- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Внешняя политика Китая на Ближнем Востоке
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002594 |
Тема: | Внешняя политика Китая на Ближнем Востоке |
Содержание
Внешняя политика Китая на Ближнем Востоке Содержание Введение 2 1.1Торговые отношения Китая со странами Ближнего Востока 5 1.2 Энергетический аспект 9 1.3 Инвестиционные отношения между государствами 11 Глава 2. Внешняя политика Китая на Ближнем Востоке по вопросам безопасности и военного сотрудничества. 14 2.1 Безопасность как важный компонент внешней политики Китая на Ближнем Востоке 14 2.2. Сирийский кризис в контексте внешней политики Китая 17 2.3 Вопросы безопасности и политические интересы Китая на Ближнем Востоке 20 Заключение 23 Список источников и литературы 25 Введение Ближний Восток в настоящее время является тем регионом, который находится в центре внимание многих государств. Через него проходит множество торговых путей, ближневосточная нефть составляет более половины мирового экспорта, а на страны ОПЕК, большинство которых находятся на Ближнем Востоке, приходится около 40% от всемирной добычи чёрного золота.1 Ближневосточные государства также всегда являлись и являются территорией нестабильности, распространения терроризма. Сирийский кризис вовлёк множество государств, которые географически не связаны с регионом Ближнего Востока. Всё это влияет на внешнюю политику многих государств в отношении стран ближневосточного региона. Обеспокоенность вызывает и арабо-израильский конфликт, который также выходит за рамки Ближнего Востока. Вопросы безопасности в настоящее время являются приоритетными для большинства государств. Исключением не является и Китайская Народная Республика, которая в последнее время обращает всё большее внимание на ближневосточный регион. Это связано, в первую очередь, с бурным ростом экономики КНР, утверждение государства в качестве важнейшего мирового игрока в экономической и политической сферах. Дискуссии о роли экономического и политического партнёрства между Китаем и государствами ближнего востока всё чаще возникают в политических и научных кругах. КНР всё чаще говорит о роли взаимодействия с Саудовской Аравией, Сирией, Ираном, ОАЭ и другими государствами региона. Ближний Восток с точки зрения внешней политики Китайской Народной Республики является важным экономическим и политическим партнёром, а также партнёром в вопросах безопасности как всего региона Азии, так и собственного государства. Ежегодный рост торговли, постоянные встречи китайских и арабских политических лидеров подчёркивает данную тенденцию, а рост террористической угрозы из Ближнего Востока лишь подчёркивает важность вопросов безопасности. Важным документом, который показывает большую привлекательность стран Ближнего Востока в контексте внешней политики Китайской Народной Республики, является вышедший в 2013 году«Доклад о политике в арабском мире», где подчёркивается важная необходимость развития сотрудничества с государствами Западной Азии. В нём определены основные направления сотрудничества с ближневосточными государствами в различных сферах, а также дан анализ ситуации в регионе. Внешняя политика Китая в этом регионе становится всё более значимой для этого азиатского государства. Таким образом, предметом данного исследования является внешняя политика Китая в ближневосточном регионе. Растущий интерес к ближневосточным государствам со стороны Китая вызван как объективными, так и субъективными причинами. Это и энергетические потребности Китайской Народной Республики, и обеспечение безопасности, и вопросы внешней торговли – все эти вопросы подталкивают Китай к более усиленной внешнеполитической линиипо отношению стран Ближнего Востока. Происходящие в регионе кризисы, такие как Сирийский кризис, арабо-израильский конфликт, не обходят стороной Китай. Несмотря на свою недавнюю изоляционную внешнеполитическую линию, в настоящее время КНР активно продвигает свои интересы по вопросам данных конфликтов. Таким образом, объектом данного исследования являются внешнеполитические интересы КНР в отношении государств Ближнего Востока. Актуальность данного исследования обусловлена растущим интересом Китайской Народной Республики к региону Ближнего Востока, более тесным сотрудничеством государств в экономической, энергетической сфере.