- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Влияние рефлексивных механизмов на выбор социально активных копинг-стратегий безработных
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007321 |
Тема: | Влияние рефлексивных механизмов на выбор социально активных копинг-стратегий безработных |
Содержание
33 Тема: Влияние рефлексивных механизмов на выбор социально активных копинг-стратегий безработных Содержание Введение……… Глава I Теоретические основы изучения влияния рефлексивных механизмов на выбор копинг-стратегий в ситуации безработицы 1.1. Анализ понятия копинг-стратегия в зарубежной и отечественной психологии 1.2. Психологические особенности копинг-поведения в ситуации потери работы 1.3. Понятие рефлексивных механизмов и их влияние на выбор копинг-стратегий безработными. 1.4. Способы преодоления ситуации безработицы Глава II Эмпирическое исследование выбора социально активных копинг-стратегий безработными под влиянием рефлексивных механизмов (на примере центра занятости населения г. Курска). 2.1. Организация и методы исследования. 2.2. Результаты исследования. 2.3. Анализ и интерпретация исследования. Глава III Программа 3.1. Цели и задачи программы 3.2. Характеристика содержания программы 3.3. Апробация программы Введение Актуальность исследования. В современных условиях человеку приходиться сталкиваться с большим числом трудных ситуаций, преодоление которых оказывает влияние на дальнейшую жизнь и нормальное функционирование личности в социуме. Одной из таких трудных ситуаций является потеря работы. Безработица оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье личности, межличностные и семенные отношения, имеет отрицательные последним в виде деструктивных форм поведения, а также ухудшении материального, социального и профессионального статуса субъекта. В связи с этим существует необходимость в разработке программ коррекции, обучения, консультирования, оказания психологической помощи безработным с целью оптимизации преодоления ими данного кризиса с наименьшими потерями, сохранения психического здоровья и нормализации социального функционирования субъекта. Однако недостаточно изученными остаются вопросы, связанные со спецификой индивидуальных способом преодоления стрессовой ситуации, вызванной в связи с потерей работы, а также влияния рефлексивных механизмов на выбор копинг-стратегий преодоления кризиса безработицы. Степень разработанности проблемы. К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимых для проведения специального психологического исследования по данной проблематике. Проблема выбора копинг-стратегий рассматривалась в трудах таких авторов, как А.К. Осницкого, Т.С. Чуйковой, К. Леана, Д. Фельдмана, А.И. Приходько и др. В ходе теоретического анализа литературы, в основу нашего исследования легли такие подходы, как: положения субъектно - деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова); положения системного подхода ( А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов); психологические теории кризисов (Л.С. Выготский, Э.Эриксон, А.А. Осипова); психологические концепции профессионального становления (Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков); теоретические и эмпирические исследования ситуации безработицы (А.К. Осницкий, Т.С. Чуйкова, Д.Фельдман); отечественные подходы к совладению со стрессом и трудными жизненными ситуациями (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова); зарубежные подходы к исследованию стресса и копинга ( Р.С. Лазарус, С. Фолькмен, Р.Х. Мосс). Цель исследования – определить влияние рефлексивных механизмов человека в ситуации безработицы на выбор копинг- стратегий. Объект исследования – выбор копинг-стратегий безработных. Предмет исследования - выбор социально активных копинг – стратегий в зависимости от влияния рефлексивных механизмов безработными. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что на выбор копинг-стратегий в трудной жизненной ситуации, в частности в ситуации безработицы, влияют рефлексивные механизмы личности. Задачи исследования: Осуществить теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. Изучить особенности выбора копинг-стратегий безработными. Анализ феномена рефлексивных механизмов личности. Определить влияние рефлексивных механизмов безработного на выбор копинг - стратегий в ситуации потери работы. Разработать методические рекомендации для построения программ психологической помощи и сопровождения безработных. Методологической основой работы являются общенаучные методологические принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, фундаментальные принципы изучения человека как субъекта деятельности. В нашем исследовании были использованы следующие методы: - теоретические методы (теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); - организационный: сравнительный метод (сравниваются 2 показателя в исследуемой группе). - эмпирические: прямое не включенное наблюдение за поведением группы безработных; констатирующий эксперимент; анкетирование; психодиагностические методы: методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера (адаптированный вариант Т.Л.Крюковой), методика «Индикатор копинг-стратегий» Д.Амирхана (адаптированный вариант Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским), диагностика уровня развития рефлексивности (Методика А. В. Карпова), Методика «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» Н.П. Фетискина. - методы обработки данных:(какой именно). - интерпретационные методы: структурный метод (установление связей между изучаемыми характеристиками психологических феноменов). Эмпирическая база Характеристика выборки Практическое значение Структура работы Глава I Теоретические основы изучения влияния рефлексивных механизмов на выбор копинг-стратегий в ситуации безработицы 1.1. Анализ понятия копинг-поведения в зарубежной и отечественной психологии. Проблема выбора копинг-поведения изучалась в многочисленных работах зарубежных и отечественных психологов. Необходимость обращения к этой проблематике продиктована спецификой поведения человека в трудных ситуациях, которая порой подавляет ведущие формы проявления активности личности. История развития научных подходов, связанных с изучением индивидуальных поведенческих реакций на стресс и трудные жизненные ситуации начинается с конца XIX века. В этот период в рамках психоаналитического направления появилось понятие защитных механизмов в работах 3. Фрейда, изучение которых продолжается и в настоящее время. В 60-х годах XX века появилось новое научное течение - исследования копинг-поведения или совпадающего поведения, первоначально относящееся к сфере изучения защитных механизмов. По мнению Т.Л. Крюковой, многие исследователи, изначально изучавшие адаптивные защитные механизмы стали интересоваться изучением сознательных стратегий, выбираемых личностями, сталкивающимися со стрессовыми или трудными ситуациями . Исследования копинга получили широкое распространение в зарубежной психологии в 70-е годы XX века. Изначально исследования копинг-реакций были связаны с областью изучения экстремальных, чрезвычайных ситуаций, травмирующих жизненных событий. К исследователям, развивающих данное направление, можно отнести Уайта, Хамбурга, Кларка. В течение 70-х и в начале 80-х годов XX века исследователи в основном рассматривали ситуативный контекст, в котором актуализировался копинг. В конце 70-х годов Р. Лазарусом были предложены и развиты идеи о копинге как процессе. Согласно представлениям автора, копинг изменяется во времени в соответствии с контекстом ситуации, в которой он реализуется . В 80-х - 90-х годах XX века теоретические и эмпирические исследования стресса и копинга в зарубежной психологии касались проблемы копинга в области клинической психологии. Таким образом, научная парадигма стресс-копинг появилась в 60-е годы XX века. Активное развитие данной парадигмы в зарубежной психологии началось в 80-е годы XX века, в отечественной психологической науке - с 90-х годов XX века. Понятие «копинг» происходит от английского понятия «to соре» (справляться, преодолевать). Как отмечает T.Л. Крюкова, «в русскоязычной литературе существует широкая дифференциация переведенного термина. Так, используются термины «защита», «преодоление», «совладание», «копинг». Последний термин используется отечественными авторами с целью поддержания научного диалога с зарубежными коллегами. Впервые термин «копинг» был использован Л. Мерфи в 1962 году в исследованиях, посвященных изучению способов преодоления требований, которые предъявлялись ребенку кризисами развития или проблемой. Данный термин понимался автором как «стремление индивида решить определенную проблему» . В зарубежной психологии понятие "копинг" первоначально использовалось в психологии стресса и определялось как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. Р. Лазарус определяет копинг как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, направленные на совладение с внешними или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека. В настоящее время в зарубежной психологической науке выделяется три основных подхода к изучению копинг-поведения: 1) диспозиционный подход; 2) ситуационный или динамический подход; 3) интегративный подход. Основной идеей диспозиционного подхода является представление о взаимосвязи устойчивых индивидуальных особенностях и особенностей личности со способами копинга. Также ключевой идеей данного подхода является выделение стилей совпадающего поведения как устойчивых личностных образований. Основной проблемный вопрос в рамках данного подхода заключается в определении степени эффективности «диспозиционных тенденций, которые обычно обозначаются как стили совладания, насколько успешно они обеспечивают позитивные результаты, такие, как сохранение и удлинение физического и психического здоровья и психологического благополучия». Представителями данного подхода являются такие авторы, как Эндлер, Паркер, Зайндер и другие. Исследователи, придерживающиеся диспозиционного подхода основным предметом своих исследований считают нахождение таких личностных черт, которые способствуют выбору конкретных способов преодоления трудной ситуации и совладания со стрессом . Ситуационный или динамический подход рассматривает специфические стратегии и стили копинг-поведения, реализующиеся в конкретных ситуациях, а также изменение данных способов в связи с изменением ситуации. К ситуационному подходу относятся подход Р.Лазаруса, С. Фолькмена и ряда других авторов. Согласно подходу авторов, в процессе преодоления происходит развивающийся динамический процесс когнитивной оценки, переоценки, совладания и эмоциональной переработки. На выбор способов копинга, согласно мнению авторов, оказывают влияние оценка степени угрозы, оценка ресурсов, необходимых дня совладания с ситуацией, оценка собственных действий, успешности данных действий в преодолении стресса. Основной идеей интегративного подхода является представление о том, что на выбор способов копинга оказывают влияние, как особенности личности, так и особенности ситуации. Особое внимание в рамках данного подхода уделяется чертам личности, обеспечивающим выбор эффективных способов копинг-поведения. Нарушение нормального функционирования, ухудшение здоровья и другие негативные последствия стресса связываются с недостаточностью ресурсов, и недостаточной эффективностью стратегий копинга. В рамках интегративного подхода копинг- поведение играет центральную роль. При этом учитывается степень подконтрольности ситуации, степень влияния социальной поддержки, а также эффективность способов копинг-поведения. В отечественной психологии термин «копинг-поведение» появился в 90-е годы XX века. Одно из направлений отечественной психологии копинг-поведения, которое условно можно назвать теоретическим, представляет собой разработку собственных теоретических положений концепций копинг-поведения. Основными в этом направлении являются работы Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрова, T.Л. Крюковой, СК. Нартовой-Бочавер. В настоящее время, как отмечает С.К. Нартова-Бочавер, в отечественной психологии «копинг» определяют как адаптивное, совпадающее поведение или психологическое преодоление. Копинг это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями». Психологическое предназначение копинга, по словам С.К. Нартовой-Бочавер, состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации и погасить стрессовое действие последней. При рассмотрении понятия копинга, следует рассмотреть соотношение понятий «копинг» и «защита». Как отмечает T.Л. Крюкова, в настоящее время дискуссия о границах понятий «копинг» и «защита» продолжается. В целом данный вопрос сводится к следующим положениям. Одним из основных критериев разграничения понятий копинга и защит является отношение к осознанию. Психологическая защита, в отличие от копинга, «протекает на бессознательном уровне и направлена на маскировку актуальной недееспособности (в том числе маскировку перед самим собой), на снижение тревоги, вытеснение информации, которая противоречит Я-концепции. Копинг-поведение используется индивидом сознательно, избирается им и изменяется в зависимости от ситуации и направлено на активное преобразование ситуации или собственного состояния» . Р. М. Грановская и И.М. Никольская говорят о том, что отличие психологических защит от копинг-поведения заключается в том, что психологические защиты не учитывают особенностей ситуации, приводят к искажению действительности и самого себя, тогда, как копинг-поведение прямо нацелено либо на изменение ситуации, либо на изменение отношения к ней. Копинг-поведение как сознательные действия предполагают в перспективе изменение ситуации, снижение ее стрессогенного воздействия. Таким образом, различия между терминами «копинг» и «защита» заключаются в следующем: степень осознанности; учет особенностей ситуации; сохранение адекватной картины действительности; в отношение к перспективе и будущему. Т.В. Синявская, Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский рассматривают понятие копинг в контексте транзактной когнитивной теории стресса и копинга. Копинг или преодоление стресса понимается как деятельность личности, направленная на поддержание и сохранение баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. T.Л. Крюкова определяет копинг-поведение с позиций субъектно- деятельностного подхода. Согласно мнению автора, копинг-поведение - это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действий. Основные положения субъектно-деятельностного подхода, по мнению КА Абульхановой, заключаются в следующем. Субъект: 1) осуществляет самоорганизацию своих психических и личностных возможностей, способностей в процессе деятельности; механизмом этой самоорганизации является саморегуляция; 2) согласует, координирует «время — пространство», в котором его внутренняя (психическая, личностная) активность включается в объективную организацию деятельности; 3) выбирает индивидуальный способ осуществления деятельности, отвечающий внешним и внутренним условиям; 4) объективно преобразует (в труде, профессии) внешне заданные условия и требования деятельности для получения социально успешного и субъективно оптимального результата; 5) определяет «время— пространство» деятельности, охватываемое его возможностями, меру трудности деятельности, за которую берег на себя ответственность». Основными положениями концепции T.Л. Крюковой, построенной на основе двух вышеуказанных подходов, являются следующие. Человек в подходе автора рассматривается как субъект, активно противостоящий неблагоприятным воздействиям и обстоятельствам посредством копинг-поведения. Копинг-поведение - это сознательное социальное поведение, позволяющее человеку справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией адекватными личностными особенностям и средовым характеристикам способами. Выбор совпадающею поведения активно действующим субьектом определяется личностными (структурными), ситуативными (динамическими) и экологическими (социокультурными и социально - психологическими) факторами. Итогом копинг-поведения может быть устранение трудной жизненной ситуации, ее преобразование, либо адаптация к ее требованиям. Адаптивным стратегиям совладания можно научиться, т.е. возможна целенаправленная выработка навыков конструктивного и эффективного копинг-поведения с целью сохранения психического и физического здоровья личности . Для описания специфики копинг-поведения используются понятия стратегий копинг-поведения и стилей копинга. T.Л. Крюкова определяет стратегии копинг-поведения как основнные на осознаваемых усилиях действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам. С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что большинство классификаций стратегий копинга построено вокруг двух модусов психологического преодоления: 1) психологическое преодоление, направленное на решение проблемы; 2) на изменение собственных установок в отношении ситуации. Подобная классификация приведена П. Виталиано. Наряду с проблемно - ориентированным копингом выделяются три способа эмоционально - ориентированного психологического преодоления: 1) самообвинение, 2) избегание, 3) предпочитаемое истолкование. Л.И. Дементий в своей статье указывает пятнадцать методов копинга: «Активный копинг», «Планирование», «Поиск активной и эмоциональной общественной поддержки», «Подавление конкурирующей деятельности», «Обращение к религии», «Положительное истолкование и личностный рост», «Сдерживание», «Приличие», «Фокус на эмоциях», «Отрицание», «Ментальное и поведенческое отстранение», «Использование алкоголя и наркотических веществ», «Юмор» . Л.И. Анцыферовой была предложена классификация стратегии совладения, которая построена с учетом когнитивного и поведенческого уровня регуляции данного процесса и своеобразия трудных жизненных ситуаций автор выделяет: преобразующие стратегии, приемы приспособивши к ситуации, вспомогательные приемы самосохранения . В.А. Бодров определяет стили преодоления стресса как индивидуально-своеобразный стереотипный, привычный или предпочтительный способ действий по решению проблемы, купированию кризиса конкретным человеком. Он выделяет проактивные и реактивные стили. Первый выражается в действиях, нацеленных на предотвращение развития стресса, второй - на использование превентивных мер, импульсивные действия в случае возникновения стресса. Критерии эффективности психологического преодоления в основном связаны с психологическим благополучием субъекта и определяются обычно понижением уровня невротизации. Другими словами, копинг считается эффективным тогда, когда применение субъектом определенной стратегии преодоления улучшает его состояние. Таким образом, копинг-поведение – это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностными особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действии. Совладающее поведение реализуется посредством копинг-стратегий. Стратегии совладания – это основанные на осознаваемых усилиях действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам. Выбор стратегий совладающего поведения активно действующим субъектом детерминирован системой различных факторов, одним из важнейших который является качества личности как субъекта. 1.2. Психологические особенности копинг-поведения в ситуации потери работы При изучении совладающего поведения рассматриваются методологические вопросы, проблемы методического обеспечения исследовании копинга, исследуются проблемы и особенностей совладания в различных ситуациях и проблемы выбора копинг-стратегий различными категориями людей. В то же время, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, существует достаточно мало работ, посвященных особенностям стратегий копинг-поведения в ситуации потери работы, практически не затронут вопрос о выборе стратегий копинга и особенностях совпадающего поведения в такой ситуации, как ситуации безработицы. Некоторые из зарубежных подходов рассматривают модели совладеющего поведения. Так, Дж. Лэтэк, А. Киники, Г. Прассиа предлагают процессуальную модель совладения с потерей работы. Одним из положений, лежащих в основе теории являются положения концепции копинга Р. Лазаруса Другим важным положением, составляющим основу данного подхода, являются представления о механизмах обратной связи в процессах саморегуляции, в соответствии с которыми потеря работы порождает рассогласование между образом наличной ситуации и желаемым результатом. Согласно мнению авторов, люди, потерявшие работу, стремятся поддерживать равновесие и регулировать активность в четырёх аспектах жизнедеятельности: экономическом, социальном, психологическом, физиологическом. Целью совладания является нейтрализация рассогласования между желаемым и реальным в названных четырёх сферах жизнедеятельности. Авторы выделяют три типа стратегий совладения, реализующихся в процессе совладения с потерей работы: стратегии, ориентированные на контроль и избегание, а также поиск социальной поддержки . А. Киники и Дж. Лэтэком выделяют специфические стратегии, которые реализуются в ситуации потери работы: 1)активный поиск работы; 2) нетрудовая активность; 3) позитивное самооценивание; 4) психологическое дистанцирование от потери работы; 5) обесценивание работы. Первые три способа авторы относят к активной, проблемно-ориентированной, а две последние - к избегающей, эмоционально-ориенированной форме совладания. В исследованиях К. Леаны и Д. Фельдмана изучалось влияние личностных особенностей из стратегии выхода из кризисной ситуации, связанной с потерей работы. У безработных по-разному переживающих потерю работы, они сопоставляют три индивидуальные характеристик: локус контроля, личностный тип А в сравнении с типом Б и самооценку. Наиболее активные формы поведения по изменению ситуации своей незанятости наблюдалась у личностного типа А и лиц с высокой самооценкой. Пассивные формы поведения были характерны для личностного типа Б и безработных с заниженной самооценкой . Теоретические подходы к изучению особенностей копинга в ситуации безработицы в отечественной психологии практически отсутствуют. Одно из исследований отечественных авторов, А.К. Осницкого и Т.С. Чуйковой, было посвящено изучению способов поведения в ситуации потери работы. По мнению АК. Осницкого и Т.С. Чуйковой, механизмы преодоления трудной ситуации определяются во многом личностным опытом преодоления жизненных трудностей при решении разнообразных задач. Для того, чтобы описать индивидуальные стратегии совладания с ситуацией потери работы, исследователи анализируют личностную и деятельностную осознанную саморегуляцию человека. Авторы определяют ее как меру активности, авторства человека по отношению к своей жизни в целом и отдельным ее аспектам . Рассмотренные авторами стратегии разрешения ситуации различаются модусом активности. Авторами были выделены стратегии активного поиска, компенсаторная стратегия (проявление активности в непрофессиональных областях жизнедеятельности), а также пассивная стратегия. Наименее эффективной в поиске работы и личностной самореализации человека, по мнению АК. Осницкого и Т.С. Чуйковой, является пассивная стратегия. Таким образом, авторы доказали, что особенности поведения в ситуации потери работы связаны с индивидуальными характеристикам и человека. Так, важными являются опыт осознанного саморегулирования своего поведения, опыт принятая самостоятельных решений и действий. Индивидуальные различия безработных в способах преодолеть трудной ситуации, определяемые различиями в сформированности отдельных компонентов опыта субъектной активности, определяют динамику и содержание поисковой активности. Чем выше показатели сформированности ценностного, рефлексивного, операционального и коммуникативного компонентов опыта субъектной активности, тем эффективнее поиск. Как отмечают авторы, через рефлексивный анализ умений саморегуляции и их последующей отработке их в решении задачи трудоустройства, произвести коррекцию неоптимальных стратегий, изменить модус активности, в большей степени сориентировать эту активность на поиск работы. В пилотажных исследованиях, проведенных под руководством Шагановой И.В., изучались особенности копинг-поведения в ситуации потери работы. На первом этапе исследование было посвящено изучению различии в выборе стратегий копинга людьми с различным стажем безработицы (более 1 года и менее 1 года). Целью исследования было выявление основных типом поведения в ситуации потери работы. Результаты исследования позволили сформулировать предположение о том, что с увеличением длительности ситуации безработицы, увеличивается использование неконструктивных стратегий копинга и снижается использование конструктивных. На втором этапе авторских исследований выяснялась субъективная оценка личностью своей приспособленности к социально-экономическим условиям и особенностей выбора стратегий копинга безработными. Было выявлено, что безработные, которые считают себя приспособленными к социально-экономическим условиям, в большей степени склонны к выбору активных стратегий копинга. Низкая оценка собственной приспособленности к данным условиям была связана с выбором эмоционально-ориентированных и стратегий избегания. В третьем пилотажном исследовании определялись особенности ценностных ориентации и локуса контроля в преодолении стресса вызванного потерей работы. Было выявлено, что существуют значимые различия в выборе копинг-стратегий безработных, ориентированных на социальные, профессиональные и личностные ценности. Люди, ориентированные на социальные ценности, часто прибегают к стратегии поиска социальной общественной поддержки. Люди, для которых важны ценности личности, чаще используют такие конструктивные стратегии, как обращение к религии и поведенческое отстранение. Безработные, ориентированные на профессиональные ценности, чаще других выбирают такие стратегии, как фокус на эмоциях и подавление конкурирующей деятельности. В отношении роли локуса контроля в выборе стратегий копинга в ситуации потери работы были получены следующие выводы. Безработные с интернальным локусом контроля склонны использовать стратегии поиска эмоциональной общественной поддержки и подавления конкурирующей деятельности. Безработные с экстернальным локусом контроля час го используют такие неконструктивные стратегии, как ментальное и поведенческое отстранение . Таким образом, при исследовании особенностей копинг - поведения в ситуации потери работы выявлены, в основном, некоторые способы копинг - поведения, отдельные стратегии, взаимосвязь стратегий копинга с личностными особенностям, в частности, с такими, как локус контроля, характеристики саморегуляции, опыт субъектной активности, система ценностных ориентаций, самооценка, личностный тип А и Б. 1.3. Понятие рефлексивных механизмов и их влияние на выбор копинг-стратегий безработными Безработица является одним из видов трудной жизненной ситуации. Безработица может вызывать различные негативные психические состояния. Наиболее распространенными из них являются стресс, фрустрация, депрессия и личный кризис. Для выхода человека из ситуации безработицы, человек осознанно использует приемы совладания – стратегии совладания, или копинг-стратегии. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии остается открытым проблемный вопрос изучения ресурсов совладания в трудной жизненной ситуации. И.В. Кочкарева пишет о том, что трактуя ресурс совладания как личностные и средовые возможности человека, которые он мобилизует для реализации стратегий совладания при преодолдении трудных жизненных ситуаций, выделяют внутренние и внешние виды ресурсов совладания. К внутренним относят локус контроля, оптимизм, самооценка, мотивация и т.д. К внешним – социальная поддержка, материальное благосостояние . Однако проблемой остается изучения процесса мобилизации ресурсов совладающего поведения. В нашей диссертационной работе мы будем рассматривать процесса мобилизации в рамках рефлексивно-регулятивного подхода. Под рефлексией в широком смысле понимают обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретение знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. По мнению А.С. Шарова, рефлексия это собирание себя; без рефлексии и рефлексивных механизмов любая живая система не может существовать и распадается. Благодаря рефлексии человек адаптируется к изменяющейся внешний и внутренней среде. В создании человека рефлексия играет роль психологического механизма организации и выстраивания целостности психики и сознания человека . О.Н. Саловская под рефлексией понимает системное свойство личности, механизм которой определяем ход преодоления жизненных кризисов . Таким образом, многие ученые под рефлексией понимают психологические механизмы. Под рефлексивными механизмами понимают способ реализации процесса деятельности . В отечественной психологии исследователи выделяют 2 основных направления изучения рефлексивных механизмов. Первое направление представляет собой описание процесса рефлексивных механизмов в деятельности. А.А. Тюков выделяет 6 этапов в последовательности работы рефлексивного механизма: 1. Рефлексивный вывод – осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать себя и другого человека. 2. Интенциональность – направленность на объект рефлексирования, выделении его среди других объектов; 3. Первичная категоризация - выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование. 4. Конструирование системы рефлексивных средств – выбранные на третьем этапе средства систематизируются для целенаправленной и обоснованной проверки рефлексивного анализа. 5. Схематизация рефлексивного содержания проводится за счет использования образов, символов, схем и т.д. 6. Объективизация рефлексивного описания – оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь . Б.И. Хасан описывает рефлексивные механизмы в процессе деятельности. По его мнению, механизм рефлексии запускается с момента, когда осуществляемая деятельность не приводит к желаемому результату. Человек встает на позицию «Я-другого» или «Я-рефлексивного» по отношению к «Я-деятелю». «Я-рефлексивное» становится актуальным и действует в пространстве настоящего, оборачиваясь к «Я-деятелю», которое находится в пространстве прошлого. Таким образом, в ходе рефлексии происходит соотнесение желаемого результата с ситуацией деятельности. Второе направление рассматривает существенное содержание рефлексивных механизмов, в частности, раскрываются его отличительные особенности и основные функции. В.И. Слободчиков представляет рефлексивный механизм как единство психологических механизмов объединения и дифференциации личности, задающих возможности ее роста и развития. А.С. Шаров по результатам своих исследований в рамках рефлексивно-регулятивного подхода выделяет 5 этапов прохождения рефлексивного механизма : 1) интенциональный На данном этапе психическая активность человека направлена на значимый для его объект, т.е. носит интенциональный характер. 2) определение и простаивание границ рефлектируемой активности. Происходит сравнивание выделенного объекта с другими объектами, с которыми он взаимодействует. За счет рассмотрения объекта идет выделение элементов деятельности и её структуры. 3) Собирание и связывание границ. На данном этапе рефлексивная активность направлена на конструирование целостного процесса. Направляющими рефлексивной активности выступают смыслы и смысловые образования. 4) Организация и систематизация. Систематизация механизма понимания взаимосвязей между элементами, происходит выстраивание значений. В данном положении движения к началу своей активности ставит человека перед необходимостью выстраивать свою деятельность. Этот этап связан с наиболее глубоким анализом процессов жизнедеятельности в целом. Отсюда идет проектирование результата деятельности. 5) Объективация процесса и результата рефлексивной активности. На этом этапе результат рефлексии проявляется в представлениях, в частности в чувствах или переживаниях, сновидениях. Происходит процесс объективизации. Таким образом, А.С. Шаров акцентирует наше внимание на том, что процесс механизма рефлексии в рамках рефлексивно-регулятивного подхода заключается в самоорганизации активности психики человека на бессознательном и сознательном уровнях с целью взаимодействия человека с внешней окружающей его средой на сознательном уровне. И.В. Кочкарева в своих работах раскрывает проблему мобилизации ресурсов человека в преодолении трудных жизненных ситуациях, автор обращается к понятию регуляция. Под регуляцией понимается направленная на развитие целостности субъективная активность, осуществляемая посредством выборов. Регуляция включает в себя 3 подсистемы: - ценностно-смысловая - актисности - рефлексии. Процесс мобилизации ресурсов человека рассматривается как психическая саморегуляция, где ценностно-смысловые образования рефлексивно переоформляются в активности человека для преодоления трудных ситуаций. Процесс мобилизации ресурса совладания начинает функционировать с момента столкновения с трудной жизненной ситуацией в том числе в ситуации безработицы. В данной ситуации человек может самоутверждаться. В силу значимости для человека системы ценностных ориентаций и системы личностных смыслов, ситуация безработицы переживается человеком, проигрываются варианты разрешения трудной ситуации. Пока человек не выйде из ситуации безработицы он будет находится в состоянии стресса, напряженности и т.д. В рефлексивных процессах личности в момент движения к целостности человеческого сознания и становления человека в общности происходит выбор стратегий совладания. И.В. Кочкарева обобщая результаты исследования и анализа литература по данной проблематике, под мобилизацией ресурсов совладающего поведения понимает психологический механизм, который выражается в обращении человека к значимости собственной личности в контексте личной трудной ситуации для простраивания вариантов преодоления такой ситуации в когнитивно-аффективной активности и актуализации необходимых для совладания ценностно-смысловых образований. По результатам исследования, И.В. Кочкарева выделяет следующие виды рефлексивных механизмов: 1)ретро-аффективный....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: