VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Влияние экономических групп интересов на деятельность Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: M000473
Тема: Влияние экономических групп интересов на деятельность Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Содержание
    Влияние экономических групп интересов
    на деятельность Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
    
    
    
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические основы лоббистской деятельности
1.1.Теоретические основы исследования лоббистских отношений……….5
1.2. Модели взаимодействия групп интересов и государства (зарубежный опыт)………………………………………………………………….……….16

Глава 2. ЖогоркуКенеш Кыргызской Республики и влияние групп интересов на его деятельность.
2.1. Процедуры и стадии законодательного процесса как точки доступа парламентского лоббизма………………………………………………….28
2.2. Пути улучшения реализации законодательной функции ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики и факторы влияния групп интересов……………………………………………………………………..38

Глава 3. Анализ текущих проблем взаимоотношений власти и групп интересов в Кыргызской Республике. 
3.1.Правовое регулирование лоббизма как один из способов противодействия коррупции в Кыргызстане………………………………52
3.2. Тенденции и перспективы взаимодействия групп интересов и органов государственной власти Кыргызской Республики………………………….61

Заключение………………………………..……………………….69
Список использованной литературы  .….……………………73
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Введение
    Масштабные трансформационные процессы, произошедшие в Кыргызской Республике поставили перед политической наукой новые задачи осмысления и анализа политического развития нашей страны, механизма функционирования ее политических институтов, их отношений между собой, а также роли и места этих институтов в реформировании государства.
    Среди факторов, определяющих направления развития государства, особо выделяется активность групп интересов, которые превратились во влиятельных политических акторов. 
    Вступая во взаимоотношения с государственными институтами, группы интересов выполняют важную роль агрегирования и артикуляции интересов социума. Выявление форм и механизмов взаимодействия групп интересов и институтов власти является важным для понимания сущности общественно-политических процессов в государстве, причин и механизмов принятия политических решений, формирования политического курса.
    Обладая большими и разнообразными ресурсами, группы интересов, прежде всего, экономического характера, активно внедряются в политическую жизнь, изменяя в соответствии со своими задачами, течение политического процесса, расклад политических сил, состав политической элиты.
    При этом политическая активность групп зачастую имеет целью удовлетворение преимущественно собственных интересов. В связи с этим, возникают проблемы соответствия интересов групп процессу экономического и социально-политического развития регионов, а также общественным потребностям.
    Решение указанных проблем предполагает изучение роли и места групп интересов в политической жизни современного общества, чему должен предшествовать глубокий анализ истории их формирования и развития, а также понимание сущности и форм их общественного бытия.
    Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью глубокого изучения воздействия групп интересов на политический процесс, выявления основных направлений этого влияния, оценки характера их взаимоотношений с институтами политической власти.
    Законодательство является важным политико-правовым инструментом регулирования общественных отношений. От его эффективности и правомерности, формирования, применения и совершенствования на основе последовательного воплощения в нем правовых ценностей зависят в конечном итоге стабильность социально-политических и социально-экономических процессов, достойный уровень жизни населения и т.д.1
    Это определяет важность дальнейшего совершенствования  законотворческой  деятельности, поскольку современный период развития  кыргызстанского  общества характеризуется необходимостью глубокого реформирования политических, социальных, экономических, духовных и организационных основ общественной и государственной жизни.
    В этой связи необходимо уделить особое внимание политике государства, направленной на стабильное развитие законодательства, формам участия граждан и их объединений в процессе создания и принятия законов.
    Важность проблемы определяется как ее практической значимостью для совершенствования законодательства и обеспечения законности, так и недостаточной научной разработанностью применительно к условиям Кыргызстана.
    Степень разработанности проблемы. Исследованием различных сторон законотворчества в разное время занимались представители многих направлений и школ отечественной и зарубежной юриспруденций (Я.В. Виноградов, Г. Еллинек, Р. Иеринг, Г. Кельзен, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, E.H. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич и другие).
    В советский период различным аспектам деятельности представительных органов Кыргызстана посвятили свои труды отечественные ученые Э. Нуралиев, К. Нурбеков, С. Табышалиев, Р. Тургунбеков.
    В постсоветское время учеными в области права проведены исследования, где объектом изучения в той или иной мере являлись отдельные вопросы становления, формирования и организации деятельности ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики. В частности, это работы А.А. Арабаева, Ч.И. Арабаева, Э.Д. Бейшембиева, Г.А. Бидильдаевой, Г.Т. Искаковой, С.К. Косакова, Р.К. Акназаровой, А. Саляновой, С.С. Сооданбекова, Р. Тургунбекова и др. 
    Несмотря на то, что исследования групп интересов в последнее время привели к формированию соответствующих отечественных научных исследований, на данный момент не все аспекты проблемы достаточно изучены. Это вызвано рядом причин. Во-первых, группы интересов как социальный феномен широко изучается лишь начиная с постсоветского периода. Во-вторых, не представляется возможным прямой перенос западных подходов в исследовании деятельности групп интересов на нашу политическую реальность.  В-третьих, отсутствует единый научный подход к методологическому и понятийному аппарату (вплоть до определения понятий «групп интересов» «лоббизма») при их исследовании. В-четвертых, многообразие политических процессов и явлений, происходивших в Кыргызстане, создают трудности для их систематизации и анализа групп интересов.
    Вместе с тем, большинство ученых берет за основу опыт зарубежных исследований по данной теме, по возможности используя их методологические подходы для анализа групп интересов.
    В политической науке развитие теории групп начинается с публикации в 1908 г. труда Артура Ф. Бентли «Процесс управления», в котором он впервые выдвинул идею о том, что в основе политического процесса лежит согласование интересов различных групп, поддержание баланса интересов между ними, главная роль в котором отводится государственным институтам.
    Теория получила свое развитие в работах Д.Трумэна, Д.Хейнса, Э.Лауманна, Р.Нельсона, Г.Джордана, Г.Уилсона, К.Линдблума и других, которые, принимая за основу идею о ключевой роли групп интересов в политическом процессе, дискутировали об их составе, характеристиках, а также параметрах взаимоотношений с государством. Эти дискуссии положили начало развитию ряда научных школ в политологии, в частности, корпоративистов (неокорпоративистов) (Ф.Шмиттер, Дж.Лембрух, Д.Кэмерон, А.Косон, У.Эндрюс, А.Панич, Д.Эшфорд) и плюралистов (Р.Даль, Г.Алмонд, Т.Лоуи, Р.Солисбери, Дж.Берри, Дж.Уилсон, К.Шлозман, С.Липсет, А.Болл, Ф.Миллард, А.Роуз) которые, каждая по-своему, трактовала модели отношений групп интересов с государством и его институтами. При этом все они сходились в том, что именно группы интересов являются ведущими акторами на политическом поле современных западных обществ.
    М. Олсон в своей работе «Логика коллективного действия» объяснял мотивацию групповой активности с точки зрения теории рационального выбора.
    Вопросам влияния групп интересов на формирование политического курса посвящены работы С.Файнера, У.Гранта, А.Поттера, С.Сиглера и Б.Лумиса, К.Шлозмана и Дж.Тьерни, механизмы этого влияния рассматриваются в трудах М.Дюверже, С.Мэйзи и Дж.Ричардсона, Г.Джордана, Ч.Миллера и других.
    Научная оценка процесса социально-политической трансформации, места и роли в ней группы интересов, а также вопросов лоббизма в Кырыгзской Республике на современном этапе дана в работе М. Тюлегенова2, А. Чолпонкуловой3.
    Объектом исследования являются группы интересов, как субъекты политических процессов в современном Кыргызстане.
    Предметом исследования является анализ роли, особенностей динамики групп интересов в процессе политической трансформации Кыргызстана в постсоветский период.
    Цель магистерской работы: выявить и охарактеризовать направления и механизмы влияния групп интересов на политические процессы, и определить их роль в современной политической жизни Кыргызстана.
    Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:
- провести анализ научной литературы по теме групп интересов;
- исследовать эволюцию отношений групп интересов и государства в постсоветский период;
- проанализировать направления, характер и механизмы влияния групп интересов на политический процесс;
- разработать меры повышения эффективности взаимодействия между группами интересов и институтами власти, дать прогноз развития их взаимоотношений.
     В основе исследования лежит гипотеза о том, что, являясь важнейшими участниками политической жизни, группы интересов оказывают значительное влияние на характер, направления и модели политической трансформации в постсоветский период.
     В магистерской работе  были применены методологические подходы- политологии, социологии, истории, экономики.
    Структура магистерской работы: работа  состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.
    
    
    
    
Глава 1. Теоретико-методологические основы лоббистской деятельности
1.1. Теоретические основы исследования лоббистских отношений.
    
    Современное общество представляет собой сложную систему взаимодействий различных групповых интересов (социальных, экономических, этнических, профессиональных, конфессиональных), находящихся в состоянии постоянной борьбы и конкуренции за обладание и распоряжение разнообразными общественными ресурсами и право доступа к процессу выработки и принятия государственных (политических) решений, с целью обеспечения себе преимуществ и выгод. Одной из сложных и в то же время важных проблем осуществления политики является согласование интересов отдельных групп и интересов общества в целом. От решения этой проблемы зависит устойчивость и стабильность общества и политической системы, легитимность и эффективность власти, динамика развития общественных движений и политических партий.
    Политическая социология содержит несколько теоретических подходов в исследовании форм и методов влияния групп интересов на выработку и осуществление государственной политики: лоббизм, теория групп интересов, корпоративизм4.
    Современный этап развития социологических концепций открывается в начале XX столетия теориями А. Бентли и В. Парето. Именно концепция циркуляции и круговорота элит, разработанная в «Трактате по общей социологии» В. Парето стала первой микротеорией, положившей начало современной социологии политической жизни. Однако настоящую революцию в развитии теории произвела работа А. Бентли «Процесс управления» (1908 г.), в которой впервые была подробно разработана концепция «групп интересов» (или «заинтересованных групп»)5.
    А. Бентли создал одну из первых немарксистских концепций динамики социального процесса и интерпретации политического процесса как взаимного давления социальных групп в борьбе за государственную власть. Основы теории А. Бентли были заложены еще в трудах английских философов XIX и начала XX вв., разработавших проблему плюрализма. Они выдвинули идею о том, что именно группа является базовой единицей общества. Эта мысль и легла в основу исследования А. Бентли, подошедшего к анализу общества как к совокупности групп интересов.
    Новаторским подходом А. Бентли в исследовании политического процесса стало его утверждение о том, что изучение политики не должно сводиться к описанию законодательных норм и формальных моментов политической организации общества, а прежде всего оно предполагает изучение действий людей, добровольно объединяющихся в группы, направленные на достижение политических целей. «Поведение, личность, убеждение индивида могут рассматриваться только в контексте его деятельности в какой-либо группе». А. Бентли считал, что «группа — это объединение граждан, рассматриваемых не как абстрактная физическая единица общества, а как массовая деятельность, которая не связывает индивида участием только в одной группе, но допускает его деятельность и во многих группах.  Нет такой группы, у которой не было бы своего интереса. Группа без интереса не существует. Общество — это не что иное, как совокупность различных групп интересов, а их количество ограничивается лишь одним показателем — интересами, ради которых они созданы и действуют»6.
    Начиная с А. Бентли понятие «политический процесс» включает в себя два типа отношений:
    во-первых, неформальные, реальные групповые, поскольку «группа интересов» является его первичным субъектом,
    во-вторых, производные, официально-институциональные, представляющие собой лишь проекцию групповых интересов, в силу чего государственные институты выступают лишь как один из многих видов «групп интересов».
    Развивая идеи А. Бентли, Д. Трумэн определил политический процесс как процесс групповой конкуренции в борьбе за власть над распределением ресурсов, а само общество — как множество групп, взаимодействующих друг с другом7.
    Вместе с тем Д. Трумэн более конкретно определил понятие «группы интересов». Под ней он понимал любую группу, имеющую один или несколько общих интересов и выдвигающую ряд требований к другим группам для установления, поддержания или укрепления норм поведения, которые определяются общностью взглядов данной группы. По мнению американского ученого, группы интересов могут переходить в определенное новое состояние, если они в своем стремлении достичь цели действуют через правительственные структуры. Такие группы Трумэн называл политическими. По сути дела, у него речь идет уже о группах давления.
    Группы давления — это те же самые группы интересов, но обладающая некоторыми специфическими чертами или находящаяся в некотором специфическом состоянии и осуществляющая определенную деятельность в сфере политических отношений. По существу, группы давления есть дополнительное качество групп интересов, которая оказывает давление на властные структуры. Таким образом, Д. Трумэн обогатил теорию политического процесса обстоятельной разработкой идей смены равновесия и неустойчивости интересов, а также «стабильности» общества, определяемого им как устойчивый тип группового взаимодействия. Динамика политического процесса в концепции Д. Трумэна представляется как волнообразный цикл перехода от нестабильных взаимодействий к установлению относительного равновесия между группами и восстановлению старой модели стабильности или созданию новой.
    Лоббизм (или представительство интересов) есть система и практика реализации групповых интересов путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность органов государственной власти.
    Трансформации современного общества поставили на повестку дня вопрос о необходимости создания эффективной системы взаимодействия бизнеса как авторитетной части социума и государственной власти. Речь идет именно о создании эффективной системы, существенно отличающейся от той, которая под влиянием политических и экономических трансформаций во многом стихийно сложилась и функционирует.
    Согласно словарю «лобби», «лоббизм» — это система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных заказов и т. п.; «лобби» называются также агенты этих контор и агентств (иначе — лоббисты)8. Практикующие лоббисты понимают под лоббизмом проведение деятельности, нацеленной на влияние на общественное мнение и законодательные органы, правительство.
    В зарубежной литературе  лоббизм — профессия, регулируемая законами. Это целые системы контор и агентств крупных монополий при органах власти. Их работа — в отстаивании интересов частных компаний в законодательной сфере. В США лоббистов нередко называют третьей палатой Конгресса. Только в Вашингтоне их около 20 тысяч. Они защищены поправкой к Конституции. Лоббизм необходим, чтобы просвещать американское правительство. Правительство вынуждено полагаться на экспертов из частного сектора. Они участвуют в политическом процессе, присутствуют на слушаниях, предлагают стратегии решений обсуждаемых проблем. Более того, во многих странах под контролем законодательства находятся даже финансовые прибыли лоббистов. Именно поэтому известно, что, например, в Великобритании годовой оборот лоббистских объединений превышает 500 млн. фунтов стерлингов. А в число клиентов крупнейшей лобби-компании Chaim Communications входят крупнейшие газетные и промышленные магнаты. В странах Европейского содружества только официально зарегистрировано более 10 тыс. лоббистов9.
    Работа лоббистов нередко ведется на грани дозволенного. Отсюда и предположение в скобках — «вплоть до подкупа». Вместе с тем имеется и другая трактовка понятий «лобби», «лоббизм», когда данные термины понимаются как система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов.
    Лоббизм — один из наиболее значимых механизмов взаимосвязи общества и государства. Социальной основой возникновения лоббистских отношений является наличие в структуре общества социально оформленных групповых интересов. Движущим мотивом образования групп является стремление реализовать специфический социальный интерес, артикулированный как групповой и выраженный, как правило, во влиянии на общественное мнение, в присвоении статусных привилегий, в достижении властных полномочий или в получении материальной выгоды10.
    Государственная политика есть процесс принятия управленческих решений, в котором главную роль играют не просто отдельные индивиды, а именно группы интересов, чьи интересы представляют в политике и управлении политические институты и политические лидеры.
    Соответственно, группы интересов, продвигающие свои интересы через структуры государства, выступают как группы давления, приобретают политический характер. Деятельность таких групп давления, механизмы их влияния на органы власти и управления, определяющие процесс принятия решений, по сути, и есть основная проблематика как теории лоббизма, так и практики продвижения тех или иных интересов с помощью лоббизма.
    Существуют два основных подхода к пониманию сути и определению лоббизма11.
    В рамках первого лоббизм понимается как деятельность субъектов, влияющих на структуры государственной (муниципальной) власти и управления с целью принятия ими необходимых решений.
    Сторонники второго подхода связывают лоббизм исключительно с профессиональной деятельностью физических лиц или организаций по продвижению интересов клиентов в структурах государственной (муниципальной) власти и управления.
    На уровне теоретического исследования различие этих двух позиций заключается в решении вопроса: признавать аномические (спонтанные) выступления граждан, а также жалобы, обращения, петиции и подобные гражданские акции лоббистскими или нет. Понятно, что все юридически-институциональные определения лоббизма находятся в рамках второго подхода, тогда как политико-социологические — в основном в рамках первого. При этом первый подход является более широким, включающим все определения, возможные в рамках второго, и предоставляет больше возможностей, как для понимания сути самого явления, так и для выработки практических рекомендаций, особенно в условиях, когда гражданское общество есть лишь благое пожелание и ученых-теоретиков, и политиков-практиков.
    Наличие сформированных институтов гражданского общества предполагает, что урегулирование конфликтов интересов происходит с помощью механизмов самого гражданского общества. В тех случаях, когда такие механизмы отсутствуют, гражданское общество только формируется, группы интересов вынужденно обращаются к государству и его структурам, признавая, с одной стороны, их право на вмешательство в дела этих групп, с другой — возможность этих структур выступать в качестве более или менее независимых арбитров. В результате такого обращения к государству степень урегулированности отношений гражданского общества возрастает, происходит дальнейшая политизация групп интересов, развитие институтов гражданского общества замедляется или вообще приостанавливается. Другими словами, стратегическая схема становления институтов гражданского общества предполагает наличие возможности того, что зарождающиеся институты гражданского общества сами создают препятствия для своего развития. Группы интересов, лоббируя свои тактические интересы, конкурируя друг с другом в их реализации, влияя на власть, а иногда и формируя ее, вполне способны замедлить политические процессы, поставив под сомнение реализацию своих собственных стратегических задач.
    Как показывает практика, лоббизм существует фактически в любом обществе, но степень его развитости, цивилизованности и интенсивность использования зависят от типа политической системы, характера политического режима, уровня правовой и политической культуры, меры правового регулирования этой деятельности и других особенностей каждой конкретной страны.
    Лоббизм как политическое явление изначально имел как минимум оттенок чего-то закрытого, тайного, закулисного, связывался с выгодой и для того, кто лоббирует, и для того, чьи решения лоббируются. Лоббистская деятельность всегда связывалась с деятельностью, направленной на представителей официальной власти. Сегодня все эти оттенки смысла присутствуют в обыденном сознании в полной мере. Негативизма в восприятии лоббизма добавляет и общее негативное восприятие таких понятий, как «политика», «чиновник», «власть».
    Механизм взаимодействия корпоративных структур с исполнительной и законодательной властью у нас покрыт густой завесой таинственности и нередко до предела коррумпирован. Лоббизм существует как бы в виртуальном пространстве. Официально, как явление, он отсутствует. Неофициально — постоянно напоминает о своем незримом присутствии в коридорах власти.
    «Группы интересов» и «группы давления» существуют на протяжении всей истории человечества, т. е. с тех пор, как стали складываться системы власти. Деятельность групп интересов можно проследить еще в условиях античной полисной демократии (например, в практике судопроизводства афинских судебных органов, в собраниях граждан древнегреческих городов). Классическим примером функционального представительства интересов можно считать деятельность афинского трибуна, представлявшего интересы правящего класса.
    Ход общественного развития и опыт государственного регулирования деятельности этих групп в странах с различной конституционно-правовой системой показали, что представительство интересов и взаимодействие структур гражданского общества с органами государственной власти невозможно удержать в рамках электорального процесса. Понимая неизбежность этого, законодатели различных стран ищут формы легализации данного процесса, перехода к информационному воздействию, суть которого состоит в предоставлении законодателям и государственным служащим информации, подтверждающей объективный характер интересов и обоснованность требований тех или иных групп.
    В США уже с 1946 г. лоббизм регламентировался «Законом о регулировании лоббизма». В 1995 г. вступил в силу «Закон о раскрытии лоббистской деятельности», разработанный и принятый с учетом изменившихся исторических условий. В Канаде, Австралии и Бразилии также имеются законы, регулирующие лоббистскую деятельность. В некоторых западноевропейских странах законодатели пошли по другому пути. Лоббистская практика регулируется там совокупностью законов, регламентирующих, в частности, статус депутатов, работу выборных органов власти, деятельность добровольных ассоциаций, проведение избирательных кампаний и референдумов. Так, в Великобритании, например, действует закон, регламентирующий гражданскую службу. В английском парламенте имеется система специальных комитетов, основная функция которых состоит в контроле за соответствующими министерствами и ведомствами. Во Франции и Италии лоббизм вообще официально не признан.
    Характер конкуренции групп интересов, протекающей чаще всего в институционализированной форме, за влияние на структуры власти содержательно определяет, в свою очередь, характер представительства интересов и в целом характер режима. При этом конкуренция групп интересов, конкуренция элит на выборах — лишь один (часто не основной и не эффективный) из способов представительства интересов.
    Наиболее эффективным способом представительства интересов, особенно в условиях маркетизации и технологизации политики, становится их функциональное представительство, прежде всего через структуры исполнительной власти. Одним из механизмов функционального представительства интересов, влияния на органы власти и является лоббизм.
    Под группой интересов как социальной базы политического лоббизма понимают совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом на основе общности интересов путем формальных или неформальных связей. Одни группы интересов могут иметь свои собственные неформальные правила общения и совместных действий, тогда как другие, носящие более формальный характер, вырабатывают вполне определенные условия сбора и согласованного взаимодействия12.
    В основе деятельности этих образований лежат групповые интересы их членов. Причем эта деятельность часто выходит далеко за рамки политической сферы. Такие группы интересов создаются, например, фанатами спортивных команд, музыкантов и т.п. По своей сути они близки к социальным движениям, только не являются такими же массовыми и могут не иметь атрибутов формальной организации. Политика не всегда является их главной сферой активности.
    Наличие групп интересов в обществе — результат социального взаимодействия. По мере своего развития общество структурируется в развитую совокупность разнообразных конкурирующих и сотрудничающих между собой социальных групп. В ходе взаимодействия групп происходит согласование различных потребностей, их иерархизация и выработка общегрупповых целей, т.е. агрегация интересов.
    Социальная группа, которая артикулирует свои интересы в общественной среде и стремится их институционализировать, получила название группы интересов. Члены группы могут иметь не только общие интересы, но и ценности, ориентации и другие характеристики.
    В политической социологии группы интересов изучаются и как способ социализации индивида, приобретения им своей идентичности. Группы могут становиться участниками политического процесса, если их интересы находят выражение в политической среде. В этом случае интересы преобразуются в требования, побуждающие органы государственной власти и других участников политической жизни к конкретным практическим действиям. Выходя в публичную сферу, группы интересов становятся на путь институционализации, т.е. закрепления своего места в процессе принятия решений и сферы интересов, которые они отстаивают. Они стремятся к реализации своих требований, например, путем принятия государственными институтами, органами местного самоуправления, частными организациями (в том числе бизнес-структурами) конкретных решений. Таким образом, группы интересов — это такая социальные группы, которые стремятся выразить, добиться реализации и институционализировать свои интересы в общественной среде.
    Группы интересов рассматриваются в социологии в рамках разных общих концепций, моделей. Родоначальником теории заинтересованных групп как структурной основы рассмотрения взаимоотношений между государственной властью и гражданами был А. Бентли. Он рассматривал общество через совокупность различных групп интересов, причем количество групп в конкретный момент ограничивается интересами, ради которых они созданы и действуют. Характерными чертами групп интересов в рамках корпоративистской модели (по Ф. Шмиттеру) является то, что они иерархически упорядоченные и функционально дифференцированные13.
    Существует несколько вариантов классификации групп интересов: традиционные; институционализированные; различающиеся по целям — группы защиты и группы продвижения конкретных целей (Ж. Блондель); по характеру членства — закрытые и открытые для вступления в них; по характеру преследуемой выгоды — преследующие коллективную выгоду и преследующие узкогрупповую выгоду (Т. Мэттьюз).
    Возникновение и функционирование групп интересов рассматривается в современном обществе как положительный фактор, свидетельствующий о его демократичности.
    Что касается групп давления как организационной основы формирования политического лоббизма, то они близки по своей сути к группам интересов. Но они являются более постоянными и естественными участниками политического процесса, поскольку под группой давления обычно понимается объединение людей, которое специально создается с целью влияния на ход политического процесса путем отстаивания интересов своих членов. Такое объединение становится выразителем групповых интересов в правительственных центрах принятия решений.
    Существование групп давления (так же как и групп интересов) является важным компонентом демократического процесса, поскольку они выполняют функцию коммуникативного канала между органами власти и теми, на которых эта власть направлена. М. Дюверже отмечал, что группы давления представляют ограниченное число граждан с особенными или частными интересами, чем они отличаются от партий, которые опираются на поддержку широких слоев населения. Их отличие от партий также заключается в том, что они не стремятся к захвату власти или к участию в ее отправлении.
    Группы давления не являются официальными участниками выборов. Их цель в ходе избирательной кампании может состоять в поддержке определенных кандидатов, выдвигаемых основными участниками выборов (например, партиями и т.п.), путем влияния на электорат. Если поддерживаемый группой давления кандидат будет избран, ее члены в последующем рассчитывают на него при продвижении своих интересов. Заслуживает внимания классификация «групп давления» Т. Мэттьюзом, который предлагает различать их: по статусу — группы инсайдеров, систематически контактирующих с правительством, и группы аутсайдеров, не имеющих связей с правительством; по наличию у группы функции — когда, например, ставится цель получения материальных выгод (корпоративные группы), или отсутствию такой функции, когда группы сосредоточены только на политических целях.
    По характеру деятельности группы давления делятся на одноцелевые и многоцелевые. Относящиеся к первому типу группы давления стремятся повлиять, например, на прохождение в парламенте одного законопроекта и существуют для достижения только этой конкретной цели. Деятельность многоцелевых групп многопрофильна и не ограничена спецификой задач только одного типа. В этой связи заслуживает внимания классификация групп давления, данная М. Дюверже, который выделил среди них специальные группы давления, занимающиеся только политической деятельностью (например, парламентские), и частичные, для которых оказание политического давления является только одной из функций.
    Распространена также градация групп давления по территориальному признаку (на общегосударственном уровне или в отдельных регионах), по уровню и масштабам деятельности (только в парламенте, парламенте и правительстве, в региональных органах власти, местном самоуправлении), а также по этническому признаку.
    Субъекты давления — это те структуры, которые создаются для воздействия на государственные учреждения в частных интересах (Н. Джордан). Российский исследователь С. П. Перегудов предлагает рассматривать субъекты давления как особую категорию групп давления в силу той исключительной роли, которую они играют в политическом процессе. Таким образом, группы интересов могут самостоятельно осуществлять действия, квалифицируемые как политическое давление (становясь фактически группами давления), либо создавать для осуществления этой функции специальные структуры, предназначенные для влияния на государственную политику в интересах группы.
    Если группы интересов представляют, прежде всего, социальный феномен, то группы давления (и субъекты давления) — феномен преимущественно политический, базирующийся на тех связях, которые возникают между членами группы, субъектами давления и институтами политической власти.
    Третьим из названных нетрадиционных участников политического процесса являются лобби. Для того чтобы выделить качественные отличия лобби от двух предыдущих, необходимо обратиться к предыстории возникновения лоббизма. В средневековой Англии словом «лобби» называли крытые галереи и прогулочные площадки в монастырях. Позже ими стали обозначать вестибюль и коридоры в здании английского парламента, куда депутаты палаты общин уходили голосовать. В связи с отсутствием специальных кабинетов депутаты были вынуждены оставаться долгое время в этих коридорах Вестминстерского дворца, где их настигали, хватая за пуговицы сюртуков, первые лоббисты — толпы просителей со всех концов страны с жалобами и ходатайствами.
    Политический смысл лоббизм приобрел в конце XVIII — начале XIX в. В Соединенных Штатах лоббизм осуществлялся в соответствии с принятой в 1789 г. первой поправкой к Конституции, гарантирующей, в частности, право граждан обращаться в официальные органы с жалобами. В 1876 г. был принят закон, согласно которому все осуществляющие лоббистскую деятельность обязаны были заявить о себе и официально зарегистрироваться у клерка нижней палаты парламента.
    Долгое время под лоббизмом в США понималось открытое и настойчивое отстаивание прежде всего определенных внешнеполитических интересов. Именно этот смысл был вложен в Закон 1938 г. об иностранных агентах, обязывающий их регистрироваться и отчитываться о своей деятельности. Нормы закона применялись, если одна из сторон действовала от имени иностранного правительства, иностранной политической партии, самостоятельного иностранного субъекта, который занимался лоббистской деятельностью или являлся частью представительства этого иностранного клиента. Интересным является тот факт, что данный закон был принят в качестве меры по предотвращению нацистской и коммунистической пропаганды в США. Только в 1966 г. в него были внесены поправки, сместившие акцент с пропагандистской на политическую и экономическую деятельность.
    Позднее, в 1964 г., термин «лоббирование» в США начал обозначать «покупку г.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44