VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Влияние родителей на формирование личности ребенка младшего школьного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000200
Тема: Влияние родителей на формирование личности ребенка младшего школьного возраста
Содержание
     
Министерство образования и науки РФ 
 «Нижневартовский  гуманитарный  университет»
Факультет педагогики и психологии


     	Влияние родителей на формирование личности ребенка младшего школьного возраста




Выполнила: Измайлова И.Г.
                                                  Направление:НО 3курс31 группа





Нижневартовск
2015 год.

     
Введение
     
     Проблема развития личности является всегда актуальной. Формирование личности зависит от многих факторов окружающего мира. Особенно важным агентом, влияющим на развитие человека является семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в развитии основную, долговременную и важнейшую роль. В большей степени она оказывает влияние на ребенка. Младший школьный возраст - это самоценный период, наиболее благоприятный для формирования личности. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли. Семейная обстановка и опыт полученный в семье способствует когнитивному и социальному развитию ребенка младшего школьного возраста.
     Влияние родителей на формирование личности ребенка младшего школьного возраста является актуальной проблемой, т.к. на современном этапе развития общества очень важно осознание ценности данного возраста, необходимо учитывать все аспекты влияющие на развитие личности, в особенности такой важный для ребенка институт как семья. Именно в младшем школьном возрасте помимо родителей появляется еще один важный взрослый человек - учитель. Личность учителя является очень большим для ребенка авторитетом. Для многих детей становится идеалом, и в своих ответах на вопрос «кем они хотят быть?» маленькие дети отвечают : «учителем». Еще чаще они называют учителя, если их просят назвать самого красивого человека, самого умного или самого хорошего. Учитель пользуется у детей не только сильным влиянием, но и продолжительным, притом в исключительно благоприятных для воздействия условиях : он ежедневно несколько часов сплошь находится в центре детского внимания, притом в качестве воспитывающего авторитета. Совершенно ясно, что личность и педагогическое искусство учителя имеют исключительное значение для воспитания детей в данном возрасте : поведение детей, их знания, образ мыслей и т. д. В этом возрасте испытывают исключительно большое влияние со стороны учителя. Исходя из вышеперечисленного можно отметить, что авторитет родителей для ребенка младшего школьного возраста значительно снижается, а на первый план выходит личность учителя. В связи с этим меняется поведение и отношение ребенка к окружающим людям.
     Данная работа может быть практически значимой, потому что эта проблема в научной литературе недостаточно раскрыта.
     Целью данной курсовой работы будет влияние родителей на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.
     Объект - детско - родительские отношения.
     Предмет - значение семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста.
      В зависимости от цели можно выделить и основные задачи исследования:
     -Проанализировать понятие семья, функции семьи.
     - Выделить основные стили и методы воспитания.
     - Проанализировать влияние на формирование личности ребенка других членов семьи.
     -Выявить ценность семьи для ребенка младшего школьного возраста.
     -Обозначить основные возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста.
     
1.Влияние семьи на развитие ребенка
     
     1.Семья. Функции семьи
     
     В психологии главное внимание обращено на межличностные отношения в семье. При определении понятия семья и функций, которые она выполняет, суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов[13.].
     Семьей называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу, семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую общую исторически определенную организацию. Под функциями семьи понимается способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. В связи с этим, функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями личности в принадлежности к семейной группе[20.].
     Ниже приведен список основных функций, которые чаще всего психологи приписывают семье:
     1. Порождение и воспитание детей[13.]. Данная функция связана в удовлетворении потребности в детях. Семья дает первичную социализацию ребенку, учит его жить среди людей, вырабатывает первичные навыки и образцы поведения[24.].
     2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества.
     3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.
     4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.
     5. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
     6. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
     7. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними. В семье общаются люди социально и психологически близкие, они более деликатные, уважительно относятся к личности.
     8. Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
     9. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
     10. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
     11. Рекреативная функция - охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний. Повседневным рекреативным институтом является семья. Здесь люди получают физическую, моральную, материальную и психологическую помощь друг от друга[13.].
     Опираясь на вышеопределенные функции, можно сказать, что семья является важнейшим институтом для развития и воспитания личности ребенка. Именно в семье закладываются основы личности, формируется система ценностей и отношений между людьми.
     
     1.2 Влияние родителей на формирование личностных качеств ребенка.
     
     Семья играет очень важную роль в жизни любого человека. От отношения родителей к ребенку зависит дальнейшее формирование его личностных качеств. Этот процесс во многом зависит от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно, с точки зрения его воспитания и развития, проявляются родительские позиции[29.].
     У детей очень много потребностей, но ограничимся характеристикой только основных. Первая из них - это потребность в эмоциональном контакте. Чтобы у ребенка" было хорошее самочувствие, правильно протекало психическое, физическое и социальное развитие, он должен чувствовать, что воспитывающие его люди радуются его существованию, проявляют к нему доброжелательность, сердечность. Отношение взрослых людей дает детям возможность чувствовать себя уверенно и в безопасности.
     К существенным потребностям ребенка следует отнести постоянный контакт с родителями, их активное присутствие и частое общение. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни родителей. Таким образом возникает взаимосвязь между ребенком и родителями, обязательная дляэмоционального ,умственного  и социального развития ребенка.
     Воспитание у детей чувства самоутверждения благоприятно влияет на развитие у них, самостоятельности, активности, открывает возможности к творческим поискам.
     Ребенок плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают. Вера в себя, способность к здравой самооценке основывается у детей в первую очередь на мнении других людей, прежде всего отца и матери, затем братьев, сестер и товарищей - своих ровесников.
     Когда родители часто говорят ребенку, что считают его глупым и неспособным, то он может действительно почувствовать себя таковым, а от постоянной критики будет склонен ощущать свою неполноценность.
     Если родители замечают старание ребенка что-то сделать, относятся к нему серьезно, учитывают его возрастные возможности, то у него развивается вера в свои силы, которая в будущем даст ему энергию для раскрытия себя как личности на пользу общества.
     Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных качеств личности.
     Удовлетворение основных потребностей в детстве имеет громадное значение еще и потому, что это определяет как направление в развитии личности, так и путь к социальной зрелости.
     Рассматривая основные типы родительских позиций, необходимо иметь в виду влияние каждой из них на формирование поведения и определенных качеств личности ребенка Для понимания этого влияния надо осмыслить особенности поведения ребенка с учетом определенной родительской позиции. Особенно внимательно надо отнестись к тем чертам личности, которые наиболее характерны для ребенка.
     Попытаемся определить основные качества личности, которые формируются у ребенка под влиянием родительских позиций. Следует отметить, что характеристики этих качеств полностью не могут отразить состояние личности ребенка, они лишь преследуют цель указать на тенденции и направления, в которых может протекать формирование поведения детей
     Позиция отвержения способствует формированию у ребёнка таких качеств, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность, затрудняет из-за замедленного развития их общение с детьми и взрослыми. Могут даже появиться физические отклонения, такие, как тучность и невроз.
     Когда отец и мать искренне любят ребенка, создают в доме атмосферу доброты, покоя, взаимного внимания, у ребенка устанавливается прочная эмоциональная связь с родителями, у него формируются чувства привязанности и умение выражать свои эмоции. Дети в таких семьях обычно бывают веселыми, дружелюбными, милыми, сочувствующими, а благодаря ощущению безопасности - смелыми и отважными.
     Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Подобные люди легче поддаются асоциальному влиянию. Они непостоянны в своих планах, неспособны к объективным оценкам, склонны к хвастовству и бахвальству. Они могут чувствовать себя преследуемыми, проникаясь жалостью к себе. Чаще всего они неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.
     Позиция взаимодействия, как правило, приводит к тому, что ребенок становится доверчивым по отношению к родителям, обращается к ним за советом и помощью. Он в основном доволен результатом своих усилий. У него формируются стойкие взаимоотношения и способности к пониманию других людей, он учится брать на себя обязанности, выполнять их, при этом заботиться о членах своей семьи.
     Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.
     Влияние этой родительской позиции оказывается более слабым, если ребенок способен бунтовать против родителей, опираясь при этом на хороший контакт с ровесниками, одобряющими его поведение. В таких случаях дети теряют порой самообладание и бывают весьма уязвимы для самых нежелательных влияний.
     При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.
     Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызвать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, несдержанность, дерзость, чрезмерную требовательность, а с другой стороны - беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни, вплоть до психического заболевания.
     Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях. Чаще всего он стремится преодолевать встречающиеся трудности, не бросает начатой работы, не отказывается от выполнения сложных заданий.
     Семья является главной воспитывающей средой, и поэтому она несет ответственность за нарушения в поведении ребенка. Многие психиатры считают первоочередной причиной этих нарушений эмоциональный климат в семье.
     Нарушение эмоциональных отношений и дисгармонии семейной жизни может усилить отклонения в поведении больного ребенка, и, наоборот, добрые, сердечные отношения могут оказывать терапевтическое воздействие и способствовать его полному выздоровлению.
     Следовательно, динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности. Поэтому важным средством в предупреждении различных неприятностей в жизни семьи должен стать своевременный диагноз, выявляющий дисгармонию в эмоциональных взаимоотношениях отдельных членов семьи.
     Вслед за диагнозом необходимы осмысление причин, создавших тяжелую ситуацию, и выбор воспитательных методов, которые помогут оздоровить семейный климат. Разумеется, как диагнозом, так и «лечением» должны заниматься только специалисты[15.С.102-107.].
     
     1.3 Детерминанты воспитательного процесса
     
     Социализация - это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, учителя, телевидение и другие СМИ[21.]. Все они могут оказывать на ребенка большое влияние, однако семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре[11.]
     Влияние отношения родителей к детям на особенности их психосоциального развития, носит многообразный характер. Семья с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям, у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, внимательность, самостоятельность, инициативность .Им свойственно более адекватное осознание образа «я», его целостность[25.].
     Ребенок, воспитывающийся в семье, в которой личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Эта подготовка осуществляется в какой-то степени по-разному в отношении мальчиков и девочек. Дети в основном перенимают позицию и манеру поведения у тех людей, с которыми они эмоционально больше связаны.
     Стиль и методы воспитания, используемые каждым родителем, являются функцией от множества взаимозависимых факторов. Японские родители, в отличие от американских, считают необходимым в воспитательных целях пристыдить ребенка. В американской культуре, в некоторых ее субкультурах и социальных группах, родители склонны использовать физическое наказание детей за непослушание, тогда как в других социальных группах родители прибегают к нему крайне редко. Еще одним фактором, влияющим на выбор методов воздействия, является уровень развития ребенка. В общем, чем старше становится ребенок, тем реже родители используют физическое наказание, а такое физическое проявление любви, как ласка, все чаще заменяется иными способами выражения любви и одобрения. С совершенствованием речевых навыков ребенка растет эффективность применяемых родителями словесных указаний, разъяснений и рассуждений. Чем более вразумительно говорит ребенок, тем более эффективным становится реагирование родителей на его требования внимания и просьбы о помощи.
     На воспитание важную роль оказывают личностные качества и убеждения родителей. Стиль воспитания и используемые дисциплинарные методы с неизбежностью отражают личностные качества родителей и систему их убеждений. Эмоционально зрелые, хорошо адаптированные родители скорее всего будут реагировать на проявление ребенком своих потребностей с большими чуткостью и вниманием, чем родители, менее благополучные в психологическом плане; такое воспитание способствует развитию эмоциональной устойчивости, независимости, социальной компетентности и интеллектуальных навыков. Уверенные в себе родители с большим доверием относятся и к другим людям, они убеждены, что способны контролировать происходящее с ними, в отношениях со своими детьми проявляют теплоту, принятие и отзывчивость.
     Влияние личностных особенностей родителей на воспитательный процесс наглядно иллюстрирует пример взаимодействия родителей, страдающих депрессией, со своими детьми. В своей семье депрессивные матери создают обстановку конфликтных, враждебных, равнодушных отношений, которые отрицательно сказываются на развитии. В то время как некоторые негативные последствия, наблюдаемые у детей депрессивных женщин, по всей видимости, обусловлены генетически, наличие у этих детей расстройств, не связанных с депрессивной симптоматикой, - агрессивного поведения, нарушения внимания, плохого уровня социальной компетентности - указывают на отрицательное влияние условий, созданных депрессивным родителем. Депрессия родителя проявляется в разнообразных домашних ситуациях, что повышает уровень риска развития у ребенка поведенческих нарушений. В одном из недавних исследований изучалось чувство ответственности ребенка; было обнаружено, что дети матерей, страдавших депрессией, в 5-6-летнем возрасте чаще, чем дети из нормальных семей, брали на себя ответственность за чувства других людей, а в 7-9-летнем возрасте делали это реже. Эта ярко выраженная закономерность наводит на мысль о том, что у детей депрессивных матерей нарушается развитие чувства ответственности. Возможно, что депрессивные матери возлагают эмоциональную ответственность на своих детей в возрасте слишком раннем, чтобы они могли эффективно реагировать на эмоции других людей.
     Помимо личностных особенностей на формирование стиля дисциплинирования в значительной мере влияют представления родителей о мотивации и способностях pe6eнкa. Пытаясь социализировать своих детей таким образом, чтобы они успешно адаптировались в обществе, родители обычно оценивают их действия как хорошие или плохие, зрелые или незрелые, желательные или нежелательные.
     Некоторые родители уверены, что ребенок конструктивен и адаптирован в своем познании мира через экспериментирование. Они беседуют с детьми и задают им множество вопросов, таким образом побуждая их к размышлению и рассуждению. Более того те кто убежден в естественной одаренности ребенка, в его способности к быстрому обучению, полагают, что по отношению к ребенку не следует быть жестко директивными. Родители же, которые считают, что дети пассивны в своем познании мира, напротив, используют наставления и указания, которые в меньшей степени способствует когнитивному развитию. На взаимодействие родителей с детьми влияет социальная направленность родителей , их обобщенные представления о людях. Родители, подчеркивающие значение психологических характеристик, мотивов и чувств - в отличие от тех, кто рассматривает людей с точки зрения их внешнего вида, рода занятий или положения в обществе, склонны использовать личностно - ориентированные дисциплинарные методы. Такой подход способствует развитию познавательных навыков ребенка, его чувства личной ответственности и автономности.
     Таким образом, представления родителей о поведении и мотивации ребенка, их убеждения, мнения и социальная направленность являются важнейшими детерминантами воспитательного процесса.
     Принцип взаимного влияния наглядно иллюстрирует отношения между родителем и ребенком: темперамент и особенности ребенка влияют на качество и количество внимания, которое ему уделяют, так же как методы воспитания, к которым прибегают родители, влияют на личностные характеристики ребенка. Матери 4-8-летних детей с относительно низким уровнем самоконтроля - детей, которые задают очень много вопросов и менее склонны следовать указаниям, чем дети со средним уровнем самоконтроля, - используют более строгий контроль, дают больше указаний и чаще критикуют.
     Взаимное влияние родителей и детей можно объяснить через концепцию верхней и нижней границ допускаемого родителями поведения. Если поведение ребенка выходит за эти рамки, родитель пытается его скорректировать. Например, если агрессивность ребенка вышла за пределы толерантности родителей к агрессии, они накажут его и постараются умерить его агрессивные побуждения. Те же родители могут поощрять излишне робкого ребенка действовать более решительно[21.С.394-400.]. .
     Таким образом можно сказать, что через процесс социализации происходит присвоение ребенку определенных правил поведения, навыков, ценностей. Главным агентом социализации выступает семья. Стиль воспитания, использующийся родителем, определяется системой их убеждений, а также представлениями родителей о мотивации и способностях ребенка.
     
     1.4 Методы воспитания и их эффект
     
     Практически у всех родителей есть ясные или смутные идеальные представления о том, какими должны быть их дети, т. е. какие знания, нравственные ценности и формы поведения они должны усвоить в процессе развития. Пытаясь воплотить в детях эти идеальные образы, родители пробуют разнообразные стратегии, поскольку для достижения каждой цели необходимы свои методы. Используя эти дисциплинарные воздействия, родители пытаются привести в соответствие с собственными и/или общественными ценностями и нормами поведения действия ребенка не только дома или под присмотром, но и в одиночестве. Фактически задачей социализации можно считать развитие у ребенка саморегуляции. To есть конечной целью применения дисциплинарных методов служит формирование у ребенка внутренней мотивации, собственного желания вести себя социально приемлемым образом. В этом разделе рассмотрим четыре широко используемых способа регуляции поведения: подкрепление, наказание, индукцию (или рассуждение) и подражание (и идентификацию).
     Подкрепление
     Подкрепление (или награда) может быть социальным (похвала, ласка) или несоциальным (подарки, послабления). Для маленьких детей подкрепление наиболее эффективно, если происходит непосредственно после демонстрирования желательного поведения, таким образом чтобы связь между действием и наградой была очевидной. Для старших детей незамедлительность получения награды, вероятно, не столь существенна, поскольку они в большей степени способны к отсрочиванию получения желаемого и к пониманию связи между своим поведением и следующей через некоторое время наградой.
     Внешние награды следует использовать с осторожностью, особенно если поведение ребенка спонтанно, внутренне мотивировано, так как при определенных обстоятельствах подобные награды в действительности могут снизить интерес ребенка к поощряемой деятельности. Это было продемонстрировано в эксперименте, в котором детей награждали за рисование фломастером, к чему они сами имели высокую мотивацию и проявляли большой интерес; впоследствии это занятие привлекало их гораздо меньше. Наиболее эффективными являются награды, отвечающие принципу минимальной достаточности, который гласит, что наиболее эффективными средствами долговременного изменения поведения ребенка являются награды, необходимые и достаточные для того, чтобы ребенок усвоил новое поведение. Иными словами, награда должна помочь привлечь ребенка к новому способу действий, но не должна становиться столь значимым компонентом ситуации, чтобы ребенок сосредоточивался в первую очередь на ней самой. Минимально достаточные награды в наибольшей мере способствуют интериоризации норм.
     Иногда подкрепление бывает ненамеренным, например когда на детей обращают внимание, если они плохо себя ведут.
     Наказание
     Большинство родителей считают, что в некоторых ситуациях необходимо наказывать ребенка, особенно когда нужно научить его избегать опасностей. Наказание может иметь негативные последствия, однако оно же может с успехом применяться для подавления или пресечения нежелательного поведения, развития самоконтроля и социально приемлемого поведения. Чтобы выполнять эту функцию, наказание должно применяться в соответствии с некоторыми четкими принципами.
     Во-первых, огромное значение имеет временной режим; чем короче временной промежуток между нежелательным поведением и наказанием, тем эффективнее само наказание. Идеальный момент для пресечения неприемлемого действия - еще до его свершения или в самом его начале. Во-вторых, наказание, получаемое от заботливого, любящего родителя, скорее приведет к желаемому результату, чем наказание равнодушного или агрессивного родителя. В-третьих, если цель состоит в подавлении или торможении неприемлемых действий, имеет существенное значение последовательность в применении наказания. Непоследовательность или бессистемность - наказание определенного поведения в одних случаях и игнорирование его в других - скорее всего вызовет закрепление. Родители несовершеннолетних делинквентов и крайне агрессивных мальчиков менее последовательны в своем использовании поощрения и наказания. В-четвертых, согласно принципу минимальной достаточности, строгость наказания за запрещенное действие не должна превышать уровень, достаточный чтобы вызвать послушание. Строгое наказание может привести к следованию нормам в дальнейшем, но в то же время может вызвать возмущение и страх, которые, в свою очередь, приведут к тому, что ребенок откажется принять и усвоить данные нормы. Запреты и наказания скорее всего будут иметь предполагаемый эффект, если будут сопровождаться разъяснениями оснований и причин.
     Во многих семьях и школах эти принципы реализуются в дисциплинарной стратегии, известной под названием «тайм аут», когда совершение запрещенных действий предотвращается тем, что ребенка усаживают в стороне и на короткое время его игнорируют. Это дисциплинарное воздействие осуществляется быстро и спокойно; его причины разъясняются; оно не наносит ребенку ни физического ни эмоционального вреда.
     Индуктивные методы
     Индуктивные методы или рассуждение о проступках зачастую являются весьма эффективными, приводя к стойким изменениям в поведении ребенка. Вот пример направленных на другого человека индуктивных утверждений: «Не кричи на меня, это меня обижает», «Не толкай его, а то он упадет и заплачет». Благодаря использованию этих стратегий «дети сосредоточивают внимание на существующих правилах, которые пытаются внушить родители, а не на тех дисциплинарных способах, которыми родители добиваются их выполнения». Успешное применение индуктивных методов связано с позитивным общением между родителем и ребенком, с пониманием ребенком причин, по которым необходимо следовать нормам и указаниям, и с их интериоризацией.
     Использование родителями индуктивных дисциплинарных методов способствует нравственному развитию ребенка, проявляющемуся и в суждениях, и в поведении, а также формированию способности испытывать вину и стыд. Использование силовых методов, напротив, препятствует интериоризации нравственных ценностей и в действительности может тормозить нравственное развитие. Индуктивные методы, посредством которых внимание ребенка обращается на чувства других людей, эффективно мотивируют ребенка к следованию нормам и правилам, таким как, например, отказ от игры с определенной игрушкой в определенное время.
     Подражание и идентификация
     Родители, которые пытаются внушить определенные правила, регулировать или видоизменять поведение ребенка, сознательно используют методы прямого обучения, такие как подкрепление, наказание и рассуждение. Но это не единственные способы социализации. Очевидно, что огромное значение имеет родительский пример.
     Дети перенимают у родителей стиль поведения, манеры, мотивы, отношения и убеждения посредством подражания и идентификации. Эти процессы не предполагают, что родители целенаправленно обучают ребенка или пытаются влиять на его поведение, и не связаны с тем, что ребенок сознательно обучается. Фактически ребенок зачастую подражает не лучшему поведению родителей.
     Подражание можно определить как простое копирование некоторого вида поведения; идентификация - сходное, но не тождественнее понятие; оно заимствовано из психоанализа и означает более тонкий механизм, посредством которого человек усваивает отдельные характеристики и общие модели поведения другого человека. Фрейд утверждал, что, идентифицируясь с родителями, особенно с родителем того же пола, ребенок приобретает свое «суперэго», или совесть, - усваивает нравственные ценности и нормы, а также формы поведения и отношения, свойственные его полу. Таким образом, через идентификацию маленькая девочка усваивает поведенческие модели и систему отношений, ценностей и интересов, манеры и стандарты своей матери.
     Результаты исследований подтверждают гипотезу о том, что дети в большей степени идентифицируют себя с заботливыми, доминантными и властными родителями. Например, было обнаружено, что дети «теплых» родителей более на них похожи и в большей мере склонны им подражать, чем дети относительно холодных родителей. В семьях с доминированием одного из супругов - где кто-то один принимает решения в большинстве случаев и осуществляет руководство большую часть времени - дети были склонны подражать наиболее влиятельному из родителей.
     Модели и стили родительского поведения
     Дисциплинарные методы, которые используют родители, и сила идентификации с ними ребенка обусловлены особенностями общего процесса взаимодействия родителя и ребенка или стиля воспитания. Диана Баумринд проанализировала связь между родительским поведением и поведением ребенка, введя два параметра - отзывчивости (теплота) и контроля (требовательности) - и выделила следующие типы воспитания: авторитетное, авторитарное, либеральное и отвергающее (пренебрежительное).
     Баумринд начала свое лонгитюдное исследование с дошкольников. Обследовав затем 9-летних детей и их родителей, Баумринд обнаружила свидетельства того, что авторитетный стиль воспитания - сочетающий в себе требовательность, теплоту и отзывчивость - наиболее благоприятен для ребенка. Дети, родители которых придерживались авторитетного стиля воспитания, были наиболее компетентными в социальном плане, отзывчивыми, интеллектуально одаренными, а также более целеустремленными и организованными.
     Дочери авторитарных родителей - требовательных и неотзывчивых - были социально напористы, тогда как воспитание по либеральному и отвергающе-пренебрежительному типу было связано с низкой социальной компетентностью дочерей. Сыновья отвергающих родителей были склонны к доминированию, однако у них отсутствовали лидерские способности, а уровень социальной компетентности был низок.
     Эти результаты наводят на мысль о том, что поведение детей зависит от общей модели родительского воспитания, а не от какого-либо одного параметра и/или дисциплинарного метода. Авторитетный стиль отличается тем, что наиболее благотворно влияет на личность ребенка и его социальное поведение. Баумринд заключает,
     что существует лишь несколько возможностей оптимального воспитания, тогда как отступления от наиболее эффективной модели могут принимать разнообразные формы. Либеральные родители предоставляют слишком много свободы, спрашивают с ребенка слишком мало и дают ему слишком много прав при принятии решений. Авторитарные родители предоставляют слишком мало свободы, спрашивают с ребенка слишком много и дают ему слишком мало прав при принятии решений... Авторитетные родители гораздо лучше, а отвергающе-пренебрежительные - хуже средних родителей.
     Однако, рассматривая результаты этого исследования, следует вновь вспомнить о принципе двунаправленности. Возможно, детей, у которых «легкий» темперамент, - с самого рождения более послушных, общительных и независимых - проще всего воспитывать, придерживаясь авторитетного стиля, в то время как при воспитании детей с «трудным» темпераментом эти методы могут оказаться непрактичными и неэффективными. Хотя предпочтительность авторитетного стиля является установленным фактом, вероятно, не со всеми детьми можно использовать подобные методы воспитания[21.].
     Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что родители, пытаясь присвоить ребенку наиболее важные по их мнению знания, нравственные ценности и формы поведения используют различные стили и методы воспитания. В зависимости от этого формируется личность ребенка.
     
     1.5 Влияние на формирование личности ребенка других членов семьи
     
     У более 80 % американских детей есть сестры или братья. Сиблинги могут оказаться весьма значимыми агентами социализации. Годовалые дети проводят во взаимодействии со своими братьями и сестрами столько же времени, сколько и с матерью (и гораздо больше, чем с отцом). Дети 4-6 лет проводят в компании своих братьев и сестер в два раза больше времени, чем с родителями. Хотя во взаимоотношениях между сиблингами проявляется соперничество или агрессия, маленькие братья и сестры много играют вместе, сотрудничая в игре; проявляя участие, понимание и привязанность; подражая друг; пытаясь помогать друг другу и утешать. Таким образом, можно предположить, что дети оказывают существенное влияние на развитие друг друга.
     Во взаимоотношениях сиблингов дошкольного возраста старшие склонны доминировать, чаще инициируют взаимодействие, чаще дают распоряжения и высказывают предложения. Со своими младшими братьями и сестрами первенцы-мальчики нередко используют методы, основанные на физической силе; а первенцы-девочки склонны, общаясь с малышами, давать им разъяснения, ставить перед ними во.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44