VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Современная внешняя политика сша в регионе персидского залива

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015592
Тема: Современная внешняя политика сша в регионе персидского залива
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра международных отношений,
политологии и мировой экономики


Савкуева Алина Борисовна


Современная внешняя политика сша
В регионе персидского залива


Выпускная квалификационная работа
на присвоение квалификации: «Бакалавр»
Направление подготовки: 41.03.05 – «Международные отношения»




Научный руководитель:
кандидат политических наук,
доцент А.В. Гукасов



К защите в ГЭК допускается

Решение кафедры от  ______  2018 г.
Протокол №____
Заведующий кафедрой:
____________________________





Пятигорск – 2018
СОДЕРЖАНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ.
3
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ
     

10
     1.1.
Концептуальные основы исследования внешней политики современных государств
     
10
     1.2.
Механизмы реализации внешней политики современных государств

18
ГЛАВА II.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США В РЕГИОНЕ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА
41
     2.1.
Национальные интересы США в регионе Персидского залива в контексте реализации современной американской внешнеполитической стратегии
41
      2.2.
Основные направления реализации внешней политики
США в отношении государств Персидского залива
     251
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

65










ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования.Необходимость разработки избранной темы курсовой работы «Современная внешняя политика США в регионе Персидского залива» была обусловлена тем, что активность Запада в регионе Персидского залива значительно возросла, и в том числе в таких важнейших государственных и международных сферах, как военно-стратегическая, политическая и общественно-хозяйственная. Все это вызвало обширные военные поставки, постоянное присутствие иностранных вооруженных сил и их участие во внутри региональных военных операциях. Сложность безопасности района Персидского залива состоит в том, что регион насчитывает примерно 60 процентов мировых доказанных запасов нефти и 30 процентов всей нефти, которая экспортируется по всему миру. 
     С того этапа, как энерго ресурсы стали играть определяющую роль в экономике, Ближний Восток стал объектом устремлений ведущих стран и превратился в эпицентр борьбы между ними за контроль над ближневосточными углеводородными ресурсами. В связи с данным, ключевые интересы США на Ближнем Востоке лежат в регионе Персидского залива, являющегося одним из основных мест сосредоточения этих ресурсов в мире.
     На современном этапе США считаются более влиятельным внерегиональным актором в Персидском заливе, главный внешнеполитической целью которого считается обеспечение беспрепятственного доступа к энергетическим ресурсам района, что даст возможность им оказывать существенное воздействие на мировой рынок нефти и, в соответствии с этим, на крупную политику.
     На фоне падения авторитета США в мире, с подъемом антиамериканских настроений в ближневосточном регионе проблема соперничества США Америки с региональными и другими внерегиональными игроками актуализируется. В этом случае, одним из интересов США считается выстраивание устойчивой региональной системы международных отношений в Персидском заливе. Но, ее проектирование трудноосуществимо и практически невозможно без сотрудничества с другими основными региональными и внерегиональными государствами.
     Не вызывает сомнения тот факт, что США будут стараться сохранить свое доминирующее положение в Персидском заливе на наиболее вполне вероятный срок, так как это считается важным условием для обеспечения стратегического контроля над всем Ближним Востоком, потребность которого продиктована современной внешнеполитической доктриной США.
     Планируется, что американский и европейский импорт нефти Персидского залива повысится в ближайшие 20 лет: в течении этого периода 14 процентов всего нефтяного потребления в Северной Америке будет идти из Персидского залива, что касается Европы, то в следующие 25 лет 35 процентов всей потребляемой нефти будет происходить из этого района. Поэтому необходимо учитывать стратегическую, политическую и экономическую значимость этого района для ведущих стран Европы и Америки. В связи с этим актуальным представляется изучение роли арабского фактора в обеспечении безопасности региона Персидского Залива, выявление потенциальных возможностей арабских стран в плане разрешения серьезных противоречий и разногласий между государствами региона. 
   Степень научной разработанности проблемы.Подходы к изучению внешней политики современных государств подробно проанализированы в трудах Дж. Баркера, Д.Н. Барышникова, А.Д. Богатурова, К. Брауна, Б. Бузана, А.Д. Косолапова, М.М. Лебедевой, Дж. Розенау, М.И. Рыхтик, С.Ф. Сафина, С. Смита, И.А. Тюриной, Э.Р. Хайруллина, С. Хантингтона, М.А. Хрусталёва1.
   Механизмы реализации внешней политики современного государства исследованы в работах П. Аалл, С.С. Гамидова, А.В. Гукасова, В.В. Дегоева, Г.В. Косова, Ч. Крокера, Дж. Ная, В.Н. Панина, С.В. Парастатова Е.А. Соловьевой, М.А. Сучкова, О.  Хэмпсона2.
     Анализ основ формирования современной внешней политики США проводится в работах Арбатова А.Г., Арбатова Г.А., Барановского В.Г., Баталова Э.Я.3
     Исследованию национальных интересов США в Персидском Заливе посвящены Александрова А.И., Васильева А.М., Георгиева А.Г., Гукасова А.В., Маслина В.В., Яковлева А.И.4
     Подробный анализ основных направления реализации внешней политики США в отношении государств региона Персидского залива представлен в работах: Катамидзе В.И., Коппеля Е.А., Мелихова И.А., Мелкумяна Е.С., Мирского Г. И., Михина В.Л., Наврузова А.С. Озолинга В.В.5
     Объектом исследования является современная внешняя политика Соединенных Штатов.
     Предметом исследования выступают факторы эволюции современной внешней политики США в регионе Персидского залива.
     Целью исследования является анализ современных тенденций внешней политики США в регионе Персидского залива.
     Цель исследования предполагает постановку и решение следующих задач:
     * исследовать внешнюю политику современных государств;
     * проанализировать механизмы реализации внешней политики современных государств;
     * определить национальные интересы США в Персидском Заливе;
     * выявить основные направления реализации внешней политики США в отношении государств региона.
     Научная новизна исследованиянациональные интересы США в Персидском заливе обусловлены в основном геостратегическими императивами, и в ситуации сохранения ценности евроатлантического вектора международных отношений, возрастающего ценности Азиатско-тихоокеанского региона роль Персидского залива в южноамериканской внешнеполитической стратегии будет продолжать сохранять свое актуальное значение.
     Основное положение, выносимое на защиту. В рамках современной системы международных отношений, в ситуации нарастания политической неопределенности помимо трех основных уровней анализа внешней политики: индивидуального, государственного и системного, актуализируется значение подсистемного уровня, позволяющего более полно учитывать значение государств региона и растущего числа региональных «акторов вне суверенитета» в развитии международных отношений как на региональном, так и субрегиональном уровнях.
     Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы классической и современной методологии. Достижение цели исследования и успешное разрешение поставленных задач определили синтез ретроспективного, сравнительного, прогностического, институционального, конфликтологического и структурно-функционального подходов.
     Особое место занимает ситуационный анализ мирового политического процесса в рамках проблемного и диагностического полей, методы индуктивного обобщения, компаративного, факторного и геополитического анализа.
     В работе также использовались прикладные методы политологического анализа: ивент-анализ, контент-анализ, кейс-стади.
     Эмпирическую основу исследования составили:Первая группа источников включает в себя нормативно-правовые акты и документы США и государств Персидского залива (Стратегии национальной безопасности США, Национальные стратегии внутренней безопасности США, Военные доктрины США, Устав ССАГПЗ). Вторая группа источников включает в себя аналитические материалы правительственных и неправительственных организаций США, Европы, РФ и государств Ближнего Востока (документы и доклады Белого дома, Государственного департамента США, Министерства обороны США, Центрального разведывательного управления США, Министерств иностранных дел государств-членов ССАГПЗ, Ирака и Ирана, доклады ОПЕК.
     Теоретическая значимость результатов исследования. Теоретические положения данной выпускной квалификационной работы способствуют дальнейшему углубленному пониманию категории «внешняя политика», а также механизмов ее реализации. Полученные в результате исследования выводы могут быть использованы для более детального теоретического осмысления динамики политических процессов, происходящих в регионе Персидского залива.
   Практическая значимость исследования. Результаты и выводы, полученные в ходе анализа внешнеполитической стратегии США в отношении государств Персидского залива, могут быть использованы в сфере практической политики, в том числе, для выработки российского внешнеполитического курса в отношении данной группы государств.
   Помимо этого, основные положения данного исследования могут быть применены в процессе преподавания при разработке и чтении дисциплин в системе высшего образования России: «Геополитика», «Теория международных отношений», «Мировая политика», «Политология», «Региональные аспекты современных международных отношений».
   Апробация материалов исследования.Основные положения и выводы работы были представлены в выступлениях в рамках Пятигорской международной модели ООН (г. Пятигорск, 2018 г.). Также основные положения и выводы работы были представлены в выступлениях в рамках научной стажировки в Египте (г. Асьют, 2016 г.),
     Структура работыобусловлена логикой исследования состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два параграфа каждая, заключения и списка литературы.





















ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

1.1. Концептуальные основы исследования внешней политики современных государств

     Каждая нация имеет право и власть обеспечивать цели своих национальных интересов в международных отношениях. Ее главной обязанностью является удовлетворение потребностей своего народа. Каждое государство стремиться к самостоятельности во всех сферах деятельности. В настоящее время ни одна страна не может достичь централизованной опорной точки. 
     Характерной чертой всех страны всегда была взаимозависимость, способствующая достижению высокого уровня развития.  Взаимозависимость всегда являлась неопровержимым фактором международных отношений. Происходит существенный процесс установления и ведения внешнеполитической деятельности с другими странами в сфере дипломатических, экономических, торговых, образовательных, культурных и политических отношений.
     Чтобы наладить отношения с другими странами, каждое государство  выстраивает свой вектор ведения внешней политики для обеспечения  национальных интересов в международных отношениях. 
     Размер государства является одним из важнейших факторов ведения его внешней политики. Джеймс Розенау отмечал, что внешняя политика государства включает в себя как человеческие, так и нечеловеческие ресурсы. В течение последних нескольких сотен лет государство было основой политического порядка как внутри страны, так и на международной арене. Отличительными чертами государства являются суверенитет, т.е. право на самоуправление, а также территориальность, т.е. взаимосвязь правительства и определенной территории. Обеспечение безопасности является ключевой функцией государства и это позволяет ему предъявлять свои собственные претензии на право сохранения целостности и самообороны.
     Анализ внешней политики включает в себя рассмотрение вопросов о ее средствах, без эффективного применения которых не может быть реализована любая внешнеполитическая установка. Специалисты в области политической науки предлагают разнообразные типы средств достижения внешнеполитических целей. Одни из них среди таковых называют силу, убеждение и обмен, другие - силу и переговоры, третьи -убеждение, торг, угрозу и насилие. Нетрудно обнаружить, что речь идет, по сути, об одной и той же типологии средств, полюсами которой выступают насилие и переговоры. При этом насилие и угрозы могут быть истолкованы как элементы силы, а убеждение и торг - как элементы переговоров6. 
     Английский дипломат, историк и политик Г. Никольсон приводил следующие примеры определения понятия «дипломатия»: «название процедуры и аппарата, с помощью которых ведутся переговоры»; «особое умение, проявляющееся в ловкости при ведении международных переговоров в хорошем значении, в коварстве – в плохом значении»7. 
     Как отмечает известный российский политолог и историк Е. М. Кожокин, внешняя политика рассматривается как сфера деятельности государства, приоритетами которой являются ее длительные интересы, реализуемые через сотрудничество с другими государствами. 
     Приверженцы либеральных взглядов не отрицают присутствия и влияния национальных интересов во внешней политике. Но они считают, что предпочтения индивидов находятся в основе интересов государства и самой внешней политики. С позиции либерализма, основными действующими субъектами политики в целом и, в частности, внешней политики являются именно индивиды и группы индивидов. Курс внешнеполитической деятельности страны зависит от направленности стоящей у власти элиты8.
     Конкретным проявлением насилия как политического средства является война – по определению известного военного теоретика К. фон Клаузевица –  «серьезное средство для достижения серьезной политической цели»9. Переговоры как средство находят свое отражение в дипломатии. Она соответствующими специалистами определяется как ведение международных дел, скорее путем переговоров и других мирных средств, прямо или косвенно предполагающих ведение переговоров, нежели путем применения силы, использования пропаганды или обращения к законодательству. В практической деятельности выбор тех или иных средств достижения внешнеполитических целей определяется геополитической ситуацией, военным и экономическим потенциалом страны, размерами ее территории, сырьевыми и людскими ресурсами, а также не в последнюю очередь стратегическим искусством ее политиков.
     Основные принципы и направления внешней политики государства вырабатываются его правящей элитой в лице центральных органов власти. Свое конкретное, практическое воплощение они находят в деятельности главным образом министерства иностранных дел и его учреждений в других странах – посольствах, дипломатических и консульских представительствах. Очень важное значение имеют различного рода специальные политические миссии, встречи и переговоры должностных лиц государства со своими иностранными коллегами. Все эти органы и учреждения составляют внешнеполитический механизм государства. Однако внешняя политика является частью не только министерств иностранных дел и руководителей государств. Она становится предметом деятельности большинства других органов государственной власти и управления из-за увеличения и многогранности внешнеполитических проблем. Различные группы национальных бюрократий, имеющие отношение к внешнеполитической деятельности государства, зачастую стремятся к непосредственному сотрудничеству со своими коллегами в иностранных государствах. Таким образом, внешняя политика является способом самореализации на международной арене. Ее субъектом является страна как цельность, у которой имеется специфическое видение мира, своя внутренняя структура. Внешняя политика – проявление собственного внутренне обусловленного содержания, которое она может выражать вовне10.
     Традиционно, внешнеполитическая деятельность осуществляется благодаря установлению дипломатических отношений между различными государствами. Установление сотрудничества с дружественными государству заграничными политическими партиями и другими общественными организациями, а также открытие представительства страны при всемирных и региональных международных организациях или членство в них характеризуют внешнеполитический процесс. 
     Попытки государств усиливать свою мощь в условиях безвластия, и, следовательно, небезопасного мира, в условиях необходимости соблюдения принципа равновесия сил между великими державами, во многом усиливают базовые принципы формирования внешней политики. С позиции неизменности и вечности этих принципов строятся умозаключения реалистов. Главное – это распределение военных способностей государства, от них будет зависеть положение страны в общей структуре сил. Ввиду этого внешняя политика определяется мощью государства, его умением поддерживать баланс сил и способностью противостоять внешним угрозам.
     Учитывая влияние неоклассической экономической теории, основатель политической школы неореализма американский исследователь К. Уолтц утверждает, что главной во внешней политике является структура международных отношений – глобальная система. Он предложил два способа анализа структуры. Прежде всего, это теория баланса сил, системное выявление стратегического курса государств, с целью недопущения у какой-либо страны перевеса сил. Другой способ заключается в том, что структура международной системы, как результат взаимодействия участников международных отношений, может, как ограничить деятельность на мировой арене, так и предоставить благоприятные возможности. Различия целей и результатов в деятельности внешней политики стран происходит именно из-за структурных особенностей международной системы11.
     Примечательно, что в современном мире помимо традиционных органов осуществления внешнеполитической деятельности и контролю за ней благодаря министерствам иностранных дел, парламентским комитетам по вопросам внешней политики, посольства и представительства, все большую роль играют полуофициальные миссии, культурные и научные центры в других странах, контролируемые посольствами и представительствами по относительно самостоятельным программам («Корпус мира» в США, «Русский мир» в России). Особенно это актуально для стран, находящихся на стадии формирования своей государственности.
     С одной стороны, данный тренд отвечает современной особенности международных отношений, где все большее место занимают «акторы вне суверенитета» – в частности, международные неправительственные организации, зачастую тесно связанные с многочисленными партиями, движениями и организациями в отдельных национальных государствах12. 
     Одной из наиболее сложных на международном уровне является Организация исламского сотрудничества (ОИС). Это одна из влиятельных официальных правительственных международных организаций мусульманского мира. Данный факт представляет собой пример интеграции на религиозной основе. Во внутренних и международных конфликтах поддерживает исключительно мусульманскую сторону, в какой бы местности не проживали люди, исповедующие ислам, и нуждающиеся в помощи. Учитывая, что на территории исламских стран сосредоточено более двух третей мировых запасов углеводородов, Организация обретает большую значимость и политический вес в мире13 и может встать в один ряд с крупными евроатлантическими блоками.
     Благоприятные возможности для проведения эффективного внешнеполитического курса и наличие обширной системы связей разных категорий во внешней политике предоставляют государству многообразный инструментарий влияния на другие страны. Однако в случае нарушения баланса внешних связей может появиться реальная угроза суверенитету такого государства. Подобный дисбаланс способен серьезно повлиять на развитие взаимоотношений государств с различными системами социально-экономического плана14.
     Становление концептуальных основ внешней политики – комплексная научная проблема, разработка которой требует объединения усилий историков, специалистов в области теории международных отношений, экономических наук, государственного управления.
     Историографические исследования в области мировой внешней политики долгое время не проводились. Хотя ретроспективное изучение международной проблематики, имеет большое значение для понимания современных тенденций развития, осмысления исторического опыта, прогнозирования тенденций развития научных знаний в области международных отношений и внешней политики, укрепления связи науки с дипломатической практикой. В последние годы появился ряд публикаций историографического характера.
     Основные источники по вопросам становления и развития концептуальных основ внешней политики можно разделить на три группы: научные исследования, официальные документы и материалы, другие источники (публикации в средствах массовой информации, материалы общественных организаций, частных архивов и т. п.). В свою очередь, среди научных исследований можно выделить монографии и диссертации как по теме в целом, так и по отдельным ее аспектам, а также публикации в журналах и сборниках, материалы научных конференций и семинаров.
     Официальные документы и материалы включают законодательные акты, документы органов государственного управления, выступления руководителей государства, материалы брифингов в Министерстве иностранных дел, а также архивные материалы органов государственного управления. К другим источникам следует отнести программные документы политических партий, движений, предвыборные платформы, публикации в прессе и Интернете, комментарии информационных агентств, публикации участников политической жизни и материалы частных архивов.
     Изучение внешней политики современных государств – сложный и многоступенчатый процесс, на содержание которого влияют социально-экономические, культурные, политические и институциональные особенности общества и государства.
     Внешняя политика имеет свой собственный конституционно-правовой механизм организации, ключевыми составляющими которого являются обязательства данного государства,  закрепленные в нормах международного права. 
     Одним из важных принципов международного права и отношений между странами является и территориальная целостность. Это означает недопустимость вмешательства на территорию другого государства, а такжеприменения силы. Данный принцип основывается на взаимном уважении территориальной целостности, тесно связанным с воздержанием применения угрозы или вооруженного нападения на территорию другого государства.
     Любое насильственное удержание территории чужой страны или угроза ее захвату представляет собой агрессию. В настоящее время стало  вполне очевидным, что безопасность определенного народа неотделима от безопасности всего человечества. Исходя из этого, возникает проблема построения нового мира и его развития в будущем.
     При построении нового мирового порядка большую роль играют такие факторы, как высокий уровень развития технологий, а также коммуникаций, позволяющий использовать информацию как основной рычаг политического влияния за рубежом. Стоит отметить, что правопорядок в мировом океане также играет важную роль, поскольку три четверти земли покрыты водой.
     Выше перечисленные факторы играют огромную роль во внешней политики разных стран, которые объединены в мировое сообщество и заинтересованы в развитии своих отношений на принципах сотрудничества, взаимности, а также равенства и доверия между собой. Только это может гарантировать безопасность каждому члену этого сообщества.15
     Осуществление внешней политики является одной из важнейших функций государства. Обращение к социально-экономическим, культурно-историческим и институциональным аспектам дает возможность наиболее полно понять содержание современной внешней политики, а, следовательно, вскрыть внутренние пружины и механизмы внешнеполитического курса страны. Знание общих принципов, доктрин и технологий способствует реальной оценке событий и объективному анализу конкретных акций, предпринимаемых правительством страны на мировой арене. В последние годы наблюдается новый всплеск интереса к изучению внешней политики, однако большинство исследований носит преимущественно эмпирический характер. Накоплен солидный багаж знаний конкретно-исторического характера, позволяющий подойти к новому теоретическому осмыслению проблем внешней политики. 
     Существенные изменения, происходящие сегодня в мире, поставили внешнеполитическую элиту перед необходимостью полного пересмотра основных принципов формирования и реализации внешней политики. Ещё большее значение имеют процессы, которые воздействуют на содержание шкалы национальных ценностей и идеалов, а также влияют на представления  общества о месте и роли своей страны на мировой арене.
     Из вышесказанного можно сделать вывод, что базой при определении и проведении внешней политики являются государственные интересы как обобщенные основные интересы граждан.
     Государственные интересы не зависят от национальных пристрастий и определяются внешними факторами (уровень социально-экономического и культурного развития страны, геополитическое положение государства, военная мощь, место и роль в системе международных отношений на данном этапе и др.). Правящей элитой эти государственные интересы осмысливаются и воплощаются в цели.
     
     
1.2. Механизмы реализации внешней политики современных государств
    
    Для современного состояния международных отношений характерна высокая степень экономической и социальной взаимозависимости акторов, которая привнесла в сферу государственного управления целый ряд трудностей.
    Во-первых, проблема регулирования различных аспектов политики приобрела глобальный характер. Значительная доля вопросов, встающих перед правительствами суверенных государств, не может быть решена ими самостоятельно. Простым примером может послужить задача определения финансовой и экономической политики в условиях глобального кризиса: если раньше государства решали экономические проблемы в значительной степени автономно, то в настоящий момент эта сфера их деятельности находится в большей зависимости от внешних факторов16.
    Во-вторых, стремительное развитие информационных технологий и средств массовой информации оставляет все меньше времени на принятие решений17.
    Иерархичные бюрократические структуры часто оказываются недостаточно оперативными и одновременно ограниченными в доступе к экспертному знанию для того, чтобы эффективно функционировать в условиях постоянно меняющейся внешней среды, особенно в кризисных ситуациях.
    В-третьих, непрерывно усложняются глобальные вызовы, которые все чаще выходят за рамки одной предметной области и требуют вмешательства все большего числа институтов и нередко – нового экспертного знания18.
    Например, решение проблемы голода связано не только с предоставлением гуманитарной помощи, но и с развитием сельского хозяйства, что в свою очередь поднимает вопрос о генно-модифицированных продуктах и возможных рисках, связанных с их употреблением. Одновременно комплексность проблем, стоящих перед международным сообществом, влечет за собой выработку более сложной политики, что также усложняет задачу определения причинно-следственных связей.
    Для реализации политики внешнеполитические ресурсы оказываются особенно значимыми. Понимание процесса реализации внешней политики, требует обращения к анализу ресурсов. Удивительно, но ресурсам в мировой политике уделяется явно недостаточное внимание. Точнее, по отдельности ресурсы, безусловно, рассматриваются, особенно, если речь идет об энергетике, природных ресурсах или о военной мощи. Однако в целом ресурсы как таковые, их сочетание и использование различными акторами – государствами и негосударственными участниками – остаются вне основного фокуса исследовательского интереса специалистов в области международных отношений.
    Один из распространенных подходов при изучении политических ресурсов заключается в том, чтобы классифицировать их, выделяя наборы отдельных видов ресурсов, к примеру, энергетические, информационные, научно-технические. Говоря о ресурсах влияния, представляется необходимым различать собственно ресурсы и то, как они используются для оказания нужного воздействия. Подобно тому, как «мягкая сила» представляет собой деятельность, направленную на то, чтобы сделать нечто привлекательным для другого (навязывание, обман и другие методы противоречат самой идее «мягкой силы»), ресурс выступает лишь в качестве потенциала влияния19. Иными словами, наличие ресурсов еще не обеспечивает политического влияния. Ресурсом надо еще умело воспользоваться, чтобы из потенциала влияния он превратился в ресурс влияния. Хотя само наличие ресурсов, безусловно, дает преимущества перед другими на мировой арене.
    Вместе с тем, в международных исследованиях традиционно выделяется три большие ресурсные области: 1. военно-политическая; 2. политико-экономическая; 3. социально-политическая и гуманитарная. Представляется, что именно их и целесообразно взять за исходную точку анализа для выявления закономерностей развития ресурсов влияния20.
    В политической науке нет единого, общего определения «силы» из-за того, что понимание категории варьируется в зависимости от автора. К примеру, Т. Гоббс определял силу как «способ достижения некой очевидной выгоды в будущем»21. Г. Киссинджер сопоставлял категорию «силы» с категорией «влияния»22. С середины 1980-х гг. в теорию международных отношений на смену традиционному (военному) пониманию силы приходит ее новое (невоенное) переосмысление. Этот подход впервые был сформулирован на научно-теоретическом уровне профессором Гарвардского университета Дж. Наем23. По его мнению, сила государства заключается в возможности добиваться от других желаемых результатов. Данная возможность государства варьируется между наличием у политического режима определенных ресурсов осуществления власти и умения их эффективно использовать24.
    Работы Дж. Ная, в которых он выделил в качестве рычагов влияния «мягкую», «экономическую» и «жесткую силу», а затем и «умную силу» как умелое сочетание первых двух, принадлежат к немногочисленным исследованиям, но, конечно, не исчерпывают всю проблематику ресурсов в мировой политике25.
    «Жесткая сила» можно определить как принудительный подход к международным политическим отношениям, в особенности сопряженный с использованием военной силы26.
    В современной системе международных отношений только государства, которые обладают большими экономическими, демографическими, территориальными и природными ресурсами, развитым военно-промышленным комплексом, а также высоким уровнем развития науки, могут успешно использовать данный вид «силы».
    «Жесткая сила» – это радикальный и быстрый способ решения международных проблем, который представляет собой угрозу стабильности в мире. Ее использование законно только в случае согласия ООН. Жесткая сила основана на военном вмешательстве, принудительной дипломатии и экономических санкциях и опирается на материальные энергетические ресурсы, такие как вооруженные силы или экономические средства. Таким образом, немецкое вторжение в Польшу в 1939 году и экономические санкции ООН в отношении Ирака в 1991 году являются примерами использования жесткой силы27.Как показывает исторический опыт и современное международное состояние дел, использование военного ресурса не является однозначно эффективным. 
    «Экономическая сила» также является одним из современных методов внешней политики, который заключается в использовании экономических рычагов воздействия. К примеру, торгово-экономические санкции являются самым действенным средством использования экономической силы. Эмбарго на экспорт или поставку оружия и, связанные с ней, техническое обслуживание, запрет на экспорт военного снаряжения, которое может использоваться для притеснений внутри государства28.
    Зарубежные инвестиции также являются одним из самых эффективных инструментов «экономической силы». Они могут быть как государственные, так и частные. В свою очередь частные также могут быть под контролем государства-инвестора и быть инструментом внешней политики. Правительства используют экономические возможности страны для решения внешнеполитических задач. Оказание экономической поддержки лояльным политическим режимам или организация экономической блокады враждебно настроенных государств – такие методы отстаивания национальных интересов достаточно часто применяются в отношениях между странами29.
    Говоря о целях экономической интеграции, на первый план ставят экономические выигрыши, которые страны-участницы предполагают получить от данного процесса. Однако это далеко не всегда так. Например, такие региональные организации, как Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) или латиноамериканская АЛБА, объединились в первую очередь на основе политических интересов и лишь во вторую – стали решать экономические задачи30.
    Экономическая поддержка может осуществляться через создание наиболее благоприятных условий в торговле, предоставление государственных кредитов под низкий процент, оказание безвозмездной финансовой помощи, списание государственного долга или его реструктуризацию. Одним из самых известных и эффективных проектов экономической поддержки был разработан в США. План Маршалла, в соответствии с которым в послевоенный период странам Европы и Японии в обмен на поддержку их правительствами интересов США была оказана существенная экономическая помощь, позволившая этим государствам преодолеть послевоенный период31.
    Говоря об экономических рычагах необходимо провести линию между экономическими инструментами внешней политики и внешнеэкономической политикой государства. Главное различие между ними состоит в том, что экономический инструментарий во внешней политике использует экономические методы для достижения неэкономических целей, а внешнеэкономическая политика, напротив, использует экономические и неэкономические инструменты для достижения экономических целей государства32.
    Для иллюстрации различий между этими двумя категориями можно привести следующий пример. Использование торгового эмбарго против некой страны в целях заставить ее отказаться от создания оружия массового уничтожения будет относиться к экономическим инструментам внешней политики, а вот применение дипломатических санкций в целях заставить страну снизить ограничения на импорт – к внешнеэкономической политике33.
    Разумеется, четкое разграничение между этими двумя видами государственной политики не всегда возможно провести, поскольку зачастую государства преследуют одновременно и политические, и экономические цели. Примером таких проектов, направленных одновременно на решение и политических, и внешнеэкономических задач, могут служить западные .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%