VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011629
Тема: Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Кемеровский государственный университет» 

Институт образования 

Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики 

Дошкольное образование















КУРСОВАЯ РАБОТА

по педагогике

Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников







Выполнила:

студентка 1 курса, группы ПДО – 162,

Хорошилова

Лилия Маратовна 

Научный руководитель:

д-р пед.  наук, профессор МКОВП,Чурекова

Татьяна Михайловна









Кемерово 2017

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ



Введение..........................................................................................................3

Глава 1. Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема.........................................................7

1.1. Характеристика понятий «патриотизм» и «чувство патриотизма» в научной литературе..........................................................................................7

1.2. Обусловленность воспитания чувства патриотизма возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.……………………  16

1.3. Современные подходы к воспитанию чувства патриотизма старших дошкольников в педагогической теории и практике ………………………..32

Список литературы





































ВВЕДЕНИЕ 

Одной из важнейших проблем современной России является вопрос патриотического воспитания детей и подростков. Само понятие «патриотическое воспитание» нуждается в разъяснении. Считается, что под этим термином подразумевается непосредственно процесс воспитания Гражданина. Это крайне важно для многих педагогов и родителей обучающихся. Но, как всегда, при обсуждении данной проблемы задается вопрос, кого должна воспитывать образовательная организация: гражданина мира или гражданина и патриота России. Многие педагоги и родители задают вопрос: как воспитать юного патриота в современных условиях, когда такие понятия, как «патриотизм», «демократия», «общественный интерес» приобрели отрицательный тон.

Основной целью патриотического воспитания является формирование гражданской нравственной убеждений личности, способной нести моральную ответственность за свои решения, принятые во внимание существующей в обществе системы ценностей, с опорой на знание юридических законов и обретение опыта общественно – полезной деятельности. Целенаправленное усвоение подрастающим поколением моральных ценностей, являющихся ядром становления сознательного гражданина, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка. [44;3]

Прежде всего, патриот должен проявлять себя в своих взаимоотношениях с государством и с ближайшим окружением. Чем выше уровень личностного развития, тем ответственнее личность, тем лучше она будет выполнять свои гражданские обязанности и отстаивать свои конституционные права. [54;5]

В процессе воспитания и обучения государство получает нравственно устойчивую личность, социально активного, грамотного и законопослушного гражданина государства. А высокий уровень нравственно-этического развития помогает воспитаннику ориентироваться в наисложнейших социально-экономических проблемах, разбираться в политической жизни страны.

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама пива, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, передача детей в детские дома при живых родителях.  Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости». Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс нашей страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. [16;1]

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения тесно связана с нравственным воспитанием, проблемы которого начинают решать педагоги уже в младшем дошкольном возрасте. 30 декабря 2015 г. принятопостановление Правительства РФ N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы.В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.[49;86]

Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем. [53;12]

Патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. В. В. Путин на встрече с общественными организациями заявил: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм». Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту(ФГОС), общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. [http://un-museum.ru?]

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания патриотических чувств старших дошкольников.

Объект: чувство патриотизма.

Предмет: чувство патриотизма и педагогические условия его воспитания у детей дошкольного возраста. 

Гипотеза состоит в том, что развитие патриотических чувств старших дошкольников будет результативным, если:

охарактеризованы понятие «патриотизм», «чувство патриотизма»и его основные компоненты; 

определена обусловленность воспитания чувства патриотизма возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста;

выявлены основные направления деятельности воспитателя по формированию чувства патриотизма у старших дошкольников;

 разработаны комплекс дидактических игр и упражнений, способствующих воспитанию чувства патриотизма, и способы взаимодействия ДОО и семей воспитанников;

Задачи исследования:

Охарактеризовать понятие «патриотизм»,«чувство патриотизма»исовременные подходы к воспитанию чувства патриотизма старших дошкольников в педагогической теории и практике на основе анализа и обобщения научной литературы.

Обосновать обусловленность воспитания чувства патриотизма возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Определить основные направления деятельности воспитателя по воспитанию чувства патриотизма у старших дошкольников. 

Разработать комплекс дидактических игр и упражнений, способствующих формированию чувства патриотизма.

 Выявить способы взаимодействия ДОО и семей воспитанников по формированию чувства патриотизма.



Методы:

	Теоретические – анализ, обобщение материалов научной литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта;

	Эмпирические – наблюдение, беседа, игры, задания, упражнении, педагогический эксперимент, обработка полученных результатов.

База: МАДОУ № 43, «детский сад комбинированного вида», группа дошкольников (25 человек).

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, 1-ой главы, списка литературы.

Глава 1. Воспитание чувств патриотизма старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Характеристика понятий «патриотизм» и «чувство патриотизма» в научной литературе 

Первоначально патриотизм возник как естественное чувство самосохранения человека - представителя человеческого рода, стремящегося защитить своих сородичей, свое жизненное пространство, свою территорию. Позже в индивидуальном сознании человека формируются чувства гордости и привязанности к земле, на которой родился и вырос. [14;18]

На высоком уровне патриотизм россиянина - это его сознание, социальное чувство, поступки, содержание которых выражается в любви к своей Родине, преданности ей, гордости за свой народ и родную землю, стремлении и готовности к их защите. Такое отношение к своему Отечеству складывалось исторически, в процессах создания и укрепления единого российского государства. Всемерному наращиванию патриотизма способствовали судьбоносные события, которые переживала Россия в своем развитии. [9;37]

	Проблема патриотизма нашла отражение в научной (психолого-педагогической) литературе.

В психолого-педагогической литературе понятие «патриотизм» трактуется по-разному. Так, в Педагогическом словаре «патриотизм» определяется как «любовь к Родине, к своему народу».

          В психологическом словаре «патриотизм» определяется как «высшее морально-политическое чувство, выражающее любовь к своей Родине, к своему народу».

Владимир Даль трактовал понятие "патриотизм" (как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб,отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». [18;237]

«Патриот - говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». 

Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. Патриотизм (греч. ????????? — соотечественник, ?????? — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. 

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. 

«... Истинный человек и сын отечества,- писал А. Н. Радищев,- есть одно и то же... Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия... он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотчичей... преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления... и ежели верен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. ...Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества...» 

«В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»,- писал В. Г. Белинский. 

Великий русский поэт Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нарисовал светлый образ народного заступника Гриши Добросклонова, для которого смыслом жизни был девиз: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!» 

Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова 

К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотизм – это глубокое чувство любви к Родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее; одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. [55;47]

Патриотические чувства – высшие, культурно-обусловленные эмоции человека, связанные с чувством любви к Родине, малой Родине, семье, национальной культуре; уважением к государственному строю своей страны, долгом по защите и укреплению границ Отечества, приумножению ее авторитета и богатств. [55;47]

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы понять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. [39;2]

   Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие -то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:

- эмоциональный компонент – это переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому пропитому родной страны, восхищение народным творчеством, любви к родному языку, природе края.

Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок, должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Эмоции, связанные с представлением, возникают на основе механизма эмоционального предвосхищения. Еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.

Эмоциональный образ становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка. Изменяются в этот период и структура эмоциональных процессов, в которую входят теперь сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

В результате общения и деятельности формируются эмоции высшего уровня - человеческие чувства: сочувствие и сопереживание, интеллектуальные и эстетические чувства, а также чувства, детерминируемые деятельностью и моралью: чувства долга, чести, патриотизма.

- содержательный компонент - овладение детьми доступных их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни русского народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

	Восприятие в дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим, утрачивает свой первоначально аффективный характер. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А. Венгером. По его мнению, основу восприятия составляют перцептивные действия, которые формируются в обучении.

	Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте позволяет детям довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. В то же время, тесная взаимосвязь восприятия и мышления часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает. Внимание ребенка дошкольного возраста является непроизвольным. Оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух.

	Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Она приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов. В этот период ребенок с легкостью запоминает самый разнообразный материал, особенно если материал подан в игре и вызывает эмоциональный отклик. 

	На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. 

	Формирование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач возникает в игровой деятельности, поэтому игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития памяти.

	В дошкольном возрасте процесс усвоения понятий только начинается. Ребенок пользуется ими как ярлыками, заменяющими действие или предмет. Хотя понятия остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывают взрослые. Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме.

- деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно - волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

	Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом

	периоде, считается соподчинение мотивов. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Наиболее сильный мотив для него - поощрение, получение награды, более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами.[55;23]

	В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. 

	На мотивацию и эффективность выполняемых ребенком действий влияют те отдельные удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. Если успех влияет положительно на работу ребенка, то неудача - всегда отрицательно: она не стимулирует продолжения деятельности и проявления настойчивости. Для старших дошкольников успех остается сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неуспех. После неудачи они стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата и не собираются "сдаваться".

	В дошкольном возрасте ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. В этом возрасте мотивом межличностного общения становится стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность.

	В играх детей мотив самоутверждения реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование.

	Итак, мир взрослых и сверстников, мир культуры представлены во внутреннем мире ребенка, который интенсивно развивается под влиянием разнообразных видов деятельности. В связи с этим большое значение для формирования начал патриотизма у детей дошкольного возраста приобретает как собственная, так и совместная с взрослым активность.

	Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у детей увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Деятельность ребенка начинает определяться общественными целями. Складываются действенные отношения к родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Кроме того, в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов, на основе чего формируются общественные мотивы различных видов деятельности. Это имеет большое значение для воспитания патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой развития нравственных качеств личности.

	Следовательно, воспитание патриотизма как интегративного нравственного качества личности должно осуществляться комплексно через развитие и обогащение эмоциональной, когнитивной и мотивационно-потребностной сфер психики дошкольника.

	В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.

	В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется объём знаний об окружающем мире, которыми овладевают дети, что связано с их возросшими возможностями в умственном развитии. Старшим дошкольникам доступны знания, выходящие за рамки непосредственно воспринимаемого.

	Однако самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не может проникнуть в сущность общественных явлений. Только под руководством взрослых дети старшего дошкольного возраста могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действительно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Для этого педагогу необходимо содержание системы знаний построить по иерархическому принципу: выделить ядро, центральное звено знаний, которые могли бы стать основой целенаправленной системы. В процессе формирования у дошкольников такой системы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний и усвоения их детьми.

	У детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определённым признакам. У дошкольников формируются познавательные интересы - избирательная направленность личности на предметы и явления действительности. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любознательности, которая вызывается внутренней стороной предмета или явления. Ребёнка начинают привлекать социальные явления, о чём свидетельствуют детские вопросы, темы разговоров, игр, рисунков. У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать систему обобщённых знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему, предпосылкой патриотического воспитания. Этому способствует увеличение объёма представлений и понятий об окружающем мире у дошкольников. В дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Одной из существенных особенностей детей старшего дошкольного возраста является то, что в этом возрасте у ребёнка появляется соподчинение мотивов и на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать что-то нужное, полезное для окружающих. Данный факт имеет большое значение для воспитания начал патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств. Социальная мотивация труда детей старшего дошкольного возраста способствует повышению эффективности деятельности детей. В дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов, важных для патриотического воспитания.[43;39]

Таким образом, анализируя и обобщая научную литературу мы выявили следующее, что:

- патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. 

Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. 

- в структуру патриотизма входит: эмоциональный компонент (обусловлен соотношением эмоциональных и рационально-познавательных начал патриотизма), содержательный компонент (характеризует знания, взгляды, убеждения человека, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения), деятельностный компонент (проявляется в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству).

- патриотические чувства – это форма проявления патриотизма, как осознание человеком или иным субъектом социокультурной среды своего места в обществе, общественной значимости своей деятельности, ее направления и цели. Индивид или социальная группа вбирают в себя конкретно-историческую среду своей жизнедеятельности, в то же время их жизнедеятельность оказывает влияние на формирование социальной, политической и культурной среды своего Отечества.Апоскольку патриотические чувства - это форма выражения патриотизма, то компонентная основа этих понятий идентична.







Обусловленность воспитания чувства патриотизма возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста 

Дошкольный возраст – это этап начального становления личности. 

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм, в элементарном значении, как чувство любви к Родине. Э. К. Суслова отмечает, что быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.[53;5]

При воспитании патриотических чувств у дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности. Уровень представлений детей о родном крае во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в дошкольном образовательном учреждении. Процесс познания должен происходить в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, у него возникают яркие эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы. Прежде всего, нужно воспитывать у дошкольников чувства привязанности к тем местам, где они родились и растут, так как именно с ними связаны яркие эмоциональные переживания. Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости.[43;125]

Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. В связи с этим в концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по воспитанию патриотических чувств детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в раннем дошкольном детстве. В этот время происходит формирование культурных и ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, формирование его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире.[43;3]

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоит задача создания наиболее эффективных условий для формирования патриотических чувств воспитанников. Основное внимание приобретают вопросы формирование у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также к природе и животным. Именно через формирования уважения и любви к окружающему миру, мы формируем у дошкольников уважение и любовь к своей семье, городу, стране.[43;7]

Как правило, воспитание патриотических чувств воспитанников начинается в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет), но в младших группах детского сада педагоги обязаны начать предпосылки формирования патриотических чувств через воспитание нравственного поведения младших дошкольников.

Основные задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем: воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение простейших правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т.п.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к людям разных национальностей.[43;127]

В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» предусмотрена постепенность решения всех задач в разных возрастных группах. И на всем протяжении реализации программы педагоги-воспитатели воспитывают у детей чувство патриотизма и любви к своей родине, городу, семье.[49;59]

К окончанию дошкольного возраста формируется самосознание. Это происходит благодаря развитию интеллекта и личности ребёнка. Самосознание – главное новообразование дошкольника. Сначала ребенок учится оценивать действия других, после чего дает оценку своим поступкам, моральным качествам и способностям. Приходит осознание времени и себя во времени. К окончанию дошкольного периода ребенок может вспомнить моменты из прошлого и представить себя в будущем. Значимую роль в формировании самосознания ребенка играет его самооценка. Самопознание дошкольника основывается главным образом на отношении к нему родителей, с которыми он себя идентифицирует и на которых ориентируется.

Важно, чтобы родители поддерживали детскую активность, иначе у ребёнка может сложиться неадекватная самооценка, искаженный образ. Дошкольник, имеющий высокую самооценку, склонен ставить перед собой возвышенные цели, которых чаще всего добивается.[47;120]

Предпосылками формирования основ патриотических чувств выступают особенности развития личности ребенка. У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности. Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних детей значимой стороной действительности. В старшем дошкольном возрасте, считает В. С. Мухина, ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми. В шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств, связанных и с его национальной принадлежностью. В дошкольном возрасте появляется чувство национального самосознания.[43;169]

В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по формированию патриотических чувств. Ребёнок отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему. Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.[54;11]

Большое значение в процессе формирования патриотических чувств имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проя.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.