- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Внешняя политика Китая в эпоху правления Мао Цзэдуна
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003242 |
Тема: | Внешняя политика Китая в эпоху правления Мао Цзэдуна |
Содержание
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина») Институт гуманитарных наук Кафедра социально-политических наук и международных отношений КУРСОВАЯ РАБОТА Внешняя политика Китая в эпоху правления Мао Цзэдуна Направление подготовки 41.03.05 Международные отношения Научный руководитель к.и.н., доцент С.Л. Егорова Исполнитель Онипко Надежда Анатольевна Сыктывкар 2017 Содержание Введение 3 1. Историческая периодизация положения Китая на международной арене 9 1.1. Общая характеристика внешнеполитических изменений международного статуса Китая 9 1.2. Общая характеристика внутренней политики Китая при Мао Цзэдуне 12 2. Внешняя политика Китая в период руководства Мао Цзэдуна с 1949 по 1976 года 18 2.1. Первый период: с 1949 по конец 50-х годов 18 2.2. Второй период: с конца 50-х по конец 60-х годов 28 2.3. Третий период: с 1969 по 1976 год 34 Заключение 40 Список использованных источников 42 Введение Мао Цзэдун – китайский политический деятель и идеолог, один из основателей Коммунистической партии Китая, с середины 1930-х гг. и до своей кончины ее руководитель, который внес огромный теоретический и практический вклад в интерпретацию идей марксизма на основе китайской специфики. В начале своего пути во власть, Мао Цзэдун, основываясь на идеях международного и местного понимания марксистского учения, создал и претворил в жизнь теорию «новой демократии», согласно которой в отсталых странах возможно установление демократической диктатуры народа как формы диктатуры пролетариата. Данная политика предполагала союз нескольких классов, в том числе национальной буржуазии, под руководством рабочего класса. Кроме того, Мао Цзэдун был автором ряда одиозных реформистских проектов, к числу которых относится знаменитая «культурная революция» 1966-1976 гг., нанесшая громадный ущерб китайскому обществу. Стремясь укрепить свое политическое положение, которого удалось добиться благодаря реформам 1940-х, Мао Цзэдун принял курс на «безбрежную демократию масс», что позднее было охарактеризовано его преемниками, как «левацкие» заблуждения и ошибки. Внешняя политика КНР первых 30-ти лет, также, как и внутренняя, являлась результатом борьбы различных сил в руководстве Китая. Тем не менее, определяющее влияние на нее оказывали взгляды непосредственно Мао Цзэдуна, возглавлявшего КПК и КНР и лично причастного к формированию курса государства в отношениях с другими странами, прежде всего в отношениях с СССР. Все политические деятели Китая этого времени, несогласные с теми или иными решениями и положениями Мао, касающимися внешней политики, в конечном итоге были подвергнуты репрессиям и сошли со сцены. Все вышесказанное определяет актуальность изучения выбранной темы. Оценивая степень изученности темы, отметим, что внешняя политика КНР в период руководства страной Мао Цзэдуна с 1940 по 1976 гг. является достаточно хорошо изученной темой. Вместе с тем, на протяжении всего советского периода отечественная историческая наука была существенным образом ограничена в свободе и качестве оценок деятельности Мао Цзэдуна, особенно в области внешней политики. В связи с этим, особое внимание нужно уделить трудам современных авторов, исследующих проблему внешней политики Мао Цзэдуна в рамках свободного доступа к информации: иностранной и отечественной, представленной целым спектром различных точек зрения на данную тему. Среди авторов в первую очередь можно выделить Е.Н. Грачикова, занимающегося исследованием внешней политики Китая, а также его геополитическими стратегиями в прошлом и настоящем.1 Также необходимо отметить вклад исследователей института востоковедения РАН, а именно А.В. Лукина, занимающегося исследованием китайского общества и государства.2 Кроме того, отдельно необходимо отметить вклад в исследование данной темы молодых исследователей, в первую очередь Э.Ф. Стульникова, который занимается темой современной оценки внутренней политики Мао Цзэдуна, определявшей особенности внешней политики как таковой.3 Существующую литературу можно разделить на следующие группы. К первой группе отнесем общие труды по истории КНР эпохи правления Мао Цзэдуна: Смирнов Д.А. Идейно-политические аспекты модернизации КНР: от Мао Цзэдуна к Дэн Сяопину (2005 г.); Манойло А.В. Информационно-психологические технологии разрешения современных конфликтов (2008 г.); Лукин А.В. Общество и государство в Китае (2010 г.); Будаев А.В. Присутствие России в Бразилии: «мягкая сила» в двусторонних отношениях (2013 г.); Zhao Tingyang. The “China Dream” in Question (2014 г.); Стульникова Э. Ф. Современные оценки «культурной революции» в КНР (2015 г.).4 Вторая группа – работы, посвященные личности Мао, его политической биографии, и такому политическому явлению как маоизм. Среди них: «Маоизм без прикрас» (1980 г.)5, Панцов А.В. Мао Цзэдун (2007 г.).6 В третью группу вошли труды, авторы которых исследовали внешнюю политику КНР при Мао Цзэдуне: Грачиков Е.Н. Геополитика Китая: эгоцентризм и пространство сетей: монография; Грачиков Е.Н. Внешняя политика Китая: стратегии в контексте идентичности и глобальной перспективы; Zhao Tingyang. All-Under-Heaven and Methodological Relationism. An Old Story and New World Peace, in Contemporary Chinese Political Thought: Debates and Perspectives; Zhang Shiping. Zhongguo haiquan [Sea Power of China] (2009); Ye Zicheng. Luquan fazhan yu daguo xingshuai: diyuanzhengzhi huangjing yu Zhongguo heping fazhande diyuan zhanlue xuanze. [Development of Land Power and Great Power’s Rise and Fall: the Environment of Geopolitics and the Choice of Geostrategy of China’s Peaceful Development] (2007); Chu Shulong, Jin Wei. Zhongguo waijiao zhanlue he zhengce [China’s Foreign Strategy and Policy] (2008); Zhang Zhirong. Zhongguo duiwai guanxi xinlun: diyuan zhengzhi yu linbang waijiao yanjiu [Chinese Foreign Relations: New Perspectives on Geopolitics and the Good Neighbour Policy] (2008); Qin Yaqing (ed.). Guoji tixi yu Zhongguo waijiao [International System and China’s Diplomacy] (2009); Wu Xiaodi. Zhongguo diyuan zhengzhi zhuangxin [The turn of China’s Geopolitics] (2006); Fu Mengzi. China’s International Influence / “Contemporary International Relations” (2011); Niu Jun. «Lianmeng yu zhanzheng»: lengzhan shidai de Zhongguo zhanlue juece jiqi houguo / «Shijie jingji yu zhengzhi» [Coalitions and Wars: China’s Strategic Choices in the Cold War Era and its Consequences / “World Economy and Policy”] (2014); Li Baojun. Dangdai Zhongguo waijiao gailun [Introduction to China’s Diplomacy] (2005); Hu Shuxiang (ed.). Zhongguo waijiao yu guoji fazhan zhanlue yanjiu. [The Diplomacy of China and the Strategy of International Development] (2009); Wuthnow, Joel. Chinese Diplomacy and the UN Security Council: Beyond the veto. London & New York: Routledge (2013). Сегодня необходим комплексный взгляд на содержание и особенности внешней политики КНР данного периода, с учетом достижения современной исторической науки и востоковедения. Объектом курсового исследования является внешняя политика Китая. Предметом – характеристика внешней политики КНР в период руководства страной Мао Цзэдуна. Хронологические рамки исследования обусловлены темой работы и включают весь период нахождения Мао Цзэдуна в качестве фактического руководителя КНР, т.е. с 1943 г. по 1976 г. Цель данной курсовой работы – выявить и оценить особенности внешнеполитического курса КНР в период правления Мао Цзэдуна. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Выявить общую характеристику внешнеполитических изменений международного статуса Китая; 2. Выявить общую характеристику внутренней политики Китая при Мао Цзэдуне; 3. Исследовать характерные особенности политики «держаться одной стороны» с СССР против США и союзников во внешней политики Китая; 4. Исследовать характерные особенности периода «борьбы на два фронта» против СССР и США во внешней политике Китая; 5. Исследовать характерные особенности периода «единого фронта» против СССР вместе с США и союзниками во внешней политике Китая. Источники, на которых основана курсовая работа, можно разделить на следующие группы. Первая группа – нормативно-правовые документы международного уровня: Договор о дружбе и союзе от 14 августа 1945 г.; Договор о дружбе, торговле и навигации между Соединенными Штатами Америки и Китайской Республикой от 4 ноября 1946 г.; Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи от 14 февраля 1950 г.; Соглашение между Центральным народным правительством Китая и местным тибетским правительством о мероприятиях по мирному освобождению Тибета от 23 мая 1951 г.; Соглашения Женевской конференция (26 апреля – 21 июля 1954 г.); Вторая группа – труды самого Мао Цзэдуна, ознакомление с которыми может помочь выяснить взгляды Мао на будущее своей страны и место ее в мире.7 К этой же группе отнесем выступления, речи Мао Цзэдуна с 1950 по 1976 гг.8 При анализе источников и литературы использовались следующие методы и подходы: 1) метод системного анализа, включающий в себя расчленение изучаемого объекта на элементы и соединение изученных элементов в единое целое. 2) исторический подход, позволяющий оценить явление во времени и пространстве, требующий хронологической фиксации событий и фактов, их оценку во временном развитии; 3) функциональный подход, требующий изучения зависимости между социально-политическими явлениями, позволяющий обнаружить связь внешнеполитического курса КНР с состоянием международных отношений. Структура курсовой работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. 1. Историческая периодизация положения Китая на международной арене 1.1 Общая характеристика внешнеполитических изменений международного статуса Китая Внешняя политика Китая, как великой державы и цивилизации, не может рассматриваться и концептуализироваться в каком-нибудь одном формате (истории дипломатии или политики), тем более, в западном дискурсе. Она требует более широкой палитры китайских источников, китайских взглядов и китайского философского осмысления, поскольку вплоть до сегодняшнего дня Запад, по образному выражению философа Чжао Тиняна, так и не понял китайский дух, который имеет «конфуцианское сердце», определяющее базовые ценности, и «даосский ум», вырабатывающий стратегии9. Внешняя политика Китая имеет отличительную особенность – её формулирование в виде дипломатических стратегий, которые подчиняются определенной общей долгосрочной стратегии и геостратегии. В течение всей многотысячелетней истории китайские князья, императоры и руководители вплоть до начала 21 в. использовали одну геостратегию – сухопутную, которая предусматривала развитие «власти Суши»: в экономике – это сельское хозяйство, в национальной обороне – сухопутные силы, в сношениях с внешним миром – приграничные страны. Это было внутриравнинное, замкнутое и самодостаточное развитие, то что принято называть «сельскохозяйственной цивилизацией». Даже морское вторжение западных стран («опиумные» войны Англии), модернизация Китая, социалистическое строительство не изменили общий характер этой геостратегии. Только вступление в ВТО и резкое расширение внешнеэкономических связей (КНР – главный торговый партнер для 120 стран), зависимость от внешних ресурсов (КНР завозит из-за рубежа 40% необходимого сырья и вывозит на внешние рынки более 60% всей произведенной в стране продукции) поставили морские вопросы в повестку дня китайской дипломатии. В 21 в. Китай занят решением проблемы обеспечения безопасности источников производственного сырья, рынков сбыта своих товаров и транспортных путей их доставки. Китай сменил вектор своего развития и приступил к реализации морской геостратегии. Вторая особенность внешней политики Китая состоит в том, что она больше связана с китайской логикой, философией и мировоззрением, чем с определенной идеологией (марксизм, либерализм). Современный китайский философ так интерпретирует подобный феномен. «И цзин» («Книга перемен») и даосизм объясняют общую китайскую методологию рационального мышления и поступков, включая гибкий путь изменений вместе с изменениями, осторожный подход, если дело идет о вызовах и рисках, и активных стратегиях для различных ситуаций и обстоятельств, а также естественный подход для понимания и принятия будущего непредсказуемых возможностей. Это хорошо описано у Лаоцзы в метафоре о воде, поэтому я называю ее методологией воды, с помощью которой китайские умы рассматривают ситуацию, условия и возможности для того, чтобы сделать свой выбор более гибким, таким как вода, которая находит самый короткий путь к необходимому месту»10. Развитие китайской государственности прошло примерно четыре больших этапа. При этом, вехами в этом историческом процессе генезиса государства, от империи до республики являются: образование централизованного государства – Империи Цинь, первая «опиумная» война, политика реформ и открытости Дэн Сяопина, мировой финансовый кризис. Таким образом, можно выделить три этапа развития положения Китая на международной арене: - Первый этап, 221 г. до н.э. – 1840 г., имперский Китай: * создание в Восточной Азии «международного порядка, основанного на однополярной системе», которая скреплялась родоплеменными, династийными и данническими отношениями; доминирование Китая над другими этносами и странами в экономической, культурной и военной сферах11; * замкнутость китайской мировой системы, обусловленная географическим рельефом, китаецентризмом и самодостаточностью; * общность конфуцианских морально-этических норм; * преобладание геостратегии с опорой на силу Суши. - Второй этап, 1840 г. – 1978 г., Китай под игом колониальных государств: * упадок государственной системы; * военная неспособность отстаивать суверенитет государства; * изолированность, провал всех попыток играть самостоятельную роль в существующей системе международных отношений; * отсутствие геостратегии в связи с признанием того факта, что две древние геостратегии («китаецентризме» (zhongguo zhongxinlun) и «преувеличении роли Суши и недооценке роли Моря» (zhonglu qinhai)) Китая были ошибочны и привели великую империю к упадку12. Нужно учитывать, что одной из главных причин «конца» империи и последовавшей политической раздробленности была отсталая «система» Китая, т.е. её общественно-политический строй. Большую часть своей истории Китай находился вне системы международных отношений (до восстановления своих прав в ООН в 1971 г.), был наблюдателем международных отношений13. - Третий этап, 1979 г. – 2008 г., Китай в период развития международного сотрудничества: * впервые в истории Китая идет формирование коллективной идентичности, включенности во все институты мировой системы; * противоречие между ростом экономической мощи и невозможностью её превращения на данном этапе в военно-политическое влияние на мировые события; * технологическое отставание (сохраняется положение догоняющего); попытка формирования собственного геополитического (ШОС, БРИКС, АСЕАН+1) и геоэкономического (зоны свободной торговли КНР с более чем 20 странами) пространства; * быстрая смена стратегий: от «приглашения к себе» до «выхода за рубеж»14; * резкое расширение сферы национальных интересов от «приграничных районов» (14 стран) Восточной Азии до «больших приграничных районов» (29 стран); * продолжение сухопутной геостратегии. - Четвертый, 2009г. – наст. время, Китай, как глобальная держава. * саморефлексия исключительно в глобальном контексте с собственной системой глобальных ценностей; * упор на морскую геостратегию «на Юг, через Моря, в глобальный Мир»15. В декабре 2008 г. впервые за 600 последних лет отряд военных кораблей ВМФ КНР покидает прибрежные воды Китая и направляется на антипиратское патрулирование к берегам Сомали. Также 23 сентября 2012 г. первый китайский авианосец (бывший «Варяг») передан военно-морским силам страны. Таким образом, Китай становится океанической державой, способной эффективно контролировать морские транспортные пути. 1.2 Общая характеристика внутренней политики Китая при Мао Цзэдуне Основные направление внешней политики, которая проводилась на протяжении все периода руководства страной Мао Цзэдуном, базируется на его последовательной внутренней политике. Важнейшими для понимания внешней политики Китая в период руководства Мао Цзэдуном являются два внутриполитических курса КНР: политика «новой демократии» и «культурная революция». Сама идея «новой демократии» была впервые сформулирована Мао Цзэдуном в его работах: «Китайская революция и Коммунистическая партия Китая» 1939 г. и «О новой демократии» 1940 г.16 Сутью политики объявлялась необходимо строить в Китае многопартийную политическую систему и многоукладную экономику, отличную от социализма по-советски. Основной целью новой политики была отнюдь не идея о едином антияпонском фронте, а объединение вокруг КПК под флагом антияпонского фронта широких социально-политических сил с целью совместной борьбы как с Японией, так и с Гоминьданом, т.е. это был хитрый план Мао Цзэдуна в борьбе за власть, поддержку широких слоев китайского общества и благожелательный нейтралитет Запада. После прихода к власти в 1949 году Мао благополучно забыл о «новой демократии» и начал строить сталинский социализм17. В число основных идейных источников возникновения и реализации политики «новой демократии» можно отнести следующие: - Теория Сунь Ятсена о «трёх народных принципах»: национализма, народовластия и народного благополучия. Так, сравнивая основные положения теории «новой демократии» с теорией «трех народных принципов» можно сказать, что она является ее главным идейным источником18. Определённое сходство теории «новой демократии» с учением о «государственном социализме» Сунь Ятсена, прослеживается в связи с тем, что их объединяла общая идея особого «третьего пути», призванного предотвратить развитие в Китае капитализма посредством сдерживания социальных противоречий и «ограничения капитала». Хотя конечной перспективой китайской революции Мао Цзэдун провозглашал социализм, «новодемократический» путь развития, подобно суньятсеновскому плану построения «государственного социализма», представлял собой курс на развитие национального, т.е. китайского капитализма. Однако, в отличии от Сунь Ятсена, который предполагал национализировать землю, Мао Цзэдун призывал к передаче земли в частную собственность крестьянам при сохранении частного землевладения кулацкого типа, т.е. уравнение прав на землю связывалось им с развитием капитализма в деревне. Кроме того, существует сходство курса «новой демократии» и с принципом «народовластия». Так, Мао Цзэдун ставил задачу создания фактически надклассового государственного образования, призванного предотвратить развитие социальных антагонизмов, и тем самым обеспечивать социально-политическую стабильность, необходимую для осуществления «самоусиления» страны. Политическое ядро такого государства должна была составить Компартия Китая, построенная на принципах строгой централизации во главе с харизматическим вождём – Мао Цзэдуном. - Идеи Коминтерна о международном антиимпериалистическом фронте. Влияние на новую политику также оказали установки Коминтерна, из-за чего прослеживается значительное сходство целого ряда важнейших положений теории «новой демократии» с соответствующими установками Коминтерна19. Это, прежде всего, ориентация на развёртывание аграрной революции в Китае, на создание единого антиимпериалистического фронта и формирование на его основе «народного революционного антиимпериалистического правительства», на окружение городов, в том числе крупных и крупнейших, кольцом крестьянских восстаний, на выполнение задачи по созданию «настоящей Красной армии», наконец, на укрепление и развитие авангардной революционной партии. - Эволюция взглядов самого Мао Цзэдуна. Несомненно, на политику «новой демократии» оказало наибольшее влияние эволюция взглядов самого Мао Цзэдуна20. Следует учитывать, что на формирование целый ряд объективных факторов, таких как демографический состав населения и признание особой роли крестьянства в революционных процессах, обстановка жестокой гражданской войны с постоянно меняющимся соотношением сил и общей ситуации, социально-экономическая отсталость освобождённых районов и их изолированность от развитых регионов страны, слабость партийной организации и Красной Армии при отсутствии теоретического и практического опыта как у КПК, так и у Коминтерна, к тому же в обстановке постоянных острых внутренних разногласий, переплетавшихся с борьбой за власть в партии, а также высокая степень зависимости от местных условий, среди которых тревожные настроения в среде крестьянства, непостоянное соотношения сил с противниками – Гоминьданом, японскими оккупантами, региональными милитаристами и часто с местными бандитскими отрядами21. Всё это не могло не сказаться на процессе выработки тактики революционной борьбы коммунистов, обусловливая её непостоянство и временами противоречивость, в том числе и у Мао Цзэдуна. Таким образом, проводимая Мао Цзэдуном политика «новой демократии» давая определенные результаты, способствовавшие укреплению его власти и власти КПК, привела к разногласиям в ее руководстве по проблемам определения внутриполитического курса и внешнеполитической ориентации страны к концу 1965 г. В связи с этим, Мао Цзэдун и его сторонники выступили за возвращение к нормам политической и социально-экономической организации общества, принятым на VIII съезде КПК. Были высказаны предложения по развитию народного хозяйства чтобы окончательно закрепить Китай на социалистическом пути развития и создать условия для выполнения главных задач, поставленных генеральной линией КПК в переходный период. Это означало, что политика «новой демократии», ориентировавшая страну на буржуазно-националистический путь развития, окончательно должна быть вытеснена ленинской теории социалистической революции. Великая пролетарская культурная революция обозначает одно из знаковых событий в истории Китая и охватывает период с ноября 1965 г. по октябрь 1976 г. Этот период характеризовался крайней политизацией всех областей народной жизни, насилием, творимым поощряемыми сверху бандами молодежи, и хаосом в партийном руководстве страны. Решающее влияние на проведение «культурной революции» оказал председатель КПК Мао Цзэдун в целях утверждения взглядов своей политической группы в руководстве КПК в качестве государственной идеологии и в рамках борьбы со взглядами политической оппозиции. «Культурная революция» началась, по его мнению, Мао Цзэдуном, с опубликования статьи Яо Вэньюаня 10 ноября 1965 г., на что которого он сослался в своей работе «Культурная революция»22. Поводом к проведению массовых политических чисток являлось публичное признание со второй половины 1965 г. того, что в государстве усилились «ревизионистские» настроения. Мао Цзэдун считал, что в партию, правительство, армию и круги деятелей культуры проникло большое число представителей буржуазии и «контрреволюционных ревизионистов», и, только начав «великую пролетарскую культурную революцию», можно отвоевать власть, якобы захваченную ими. Таким образом, «культурная революция», задуманная и развязанная Мао Цзэдуном в 1966 г., была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органон партии всех несогласных с его политикой, прежде всего сторонников VIII съезда КПК, навязать партии и народу свою схему развития Китая в духе левацких концепций «казарменного коммунизма», ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования, попытку использовать народный, в особенности молодёжный, энтузиазм для устранения от власти политических противников и попытки осуществления на практике левого варианта социальной утопии. Вместе с тем, очевидцы и участники подчеркивают, что, по крайней мере, на начальном этапе «культурная революция» была с энтузиазмом воспринята наиболее угнетёнными слоями китайского общества. Так получилось, что идее о том, что в своей вере в Мао Цзэдуна все равны, все вольны критиковать любые недостатки и даже применять меры классовой борьбы против «идущих по капиталистическому пути» бюрократов оказалась весьма привлекательной в обществе, поражённом бюрократией, жёсткой заорганизованностью общественной деятельности и всеобщим политическим контролем23. В процессе «культурная революция» на разных этапах проводились многие радикальные мер, среди которых, например, в целях подавления оппозиционных сил в партии Мао Цзэдун и его сторонники использовали политически незрелую молодежь, из которой формировались целые отряды хунвэйбинов – «красных охранников», занятия в школах и вузах прекращались, для того чтобы учащимся ничто не препятствовало проводить «культурную революцию», начались преследования интеллигенции, членов партии и комсомола. Так, профессоров, школьных учителей, деятелей литературы и искусства, а затем и видных партийных и государственных работников выводили на люди в шутовских колпаках, избивали, глумились над ними за их «ревизионистские» взгляды, а чаще – за самостоятельные суждения о положении в стране, за критические высказывания о внутренней и внешней политике режима24. Таким образом, культурная революция привела к колоссальным общественным потрясениям и тысячах жертв, о которых впервые сообщила газета «Жэньминь жибао» 26 октября 1979 г. Культурная революция и отношение к ней остается непростым вопросом. С одной стороны, этот важный период в истории Китая не должен оставаться без исследований, так как стал определяющим в повороте курса развития страны в сторону прогрессивного курса. С другой стороны, сам Китай до конца не определился со своим отношением к этому периоду в силу того, что в китайской культуре нет аналога христианской концепции стыда и покаяния, но ее заменяет понятие «потери лица» – самое страшное, что может случиться с китайцем. Публично объявить политику времен «культурной революции» преступной, как и самого Мао Цзэдуна – значит «потерять лицо» в глазах всего мира. Для нынешнего китайского общества это просто немыслимо. 2. Внешняя политика Китая в период руководства Мао Цзэдуна с 1949 по 1976 года 2.1 Первый период: с 1949 по конец 50-х годов Периодизация внешней политики КНР большинством китайских ученых, как правило, делится на два больших этапа, связанных с историей развития страны: с 1949 г. по 1978 г. и с 1978 г. – настоящее время, т.е. до и после 3 пленума ЦК КПК (18-22 декабря 1978 г.), в лице Дэн Сяопина объявившего о начале политики реформ в Китае25. История внешней политики КНР первых тридцати лет ее существования во внутрикитайском дискурсе ни у кого не вызывает разночтений. Она содержится в одобренных ЦК КПК учебных материалах, статьях видных партийных деятелей и принята всем научным сообществом Китая. Незначительные расхождения (в 2-3 года) наблюдаются в конкретных датах начала и окончания того или иного этапа. Названия первых трех этапов у всех источников одинаковое. Е Цзычэн весь этот тридцатилетний период объединяет названием «стратегия заключения союзов», а последующие тридцать лет «стратегия невступления в союзы»26. Некоторые авторы первые тридцать лет характеризуют, как «период настоящей пустоты» или «период молчания»27, имея в виду, что средства массовой информации, общественные организации и простые граждане были ограничены в доступе к внешнеполитической информации и не могли открыто высказываться по поводу тех или иных шагов своего правительства на международной арене. Другие ученые отмечают, что до 1971 года Китай был не участником, а наблюдателем международных отношений и находился вне международной системы28. Китай был исключен из мировой капиталистической системы и социалистического лагеря. Таким образом, с одной стороны, Китай был самым независимым актором в глобальной блоковой политике и, в тоже время, занимал изолированное положение29. Многие ученые отмечают, что первые тридцать лет внешняя политика Китая строилась по принципу деления стран на врагов и друзей30. Весь тридцатилетний период – это идентичность социалистической страны. Китай проводит дипломатическую стратегию «держаться одной стороны» – «и бянь дао». Это была политика развития всесторонних политических, экономических и идеологических отношений с Советским Союзом. Е Цзычэн дает более точные сроки (1949-1957 гг.) и поясняет, что это был «союз с СССР против США»31. Фу Мэнцзы уточняет, что «антагонизм Запада заставил Китай занять сторону Советского Союза и Восточной Европы и установить экономические связи с социалистическим рынком, но даже в таких условиях Китай оказывал влияние на мировую мысль»32. Решение о союзе с СССР было принято в марте 1949 г. на втором пленуме ЦК КПК33. Мао Цзэдун первый раз отметил необходимость «держаться одной стороны» в статье «О демократической диктатуре народа» 30 июня 1949 г., всего за три месяца до провозглашения КНР. Под лозунгом борьбы с «американским империализмом» Китай принимает активное участие в корейской войне 1950 – 1953 гг. После завершения войны на корейском полуострове для создания благоприятного международного имиджа и выхода из международной изоляции Китай выступает с пятью принципами мирного сосуществования, которые включали: - взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; ненападение; невмешательство во внутренние дела друг друга; - равенство и взаимную выгоду; - мирное сосуществование. В области же внутренней политикой, непосредственно связанной с внешней, ставилась задача завершения процесса освобождения страны от иностранного колониального влияния, т.е. возвращение под юрисдикцию Китая всей ее территории и всех органов власти: ликвидация западных сеттльментов и права их экстерриториальности, установление контроля над всеми таможенными органами, закрытие иностранных банков, военных баз, возвращение под полное управление правительства всей системы образования, здравоохранения и средств массовой информации, где продолжали действовать иностранные учреждения. Таким образом, первые восемь лет существования КНР прошли под девизом дружб и всемерного сотрудничества молодого социалистического Китая и СССР. В советской историографии это период обычно называется временем «братской дружбы народов СССР и Китая», а в Китае – «и бянь дао» - периодом «склонения в одну сторону». О том, что новому Китаю необходимо «наклониться в одну сторону», то есть присоединиться к лагерю социализма во главе с СССР, Мао Цзэдун впервые заявил в статье «О демократической диктатуре народа», написанной в связи с 28-летием образования КПК 30 июня 1949 года34. Можно выделить две основные установки китайской внешней политики. Во-первых, это уже упомянутая стратегия союза с СССР. Далее, во-вторых, установка «начать создавать свой отдельный очаг». Данный шаг позволил КНР установить дипломатические отношения с иностранными государствами на новой основе, без оглядки на те, что существовали во времена имперского Китая и правительства Гоминьдана, т.е. «создать свой очаг». При этом особо подчеркивалось, что новые отношения являлись «независимыми и самостоятельными». В этом контексте стратегия «и бянь дао» о сотрудничестве с СССР предстает преимущественно как вынужденная мера. Она объясняется довольно просто: в условиях холодной войны и противостояния двух лагерей во главе с СССР и США новый Китай был так или иначе вынужден примкнуть к одному из этих лагерей, а опыт Китая, как писал Мао Цзэдун, говорит о том, что «наклоняться» надо именно в сторону Советского Союза, в сторону социализма, «третьего пути нет». Именно этим объясняется поездка Мао Цзэдуна в конце 1949 – начале 1950 гг. в Москву и заключение нового «Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи» между СССР и КНР взамен старому от 14 августа 1945 г. с правительством Чан Кайши «Договора о дружбе и союзе», который в Китае считали и продолжают считать «неравноправным». Новый договор был подписан в Москве 14 февраля 1950 г. сроком на 30 лет, в соответствии с которым СССР обязался не позднее конца 1952 г. передать КНР все права по управлению КЧЖД (Китайской Чанчуньской железной дорогой) и все относящееся к этой дороге имущество, вывести свои войска из военно-морской базы Порт-Артур (Люйшунькоу), передать административное управление городом Дальний (Далянь) правительству КНР, а также в течение 5 лет предоставить Китаю заем в сумме 300 млн. долларов под 1% в год. Китайская историография оценивает сегодня заключение этого договора как «победу китайской дипломатии» и лично Мао Цзэдуна, однако нужно сказать, что советская сторона, исходя из совпадения интересов Советского Союза и нового Китая, по большинству позиций добровольно шла на уступки КНР, считая поддержание дружеских отношений между двумя странами стратегическим интересом. Единственным вопросом, по которому стороны не смогли договориться, был вопрос о статусе Монгольской Народной республики, которую в Китае продолжали считать своей территорией. В данном случае Мао Цзэдун вынужден был принять позицию Сталина, твердо настаивавшего на том, что МНР является независимым государством. После смерти Сталина пост Первого секретаря ЦК КПСС занял Н.С. Хрущев. Первый официальный визит нового главы СССР состоялась в 1954 г. в связи с празднованием пятилетия образования КНР и открытием большой советской выставки. Основной целью данного визита являлась попытка наладить отношения с Мао Цзэдуном и исправить то «недоверие», которое, возникло между руководством СССР и КНР в результате ошибок и «неправильного» отношения к Мао Цзэдуну со стороны Сталина. В ходе визита Хрущев предложил ряд мер, в число которых входили: - досрочное выведение советских войск из Северо-Восточного Китая, в том числе с территории Порт-Артура; - досрочная передача КВЖД полностью под управление властей КНР; - передача китайской стороне советскую долю в смешанных компаниях в Синьцзяне. Однако надежды Н.С. Хрущева на то, что эти, по сути, односторонние меры позволят наладить хорошие отношения с китайским руководством, не оправдались и в Пекине его предложения были приняты просто как должное. В ответ на переговорах Чжоу Эньлаем был вновь поставлен вопрос о передаче Китаю МНР, а также о дополнительной помощи КНР со стороны СССР на создание и ремонт инфраструктурных объектов. При этом, на предложение Н.С. Хрущева приехать с ответным визитом в СССР Мао Цзэдун, по сути, ответил отказом. Одним из значимых направлений внешней политики моистской КНР в этот период также является участие в Корейской войне 1950 - 1953 гг. Нужно отметить, что именно война в....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: