- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Влияние развития мелкой моторики на творческое воображение у детей 6-7 лет в ДОУ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001626 |
Тема: | Влияние развития мелкой моторики на творческое воображение у детей 6-7 лет в ДОУ |
Содержание
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА Факультет психологии Кафедра педагогики и педагогических технологий КУРСОВАЯ РАБОТА Направление 44.03.01 – Педагогическое образование Профиль: Дошкольное образование Тема: «Влияние развития мелкой моторики на творческое воображение у детей 6-7 лет в ДОУ» Выполнила: Сысоева Ю.С. курс: 4 форма обучения: заочная Научный руководитель: Данилова Н.Ю. к.ф.н., доц. Работа допущена к защите ____________ (подпись н.рук.) Итоговая оценка: ____________________ Санкт-Петербург 2016 Оглавление стр. ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6 1.1. Понятие о воображении 6 1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов 9 1.3. Механизм и особенности творческого воображения у детей 11 1.4. Система работы по развитию мелкой моторики 13 1.5. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста 18 Вывод по первой главе 20 2. ПРОЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТА 21 2.1. Констатирующий эксперимент 21 2.2. Формирующий эксперимент 24 2.3. Контрольный эксперимент 26 Вывод по второй главе 28 Заключение 30 Список литературы 31 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы заключается в том, что творчество - натуральная естественная функция, которая появляется в деятельности. Творческий процесс невозможен без развитого воображения. Понятие «творческое» означает акцентирование новизны, оригинальности создаваемых образов. Актуальностью выбранной мной темы является развитие творческого воображения через активное включение ребенка в разные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, театрализованную, музыкальную, двигательную, ознакомление с природой. Внутри понятной и доступной деятельности, ребенок свободно принимает на себя любой образ и действует по собственному замыслу. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными и школьными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о влиянии развития мелкой моторики на развитие творческого воображения ребенка. Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности [7,с. 43]. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей, развивающие игры на мелкую моторику рук. Проблема исследования. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация игровой, изобразительной, продуктивной, театрализованной, музыкальной, двигательной деятельности. Объектом исследования являются дети подготовительной группы ДОУ. Предмет исследования - организация работы по развитию творческого воображения у детей с помощью развития мелкой моторики руки ребенка. Цель работы - изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий по развитию мелкой моторики. Гипотеза исследования – развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях по развитию мелкой моторики является дидактическая игра. Задачи исследования: * раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями; * определить особенности развития мелкой моторики детей и ее значение для развития творческого воображения; * разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста; * определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе развития мелкой моторики; * провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста; * разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей. База исследования. Исследования проводились на базе МБДОУ № 2, общеразвивающего вида в г. Кингисепп, Ленинградской области. Продолжительность исследования 3 месяца. Количество испытуемых 15 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет). Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время. ГЛАВА 1. ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. Понятие о воображении Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. «Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений» [23, с. 49]. Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности. Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы. В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением» [5, с. 26]. «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [26, с. 77]. «Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления» [10, с. 54]. «Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности [23, с. 60]. Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного. Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен. Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами. 1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта. Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации [2, с. 68]. Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д. Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека. Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура. Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа. Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек–зверь или человек–птица. Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик). Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.). Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов. Прием замещения – это замена одних элементов другими. Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным [8, с. 36]. Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность. Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме. 1.3. Механизм и особенности творческого воображения у детей Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью. Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания [10, с. 73]. Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях [23, с. 67]: * детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла; * юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»; * зрелость – подчинение воображения уму интеллекту. Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста? До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности [11, с. 24]. 1.4. Система работы по развитию мелкой моторики Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики с проблемой в развитии творческого воображения, воспитателям рекомендуется использовать в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность. Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, воспитатель может заняться подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку «Пальчиковый игротренинг». Что же сюда может войти: - Игры с пальчиками. - Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками. - Пальчиковые игры со скороговорками. - Пальчиковые игры со стихами. - Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, - Пальчиковый алфавит. - Пальчиковый театр. - Театр теней. Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики ТРИЗ–образование – является одной из моделей перспективного образования. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой и т.д. Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек). Конструирование из бумаги - оригами. Ручной труд в развитии мелкой моторики Шитье. Вышивание. Макраме. Плетение. Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д. Развитие графической моторики Рисование по трафаретам. Рисование по фигурным линейкам. Штриховка. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений. Работа в занимательных прописях для дошкольников. Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникает необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы, выделив для этого время в блоке специально организованного обучения в форме занятий [12, c. 35]: * в совместной деятельности воспитателя с детьми; * в свободной самостоятельной деятельности самих детей. Появившиеся в последнее время программы для детского сада, по-разному решают вопрос об организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. В одних программах делается акцент на обучающих занятиях, в других предпочтение отдается более свободным формам развития детей. Каждый из указанных блоков (моделей) должен занимать свое место в педагогическом процессе, поскольку каждый имеет значение для наиболее эффективного решения тех или иных задач развития и воспитания ребенка. В блок специально организованного обучения, в форме занятия, включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных), логике отдельного предмета (грамоте) в рамках подготовки к школе, а также задачи по формированию у детей элементов учебной деятельности. Взрослый здесь всегда инициатор. В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры, макраме и т.д.). Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера - инициатора. При этом не обязывает детей к определенного рода активности, но предлагает ее и приглашает к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, как партнер, поощряет, учитывает детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию мелкой моторики). Воспитатель должен обеспечивать условия для деятельности с «открытым концом» так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (начатую игру, конструирование, рисование, штриховка по трафаретам, плетение, пальчиковые игры, пальчиковый театр). Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах: о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства или при необходимости, помогает войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения [14, с. 27]. Каждый из этих блоков необходим для развития детей, и какой бы ни была программа нельзя реализовать ее в рамках лишь одного из блоков. Также считаю, что неправильно толковать эти составляющие как внешне следующие друг за другом преемственные ступени обучения и развития (сначала прямое обучение на занятиях, которое затем переходит в «закрепление пройденного», в совместной, затем в самостоятельной деятельности детей с материалом, проходящим сквозь эти формы активности. В педагогическом процессе они сосуществуют, как разные формы, связанные более глубокими отношениями, нежели простое следование друг за другом во времени с опорой на один и тот же материал. Конечно, в своей свободной деятельности, ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся и на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. В свою очередь, свободная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и организации его деятельности на занятиях. Но это вовсе не значит, что весь педагогический процесс должен быть пронизан единой темой или единым материалом. При составлении плана работы необходимо иметь в виду связь указанных блоков с режимом дня. Однако связь не должна быть жесткой, хотя целесообразно посвящать занятиям утренние часы, когда работоспособность наиболее высока. Что касается двух последних блоков, то они охватывают все свободное от занятий время. Организация педагогического процесса по трем блокам предполагает тесное сотрудничество, согласованные действия воспитателя и его помощника. При свободе творчества и вариативности программ необходимо придерживаться ряда требований, без которых мы, практические работники не сможем обеспечить полноценное развитие и психологическое благополучие ребенка. Эти требования таковы. Во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку, как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия. Во-вторых, использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную деятельность самих детей, использование разных видов детской деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми. В-третьих, сведение числа организованных занятий до разумного минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей, замена фронтальных занятий подгрупповыми. В-четвертых, учет индивидуальных особенностей детей при осуществлении бытовых и гигиенических процессов, недопустимость жесткой фронтальной их организации, насилия над ребенком в угоду формальным предписаниям. Только учитывая все эти требования, возможна действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду как основная линия обновления дошкольного образования. 1.5. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста Из всех вышеперечисленных видов работ по развитию мелкой моторики у детей, выделим один из главных – детское рисование. Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей. Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд [28, с. 51]. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет [24, с. 33]. Вывод по первой главе После проведения теоретического исследования можно сделать следующий вывод. Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений. Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка. 2. ПРОЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТА Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было изучение влияния развития мелкой моторики, а в частности - изобразительной деятельности на развитие творческого воображения. В эксперименте участвовали дети подготовительной группы в количестве 15 человек, в возрасте от 6 до 7 лет. Из них – 6 девочек и 9 мальчиков. Констатирующие опыты имели цель выявить уровень развития творческого воображения испытуемых. С этой целью использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей. Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тесты - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их, используя мелкую моторику пальцев - рисование. 2.1. Констатирующий эксперимент Диагностика креативности. 1. Экспериментальный материал. 2. Порядок исследования. Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Долепите их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем долепливание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество работ с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей. 3. Анализ результатов. Все работы детей можно поделить на 4 группы. 1 группа – оригинальные работы во всех 3-х случаях. 2 группа – оригинальные работы в 2-х случаях. 3 группа – оригинальные работы в одном случае. 4 группа – нет оригинальных работ. Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения фигуры разными детьми. Таблица 1 Результаты диагностики по методике Е. Торренса «Неполные фигуры» Ф. И. ребенка Круг Квадрат Треугольник Группа 1. К.Ю. – – – 4 2. Л.И. – – – 4 3. М.К. – + – 3 4. С.Д. – – – 4 5. Л.С. – + + 2 6. П.И. – – – 4 7. Г.В. – + – 3 8. С.О. – ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: