- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Влияние семейных отношений на формирование семейной идентичности личности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007389 |
Тема: | Влияние семейных отношений на формирование семейной идентичности личности |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ...................................................................................................................... 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы семейной идентичности .................................................................................................... 1.1 Психологический анализ понятия «семейная идентичность»: тезаурус, критерии диагностики ............................................................................................. 1.2 Понятие о здоровье и его виды: соматическое, психическое и психологическое ........................................................................................... 1.3 Влияние семейных отношений на формирование семейной идентичности личности ........................................................................................................ 2. Эмпирическое исследование семейной идентичности студентов педагогического колледжа ............................................................................ 2.1 Организация и методика исследования.......................................................... 2.2 Результаты констатирующего эксперимента ................................................... 2.3 Психолого-педагогические рекомендации сопровождения студентов с нарушениями семейной идентичности ....................................................................... Заключение ................................................................................................................ Список использованных источников и литературы .............................................. Актуальность темы исследования. Семья относится к числу таких социальных институтов, социальных групп, составляющих базис общества, интерес к которым во все времена носит неизменный характер. Семья как социальный институт оказывает значимое влияние на общество в целом, перспективы и проблемы его развития, а как малая группа на индивида, в частности, на его формирование в разных направлениях: социальном, культурном, психологическом. Влияние семейных отношений на психическое здоровье человека любого возраста является доказанным в психологической науке. При всей значимости этой взаимосвязи меняются особенности семейного общения, связанные с кризисным обществом, изменением ценностей общества и отдельных индивидов, критериев эффективности и успешности. Проблематика обращения психологов к изучению вопроса семейной идентичности не случайна, так как идентичность является важнейшим показателем психологического здоровья индивида. Э.Эриксон считал, что именно в юношеском возрасте идентичность во всех показателях должна достигнуть максимального значения, в том числе и семейная идентичность. Вопрос о психическом или психологическом здоровье или нездоровье связан с определением его критериев и показателей. В рамках психологической науки психологическое здоровье связывается адекватностью и интенсивностью реагирования на стимулы социальной среды, а также с субъективным благополучием личности. Общее представление о роли личности в формировании здоровья (нездоровья), в том числе психологического, мы связываем с концепцией саморегуляции личности Б.С. Братуся, объединяющей мировоззренческий базис обоих подходов. Ведущая роль отдается факторам социальной среды, определяющий мотивационно-смысловые особенности личности, психофизиологические реакции и особенности организма принимаются во внимание как контролируемые личностью параметры. По Л.Б. Шнейдер, структурирование идентичности означает определенную целостность и упорядоченность развертывания идентичности как феномена функционального и экзистенциального бытия; нарушение этих условий определяется как кризис идентичности, проводящий к состояниям дезадаптации. Поэтому вектор представляемого психологического исследования задается в направлении которых анализируется феномен идентичности как важная характеристика состояний адаптации/дезадаптации и психического здоровья. Задача исследования семейной идентичности студентов представляется достаточной сложной ввиду дефицита методов исследования семейной идентичности. Зачастую в зависимости от фокуса, на который направлен взгляд исследователя, каждый автор по-своему отбирает методы для изучения семейной идентичности. Обычно данные методы опираются на методы исследования семьи, а также ряд методов, направленных на изучение личностной идентичности. Затрагивая тему идентификации и идентичности личности, можно говорить о таких именах, как Дж. Герберт Мид, А. Гидденс, В.А. Ядов, которые и той или иной степени касались данной проблематики и, при всем разнообразии их подходов, формировали и укрепляли границы этой области знания. Социологическая интерпретация проблемы социальной идентификации как процесса связана с работами таких классиков социологии, как К. Маркс, Э. Дюркгейм, П. Бурдье. Таким образом, семейная идентичность нами рассматривается с позиции фактора одного из важных факторов психологического здоровья студентов. Проблема исследования: выявить взаимосвязь показателей психологического здоровья и семейной идентичности студентов. Объект исследования: критерии психологического здоровья студентов. Предмет исследования: семейная идентичность личности. Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать взаимосвязь показателей психологического здоровья и семейной идентичности студентов. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что наличие семейной идентичности, проявляющееся в ощущении принадлежности личности семье, выступает как фактор психологического здоровья (наличие высокой самооценки, чувства собственного достоинства, безопасности, отсутствие тревожности). В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие его задачи: 1. Проанализировать сущность понятия «семейная идентичность» в аспекте тезауруса и критериев ее диагностики. 2. Рассмотреть проблему здоровья, выделить виды: соматическое, психическое и психологическое. 3. Выявить взаимосвязь влияния семейных отношений на формирование семейной идентичности личности. 4. Эмпирически исследовать феномен семейной идентичности студентов педагогического колледжа и ее взаимосвязь с психологическим здоровьем. 5. Разработать психолого-педагогические рекомендации сопровождения студентов с нарушениями семейной идентичности. Методологические основы исследования: проблема идентичности в отечественной науке рассматривалась А.И. Антоновым, В.М. Медковым, М.С. Мацковской, С.И. Голод, A.A. Клецин, Т.А. Гурко, О.М. Здравомысловой и др. Социологическая интерпретация проблемы социальной идентификации как процесса связана с работами таких классиков социологии, как К. Маркс, Э. Дюркгейм, П. Бурдье. Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: проективная методика «Моя семья», .......................... Этапы исследования: На первом, поисково-подготовительном, этапе (сентябрь, 2017 г.) осуществлялись выбор темы и формулировка проблемы исследования, изучалась психолого-педагогическая литература; определялись предмет, гипотеза, этапы, задачи и направления исследования; разрабатывался план эмпирического исследования. На втором, теоретико-проектировочном, этапе (октябрь-декабрь, 2017 г.) продолжалось изучение научно-педагогической литературы по проблеме исследования, уточнялись теоретические положения, составляющие основу исследования. На этом этапе проводилось эмпирическое исследование. На третьем, экспериментально-обобщающем, этапе (январь-март, 2018 г.) проводилось исследование в ходе которого осуществлен анализ идентичности студентов; обобщались данные апробирования основных положений выпускной квалификационной работы; формулировались выводы; осуществлялось текстовое оформление материалов исследовательской работы. Научная новизна исследования: выявлена и экспериментально обоснована взаимосвязь влияния семейных отношений на формирование семейной идентичности личности. Теоретическая значимость исследования: - проанализирована сущность понятия «семейная идентичность» в аспекте тезауруса и критериев ее диагностики; - рассмотрена проблема здоровья, выделены ее виды: соматическое, психическое и психологическое; - проанализирована взаимосвязь влияния семейных отношений на формирование семейной идентичности личности. Практическая значимость исследования: выявлены и экспериментально обоснованы уровни психологического здоровья (наличие высокой самооценки, чувства собственного достоинства, безопасности, отсутствие тревожности) в зависимости от наличия идентичности семьи. База исследования: Эмпирическое исследование выпускной квалификационной работы проводилась на базе ГБПОУ Сибайский педагогический колледж, г. Сибай Республики Башкортостан. Апробация результатов выпускной квалификационной работы была осуществлена путем публикации статьи «Превенция асоциального поведения учащихся: теоретико-методлогические основы»/ Илишевские чтения» сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции». Сибай 24.11.17.; а также в сборнике научно-практической конференции «Неделя науки-2018» г. Сибай. Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы семейной идентичности 1.1 Психологический анализ понятия «семейная идентичность»: тезаурус, критерии диагностики Проблема идентичности и определение психологических оснований ее изучения актуальны не только по причине отмечаемого исследователями кризиса идентичности современного человека, но и в связи с насущными психотерапевтическими задачами. По мнению М.В. Заковоротной, понятие идентичности стало одной из главных тем общественной мысли XX столетия. Л.В. Середа справедливо отмечает, что в «современную эпоху термин “идентичность” может претендовать на исключительную релевантность». Во-первых, следует иметь в виду стремительные социальные изменения, которые приводят к тому, что тождественность, устойчивость и непрерывность личностного опыта, составляющие суть идеи идентичности, начинают осмысливаться как проблема. Во-вторых, имеются методологические основания, акцентирующие понятие «идентичность» в современную эпоху. Как метапонятие идентичность охватывает одновременно онтологию и рефлексию, но одновременно с этим для научных исследований необходима конкретизация этого понятия, поскольку при анализе его содержания возникает ряд серьезных проблем. Поэтому нам представляется достаточно важным не только анализ содержания понятия «идентичность» в рамках существующих исследовательских парадигм, но также и поиск его первоначального значения до того, как данная тема стала объектом исследования в прикладных проектах. Это не только дань традиции. Необходимо учитывать как диалектическую природу самого объекта исследования, так и многозначность самого слова. О.Н. Павлова справедливо замечает, что проблемы возникают уже «при попытке сопоставить происхождение термина со смыслом, вложенным в это понятие». Итак, обратимся к анализу термина «идентичность». Понятие «Идентичность» (англ. Identity) –впервые ввел в научный оборот З.Фрейд выдвинувший суждение о единстве личностной и культурной идентичности, которые берут свое начало в прошлом народа. Однако в дальнейшем более глубоко раскрыл это понятие, как целостность личности, тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я - тот же самый). Слово «идентичность» (identitas) происходит от классического латинского «idem», означающего «тот же самый». В буквальном переводе «identity» имеет два значения: узнавание и отождествление. В русском языке слово «идентичность» появляется с 60-х гг. XIX в., до этого периода употреблялось слово «тождество», означающее соответствие, совпадение с кем- или чем-либо. В философии термин «идентичность» появляется в работах Д. Локка и Д. Юма, и его использование связывают с процессом индивидуализации в эпоху модерна. Термин «идентичность» становится популярным в 50-х гг. в США после появления работ Э. Эриксона. Э. Эриксон, дал детальное описание понятия идентичность, рассматривал как процесс, сосредоточенный в сущности человека и культуры, к которой данный индивид принадлежит. Фактически идентичность - это определенная форма соответствия человека и культуры. В дальнейших работах, где автор разрабатывает это понятие, оно стало включать такие смыслы, как «быть независимой личностью»; «обладать последовательностью характера»; «быть способным к солидарности с идеями группы»; «быть в ладу со своим телом»; «чувствовать себя удобно с тем, кто и что ты есть». Отметим, что по крайней мере два определения идентичности, данные Э. Эриксоном, достаточно точно описывают это понятие. Во-первых, идентичность определяется как субъективное ощущение тождества и целостности своей личности, возникающее спонтанно, неожиданно, как узнавание своей сущности. Во-вторых, идентичность понимается как результат переживания и осознания своей принадлежности к определенной социальной группе посредством противопоставления существованию других групп . И все же термин «идентичность» используется Э. Эриксоном в различных значениях. Он понимает под ним и сознательное чувство уникальности индивида (самобытность), и бессознательное стремление к непрерывности жизненного опыта, и солидаризацию с идеалами группы. В последующем этот термин начинает приобретать еще более широкий спектр значений: самоопределение, самобытность, психофизиологическая целостность, непрерывность опыта, постоянство во времени (относительное или сохраняемое в ходе изменений), психологическая определенность, само-регулируемое единство, тождественность (с самим собой или среди разнообразия других объектов), самость как подлинность индивида, социокультурное соответствие, самопринадлежность, самореферентность, целостность, степень соответствия социальным категориям, модель различения «Я» от «не-Я», релевантность внутреннего опыта внешнему. Зафиксируем основные смыслы, связанные с понятием «идентичность»: тождество, целостность, определенность, способ различения «Я» - «не-Я», самость, уникальность, непрерывность во времени. Л.Б. Шнейдер, анализируя современные исследования идентичности, выделяет три основных содержания понятия «идентичность»: целостность личности как ее интегративное свойство; степень соответствия человека группе, полу, этносу, роду или другим категориям; самость, подлинность индивида. Другой путь определения идентичности обусловлен диалектической природой самого понятия и связан с использованием метода антиномий. В этом случае содержание понятия раскрывают антиномические пары: постоянство - изменение, тождество - различие, внешнее - внутреннее, неслиянность - нераздельность. В целом можно выделить два контекста, определяющих содержание идентичности: контекст сравнения, определяющий степень соответствия, и контекст развития, задающий постоянство в изменениях. В последнем случае предполагается, что идентичность достаточно пластична, чтобы переносить изменения, сохраняя при этом переживание непрерывности опыта. Иначе говоря, условия, задающие тождественность, относительны и в большей степени предполагают наличие устойчивых отношений или связей, обеспечивающих психологическую непрерывность и целостность личности. Это положение очень четко зафиксировано П. Рикером: «...традиционно в понятии “идентичность” смешиваются два значения: идентичности с самим собой (самость) и идентичности как того же самого». Эта двусмысленность отразилась прежде всего в психологических концепциях личности. Обратимся к комментарию Е.Г. Трубиной по этому поводу: «... идентичность не равна статичной и негибкой идентичности вещей, которая от века обозначалась латинским ibid. Напротив, главный ее смысл - самоотождественность персоны, ею самой устанавливаемые непрерывность и постоянство ее жизни, аналогом чего является латинское ipse. В силу этого традиционному понятию “самость” П. Рикер противопоставляет термин “ipsity”, которому трудно подобрать русский эквивалент, ну, скажем, “самонепрерывность”». Дополнительная трудность в однозначном определении идентичности возникает в связи с тем, что, кроме всего прочего, сам термин соединяет два различных значения. П. Рикер выделяет два латинских корня, образующих слово «идентичность»: «idem» и «ipse». «Idem» как синоним «в высшей степени сходного», «аналогичного», «того же самого» подразумевает некую форму неизменности во времени. Второй корень - «ipse» - связан с такими словами, как «самость» (ipsite), «сущность» (essentia), происходящими от латинского - «бытие». Именно в значении «подлинности», «сущностного Я» реализуется понимание идентичности в работах авторов экзистенционального направления. Анализируя идентичность, необходимо также учитывать условность границ личности, внутри которых можно фиксировать «самотождественность и постоянство». Эта условность границ «Я» показана еще У. Джеймсом. В частности, Л.Б. Шнейдер пишет о том, что идентичность является константной только в силу своей психологической определенности и целостности. Многие современные исследователи ставят вопрос о возможности существования идентичности как таковой. Так, в работах П. Бергера и Т. Лукмана тождественность противопоставляется целостности. Авторы полагают, что в современном обществе идентичность открыта для любого внешнего воздействия, поэтому возникает ситуация «отказа от идентичности» ради сохранения целостности личности . И. Гоффман обратил внимание исследователей на тот факт, что при обретении идентичности человек вынужден решать сложнейший вопрос о том, как можно балансировать между двумя иллюзиями - обычностью и уникальностью собственной личности. Для И. Гоффмана проблема идентичности - это проблема возможности ее существования вообще. Семейная идентичность имеет уникальную особенность, с одной стороны, член группы идентифицирует себя со своей семьей, т.е. с группой. С другой стороны он остается индивидуален, и здесь личностная и социальная идентичность вступают в симбиоз. Так же семья, это ближайшее окружение человека, в которой он растет, развивается, и дает человеку основание для формирования новой идентичности, устойчивых оснований своей социальной жизни. Это единственный источник эмоциональной опоры для ее членов. Семья является первой группой в которую попадает человек.[Леш К. Семья – убежище в бессердечном мире // США: Проблемы семьи. М.: АН СССР. ИНИОН. Центр по изучению пробл. народонаселения экон. фак. МГУ, 1990. С. 93 - 102].И несмотря на то, что за последние 10-15 лет в нашей стране произошли радикальные изменения как экономического, так и социально-политического характера, затронувшие общество в целом и каждого отдельного человека в частности человеку необходимо иметь устойчивые групповые связи, он испытывает острую потребность в отождествлении себя с некоторой стабильной социальной группой, в России такой группой является семья, общность к которой принадлежит человек, в которой он может чувствовать себя уверенно и безопасно. [Ю. В. Филиппова Семейная идентичность и трансформация семейных ценностей в современной России] Существуют аспекты семейной идентичности которые выделил Лукьянченко Н.В. это: структурный аспект семейной идентичности, оределяющий состав семьи и её членов, совокупность их взаимоотношений, а так же то место, в котором видит себя человек в семье. Эмоционально-оценочный аспект представляющий собой совокупность взглядов, суждений, позиций человека в отношении собственной семьи, эмоционально-оценочный компонент идентичности представлен множественными терминами, какими как самооценка, самоотношение, самоуважение, самопринятие в совей семье и пр. Когнитивный аспект идентичности представляет образ себя, который может рассматриваться с субъект-объектной и субъект-субъектной позиции (Сарджвеладзе Н.И., 1989). «Я» как бы дистанцируется от себя, объективируется, оценивается. Семейная идентичность может рассматриваться как важнейшая часть психологического основания позиционирования человека в социуме и его жизнедеятельности. Семейная идентичность в нашем понимании есть особая форма личностно-групповой идентичности, которая имеет интегративную роль, является способом ассимиляции социального опыта в важнейшей сфере жизнедеятельности человека. Она обеспечивает механизмы регуляции позиционирования и самопроявления индивидов в качестве членов семьи. Семейная идентичность есть субъективный образ принадлежности к семейной группе, отражающий характеристики группы и своего функционирования в ней на содержательном (когнитивном), содержательном (ценностно-смысловом) и эмоционально-оценочном уровнях. [Исследование семейной идентичности женщин, находящихся в местах лишения свободы Лукьянченко Н. В., Новикова Е. А.] Иными словами, семейная идентичность - это тот совместный багаж представлений, планов, взаимообязанностей, намерений, воспоминаний, который характеризует семейное "Мы". "Я" ребенка первоначально наполняется содержанием именно в рамках этого семейного "Мы". Вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения и формирование его "Я" и "Мы" идентичностей зависит от конкретных особенностей семейной структуры. Резюмируя можно сделать следующие выводы: Теоретическое и методологическое значение понятия «идентичность» связано с его многомерностью как социально-психологического феномена, обеспечивающего человеку форму присвоения и непрерывности переживания опыта, а также психологическую определенность. Семейная идентичность предполагает идентификацию себя с группой(семьей), при этом он остается индивидуален, т.е. происходит соединение личностной и социальной идентичности. Семейная идентичность это важнейшая часть психологического основания позиционирования человека в социуме и его жизнедеятельности. Многие исследователи полагают, что институт семьи в последние десятилетия претерпевает множественные изменения, однако взгляд на данные изменения может разниться у каждого автора. Высказываются опасения относительно неправильно строящейся модели расшатывающимися нормами семейного устройства, что может приводить к повышению социального риска у них. Но при этом исследуется, прежде всего, объективная картина семьи. К примеру, в исследовании С.О. Докучаевой показано, что в неполных семьях дети не наблюдают модели супружеских отношений, и женщины, пережившие развод родителей в детском возрасте, в своей супружеской жизни также чаще переживают развод. О.А. Карабанова пишет о «наметившихся за последнее десятилетие тревожных тенденциях, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи». Из опасений относительно изменяющихся структурных характеристик модели семьи делаются предположения о возможных трудностях в формировании картины своей семьи у детей, растущих в условиях таких изменений. Несмотря на количество предположений по данному поводу, исследований связи между особенностями переживания подростком своей принадлежности к семье и типом семьи, в которой он живет, не проводилось до сих пор. Результаты данного исследования показывают, что предположение о существовании такой связи не соответствует действительной ситуации. Различий по особенностям семейной идентичности между группами в зависимости от типа семьи, в которой воспитывается подросток, получено не было. Можно различить две реальности семьи: объективную, отражающую, в частности,состав семьи, и субъективную – т. е. переживание своей принадлежности к семье, в том числе, принятия со стороны семьи, придания ей ценности, стремления быть вовлеченным в жизнь семьи и готовность к открытости внутрисемейных коммуникаций, проработанности образа семьи и интереса к истории семьи........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: