- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Влияние оценки своей внешности на самоотношение
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010504 |
Тема: | Влияние оценки своей внешности на самоотношение |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ 1.1. Психологические особенности развития в поздней юности 1.2. Анализ принятия своей внешности в самооценке у студентов 1.3. Гендерные различия принятия своей внешности у студентов СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших отношений социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к собственной личности. Аспект отношения к себе в общем контексте психологического изучения личности рассматривается как вопрос о ее самосознании, о личности как «Я», которое в качестве субъекта тем или иным способом «присваивает» себе все, что делает человек, и сознательно или бессознательно относит к себе исходящие от него дела и поступки. Для социально-психологического анализа Я-концепции центральным является акцент на процессе социального взаимодействия, которое определяет представления человека о себе. При этом представления личности о себе сопровождаются тем или иным самоотношением, самооценкой своих особенностей и проявлений или общей оценкой своего «Я» как некоторой обобщенной целостности. Актуальность проблемы исследования "образа Я" студентов в образовательной среде вуза приобретает в настоящее время особую значимость в связи с изменением общечеловеческих приоритетов и мировоззренческих позиций. "Образ Я" является основным структурным компонентом картины мира. Обучение в вузе является одним из важнейших этапов в профессиональном становлении личности, когда закладываются основы профессионализма, формируется адекватное представление о самом себе и своём самоотношении у студентов. Студенческий период - один из важнейших этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это период преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап еще продолжает рост человека, формирование организма в процессе полового созревания, что оказывает важное влияние на психофизиологические особенности. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий и пр. Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения (ещё большая дифференциация предметов), а также социальная адаптация в отношениях с коллективом. Таким образом, актуальность данной выпускной квалификационной работы очевидна. Представление о своем физическом облике (Образе Физического Я) и осознание его эстетического эффекта является одной из главных составляющих Я-концепции каждого человека. Положительная оценка собственного Образа Физического Я в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его Я-концепции в целом, и наоборот: отрицательная оценка влечет за собой существенное снижение общей самооценки. Размеры и форма тела оказывают влияние на качественное своеобразие жизни индивида, ибо они служат предметом как собственных оценок, так и оценок, в той или иной форме транслируемых ему другими людьми, а представления о своей соматической организации являются одним из регуляторов поведения, которые проявляются в самопрезентациях . Отношение к Образу Физического Я формируется в процессе социализации через различные социальные институты, искусство, науку, опыт повседневной жизни, которые предъявляют личности определенные, соответствующие требованиям культуры и общества, социальные представления, гендерные стереотипы, идеологию, убеждения, мнения и готовые образцы поведения. Определяющим фактором поведенческой активности в отношении телесного Я выступает субъективная личностная значимость. Объект исследования – студенты ВУЗов в возрасте от 18 до 23 лет. Предмет - изменения в самоотношении в зависимости от представления о своей внешности у студентов Цель: выявить влияние оценки своей внешности на самоотношение. Теоретические задачи: * Изучить психологические особенности развития в поздней юности * Определить признаки принятия своей внешности Эмпирические задачи исследования: * Определить изменения в самооценке в зависимости от принятия своей внешности * Выявить гендерные различия принятия своей внешности у студентов Гипотезы эмпирического исследования: 1. Существует взаимосвязь между оценкой своего физического облика и самоотношением 2. Существуют гендерные различия принятия своего физического облика у студентов Методики эмпирического исследования 1. Методика исследования самоотношения к образу физического я А.Г. Черкашиной. 2. Методика диагностики самоотношения В.В.Столина ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ 1.1. Психологические особенности развития в поздней юности В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей. Большинство исследователей не отделяют юношеский возраст от подросткового. Учеными рассматривается все отрочество как переходный период быстрых и резких изменений, превращающих ребенка во взрослого. Однако с точки зрения принципа развития все основные новообразования уже сформировались в подростковом возрасте, а в дальнейшем идет укрепление и совершенствование того, что сложилось. Но имеют место быть изменения, которые происходят в связи со свойственной этому периоду социальной ситуацией развития. Второй период юности, на который приходится студенческий возраст, имеет специфические закономерности и представляет собой важный этап в развитии личности. В этот период происходит становление специалиста, формирование его мировоззрения, идеалов, убеждений. Студенческие годы для молодого человека следует рассматривать не только как подготовку к будущей профессиональной деятельности, но и как первую ступеньку к зрелости. К. Д. Ушинский считал период жизни человека от 16 до 22-23 лет наиболее решающим: «Здесь именно завершается период образования отдельных последовательностей представлений, и если не все они, то значительная часть их группируются в одну сеть, достаточно широкую, чтобы оказать решающую предпочтение тому или иному представлению в направления мыслей человека и его характере». Студента как человека определенного возраста и как личность можно рассматривать в трех ипостасях: • социальной, которая обусловлена принадлежностью студента к определенной социальной (академической) группы и проявляется через выполнения им функций будущего специалиста; • психологической, что представляет собой единство психических процессов, состояний и свойств личности, как характер, темперамент, направленность, способности, от которых, собственно, и зависит протекание психических процессов и возникновения психических состояний; • биологической, что включает в себя тип нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, соматическое тип, психомоторику, физическое состояние и т.д. Это означает, что исследование качеств и возможностей студентов, их возрастных и личностных особенностей следует проводить во всех указанных направлениях. Ю. О. Самарин выделил ряд характерных особенностей и противоречий социально-психологического характера, имеющих место в развитии студенческой молодежи. В этот период молодой человек осуществляет выбор профессии, овладевает ею и начинает пробовать себя в других сферах жизни, самостоятельно планирует свою деятельность и поведение, активно отстаивает самостоятельность суждений и действий. Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими периодами жизни, в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и так далее. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений. В исследованиях, посвященных личности студента, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности. Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются "ножницы" между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться "вечно", что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь. Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт — процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17—19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19—20 лет — это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений. Юность — пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального "Я" с реальным. Но идеальное "Я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "Я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; 4) формирование "негативной идентичности", отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания. Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т. е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Таким образом, психологическое развитие личности в позднюю юность, а именно в период студенчества — диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой. 1.2. Анализ принятия своей внешности в самооценке у студентов Центральное психологическое новообразование юношеского возраста – становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и уникальности. Юноши и девушки осознают себя в качестве неповторимой, не похожей на других личности, с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. И эту свою личность как нечто особое, не похожее на других, юный человек хочет утвердить среди окружающих людей. Он хочет, чтобы его такую особенную личность заметили. Отсюда – тенденция к манифестации себя в разных формах: в манере двигаться, говорить, одеваться; в своеобразных оценках явления быта, студенческой жизни; в каких-то особенных словечках и выражениях, в неприятии некоторых общепринятых положений. Переживание собственной уникальности приводит к открытию одиночества, поэтому чувство текучести и необратимости времени сталкивает юношество с проблемой конечности своего существования и темой смерти, что свидетельствует о формировании еще одного элемента юношеского самосознания – философской рефлексии. Изменившееся отношение к себе, осознание своей особости сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию. Отсюда – саморефлексия, способность замечать и примечать проявления характера, свойств воли, те или иные особенности переживаний, понимать природу возникающих желаний и устремлений. Отсюда – рост интереса к самоанализу. Центральный психологический процесс в самосознании – это формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Чрезвычайно важный компонент самосознания – самоуважение. Юноши и девушки с низким самоуважением (неприятие себя, неудовлетворенность собой, презрение к себе, отрицательная самооценка), как правило, менее самостоятельны, более внушаемы, более неприязненно относятся к окружающим, более конформны, более ранимы и чувствительны к критике, насмешкам. Пониженное самоуважение и трудности в общении сочетаются также со снижением социальной активности личности. Наоборот, юноши и девушки с высоким самоуважением ( принятие и одобрение себя, уважение к своей личности и поступкам, положительная самооценка) более самостоятельны, контактны, открыты, легче «принимают» окружающих и их мнения, не скрывают свои слабости и неумения, проще переживают неуспехи, в них сильнее развит мотив достижения, соревновательности. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности студента. С первых проявлений самостоятельности в раннем детстве и до конца активной жизни человека потребность в реализации является одной из наиболее важных и существенных движущих сил его развития. Ещё одно понятие, тесно связанное с самооценкой - уровень притязаний. Это понятие характеризует тот уровень успешности, на который человек претендует в данной деятельности. Высокий уровень притязаний обычно свидетельствует о том, что человек достаточно высоко оценивает свои возможности, то есть о высокой самооценке. Однако, завышенный уровень притязаний при неустойчивой самооценке ведёт к неуспеху к деятельности, что делает самооценку ещё более неустойчивой. С другой стороны, и заниженный уровень притязаний закрывает возможности для формирования устойчивой адекватной самооценки. Критерии самооценки неоднозначны. Индивид оценивает себя двумя путями: - Путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности - Путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, студент вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку студента сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно. Следует подчеркнуть большую личностную значимость самооценки. Она не просто результат анализа собственных достоинств и недостатков; самооценка тесно связана с эмоциональной стороной жизни человека. Можно с уверенностью сказать, что нет людей, равнодушных к собственной оценке Я. Глубокие переживания, затрагивающие самое сокровенное в душе, бывают связаны с изменением самооценки. Она непосредственно воздействует на формирование таких качеств, как самоуважение, уверенность в себе или, наоборот, неверие в свои силы и возможности. А эти качества во многом определяют успешность деятельности человека, его жизненную перспективу, раскрытие и формирование его способностей. Важнейшим источником развития самооценки является также оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности и даже внешности. Следует особо подчеркнуть, что самооценка независимо от того, лежат ли в её основе собственные суждения человека о самом себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурные нормы, всегда носит субъективный характер. Учитывая факты, накопленные в психологии индивидуальных различий, можно сказать, что заметное влияние на формирование самооценки оказывают те индивидуальные особенности студента, которые зависят от типа нервной системы, от темперамента. - Студенты сангвинического темперамента больше обращают внимание на свои успехи и достижения и быстро забывают свои неудачи и огорчения, энергичны, общительны, эмоциональны, легко приспосабливаются к новой обстановке. Естественно, эти особенности могут способствовать формированию завышенной самооценки. - Холерики определяются частой сменой настроений, они инициативные, решительные, вспыльчивые, нетерпеливые, ни в чём не знают меры и плохо соизмеряют свои силы, что тоже часто сопутствует формированию завышенной самооценки. - Студенты флегматического темперамента приемущественно спокойные, уравновешенные, медлительные, их трудно вывести из себя - они мало переключаемые и нерешительные. - В отношении представителей слабого типа нервной системы - меланхоликов, подчёркивается, что они больше склонны обращать внимание на свои неудачи, просчёты, которые сильно переживаются ими, становятся причиной пониженного настроения и неуверенности в себе. И хотя было бы неверно категорически утверждать, что самооценка определяется типом нервной деятельности студента, но и учитывать влияния этих индивидуальных особенностей было бы неправомерно. Однако наиболее существенные факторы формирования завышенной или заниженной самооценки - особенности жизненного опыта и воспитания. Самооценка - не врождённое качество; оно формируется в процессе жизни и воспитания. Годы учения - период не только овладения знаниями, но и интенсивного, сложного и порой противоречивого становления оценки. Ещё одним фактором влияющим, на развитие самооценки является возраст. Есть предположение, что с возрастом адекватность самооценки повышается. С возрастом происходит переход от конкретно-ситуационной к более обобщенной самооценке. С возрастом меняются и критерии самооценки. В юношеские годы внешность имеет большое значение для самооценки, тогда как взрослого человека внешность волнует гораздо меньше, на первый план выступают моральные качества, умственные способности и т.д. Именно поэтому очень часто студенты имеют низкую самооценку при непривлекательной внешности. Студенчество выступает в качестве объекта исследования во многих отраслях психологической науки. Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень его достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образ «Я» в целом - степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. В студенческом возрасте происходит постепенная смена предметных компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего «Я». Так, юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства «Я» - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими. Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации; использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным. Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными, дифференцированными и соотносятся с большим числом значимых лиц. Самоописания в студенческом возрасте имеют гораздо более личностный и психологический характер, чем в 15-16 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей. Свойственное многим студентам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и усредненным сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми. Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 20-21 год. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 20 лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление. Юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если студенту не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. Все это позволяет говорить о том, что данный период жизни наиболее важен для формирования адекватной самооценки. Но для этого должны быть созданы определенные условия. Необходимо чтобы образование в вузе было направлено на развитие личной рефлексии и готовило студентов к решению проблем самоопределения. Надо стараться повышать уровень самооценки студентов для улучшения работоспособности, т.к. завышенная самооценка и преувеличенное чувство контроля над событиями могут истолковываться, как эгоцентризм. Память имеет эгоцентричную организацию: чем выше персональная значимость события или чем больше человек вовлечен в него, тем легче это событие запомнить. Поэтому положительные иллюзии относительно собственной личности студента могут благотворно влиять как на память, так и на другие познавательные процессы. Таким образом, студенческий период характеризуется бурным физиологическим и эмоциональным развитием, изменением телесности, что порой болезненно переживается многими студентами. Существуют данные, позволяющие говорить о существенном влиянии новой телесности на личностную сферу студента, в первую очередь на самооценку. 1.3. Гендерные различия принятия своей внешности у студентов В современной человеческой культуре возникает ряд вопросов, связанных с внешностью и самооценкой. Известно, что эти два процесса неразрывно связанны друг с другом. Самооценка личности является важным регулятором поведения человека. От нее во многом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам, как в учебном процессе, так и в других сферах взаимодействия с окружающими. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшую социализацию его личности. Юные студенты приходят в совершенно новое общество, где сталкиваются с новыми правилами. Перед ними возникает задача - «вписаться в коллектив». Для успешной адаптации молодые люди должны обладать не только определенным багажом знаний, но и быть уверенными в себе личностями. Среди психологических детерминантов качества адаптации на начальном периоде обучения в ВУЗе следует отметить самооценку (этот показатель значимо связан с отношением к обучению, к преподавателям и к сокурсникам). Очень часто самооценка в юношеском возрасте зависит от отношения к своей внешности, эта тенденция ярко выражена у женского пола. Неприятие девушки своей наружности, ухудшает процесс адаптации. Если говорить об адаптации девушки в новом коллективе, то тут нужно учитывать ее отношение к своей внешности, она в этот момент играет важную роль. Начиная с подросткового возраста, общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности . В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела. Эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин. Но вместе с тем необходимо принимать в расчет и механизмы социального подкрепления, производные от бытующих стереотипов, которые поддерживаются и средствами массовой информации. Желание органично вписаться в окружение и считаться «нормальным» может стать основным аспектом благополучия юношей и девушек , а физическая внешность часто является главным объектом внимания при оценке того, соответствует ли человек группе сверстников. Особенности внешнего вида воспринимаются и как первый ключ к дружбе и ухаживанию. Если говорить о девушках, для которых презентабельная внешность является фактически основным критерием успешности, то можно сделать вывод, что красота у них занимает одно из первых мест. Поступив в ВУЗ, молодые люди приходят в новый коллектив, где хотят быть замечены. Из-за юного возраста (17-18 лет), большинство девушек считают, что основным способом выделиться, является создание красивого и стильного образа, который тщательно подбирается с помощью модных журналов и телевидения. Речь идет о том, что любая юная леди хочет создать о себе хорошее впечатление. Первокурсники входят в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных и социальных отношений. Это многогранный и многоуровневый процесс. Особенно большие проблемы испытывают студентки-девушки. Они очень уязвимы и в отношении физической привлекательности, своей внешности и опрятности, для них очень важно одевать модную дорогую одежду, украшения, иметь под рукой самую последнюю косметику и т. п. К девочкам более высокие требования и в отношении учебы и успеваемости, ведь наши родители воспитывают наших девочек прежде всего на морали и нравственности, в отличие от мальчиков, которых воспитывают на приобретении достижения. Таким образом, образование для наших девочек – это, прежде всего, ценность и культура, а для мальчиков - это компонент, и не всегда принятый, достижений. У современных девушек наблюдается тенденция к недооценке своей внешности. Поэтому восприятия своего тела как внешнего облика в юношеской среде, особенно среди девушек является актуальной проблемой. Таким образом, становится вполне очевидно, что влияние внешней привлекательности достаточно велико на этапе установления взаимоотношений. Внешняя привлекательность для девушки является важным фактором в условиях адаптации. Осознание своей привлекательности позволяет налаживать межличностные отношения с окружающими людьми . Когда при этом девушка становится студенткой, презентабельная внешность является выигрышным козырем, ведь ее самооценка неразрывно связана с данным феноменом. Зависимость самооценки от внешности не может быть преувеличенной, ибо процесс адаптации во многом связан с отношением к своей внешности ( на вряд ли серая мышка, неуверенный в себе человек сможет успешно пройти все этапы этого процесса). Необходимо отметить, что изменение телесного канона и постепенное видоизменение привычных гендерных стереотипов способствуют тому, что современные мужчины начинают тратить все больше времени и денег на уход за телом, косметику и т. д. Согласно данным, приведенным в работе И. С. Кона , беспокойство по поводу внешности, которое изначально считалось исключительно женским, постепенно распространяется и на мужчин. Особенно сильно это выражено у студентов связанных с модельным бизнесом и спортсменов. Однако на сегодняшний день для большинства женщин забота о собственном телесном облике остается более значимой проблемой, чем для большинства современных мужчин. Таким образом, гендерный анализ различий в степени удовлетворенности собственной внешностью свидетельствует о наличии тенденции, согласно которой у женщин по сравнению с мужчинами более выражено негативное отношение к собственной внешности. Среди причин неудовлетворенности собственной внешностью у студентов выделяют сочетание личностных особенностей (конформность, низкая самооценка, низкая дифференциация физических параметров и индивидуальных качеств) и социальной ситуации развития, в которой человек сравнивает себя с определенным нормативным эталоном в отношении внешности . Большинство авторов едины во мнении, согласно которому именно культура каждого конкретного общества распространяет определенный эталон физической привлекательности. Неудовлетворенность своим физическим обликом возникает у человека в процессе сравнения собственных телесных данных с социальным образцом внешности в случае, если реальная внешность не совпадает с распространенным эталоном внешности у парней и девушек. В исследованиях выявлена четкая закономерность, согласно которой именно социальное сравнение негативно влияет на самоуважение, т. е. сравнение себя с другими студентами, которые по каким–либо характеристикам «лучше» (в особенности если эти характеристики касаются фигуры), способствует понижению самоуважения. Данные факты свойственны как женщинам, так и мужчинам, но женщины в этом плане более уязвимы. Причем несовпадение социального эталона физической привлекательности и индивидуальных физических параметров влечет неудовлетворенность собственной внешностью преимущественно у студентов, для которых характерна высокая степень зависимости от общественного мнения, низкая самооценка и отсутствие разнообразных источников самовыражения личности (например, профессии, хобби и др.) Таким образом, установлено, что в основе неудовлетворенности собственной внешностью находятся социальные причины (социальное сравнение себя с определенными людьми, представляющими своеобразный эталон физической привлекательности), которые сочетаются с определенными индивидуальными особенностями студента: конформность, неуверенность, концентрация на внешности как на единственном ресурсе развития личности. Эталон физической привлекательности понимается как обусловленный социокультурными условиями и, в значительной степени, неосознаваемый образ, на основе которого студент структурирует и интерпретирует особенности внешности. В контексте положений о социализации телесность студента и, в частности, эталоны физической привлекательности можно рассматривать как один из результатов трансляции сложившихся культурных норм. В русле положений гендерной социализации эталон физической привлекательности является выразителем гендерных характеристик личности, которые закрепляют один из сложившихся стереотипов маскулинности/фемининности: полярность мужских и женских личностных характеристик. Таким образом, согласно гендерным стереотипам общества, преимущественно для девушки-студентки физическая привлекательность преподносится как основной ресурс социального взаимодействия, в то же время парню-студенту предоставляют альтернативные по отношению к внешности варианты самореализации (профессиональные успехи, высокий материальный доход, развитие умственных способностей). Именно поэтому соответствие определенным нормативным эталонам красоты для девушек студенток более значимо, чем для парней. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВА....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: