- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Влияние сформированности образа «Я» и самооценки на характер и степень неприспособленности ребенка к школе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002532 |
Тема: | Влияние сформированности образа «Я» и самооценки на характер и степень неприспособленности ребенка к школе |
Содержание
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина») Институт педагогики и психологии Кафедра общей и педагогической психологии ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Влияние сформированности образа «Я» и самооценки на характер и степень неприспособленности ребенка к школе 44.03.02., направление «Психолого - педагогическое образование» Профиль «Психология образования» Исполнитель: обучающаяся 6445 группы Носова Юлия Сергеевна Научный руководитель: Старший преподаватель Давыдова Елена Михайловна Сыктывкар 2017 Содержание Введение 1 глава: Теоретические основы проблемы влияния сформированности образа «Я» и самооценки на характер и степень неприспособленности ребенка в школе 1.1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста …..……………………………………………………………………….… 1. 2. Особенности формирования образа «Я» и самооценки у младших школьников …………………………….………………………………… 1. 3. Особенности адаптации ребенка к школе ………………………… 2 глава: Эмпирический анализ проблемы влияния сформированности образа «Я» и самооценки на характер и степень неприспособленности ребенка в школе 2.1. Программа исследования ………….……………………………… 2.2. Анализ и интерпретация данных ………………………………… Выводы ……………………………………………………………… … Заключение ……………………………………………………………. Практические рекомендации ………………………………………… Список литературы ………………………………………………… Приложения …………………………………………………………… Введение Как считает большинство психологов, приобщение ребенка к социальному миру и построение отношений с другими людьми начинается с формирования представлений о себе. Сформированость представления ребенка о себе влияет на становление отношений со взрослыми и сверстниками и на развитие всех видов детской деятельности. У детей в начале этапа среднего детства можно констатировать наличие не только ожидания и устремленности на предстоящие личностные преобразования (например, стать школьником), но и осознание себя (каким школьником я буду). При поступлении ребенка в школу к осознанию себя как ребенка своих родителей прибавляется еще один из значимых образов: «Я ученик такого-то учителя». Позиционное заявление первоклассника «Я — школьник» имеет непосредственное отношение к развитию самосознания. Интерес к формированию образа «Я» и самооценки вызван необходимостью подхода к личности ребенка как к целостности. Данный образ является образом самого ребенка, его собственной будущности, который появляется и развивается как результат разрешения противоречия между образами «Я - реальное» и «Я - идеальное» (эталоном). Многие исследования свидетельствуют о том, что трудности в обучении испытывают те дети, которые не готовы к новой социальной роли ученика. Изменение статуса вчерашнего дошкольника на сегодняшнего первоклассника по-особому переживается и самим ребенком. В психологической теории и практике проблема образа «Я» и самооценки отражена в исследованиях таких известных отечественных психологов, как Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б Эльконин, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. В научной литературе отмечено, что сформированность образа «Я» и самооценки позволяет детям быстрее адаптироваться к школе и успешно овладевать учебной деятельностью. Поэтому дети, у которых сформирован образ себя, способны к адекватному самооцениванию, позитивному восприятию себя в новой роли, легче адаптируются к школьной жизни, что в целом способствует достижению успеха в учебной деятельности. Проблеме адаптации детей к школе уделяется большое внимание в современных психолого-педагогических исследованиях (М.М. Безруких, М.Р. Битянова, Л.И. Божович, Л.Н. Винокуров, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, С.П. Ефимова, В.Е. Каган, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин и другие). В настоящее время проблема влияния сформированности образа «я» и самооценки на приспособленность ребенка в школе изучена недостаточно. Объективно существуют противоречия между: ? потребностью общества в развитии у детей образа «я», самооценки и существующей практикой в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях; ? необходимостью совершенствования процесса приспособления ребенка к школе, начиная с младшего школьного возраста, и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий по данной проблеме; ? требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов влияния сформированности образа «я» и самооценки на приспособленность ребенка в школе. Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования – «Влияние сформированности образа «Я» и самооценки на приспособленность ребенка в школе». Актуальность вызывает большие сомнения. Цель исследования: изучение влияния сформированности образа «Я» и самооценки на приспособленность ребенка в школе. Предмет исследования: - образ «Я» и самооценка; - адаптация ребенка к школе. Объекты исследования: Младшие школьники. Гипотеза исследования: Можно предположить, что сформированность образа «Я» и самооценки влияет на приспособленность ребенка в школе, а именно: мы будем наблюдать Достижение цели исследования предполагает решение ряда задач: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме; 2. Составить программу психологического исследования по данной проблеме; 3. Сформировать экспериментальные группы; 4. Провести исследование, направленное на изучение сформированности образа «Я» и самооценки, а также приспособленности ребенка в школе; 5. Провести обработку полученных данных; 6. Проанализировать и интерпретировать результаты исследования; 7. Сформулировать выводы и заключение; 8. Разработать практические рекомендации. База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара в период с 17.10.2016 по 31.10.2016. В исследовании приняли участие 59 человек. Основными методами исследования, которые мы использовали, были неэкспериментальные методы, беседа, наблюдение и статистическая обработка данных. 1 глава: Теоретические основы изучения влияния сформированности образа «Я» и самооценки на приспособленность ребенка в школе 1.1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста Исходным пунктом анализа психического развития детей младшего школьного возраста становится изучение «социальной ситуации развития». В исследованиях Л. И. Божович и ее сотрудников показано, что в этот период у детей складывается ориентация на школу и учебу (внутренняя позиция школьника), отражающая отношение взрослых к ребенку как школьнику уже или в ближайшем будущем. Экспериментальное изучение внутренней позиции ребенка свидетельствует о том, что ее становление на протяжении 7-го года жизни преимущественно состоит во все более адекватном отражении объективных особенностей социальной ситуации развития. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. Дошкольник существует в двух системах социальных отношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». В школе же возникает новая структура этих отношений. Так, сфера отношений «ребенок - взрослый» распадается на следующие две подсистемы: «ребенок - учитель» и «ребенок - родители» [Бузарова Е.А., Четыз Т.Н., с. 233]. Социальная ситуация развития изменяется с момента поступления ребенка в школу. Рассмотрим ведущую форму деятельности, специфичную для учащихся первых классов, которая реализует систему отношений ребенка со взрослым. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов изучили и развитие учебной деятельности, получающей статус ведущей в младшем школьном [Чегина И. С., с.1878]. Оценка учебной деятельности со стороны значимого окружения теперь в наибольшей мере влияют на отношение ребенка к самому себе. Теперь не только оценки родителей являются значимыми для ребенка, но и педагогическая оценка со стороны учителя, который теперь также выступает как значимый взрослый. Таким образом, успешность овладения учебной деятельностью, отражаемая с помощью оценок учителя (как вербальных, так и невербальных), влияет на характер самооценки, и в то же время наличный характер оценки ребенком самого себя, сформированный в семье, влияет на успешность овладения учебной деятельностью [Чегина И. С., с. 1878]. Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение предметов науки и культуры, накопленных человечеством, особых предметов, с которыми надо научиться действовать. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Он выделяет следующие новообразования кризиса 7 лет (внутренние особенности личности, характеризующие ребенка в данный период): утрата детской непосредственности; осмысление и обобщение переживаний. Все психологические новообразования критического периода обладают общим свойством, - некоторой незавершенностью. Это выражается в том, что многие из них не выполняют регулирующей функции в самой деятельности ребенка, а проявляются у него только на вербальном уровне, прежде всего в беседе со взрослым. Вслед за Л.С. Выготским симптоматику кризиса 7 лет, связанную с трудновоспитуемостью, описывает Л.И. Божович, выделяя: раздражительность, непослушание, конфликтность с родителями и воспитателями, капризность. Дети негативно относятся к ранее выполняемым требованиям, что проявляется в упрямстве и негативизме. Трудновоспитуемость ребенка автор объясняет фрустрацией, возникающей в ответ на депривацию его существенных потребностей. Новообразованиями кризиса 7 лет, с точки зрения Л.И. Божович, являются: «внутренняя позиция школьника», проявляющаяся в ясно выраженном стремлении ребенка к тому, чтобы; самооценка, опирающаяся на оценку окружающих; нравственные представления и чувства («внутренние этические инстанции»); относительно устойчивое внеситуативное соподчинение мотивов. Механизм протекания кризиса автор видит в противоречии осознания своего социального Я ребенком и возникновении внутренней позиции (нового отношения к окружающему и самому себе) [Чернобровкина, с. 61]. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития, но прежде, чем использовать эти резервы развития необходимо давать качественную характеристику психических процессов данного возраста. Для познавательной деятельности младшего школьника характерна эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки. Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Они склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Учитывая образность мышления, учитель применяет большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Процесс обучения предъявляет новые требования к его восприятию. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет для школьника — значит что-то сделать с ним, что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его [Алимгазиева Д.Р., с.60]. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Под руководством учителя школьники овладевают приемами самоконтроля при запоминании и воспроизведении. Самостоятельно это сделать им трудно. Дети не только не умеют себя проверять, но нередко не понимают, выучили заданный урок или нет [Букреева, с. 121]. Особенность воображения младших школьников — его опора на восприятие. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте — это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности [Разливинских, с. 225]. Мышление младшего школьника, особенно первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие или представления. В процессе обучения мышление интенсивно развивается. Ученик постепенно научается выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия [Кускелоол, с. 116]. В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. Дело не только в том, что увеличивается словарный запас младшего школьника, но и в том, что уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь [Кускелоол, с. 117]. В этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают детей своими интересными деталями. В школе ребенок ставится перед необходимостью соблюдать целую систему четких моральных требований и норм, правил поведения, определяющих и регламентирующих его поведение в школе, на улице, в общественных местах, которыми он должен руководствоваться в отношениях со взрослыми и сверстниками [Алимгазиева, с.60]. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности [Фатуллаева, с.392]. В период дошкольного детства ребенок интенсивно приобретает эмоциональный опыт, у него формируются особенности эмоционального поведения, эмоционального отклика. Однако, младший школьник начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции. Изменение стандартов школьного образования, реализация большого количества инновационных программ обучения все более и более изменяют эмоциональную сферу ребенка в связи с резким расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов [Никитина, с.59]. Эмоциональная сфера является важной составляющей в психическом и психологическом развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны управлять своими эмоциями [Крайникова, с.167]. С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складываемся в самом начале школьного обучения. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения младшего школьника. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им. Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию [Бузарова, с. 231]. Таким образом, в младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Изменения в области памяти, приобретающей ярко выраженный произвольный характер, связаны в первую очередь с осознанием ребенком особой мнемической задачи, которую он отделяет от всякой другой. В школьном возрасте эта задача выделяется с большим трудом, либо вовсе не выделяется. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания, но, к сожалению, в школе этому мало учат. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия первоклассника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. В этот же период у детей формируется способность сосредотачивать внимание и на менее интересных вещах. Приобретают более общественный характер их эмоциональные переживания, существенные изменения происходят в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Вначале младшие школьники еще мыслят по-дошкольному, исходя из не посредственной практической значимости явления. Они не принимают во внимание генезис этого явления, хотя именно это и является решающим для определения научных понятий. В школьном возрасте формируется новый тип мышления (В.В. Давыдов). Учебная деятельность предъявляет очень большие требования и к другим сторонам психики ребенка. Она способствует развитию воли, требует известной внутренней дисциплины. Если в дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях, то в школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. 1.2. Особенности формирования образа «Я» и самооценки у младших школьников Понятие образа «Я» в психологической литературе представлено достаточно многозначно, включая то, каким себя видит человек в данный момент, и то, каким он стремится стать (И. С. Кон). А поскольку образ «Я» всегда включен в систему отношений человека с другими людьми, то он выступает и в качестве специфической субъективной модели условий готовящихся и текущих преобразований личности. Другими словами, образ «Я» предполагает наличие фактора времени, который связан именно с длительностью готовящихся и текущих преобразований. В понятии «самосознание» А.В. Петровский выделяет такой компонент как «Образ Я», в котором закладывается отношение индивида к себе и основа построения отношений с другими людьми. Автор подчеркивает динамичность образа «Я», и выделяет следующие его виды: Я - реальное, Я - идеальное, Я - фантастическое. Согласно А.В. Петровскому, степень адекватности собственных представлений о реальности выявляется при изучении одного из его аспектов самооценки. При этом самооценка определяется как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [Чегина, с.1239]. По мнению А.И. Захарова Образ «Я» ребенка основывается на отношении к нему ближайших окружающих, на которых он ориентируется и с которыми идентифицирует себя. Существенно, что отношение родителей, их представление о ребенке определяют то, как ребенок воспринимает себя, как он учится понимать и оценивать себя [Болотова, с. 115]. Время является многоликим фактором в развитии ребенка. С одной стороны, оно быстротечно, ведь в период раннего детства ребенок очень сильно меняется в физическом, психическом развитии. Он быстро учится тому, что еще вчера не умел. С другой стороны, для самого ребенка время незаметно, поэтому свои достижения он не соотносит с временными показателями. Он смело заявляет «Я сам!», будучи уверенным, что все у него получится. Шагая в мир, малыш знакомится не только с тем, что вокруг него, но и с самим собой. Каждый день, каждый час он познает себя, свои возможности, внутренний мир и соотносит его с окружающим миром, миром других «Я». Вот он рассматривает собственное отражение в зеркале: «У меня есть носик», «У меня есть глазки, ротик – вот я какой!» Пройдет совсем немного времени, и ребенок сделает новое открытие в осознании своего тела: «Нос мне нужен для того, чтобы дышать», «Глазами я вижу все вокруг», «Уши помогают слышать». Малыш учится бегать, прыгать, узнает, что он мальчик или девочка, начинает оценивать собственные возможности, качества, желания. Так формируется образ «Я» маленького человека. Образ «Я» включает также представление о своем имени, осознание себя как субъекта действия [Королева, с. 48]. Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких границ своего существа, не понимая, что они - особая, отдельная от остального мира его часть. Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой активности вокруг. Малыш верит, что он, его мысли и поступки управляют миром. Шеффер Х.Р. обратил внимание на то, что новорожденный имеет определенные биологические механизмы, лежащие в основе потребности устанавливать эмоциональную связь с кем-либо. Основным результатом взаимодействия матери и младенца Дж. Боулби считает появление у младенца эмоциональной привязанности, заставляющей ребенка жаждать присутствия матери, ее ласки, особенно если он встревожен или испуган. Обычно первым объектом привязанности является мать. Формирование такой привязанности жизненно необходимо для развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации [Козлова, с. 19]. Переживание наличия своего «Я» - результат длительного процесса развития личности, уходящего своими корнями в младенческий возраст, обозначаемый в науке как «открытие Я». Уже в возрасте одного года ребенок, по мнению Д.В. Ольшанского, начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от ощущений, вызываемых предметами, находящимися вовне. Ребенок в полтора года и уж конечно младший дошкольник имеют образ себя, но второй обладает также и известным отношением к себе, являющимся транслированным и усвоенным отношением к ребенку других, главным образом взрослых. Однако дошкольник не способен выполнить функцию самооценки, в лучшем случае он актуализирует оценочную позицию окружающих применительно к себе [Бороздина, с. 62]. В 2-3-летнем возрасте малыш впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков. Он становится способным не только выделять себя из окружающей среды, но и противопоставлять свое «Я» другим (Е.В. Субботский). М.И. Лисина, А.И. Сильверсу считают, что самооценка складывается уже к третьему году жизни ребенка. А такие авторы, как М.Г. Елагина, Е.О. Смирнова в своих работах обозначают более раннее возникновение самооценки ребенка [Рябышева, с.84]. К трем годам происходит и эмансипация ребенка от взрослых, распад совместной с ними деятельности. Становление частных самооценочных характеристик - процесс длительный, и первоначально происходит на основе желания ребенка получить одобрение со стороны взрослых, сохраняя, таким образом, свое эмоциональное благополучие. Движущей силой развития в этот период служит противоречие между «хочу» и «надо» (делать согласно собственному желанию и соответствовать требованиям взрослых) [Рябышева, с. 85]. Э. Эриксон отмечает, что у ребенка в возрасте 3-4 лет происходит осознание собственного индивидуального начала и самого себя как активнодействующего существа, которое не всегда одобрительно может быть встречено окружающими [Рябышева, с. 84]. В возрасте от 3 до 5 лет возникает так называемый кризис самости или кризиса «Я». Формирование сознания в этом возрасте связано с все большим включением ребенка в активное взаимодействие с окружающим его миром, прежде всего родителями. Конечно же, ребенок еще не способен дифференцировать внешний мир, но потребность адаптироваться к нему имеется. Ребенок попадает в противоречия между тем, что можно, а что нельзя делать, почему можно другим, а ему нельзя. Возникает кризис трех лет, в основе которого лежат противоречия между постоянно растущими потребностями ребенка и навсегда соответствующими этим потребностям возможностям [Рябышева, с. 83]. С 4 до 7 лет у ребенка появляются зачатки идеального «Я». Расцвет познавательной активности, движущей силой которой является любознательность, открывает ребенку в этот период новые возможности. Именно в это время, у ребенка возможно появление чувства вины за свою активность и любознательность, которое может подавить чувство инициативы и негативно отразиться на самооценке. В 5-6-летнем возрасте дети способны более реалистично относиться к оценке собственной деятельности и личностных качеств, но диапазон их еще довольно ограничен. На рубеже между 5-6 годами у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности (Е.В. Субботский, Е.В. Кучерова, Д.И. Фельдштейн и др.). Д.И. Фельдштейн пишет: «К трем годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое «Я», осознавая свою «самость», ставя себя в позицию субъекта. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он, вычленив (но, еще не осознав) свое «я», начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми - взрослыми и сверстниками». Системное новообразование этого периода - субъектное осмысление своего «Я», на основе которого возникает тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого. Внутренняя позиция ребенка - «Я» как субъект действий. Оценки, которые он дает себе, пока, не имеют отношения к действиям, совершаемым им, поэтому самооценка ребенка в этот период носит обобщающий и чаще всего позитивно окрашенный характер. Многие отечественные психологи (Л.И. Божович, Е.В. Субботский, A.B. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, Л.С. Выготский, A.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.И. Сильвестру, С.Л. Рубинштейн. А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович, B.В. Абраменкова и др.) сходятся во мнении, что самооценка ребенка первоначально зависит от оценок родителей, которыми в последующем он пользуется как своеобразными стандартами для оценки окружающих людей. Образ «Я» формируется под воздействием идентификации с различными людьми в ходе общения ребенка с ними. Уже к старшему дошкольному возрасту у детей отмечаются первые признаки управления своим поведением, т.е. оно приобретает особый «внутренний механизм» (Д.Б. Эльконин). Регуляция своего поведения ребенком осуществляется через отношение к себе, к своим возможностям. К 6-7 годам обобщение ребенком собственных переживаний достигает высокой степени, что дает возможность ему выступить в качестве регуляции собственного поведения во взаимоотношении с другими людьми. Ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста становится игровая, в которой он обнаруживает, что окружающие его люди включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно в процессе освоения игровой деятельности у детей происходит зарождение способности к рефлексии - одному из наиболее значимых компонентов самооценки и механизму развития самосознания. Несмотря на то, что на ранних этапах развития личности ребенка основные компоненты уже имеют тенденцию к некоторому системному оформлению, их совместное функционирование на протяжении дошкольного возраста еще недостаточно согласованно и поэтому самооценка ребенка-дошкольника лабильна. Именно с 6 лет происходит активное формирование самооценки (точнее, расширение зоны частных самохарактеристик, способность к оцениванию своих возможностей) и уровня притязаний ребенка, складываются личностные качества, проявляемые в работе, в деловом и личном общении с людьми (P.C. Немов) [Рябышева, с. 85]. У детей старшего дошкольного возраста начинают складываться определенные образы «идеального Я» (в отличие от «реального Я»). Однако планы реального, возможного, желаемого и воображаемого еще слабо дифференцированы, притязания и достижения сплошь и рядом смешиваются. А, следовательно, степень адекватности Образа «Я» можно установить только при изучении одного из важнейших его аспектов -самооценки личности . По мнению М.И.Лисиной, у дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками, а также отношением к самому себе [Чегина, с. 1240]. Д.Б. Эльконин определяет начало формирования самооценки в возрасте старшего дошкольного периода. Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Для 6-леток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка К 7-летнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается [Бузарова, с. 234]. Именно самооценка в этот период является одним из новообразований личности ребенка. Если же самооценка понимается как «психическое образование, которое предполагает, прежде всего, сознательное понимание и оценивание своих поступков, качеств, возможностей», то сроки ее появления могут отодвигаться вплоть до подросткового возраста (Б.Г. Ананьев). К школьному возрасту, при определенном содействии взрослых, у ребенка возникает способность оценивать свои психические качества на уровне осознания причин собственных успехов и неудач [Рябышева, с. 84]. От того, как окружающие относятся к ребенку, зависит и его отношение к самому себе. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива. Способность реагировать на себя с точки зрения других развивается в общении со взрослыми и сверстниками, а также в коллективной деятельности. Появление подлинной самооценки, т.е. устойчивого, внеситуативного отношения к себе, Л.С. Выготский связывает с кризисом семи лет. Он писал: «Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к семи годам возникает ряд сложных образований...». Однако, по мнению других исследователей, нельзя считать, что до кризиса семи лет ребенок себя не осознает и совсем не оценивает. Осознание носит недифференцированный характер и отличается общими чертами: «я — самый сильный», «я — самый умный» и т.д [Фатуллаева, с. 69]. Правильно сформированная самооценка выступает, как определённое отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. По мнению М. Феннел, самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе, представляет собой сложный по психологической природе феномен. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека, т.е. становится адекватной самооценкой [Слизкова, с. 184]. По мере развития дети учатся понимать себя, своё «Я», давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент «Я» и называется самооценкой. Она является ядром самосознания [Слизкова, с. 185]. В работах отечественных психологов Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. В. Захаровой, А. И. Липкиной и др. самооценка определяется как важнейшее личностное образование, автономная характеристика личности, формирующаяся при активном участии самой личности и отражающаяся качественное своеобразие ее внутреннего мира. Самооценка выступает необходимым условием организации субъектом своего поведения и деятельности [Кисова, с. 704]. Российские исследователи в области педагогики и психологии (Л. С. Выготский, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова, НВ. Нижегородцева, В. Д. Шадриков и др.) установили, что изменение положения ребенка в системе отношений с социумом в связи с предстоящим обучением в школе обуславливают преобразование личности ребенка, его самосознание. Сензитивным для развития самосознания является период перехода ребенка от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту, так как обеспечивает постепенное вхождение дошкольника в новую социально-образовательную ситуацию, благодаря коммуникативному взаимодействию. Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок в онтогенезе, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой «образ Я», присваивает и созидает культурные ценности, обретает круг значимых людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия [Павкина, с. 83]. Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к определению «образа я». Безусловно, видение проблемы каждого исследователя различно, но есть и общее в подходах: образ себя – это такая система отношений с окружающими людьми, в которой человек идентифицирует себя........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: