»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье - когда все честно выполняют свои обязанности»; «Дом - это место тепла и нежности». Ближний человек Царской Семьи, Анна Вырубова, писала в своих мемуарах: «За 12 лет я никогда не слышала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видела их даже сколько-нибудь раздражёнными друг против друга»3. Вот когда эта иерархия не нарушается в семье, то идёт всё очень слажено. Это сходно соку живого растения: если перерезать у растения какую-то ветвь, сок прекращает туда попадать. Поначалу там ещё полыхает некое существование, но потом она обрывается, и лист или ветка отмирают. Точно так же и во взгляде семейства: если на каком-то уровне расстраивается благодать, не соблюдается эта Богом замышлённая иерархия, то семья ощущает серьёзные тяжести. Это - божественный закон, который никто не создаёт, ведают об этом люди или не знают. Именно такая иерархия была в Царской Семье, традиционный патриархальный уклад. Конечно, царица Александра могла быть в чём-то эмоциональна - всем психологам известно, что женщины более эмоциональны, чем мужчины. Но нельзя не помнить и о том, что в Царской Семье главным являлся Император. И надо понять, что он как мужчина часто консультировался со своей женой как помощницей, но исходное решение всегда давал сам. Александра Фёдоровна была настоящей матерью, в полном смысле слова. Она была доброй, очень теплой и отзывчивой к любым нуждам своих детей. В Царской Семье всё было удивительно естественно и гармонично, Александра Фёдоровна была примечательной супругой и матерью. И этим она может быть образцом для многих нынешних женщин, которые с головой погружаются в карьеру, загораются своим имиджем или, прежде всего, раздумывают о благоустройстве дома, а не о детях. Дочерей (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия) развивали не как великих княжон, а как обыкновенных русских женщин. Девочки не испытывали, что такое роскошь, почивали на жёстких кроватях, сами поправляли свои платья. У них были примитивные развлечения. С самого раннего возраста великие княжны брались за рукоделие, чтение священных книг. Они были одарены, и поэтому учение приносилось им легко. Несмотря на то, что сёстры были очень похожи, каждая обладала своим нравом, у каждой были свои личные особенности. У детей были примечательные учителя, они много контактировали с другими людьми. Царская семья имела много друзей и знакомых. В своих записках эти люди помечали, что мало где можно найти этаких простых, воспитанных и образованных детей. Что нигде не найти семьи, где бы так терпимо иметь отношение друг к другу, так нежно и преданно любили друг друга. Цитаты из записок приближённых Царской семьи4: «Императрица в самом деле воспитывала дочерей сама, и делала это прекрасно. Трудно представить себе более очаровательных, чистых и умных девочек. Она проявляла свой авторитет только при необходимости, и это не нарушало той атмосферы абсолютного доверия, которая царила между нею и дочерьми. Она понимала жизнерадостность юности и никогда не сдерживала их. Если они шалили и смеялись. Ей также нравилось присутствовать на уроках, обсуждать с учителями направление и содержание занятий…» (из воспоминаний Софи Буксгевден). «В общем, трудноопределимая прелесть этих четырёх сестёр, состояла в их простоте, естественности, прелести и врождённой доброте» (Пьер Жильяр) «У всех четырёх было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Всё, что они делали, было проникнуто основательностью в исполнении» (А. Мосолов) Особенный интерес императрица уделяла организации дома, ведь это сильно действует на воспитание детей: «Это место, где растут дети - растут физически, укрепляют своё здоровье и впитывают в себя всё, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие». Жизнь княжон была не очень праздничной и не многообразной. Они растились в строгом патриархальной атмосфере в глубокой религиозности. Это и вырабатывало в них ту веру, ту силу духа и покорности, которые поддержали им смиренно и выдержать тяжёлые дни заточения и принять болезненную смерть. Царица не позволяла княжнам ни одной мига сидеть без дела. Они обязаны были обязаны быть занятыми, всегда что-нибудь делать. Они умели замечать счастье и веселье в малом. Никто и никогда не ощущал себя с ними стеснённо, их простота делала всех такими же простыми и раскованными, какими они были сами». Девочки никогда ни перед кем не выставляли своего царского происхождения. Они страшно сковывались и заливались краской, когда их называли по титулу или проявляли особые знаки внимания. «Вы с ума сошли! Зачем вы меня так называете?!» - эти слова были направлены к старой баронессе Буксгевден, которой как-то раз привелось назвать княжну Ольгу полным титулом. Как уже изрекалось выше, сёстры имели совершенно разными нравами. Несмотря на то, что Ольга была старшей, бесспорным авторитетом обладала Татьяна. Именно она, располагая утилитарным умом, больше остальных поддерживала матери. Ухаживала за младшими сёстрами и братом, принимала большое внимание в организации дворцовых торжеств и кроме того была очень домовитой. Ольга более была склонна к философским думам, ошеломляя окружающих глубиной своих мыслей. «Всё это только красивые фразы, - однажды сказала дочери Императрица Александра Фёдоровна, - А дела нет никакого!» «Красивые слова поддерживают людей, как костыли», - подметила толковая Ольга. Александра Фёдоровна также писала ребятам ласковые, глубокие любви письма, которые, бесспорно, укрепляли и подсобляли их нравственно. «Моя милая, маленькая Ольга. <…> Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя грубо или резко. В манерах и речи будь настоящей леди». «Моя дорогая Машенька, твоё письмо меня очень опечалило, милое дитя, ты должна пообещать мне никогда впредь не думать, что тебя никто не любит. Как в твою голову пришла такая необычная мысль? Быстро прогони её оттуда. Мы все очень нежно любим тебя, и только когда ты чересчур расшалишься, раскапризничаешься и не слушаешься, тебя бранят; но бранить - не значит не любить. Наоборот, это делают для того, чтобы ты могла исправить свои недостатки и стать лучше». Всегда никакого раздражения, криков и укоров. Царица сама была мягкая, как ягнёнок и этому обучала и дочерей. И не единственно на словах, но и личным образцом прекрасно представляя это в жизни. Развитие дочерей в царской семье на самом деле было строгим, так как, и сама Александра Фёдоровна была так выращена. Государя Николая тоже в детстве не баловал отец - Император Александр III. Царевны спали на походных кроватях, мало покрытые, каждое утро принимали холодную ванну. Государыня, сама очень скромно рядилась, в предпочтении причесок, не разрешала и дочерям много принаряжаться. Великая княжна Ольга Николаевна целиком восприняла это касательство к роскоши и, по запискам, одевалась очень скромно, постоянно осаживая в этом связи своих младших сестриц. Мы видим, что каждый рубль, сбережённый на шикарных нарядах, ступал на благотворительность. Возможно, Александра Фёдоровна, будь она рядовой матерью, и побаловала бы дочерей, но она испытывала неизменную ответственность за собственных подданных: когда возникла Первая Мировая Война, новые платья вообще прекратились шиться. Великим княжнам доводилось самим опрятно чинить свою платье. Вышло точь-в-точь по апостолу Павлу: не витьем волос украшались царские дочери, а добрым и удержанным нравом. Формирование и обучение Алексея замедлялось тем, что он был болен потомственной заболеванием - гемофилией. Он был любимчиком семьи, общим баловнем. Но за ним нужен был непрерывный уход, так как даже самое маленькое падение могло приводить к смертельному исходу. Но это развивало в Царевиче доброе и чуткое к чужому горю сердце, так как он сам испытывал горе. А мать, которая дни и ночи трудилась у его постели, поступаясь собственным здоровьем. Какой самоотверженный образец она ему представляла! Из-за своего заболевания цесаревич пропускал задания. У него был учитель, воспитатель и его надёжный друг - Пьер Жильяр5. Императорская чета таила от народа опасность болезни цесаревича, и даже Пьер Жильяр толком не имел сведения о ней до того, как царевич начал его воспитанником. «Я чувствовал, однако, что не имею права уклониться от тяжёлой задачи, которая мне предстояла, раз обстоятельства дозволяли мне, быть может, оказать непосредственное влияние, как бы оно ни было мало, на духовное развитие того, кому придётся в своё время быть монархом одного из величайших государств Европы». Отношения воспитателя и воспитанника вначале были принуждены. Но проходил день за днём, и престиж преподавателя закреплялся. У Алексея Николаевича всё чаще начали проявляться порывы доверчивости. В это период Жильяр лучше познавал воспитанника и удостоверялся, что при состоятельной натуре и таком количестве безоблачных талантов было бы незаслуженно терять отчаяние. Пьер Жильяр помечал, что постоянное присутствие людей рядом с царевичем, в частности матросов Деревенко и Нагорного, вредно последнему6. «Это не укрепляет его внимания и мешает нормальному формированию воли ребёнка. Тем более, что невозможно было предусмотреть все несчастные случаи, и чем надзор делался строже, тем более он казался робким и унизительным ребёнку и отваживался развить в нём чувство его избегать, скрытность и лукавство». Жильяр промолвил об этом государю и государыне, и самоотверженные родители, которые намеревались видеть царевича безбоязненным и стойким морально, решили сделать этот рискованный шаг. Цесаревич был в восхищении. Но Жильяр робел, что эта свобода может влечь за собой новый недуг. Первоначально всё шло хорошо, но то, чего так боялись, всё-таки произошло. Болезнь была тяжёлая, но родители наследника переносили всё с кротостью и смирением, полагаясь на помощь божию. «Выздоровление бывало каждый раз очень медленно. После двух месяцев Государь и Государыня изъявили решимость, несмотря на риск, держаться уже выбранного ими пути». Чтобы укрепить сына Николай Александрович возил его в Ставку, где они жили истинной солдатской жизнью. Дух войска подымался очарованием особе царственного отрока, заводившегося на разнообразных участках фронта. Почти весь 1914 год наследник, несмотря на то, что ему стукнуло лишь двенадцать лет, провёл в Ставке и в разъездах с отцом. Но длилась обычная жизнь и, естественно, уроки. Жильяр с радостью подмечал успехи своего воспитанника. Он заверялся, что данная ему свобода пошла на толк. Тем не менее воспитатель цесаревича понимал, какая тяжёлая долг на него наложена. Ведь от него должно было зависеть направление всего дальнейшего воспитания Алексея Николаевича. Но природные данные цесаревича устраняли недостатки его воспитания. Многие окружающие замечали это и отдавали очень положительно о его качествах. «Наследник Цесаревич Алексей Николаевич был умный, наблюдательный, ласковый, жизнерадостный. Он совмещал в себе черты отца и матери: унаследовал простоту отца, был чужд гордости, заносчивости, но имел свою волю и подчинялся только отцу. Мать хотела, но не могла быть с ним строгой. Его учительница Битнер говорит о нём: «Он имел большую волю и никогда не подчинился бы никакой женщине». Он был весьма дисциплинирован, замкнут и очень терпелив. Несомненно, болезнь наложила на него отпечаток и выработала эти черты. Он не любил придворного этикета, любил быть с солдатами и учился их языку, употребляя в своём дневнике чисто народные русские выражения… Дети говорили с отцом по-русски, с матерью по-английски и по-французски. Они все были воспитаны в условиях чрезвычайной скромности и простоты, что стало уже их привычкой». В особе Алексея Николаевича Россия заслужила бы восхитительного государя. Он любил Россию, русский язык, русский народ. Он уразумевал, что такое мучение. У него были широкие для его возраста знания. Он также любил водиться с простыми солдатами. Он часто сообщал, что когда он будет царём, то не будет бедных и несчастных. Он рассчитывает, чтобы все были счастливы. Дети царской семьи формировались не в богатстве и не в безделье. Даже ужасов войны от них не скрывали. Когда возникла война, государыня вместе с девочками основала собственный госпиталь. В пользу армии стали чаще учреждаться благотворительные акции. В основном на этих акциях были изделия, произведённые самой императрицей и великими княжнами. Ольга и Татьяна каждый день бывали в госпитале. «Ухаживать за раненными - моё утешение, вот почему даже в прошлое утро я ходила в госпиталь, пока у тебя был приём, чтобы окончательно не упасть духом и не расстроить тебя». Когда завязалась война, жизнь царской семьи стала ещё жестче. Великие княжны целыми днями не освобождались с костюм сестёр милосердия. Они трогательно и самозабвенно лечили раненых солдат. Перевязывали им раны и делали самую неприятную работу. Они как могли утешали раненых, но для солдат большим утешением было просто видеть рядом с собой добрых, заботливых и ласковых сестёр милосердия. В это время императрица и девочки посвящали себя этому милосердному делу - помощи раненым солдатам. Они забывали себя, ради других. В этой заботе выражается и их патриотизм, жажда помочь дорогой родине в тяжёлые времена. Царская Семья подаёт нам величайшие примеры патриотизма, надёжности Отечеству до смерти. В мире нет иного примера, чтобы Государыня и старшие Царевны (19 и 17 лет) работали сёстрами милосердия. Деяние матери стало образцом для Великих княжон, они последовали её примеру. Старшие дочери, Ольга и Татьяна, закончив курсы медсестёр, тоже пошли делать в госпиталь. Многие ведают, как представительницы женского пола реагируют на кровь, на выявленные раны; справиться этим страх дано не каждому - только тому, у кого есть сердце, любящее людей. А эти юные девушки работали в операционной… Марию и Татьяну родители не отпустили работать в госпиталь, но они поддерживали раненым по-своему: готовили бинты, шили бельё. Важнейший врач госпиталя Гедройц (эсерка) говорила: «Они не играли в сестёр милосердия, как многие светские дамы, а именно были ими в лучшем значении этого слова». Царевны даже не пускали мысли о замужестве вне России, они говорили, что они Русские девушки и намереваются жить только в России. В декабре 1917 года Царица пишет из Тобольска: «Благодарю Бога, что позволил остаться в России, … как хочется с любимым больным человеком всё разделить, … так и с Родиной»7. 1.2. Быт и взаимоотношения в царской семье Царская семья - пример чистой, патриархальной жизни простой русской религиозной семьи. В этом семействе чередование различных занятий также было регламентировано, и соблюдался достаточно строгий режим. Но не настолько строго, чтобы стать для детей невыносимым. Царевен и царевича не обременял распорядок дня. Когда императорская семья находилась в Царском Селе, её жизнь носила более семейный характер, чем в других местах, приёмы были ограничены из-за плохого самочувствия императрицы. Свита во дворце не жила, поэтому за столом семья собиралась без посторонних и совершенно запросто. Дети, подрастая, обедали вместе с родителями. Пьер Жильяр оставил описание зимы 1913/14 года, проводимой семьей в Царском Селе. Уроки с наследником затеивались в 9 часов с перерывом между 11 часами и полуднем. В этот перерыв совершалась прогулка в карете, санях или автомобиле, затем занятия возрождались до завтрака, до часу дня. После завтрака учитель и ученик всегда обходили два часа на воздухе. Великие княжны и государь, когда бывал свободен, присоединялись к ним, и Алексей Николаевич услаждался с сёстрами, спускаясь с ледяной горы, которая была устроена на берегу небольшого искусственного озера. В 4 часа дня уроки возобновлялись до ужина, который подавался в 7 часов - для Алексея Николаевича и в 8 часов - для прочих членов семьи. День оканчивали чтением вслух какой-нибудь книги. Активность была абсолютно чужда семье последнего императора. Даже после задержания, произошедшего в Царском Селе, Николай Александрович с семейством всегда имелись при деле. По словам М. К Дитерихса, «вставали в 8 часов утра; молитва, утренний чай всех вместе... Гулять позволялось им два раза в день: от 11 до 12 часов утра и от 2 с половиной до 5 часов дня. В свободное время от учебных занятий, государыня и дочери шили что-нибудь, вышивали или вязали, но никогда не оставались без какого-либо дела. Государь в это время читал у себя в кабинете и приводил в порядок свои бумаги. Вечером, после чая, отец приходил в комнату дочерей; ему назначали кресло, столик, и он читал вслух творения русских классиков, а жена и дочери, слушая, рукодельничали или рисовали. Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней и своих детей. Час утренней прогулки император обыкновенно употреблял на моцион хождения, причём его сопровождал большей частью Долгоруков; они беседовали на современные переживавшиеся Россией темы. Иногда вместо Долгорукова его сопровождала какая-нибудь из дочерей, когда они поправились от своей болезни. Во время дневных прогулок все члены семьи, за выпусканием императрицы, брались физической работой: очищали дорожки парка от снега, или кололи лёд для погреба, или обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы. С наступлением теплой погоды вся семья занялась устройством обширного огорода, и в этой работе с ней вместе принимали внимание некоторые офицеры и солдаты охраны, уже привыкшие к царской семье и стремившиеся показывать ей своё внимание и доброжелательство»8. Для царских детей, большой радостью имелись летние поездки в шхеры или в Крым. Во время этих небольших круизов матросы учили детей плавать. И кроме купания, в этих поездках было много радостного: катание на шлюпках, поездки на берег, на острова, где можно имелось возиться, собирать грибы. А сколько интересного на яхтах и судах, их сопровождавших! Гребные и парусные гонки шлюпок, фейерверк на островах, спуск флага с церемонией. Быт семьи не был богатым в целях воспитания - родители боялись, что богатство и нега испортят характер детей. Императорские дочери водились по двое в покое - с одной стороны коридора «большая пара» (старшие дочери Ольга и Татьяна), с другой - «маленькая» (младшие дочери Мария и Анастасия). В комнате младших сестёр стены были выкрашены в тусклый цвет, потолок расписан бабочками, обстановка выдержана в белых и зелёных тонах, элементарна и безыскусна. Девочки спали на складных армейских кроватях, каждая из которых была помечена именем владелицы, под толстыми синими одеялами, украшенными монограммой. Эта традиция исходила со времен Екатерины Великой (такой порядок она завела впервые для своего внука Александра). Кровати легко можно было передвигать, чтобы зимой попасть поближе к теплу или даже в комнате брата, рядом с рождественской ёлкой, а летом поближе к открытым окнам. Здесь же у каждой было по низкой тумбочке и диванчики с небольшими расшитыми дамочками. Стены украшали иконы и фотографии; фотографировать девочки любили сами - до сих пор сохранилось огромное количество снимков, сделанных в основном в Ливадийском дворце - любимом месте отдыха семьи. Родители стремились, чтобы дети постоянно были заняты чем-то полезным, девочек приучали к рукоделию. Как и в простых скудных семьях, младшим часто доставалось донашивать вещи, из которых выросли старшие. Рассчитывали им и карманные деньги, на которые можно было приобретать друг другу небольшие подарки. Учёба детей обычно возникало по достижении ими 8 лет. Первыми предметами были декламация, чистописание, арифметика, Закон Божий. Потом к этому добавлялись - русский, английский, французский, еще позже – немецкий язык. Также, императорским дочерям, преподавались - танцы, игра на рояле, хорошие манеры, естественные науки и грамматика. Императорским дочерям предписывалось подниматься в 8 часов утра, принимать холодную ванну. Завтрак в 9 часов, второй завтрак - в час или в половине первого по воскресеньям. В 5 часов вечера - чай, в 8 - общий ужин. Все, кто ведал семейную жизнь императора, подмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов семьи. Центром её был Алексей Николаевич, на нем рассеивались все привязанности, все надежды. По касательству к матери, дети были полны уважения и обходительности. Когда императрице недужилось, дочери устраивали поочерёдное дежурство при матери, и та из них, которая в этот день несла дежурство, отчаянно оставалась при ней. Взаимоотношения детей с государем были трогательны - он был для них вместе с тем царём, отцом и товарищем; чувства их к отцу перебегали от почти религиозного культа до полной доверчивости и самой сердечной дружбы9. Очень величественное воспоминание о духовном состоянии царской семьи забыл священник Афанасий Беляев, который исповедовал детей перед их отъездом в Тобольск: «Впечатление от исповеди получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так велики, как дети имевшегося царя. Такое добродушие, безропотность, повиновение родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи - страстной и греховной - меня привели в изумление, и я решительно недоумевал: нужно ли напоминать мне как духовнику о грехах, может быть, им неведомых, и как расположить к раскаянию в известных мне грехах». Таковым образом, царские дети росли необычными, здоровыми детьми, в атмосфере любви и дисциплины, порядка и простоты. Они были послушливы, смиренны, терпеливы, милосердны, ласковы и просты в обращении с окружающими, трудолюбивы, были патриотами своей Родины. Заслуга в развитии таких черт характера относится, в основном, матери. Всё это вышло благодаря мудрости Александры Фёдоровны, она вовсе не собиралась переделывать натуру ребёнка на собственный вкус и ломать её. Она базировалась на правила христианского благочестия и позволяла дочерям развиваться в зависимости от качеств, данных Богом. В результате малопривлекательные качества переменялись в совершенства. Они росли восхитительными, ясными, развитыми, несли столько света и душевной теплоты. Это образец развития, эстетики, элегантности и вместе с тем гуманности, возвышенности и добросердечия. Глава 2. Воспитание детей в царской семье на рубеже XIX –XX вв. 2.1. Принципы воспитания в семье Николая II и Александры Фёдоровны Прославленные простосердечность и скромность этой Семьи не были наигранными, к тому же они вовсе не давали ей популярности. Напротив, больше всего Царя и Царицу осуждали именно за эти качества. Но дело в том, что для дружбы, для доверительных касательств Император и его близкие не «выбирали» людей из того или иного сословия. В личной жизни Царская Семья вообще не делала различий между социальными ступенями. Ценился в первую очередь человек, его персональные качества. Притворный демократизм был Николаю II глубоко чужд. Татьяна Мельник припоминала, что никогда никто из оцепляющих не слышал от Их Величеств или от Их Высочеств слова «приказываю». Такое отношение к людям было определено, конечно, Отцом и Матерью Семейства. Вот что писала Императрица Александра Фёдоровна Великой Княжне Ольге: «Будь особенно вежлива по отношении ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она устает и не очень хорошо себя чувствует, не вынуждайте её ещё и волноваться. Слушайтесь её, будьте послушными и всегда добрыми. Я сделала её вашей няней, и вы всегда должны хорошо относиться к ней, а также к С.И. Ты достаточно большая, чтобы понять, что я имею в виду. Будь хорошей и слушайся Маму. Прочти это Татьяне. Всегда проси помилования, когда была грубой или непослушной. А сейчас постарайся быть как можно лучше, и Я буду счастлива»10. Николай II этому же обучал и детей, имевшийся по натуре рыцарем в лучшем значении этого слова. Мордвинов писал: «Вообще отношение Государя и Его Семьи к человеческим тяжёлым внутренним переживаниям, к человеческим страданиям и несчастьям было изумительно сердечно и отзывчиво. Я прожил не один десяток лет, много видел хороших, добрых людей, но почти нигде не встречал такой беспредельной, чарующей доброты, такого большого, незлобивого сердца, как в Семье моего Государя и Его Отца. Его доброта имелась не поверхностного качества, не выказывалась наружу и не уменьшалась от многочисленных разочарований. Он подсоблял, сколько мог, из Своих собственных средств, не задумываясь о величине просимой суммы, в том числе и лицам, к которым, я знал, Он был лично не расположен. Позиция Государя и Его Семьи на человеческие взаимоотношения были рыцарски благородными, чистыми, проникнутыми доброжелательством, и атмосфера, в которой протекала их домашняя, скромная однообразная жизнь, являлась тому наглядным доказательством. Во время семейных бесед их разговор был всегда далек от всяких мелких пересудов, касавшихся чью-либо семейную жизнь и бросавших какую-либо тень на одну из их сторон. В течение многих дней и вечеров, когда я имел радость находиться в близком отношении с Царской Семьёй, я ни разу не слышал даже намека на сплетню, столь оживлявшую всегда все классы как нашего, так и иностранного общества. Попытки некоторых близких лиц нарушить это обыкновение неизменно встречались молчанием и переменой разговора. В этом отношении Семья моего Государя была единственной из всех, какие я когда-либо знал: о них судачили все, даже близкие родные, они не сплетничали ни о ком. Но вся Семья отнюдь не обособлялась от жизни в других её проявить. Эта жизнь, как светлая, так и тёмная, служебная и частная, ликующая и глубоко любящая, жизнь верхов и низов, несмотря на их замкнутость, проникала к ним благодаря их положению бесчисленными путями, и в бесчисленных эпизодах они соприкасались с ней непосредственно». К этим посулам можно присоединить только некоторые примеры, доказывающие, что Государь требовал от своих Детей уважения и внимани....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: