VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Внешнеполитические интересы Турецкой Республики в регионе Южного Кавказа

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003515
Тема: Внешнеполитические интересы Турецкой Республики в регионе Южного Кавказа
Содержание
Федеральное государственное бюджетное
 образовательное учреждение высшего образования
 «Вятский государственный университет» (ОРУ) 
Юридический институт (факультет) 
Кафедра теории и истории государства и права (ТиГП)
     
     
Выпускная квалификационная работа
   ПОЛИТИКА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ В РЕГИОНЕ ЮЖНОГО КАВКАЗА (2002-2016 ГГ.)
    
    
Исполнитель: 
Рабочая Анна Александровна, 
студентка группы МО-41

Научный руководитель:
Айвазян Диана Степановна, 
    к.полит.н., доцент
    
    
    
     
Киров
2017 г.

   ОГЛАВЛЕНИЕ
   Введение	3
   1 Турецкая Республика как региональная держава	8
       1.1 Региональное положение Турецкой Республики: ключевые характеристики	8
       1.2 Основные принципы внешней политики Турецкой Республики	11
   2 Внешнеполитические интересы Турецкой Республики в регионе Южного Кавказа	19
       2.1 Внешнеполитические подходы Турецкой Республики на Южном Кавказе	19
       2.2 Соотношение внешнеполитических интересов Турецкой Республики и внерегиональных акторов (США, ЕС, РФ, Иран) в регионе Южного Кавказа	23
   3 Внешняя политика Турецкой Республики в регионе Южного Кавказа	31
       3.1 Межгосударственные отношения Турецкая Республика - Азербайджанская Республика	31
      3.2 Межгосударственные отношения Турецкая Республика – Грузия	37
      3.3 Межгосударственные отношения Турецкая Республика - Республика Армения	41
   Заключение	46
   Список литературы	52





   
   
   Введение
    
   В современных международных отношениях всё большую роль играют региональные политические и социально-экономические процессы в регионах Ближнего Востока и Южного Кавказа. Наряду с сохраняющимися социальными, межэтническими и религиозными противоречиями в ряде государств Ближнего Востока и Южного Кавказа обостряются межгосударственные конфликты. Активизировалась деятельность террористических группировок, представляющих собой угрозу, как внутриполитической стабильности, так и мировому порядку. В этой связи, всё более активную роль на Ближнем Востоке и Южном Кавказе играют внерегиональные акторы (США, РФ, Иран), интересы которых были  исторически традиционно представлены в этих регионах. 
   Турецкая Республика как  одна из региональных держав имеет значительное влияние на  региональные процессы на Ближнем Востоке и в регионе Южного Кавказа.  Начиная с 2002 г., с приходом к власти Партии  справедливости и развития (ПСР), Турецкая Республика сохраняет стремление восстановить статус регионального лидера и реализует его в своей внешней политике, в том числе в регионе Южного Кавказа.   
   Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день Турецкая Республика увеличивает свое влияние  в международных отношениях, в первую очередь, в отношениях с соседними государствами, как на Ближнем Востоке, так и на Южном Кавказе.  Роль турецкого фактора в этих регионах становится значимой для ключевых мировых держав в проведении их внешней политики,  как на Ближнем Востоке, так и в регионе Южного Кавказа.  
       Внешнеполитическая деятельность Турецкой Республики  на Южном Кавказе заметно активизировалась  с начала 2002 г. Анкара заявила о готовности укреплении трехсторонних отношений в формате Азербайджан-Грузия-Турция. 
   Не менее важным вопросом перед политической властью Турецкой Республики стала до сих пор неразрешенная проблема восстановления дипломатических отношения с соседней Республикой Армения.   
   Объектом исследования являются внешнеполитические отношения Турции со странами Южного Кавказа.  
   Предметом исследования являются внешнеполитические подходы Турецкой Республики в регионе Южного Кавказа, двусторонние и трехсторонние отношения Турции с государствами Южного Кавказа (Азербайджан, Армения, Грузия).   
   Хронологические рамки исследования заключены в период с 2002 по 2016 годы. С 2002 г. к власти в Турецкой Республике приходит Партия справедливости и развития, положившая начало новому внутри- и внешнеполитическому развитию страны.  
   Целью  данного исследования является определение места и роли Южного Кавказа во внешней политике Турецкой Республики на основе комплексного анализа процесса трансформации внешнеполитического курса в регионе Южного Кавказа на современном этапе развития под руководством правящей партии ПСР. 
   Для осуществления поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:  
   1.  Рассмотреть трансформацию внешнеполитического курса Турецкой Республики с приходом к власти Партии справедливости и развития. 
   2.  Определить влияние изменения внешнеполитического курса Турции с 2002 г. на ее внешнеполитические отношения с государствами Южного Кавказа  
   3.  Проанализировать достигнутые соглашения и разногласия между Турецкой Республикой и странами Южного Кавказа. 
   4.  Определить влияние внерегиональных акторов (РФ, США, Иран) на внешнюю политику Турецкой Республики в регионе Южного Кавказа.  
   5.  Определить перспективы развития внешней политики Турецкой Республики на Южном Кавказе.  
   Методологической основой работы является междисциплинарный подход, совмещающий исторический и политологический анализ. В ходе анализа рассматриваемой проблемы использовалась теория политического неореализма с ее базовыми категориями «национального интереса», «власти», «баланса сил» и положениями об анархическом характере международных отношений и главенствующей роли государств. В ее основе лежит тезис о том, что главные акторы международных отношений – государства и их союзы. Их основные цели – защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях.   
   В исследовании используются историко-генетический и историко-динамический подходы, позволяющие раскрыть эволюцию внешнеполитического курса Турции, а также социологический подход, позволяющий проанализировать рассматриваемую проблематику в свете новых реалий современных международных отношений, связанных с усилением роли негосударственных акторов – от различных негосударственных организаций до индивидов.  
   Кроме того, были использованы такие методы как метод наблюдения, который позволяет получить важную информацию по проблемам международных отношений, метод ивент-анализа, в основе которого лежит отслеживание динамики событий на международной арене с целью определения главных тенденций развития политической ситуации в отдельных странах, регионах и в мире в целом, а также метод построения сценариев.  
   При изучении официальных документов, научных публикаций в периодической печати и информационно-аналитических материалов применялся метод контент-анализа и сравнительный анализ. 
    Комплексный характер исследования обусловил привлечение нескольких групп источников и литературы, на основе которых написана дипломная работа.
	При написании дипломной работы были использованы официальные документы и другие источники, которые можно подразделить на несколько основных групп: 
     1. основные документы, определяющие внешнеполитический курс Российской Федерации: Концепция внешней политики1, утвержденная Президентом РФ В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №5372; основополагающий документ, регламентирующий внешнюю политику Турецкой Республики: программа Партии справедливости и развития3; 
	2. договоры и соглашения, заключенные между Турцией и странами Большого Ближнего Востока, документы различных министерств и ведомств Турции, заявления официальных лиц4.
     В работе также использовались исследования различных авторов. Среди них особое место занимает работа бывшего министра иностранных дел и премьер-министра Турецкой Республики Ахмета Давутоглу «Стратегическая глубина: международное положение Турции»5.
     Также в исследовании были использованы работы Е.И. Уразовой, Ж.С. Сыздыковой, И.И. Ивановой, В.В. Кунакова, Г. Леви и других авторов.
     Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Некоторые выводы и положения данного исследования нашли практическое применение в следующих работах и докладах:
      1. К.В. Власова, А.А. Рабочая Концепция внешней политики Турецкой республики «Ноль проблем с соседями» или «ноль соседей без проблем»?6
      2. выступление «Внешняя политика Турецкой Республики в Регионе Южного Кавказа» в рамках работы дискуссионного клуба «Pro et Contra» (ВятГУ 10 мая 2016 г.).
     

















   1 Турецкая Республика как региональная держава
   
   1.1 Региональное положение Турецкой Республики: ключевые характеристики
   
   В начале XXI в. происходит трансформация системы международных отношений. Процессы глобализации вовлекают в мировые процессы государства регионального значения, а также их союзы, набирающие как региональное, так и мировое влияние. Наряду с военным потенциалом эффективным средством влияния на мировое сообщество становится политика «мягкой силы».
   Новые тенденции развития международных отношений и внутреннее развитие Турецкой Республики на современном этапе позволяют рассматривать ее как одну из региональных держав. Концепция «региональной державы» (regional power) получила свое развитие с начала 90-х гг. XX века в работах таких теоретиков международных и региональных процессов, как Б. Бузан7, О. Уэвер8, Д. Нолте9, Э. Харрел10 и других.
   В качестве региональной державы рассматривается государство, имеющее значительные возможности и влияние в регионе, которые учитываются лидирующими государствами на международной арене (великими державами, сверхдержавами). Однако региональная держава не оказывает влияние на глобальное развитие международной системы.
   Становлению Турецкой Республики как региональной державы в современных международных отношениях способствовал ряд внешних факторов: 
   С распадом СССР в 1991 г. расширились возможности Турции для установления двусторонних связей с новообразованными независимыми республиками Южного Кавказа, Центральной Азии. Для правительства Анкары открылись новые территориальные горизонты распространения своего влияния на тюркоязычные государства – Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан.
   Поражение Соединенных Штатов Америки в Ираке дало стимул для Турции для самоутверждения в качестве нового регионального игрока.
   Одним из факторов становления Турецкой Республики как региональной державы является ее роль энергетического узла, связывающего газовых и нефтяных производителей РФ и Центральной Азии с рынками Европейского Союза. 
     Географическое положение Турции позволило ей в новых условиях увеличить свое влияние в регионах Южного Кавказа, Ближнего Востока, Черноморском и Каспийском регионах. Турция граничит со странами Южного Кавказа – Арменией, Грузией, Азербайджаном, со странами Ближнего Востока – Ираном, Ираком, Сирией, с балканскими странами – Болгарией, Грецией.
     Внутренние тенденции развития Турции также привели к позиционированию Турции как региональной державы, имеющей потенциальную возможность влиять на мировую политику. Ряд экономических реформ, проведенных в период кризиса 2001-2002 гг., укрепил и повысил популярность Партии справедливости и развития и ее лидера, Р. Т. Эрдогана. 
     В 2003–2004 гг. был намечен переход к экономическому росту при продолжении политики дезинфляции и уменьшении госдолга. Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:
     – обеспечить устойчивый и значительный профицит первичного бюджета госсектора с тем, чтобы разрядить долговую ситуацию и повысить доверие финансового рынка. На 2003 г. профицит предусматривался в объеме 6,5% ВНП, а его снижение в последующие годы планировалось допустить лишь в случае снижения отношения госдолга к ВНП.
     – добиться снижения инфляции в условиях сохранения плавающего курса турецкой лиры;
     – завершить реструктуризацию банковского сектора;
     – повысить роль частного сектора в экономике посредством ускорения приватизации, улучшения предпринимательского климата, поощрения национальных и иностранных инвестиций;
     – провести реформу государственного управления в целях оптимизации и повышения эффективности использования государственных ресурсов.
     В результате реформ страна постепенно перестала полагаться на поддержку и помощь других государств и международных организаций, был обеспечен экономический рост страны. Так, если ВВП Турции на душу населения в 2002 г. составил $ 3,5 тыс., то в 2016 г. – уже $ 9,9 млн.11 
     Немаловажным изменением было и формирование со стороны ПСР нового имперского мышления о значимости Турецкой Республики на мировой арене.   
    Наряду с членством в ООН, G-20, Альянсе цивилизаций, Турция вошла в различные региональные объединения на западном и восточном направлениях. С 18 февраля 1952 г. Турция является членом НАТО, с 12 сентября 1963 г. – «ассоциированным членом» Европейского Союза, с 1999 г. получила статус кандидата в ЕС.
    С 1969 г. Турция является членом Организации «Исламская конференция» (ОИК). Турция создала Совет тюркоязычных государств в 2009 г. в Нахичевани и является страной-наблюдателем в АСЕАН, стратегической страной для диалога с Лигой арабских государств, с Советом по сотрудничеству стран Персидского залива, с Африканским союзом. 
     Турция также является государством, подписавшим Киотский протокол.
     В настоящее время Министерство иностранных дел Турецкой Республики функционирует на основе принятого 7 июля 2010 г. Закона №6004 о создании и задачах МИД. Среди задач министерства первым пунктом значится «оказание поддержки устойчивому формированию и укреплению в регионе и в мире среды, которая бы способствовала справедливости и развитию»12.

   1.2 Основные принципы внешней политики Турецкой Республики
   
    Основополагающим отличием в политической программе ПСР от политики предыдущего периода стало осознание Турции в качестве связующего моста между Западом и арабским и мусульманским мирами. Проанализировав изменения в регионе, Турция стала использовать более мягкие подходы в урегулировании споров. 
    Распад биполярной системы международных отношений, следствием которого стало появление независимых тюркоязычных стран, а также попытки США переформатировать Ближний Восток, связанный с Турцией историческим прошлым, культурным и религиозным наследием, актуализировал процесс пробуждения османского самосознания Турции.13
    Новый внешнеполитический курс ПСР позволил Турции усилить борьбу за лидерство в регионах Ближнего Востока и Южного Кавказа. 
    Кардинально новый подход внешнеполитического курса Турецкой Республики был представлен Ахметом Давутоглу в работе под названием «Стратегическая глубина: международное положение Турции»14. 
    Ахмет Довутоглу15 родился 26 февраля 1959 г. Закончив Босфорский университет, стал бакалавром по двум специальностям – политологии и экономики. После победы на парламентских выборах Партии справедливости и развития16 (ПСР), в 2002 г. Давутоглу был приглашен на пост советника премьер-министра по вопросам внешней политики. В 2007 г. А Давутглу был назначен министром иностранных дел, с 28 августа 2014 г. по 22 мая 2016 г. занимал пост премьер-министра. 
    По мнению различных СМИ, в 2010 г. Давутоглу занял седьмое место в составленном журналом «Foreign Policy» рейтинге мировых исследователей17, а в 2012 г. вошел в сотню самых влиятельных людей планеты по версии журнала «Time»18. 
    Основная идея концепции А. Довутоглу заключается в пересмотре исторического, географического, экономического факторов в формировании внешней политики Турецкой Республики и превращение ее в мусульманскую сверхдержаву. 
    Историческое наследие, или историческая глубина – это основной стабильный параметр силы для Турции. В одном из своих интервью А. Давутоглу подчеркивал, что «турецкое общество – это общество с исторической глубиной, и все, что происходит внутри общества, все преобразования связаны с историческим наследием. В определенные моменты историческая глубина может никак не проявляться в жизни общества, но это значит лишь то, что она проявится позднее» 19.
     В своем исследовании Давутоглу писал: «В начале прошлого века Турция отказалась от своего османского прошлого, закрепив за Турецкой Республикой новый статус нации-государства. В годы холодной войны вопрос культурной идентичности носил формальный характер. Однако геополитические изменения, вызванные окончанием холодной войны, поставили этот вопрос на повестку дня. Территориальные споры последних десятилетий на Балканах, Кавказе и Турции в основном носят следы исторического наследия. Таким образом, османское наследие Турции накладывает на нее груз геокультурной и геополитической ответственности и требует от нее повторного формирования идентичности турецкого стратегического мышления. Возврат к историческому наследию откроет перед Турцией новые горизонты и возможности и позволит сделать внешнюю политику Турции более конструктивной» 20.
    Получив пост министра иностранных дел в 2009 г., Давутоглу начал пересматривать внешнюю политику страны на основе сформулированных им самим так называемых трех методологических принципов и пяти принципов действия. 
    Первый методологический принцип, разработанный А. Давутоглу, заключается в комплексном подходе при решении проблем, когда развитие региональной политики должно основываться и включать в себя аспекты, протекающие на пространствах Большого Ближнего Востока. По мнению А. Давутоглу первым лицам Турецкой Республики необходимо акцентировать свое внимание, помимо курдской проблемы, на такие важные направления, как посредничество в арабо-израильском конфликте, развитие иранской ядерной программы, решение палестинского вопроса21.
    Второй методологический принцип предполагает проведение последовательной и систематической внешней политики Турции по всему миру. При этом важно отметить, что турецкое видение Ближнего Востока не противоречит ее подходу к Центральной Азии, Африке или Балканам22. 
    Третий методологический принцип предполагает отказ от старых канонов внешнеполитических интриг и переход к международным принципам XXI в. Делая скачок к новым методам ведения дипломатии, Давутоглу предлагает использовать политику «мягкой силы» в качестве новой основы сотрудничества в регионе23.
    Оставаясь одним из претендентов на лидерство в Большом Ближнем Востоке, внешняя политика Анкары основывается на добрососедских отношениях с близлежащими государствами. Приоритетом турецкой политики должно стать социально-экономическое сотрудничество. Основу данного методологического принципа составили также «безопасность для всех», «политический диалог на высшем уровне», «экономическая взаимозависимость», а также «культурная гармония и взаимоуважение»24. 
    Исходя из этих трех методологических подходов, ориентирами в процессе принятия внешнеполитических решений должны являться пять следующих принципов действия. 
    Первый принцип – это баланс между свободой и безопасностью. Обеспечение безопасности и свобод гражданам государства будет служить гарантией поддержки со стороны населением любого политического режима и правительства, стоящего у власти. Первым лицам Турции необходимо соблюдать равновесие в подходе обеспечения национальной безопасности: гражданские свободы не должны быть ограничены в целях сохранения безопасности и порядка в границах государства25. В Турции соблюдение подобного баланса стало актуальным после событий, произошедших в США 11 сентября 2001 г.
    Второй принцип основывается на проведение региональной политики, получившей название «ноль проблем с соседями». Основными ее целями является улучшение взаимоотношений с соседними странами, разрешение имеющихся конфликтов, приобретение новых стратегических партнеров. Анкарой были проведен ряд встреч с лидерами Ирана, Греции, России для углубления тесного двустороннего сотрудничества в различных сферах: например, произошла отмена визового режима с Таджикистаном, Албанией, Ливаном, Иорданией, Ливией, Россией. Немаловажной задачей, поставленной А. Давутоглу, стало продвижение в урегулирования взаимоотношений с Арменией и восстановление дипломатических отношений между странами26. 
    Третий принцип действия – это активная и предвосхищающая мирная дипломатия, целью которой является принятие превентивных мер до возникновения кризисной ситуации и ее накаливания до критического уровня27. Данный принцип направлен на приобретение Турецкой Республикой статуса посредника в международных конфликтах. Так, Анкара жизненно заинтересована в преодолении разногласий между шиитами и суннитами в Ираке, разрешении арабо-израильского конфликта, установлении диалога между Афганистаном и Пакистаном. 
    Четвертый принцип – это приверженность многовекторной внешней политике. Построение внешней политики на мировой арене, по мнению А. Давутоглу, должно строиться на принципе диалога и тесного сотрудничества, но не иметь конкурентной основы28. Данную политику можно проследить на примере сотрудничества Анкары с Вашингтоном в рамках стратегического партнерства по линии НАТО. Этот принцип лежит и в основе отношений Турции и Европейского Союза, направленных на экономическую и политическую интеграцию, отмену визового режима и дальнейшего вхождения Турции в состав ЕС. В свою очередь, это не означает, что хорошие отношения с соседними странами являются альтернативой отношениям с Европейским Союзом, а двустороннее партнерство с США не противоречит стратегическому партнерству с Россией.
    Пятый принцип основывается на так называемой ритмичной дипломатии и стремлении обеспечить Турции более активную роль в международных отношениях, что подразумевает активное вовлечение Анкары во все международные организации и участие в решении всех актуальных вопросов мирового значения29. Исходя из данного принципа, Турция выступает как активный участник складывающегося глобального порядка на культурном, экономическом, политическом уровнях. 
    Таким образом, работа А. Давутоглу «Стратегическая глубина: международное положение Турции» легла в основу нового внешнеполитического курса Турецкой Республики. На основе доктрины были разработаны новые универсальные методы ведения дипломатии на основе политики «мягкой силы». Построение и развитие тесных двусторонних и многосторонних отношений с различными стратегическими партнерами стало основой внешней политики. Для сохранения национальной и региональной безопасности был разработан принцип «Ноль проблем с соседями».
    Таким образом, внешняя политика Турецкой Республики за последние годы претерпела значительные изменения. Трансформировались ее теоретические и практические основы. В контексте расширения внешнеполитической активности Турции в научной среде возник термин «неоосманизм», который по-разному трактуется мировым сообществом, но несет на себе явный идеологический оттенок. При этом, неоосманизм является наиболее оптимальным термином для описания современной внешнеполитической идеологии и практики Турецкой Республики.
    Укрепив внутренние позиции в Турции путем экономических и политических преобразований, правящая Партия справедливости и развития на основе концепции безопасности «Политический документ о национальной безопасности» и доктрины «Стратегическая глубина: международное положение Турции» начинает разрабатывать новый внешнеполитический курс страны. Основные акценты были выделены в развитии тесных партнерских отношений с региональными странами и мировыми державами, стабилизации ситуации в регионе Ближнего Востока и расширении своей роли на международной арене. 
    Реализация политики «нулевых проблем» позволила в короткие сроки получить положительные результаты. Турции удалось существенно сгладить проблемы в отношениях с соседними странами. Делая упор в межгосударственных отношениях, прежде всего на взаимовыгодное экономическое сотрудничество и налаживание культурных связей, Турция закрепила за собой статус державы, действующей посредством мягкой силы. Турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган стал заметной фигурой на мировой арене.
    Амбициозная внешняя политика лидеров Турции, ее быстрый экономический рост (если ВВП Турции на душу населения в 2002 г. составил $ 3,5 тыс., то в 2015 г. – уже $ 9,3 млн.30), а также значительное усиление собственных позиций на мировой арене позволили Турецкой Республике рассматривать концепцию «Ноль проблем с соседями» в качестве способа расширения своего влияния, конечной целью которого стало позиционирование себя в качестве регионального лидера и крупнейшего транзитного узла в регионе Ближнего Востока.
     Немаловажным изменением было и формирование со стороны ПСР нового имперского мышления о значимости Турецкой Республики на мировой арене. 
     Однако из-за растущих внешнеполитических амбиций на сегодняшний день у Турции наблюдаются непримиримые противоречия практически со всеми странами, окружающими ее. «Ноль проблем с соседями» фактически превратилась в «Ноль соседей без проблем».  
    Таким образом, после событий «арабской весны» Турецкая Республика окончательно отошла от намеченного в 2008 г. миролюбивого внешнеполитического курса Борьба за лидерство с использованием военных средств и нарушением территориальных границ соседних государств свидетельствует о возрождении имперских планов Турецкой Республики, чей президент явно нацелен на воскрешение усеченной версии бывшей Османской империи. В своих докладах Р.Т. Эрдоган все чаще озвучивает концепцию т.н. «неосманизма», т.е. восстановление султаната в каком бы то ни было виде.
    Таким образом, неоднозначная политика лидеров страны подрывает доверие со стороны соседних государств, а также внерегиональных игроков. Усугубление ближневосточного кризиса также оказывает неблагоприятное развитие в самой Турецкой Республики. Отход Анкары от ранее выбранной концепции внешней политики может дестабилизировать обстановку как в регионе, так и в самой стране.






   Глава 2. Внешнеполитические интересы Турецкой Республики в регионе Южного Кавказа
   
   2.1 Внешнеполитические подходы Турецкой Республики на Южном Кавказе
   
   После распада СССР в 1991 г. и появления новых независимых государств – Азербайджанской Республики, Грузии и Республики Армения, регион Южного Кавказа приобрел чрезвычайно важный геополитический и геостратегический статус. 
   Геополитика изучает политическое и стратегическое значение географии.  С опорой на геополитические теории анализируются причинно-следственные связи между политической властью и географическим пространством.  Кроме того, эта наука объясняет, как такие факторы, как размер территории и населения, географическое положение, наличие ресурсов и зависимость государства от внешней торговли определяют статус государства или региона и его поведение на международной арене.  
   Геостратегия включает всестороннее планирование, назначение средств для достижения национальных целей или обеспечение активов военного или политического значения.
   Национальные силы и доминирование (экономические и военные) являются неотъемлемой частью любых действующих понятий «стратегия», а «геостратегия» представляет собой мост между политическими и военными целями конкретной нации.  
   Геостратегии имеют отношение главным образом к контексту, в котором они были разработаны: национальности стратега, ресурсов для ее реализации в стране, масштабам целей, политической географии определенного периода и технологическим факторам ее реализации. 
   С точки зрения геополитического фактора особое значение занимает географическое положение. Его можно разделить на два направления «север – юг» и «запад – восток».
   Регион Южного Кавказа расположен между Черным и Каспийским морями, имеет выгодное географическое положение. Морское побережье создает благоприятные условия для развития экономических связей: через порты Каспийского моря – со странами Центральной Азии и российским Поволжьем, через порты Черного моря – с Украиной и другими странами Причерноморья, а через Босфор обеспечивается выход в Мировой океан. Основные сухопутные пути соединяют регион с югом России и странами Юго-Западной Азии31.
   Регион Южного Кавказа находится на стыке постсоветского пространства и Ближнего Востока. Крах Советского Союза спровоцировал трансформацию политической, экономической и идеологической конъюнктуры. На юге границы Юный Кавказ граничит с не менее взрывоопасным регионом – Большим Ближним Востоком. Процессы, протекающие на Ближнем Востоке, тяжело поддаются анализу и дальнесрочному прогнозу. 
   Таким образом, именно эти два больших региона мира, окружающих Южный Кавказ, более всего склоны к трансформации существующих укладов и изменению стабильной среды. Такое положение обуславливает высокий потенциал нестабильности в регионе Южного Кавказа.
   В направлении «Запад – Восток» Южный Кавказ лежит в центре Черноморско-Каспийского региона, образуя своего рода «мост», соединяющий такие субрегионы, как Юго-Восточная Европа, Большой Ближний Восток и Центральная Азия.
   Благодаря своему географическому положению Южный Кавказ занимает особую нишу в мировой хозяйственной системе. Регион является коммуникативным транспортным узлом, связующий между собой Север и Юг, Запад и Восток. Геоэкономическое положение региона также обуславливается его энергетическими ресурсами, в частности нефти и газа Азербайджана в прибрежных районах Каспия. 
   Однако, несмотря на геополитическое и геоэкономическое расположение, благоприятствующее развитию широких транспортных, энергетических и других экономических связей с сопредельными регионами, на Южном Кавказе не получили своего окончательного разрешения военно-политические проблемы. С процессом распада СССР в регионе разгорелся ряд национально-территориальных конфликтов, создавших взрывоопасную ситуацию в регионе. 
   Учитывая быстрые экономические и политические темпы развития Турецкой Республики, проанализированные в первой главе, курс на сближение со странами Южного Кавказа лидерами страны был выбран как приоритетный. 
   Внешнеполитические интересы Турецкой Республики на Южном Кавказе определяются несколькими факторами. В первую очередь, значимым является исторический фактор. В отличие от других внерегиональных игроков, Турция является старейшим участником в борьбе за влияние в регионе Южного Кавказа. Еще Османская Империя, начиная с XVI в., соперничала за доминирование на Кавказе. В разные периоды история, во владении турецких султанов находились значительные территории нынешних государств Южного Кавказа. 
   После окончания «холодной войны» и краха двуполярной системы Турция поставила цель закрепить за собой региональную автономию. Эта тенденция усилилась с приходом к власти ПСР в 2002 г. В данной борьбе интересы Анкары зачастую отличаются от линии, выбранной США и странами блока НАТО.
   Не менее важный фактор – экономические интересы Турции в регионе Южного Кавказа. Географическая близость Турции с Южным Кавказом является доминирующим фактором в построении долгосрочной экономической политики. Совпадение интересов Анкары, Тбилиси и Баку создает возможность воплощать в жизнь широкомасштабные проекты в сфере энергетики и транспорта, среди которых строительство нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), газопровода Баку – Тбилиси – Эрзерум (БТЭ), проект железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Карс32.
   Военно-политические интересы Турции можно проанализировать в таких направлениях, как безопасность, разрешение существующих конфликтов, укрепление стратегического партнерства, а также признание себя в качестве транспортного и энергетического узла и закрепления статуса региональной державы. 
   Следующая попытка по обеспечению региональной безопасности со стороны Анкары была предложена после августовской войны 2008 года. Новый проект «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе33» основывался на формате 3+2, где основными игроками выступали Азербайджан, Армения и Грузия, а гарантами стабилизации в регионе – Россия и Иран. В дальнейшем также Т.Р. Эрдоганом был предложен вариант в привлечении к переговорам ООН.
   Не менее важной задачей, связанной с безопасностью как Турции, так и всего региона, является разрешение существующих конфликтов. Два основных конфликта, напрямую затрагивающие интересы Анкары, – армяно-турецкий и конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Объединяющей чертой этих конфликтов является исторический фактор, а также их «замороженный» статус.
   Таким образом, выгодное географическое положение и геоэкономический потенциал региона позволяют акторам, которые будут контролировать Южный Кавказ, не только занимать лидирующее место в трансконтинентальных транспортных перевозках, но и обеспечивать решающее значение в реализации политических и геостратегических задач.
   Исторические причины обуславливают непосредственное участие Турецкой Республики в региональных процессах на Южном Кавказе. Анкара напрямую заинтересована в разрешении существующих конфликтов и сохранении региональной безопасности. 
   
   2.2 Соотношение внешнеполитических интересов Турецкой Республики и внерегиональных акторов (США, ЕС, РФ, Иран) в регионе Южного Кавказа
   
   Политика Турецкой Республики на Южном Кавказе находится под влиянием как ключевых государств в современной системе международных отношений - США, РФ, стран-членов ЕС, так и других государств, претендующих на свою значимую роль в регионе Ближнего Востока, в частности Ирана. Южный Кавказ, расположенный на пересечении крупнейших энергетических и транспортных коридоров Евразии, продолжает играть важную роль в вопросах обеспечения региональной и международной безопасности. После окончания «холодной войны» Южный Кавказ стал ключевым регионом пересечения интересов региональных и ведущих мировых держав. 
   Наряду с Турцией, Иран также имеет исторические сложившиеся связи с регионом на Южного Кавказа, оказывающие непосредственное влияние на современную ситуацию. Современная территория Южного Кавказа была разделена между Персидской и Российской империями в результате Рештского и Гянджинского мирных договоров 1732 и 1735 гг. 
   С образованием независимых государств после распада СССР в 1991 г. Иран приобрел на южной границе трех новых соседней – Армению, Грузию и Азербайджан. 
   Политика Ирана в регионе Южного Кавказа основана на прагматизме, поиске путей налаживания связей со странами Южного Кавказа, при этом особое внимание уделяется стабильности.
   Определяющим факторам для Ирана в проведении внешней политики в регионе являются американо-иранские противоречия, напрямую связанные с столкновением военно-политических интересов Ирана и США на Ближнем Востоке. На Южном Кавказе эти противоречия находят отражение в ирано-азербайджанских отношениях. Власти Азербайджана более стремятся к союзу с Турцией, военно-политические интересы которой, как правило, совпадают с интересами НАТО – традиционного союзника США. Здесь внешнеполитическое влияние Ирана сводится к минимуму.
   Со вторым соседом – Арменией у Ирана более благоприятные отношения. Одним из факторов позитивного развития двухсторонних отношений является лояльная иранская поли.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44