- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Военно-патриотические традиции подготовки учащихся кадетских училищ.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000467 |
Тема: | Военно-патриотические традиции подготовки учащихся кадетских училищ. |
Содержание
1.1 Военно-патриотические традиции подготовки учащихся кадетских училищ Военное дело и военно-профессиональная ориентация молодых людей на Руси имеют славную и богатую историю. В древние времена, когда перед нашими предками вставала угроза нападения врага, созывалось ополчение - в поход шли все мужчины, способные носить оружие. Охранять отчий дом оставался лишь младший сын. Иными словами, военная служба была обязательной для всех мужчин. Позднее образовалась в некотором роде военная каста - княжеская дружина, находившаяся на полном обеспечении князя. Члены дружины разделялись на два сословия: старшие - бояре - занимали командные должности и были советниками князя, младшие - рядовые дружинники с XII века стали называться дворянами, так как к тому времени дружину именовали двором. Дети бояр и дворян, как правило, не мыслили себе иной карьеры, кроме как военной, и готовились к ней с ранней юности. Для них считались полезными и всячески поощрялись взрослыми различные гимнастические упражнения, детские военные игры, охота на диких зверей. С двенадцатилетнего возраста мальчикам прививались умения и навыки владения различного вида оружием. Все это укрепляло тело и дух молодых людей, служило отличной подготовкой к предстоящим сражениям за свободу своей Родины. Первые военно-учебные заведения образовались в конце 17 – начале 18 веков в период создания регулярной армии и военно-морского флота. В 1698 году по указу Петра I были открыты артиллерийская и пехотная школы в Москве и мореходная в Азове, а в 1701 году артиллерийская и инженерная школы, Школа математических и навигационных наук в Москве. Принцип комплектования военно-учебных заведений имел дворянско-сословный характер: в них принимали детей дворян и в порядке исключения представителей других сословий. В период Северной войны 1700 – 1721 годов были созданы новые специальные военно-учебные заведения: артиллерийская (1712 г.), инженерная (1719 г.) школы в Петербурге: хирургическая (1707 г.) инженерная (1712 г.) школы и школа переводчиков (1708 г.) в Москве. В каждой из них ежегодно обучалось 100-300 и более воспитанников, срок обучения колебался от 5 до 12 лет. Военные школы при Петре I давали хорошее по тому времени общее и специальное образование. Начиная с 30-х годов 18 века в развитии военно-учебных заведений прослеживается уклон в сторону их большей кастовой замкнутости и универсализма в обучении. В учрежденных в Петербурге сухопутном (1732 г.) и морском (1743 г.) шляхетских кадетских корпусах обучалось от 150 до 600 детей дворян. Такими же были артиллерийский и инженерный (1762 г.) и Гродненский (1797 г.) кадетские корпуса. В кадетских корпусах готовились не только офицеры, но и чиновники государственных учреждений. Сухопутные кадетские корпуса выпускали офицеров для всех родов войск, а морской кадетский корпус – для флота, береговой и корабельной артиллерии. Всего в 18 веке кадетские корпуса выпустили около 3,5 тысяч офицеров, из них 450 человек для флота. В военно-учебных заведениях 18 века обучались полководцы и флотоводцы М.И. Кутузов, Д.Н. Синявин, Ф.Ф. Ушаков и другие. Увеличение численности русской армии и флота, усложнение военного дела и дифференциация знаний на рубеже 18–19 веков потребовали расширения сети средних и открытия высших военно-учебных заведений, повышения уровня специального военного образования и штабной подготовки офицеров. В последней четверти 18 века были открыты Балтийское и Черноморское штурманские училища, Петербургское училище корабельной архитектуры, Морское артиллерийское училище и мореходные школы. В 1798 году создается Медико-хирургическая академия для подготовки военно-медицинских кадров для армии и флота. Трудами Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, С.П. Боткина военно-медицинское образование в России было поднято в 19 веке на одно из первых мест в Европе. В начале 19 века открылись инженерное (1819 г.) и артиллерийское (1820 г.) училища с классами для подготовки офицеров с высшим образованием. Появились первые военно-учебные заведения штабной службы: Петербургское и Московское училища «для колонновожатых» (1810 г.) и школы для подготовки «офицеров по квартирмейстерской части» при 1-й и 2-й армиях (1821 г.) В 1801 – 1825 г.г. военно-учебные заведения выпустили свыше 18 тысяч офицеров, что, однако, удовлетворяло потребности армии и флота лишь на 45–50 процентов. В 30-е годы 19 века учрежден особый орган - Главное управление военно-учебных заведений. В 1832 году учреждено высшее общевойсковое военно-учебное заведение - Военная академия (позже Академия Генерального штаба), которая стала центром русской военно-теоретической мысли. Ученые академии (Н. В. Мадем, Г. А. Леер, М. И. Драгомиров и др.) создали руководства и пособия по стратегии, тактике, военной истории, по которым обучалось не одно поколение офицеров русской армии и флота. В 1855 году на базе инженерного училища открыты Инженерная, а на базе артиллерийского училища - Артиллерийская академия, ставшие центрами русской военно-артиллерийской и инженерной мысли. Ученые - артиллеристы (В.А. Анкудович, П.Л. Чебышев, А.В. Гадолин, Н.В. Маиевский), военные инженеры (А.З. Теляковский, К.И. Величко и другие), разработав оригинальные руководства по артиллерии и военно-инженерному делу, внесли большой вклад в развитие русской артиллерийской и военно-инженерной науки. В середине 19 века в России сложилась система допрофессиональной военной подготовки, которая включала: 4 военных академии, 18 сухопутных (из них 4 подготовительных) кадетских корпусов, морской кадетский корпус, Пажеский корпус, 5 юнкерских, 3 военно-морских артиллерийских, 1 инженерное и 2 казачьих училища, школа гвардейских подпрапорщиков и 5 школ подпрапорщиков при армейских корпусах, аудиторская школа для подготовки военных юристов. За 1825-1850 г.г. военно-учебные заведения подготовили около 26 тысяч офицеров, в том числе 2,5 тысячи для флота. В процессе проведения военным министром Д.А. Милютиным реформ возглавляемого им ведомства, общее образование было отделено от специального (военного), приоткрыт доступ в военно-учебные заведения представителям других сословий. Начиная с 1863 года кадетские корпуса, за исключением Пажеского и Финляндского, были переформированы в военные гимназии, открыты военные и новые юнкерские училища. На базе морского кадетского корпуса образовано военно-морское училище (1867 г.) Для подготовки технических специалистов созданы оружейная, техническая, пиротехническая, топографическая, фельдшерская школы. Солзданы новые высшие военно-учебные заведения: Военно-юридическая (1867 г.) и Морская (1877 г.) академии. Таким образом, к 80-м годам в Российской империи военные учебные заведения подразделялись на 4 категории: высшие (Военные академии), средние (специальные, военные и юнкерские училища, специальные школы), средние общеобразовательные (военные гимназии и кадетские корпуса), низшие (Военные школы). В результате проведенных реформ значительно улучшилась подготовка командных и инженерно-технических кадров и выросло их число. Основным результатом реформ явилось значительное приближение военного образования к жизни, практике войск, введение в систему подготовки офицерских кадров передовых педагогических идей. К концу 90-х годов 19 века в кадетских корпусах обучалось около 12 тысяч, в военных училищах - 5,5 тысяч, юнкерских училищах - 2,8 тысячи, в академиях - около 850 человек. Среднегодовой выпуск офицеров достигал 2 тысячи человек, что позволяло обеспечить до 80 процентов вакансий в армии и на флоте. Обучение в академиях по-прежнему продолжалось 3-5 лет, в кадетских корпусах 6-7 лет, в юнкерских и военных училищах 2-3 года, в специальных школах 3 года, в офицерских школах усовершенствования командного и инженерно-технического состава, появившихся в 90-е годы – 1 год. Опыт войны 1904-1905 г.г., оснащение сухопутных соединений армий и военно-морского парового (броненосного) флота скорострельным оружием, а также другой машинной техникой привели к необходимости осуществления военных реформ 1905-1912 годов. В процессе данных реформ сеть военно-учебных заведений расширилась, значительно возросла их специализация. В государстве открылись 8 новых кадетских корпусов, 6 военных училищ, 2 авиационные школы и другие специальные военно-учебные заведения. В 1910 году юнкерские училища были приравнены к военным училищам. В 1911 году была открыта Интендантская академия, это военное учебное заведение предназначалось для подготовки офицеров тыловых учреждений армии и флота. Для поступления в военные учебные заведения стали допускаться дети не дворян. Однако перед началом военных действий первой мировой войны в них по-прежнему обучались в большей степени лица привилегированных сословий. Итак, в результате очередной военной реформы военно-учебные заведения Российской империи делились на 4 группы: 1. Низшие специальные школы (технические, пиротехнические, оружейные, мореходные, минная, военно-фельдшерская и другие, предназначенные для подготовки технических специалистов) обер- и унтер-офицеров). 2. Средние общеобразовательные (28 кадетских корпусов, 7 подготовительных школ и общие классы Пажеского корпуса). 3. Средние специальные, готовившие обер-офицеров, командные и инженерные кадры (прапорщиков, поручиков и подпоручиков) для армии и флота из числа лиц, окончивших кадетские корпуса и средние общеобразовательные школы, (11 пехотных, 3 кавалерийских, 2 казачьих, 2 артиллерийских, 1 инженерное, 1 военно-топографическое, 4 военно-морских училища, 2 авиационные школы, школы для подготовки военных инженеров путей сообщения и другие школы, офицерские классы Пажеского корпуса для подготовки офицеров в гвардию). 4. Высшего и среднего типа для подготовки и переподготовки офицеров действительной службы (7 академий, 3 морских высших школы, стрелковые, кавалерийские, электротехнические, воздухоплавательные, артиллерийские и другие офицерские школы). В переработанных программах и учебных руководствах для военно-учебных заведений больше места, чем прежде, отводилось привитию и отработке практических навыков и приемов ведения боевых действий. В военно-учебные заведения стали принимать представителей всех сословий. Система военно-учебных заведений армии и флота совершенствовалась. Военно-учебные заведения подготовили для армии и флота многих выдающихся деятелей и ученых, прославивших русское оружие и русскую военную науку. Но в целом российская система военно-учебных заведений вплоть до начала 20 века не могла обеспечить потребности армии и флота в офицерских кадрах и их соответствие тем требованиям, которые выдвигал объективный процесс развития военного дела и армии в целом Представляем характеристику различным типам военно-учебных заведений, готовивших военные кадры в дореволюционной России: 1. Военно-сиротский дом учрежден в 1798 году императором Павлом 1 в Санкт-Петербурге с отделениями в гарнизонах для «воспитания детей недостаточных штаб и обер-офицеров и нижних чинов гвардии и артиллерии преимущественно из сирот». [69] Военно-сиротский дом был составлен из 2-х отделений: дворянского на 200 мальчиков и 50 девочек и солдатского. Положение о Военно-сиротском доме было утверждено 23 декабря 1798 года. В 1829 году это учреждение было переименовано в Павловский кадетский корпус. 2. Военные прогимназии: Пришли на смену военно-начальным школам и имели 4-х летний срок обучения. В 1881 году их было 8 (Петербургская, Ярославская, Елизаветградская, Владикавказская, Оренбургская, Омская, Иркутская, Волжская). В учебный план данных заведений входили: закон божий, русский язык, арифметика, начальная алгебра, низшая геометрия, черчение, история, география, рисование. Они ставили своей целью, с одной стороны, давать элементарное (4-х классное) образование «нравственно испорченным и малоспособным воспитанникам военных гимназий», а с другой – готовить молодых людей для поступления в юнкерские училища. 3. Военные гимназии: Были образованы на базе кадетских корпусов в 60-е годы 19 века в период военных реформ министра Д.А. Милютина и находились в ведении Военного министерства. По сравнению с кадетскими корпусами военные гимназии давали более фундаментальное общее образование, отличались более мягким (не таким военным) режимом и в них отсутствовали специальные классы, окончание которых давало бы право на получение первичного офицерского звания. Воспитателями в гимназиях состояли наряду с офицерами, имевшими боевой опыт и гражданские лица с достаточным педагогическим опытом. В гимназиях был установлен 6-ти летний срок обучения (с 1873–7 лет). Первые три года считались подготовительными. В 1880 году насчитывалось 18 гимназий военно-профессиональной направленности. Главная цель военных гимназий - подготовка воспитанников к поступлению в специальные военно-учебные заведения. Представляется любопытным сравнение программ военной гимназии с подобными учебными заведениями: русским реальным училищем и прусским учебным заведением. Приведем следующую таблицу: [97] Таблица 1 Сравнение программ военной гимназии с подобными учебными заведениями Учебные предметы Военные гимназии (курс 7 лет) Реальные училища (курс 7 лет) Прусские реальные училища 1-го разряда (курс 9 лет) Число еженедельных уроков: Закон божий 18 12 20 Отечественная словесность и языки 33 26 29 Иностранные языки 54 45 97 Математика 42 38 47 Естественная история Физика начало химии 20 20 34 История и география 24 22 30 Начертательные искусства 19 42 28 Общее число еженедельных уроков: 210 205 285 В сравнении с другими учебными заведениями данного класса (отечественными и прусскими) учебная программа военной гимназии была более обширная и основательная в общеобразовательном плане. Воспитанники военных гимназий обязаны были знать наизусть ряд произведений русский писателей: В.Г. Белинского, А.В. Гоголя, Грибоедова, Фонвизина, Л.Н. Толстого, Н.С. Тургенева, А.С. Пушкина, Островского, Крылова, Гончарова, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Карамзина и других. Военные училища: После реформирования кадетских корпусов в военные гимназии, их специальные классы были переведены в военные училища. Таким являлись 1-е Павловское, 2-е Константиновское и 3-е Александровское. Позднее число военных училищ значительно выросло. Каждое пехотное училище было рассчитано на 800 юнкеров, а кавалерийское на 250. Срок обучения 2 года. В 1866 году специальная комиссия военного ведомства установила, что в военном училище надлежит готовить молодых людей по специальной подготовке в объеме воинского подразделения - полк. В общем же, состав предметов обучения в военных училищах был следующий: закон божий, русский язык, иностранные языки (французский и немецкий), математика и механика, история всеобщая и русская, химия, тактика, артиллерия, фортификация, военная топография, военная администрация, военное законоведение, военная гигиена. [97] Характерно то, что в военном училище значительное количество времени отводилось преподаванию общеобразовательных предметов, особенно на младшем курсе. Об этом говорит такая таблица: [97] Таблица 2 Количество часов, отведенных общеобразовательным предметам Предметы Число еженедельных часов в классах младшем старшем Общеобразовательные Военные 12 13 4 18 5. Юнкерские училища: Как новый вид военных учебных заведений они возникли в 1864 году для обучения детей низших чинов регулярных войск, урядников из дворян и обер-офицеров иррегулярных войск. Данные учебные заведения были призваны обеспечить основной приток в армию офицерских кадров. Это подтверждается следующими показателями: Таблица 3 Количество выпускников военных и юнкерских училищ Категории учебных заведений Общее число учеников Размеры ежегодных выпусков офицерами нижними чинами Военные училища Юнкерские училища 9500 4400 550 1900 — — Представленная таблица свидетельствует о том, что при меньшем количестве обучавшихся, юнкерские училища давали армии значительно большее количество офицеров. По состоянию на январь 1881 года в российской империи существовало 16 юнкерских училищ (11 пехотных, 2 кавалерийских и 3 казачьих) с общим количеством 4500 человек. [186] Для поступления в данные военные учебные заведения никакие сословные ограничения не устанавливались. В училище имели право поступить как вольноопределяющиеся, так и. принятые на службу по жребию. После восстановления в 1882 году кадетских корпусов их выпускники также стали распределяться для продолжения обучения в юнкерские училища. В училища принимались лица, имевшие по образованию права или вольноопределяющиеся 1 разряда, но не окончившие полностью среднее учебное заведение (т.е. получившие образование только в объеме шести классов) или вольноопределяющиеся 2 разряда, окончившие четыре класса либо гимназии, либо других среднеучебных заведений или высшее начальное училище. Молодые люди, имевшие образование в объеме шести классов, сдавали экзамен только по русскому языку, все остальные—по всем пяти предметам. Поставим перед собой вопрос: каким образом организовывалась и на каких принципах строилась учебная работа в юнкерских училищах? В последней инструкции по учебной части времен императора НиколаяII определены такие руководящие положения. «Комплектуясь молодыми людьми, имеющими крайне разнообразную подготовку и преимущественно не окончившими курса средних общеобразовательных заведений, юнкерские училища должны продолжать общее образование этих людей и восполнить его настолько, чтобы они могли без особых затруднений изучать специальные военные предметы в объеме военно-училищного курса»,— говорится в «Инструкции». Юнкерские училища российской империи должны были таким образом подготовить своего выпускника, чтобы тот смог бы с первого года офицерской службы умело руководить нижними чинами воинского подразделения. Училищный курс был рассчитан на три года и распределялся на 3 класса: общий (младший), 1-й и 2-й специальные. Классные занятия проводились в соответствии с расписанием в период с 1 сентября по 15 мая и каждый раз завершались практическим (летним) периодом, включавшим в себя строевые и практические занятия в поле, подвижные сборы (для пехотных училищ) и полевые выездки (для кавалерийских и казачьих). В расписании учебные предметы подразделялись на общеобразовательные, специальные и служебно-подготовительные. Таблица 4 Количество еженедельных уроков по учебным дисциплинам Учебные предметы Количество еженедельных уроков для всех 3-х классов юнкерского пехотного училища. Общеобразовательный цикл: Закон божий 2 Русский язык 9 Математика 8 Физика и сведения из химии 6 География 3 История 5 Гигиена 2 Черчение 1 Специальный цикл: Тактика 9 Военная история 2 Топография 5 Фортификация 5 Артиллерия 5 Военная администрация 3 Законоведение 5 Военная география 2 Служебно-подготовительный цикл: Изучение уставов 9 «Инструкция» содержала обширный перечень различных указаний и рекомендаций. В отношении содержания учебного материала указывалось, что он должен соответствовать трем основным условиям: 1) представлять сущность предмета без мелочных фактических и, особенно, цифровых данных, часто меняющихся и имеющих лишь значение справочных сведений; 2) быть доступным и посильным для усвоения юнкерами, в смысле понимания ими научных положений и обобщений, рассчитанных по возможности более на соображение, чем на занимание, т. е. направленных более к расширению развития ума в той или другой области, чем на накопление запаса данных, быстро исчезающих из памяти; 3) выбранный для усвоения материал должен обладать возможною связанностью и цельностью, при которых учебный предмет отличался бы необходимою законченностью. [68] Изучение предметов и дисциплин в юнкерском училище определялось соответствующими правилами и программами. Например, цель изучения юнкерами истории определялась так: «Преподавание Отечественной истории должно быть всецело направлено к пробуждению и укреплению в учащихся сознательной любви к Отечеству в его прошедшем и настоящем и к пониманию задач будущего. [68] Или вот - курс законоведения: «Курс Законоведения преследует двоякую цель: с одной стороны оно имеет в виду сообщить те сведения, которые необходимы каждому образованному человеку, вследствие чего курс Законоведения, знакомит с основами права, с другой стороны, вступающий в ряды армии в качестве офицера должен почерпнуть из упомянутого курса сведения о тех законоположениях, коими определяются: правоотношения между военнослужащими, средства для поддержания воинской дисциплины, военное судоустройство, причем сведения эти должны быть усвоены настолько основательно, чтобы окончивший курс военного училища сознательно мог провести дознание или исполнять обязанности делопроизводителя полкового суда». [17] Что касается учебных пособий, то они должны были соответствовать следующим требованиям: содержать весь указанный программой материал; по возможности излагать этот материал в научной последовательности; развивать и освещать каждый вопрос в достаточной степени, не переходя, однако, рамок в отношении времени, нужного для усвоения курса и не впадая в конструктивную форму изложения; обязательный для изучения по программе текст выражать более крупным шрифтом; пользоваться только доступными для подготовки юнкеров приемами объяснения и доказательств; по возможности распределять материал отдельными, определенно озаглавленными, не очень длинными, но вместе с тем, законченными параграфами; изобиловать, где необходимо, пояснительными примерами и образными, оживляющими предмет, сравнениями; выделять подстрочные примечания или в тексте мелким шрифтом, или, наконец, в виде особого в конце книги приложения, цифровые данные и, вообще, сведения справочного характера; изобиловать, где надо, пояснительными чертежами в тексте; отличаться простотой сжатого, но живого слога; отличаться удовлетворительною внешностью (крупный шрифт). [68] Полученные юнкерами знания оценивались по 12-ти балльной системе. Надо признать тот факт, что учебные программы курсов были довольно объемны и насыщены. Вот пример из программы курса русского языка. По теории словесности, включенной в эту программу для 1-го специального класса, предполагалось изучение баллад Жуковского, знакомство с произведениями Ф. Шиллера и Гете, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, А.В. Гоголя и Н.С. Тургенева, лирикой Кольцова, одами М.В. Ломоносова и П.Г. Державина, трагедиями В. Шекспира, комедиями Мольера и др. Для 2-го специального класса были отобраны произведения Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.А. Островского, А.Н. Некрасова, Майкова и других видных литераторов. [68] В личное и свободное от занятий время юнкера могли с ведома своих непосредственных командиров и преподавателей заниматься пением, музыкой, фотографией. Из числа способных юнкеров училища формировался хор певчих и училищный духовой оркестр. Состоящие в хоре певчих и музыканты оркестра имели определенные льготы при предоставлении городского увольнения. Итак, какие выводы можно сделать по части организации учебно-воспитательного процесса в юнкерских военных училищах того времени, в частности постановки учебной работы в них? К положительным аспектам этой деятельности можно отнести: 1. Основательный (фундаментальный) характер общеобразовательной подготовки юнкеров, особенно в части овладения духовным наследием (отечественным и мировым); 2. Малопредметность в обучении юнкеров; 3. Нравственное влияние духовности и религии, преподавание закона божьего, систематическое и активное формирование в среде юнкеров понятия офицерской чести, порядочности, презрения к угодничеству, доносительству, нечистоплотности и т. п. 4. Планомерное и поступательное создание богатого фонда учебной и учебно-методической литературы. Конечно, имелись и отрицательные моменты в организации образования юнкеров. К ним можно отнести: 1. Отсутствие в программе обучения курса обществоведения, дающего будущему офицеру знания в области процессов и явлений, происходящих в мире, государстве и обществе; 2. Недостаточное внедрение в учебный процесс знаний педагогики и психологии, подготавливающих будущих офицеров к работе с личным составом; 3. Неспособность отдельных курсов должным образом повлиять на повседневный ход жизни и проблем армии. Догматизм и схоластика в преподавании целого ряда военных предметов. Вместе с тем, не смотр на указанные выше недостатки системы юнкерского образования, выпускники военных училищ вливались в армейскую среду, в офицерский корпус с достаточно богатым арсеналом общеобразовательных знаний, хорошей теоретической подготовкой. Более подробно рассмотрим организацию обучения молодых людей в кадетских корпусах. «...Заведения эти имеют целью доставить молодым людям в возрасте от 10 до 18 лет, предназначенным для военной службы, общее образование и соответствующее их предназначению военное, подготовив тем самым к поступлению в военное училище», - так определялось целевое назначение этих учреждений. [131] Корпуса были, как правило, одинаковой численности - около 600 воспитанников, разбитых в административном отношении на пять рот, из которых 1-я рота считалась строевой и состояла из кадет двух старших классов. В учебном отношении корпус состоял из семи классов, большинство которых имело по два и три параллельных отделения. Курс кадетских корпусов, подобно реальным училищам, не предусматривал классических языков - латинского и греческого, но имел по сравнению с гимназиями более обширную программу по математике (до аналитической геометрии включительно), по естественной истории, а также включал в себя космографию и законоведение. Оценка знаний делалась по двенадцатибалльной системе, которая, впрочем, являлась номинальной, так как полный балл ставился только по закону божьему. Большинство кадет поступало в первый класс в возрасте 9-10 лет по конкурсному экзамену, и почти все принимались за казенный счет, причем преимущество отдавалось сыновьям военных. Лучшие корпуса, как Киевский и Псковский, давали среди выпускников наибольший процент кандидатов в высшие технические институты: Горный, Технологический и др., куда было очень трудно поступить из-за серьезного конкурса, а в особенности по математике. Остальные ученики распределялась без вступительных экзаменов по военным училищам, высылавшим ежегодно определенное число вакансий. Лучшие выпускники прступали в одно из двух артиллерийских училищ в Петербурге и инженерное училище, для поступления в которое требовалось иметь при выпуске из корпуса не менее десяти баллов по математике. Остальные выпускники распределялись по количеству полученных баллов в столичные училища, а самые слабые шли в провинциальные пехотные и кавалерийские училища. Молодые люди, окончившие кадетские корпуса, не были обязаны поступать обязательно в военные училища, однако число таких было невелико и составляло примерно 8-10 процентов от выпуска. Учебная программа, рассчитанная на 7 классов, включала следующие предметы обучения: [131] Таблица 5 Таблица еженедельных уроков Предмет обучения Количество еженедельных уроков 1889 г. 1915 г. 1. Закон божий 14 14 2. Русский язык и словесность 3. Французский язык 4. Немецкий язык 30 28 26 27 28 31 5. Математика 33 36 6. Начальные сведения из 8 12 естественной истории 7. Физика 0 6 8. Космография 9. География 10. История 11. Законоведение 2 10 14 2 2 12 15 9 12. Чистописание 5 4 13. Рисование 13 13 14. Химия 9 3 Итого: 202 218 Здесь не представлены такие предметы, как гимнастика, пение, музыка, танцы, фехтование и другие занятия, проводимые во внеклассное время. Необходимо отметить, что кадет обучали иной раз, казалось бы, прозаическим вещам, к примеру: какой походкой следует идти в городе, как пользоваться столовыми приборами, как вести разговор с разными людьми и т.п. Полагаем, что такие уроки были весьма полезны для молодых людей. В 1898 году во исполнение указания императора Николая II о необходимости обратить особое внимание на физическую подготовку, в кадетских корпусах были введены занятия по гимнастике, плаванию, бегу и т.д. В те времена кадеты серьезно относились к своему физическому развитию. Среди них был своеобразный культ физической культуры. А гимнастика не только входила в распорядок дня, но и составляла предмет соревнования кадет. Подняться вверх на руках по наклонной лестнице, а затем медленно, сменяя руки, спускаться, считалось обязательным для кадета. Те, воспитанники, которые не справлялись с требованиями программы, подвергались своеобразным мерам коллективного воздействия. Позитивные и негативные аспекты в деятельности кадетских корпусов рассматривались в ходе заседаний в Государственной Думе, в частности, в эта тема затрагивалась в докладе бюджетной комиссии Думы в 1901 году. Из положительных сторон в постановке военного образования в кадетских корпусах отмечалось следующее: серьезная и всесторонняя разработка, при участии лучших педагогических сил, программ всех учебных предметов курса и инструкции для воспитателей кадетских корпусов, а также успешное применение в преподавании эвристического и других новейших методов; прекращение в первых трех классах использования бальной системы при оценке знаний по закону божьему и применение прежнего сухого формального способа преподавания этого предмета в сторону возбуждения в воспитанниках сердечного расположения к слушаемому и соответствующего ему нравственного настроения; распределение учебного материала в такой последовательности, посредством которой достигается необходимая согласованность между курсами предметов, имеющих между собой связь и взаимную обусловленность; серьезность забот о физическом воспитании; внимание к широкому развитию эстетической подготовки кадет; наличность полно и систематично составленных библиотек для внеклассного чтения кадет и воспитателей; сравнительно хорошее оборудование физических, естественноисторических и других кабинетов при многих корпусах; устройство съездов учителей и воспитателей; [180] организация педагогических курсов с целью лучшей подготовки преподавательского и воспитательного персонала. Помимо положительных сторон, в докладе были указаны и существенные недостатки, к числу которых были отнесены: слишком большая и вредная для воспитанников и дела перегрузка всякого рода занятиями, доходящая в кадетских корпусах до того, что, у воспитанников не остается ни одной свободной минуты; внесение в строй школы сухого казарменного характера, который особенно вредно отражается на младших воспитанниках, ибо детская душа ищет ласки, а не казарменной выправки; неудобство комплектования кадетских корпусов в составе старших и младших классов (такое соседство негативно сказывается на младших воспитанниках); неестественное предъявление к воспитанникам младшего возраста некоторых обязательных требований по отношению воинского платья, что иной раз приводит к хроническим болезням; слишком большая стоимость общего содержания кадетских корпусов по сравнению с другими учебными заведениями; значительная стоимость центрального управления и отвлечение от службы большого количества нижних чинов для обслуживания корпусов; сословность кадетских корпусов, затруднявшая доступ туда детям непривилегированных сословий. Правительство российской империи проявляло неустанную заботу о воспитании кадет. Именно этим объясняется появление на свет специальной «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» (издана в 1886 г. и переиздана в 1905 году). В ней указывалось, что «воспитание в кадетских корпусах должно быть живо проникнуто духом христианского вероучения и строгого согласования с общим началом русского государственного устройства, иметь главной целью подготовленные воспитывающихся юношей к будущей службе государю и отечеству, посредством постепенной, с детского возраста выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочной основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону, чувства чести, добра и правды...» [68] «Инструкция» предостерегала воспитателей и воспитанников от увлечения «вредными течениями», требовала от воспитателя ограждать своих питомцев от опасных мыслей в целях надзора за деятельностью офицеров-воспитателей и образом мыслей воспитанников использовались аттестационные тетради, где «благотворительность» и «политическая надежность» оценивались по 12-ти балльной системе. В аттестационной тетради были следующие разделы: 1. Общие черты и особенности характера воспитанника с указанием свойства его отношений к основным требованиям нравственности; к установленным в заведении правилам для воспитанников и к налагаемым на них обязанностям; к внешним проявлениям благовоспитанности. 2. Сведения о видах проступков. Среди проступков, подлежащих оценке (таких было 15), на первом месте стояли: нарушение правил религии и благочестия; ослушание; нарушение требований почтительности к старшим; обман и ложь; присвоение чужой собственности; нарушение благопристойности и цинические проявления. 3. Сведения о воспитанниках, требующих особых воспитательных усилий по своим нравственным и умственным недостаткам; особо выделяющихся своей правдивостью; имеющих дурное влияние на товарищей. [68] Заканчивая краткий экскурс в историю развития и деятельности кадетских корпусов в рассматриваемый период, нельзя не отметить и еще одного позитивного факта в их работе. Речь в данном случае идет об использовании довольно сильного рычага, побуждающего кадет к активности в учебном процессе - учреждение различного рода стипендий для кадет. Подведем итоги системы кадетского образования российской империи. Кадетские корпуса, как вид военных учебных заведений, вбиравший в себя подростков и юношей, конечно, имели ряд позитивных моментов. Основные из них таковы: молодой человек с подросткового возраста целевым назначением готовился стать офицером и посвятить себя службе в армии; он с детства приучался к порядку, дисциплине, организованности и благодаря этому притормаживал развитие негативных качеств и черт характера; разносторонний характер обучения и воспитания помогал формироваться личности с достаточно богатыми запросами и потребностями; тщательный отбор преподавателей и воспитателей в кадетские корпуса позволял создать благоприятную почву для нравственного воспитания и влияния примера старшего; в целом преподаватели и воспитатели хорошо знали, кого им следует воспитывать и что при этом необходимо использовать; в их распоряжении был достаточный арсенал средств и методов воздействия. В тоже время имели место и негативные стороны: довольно ранний отрыв ребенка от семьи; в своем роде изоляция ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: