VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Влияние внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014362
Тема: Влияние внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ 
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА








КУРСОВАЯ РАБОТА
Влияние внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации






Выполнил 
студентка 3 курса, 26ТДс151-з группы
заочной формы обучения                                          Дунаева Анна Владимировна
	
Научный руководитель                                        
старший преподаватель 
по совместительству                                                 Гуль Элина Александровна






Тюмень 2018
Регистрационный номер                                                                                                                           Дата
________________                                                                                                                          _______________2018

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                                          Дата
________________                                                                                                                          _______________2018
Работа выполнена на кафедре таможенного дела
Института государства и права ТюмГУ 
по направлению (специальности) «Таможенное дело» 
по дисциплине «Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности»




	











Допущено к защите:








              ______________2018
_________________
(подпись)
Защищена
Оценка______________ 
_____________2018
_________________
(подпись)



     ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА.5
1.1. Внешнеторговая деятельность государства: значение, цели и принципы регулирования…………………………………………………………………………..5
1.2.  Взаимосвязь внешней торговли и инвестиционной деятельности……….…..13
ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ………...17
2.1. Оценка внешнеторговой деятельности Российской Федерации………………17
2.2.  Инвестиционное развитие России……………………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………............................48
















ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений, которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики. 
     В широком смысле под внешней торговлей страны понимается система товарно-денежных отношений между данной страной и другими государствами. Совокупность систематизированных торговых отношений между всеми странами мира формирует международную торговлю. 
     Международная торговля является одним из объективных факторов развития мировой экономики, т.к. благодаря усилению степени торгового взаимодействия достигается большее удовлетворение потребностей каждой страны – участницы международной торговли в тех экономических благах, которые она не в состоянии сама создать или произвести. 
     В то же время вовлеченность в систему мирохозяйственных связей позволяет стране развивать свою экономику: повышать эффективность деятельности отдельных секторов экономики, ускорять воспроизводственный процесс, укреплять свои позиции в мировой экономике путем достижения конкурентных преимуществ. 
     При этом активное и целенаправленное осуществление инновационной политики выступает важным условием эффективного функционирования экономики.
     В сегодняшних условиях Россия испытывает явную потребность в расширении и укреплении инвестиционного потенциала, что впоследствии позволит активизировать инновационную деятельность и в целом значительно повысить уровень национальной экономики.
     В рамках данной курсовой работы мы остановимся на рассмотрении внешнеторговой деятельности России и ее влиянии на инвестиционное развитие РФ.
     Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Арустамов Э. А., Виньков А., Гоголева Т. Н., Исламов Г.Д., Нуреев Р.М., Трошкина Т.Н. и др.
     Цель работы – изучить влияние внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации.
     Объектом исследования является взаимосвязь  внешнеторговых и инвестиционных отношений РФ.
     Предметом исследования являются формы торговых и инвестиционных отношений, направления их совершенствования с учетом влияния на экономическое развитие России в условиях современной глобализации.
     Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
* определить значение, цели и принципы регулирования внешнеторговой деятельности государства;
* выявить взаимосвязь внешней торговли и инвестиционной деятельности;
* провести оценку внешнеторговой деятельности Российской Федерации;
* проанализировать инвестиционное развитие России.
     В процессе написания работы  использовались общенаучные методы: анализ, синтез, группировка, сравнение, табличный и графический методы.
     Теоретическая база исследования - труды отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодической печати, официальные статистические данные.
     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
     
     


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

1.1. Внешнеторговая деятельность государства: значение, цели и принципы регулирования

     В общем смысле внешняя торговля страны определяется как система товарно-денежных отношений между данной страной и другими государствами. В процессе межстранового торгового взаимодействия страны осуществляют международную торговлю. 
     Международная торговля является одним из драйверов развития мировой экономики, т.к. благодаря усилению степени торгового взаимодействия достигается удовлетворение потребностей стран-участниц в тех экономических благах, которые они не могут создать самостоятельно. Наряду с этим участие страны в системе международных торговых отношений позволяет ей развивать свою экономику благодаря ускорению воспроизводственного процесса и достижению конкурентных преимуществ. 
     Активная внешнеэкономическая деятельность страны служит источником притока денежных средств за продукцию, проданную на внешних рынках. Полученные таким образом средства могут быть использованы для развития отдельных отраслей экономики [22, с. 80].
     Каждая страна вырабатывает стратегию действий во внешней торговле, реализация которой должна по замыслу её авторов привести к достижению определенных целей. Последовательное претворение в жизнь такой стратегии наряду с государственным регулированием торговых связей формирует внешнеторговую политику страны. Ключевыми целями внешнеторговой политики являются создание благоприятных условий для развития экономики и участие страны в международном разделении труда.
     В свою очередь государственная политика в сфере внешнеэкономической деятельности в мировой практике нацелена на разработку системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями, наделенные соответствующими полномочиями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта страны, поощрения притока иностранного капитала.
     Для формирования и осуществления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности необходимо определить его сущность, конкретные направления, формы и масштабы государственного вмешательства в эту сферу, которые определяются характером и остротой мирохозяйственных проблем.
     Под государственным регулированием внешнеторговой политики обычно понимается деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами [9, с. 203]. Главной задачей внешнеторговой политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для расширенного воспроизводства внутри страны.
     Государственная внешнеторговая политика предполагает целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеторговых связей и оптимизация участия страны в международном разделении труда. 
     Она призвана способствовать решению важных задач по географической сбалансированности внешнеторговых операций с отдельными государствами и регионами в целях обеспечения экономической безопасности страны. В частности, в России многое зависит от правильного и оптимального распределения полномочий в области формирования и реализации внешнеторговой политики между центральными и местными властями при безусловном единстве и целостности этой политики 
     Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов [24, с. 125]. 
     Правительство устанавливает также законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области внешнеэкономических связей.
     Внешнеторговая политика (ВТП) - это общий курс политики государства в международных экономических отношениях. Внешнеторговая политика государства определяет его экономические отношения с иностранными государствами. Главная цель внешнеторговой политики - создание благоприятных внешних и внутренних условий для развития национальной экономики страны [7, с. 85]. 
     В число основных задач внешнеторговой политики входят: 
* защита торгово-политическими методами национальной экономики;
* обеспечение благоприятных условий для вывоза товаров и услуг данной страны на мировой рынок, а также создание благоприятных условий для выхода на мировой рынок национальных поставщиков товаров и услуг;
* развитие общей правовой базы взаимоотношений внешнеторговых операторов страны с их иностранными контрагентами [14, с. 98].
     Сфера внешнеторговой политики в современных условиях расширяется. Она включает наряду с внешней торговлей товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности более широкие области международных экономических отношений, в частности, валютную политику, политику в области движения капитала и рабочей силы, условия обмена технологией и некоторые другие направления.
     Внешнеторговая политика осуществляется с помощью комплекса взаимосвязанных мер внутренней и внешней экономической политики. В число этих мер входят экономические, административные, правовые, технические средства, которые используются для осуществления внешнеторговой политики.
     С развитием многосторонних межгосударственных организаций, учреждений и соглашений и ведение в этой связи многосторонних переговоров растущее значение приобретает многосторонняя экономическая дипломатия.
     Многосторонняя экономическая или коммерческая дипломатия связана, прежде всего, с работой международных межправительственных организаций, с проведением дипломатических конференций по проблемам международных экономических взаимоотношений, с участием в международных экономических переговорах. Многосторонняя экономическая дипломатия - это растущее и перспективное направление в сфере методов осуществления внешнеторговой политики любой страны [19, с. 26].
     Одним из результатов внешнеторговой политики является большее или меньшее вовлечение экономики страны в мировое хозяйство. При этом участие страны в мировом хозяйстве может содействовать ее экономическому развитию и созданию более эффективной и динамичной экономики путем углубления участия страны в международном разделении труда. 
     Такой курс внешнеторговой политики предполагает постепенное открытие экономики страны, т.е. создание таких условий, при которых взаимодействие национальной и мировой экономик становится более свободным. Но с другой стороны, интеграция страны в мировую экономику открывает дверь для иностранной конкуренции на внутреннем рынке страны. Образующаяся таким образом экономическая взаимозависимость может носить симметричный (сбалансированный) характер, что отвечает интересам страны. 
     Задача внешнеторговой политики - создать условия для интеграции страны в мировую экономику по первому пути и защитить от односторонней экономической зависимости [23, с. 114].
     Внешнеторговая политика может быть протекционистской или либеральной. Либеральную политику часто называют политикой свободной торговли или фритредерство. Иногда приходится встречать оценки внешнеторговой политики отдельных стран как чисто протекционистской торговой политики или чисто либеральной. Неограниченная конкуренция со стороны сильных стран может сделать экономику менее развитых стран застоявшейся и сформировать неэффективную экономическую структуру. Однако в реальной жизни внешнеторговая политика любой страны - это сочетание в различной степени протекционизма и либерализма [5, с. 14-20].
     Во второй половине XX столетия в ряде стран получили развитие концепции так называемой импортозамещающей и экспорто-ориентированной политики. Обычно первое направление торговой политики предшествует второму. Импортозамещающая и экспорто-ориентированная политика получили практическое применение в странах Латинской Америки и в странах Юго-Восточной Азии. Например, Бразилия в течение 60-70-х годов прошлого века с помощью импортозамещающей политики значительно развила свой промышленный потенциал и постепенно стала переходить к экспорто-ориентированной политике. Страны Юго-Восточной Азии сделали акцент на экспорто-ориентированную политику и существенно укрепили по ряду направлений свои позиции на мировом рынке [21, с. 190].
     Импортозамещающая политика включает два направления действий правительства. Первое это введение импортных протекционистских барьеров в отношении тех отраслей национальной экономики, которые предполагается защитить от иностранной конкуренции и создать им благоприятные условия для развития. Второе - это использование прямых и косвенных субсидий для отраслей национального производства, производящих конкурирующую с импортом продукцию, с тем, чтобы повысить конкурентоспособность национальных товаров на внутреннем рынке и сократить импорт. Обычно эти направления сочетаются. Например, правительство повышает пошлины на иностранные автомашины, а также за последние годы ввело утилизационный сбор на ввоз иностранных машин на территорию РФ, чтобы уменьшить импорт иностранных автомашин и одновременно устанавливает внутреннее льготное налогообложение или льготные тарифы на электроэнергию для национальных предприятий, производящих автомобили. Это сокращает издержки национальных товаропроизводителей и позволяет им успешно бороться с иностранной конкуренцией на внутреннем рынке. Обычно импортозамещающая политика сворачивается по мере роста внутреннего производства. 
     Обычно экспорто-ориентированная политика включает в себя снижение импортных торговых барьеров, поскольку этот путь ведет к удешевлению импортных товаров, к снижению общего уровня цен в стране и поэтому к снижению издержек экспорто-ориентированных отраслей производства.
Стровский Л.Е., Казанцева С.К. и Каршина Е.А. выделяют следующие принципы регулирования внешнеторговой деятельности:
* единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики;
* единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
* единство таможенной территории страны;
* приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
* равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
* исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность [8, с. 81-86].
     В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» устанавливаются принципы регулирования внешнеторговой деятельности, из которых основными являются:
1. защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2. равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3. взаимность в отношении другого государства (группы государств);
4. обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
5. выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
6. гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
7. обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8. исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
9. обеспечение обороны страны и безопасности государства;
10. обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
11. единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
12. единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации [1].
     Все эти принципы вполне соответствуют международным нормам и общепризнаны, как базовые.
     Рассмотрим несколько из перечисленных принципов, которые являются наиболее актуальными.
     Принцип защиты государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Государство стоит на страже прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях [20, с. 315]. 
     Принцип равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип провозглашает равенство прав и обязанностей всех участвующих во внешнеэкономической деятельности. В отношении них применяются одинаковые нормы и правила. Все хозяйствующие субъекты ведут внешнеэкономическую деятельность на равных основаниях, выполняя одни и те же таможенные процедуры и выплачивая таможенные платежи и налоги. Легко понять, что практика предоставления таможенных льгот для отдельных участников внешнеторговых операций противоречит Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
     Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации в целом. Этот принцип предполагает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами Российской Федерации правил, участники внешнеторговых операций пользуются полной свободой деятельности. На внешнеэкономическую сферу распространяются общие принципы гражданского права, зафиксированные в Гражданском кодексе: равенство участников внешнеторговых операций, неприкосновенность собственности, свобода договора, равенство сторон гражданских отношений, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита [16, с. 45].
     Таким образом, в более широком или общем плане торговая политика определяет условия взаимодействия национальной экономики страны с мировым хозяйством. В этом качестве торговая политика страны может рассматриваться как составная часть ее внешней политики, в той мере, в которой внешняя политика определяет общую линию взаимоотношений страны с иностранными государствами. С другой стороны, внешнеторговая политика страны самым тесным образом связана с внутренней экономической политикой государства и может рассматриваться как продолжение во вненациональной экономической политике.
     
1.2.  Взаимосвязь внешней торговли и инвестиционной деятельности

     Мировая торговля является наиболее распространенной формой международных отношений. Значительный интерес представляет изучение как закономерностей развития международной торговли, так и теорий, обосновывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене. 
     Международная торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Весьма часто под международной торговлей подразумевают только торговлю товарами. 
     Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей - вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.
     Ключевую роль в развитии экономики России, несомненно, играет внешняя торговля. Коэффициент зависимости экономики страны от внешней торговли, составляет в РФ 43%. Значение экспорта в развитии экономики России трудно переоценить. Не секрет, что условия социально-экономического развития экономики страны сегодня, да и в ближайшем будущем определяют мировые цены на углеводороды и металлы. Однако сложившаяся экспортная модель экономики России, основанная преимущественно на экспорте энергоносителей, не сможет быть основой для укрепления позиции России на мировых рынках. Даже при условии увеличения внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья в 1–2% в год, общее расширение российского экспорта будет существенно уступать ожидаемой динамике роста мировой торговли (5–7% в год). 
     Соответственно, доля России в мировом экспорте при такой модели участия в среднесрочной перспективе будет падать, поэтому необходимо выходить на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией. В противном случае роль России в мировой экономике будет снижаться. 
     В свою очередь значительную роль как форма внешнеэкономических связей для России играют иностранные инвестиции. 
     Экономический смысл привлечения иностранного капитала в Россию заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику приносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, а именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. 
     Целью важнейшего инструмента реализации внешнеэкономических связей – внешнеэкономической политики России на сегодняшний день является повышение конкурентоспособности российской экономики. 
     Достижение этой цели предполагает: 
     - специализацию России в мировом разделении труда на высокотехнологичных товарах, интеллектуальных услугах, товарах с высокой степенью переработки; 
     - достижение лидирующих позиций в поставках энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков (создание газового ОПЕК);
     - создание интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, превращение России в один из мировых финансовых центров; 
     - выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, обеспечивающее устойчивость развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках; 
     - усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка. 
     В современном мировом хозяйстве внешняя торговля является важным экзогенным фактором, который оказывает значительное влияние на национальную экономику, определяя ее количественные и качественные параметры, а также условия безопасного экономического развития. 
     Внешняя торговля представляет собой обмен товарами и услугами между странами, состоящий из экспорта и импорта товаров и услуг, выступающих либо катализатором, либо ограничителем безопасного экономического развития.
     Особая роль внешней торговли в национальной экономике состоит в том, что она интегрирована практически во все области хозяйственной деятельности и выполняет функции по восполнению недостатка внутренних потребительских, инвестиционных, финансовых и технологических ресурсов. 
     Наиболее значимыми из этих функций являются следующие: 
     - обеспечение рынков сбыта для секторов, производящих ликвидные на мировом рынке ресурсы; 
     - предоставление ресурсов для покрытия внутреннего конечного спроса; 
     - увеличение налоговых доходов бюджета; 
     - приток капиталов и займов для покрытия недостатка финансовых ресурсов (доходов и накоплений) в различных секторах экономики; 
     - компенсация недостатка инвестиционных ресурсов. 
     Для России, характеризующейся большой протяжённостью и территориальной дифференциацией специализации территориальных подсистем, существует значительная неоднородность влияния внешней торговли на экономическое развитие и инвестиционное развитие в частности. Это приводит к различным условиям экономически безопасного развития регионов, подвергает определенные регионы опасности экзогенных шоков, связанных с изменением конъюнктуры мировых рынков. 
     Преодоление негативных тенденций во внешней торговле требует сохранения емкого внутреннего рынка для отечественных производителей всех регионов, проведения структурной адаптации страны и регионов к мировому хозяйству, активного использования инструментов государственного регулирования внешней торговли для обеспечения экономической безопасности страны и регионов в долгосрочной перспективе.
     
     
     
     
     
     
     

ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

2.1. Оценка внешнеторговой деятельности Российской Федерации

     Внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в экономике любой страны. В настоящее время в промышленно развитых странах практически не существует не вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность отраслей. 
     Общее состояние экономики Российской Федерации определяют объемы внешней торговли. Поэтому возникает необходимость в проведении анализа объема производства промышленной продукции и внутреннего потребления, объема валового внутреннего продукта и среднедушевого дохода, соотношения внутренних и мировых цен, реального курс рубля. 
     Представленные в таблице 2.1 основные макроэкономические показатели развития России показывают, что 2016 год является адаптационным в результате создавшихся новых условий санкций и контрсанкций.
Таблица 2.1 
Макроэкономические показатели развития России в период с 2013 по 2017 год в процентах к предыдущему году
Показатели
2013
2014
2015
2016
2017
Внешнеторговый
оборот (по
методологии платежного баланса)
100,0						
93,2
66,4	
88,6
90,3
Экспорт
98,9	
95,2	
68,7
82,5	
81,6
Импорт	
101,6	
90,2	
62,7	
	99,2
	97,2
Сальдо	
94,2	
104,6	
78,6	
60,8	
57,4
Цена на нефть, долл./барр.
100,41	
94,21	
50,12	
44,05	
64,75
Официальный курс рубля (руб./долл.), на конец периода
33,73	
56,26	
72,88	
60,66	
58,12
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (млрд. руб.)		
44449,2
48514,7
49995,6
51227,4
53647,7
Инвестиции в основной капитал (млрд. руб.)		
13450,2
13902,6
13897,2
14639,8
15184,2
Численность постоянного населения на конец	года (млн. чел)		
143,7	
146,3	
146,5	
146,8	
146,9

     Анализируя вышепредставленную информацию, можно выделить основную тенденцию снижения практически всех показателей. Это обусловлено влиянием внешних факторов, таких как замедление темпов инфляции, девальвация рубля, процессы импортозамещения. Стоит охарактеризовать некоторые из вышеуказанных показателей: 
     1. Фактическое конечное потребление включает расходы домашних хозяйств на покупку потребительских товаров и услуг и стоимость индивидуальных товаров и услуг. Данный показатель с каждым годом растет. Это означает, что внешняя торговля благоприятно влияет на данный показатель, независимо от санкций и кризиса. Хотя, в период кризиса был заметен значительный прирост (за 2012 год, по сравнению с 2011), в свою очередь, изменения в 2016 году, по сравнению с 2015 году составили 1480,9 млрд. руб. Это говорит о том, что все же кризис оказался не таким значительным событием, как санкции, которые сократили фактическое конечное потребление. 
     2. Инвестиции в основной капитал. Показатель свидетельствует о росте за выбранный период (2011 – 2016 года), это говорит о том, что идет активное привлечение средств сторонних лиц, также компаний и государства для получения прибыли в будущем. 
     3. Численность постоянного населения на конец года. В кризисные годы прирост населения составлял лишь примерно 0,3 млн. человек на конец каждого года. После кризиса ситуация стала улучшаться и уже к концу 2014 года численность населения возросла до 146,3 млн. человек. Это, возможно связано с тем, что люди в кризисный период покидали страну, чтобы уберечься от его последствий, но как только ситуация стабилизировалась, прирост населения начал расти, также за счет мигрантов. 
     4. Экспорт и импорт. Показатели также снижаются в кризисные годы, это значит, что в 2014-2015 годах Россия не вела такую оживленную торговлю, в отличие от других годов. Но в 2016, как экспорт, так и импорт резко возросли – намечена положительная динамика. По анализу всех показателей можно сделать вывод о том, что санкции повлияли абсолютно на каждый показатель. Особенно это заметно, если сравнивать 2014 и 2015 года: резкий спад по всем показателям, резкий подрыв российской экономики. Однако, к 2016 году, в экономике России прослеживается тенденция к увеличению макроэкономических показателей, возможно, данная тенденция сохранится на долгие годы. 
     Главный показатель, зависящий от внешней торговли – валовой внутренний продукт – макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления. Его изменения за 2013-2017 года показаны в таблице 2.2.


     Таблица 2.2
     Показатель ВВП в период с 2013 по 2017 год в процентах к предыдущему году
Показатель
2013
2014
2015
2016
2017
ВВП
113,1
107,3
108,3
105,3
103,0





I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал





98,7
99,3
99,5
99,4

     Валовой внутренний продукт, который отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, снижается, начиная с 2014 года. Это также обусловлено неблагоприятным влиянием внешней торговли. 
     Также не менее важным показателем для России и любого региона, в частности, является валовой региональный продукт. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов. 
     Чтобы проследить изменение валового регионального продукта, построим рис. 2.1.

Рисунок 2.1 -  Изменение ВРП в основных ценах

     Из рис. 2.1 видно, что идет активный прирост с каждым годом ВРП, что говорит о том, что стоимость всех выпущенных товаров и услуг во всех экономических отраслях растет по всей стране (во всех регионах).
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что внешняя торговля, являясь важнейшей отраслью российской экономики, влияет не только на макроэкономические показатели, но и на развитие страны в целом.
     Далее проведем более подробный анализ внешней торговли Российской Федерации.
     Внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2017 году составил 584 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 25%, в том числе экспорт – 357 млрд. долларов США (рост на 25%), импорт – 227 млрд. долларов (рост на 24%) (рис. 2.2).
     
     Рисунок 2.2 - Динамика важнейших показателей внешней торговли Российской Федерации в 2015 – 2017 годах
     
     В структуре внешней торговли России по группам стран особое место занимает Европейский союз (ЕС) как крупнейший экономический партнер, на его долю в общем объеме товарооборота Российской Федерации в 2017 году приходилось 42%, на страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – 31%, на государства – участники Содружества Независимых Государств (СНГ) – 12%,  в том числе на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – 9%,  на страны Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) – 3%, на страны БРИКС – 18%, АТР – 32%.
     Основными торговыми партнерами России в 2017 году были: Китай –
15% товарооборота Российской Федерации (рост – на 32%), Германия – 9% (на 23%), Нидерланды – 7% (на 22%), Беларусь – 5% (на 26%), Италия – 4% (на 21%), США – 4% (на 16%), Турция – 4% (на 37%), Республика Корея – 3% (на 28%), Казахстан – 3% (30%), Украина – 2% (на 26%).
     Основные торговые партнеры Российской Федерации среди стран дальнего зарубежья в 2017 году представлены на рис. 2.3.
     
     Рисунок 2.3 – Основные торговые партнеры Российской Федерации среди стран дальнего зарубежья
     
     Взаимная торговля Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС в 2017 году представлена на рис. 2.4.

     
     Рисунок 2.4 - Взаимная торговля Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС в 2017 году
     
     Экспорт России в 2017 году составил 357 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом вырос на 25% или на 71 млрд. долларов США.
     В 2017 году по сравнению с 2015-2016 гг. в общем объеме экспорта России снизилась доля отдельных стран Европейского союза (в частности Нидерландов, Италии – на 2%), а также Турции, Японии  и Украины – на 1%. При этом возросла доля экспорта России в Республику Беларусь (на 1%) и Китай (на 3%), который занял лидирующ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44