Вопросы безопасности в рамках ближневосточного региона на настоящий момент всё больше беспокоят Китай, их активность в регионе увеличивается. Всё это ещё раз подчёркивает актуальность данной проблематики. Основными задачами данного исследования являются: * Определить основные факторы, которые влияют на внешнюю политику Китая на Ближнем Востоке; * Проанализировать экономический фактор в рамках внешней политики КНР в ближневосточных странах; * Изучить роль Китая в сотрудничестве между государствами Ближнего Востока. В ходе исследования использовалась широкая база источников и литературы. Были задействованы официальные документы, которые затрагивают вопросы внешней политики Китая в регионе Ближнего Востока. Также использовались исследования отечественных и зарубежных авторов, тематика работ которых связана с темой данной работы. Глава 1.Внешнеэкономическая политика Китая в отношении стран Ближнего Востока Важнейшим аспектом внешней политики Китая на Ближнем Востоке являются экономические интересы КНР. Быстро растущая экономика государства нуждается в новых рынках сбыта, энергоресурсах, а также в обеспечении безопасности своих торговых путей. Для Китая государства Ближнего Востока представляют большой интерес в первую очередь благодаря своей богатой ресурсной базе, а также своему местоположению, которое служит важным торговым «мостом». В данной главе будут рассмотрены основные аспекты экономического сотрудничества Китая и стран Ближнего Востока, а также проанализированы перспективы развития отношений с отдельными государствами ближневосточного региона. 1.1Торговые отношения Китая со странами Ближнего Востока Важным аспектом сотрудничества Китайской Народной Республики с ближневосточными государствами является торгово-экономические отношения. Китайско-арабская торговля находится на подъёме. Согласно исследованиям, за последние десять лет товарооборот между Китайской Народной Республикой и ближневосточными странами вырос с 25 млрд. дол. до 239 млрд. дол. США при ежегодном увеличении в среднем на 25%.2Достаточно много китайских компаний на сегодняшний день успешно работают практически во всех странах Ближнего Востока. К примеру, в Объединённых Арабских Эмиратах их насчитывается более сотни. Около 80 предприятий работает в Саудовской Аравии. В целом, за последнее десятилетие к 2015 году торговый оборот между Китаем и Ближнем Востоком вырос на 600%.3 В связи с этим, Китай заинтересован и в стабильности региона. Противоположные тенденции повредят торгово-экономическим связям Китая с арабскими государствами, а также подорвут энергетическое сотрудничество, которое для КНР является приоритетным в отношении государств Ближнего Востока. Китайская Народная Республика помнит результаты революции в государстве Ливия в 2011 году, после чего китайские компании в этой стране понесли значительные убытки, а многие из корпораций были вынуждены покинуть рынокЛивии в связи с ухудшающейся экономической и политической ситуаций. Большинство проектов, по которым китайские компании работают в странах Ближнего Востока, связаны с энергетической отраслью. Однако существуют ряд компаний, которые реализуют свою деятельность в области строительства, инфраструктурных проектов. Что касается отдельных ближневосточных государств, то здесь одно из важнейших мест занимают такие арабские государства, как Саудовская Аравия и Иран. Это связано с тем, что именно эти страны являются главными поставщиками нефти для Китая. Вопрос торговли энергетическими ресурсами будет рассмотрен ниже. Другим важным торговым партнёром для КНР становятся Объединённые Арабские Эмираты. Не отстаёт и Сирийская Арабская Республика, сотрудничество между которой с Китаем происходит не только в экономическом, но в том числе и по политическим, культурным, образовательным вопросам. Экономические и торговые отношения между ОАЭ и Китаем развиваются достаточно быстро. Особенно это очень сильно заметно на фоне спада, который демонстрирует мировая экономика.Торговый оборот между странами растет в среднем на 35% в каждый год на протяжении всего 21 века. Согласно торговой палаты Дубая в 2012 году он превысил $ 35 млрд. В 2013 году объем двусторонней торговли между странами уже достиг $ 40.42 млрд., увеличившись на 15,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.4 С Сирией Китай сотрудничает в области энергетики, транспорта, информационных технологий, культурных связей и др. Объём торговли между государствами, несмотря на всю сложность ситуации в Сирийской Арабской Республике, достигает несколько миллиардов долларов и с каждым годом лишь растёт. Такой рост в первую очередь обусловлен импортом со стороны Китайской Народной Республики. Стоит отметить, что несколько китайских энергетических компаний имеют права на разработку нефтегазовых месторождений в арабской республике. В настоящий момент Китай продолжает инвестировать в такие проекты. До недавних пор между Китаем и Сирией велись переговоры по созданию совместной системы банковского обеспечения. Схожие проекты готовились в области культуры и образования, однако многие из них пришлось свернуть в связи со сложной ситуацией внутри Сирии. Нестабильная внутренняя обстановка и проблемы с терроризмом являются мощным барьером для более тесного сотрудничества китайского и сирийского экономических секторов. Для государств Ближнего Востока Китай является важнейшим импортным рынком. Так, например, в апреле 2014 года в Омане открылся банк, который официально может производить транзакции в юанях. Как подчёркивалось выше, для большинства государств Ближнего Востока именно Китай поставляет на их внутренний рынок основную долю товаров внутреннего потребления. Таким образом, возникает некоторая взаимозависимость между государствами: Китаю очень важны поставки энергоресурсов, от которых во многом зависит экономика поднебесной, а для стран Ближнего Востока Китай является главным партнёром, обеспечивающий внутренний рынок товарами различной категории. Значение Ближнего Востока для Китая приобретает особенный вес в связи с предстоящей реализацией Пекином планов по созданию «экономического пояса шелкового пути» и «морского шелкового пути XXI века», являющихся важнейшей частью стратегии по реализации «китайской мечты» о возрождении нации. Указанные проекты во многом связаны со стремлением Китая в дальнейшем наращивать своё экономическое присутствие в Западной Азии и выходить на европейский рынок через ближневосточные государства.Стоит отметить, что морской шелковый путьдолжен гарантировать безопасность поставок в Китай углеводородного сырья через Индийский океан и Малаккский пролив. Таким образом на сегодняшний день в Китай приходит около 77% нефти из арабских государств. Учитывая опыт начала 1940-х годов, когда захват японцами Гонконга и Китайско-Бирманской железной дороги в ответственный момент антияпонской войны лишил Китай поставок стратегических материалов, Пекин, скорее всего, уделит этому направлению особенное внимание. Таким образом, внешняя экономическая политика Китая со странами Ближнего Востока постоянно показывает большие темпы роста. В первую очередь это связано с растущими нуждами Китайской Народной Республики в энергоресурсах, с другой – Китай является для ближневосточных государств важным импортным государством. 1.2Энергетический аспект Традиционно основной интерес Китая на Ближнем Востоке составляют поставки нефти и газа.Китай, являясь одной из крупнейших экономик мира, завозит из-за рубежа примерно 70% потребляемой им нефти, и при этом около 50% нефтяного импорта – это углеводороды Ближнего Востока.5Несмотря на то, что очень много производств Китайской Народной Республики используют уголь в качестве основного источника энергии, нефть играет немаловажную роль в энергетической обеспеченности государства. В последние годы, в связи с экологической ситуаций в производственных центрах Китая, государство взяло курс на сокращение использование угля. Это лишь подчёркивает важность нефтепродуктов для Китая, так как сокращение потребления угля неизменно вызовет рост использования нефтяных энергоресурсов. Ежегодно поставки нефти ближневосточными государствами в Китай увеличиваются. Поскольку дальнейшее развитие КНР неизбежно связано с увеличением потребления энергоресурсов, снижения роли региона для китайской экономики явно не предвидится. Растущий темп производства требует всё большего использования углеводородов, таким образом, Китай становится наиболее привлекательным импортным рынком энергоресурсов для многих государств. Главными поставщиками ценного сырья для Китая здесь выступают Саудовская Аравия и Иран, на которые приходится половина его ближневосточного нефтяного импорта. Так, эти два государства являются ключевыми партнёрами для Китая не только в качестве важнейших импортёров нефти, но также и в качестве важных геополитических игроков для республики. Недавний визит главы Китайской Народной Республики Си Цзиньпина в страны Ближнего Востока и Северной Африки, в ходе которого особое внимание уделялось как раз Саудовской Аравии и Ирану, лишь подтверждает стремления Китая к укреплению экономических и политический отношений между государствами. К примеру, в ходе визита состоялось совместное участие Си Цзиньпина и короля СаудовскойАравииСальмана в запуске нефтеперерабатывающего комплекса YASREF, на 62,5% принадлежащего SaudiAramco и на 37,5% — китайской Sinopec. Циклопический комплекс, способный перерабатывать до 400 тыс. баррелей нефти в сутки, стал зримым символом двустороннего сотрудничества.6 Стоит отметить, что импорт углеводородов из стран Ближнего Востока в Китай ежегодно растёт примерно на 10%. Китайская Народная Республика стала крупнейшим в мире импортёром нефти. Стремительное развитие китайской экономики за три последних десятилетия требует от китайского руководства обеспечения энергетической безопасности. Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, КНР к 2030 году будет ежедневно потреблять 16,6 млн баррелей нефти (для сравнения, в 2010 году эта цифра составила 9,2 млн баррелей), из которых импортные энергоресурсы составят 12,5 млн баррелей в день.7Постоянное стремление нарастить потребление энергоресурсов со стороны Китая лишь подчёркивает важность ближневосточных государств в качестве стратегических экономических партнёров как импортёров углеводородов. Таким образом, внешняя экономическая Китая на Ближнем Востоке в первую очередь связана с важностью импорта энергоресурсов. Ключевыми партнёрами в этой области выступают Саудовская Аравия и Иран. Стремление Китая обеспечить энергетическую безопасность подталкивает КНР на развитие международного сотрудничества с ближневосточными странами не только в вопросах торговли нефти, но и в вопросах безопасности региона, так как это напрямую связано со стабильным импортом энергоресурсов, в которых так сильно нуждается Китайская Народная Республика. 1.3 Инвестиционные отношения между государствами Ещё одним важным аспектом внешнеэкономической политики Китая в странах Ближнего Востока являются инвестиционные отношения. Это является очень важном элементом не только экономической сферы. Вложение финансовых средств со стороны Китая в проекты Саудовскую Аравию, ОАЭ , Иране, Египте и других государств Ближнего Востока говорят о стремлении КНР быть экономически мощным игроком на ближневосточном рынке. Как и торговля, инвестиции также показывают очень сильный рост. Так, с 2005 по 2009 год инвестиционные вложения с 1 млрд долларов выросли до 11 миллиардов долларов США.Согласно карте глобальных инвестиций Китая, его совокупный объем инвестиций в Иране с 2005 по 2012 год оценивается в $ 18,6 млрд, в том числе $ 13,9 млрд в энергетическом секторе, 2,1 млрд в области транспорта, а также 2,8 млрд в ближневосточный рынок металла. Китай инвестировал около $ 13,6 млрд в Саудовскую Аравию, из этой суммы $ 5,2 млрд в металл, $ 3,3 млрд в энергетические проекты, $ 2,2 млрд в недвижимость, а остальные инвестиции пришлись на транспорт и другие инфраструктурные проекты. В Турции $ 6,4 млрд инвестиций со стороны Китайской Народной Республики пошли в энергетический сектор.8 Китай стал самым крупным иностранным инвестором в Ираке и Иране. Ближневосточные правительства активно привлекают китайских подрядчиков для работы на крупных инфраструктурных проектах в своих государствах. Египет также сотрудничает с Китаем в вопросах развития Суэцкого канала, который является особой экономическую зоной. Так, Си Цзипин в ходе государственного визита в Египет в начале 2016 года обсудил с президентом Египта Ас-Сиси итоги строительства второй ветки Суэцкого канала.В 120 км от Каира, в устье канала, предполагается создание громадной промышленной зоны. Большие инвестиции со стороны Китайской Народной Республики позволят создать около 40000 рабочих мест для арабской республики. До сих пор китайцы инвестировали только в добывающие отрасли, так что основой товарообмена между двумя государствами была только руда. Несмотря на все более разнообразные инвестиции Китая на Ближнем Востоке, они в основном сосредоточены в энергетическом секторе. Это дополнительно устанавливает существенную зависимость Китая от Ближнего Востока в вопросах энергетических ресурсов, а именно – нефти. Расширения экономического присутствия Китая на Ближнем Востоке достаточно сильно связан сОбъединёнными Арабскими Эмиратами, которые занимают важное стратегическое положение для Китая в качестве важного транспортного звена. Так, в ходе уже упомянутого визита Си Цзипина в страны Ближнего Востока в начале 2016 года было подписано множество соглашений, которые затрагивают инвестиционные отношения между государствами (в первую очередь речь идёт об инфраструктурных проектах для создания в дальнейшем со стороны Китая торговый путь через арабские страны). Это лишь подчёркивает важность ближневосточных государств в качестве серьёзных экономических партнёров для Китайской Народной Республики. Китайский президент в ходе своего визита обратился также к арабской Лиге. Он подчеркнул огромный коммерческий потенциал региона и необходимость мирного сотрудничества государств с целью ускорения их экономического развития. Таким образом, экономические партнёрство между Китаем и странами Ближнего Востока является одной из самых важных составляющих внешней политики Китайской Народной Республики. Основным импортным ресурсом для Китая является нефть, где главными партнёрами являются Саудовская Аравия и Иран. Согласно оценкам экспертного сообщества, потребность в энергоресурсах у Китая будет только расти, а это значит, что сохранение и развитие экономического партнёрства между государствами является важнейшим аспектом внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Китайской Народной Республики. Другой важной составляющий в экономике составляют огромные инвестиционные проекта в государствах Ближнего Востока. Во-первых, это связано с теми же энергоресурсами. Во-вторых, важной составляющей китайских инвестиций является инфраструктура арабских государств, так как это в дальнейшем будет обеспечивать важным транспортный узел Китаю. Глава 2. Внешняя политика Китая на Ближнем Востоке по вопросам безопасности и военного сотрудничества. Вопросы безопасности на Ближнем Востоке в контексте внешней политики Китайской Народной Республики являются приоритетными. Это связано, с одной стороны, с близостью региона, с другой – большими финансовыми вливаниями в государства Ближнего Востока, а дестабилизация региона ведёт к ухудшению экономической обстановки в регионе. Во второй главе будут изучены основные источники дестабилизации национальной безопасности Китая со стороны Ближнего Востока, а также внешнеполитическая линия Китайской Народной Республики в вопросах политического и военного сотрудничества с арабскими странами. Также будут изучены перспективы развития отношений между странами в отношении конкретных конфликтов и региона в целом. 2.1 Безопасность как важный компонент внешней политики Китая на Ближнем Востоке Достаточно значимой угрозой безопасности со стороны Ближнего Востока Китайская Народная Республика видит распространение терроризма в этом регионе, а именно – Исламского Государства (ИГ).В Пекине отдают отчет в том, что распространение влияния ближневосточного террористического халифата (ИГ), его возможное проникновение в Центральную Азию и Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР способно серьезно подорвать экономические интересы и внутреннюю безопасность КНР, напрямую угрожая стратегическим «шелковым проектам» и инвестиционным вложениям в регион Ближнего Востока. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе проживают 47 национальностей. Однако титульной нацией в этом регионе считаются уйгуры. Именно на них ориентирована политика КНР в этом районе. Важным фактором, который определяет политику Китая в отношении этой части население является то, что большинство уйгуров исповедуют ислам, а также то, что ислам в этом регионе всё больше радикализируется. Дополнительное напряжение в этой ситуации создает то, что значительное число уйгуров проживает не в КНР, а на юге Киргизии, где они относятся к радикально настроенной части мусульман этой страны. Этот комплекс обстоятельств является достаточно мощным дестабилизирующим фактором в границах национальной безопасности Китайской Народной Республики.В последние несколько лет на столоне террористической организации Исламское Государства сражаются китайские салафиты. Именно они могут в любой момент стать взрывным фактором и нарушить государственную безопасность Китая.9 В связи с ростом радикального ислама на Ближнем Востоке и его широким распространением за пределы региона, Китай очень обеспокоен этой проблемой, особенно в вопросах безопасности собственных приграничных территорий. Среди населения Синьцзян-Уйгурском автономного района уже на протяжении многих лет прослеживаются идеи сепаратизма, однако особенно актуально эта проблема встала с активным воздействием террористических организаций на регион. В последнее время Китай особенно подчёркивает необходимость в борьбе с терроризмом на территории государств Ближнего Востока, а также о важности его нераспространения в другие регионы. Основной площадкой для координации действий против терроризма, по мнению Китая, должна стать Организация Объединённых Наций. Это не раз подчёркивалось китайским лидером Си Цзипином. Зачастую речь заходит о военном вмешательстве в регион Ближнего Востока (в особенности – в Сирию) для борьбы с террористическими движениями. Однако, в ближайшее время такой военной активности в действительности не ожидается. В декабре 2015 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял первый в истории страны закон о борьбе с терроризмом. Главной сенсацией стало разрешение вооруженным силам КНР участвовать в зарубежных миссиях по борьбе с терроризмом.Это подчёркивает актуальность проблемы терроризма на Ближнем Востоке для Китая, особенно в контексте национальной безопасности. Экспертами отмечается, что в контексте военного вмешательства КНР в государства Ближнего Востока для борьбы с терроризмом важное место будет занимать координация своих действий с другими государствами, которые непосредственно уже присутствуют в регионе.10 Стоит отметить, что две крупные силы сейчас ведут борьбу с терроризмом в странах Ближнего Востока. Это антитеррористическая коалиция во главе с США, которая проводить воздушные удары в Сирии и Ираке, а также Россия, чьи боевые вылеты совершаются на территории Сирии. Китаю целесообразно координировать свои действия с Российской Федерацией, так как Соединённые Штаты Америки для КНР являются потенциальным соперником в регионе, тогда как с РФ налажено давнее политическое сотрудничество. Конечно, в первую очередь Китай будет обеспечивать свои национальные интересы, но без координации действий ему будет сложно обеспечить безопасность своего государства и эффективно бороться с распространением террористических сил в регионе Ближнего Востока. К тому же усилившееся влияние Соединённых Штатов Америки в государствах Ближнего Востока беспокоят Китайскую Народную Республику. В этой связи более активная внешнеполитическая деятельность Китая как в вопросах борьбы с терроризмом, так и в других вопросах безопасности обуславливается в том числе и этим фактором. Таким образом, внешняя политика Китая в области безопасности на ближнем Востоке тесно связана с возрастающей террористической угрозой и риском её распространения на западные территории Китайской Народной Республики. Поэтому Китай сильно заинтересован в обеспечении безопасности в регионе. 2.2. Сирийский кризис в контексте внешней политики Китая Как подчёркивалось уже ранее, внешняя политика Китая направлена на стабилизацию ситуации на Ближнем Востоке. Это касается и Сирии, который является одной из самых проблемных зон региона в настоящее время. Постепенно Китай менял свою позицию в отношении сирийского кризиса и сейчас он становится одним из лидеров урегулирования данного конфликта.11 Этой активизации в отношении Сирии способствуют быстро растущее китайско-сирийское сотрудничество в различных сферах: политической, военной, экономической и других. Постепенно активизируются политические связи, Китай активно налаживает торговые связи с Сирийской Арабской Республикой, совершил ряд крупных военных поставок. За последние 20 лет отношения между двумя государствами прошли существенный эволюционный путь и в целом адаптировались к значительным изменениям как в глобальном мире, так и в самом ближневосточном регионе. Результатом развития таких отношений стало то, что для Сирии Китай стал главным торгово-экономическим партнёром. Можно утверждать, что и в двухсторонних политических отношениях КНР занимает такое же важное место для арабской республики. Начиная с прихода Башара Асада к власти, развитие китайско-сирийских отношений носит очень активный характер. Важным элементом политической интеграции двух государств стала взаимная поддержка в области прав человека, обеспечения суверенитета и территориальной целостности обеих сторон. Всё это лишь подкрепляет и усиливает отношения между двумя государствами. Достаточно важным аспектом сотрудничества между Китаем и Сирией является арабо-израильский конфликт. Китайские официальные лица регулярно посещают Сирийскую Арабскую Республику для проведения рабочих встреч лидерами государства по вопросам регулирования этого спора. Так, важной повесткой дня часто выступает возвращение Сирии Голландских высот и возможность нормализации сирийско-израильских отношений на этой основе.12 Такое сотрудничество, помимо всего прочего, позволяет Китаю формировать свои стратегические позиции в Восточном Средиземноморье, а также повышать авторитет в отношениях с Турцией и Ираном. На международной арене в настоящий момент внешняя политика КНР в отношении Сирии сосредоточена на обеспечение невмешательства иностранных государств в сирийские дела.13 Такое положение затрагивает и интересы Китая, особенно это связано с его отношениями с Соединёнными Штатами Америки. В первую очередь, такая политика диктуется обеспечением КНР собственной безопасности. Китайские специалисты считают, что вмешательство в дела Сирии позволят странам Запада, в первую очередь США, активно влиять на происходящие в арабской республике политические процессы, что может привести к непредсказуемым последствиям в регионе Ближнего Востока. А как уже отмечалось, обеспечение безопасности и стабильности на Ближнем Востоке является для Китайской Народной Республики важной составляющей внешнеполитического курса страны. Другим опасением Китая в связи с вмешательством США в Сирию и другие государства региона является продолжение попыток зарубежных сил инспирировать антиправительственные выступления в Китае.14 Нажим в киберпространстве зарубежными источниками среди политической элиты воспринимается как прямой результат американского курса на использование событий в арабском мире в целях усиления воздействия США на положение в Китайской народной Республике. Здесь опять же проблема восходит к Синьцзаян-Угурскому автономного округу. Таким образом, КНР поддерживает стабильность в Сирийской Арабской Республике и выступает за невмешательство во внутренние дела государства. Это связано с тесными экономическими интересами Китая и Сирии, а также с вопросами безопасности самой КНР. Китай опирается в вопросе о Сирийской Республике, в первую очередь, на Устав ООН. С другой стороны, такая позиция КНР может привести к ухудшению отношений с другими арабскими партнёрами, чьи настроения далеко не всегда совпадают с точкой зрения Китая в отношении Сирии. Активная дипломатическая активность Китая на Ближнем Востоке тесно связана с Сирией и разразившемся там кризисом. С другой стороны, политические устремления КНР на Ближнем Востоке также направлены на налаживание отношений с режимами других арабских государств. Основную роль, которую взяла на себя Китайская Народная Республика в регионе –отстаивание принципов невмешательства, поддержание баланса и безопасности на Ближнем Востоке. Это продиктовано экономическими интересами и интересами безопасности своего государства. Сирийский кризис как дестабилизирующий фактор на Ближнем Востоке, является триггером множества проблем, появившихся в ближневосточном регионе, и Китай стремится уладить этот кризис для предотвращения развития дальнейших проблем. Достаточно важным фактом является то, что Российская Федерация и КНР отстаивают единый принцип стандартов в вопросах международной безопасности. Это одинаково отражается в вопросах Ближнего Востока. Во-первых, это негативная роль США в ближневосточном регионе, по отношению чего Китай и Россия часто выступают единым фронтом в Совете Безопасности Организации Объединённых Наций. Россия и Китай имеют схожие позиции по арабо-израильскому и палестино-израильскому конфликтам. 2.3 Вопросы безопасности и политические интересы Китая на Ближнем Востоке Какой же политики придерживается Китай в отношении других арабских государств. Здесь речь пойдёт прежде всего о важнейших экономических партнёрах КРН – Саудовской Аравии и Ирана. С Саудовской Аравией у Китая очень тесные экономические связи, однако в вопросах безопасности в регионе государство имеют некоторые конфронтационные отношения. Так, в Сирии, Йемене, Ираке и Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая Саудовская Аравия склонна поддерживать ваххабизм, который способствует распространению в Западной Азии таких террористических группировок и сепаратистских движений, как Исламское Государство. Многие ваххабитские школы, которые были открыты в мусульманских районах Китая за последние несколько десятилетий, финансово и идеологически поддерживаются за счет помощи, щедро поступающей из Саудовской Аравии.15 Учитывая проблему западных районов Китая, о которых шла речь выше, данный факт является дестабилизирующим в рамках безопасности Китайской Народной Республики. Это вызывает некоторые трудности в вопросах стратегического партнёрства между Китаем и Саудовской Аравией. Конфронтация отношений наблюдается и в вопросах сирийского урегулирования. Далеко не всегда взгляды Китая и Саудовской Аравии по вопросам сохранения власти в Сирии совпадают. Это подчёркивает достаточно напряжённый характер в политических вопросах и вопросах безопасности между государствами. Как отмечалось выше, Китай активно выступает за невмешательство в дела арабских государств. Это связано со стремлением ограничить вмешательство в первую очередь Соединённых Штатов Америки в регион Ближнего Востока. В этом ключе Саудовская Аравия является достаточно близким союзником и экономическим партнёром, США активно вмешиваются в дела Ближнего Востока в том числе посредством Саудовской Аравии. Здесь Китай также сталкивается с некоторыми противоречиями, вызванными данным фактом. Саудовская Аравия как союзник США является потенциальным соперником для Китайской Народной Республики. Однако тесные экономические связи саудо-китайских отношений может послужить гарантом сдерживания противоречий между КНР и Саудовской Аравией. Иран для Китая в политическом плане является более близким партнёром, нежели Саудовская Аравия. С одной стороны, они имеют схожие позиции в отношении интервенции западных стран в дела Ближнего Востока. Также Китай подчёркивает, что Китай и Иран имеют общие взгляды на основные региональные проблемы. Это и политическое урегулирование йеменского кризиса, и борьбу с терроризмом в регионе, а также в вопросах сохранения территориальной целостности Ирака. Китай даёт понять, что поддерживает нынешнее правительство Башара Асада в Сирии. Такие схожие политические взгляды только подталкивают китайские власти к созданию устойчивых стратегических отношений с Ираном. Несмотря на столь тесное сближение по некоторым политическим вопросам, между Ираном и Китаем существуют и ряд противоречий.В первую очередь, это связано с серьёзной экономической экспансией. Китай является доминирующим импортёром Ирана, это вызывает некоторые опасения у руководства этого арабского государства. Таким образом, как и для Саудовской Аравии, так и для Ирана, Китай является одним из главных экономических партнёров. В области безопасности в регионе Ближнего Востока общих точек соприкосновения у Китая больше с Исламской Республикой Иран, однако не стоит преувеличивать конфронтационные отношения между Китайской Народной Республикой и Саудовской Аравией. Важным связующем звеном на Ближнем Востоке для Китая является транспортный путь, который требует налаживания безопасности и стабильности в регионе. Таким образом, Китай заинтересован в политическом сотрудничестве со всеми государствами Ближнего Востока для стабилизации ситуации в регионе. Заключение Китай всё больше обращает внимание на государства Ближнего Востока. Это обусловлено несколькими факторами.Во-первых, ближневосточный регион всегда являлся для Китая важным экономическим партнёром. Растущая экономика Китайской Народной Республики требует много ресурсов. Страны Ближнего Востока обеспечивают огромный пласт экономики своими энергоресурсами. Важнейшими вопросами в этом секторе для Китая являются Саудовская Аравия и Иран. Во-вторых, кроме энергоресурсов важным фактором экономического сотрудничества является то, что страны Ближнего Востока для Китая представляют очень большой рынок сбыта своей продукции. Здесь Объединённые Арабские Эмираты, Сирия стали теми странами, с которыми экспортные поставки Китая развиваются наиболее динамично. Третий аспект экономического фактора внешней политики Китая на Ближнем Востоке затрагивает инфраструктурные проекты Китая в государствах региона. С точки зрения экономики Ближний Восток для Китая является не только важным поставщиком энергоресурсов, но и важным транспортным узлом. Китай продолжает сотрудничество с арабскими странами, касаемо этого вопроса. Не стоит забывать и об инвестициях. За последнее десятилетие количество инвестиций со стороны Китайской Народной Республики в страны Ближнего Востока увели....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: