- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Внешнеполитические интересы Турецкой Республики в регионе Южного Кавказа
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003515 |
Тема: | Внешнеполитические интересы Турецкой Республики в регионе Южного Кавказа |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (ОРУ) Юридический институт (факультет) Кафедра теории и истории государства и права (ТиГП) Выпускная квалификационная работа ПОЛИТИКА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ В РЕГИОНЕ ЮЖНОГО КАВКАЗА (2002-2016 ГГ.) Исполнитель: Рабочая Анна Александровна, студентка группы МО-41 Научный руководитель: Айвазян Диана Степановна, к.полит.н., доцент Киров 2017 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 1 Турецкая Республика как региональная держава 8 1.1 Региональное положение Турецкой Республики: ключевые характеристики 8 1.2 Основные принципы внешней политики Турецкой Республики 11 2 Внешнеполитические интересы Турецкой Республики в регионе Южного Кавказа 19 2.1 Внешнеполитические подходы Турецкой Республики на Южном Кавказе 19 2.2 Соотношение внешнеполитических интересов Турецкой Республики и внерегиональных акторов (США, ЕС, РФ, Иран) в регионе Южного Кавказа 23 3 Внешняя политика Турецкой Республики в регионе Южного Кавказа 31 3.1 Межгосударственные отношения Турецкая Республика - Азербайджанская Республика 31 3.2 Межгосударственные отношения Турецкая Республика – Грузия 37 3.3 Межгосударственные отношения Турецкая Республика - Республика Армения 41 Заключение 46 Список литературы 52 Введение В современных международных отношениях всё большую роль играют региональные политические и социально-экономические процессы в регионах Ближнего Востока и Южного Кавказа. Наряду с сохраняющимися социальными, межэтническими и религиозными противоречиями в ряде государств Ближнего Востока и Южного Кавказа обостряются межгосударственные конфликты. Активизировалась деятельность террористических группировок, представляющих собой угрозу, как внутриполитической стабильности, так и мировому порядку. В этой связи, всё более активную роль на Ближнем Востоке и Южном Кавказе играют внерегиональные акторы (США, РФ, Иран), интересы которых были исторически традиционно представлены в этих регионах. Турецкая Республика как одна из региональных держав имеет значительное влияние на региональные процессы на Ближнем Востоке и в регионе Южного Кавказа. Начиная с 2002 г., с приходом к власти Партии справедливости и развития (ПСР), Турецкая Республика сохраняет стремление восстановить статус регионального лидера и реализует его в своей внешней политике, в том числе в регионе Южного Кавказа. Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день Турецкая Республика увеличивает свое влияние в международных отношениях, в первую очередь, в отношениях с соседними государствами, как на Ближнем Востоке, так и на Южном Кавказе. Роль турецкого фактора в этих регионах становится значимой для ключевых мировых держав в проведении их внешней политики, как на Ближнем Востоке, так и в регионе Южного Кавказа. Внешнеполитическая деятельность Турецкой Республики на Южном Кавказе заметно активизировалась с начала 2002 г. Анкара заявила о готовности укреплении трехсторонних отношений в формате Азербайджан-Грузия-Турция. Не менее важным вопросом перед политической властью Турецкой Республики стала до сих пор неразрешенная проблема восстановления дипломатических отношения с соседней Республикой Армения. Объектом исследования являются внешнеполитические отношения Турции со странами Южного Кавказа. Предметом исследования являются внешнеполитические подходы Турецкой Республики в регионе Южного Кавказа, двусторонние и трехсторонние отношения Турции с государствами Южного Кавказа (Азербайджан, Армения, Грузия). Хронологические рамки исследования заключены в период с 2002 по 2016 годы. С 2002 г. к власти в Турецкой Республике приходит Партия справедливости и развития, положившая начало новому внутри- и внешнеполитическому развитию страны. Целью данного исследования является определение места и роли Южного Кавказа во внешней политике Турецкой Республики на основе комплексного анализа процесса трансформации внешнеполитического курса в регионе Южного Кавказа на современном этапе развития под руководством правящей партии ПСР. Для осуществления поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи: 1. Рассмотреть трансформацию внешнеполитического курса Турецкой Республики с приходом к власти Партии справедливости и развития. 2. Определить влияние изменения внешнеполитического курса Турции с 2002 г. на ее внешнеполитические отношения с государствами Южного Кавказа 3. Проанализировать достигнутые соглашения и разногласия между Турецкой Республикой и странами Южного Кавказа. 4. Определить влияние внерегиональных акторов (РФ, США, Иран) на внешнюю политику Турецкой Республики в регионе Южного Кавказа. 5. Определить перспективы развития внешней политики Турецкой Республики на Южном Кавказе. Методологической основой работы является междисциплинарный подход, совмещающий исторический и политологический анализ. В ходе анализа рассматриваемой проблемы использовалась теория политического неореализма с ее базовыми категориями «национального интереса», «власти», «баланса сил» и положениями об анархическом характере международных отношений и главенствующей роли государств. В ее основе лежит тезис о том, что главные акторы международных отношений – государства и их союзы. Их основные цели – защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях. В исследовании используются историко-генетический и историко-динамический подходы, позволяющие раскрыть эволюцию внешнеполитического курса Турции, а также социологический подход, позволяющий проанализировать рассматриваемую проблематику в свете новых реалий современных международных отношений, связанных с усилением роли негосударственных акторов – от различных негосударственных организаций до индивидов. Кроме того, были использованы такие методы как метод наблюдения, который позволяет получить важную информацию по проблемам международных отношений, метод ивент-анализа, в основе которого лежит отслеживание динамики событий на международной арене с целью определения главных тенденций развития политической ситуации в отдельных странах, регионах и в мире в целом, а также метод построения сценариев. При изучении официальных документов, научных публикаций в периодической печати и информационно-аналитических материалов применялся метод контент-анализа и сравнительный анализ. Комплексный характер исследования обусловил привлечение нескольких групп источников и литературы, на основе которых написана дипломная работа. При написании дипломной работы были использованы официальные документы и другие источники, которые можно подразделить на несколько основных групп: 1. основные документы, определяющие внешнеполитический курс Российской Федерации: Концепция внешней политики1, утвержденная Президентом РФ В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №5372; основополагающий документ, регламентирующий внешнюю политику Турецкой Республики: программа Партии справедливости и развития3; 2. договоры и соглашения, заключенные между Турцией и странами Большого Ближнего Востока, документы различных министерств и ведомств Турции, заявления официальных лиц4. В работе также использовались исследования различных авторов. Среди них особое место занимает работа бывшего министра иностранных дел и премьер-министра Турецкой Республики Ахмета Давутоглу «Стратегическая глубина: международное положение Турции»5. Также в исследовании были использованы работы Е.И. Уразовой, Ж.С. Сыздыковой, И.И. Ивановой, В.В. Кунакова, Г. Леви и других авторов. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Некоторые выводы и положения данного исследования нашли практическое применение в следующих работах и докладах: 1. К.В. Власова, А.А. Рабочая Концепция внешней политики Турецкой республики «Ноль проблем с соседями» или «ноль соседей без проблем»?6 2. выступление «Внешняя политика Турецкой Республики в Регионе Южного Кавказа» в рамках работы дискуссионного клуба «Pro et Contra» (ВятГУ 10 мая 2016 г.). 1 Турецкая Республика как региональная держава 1.1 Региональное положение Турецкой Республики: ключевые характеристики В начале XXI в. происходит трансформация системы международных отношений. Процессы глобализации вовлекают в мировые процессы государства регионального значения, а также их союзы, набирающие как региональное, так и мировое влияние. Наряду с военным потенциалом эффективным средством влияния на мировое сообщество становится политика «мягкой силы». Новые тенденции развития международных отношений и внутреннее развитие Турецкой Республики на современном этапе позволяют рассматривать ее как одну из региональных держав. Концепция «региональной державы» (regional power) получила свое развитие с начала 90-х гг. XX века в работах таких теоретиков международных и региональных процессов, как Б. Бузан7, О. Уэвер8, Д. Нолте9, Э. Харрел10 и других. В качестве региональной державы рассматривается государство, имеющее значительные возможности и влияние в регионе, которые учитываются лидирующими государствами на международной арене (великими державами, сверхдержавами). Однако региональная держава не оказывает влияние на глобальное развитие международной системы. Становлению Турецкой Республики как региональной державы в современных международных отношениях способствовал ряд внешних факторов: С распадом СССР в 1991 г. расширились возможности Турции для установления двусторонних связей с новообразованными независимыми республиками Южного Кавказа, Центральной Азии. Для правительства Анкары открылись новые территориальные горизонты распространения своего влияния на тюркоязычные государства – Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан. Поражение Соединенных Штатов Америки в Ираке дало стимул для Турции для самоутверждения в качестве нового регионального игрока. Одним из факторов становления Турецкой Республики как региональной державы является ее роль энергетического узла, связывающего газовых и нефтяных производителей РФ и Центральной Азии с рынками Европейского Союза. Географическое положение Турции позволило ей в новых условиях увеличить свое влияние в регионах Южного Кавказа, Ближнего Востока, Черноморском и Каспийском регионах. Турция граничит со странами Южного Кавказа – Арменией, Грузией, Азербайджаном, со странами Ближнего Востока – Ираном, Ираком, Сирией, с балканскими странами – Болгарией, Грецией. Внутренние тенденции развития Турции также привели к позиционированию Турции как региональной державы, имеющей потенциальную возможность влиять на мировую политику. Ряд экономических реформ, проведенных в период кризиса 2001-2002 гг., укрепил и повысил популярность Партии справедливости и развития и ее лидера, Р. Т. Эрдогана. В 2003–2004 гг. был намечен переход к экономическому росту при продолжении политики дезинфляции и уменьшении госдолга. Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи: – обеспечить устойчивый и значительный профицит первичного бюджета госсектора с тем, чтобы разрядить долговую ситуацию и повысить доверие финансового рынка. На 2003 г. профицит предусматривался в объеме 6,5% ВНП, а его снижение в последующие годы планировалось допустить лишь в случае снижения отношения госдолга к ВНП. – добиться снижения инфляции в условиях сохранения плавающего курса турецкой лиры; – завершить реструктуризацию банковского сектора; – повысить роль частного сектора в экономике посредством ускорения приватизации, улучшения предпринимательского климата, поощрения национальных и иностранных инвестиций; – провести реформу государственного управления в целях оптимизации и повышения эффективности использования государственных ресурсов. В результате реформ страна постепенно перестала полагаться на поддержку и помощь других государств и международных организаций, был обеспечен экономический рост страны. Так, если ВВП Турции на душу населения в 2002 г. составил $ 3,5 тыс., то в 2016 г. – уже $ 9,9 млн.11 Немаловажным изменением было и формирование со стороны ПСР нового имперского мышления о значимости Турецкой Республики на мировой арене. Наряду с членством в ООН, G-20, Альянсе цивилизаций, Турция вошла в различные региональные объединения на западном и восточном направлениях. С 18 февраля 1952 г. Турция является членом НАТО, с 12 сентября 1963 г. – «ассоциированным членом» Европейского Союза, с 1999 г. получила статус кандидата в ЕС. С 1969 г. Турция является членом Организации «Исламская конференция» (ОИК). Турция создала Совет тюркоязычных государств в 2009 г. в Нахичевани и является страной-наблюдателем в АСЕАН, стратегической страной для диалога с Лигой арабских государств, с Советом по сотрудничеству стран Персидского залива, с Африканским союзом. Турция также является государством, подписавшим Киотский протокол. В настоящее время Министерство иностранных дел Турецкой Республики функционирует на основе принятого 7 июля 2010 г. Закона №6004 о создании и задачах МИД. Среди задач министерства первым пунктом значится «оказание поддержки устойчивому формированию и укреплению в регионе и в мире среды, которая бы способствовала справедливости и развитию»12. 1.2 Основные принципы внешней политики Турецкой Республики Основополагающим отличием в политической программе ПСР от политики предыдущего периода стало осознание Турции в качестве связующего моста между Западом и арабским и мусульманским мирами. Проанализировав изменения в регионе, Турция стала использовать более мягкие подходы в урегулировании споров. Распад биполярной системы международных отношений, следствием которого стало появление независимых тюркоязычных стран, а также попытки США переформатировать Ближний Восток, связанный с Турцией историческим прошлым, культурным и религиозным наследием, актуализировал процесс пробуждения османского самосознания Турции.13 Новый внешнеполитический курс ПСР позволил Турции усилить борьбу за лидерство в регионах Ближнего Востока и Южного Кавказа. Кардинально новый подход внешнеполитического курса Турецкой Республики был представлен Ахметом Давутоглу в работе под названием «Стратегическая глубина: международное положение Турции»14. Ахмет Довутоглу15 родился 26 февраля 1959 г. Закончив Босфорский университет, стал бакалавром по двум специальностям – политологии и экономики. После победы на парламентских выборах Партии справедливости и развития16 (ПСР), в 2002 г. Давутоглу был приглашен на пост советника премьер-министра по вопросам внешней политики. В 2007 г. А Давутглу был назначен министром иностранных дел, с 28 августа 2014 г. по 22 мая 2016 г. занимал пост премьер-министра. По мнению различных СМИ, в 2010 г. Давутоглу занял седьмое место в составленном журналом «Foreign Policy» рейтинге мировых исследователей17, а в 2012 г. вошел в сотню самых влиятельных людей планеты по версии журнала «Time»18. Основная идея концепции А. Довутоглу заключается в пересмотре исторического, географического, экономического факторов в формировании внешней политики Турецкой Республики и превращение ее в мусульманскую сверхдержаву. Историческое наследие, или историческая глубина – это основной стабильный параметр силы для Турции. В одном из своих интервью А. Давутоглу подчеркивал, что «турецкое общество – это общество с исторической глубиной, и все, что происходит внутри общества, все преобразования связаны с историческим наследием. В определенные моменты историческая глубина может никак не проявляться в жизни общества, но это значит лишь то, что она проявится позднее» 19. В своем исследовании Давутоглу писал: «В начале прошлого века Турция отказалась от своего османского прошлого, закрепив за Турецкой Республикой новый статус нации-государства. В годы холодной войны вопрос культурной идентичности носил формальный характер. Однако геополитические изменения, вызванные окончанием холодной войны, поставили этот вопрос на повестку дня. Территориальные споры последних десятилетий на Балканах, Кавказе и Турции в основном носят следы исторического наследия. Таким образом, османское наследие Турции накладывает на нее груз геокультурной и геополитической ответственности и требует от нее повторного формирования идентичности турецкого стратегического мышления. Возврат к историческому наследию откроет перед Турцией новые горизонты и возможности и позволит сделать внешнюю политику Турции более конструктивной» 20. Получив пост министра иностранных дел в 2009 г., Давутоглу начал пересматривать внешнюю политику страны на основе сформулированных им самим так называемых трех методологических принципов и пяти принципов действия. Первый методологический принцип, разработанный А. Давутоглу, заключается в комплексном подходе при решении проблем, когда развитие региональной политики должно основываться и включать в себя аспекты, протекающие на пространствах Большого Ближнего Востока. По мнению А. Давутоглу первым лицам Турецкой Республики необходимо акцентировать свое внимание, помимо курдской проблемы, на такие важные направления, как посредничество в арабо-израильском конфликте, развитие иранской ядерной программы, решение палестинского вопроса21. Второй методологический принцип предполагает проведение последовательной и систематической внешней политики Турции по всему миру. При этом важно отметить, что турецкое видение Ближнего Востока не противоречит ее подходу к Центральной Азии, Африке или Балканам22. Третий методологический принцип предполагает отказ от старых канонов внешнеполитических интриг и переход к международным принципам XXI в. Делая скачок к новым методам ведения дипломатии, Давутоглу предлагает использовать политику «мягкой силы» в качестве новой основы сотрудничества в регионе23. Оставаясь одним из претендентов на лидерство в Большом Ближнем Востоке, внешняя политика Анкары основывается на добрососедских отношениях с близлежащими государствами. Приоритетом турецкой политики должно стать социально-экономическое сотрудничество. Основу данного методологического принципа составили также «безопасность для всех», «политический диалог на высшем уровне», «экономическая взаимозависимость», а также «культурная гармония и взаимоуважение»24. Исходя из этих трех методологических подходов, ориентирами в процессе принятия внешнеполитических решений должны являться пять следующих принципов действия. Первый принцип – это баланс между свободой и безопасностью. Обеспечение безопасности и свобод гражданам государства будет служить гарантией поддержки со стороны населением любого политического режима и правительства, стоящего у власти. Первым лицам Турции необходимо соблюдать равновесие в подходе обеспечения национальной безопасности: гражданские свободы не должны быть ограничены в целях сохранения безопасности и порядка в границах государства25. В Турции соблюдение подобного баланса стало актуальным после событий, произошедших в США 11 сентября 2001 г. Второй принцип основывается на проведение региональной политики, получившей название «ноль проблем с соседями». Основными ее целями является улучшение взаимоотношений с соседними странами, разрешение имеющихся конфликтов, приобретение новых стратегических партнеров. Анкарой были проведен ряд встреч с лидерами Ирана, Греции, России для углубления тесного двустороннего сотрудничества в различных сферах: например, произошла отмена визового режима с Таджикистаном, Албанией, Ливаном, Иорданией, Ливией, Россией. Немаловажной задачей, поставленной А. Давутоглу, стало продвижение в урегулирования взаимоотношений с Арменией и восстановление дипломатических отношений между странами26. Третий принцип действия – это активная и предвосхищающая мирная дипломатия, целью которой является принятие превентивных мер до возникновения кризисной ситуации и ее накаливания до критического уровня27. Данный принцип направлен на приобретение Турецкой Республикой статуса посредника в международных конфликтах. Так, Анкара жизненно заинтересована в преодолении разногласий между шиитами и суннитами в Ираке, разрешении арабо-израильского конфликта, установлении диалога между Афганистаном и Пакистаном. Четвертый принцип – это приверженность многовекторной внешней политике. Построение внешней политики на мировой арене, по мнению А. Давутоглу, должно строиться на принципе диалога и тесного сотрудничества, но не иметь конкурентной основы28. Данную политику можно проследить на примере сотрудничества Анкары с Вашингтоном в рамках стратегического партнерства по линии НАТО. Этот принцип лежит и в основе отношений Турции и Европейского Союза, направленных на экономическую и политическую интеграцию, отмену визового режима и дальнейшего вхождения Турции в состав ЕС. В свою очередь, это не означает, что хорошие отношения с соседними странами являются альтернативой отношениям с Европейским Союзом, а двустороннее партнерство с США не противоречит стратегическому партнерству с Россией. Пятый принцип основывается на так называемой ритмичной дипломатии и стремлении обеспечить Турции более активную роль в международных отношениях, что подразумевает активное вовлечение Анкары во все международные организации и участие в решении всех актуальных вопросов мирового значения29. Исходя из данного принципа, Турция выступает как активный участник складывающегося глобального порядка на культурном, экономическом, политическом уровнях. Таким образом, работа А. Давутоглу «Стратегическая глубина: международное положение Турции» легла в основу нового внешнеполитического курса Турецкой Республики. На основе доктрины были разработаны новые универсальные методы ведения дипломатии на основе политики «мягкой силы». Построение и развитие тесных двусторонних и многосторонних отношений с различными стратегическими партнерами стало основой внешней политики. Для сохранения национальной и региональной безопасности был разработан принцип «Ноль проблем с соседями». Таким образом, внешняя политика Турецкой Республики за последние годы претерпела значительные изменения. Трансформировались ее теоретические и практические основы. В контексте расширения внешнеполитической активности Турции в научной среде возник термин «неоосманизм», который по-разному трактуется мировым сообществом, но несет на себе явный идеологический оттенок. При этом, неоосманизм является наиболее оптимальным термином для описания современной внешнеполитической идеологии и практики Турецкой Республики. Укрепив внутренние позиции в Турции путем экономических и политических преобразований, правящая Партия справедливости и развития на основе концепции безопасности «Политический документ о национальной безопасности» и доктрины «Стратегическая глубина: международное положение Турции» начинает разрабатывать новый внешнеполитический курс страны. Основные акценты были выделены в развитии тесных партнерских отношений с региональными странами и мировыми державами, стабилизации ситуации в регионе Ближнего Востока и расширении своей роли на международной арене. Реализация политики «нулевых проблем» позволила в короткие сроки получить положительные результаты. Турции удалось существенно сгладить проблемы в отношениях с соседними странами. Делая упор в межгосударственных отношениях, прежде всего на взаимовыгодное экономическое сотрудничество и налаживание культурных связей, Турция закрепила за собой статус державы, действующей посредством мягкой силы. Турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган стал заметной фигурой на мировой арене. Амбициозная внешняя политика лидеров Турции, ее быстрый экономический рост (если ВВП Турции на душу населения в 2002 г. составил $ 3,5 тыс., то в 2015 г. – уже $ 9,3 млн.30), а также значительное усиление собственных позиций на мировой арене позволили Турецкой Республике рассматривать концепцию «Ноль проблем с соседями» в качестве способа расширения своего влияния, конечной целью которого стало позиционирование себя в качестве регионального лидера и крупнейшего транзитного узла в регионе Ближнего Востока. Немаловажным изменением было и формирование со стороны ПСР нового имперского мышления о значимости Турецкой Республики на мировой арене. Однако из-за растущих внешнеполитических амбиций на сегодняшний день у Турции наблюдаются непримиримые противоречия практически со всеми странами, окружающими ее. «Ноль проблем с соседями» фактически превратилась в «Ноль соседей без проблем». Таким образом, после событий «арабской весны» Турецкая Республика окончательно отошла от намеченного в 2008 г. миролюбивого внешнеполитического курса Борьба за лидерство с использованием военных средств и нарушением территориальных границ соседних государств свидетельствует о возрождении имперских планов Турецкой Республики, чей президент явно нацелен на воскрешение усеченной версии бывшей Османской империи. В своих докладах Р.Т. Эрдоган все чаще озвучивает концепцию т.н. «неосманизма», т.е. восстановление султаната в каком бы то ни было виде. Таким образом, неоднозначная политика лидеров страны подрывает доверие со стороны соседних государств, а также внерегиональных игроков. Усугубление ближневосточного кризиса также оказывает неблагоприятное развитие в самой Турецкой Республики. Отход Анкары от ранее выбранной концепции внешней политики может дестабилизировать обстановку как в регионе, так и в самой стране. Глава 2. Внешнеполитические интересы Турецкой Республики в регионе Южного Кавказа 2.1 Внешнеполитические подходы Турецкой Республики на Южном Кавказе После распада СССР в 1991 г. и появления новых независимых государств – Азербайджанской Республики, Грузии и Республики Армения, регион Южного Кавказа приобрел чрезвычайно важный геополитический и геостратегический статус. Геополитика изучает политическое и стратегическое значение географии. С опорой на геополитические теории анализируются причинно-следственные связи между политической властью и географическим пространством. Кроме того, эта наука объясняет, как такие факторы, как размер территории и населения, географическое положение, наличие ресурсов и зависимость государства от внешней торговли определяют статус государства или региона и его поведение на международной арене. Геостратегия включает всестороннее планирование, назначение средств для достижения национальных целей или обеспечение активов военного или политического значения. Национальные силы и доминирование (экономические и военные) являются неотъемлемой частью любых действующих понятий «стратегия», а «геостратегия» представляет собой мост между политическими и военными целями конкретной нации. Геостратегии имеют отношение главным образом к контексту, в котором они были разработаны: национальности стратега, ресурсов для ее реализации в стране, масштабам целей, политической географии определенного периода и технологическим факторам ее реализации. С точки зрения геополитического фактора особое значение занимает географическое положение. Его можно разделить на два направления «север – юг» и «запад – восток». Регион Южного Кавказа расположен между Черным и Каспийским морями, имеет выгодное географическое положение. Морское побережье создает благоприятные условия для развития экономических связей: через порты Каспийского моря – со странами Центральной Азии и российским Поволжьем, через порты Черного моря – с Украиной и другими странами Причерноморья, а через Босфор обеспечивается выход в Мировой океан. Основные сухопутные пути соединяют регион с югом России и странами Юго-Западной Азии31. Регион Южного Кавказа находится на стыке постсоветского пространства и Ближнего Востока. Крах Советского Союза спровоцировал трансформацию политической, экономической и идеологической конъюнктуры. На юге границы Юный Кавказ граничит с не менее взрывоопасным регионом – Большим Ближним Востоком. Процессы, протекающие на Ближнем Востоке, тяжело поддаются анализу и дальнесрочному прогнозу. Таким образом, именно эти два больших региона мира, окружающих Южный Кавказ, более всего склоны к трансформации существующих укладов и изменению стабильной среды. Такое положение обуславливает высокий потенциал нестабильности в регионе Южного Кавказа. В направлении «Запад – Восток» Южный Кавказ лежит в центре Черноморско-Каспийского региона, образуя своего рода «мост», соединяющий такие субрегионы, как Юго-Восточная Европа, Большой Ближний Восток и Центральная Азия. Благодаря своему географическому положению Южный Кавказ занимает особую нишу в мировой хозяйственной системе. Регион является коммуникативным транспортным узлом, связующий между собой Север и Юг, Запад и Восток. Геоэкономическое положение региона также обуславливается его энергетическими ресурсами, в частности нефти и газа Азербайджана в прибрежных районах Каспия. Однако, несмотря на геополитическое и геоэкономическое расположение, благоприятствующее развитию широких транспортных, энергетических и других экономических связей с сопредельными регионами, на Южном Кавказе не получили своего окончательного разрешения военно-политические проблемы. С процессом распада СССР в регионе разгорелся ряд национально-территориальных конфликтов, создавших взрывоопасную ситуацию в регионе. Учитывая быстрые экономические и политические темпы развития Турецкой Республики, проанализированные в первой главе, курс на сближение со странами Южного Кавказа лидерами страны был выбран как приоритетный. Внешнеполитические интересы Турецкой Республики на Южном Кавказе определяются несколькими факторами. В первую очередь, значимым является исторический фактор. В отличие от других внерегиональных игроков, Турция является старейшим участником в борьбе за влияние в регионе Южного Кавказа. Еще Османская Империя, начиная с XVI в., соперничала за доминирование на Кавказе. В разные периоды история, во владении турецких султанов находились значительные территории нынешних государств Южного Кавказа. После окончания «холодной войны» и краха двуполярной системы Турция поставила цель закрепить за собой региональную автономию. Эта тенденция усилилась с приходом к власти ПСР в 2002 г. В данной борьбе интересы Анкары зачастую отличаются от линии, выбранной США и странами блока НАТО. Не менее важный фактор – экономические интересы Турции в регионе Южного Кавказа. Географическая близость Турции с Южным Кавказом является доминирующим фактором в построении долгосрочной экономической политики. Совпадение интересов Анкары, Тбилиси и Баку создает возможность воплощать в жизнь широкомасштабные проекты в сфере энергетики и транспорта, среди которых строительство нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), газопровода Баку – Тбилиси – Эрзерум (БТЭ), проект железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Карс32. Военно-политические интересы Турции можно проанализировать в таких направлениях, как безопасность, разрешение существующих конфликтов, укрепление стратегического партнерства, а также признание себя в качестве транспортного и энергетического узла и закрепления статуса региональной державы. Следующая попытка по обеспечению региональной безопасности со стороны Анкары была предложена после августовской войны 2008 года. Новый проект «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе33» основывался на формате 3+2, где основными игроками выступали Азербайджан, Армения и Грузия, а гарантами стабилизации в регионе – Россия и Иран. В дальнейшем также Т.Р. Эрдоганом был предложен вариант в привлечении к переговорам ООН. Не менее важной задачей, связанной с безопасностью как Турции, так и всего региона, является разрешение существующих конфликтов. Два основных конфликта, напрямую затрагивающие интересы Анкары, – армяно-турецкий и конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Объединяющей чертой этих конфликтов является исторический фактор, а также их «замороженный» статус. Таким образом, выгодное географическое положение и геоэкономический потенциал региона позволяют акторам, которые будут контролировать Южный Кавказ, не только занимать лидирующее место в трансконтинентальных транспортных перевозках, но и обеспечивать решающее значение в реализации политических и геостратегических задач. Исторические причины обуславливают непосредственное участие Турецкой Республики в региональных процессах на Южном Кавказе. Анкара напрямую заинтересована в разрешении существующих конфликтов и сохранении региональной безопасности. 2.2 Соотношение внешнеполитических интересов Турецкой Республики и внерегиональных акторов (США, ЕС, РФ, Иран) в регионе Южного Кавказа Политика Турецкой Республики на Южном Кавказе находится под влиянием как ключевых государств в современной системе международных отношений - США, РФ, стран-членов ЕС, так и других государств, претендующих на свою значимую роль в регионе Ближнего Востока, в частности Ирана. Южный Кавказ, расположенный на пересечении крупнейших энергетических и транспортных коридоров Евразии, продолжает играть важную роль в вопросах обеспечения региональной и международной безопасности. После окончания «холодной войны» Южный Кавказ стал ключевым регионом пересечения интересов региональных и ведущих мировых держав. Наряду с Турцией, Иран также имеет исторические сложившиеся связи с регионом на Южного Кавказа, оказывающие непосредственное влияние на современную ситуацию. Современная территория Южного Кавказа была разделена между Персидской и Российской империями в результате Рештского и Гянджинского мирных договоров 1732 и 1735 гг. С образованием независимых государств после распада СССР в 1991 г. Иран приобрел на южной границе трех новых соседней – Армению, Грузию и Азербайджан. Политика Ирана в регионе Южного Кавказа основана на прагматизме, поиске путей налаживания связей со странами Южного Кавказа, при этом особое внимание уделяется стабильности. Определяющим факторам для Ирана в проведении внешней политики в регионе являются американо-иранские противоречия, напрямую связанные с столкновением военно-политических интересов Ирана и США на Ближнем Востоке. На Южном Кавказе эти противоречия находят отражение в ирано-азербайджанских отношениях. Власти Азербайджана более стремятся к союзу с Турцией, военно-политические интересы которой, как правило, совпадают с интересами НАТО – традиционного союзника США. Здесь внешнеполитическое влияние Ирана сводится к минимуму. Со вторым соседом – Арменией у Ирана более благоприятные отношения. Одним из факторов позитивного развития двухсторонних отношений является лояльная иранская поли....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Формирование молодежной политики в регионе на примере Республики Саха Якутия
- Предотвращение терроризма в Центрально-aзиатском регионе в контексте национальной безопасности Республики Казахстан
- Предотвращение терроризма в Центрально-Азиатском регионе в контексте национальной безопасности Республики Казахстан