- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности развития и коррекции мелкой моторики у детей
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004298 |
Тема: | Особенности развития и коррекции мелкой моторики у детей |
Содержание
Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт среднего профессионального образования им. К.Д.Ушинского Учебный корпус «колледж Дорогомилово» Сабельникова Маргарита Андреевна Организация и содержание работы по развитию и коррекции моторики у детей с общим недоразвитием речи ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Специальность – 44.02.01 Специальное дошкольное образование Уровень подготовки (базовый/углубленный) (очная форма обучения) Руководитель ВКР: Преподаватель Руденко Ирина Игоревна ______________________ (подпись) Москва 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5 1.1 Психолого-педагогическая характеристика средних дошкольников с общим недоразвитием речи 5 1.2 Особенности развития и коррекции мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20 ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОНР 21 Выводы по 2 главе 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 Список используемой литературы 37 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является тема здоровья подрастающего поколения, которая связана с увеличением количества детей, имеющих различные речевые нарушения. Одним из таких нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). У детей, имеющих ОНР, наблюдается недоразвитие ряда психомоторных функций, страдает внимание, память, нарушение общей моторики, то есть проявляется неловкость, недостаточная подвижность пальцев рук, запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентировкой в пространстве. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Исследование нарушений психомоторики проводилось рядом отечественных ученых: Г.А.Волковой, Л.В.Лопатиной, Т.С.Овчинниковой. Несмотря на большое количество работ, посвященных исследованиям нарушения психомоторики, до сих пор проблему психомоторного развития считать достаточно разработанной нельзя. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена значимостью формирования мелкой моторики в речевом и умственном развитии ребенка, в подготовке детей к обучению письму. В необходимости всестороннего исследования особенностей мелкой моторики у дошкольников с ОНР. В необходимости своевременной организации коррекционной, пропедевтической и развивающей работы, направленной на нормализацию и развитие мелкой моторики с целью более качественной подготовки детей с речевыми нарушениями к школьному обучению. Цель – развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи: Изучить вопросы развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи среднего дошкольного возраста; Подобрать, и провести серию игр и упражнений по развитию мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста; Составить рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики; Изготовить пособие для развития мелкой моторики. Объект исследования: развитие моторики детей с ОНР Предмет – Организация и содержание работы по развитию и коррекции мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи Методы педагогического исследования: анализ, обобщение, наблюдение, беседа. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования дидактического пособия «Развивающий коврик», рекомендаций по развитию мелкой моторики средствами пальчиковых игр и гимнастики, в практике коррекции и развития мелкой моторики детей с ОНР их родителями и педагогами ДОО. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ араопорпрьпп 1.1 Психолого-педагогическая характеристика средних дошкольников с общим недоразвитием речи Впервые теоретическое обоснование темы общего недоразвития речи было сформировано в результате исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина и др.). Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и сохранном интеллекте. У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени нарушены произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас таких детей отстает от возрастной нормы, как по качественным, так и по количественным показателям; оказывается недостаточно развитой и связная речь. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, заикании - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса и проблемы в фонетико-фонематическом развитии. Ведущими признаками общего недоразвития речи является позднее начало речи, скудный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования. Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение меж функциональных связей. Первичный дефект является следствием таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций. Вторичный же дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не компенсирует эти нарушения, а напротив обуславливает отклонения в личностном развитии. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей. Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект, в виде компенсаторных механизмов. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями, на что указывают авторы Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Н.А.Чевелева. [9], [19], [22], [27] Данные экспериментальных исследований Т.Д.Барменковой (1997) свидетельствуют о том, что дошкольники с общим недоразвитием речи по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Автор выделяет четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций. Дети, относящиеся к первой группе, имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием. Познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна. Уровень сформированности логических операций детей, относящихся ко второй группе, ниже возрастной нормы. Речевая активность у таких детей снижена, они испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд. У детей, вошедших в третью группу, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем мире, трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны специалиста им будет оказана помощь. Для дошкольников, относящихся к четвертой группе, характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.[28] Ряд авторов, Ю.Ф.Гаркуша, Р.Е.Левина, О.Н.Усанова, А.В.Ястребова отмечают у детей с общим недоразвитием речи недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с общим недоразвитием речи снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.[6], [13], [23], [30] Дети с общим недоразвитием речи малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю.Ф.Гаркуши и В.В.Коржевиной отмечается, что: - у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы; - имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений; - преобладающая форма общения со взрослыми у детей 4 — 5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме. Наличие общего недоразвития речи у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. [6] Наряду с общей соматической ослабленностью, детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста. Эти дети при отсутствии у них неврологической двигательной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.). Родители таких детей отмечают задержку формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и др. [28] Двигательная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи характеризуется своеобразием развития, проявляющимся в диспропорции всех компонентов моторики и различных параметров каждого из компонента. У детей с ОНР наблюдается недостаточность общих движений по многим параметрам на всех возрастных этапах. В большей степени затруднения детей проявляются при удержании равновесия: возникает общее напряжение и покачивание туловища, балансирование руками, схождение с места. При ходьбе и беге, поворотах в движении отмечается несогласованность работы рук и ног, шаркающая походка, плохая осанка. При переключении с одного движения на другое, наблюдались скованность, зажатость движений, неточность, нечеткость двигательных актов, нарушение их порядка и количества. Несовершенство мелкой моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания. При исследовании мелкой моторики у детей наблюдались явления моторной истощаемости (усталость рук): замедление темпа, смазанность, неточность движений к концу выполнения занятий. Различные синкинезии (в артикуляционном аппарате, в мышцах лица, в противоположной руке) дополняли картину несформированности движений кистей и пальцев рук, ручной неловкости. В недостаточности развития общей, артикуляционной и мелкой моторики при общем недоразвитии речи у детей 4-5 лет прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность. Наличие особенностей моторного развития у детей с нарушением речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон (компонентов) двигательной сферы (общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная и мимическая моторика). Эта работа, включенная органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты специального детского учреждения, должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.[25] Таким образом, знание ранних этапов психомоторного развития детей в онтогенезе, закономерностей развития психомоторных функций необходимо логопеду, психологу, дефектологу для оценки уровня развития ребенка, для своевременного выявления дисгармоничного развития и определения детей «группы риска», для проведения диагностики отклонений, а также для организации коррекционных мероприятий и разработки дифференцированных приемов воспитания. Несмотря на многообразие и особенности психомоторного развития в норме, существуют определенные закономерности развития ребенка. В ходе общего развития к пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения. Однако в ряде случаев к началу старшего дошкольного возраста при сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико-грамматических средств языка может значительно отличаться от нормы. Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность. Наличие особенностей моторного развития у детей с нарушением речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости углубленной диагностической и специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон двигательной сферы (общая моторика, мелкая моторика рук, артикуляционная и мимическая моторика). 1.2 Особенности развития и коррекции мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин - ловкость. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и мелких движений кистей и пальцев рук. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и речи очень тесно связаны между собой. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию мелкой моторики, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи. Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. Отставание в развитии мелкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию мелких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечает: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией". Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга". Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли". Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. М.М.Кольцова особо подчёркивает, что влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области. Поэтому мы придаем большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В нашей работе мы применяем стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т. д.) Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. В настоящее время речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. У детей с речевой патологией в разной степени нарушены процессы памяти, внимания, восприятия и др. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недостаточностью мелких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры. Поэтому мы в своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии используем несложные занимательные задания, упражнения и игры, так же, разработанное нами пособие, направленные на совершенствование мелкой моторики. От состояния мелкой моторики напрямую зависит развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста. Учёными было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Так же развитие движений пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей учеными была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. Так, у детей с речевым нарушением заметно увеличивается объём памяти при использовании упражнений, физкультминуток, игр по развитию мелкой моторики, внимание становится более устойчивым. Повышается концентрация ребенка, активно развивается воображение, уменьшается гипервозбудимость, исчезает мышечная слабость пальцев рук. Для развития мелкой моторики пальцев рук широко используется пальчиковая гимнастика. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Важно, чтобы в движения были вовлечены все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, спички. А так же застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Потешки или пальчиковые игры хорошо тренируют движения пальцев рук. Эти игры способствуют развитию памяти. Они обычно смешные, поэтому вызывают у детей положительные эмоции. Очень полезно для развития речи применение пальчиковых игр с детьми. Дети показывают движения пальчиками и одновременно и проговаривают слова. В зависимости от степени сформированности мелкой моторики находится уровень развития речи у детей. При тренировке пальцев рук, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга. Развивая мелкую моторику - развиваем и языковой аппарат. Мелкая моторика рук тесно связана с развитием речи и мышлением ребенка, поэтому мы должны уделять большое внимание развитию мелкой моторики. Иногда дети не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита не достаточно. Дело в том, что память, внимание, эмоции, языковый аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься нужно обязательно ежедневно. Большое внимание в индивидуальной работе с детьми уделяется работе со шнуровками, играми - вкладками, сбору пазлов. Пособия подбираются с учетом возраста и темы. Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе застегивания пуговиц различного размера. Работа с различными по фактуре материалами - еще один прием совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое удовольствие работа со специальным пластилином, который не липнет к рукам. Из него на занятии мы лепим буквы, а так же предметы по лексической теме. Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными. Любое нарушение речи, в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть нарушение. И чем раньше будет выявлен дефект, тем эффективнее и успешнее будет работа по его преодолению. Существует множество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: Группа игр с предметами. Они направлены на развитие мышления, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и интерес к деятельности. - игры с палочками (спичками, веточками). Ребенок должен выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания: выкладывание узоров на готовые шаблоны (метод наложения), продолжить узор взрослого, выполнить узор после выкладывания его взрослым, по схеме, по картинке, выкладывание букв и цифр, по словесной инструкции - пальчиковые игры с карандашом (желательно шестигранным, потому как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь). Ребенку предлагают задания: прокатывание карандаша по поверхности стола поочередно пальцами обеих рук, катать карандаш между пальцами обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони, вращать карандаш вокруг своей оси пальцами обеих рук, скатывать карандаш тыльной поверхности кисти руки, вращать карандаш на столе указательным и большим пальцами - игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать задания: нанизывание на проволоку, нитку, шнурок пуговиц, бусин в произвольном порядке по демонстрации действия: по образцу, по цвету, по словесной инструкции. Сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек одной рукой, поочередно и двумя руками одновременно, растирание грецких орехов между ладоней (массаж, включая тыльную сторону ладоней), вкладывание формочек одна в другую, складывание пирамидок, матрёшек, подбирание крышек к разнообразным емкостям. - пальчиковый театр. - «рисование» картин на песке, манной крупе - выкладывание из круп, пуговиц - игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д. Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение. Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Начиная с младшей группы, можно организовывать специальную полочку по изодеятельности. Он должна быть оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере того, как дети взрослеют, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивалась цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.). В работе можно использовать природный материал, глину, пластилин. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук, учит работать с бросовым материалом. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) в процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу), “Письмо на крупе”. Рисование играет особую роль в развитии мелкой моторики. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой будут писать в школе. Посмотрев на рисунки детей можно проследить, какого уровня мелкая моторика достигает на каждом возрастном этапе и как она развивается. Часто к данному процессу привлекают родителей: конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д. Конечно, ребенок не научится писать, овладев рисованием, лепкой, аппликацией, но все эти виды продуктивной деятельности помогут сделать руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки. Помогают в образовании связи рука-глаз. Все это является хорошим помощником в школе. Воспитание и развитие детей всегда было и остается непростым делом. Особенно трудно научить ребенка одеваться самому, шнуровать обувь, убирать за собой игрушки, застегивать и расстегивать пуговицы. Для того чтобы помочь детям в таких сложных задачах, итальянским педиатром Марией Монтессори была разработана уникальная система воспитания дошкольников. Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог. В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничего не могло их занять. Наблюдая за такими детьми, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя. Мария Монтессори, как врач, понимала, что для духовного развития важно, чтобы ребенок мог чувствовать. Свой талант педагога Мария Монтессори раскрыла в обучении детей моторике и сенсорике, развитии навыков чтения, письма и счета. Монтессори искала такие методы и техники, которые могли бы помочь ребенку освоить навыки с минимальными затратами энергии и времени. Одевание, шнуровка обуви, застегивание пуговиц и молний всегда вызывали сложности у детей младшего возраста, в особенности у детей с нарушением в развитии, так как у таких деток мелкая моторика развита очень слабо. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, то есть моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить. В связи с этим, многие игры для детей, разработанные Монтессори, рассчитаны именно на развитие мелкой моторики и сенсорики. М. Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей. Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям. На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых известных и востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по системе Монтессори – это дисциплина и свобода, серьезная работа и увлекательная игра одновременно. Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Системе Монтессори более 100 лет, но в нашей стране книги Монтессори очень долгое время были недоступны. Только в 90-е годы у нас стала известна педагогическая система Монтессори. В России в настоящее время открыто много различных центров и ДОО, обучающих детей по методике Марии Монтессори. В основном, методика рассчитана на возраст детей от 3 до 6 лет. В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т. д.) и воспитанию самостоятельности. В системе Монтессори нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное. Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом. Без внимания не остается даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу. Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершаются великие открытия! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении. Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Прямая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а косвенная нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха). Многие дети лепят предметы, которые они видели у себя дома, особенно охотно — кухонную утварь, кружки для воды, горшки и кастрюли. Иногда нам приносят грубую колыбельку с "братцем" или "сестрицей". Вначале приходится делать на этих предметах соответствующие надписи, как и на рисунках. Дальше модели делаются все лучше и лучше, и дети научаются даже лепить геометрические тела. Эти детские работы — очень ценный материал для учительницы. Они раскрывают много ин....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: