VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Влияние групповой психокоррекции на снижение уровня агрессивности у подростков

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008127
Тема: Влияние групповой психокоррекции на снижение уровня агрессивности у подростков
Содержание
35



26



                                             



	ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

	«ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





                 





Факультет социально – культурной и информационной деятельности



Кафедра психологии и педагогики





ТЕМА: «Влияние групповой психокоррекции на снижение уровня агрессивности у подростков»



Исследование















Исполнитель:

студентка ППО(б)з-61

Аcтафьева Наталья Викторовна



Научный руководитель:

Ткач Елена Николаевна

























Хабаровск 2017

                                          Содержание



Введение...............................................................................................2



Глава 1. Анализ агрессивного поведения в психологии........................7

Понятие агрессивности ...........................................................................7

Теоретический подход к феномену агрессии .......................................12

Развитие агрессивного поведения …………….....................................18

Условия формирования агрессивного поведения …………………....20



Глава 2. Психологические особенности подросткового возраста ..........23

Психологические новообразования в подростковом возрасте............23

Причины проявления агрессивности в подростковом возрасте..........28



Глава 3. Методы исследования  и организация эксперимента................33

Методы исследование агрессивности у подростков …………............33

Система коррекционных занятий направленных на снижение уровня агрессивности ……………...........................................................................................39

Интерпретация результатов эксперимента …………………………...71



Заключение..........................................................................................................73



Литература...........................................................................................................75



Приложения.........................................................................................................79











Введение.



	 В настоящее время у психологов, и ученых, и практиков, проблемы  поведения «агрессивных» подростков являются актуальными и вызывают профессиональный интерес.

	Нынешнее подрастающее поколение живет и развивается в эпоху нестабильного экономического положения в стране ,когда на смену ценностям и традициям нашей культуры пришли чуждые нашему мировоззрению идеалы. Благодаря СМИ превозносится культ насилия, обмана и жестокости, ,поток теле и кино фильмов заполнен сценами насилия, что приводит к изменению  поведения у подростков и проявлению у них агрессивности.

	Во многих семьях родители не уделяют подросткам должного внимания, не интересуются их проблемами, что лишает ребенка защищенности и психологического комфорта. Зачастую родители либо »откупаются» от ребенка деньгами, поощряя вседозволенность, либо проводят» воспитание», связанное с унижением и физическим насилием.

Все эти факторы приводят к  эмоциональной грубости, агрессивному способу самоутверждения из-за незрелости нравственных устоев.



Актуальность проблемы.



 Данная тема является актуальной, определяется необходимостью анализа  агрессивности у подростков, живущих в условиях данного времени. Исследование поможет выявить основные каналы, по которым  происходит формирование норм, ценностей и способствует пониманию закономерностей девиантного поведения.

Подростковый возраст-это время для самоопределения личности, ее представлений о мире и нормах нравственности и морали. Именно в этот период формируется психологическая индивидуальность личности и требуется грамотный подход специалиста в оказании подростку необходимой помощи, особенно ,в период каких-либо кризисов.

Необходимость определения психологических причин агрессивности растущих детей, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения и создания программы коррекции, обусловливает актуальность данной работы.

Цель данного исследования: изучить возможности психокоррекции, опирающийся на гуманистический подход к личности и развитие рефлексии, направленной на снижение уровня агрессивности подростков.

Объектом данного исследования: выступают агрессивные проявления подростков.

Предметом исследования:  является влияние гуманистического подхода к личности, на снижение агрессивных проявлений у подростков.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

- провести теоретический анализ по теме: охарактеризовать агрессивное поведение, назвать условия формирования и причины агрессивного поведения у детей подросткового возраста;

- подобрать методический материал для исследования агрессивного   поведения;

- провести анализ результатов исследования.

Исходя из поставленных задач, целесообразно выдвинуть гипотезу исследования: предполагается, что влияние коррекционных занятий, снизит уровень агрессивности у детей подросткового возраста.

Методы исследования:

-    Метод наблюдения;

 Опросник Басса-Дарки;

 Тест «Несуществующее животное»;

Экспериментальная база: МАОУ»СШ №51» Кировского района
г. Хабаровска.

         Научная и практическая значимость работы:

разработка экспериментальной программы направленная на снижение уровня агрессивности у подростков в возрасте 13 лет.

Структура исследования:

исследование состоит из введения, трех глав, заключения, литературы, приложений.

Новизна исследования: применение группового тренинга направленного на снижение агрессивности у подростков посредством развития рефлексии.

Мы считаем, что изучение проявления различных форм агрессивности у подростков имеет практическую значимость, т.к. результаты исследования помогут обогатить учебно-воспитательный процесс в системе образовательных учреждений и повысить грамотность работников образования, родителей в воспитании детей подросткового возраста .


Глава 1. Анализ агрессивного поведения в психологии.



Понятие агрессивности.

 «Агрессия» и «агрессивность» ,в определении сути этих понятий  мнения у психологов зачастую расходятся .По определению Е. П .Ильина, агрессивностью считается свойство личности, которое отражает ее склонность к агрессивному реагированию на возникновение фрустрирующей и конфликтной ситуации и  является реакцией на эту ситуацию. 

В ситуациях, представляющих угрозу жизни, нельзя рассматривать агрессию как нарушение, т.к. в таких случаях ее функция- адаптация к ситуации и проявление защитной реакции. При периодическом повторении проявления агрессии можно вести речь об агрессивном поведении.  Выделим две модели  агрессии:

 Недеструктивная (проявляющаяся упрямстве и настойчивости), и деструктивная(проявляющаяся в форме враждебности).

  Умение подростка справляться  с агрессией положительно сказывается на его развитии и способствует развитию таких  индивидуальных свойств как: социализация ,сохранность психического здоровья;  эмоциональное развитие, психическое здоровье. 

  Упорство и враждебность – разные формы агрессии. В первом случае, упорство ведет к достижению цели. Во втором-враждебность несет негативные последствия как самому агрессору, так и окружающим его людям. Общим в проявлении той или иной формы и агрессивности является желание подростка взять под контроль ситуацию, возможность воздействовать на нее в своих целях.

Враждебная деструктивность не дана ребенку от  рождения ,а  вызывается  результатом сильных неприятных переживаний. 

 Недеструктивная,  форма агрессивного поведения проявляется у детей с первых месяцев для самоутверждения ,желания взять вверх в какой-либо ситуации, совершенствования своего опыта.

Под влиянием этих форм агрессии проживается вся эмоциональная жизнь человека.

 Следствием  агрессии и жестокости у подростка или группы, могут служить неправильно сформированные нормы нравственности, отсутствие сензитивности к окружающему миру (природе, животным). Проявления подобного рода могут быть ярко выраженной защитной реакцией на ситуацию, либо проявляться в состоянии аффекта, что обусловлено низким уровнем саморегуляции. Проявления агрессивности зависят и от индивидуального статуса личности, который отражается на характере любого взаимодействия личности в группе. Чем ниже статус ,тем выше дискомфорт, страх, состояние аффекта. Попадая в критическую ситуацию люди, ведут себя по-разному. Одни могут мобилизовать свои внутренние ресурсы, чтобы конструктивно икать выход из сложившейся ситуации. Это наиболее конструктивная форма поведения. Другие способом разрядки считают агрессию, направленную на других, без учета чьего-либо мнения.

Для людей с пониженной самооценкой может стать агрессия, направленная на себя. Это состояние может сопровождаться отчаянием, безразличием ко всему, критикой в свой адрес. Таким образом, агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную или зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения. Агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных (фрустрирующих) ситуациях.

1.2. Теоретический подход к феномену агрессии.



Отечественные исследователи понимают агрессию как целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, страха, подавленности).





Существует теория, согласно которой агрессия всегда есть результат действия фрустраторов, т.е. непреодолимых барьеров, стоящих на пути к достижению цели, вызывающее состояние фрустрации. Ряд авторов утверждает, что агрессия всегда следует за фрустрацией», а «случаи агрессивного поведения всегда предполагают существование фрустрации», т.е. если организм подвергается воздействию фрустрации, то он всегда на это реагирует агрессией. 

1.3. Условия для развития агрессивного поведения.

Условия для развития и закрепления агрессивных форм поведения  следует искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также в настоящее время.

 Несогласованность в требованиях к ребенку со стороны родителей и применение к нему физического насилия могут повлиять его неадекватное поведения, что выражается в проявлении агрессивности. 

Агрессивность как реакция на фрустрацию зависимости.

Фрустрация, создающая при пренебрежительном и негативном отношении к ребенку, часто рождает страх и агрессивность. Некоторые исследования последних лет, в первую очередь проведенные Боулби и Фридленом, не только подтвердили связь между отсутствием зависимости и агрессивностью, но также показали, что фрустрация зависимости играет более важную роль в развитии агрессивности. Боулби сравнивал отношения в семьях с делинквентными детьми,  с отношениями в семьях, где у детей также были проблемы, но не имеющие отношения к делинквентности. Он пришел к выводу, что значительная часть делинквентных детей была в раннем возрасте надолго оторвана от матери, в то время как неделинквентные дети воспитывались при относительно стабильных отношениях .

Ребенок с сильной фрустрацией, лишенный родительской заботы, мало, что может приобрести, подавляя в себе злость и агрессивность. Его агрессивность приносит ему временное облегчение, но и  может заставить окружающих обратить на себя внимание. Сильная фрустрация от потребности ребенка в зависимости в раннем возрасте, при отсутствии родительской заботы является важным предусловием развития агрессивности.

1.4. Условия формирования агрессивного поведения.

Условия для  появлении агрессивного поведения:

наличие нарушений в эмоциональном отношении между родителями и детьми способствует агрессивности;

существенную роль в формировании агрессивности играет модель агрессивного поведения;

возникновению агрессивного поведения, способствует равнодушие родителей к агрессивности своих детей.

- насилие, демонстрируемое по телевидению, способствуют копированию агрессивных реакций .

Таким образом ,в появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы. Возраст, индивидуальные особенности, стиль взаимоотношений в семье, социальные условия развития личности также являются важными составляющими.

Глава 2. Психологические особенности подросткового возраста.



2.1. Новообразования в подростковом возрасте.

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В возрасте 12-17 лет происходит коренная перестройка всех систем организма: девочки постепенно превращаются в женщин, мальчики – в мужчин. На фоне физических изменений происходят и более глубинные изменения психики. В подростковом возрасте меняется эмоциональное и коммуникативное восприятие, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. 

По мнению ведущих психологов (Л. С. Выготского, Л. И. Божович,
В. С. Мухиной) основными новообразованиями являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства и интересы других, и ориентироваться на них в своем поведении.

В подростковом возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию – это самосознание, самовыражение и самоутверждение.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские ,в то время как отношения с родителями и учителями остаются не равноправными.. Сходство интересов и проблем, возможность открыто их обсуждать, равные отношения между товарищами – все это делает атмосферу в группах привлекательной для детей, чем общество взрослых. 

В данном возрасте у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола, стремление нравиться и как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, активно идет процесс познавательного развития. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок, и напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к дедукции и индукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач ,происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти.

 Знание общих закономерностей в определенной степени позволит не только спрогнозировать поведение подростка, но и объективно его оценить.



Причины проявления агрессивности в подростковом возрасте.

Период взросления характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, к самоутверждению. Подросток стремится играть определенную значимую социальную роль, причем не только среди ровесников, но и среди взрослых, ощущая настоятельную потребность поступать, так или иначе, исходя из собственных желаний и мотивируя свои поступки только собственными устремлениями. Большинству взрослых такая позиция ребенка кажется противоестественной, а иногда и просто – недопустимой, и родители в свою очередь любыми путями стараются ограничить его самостоятельность. Подросток принимает по отношению к взрослым позицию противоборства. Его орудие в этой борьбе чаще всего становится агрессивность.

Вербальная агрессия гораздо более широко распространенна среди подростков и не настолько опасна, как физическая. Вербальная агрессия при наличии определенной склонности и обстоятельств, легко может привести к агрессии физической, последствия которой могут быть вплоть до уголовного наказания.

Агрессивность также может быть косвенной, т.е. конкретно ни на кого не направленной. Этот вид агрессии также очень распространен среди подростков. Необъяснимые и немотивированные взрывы ярости, громкий крик, удары ногами по стене – все это проявление косвенной агрессии. Агрессивность для подростка может быть и формой протеста против принуждения со стороны взрослых, противостоять которым он может только косвенно. Кроме того, агрессивное поведение для подростка может стать:

способом достижения целей;

своеобразным способом разрядки психики в условиях, когда она не обходима  и когда других способов он не может найти, либо их на самом деле нет;

способом «блокирования» потребностей или желаний подавляемых более сильными людьми.

 Причины агрессивности могут быть самыми различными.

Ссоры родителей, взаимные оскорбления свидетелем которых периодически становится ребенок, частые наказания – все это трансформируется в своеобразную модель агрессивного поведения. 

Глава 3. Методы исследования и организация эксперимента.



3.1. Методы исследование агрессивности у подростков.

В диагностической части исследования была поставлена следующая цель: подобрать наиболее оптимальный комплекс тестовых методик, позволяющих исследовать уровень агрессивности у детей. В результате мы подобрали 3 психодиагностические методики:

1.Метод наблюдения;

2.Опросник Басса – Дарки;

3.Тест «Несуществующее животное».



Описание хода диагностического исследования.

Исследование проводилось в 2017 году на базе МАОУ «СШ № 51»Кировского района г. Хабаровска. В исследовании приняли участие 46 подростков в возрасте 13 лет.

Испытуемые получали бланки для ответов на вопросник Басса – Дарки. В бланке обязательно фиксировались ФИО, возраст испытуемого, дата проведения обследования. Перед исследованием испытуемых просили ничего лишнего не писать. Для проведения проективной методики испытуемым раздавались стандартные листы белой бумаги формата А4  и карандаш.

План исследования предусматривал следующий порядок предоставления методик:

Опросник Басса-Дарки;

Методика «Несуществующее животное»

После того, как испытуемые ознакомились с инструкцией, их спросили все ли понятно. Испытуемых заранее предупредили, что в принципе, разрешено исправление ответов, но это должно быть крайне редко, в том случае, если ответ механически занесен не в ту графу.

В случае полного непонимания пункта со стороны испытуемых, возникала необходимость дать четкое объяснение его смысла. В ходе группового обследования испытуемые были предупреждены о том, чтобы они не спрашивали друг у друга ответы, не мешали друг другу, так как работа должна проводиться самостоятельно. В конце обследования испытуемых спрашивали на все ли пункты, даны ответы, возникали ли трудности. Перед обработкой результатов исследования необходимо было убедиться, что ответы даны на все вопросы. Таким образом, была проведена методика Басса-Дарки. 

Заключительной методикой диагностического исследования, являлся тест «Несуществующее животное». После объявления инструкции ребята приступали к выполнению задания. 

В нашем исследовании до коррекционной работы обрабатывалось 46 бланков с результатами по опроснику Басса-Дарки и 46 проективных тестов. После коррекционной работы, 16 бланков по опроснику Басса – Дарки и 16 проективных тестов.



Анализ результатов первичного диагностического исследования.

В задачу нашего исследования входило, рассмотреть наличие агрессивности в поведении исследуемых подростков. В результате проведения опросника Басса-Дарки можно сказать следующее, что у исследуемых подростков наличие высокого уровня агрессивности имеется – у 35,8 % от общей группы исследуемых (фамилии и данные учеников выделены в таблице курсивом, см. приложение); средний уровень показали – 49 %; низкий уровень агрессивности – 15,2 %.

По результатам проведения проективного теста «Несуществующее животное» были получены следующие данные: в рисунках 57 % исследуемых подростков (от общей группы исследуемых) присутствуют признаки проявления агрессивности – прорисовка острых рогов, зубов, клыков, предметов оружия и других признаков агрессивности.

В соответствии с высоким показателем агрессивности, была сформирована группа из 16 человек для проведения коррекционной работы.

По окончанию первичной диагностической работы было проведено родительское собрание. В процессе беседы с родителями мы выяснили, что родители больше внимания уделяют негативному поведению подростков, чем позитивному. Недостаточно понимают, как следует реагировать в той или иной ситуации, как и в какой степени, использовать систему поощрений и наказаний.

В соответствии с возникшими вопросами воспитательного воздействия, нами была поставлена следующая задача: повысить психологическую грамотность родителей в воспитании детей подросткового возраста склонных к проявлению агрессивности. В лекционной форме мы рассмотрели следующие вопросы:

особенности подросткового возраста;

причины проявления агрессивности;

условия формирования агрессивного поведения.

По окончанию родительского собрания, нами предлагались следующие рекомендации:

в достижении цели используйте такие качества личности подростка, как стремление к лидерству, придавая им позитивную направленность, энергичность и стремление к первенству – все это поможет «переключить» его энергию при условии ненавязчивого контроля;

присмотритесь к подростку, найдется какая-нибудь сфера деятельности, в которой он мог бы применить себя и получить те результаты, которые смогут удовлетворить его стремление к самовыражению, поднять собственную самооценку и оценку собственных возможностей и способностей в глазах окружающих;

дайте ему возможность ощутить себя полноправным членом семьи, предоставьте возможность почувствовать себя необходимым и значимым для взрослых;

прислушивайтесь к мнению своего ребенка, будьте внимательны к его словам, следуйте его советам;

в спорах не придерживайтесь авторитарных методов, аргументируйте свое мнение, избегайте приказаний;

уважайте индивидуальность подростка, его интересы. Не относитесь с предубеждением к его взглядам и высказываниям;

предоставьте подростку положительные ориентиры, пример, достойный подражания;

быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка;

предоставьте подростку возможность социально значимой, общественно одобряемой деятельности и его стремление к самореализации обязательно найдет достойный выход.

Эффективность воспитательного воздействия включает в себя следующие моменты:

качество отношений между родителями и ребенком: родительское одобрение или порицание будут иметь больший успех, если родители ценят и уважают ребенка;

баланс одобрений и наказаний;

 в воспитании, старайтесь использовать доверительные отношения.



  3.3.     Интерпретация результатов эксперимента.



Для повторной диагностики, мы использовали две методики: опросник Басса – Дарки и проективный тест «Несуществующее животное».

После окончания коррекционной работы с участниками коррекционной группы была проведена повторная диагностика с целью, проследить изменения показателя агрессивности.

В результате были получены следующие данные:

по опроснику Басса – Дарки:

56,3 % испытуемых коррекционной группы - показали высокий уровень агрессивности;

43,7 % - средний уровень агрессивности.

По результатам проективного теста «Несуществующее животное», можно сказать, что в рисунках исследуемых подростков коррекционной группы снизились показатели агрессивности. Подростки меньше прорисовывают признаки, характеризующие агрессивность - зубы, рога, когти, шипы, предметы оружия и другие признаки. Изменились названия и образ жизни животного.

Интерпретация результатов проективного теста на примере участников коррекционной группы:

В рисунке Димы А. до коррекционной работы присутствует сверхсильный нажим, что свидетельствует о конфликтности, агрессивности, повышенном возбуждении. Также в рисунке четко прорисовываются зубы, (вербальная агрессия), отсутствуют ноги, (низкая бытовая ориентация, неумелость в социальных отношениях), избыток шрамов и ран у животного. После коррекционных занятий  рисунок Димы А. значительно изменился: отсутствуют зубы, что характеризует вербальную агрессию, животное имеет ноги, изменилось название и образ жизни животного.

Рисунок Олега Л. также характеризует высокий уровень агрессивности. Животное имеет несколько видов оружия, представляющих опасность для окружающих. Явно прорисовываются зубы, шипы. После коррекционной работы в рисунке менее присутствуют признаки, характеризующие агрессивность: отсутствуют зубы, шипы, предметы оружия различного характера.

Таким образом, после проведения коррекционной работы можно сделать вывод о том, что уровень агрессивности значительно снизился. На основе полученных данных до и после проведения коррекционной работы с подростками, можно сделать вывод о положительной динамике показателей: 

у подростков в возрасте 13 лет снизился уровень агрессивности;

подростки научились познавать и контролировать свои чувства.

Эти данные свидетельствуют о значимости групповой психокоррекции, как коррекционном методе психологической практики, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу настоящей работы.


Заключение.



Проблема агрессии – одна из самых актуальных проблем практической психологии. Изучение агрессивного поведения подростков стала едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов. Подростковый возраст в силу динамичности происходящих в этот период процессов, достаточно нестабилен в формировании личностных качеств и поведенческих реакций. Чаще всего в период подросткового возраста развиваются девиации в поведении, которые впоследствии могут оказать деструктивное влияние на личность.

Различные методологические и концептуальные подходы к объяснению детской агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако, детская агрессивность есть комплексное личное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушение в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально – психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско– родительских отношений, особенности стиля воспитания). Развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей, родственников ребенка, а позднее – успешности и скорости процессов половой идентификации и социализации.

Важную роль в формировании агрессивности играет стиль семейного воспитания. Здесь значимо все: от методов поощрения – наказания, стиля руководства ребенком до характера взаимоотношений в семье. Дети видят в родителях образец для подражания.

Обобщая теоретические и практические данные, можно сказать следующее. Для многих подростков типично умышленное подражание многим манерам, как конкретных людей, так и тех стереотипов, которые предлагаются различными средствами информации. Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и жестокости провоцируют агрессивные формы поведения подростков, делая его взрослым в собственных глазах, и являясь средством демонстрации своей значимости.

Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса, что ведет к агрессивным формам поведения.



На основе изученной литературы и проведения исследования, следует вывод:

Нами была изучена литература по проблеме агрессивного поведения;

Был подобран комплекс психодиагностических методик для исследования агрессивности у подростков в возрасте 13 лет;

Разработана коррекционно – развивающая программа, целью которой является влияние гуманистического подхода к личности на снижение агрессивных проявлений  подростков;

Основной метод – групповой тренинг, используемый в ходе практической работы. Групповой тренинг подтвердил целесообразность его использования в работе с агрессивными подростками, так как нами были зафиксированы положительные результаты исследования.



























Список использованной литературы:



Анна Росс. Наши дети – наши проблемы. – Ростов н/Д.,2002.

Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1996.

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М., 1991.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997.

Бурменская Г.В.,Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно – психологическое консультирование // Проблемы психического развития детей. - М., 1990.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.

Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.,2002.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.,2003.

Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование школьников. – М., 2001.

Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения. – СПб.,1993.

Гришин О.В. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики. – Брянск. 1999.

Гюттенбуль А. Зловещее очарование насилия. – СПб., 2000.

Дашкевич О.В. Характер подростка. Омск, 1998.

Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). – М.,2003.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1988.

Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально – психологического тренинга: методические указания. – Л.: ЛГТУ, 1990.

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.,2002.

Игры для интенсивного обучения./ Под. ред. В.В. Петрусинского. – М.,1993.

Дети и подростки: психология развития / Д.Шиффер. - СПб.,2003.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1995.

Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. – М., 1998.

Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1988.

Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.: Питер, 2001.

Лоренц К. Агрессия. - М., 1994.

Лидерс А.Г. Группы личностного роста с подростками // Журнал практического психолога. - М., 1996. №1,2.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 1996.

Максимова Н.Ю., Милютина О.К. Курс лекций по детской патопсихологии. - Ростов н/Д., 2000.

Мухина В.С. Возрастная психология. - М.,1997.

Можинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб., 1999.

Немов Р.С. Психология: Кн.2: Психология образования. - М., 2001.

Немов Р.С. Психологическое консультирование. - М., 2001.

Невский И.А., Колесова Л.С. Подростки группы риска в школе. - М., 1996.

Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. - М., 1993.

Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М., 2001.

Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М.,2000.

Основы возрастно – психологического консультирования./ Под. ред. А.Г. Лидерса. – М., 1991.

Нельсон – Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.

Практическая психология в тестах // Р. Римская, С. Римский. - М., 1998.

Подласый С.В. Курс лекций по коррекционной педагогики. – М., 2002.

Прутченков А.С. Социально – психологический тренинг в школе. – М., 2001.

Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2002.

Рыжова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М.,1998.

Синягина Н.Ю. Психолого - педагогическая коррекция детско – родительских отношений. – М., 2003.

Соколов Я.В., Прутченков А.С. Человек в обществе. – М.,1994.

Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1990.

Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг – Дубна: 2002.

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия их коррекции. – М., 1996.

Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1994.

Цветков Э.А. Мастер самопознания, или погружение в Я. – СПб., 1995.

Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.

Юнг К. Психологические типы. – М.,1996.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.

Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.


Приложение №1.

     Результаты первичной диагностики по опроснику Басса – Дарки.

Ф.И. ученика

Индекс враждебности

Индекс агрессивности

1. Дима. А..

12 – высокий 

26 – высокий

2. Галя. В.

14 – высокий

34 – высокий

3. Сергей С.

7 – норма

19 – норма

4. Витя. Б.

8 – норма

19 – норма

5. Света. Ч.

6 – норма

21 – норма

6. Вова. Г. 

11 – высокий

26 – высокий

7. Галя. В.

14 – высокий

30 – высокий

8. Ксюша. Б.

16 – высокий

31 – высокий

9. Олег. Л.

15 – высокий

26 – высокий

10. Катя. З..

12 – высокий

28 – высокий

11. Семен.Ч.

13 – высокий

28 – высокий

12. Настя. К.

13 – высокий

27 – высокий

13. Миша. К.

13 – высокий

26 – высокий

14. Дима. К.

16 – высокий

32 – высокий

15. Лена. В.

13 – высокий

26 – высокий

16. Артур. Г.

13 – высокий

31 – высокий

17. Костя. А.

14 – высокий

26 – высокий

18. Катя. М.

12 – высокий

26 – высокий

19. Кирилл. Н..

11 – высокий

26 – высокий

20. Ольга. С.

8 – норма

20 – норма

21. Андрей. К.

6 – норма

21 – норма

22. Аня. П.

8 – норма

19 – норма

23. Лена. М.

3 – низкий

18 – норма

24. Денис. Ш.

11 – высокий

21 – норма

25. Оксана. С.

6 – норма

16 – норма

26. Женя. В.

4 – низкий

18 – норма

27. Ангелина. З.

10 – высокий

19 – норма

28. Женя. Т.

7 – низкий

17 – низкий

29.Андрей. Ш.

12 – высокий 

15 – норма

30. Костя. С. 

13 – высокий 

19 – норма

31. Юля. П.

9 – высокий

16 – норма

32. Антон. Л.

6 – норма

21 – норма

33. Рита. К.

4 – низкий

12 – низкий

34. Катя. В. 

14 – высокий

19 – норма

35. Сергей М.

8 – норма

21 – норма

36. Юля. К. 

11 – высокий

20 – норма

37. Юрий. С.

6 – низкий

12 – низкий

38. Настя. С.

14 – высокий 

21 – норма

39. Иван. К.

8 – норма

19 – норма

40. Марк. К.

7 – норма

13 – низкий

41. Максим. Л. 

10 – высокий

17 – норма

42. Ира. Х.

8 – норма

17 – норма

43. Артем. С.

4 – низкий

11 – низкий

44. Алина. М. 

7 – норма

17 – норма

45. Артур. Д.

9 – норма

22 – норма

46. Сергей. К.

8 – норма

23 – норма




Приложение №2

 Результаты повторной диагностики по опроснику Басса – Дарки.

Ф.И. ученика

Индекс враждебности

Индекс агрессивности
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44