- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Визуальная коммуникация в социокультурном пространстве.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016806 |
Тема: | Визуальная коммуникация в социокультурном пространстве. |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………. 4 Глава 1. Визуальная коммуникация в социокультурном пространстве ………….6 1.1. Сущность коммуникации в эволюционном развитии общества……………. …6 1.2. Многообразие видов и форм коммуникации в многоканальной информационной структуре …………………………………………………………………………11 1.3. Художественный образ как усилитель воздействия информационного потока…………………………………………………………………………………..17 Выводы по первой главе……………………………………………………...……... 23 Глава 2. Инфографика как средство визуализации информации………………..24 2.1. Функции инфографики в современном коммуникативном обществе……...24 2.2. Методы и изобразительные приемы подачи инфографики…………………35 2.3. Принципы использования инфографики в образовательном процессе …….37 Выводы по второй главе……………………………………………………………42 Глава 3. Авторская разработка наглядно-методических ресурсов для дисциплины «История дизайна, науки и техники»………………………...........43 3.1 Принципы структурирования учебно-методического материала………...........43 3.2. Схемно-знаковая модель представления информации…………………...........50 3.3 Концепция стилистического подхода к графическому исполнению………….63 Выводы по третьей главе……………………………………………………………..67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………68 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………70 ВВЕДЕНИЕ Быстрое распространение в мире новейших коммуникационных технологий, а также стремительное развитие глобальной сети Internet активно увеличивают информационный поток, в котором оказывается современное общество. Информационные перегрузки спровоцировали рождение совершенно новых форм общения в разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании. Содержательная сторона высшего образования – это обладание новыми знаниями, навыками, методами, умением добывать, систематизировать и анализировать огромное количество новой информации. Период получения высшего образования – это вхождение человека в новый круг общения, который может в дальнейшем существенно повлиять на профессиональную деятельность и карьеру. Развитие информационных технологий значительно видоизменило процесс образования: появились новые соответствующие времени и потребностям обучающихся средства, способы и методы обучения с применением электронных учебных комплексов. Мировые информационные ресурсы стали общедоступными для большинства образовательных учреждений. В эпоху информационной перенасыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. Эффективным способом обработки и компоновки информации является ее «сжатие», т.е. представление в компактном, удобном для использования виде. Под «сжатием» информации понимается прежде всего ее обобщение, систематизация, генерализация. Инфографика - это «сжатая» информация, компактная и понятная, представленая в виде схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Целью исследования является выявление специфики использования инфографики в обучении. Для достижения данной цели определяется ряд задач: 1. Проанaлизировать многообразие видов и форм коммуникации в многоканальной информационной структуре. 2. Проанализировать отечественный и зарубежный опыт исследований функции инфографики в современном коммуникативном обществе. 3. Клaссифицировать существующие виды, методы, изобразительныеприемы и символы. 4. Выявить принципы использования инфографики в образовательном процессе. Теоретической бaзой исследования стали работы специалистов, посвященные анализу функций инфографики и классификации ее видов (Г. А. Никулова, С. В. Острикова, К.Ф. Нефедьева, М. П. Концевой, С. Э. Некляев, Е. К. Рева, Н. А. Силанов, Е. А. Смирнова, И. П. Иваницкий, В. В. Лаптева, Э. Тафти.Работы, в которых рассматривается история графического дизайна в России и его современное состояние, позволили изучить предпосылки формирования инфографики в России, установить факторы, повлиявшие на ее становление. Речь идет о трудах В. В. Волковой, С. И. Галкина, Е. А. Лаврентьевой, А. Н. Лаврентьева, М. Картер. Важное место среди источников теоретического характера принадлежит работам, в которых исследуются проблемы визуального мышления и восприятия, – это труды Р. Арнхейма, А. Бергера, А. Каиро, Г. Лэнгтона, Д. Роэма. ГЛАВА 1. ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 1.1. СУЩНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ В ЭВОЛЮЦИОННОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА Коммуникация, в широком смысле слова, это и система, в которой осуществляется интерактивность; и процесс взаимодействия; и способы общения, допускающие формировать, передавать и воспринимать разного рода информацию. Коммуникация (лат. communicatio от communicare - делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи) является объектом изучения многих наук: семиотики, социологии, этнографии, психологии, риторики, а также кибернетики, информациологии и ряда других естественнонаучных дисциплин [19; С 52]. Сегодня это понятие применяется в двух значениях: 1. путь сообщения, соединение одного места с другим (например, транспортная коммуникация, подземные коммуникации); 2. контакт, передача информации от человека к человеку; характерная форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи. «Ее возникновение было связано с необходимостью рефлексии по поводу собственной деятельности представителями средств массовой коммуникации в условиях «информационного взрыва», что обусловило преобладание в этой сфере знания журналистов и лингвистов, а также выбор в качестве теоретического основания общенаучных принципов информационного подхода» [34; С 40]. На первом этапе развития человеческое сообщество пользовалось различными способами коммуникации и связи. Человек, как социальное существо постоянно стремился взаимодействовать с другими людьми. Для интенсификации и расширения сферы публичных коммуникаций требовалось проходить и осваивать огромные расстояния и ему было необходимо искать средства передвижения, применяемые с целью наладить коммуникации с людьми, расположенными на определенном отдалении. Первое наиболее часто используемое средство передвижения, способствующее более быстрому установлению массовых коммуникаций являлась лошадь. Наездник, проезжавший сравнительно большие площади, заводил связи со значительно большим количеством людей. Изобретение колеса и применение его в конструкции телеги позволило увеличить число субъектов, стремящихся наладить внешние публичные коммуникации. Стремление к совершенствованию средств коммуникации привело к созданию всевозможных транспортных средств, летательных аппаратов, включая космические системы. Одной из причин, вызывавших стремление к осуществлению таких коммуникаций, является желание увеличить сферу функционирования и развития системы обмена товарами, информацией, а в последующем и предметами материального производства. Рис.1. Сигнальные костры Далее для роста коммуникаций потребовалось изобретение средств связи, которые позволили бы осуществлять требуемые коммуникации на расстоянии через систему знаковых сигналов (зеркала, костры - в пределах видимости; звуковые сигналы - в пределах слышимости). Язык костров и зеркал был хотя и быстр, но очень беден. Костры несли мало информации; дополнительно отправлялись гонцы с необходимыми подробными разъяснениями. Вскоре, для расширения сфер дистанционного общения и превращения его в массовое была изобретена почтовая связь, которая предоставляла достаточно массовую адресную связь между сообщающимися элементами общественной системы. В такой системе фаза коммуникативного обмена информацией достаточно велика, но получаемая через обратную связь информация зачастую была уже не актуальна, т.к. устаревала, поэтому эта система коммуникативных связей достаточно аморфная, а коммуникативную среду - не интенсифицированной. В XIX веке французским механиком Клодом Шаппом был изобретён оптический, или семафорный, телеграф, ознаменовавший начало новой эры массовых дистанционных непубличных коммуникаций. Рис.2 Станция телеграфа К. Шаппа Скорость коммуникаций возросла тысячекратно, а главное быстро увеличилось число участников коммуникативных взаимосвязей ? коммуникантов. Изобретение и укоренение в глобальной коммуникативной сети радио, скорость передачи информации достигла скорости света. Идея изобретения и создания первого в мире радиоприемника принадлежит русскому профессору и экспериментатору Александру Степановичу Попову. Позднее его изобретением воспользовался итальянец Гульельмо Маркони, которому удалось с помощью именитых специалистов и крупных британских промышленников протянуть радиосвязь через океанский простор на расстояние в 3500 километров. Практически всеобщая телефонизация урбанизированных регионов по мнению К. Штейнбуха[45, С 69] в 333 раза увеличивает пропускную способность информации, а логически вытекает, что соответственно во столько же раз возрастает интенсивность коммуникаций. Повышение мобильных свойств (нестационарность, беспроводность аппаратов) телефонных аппаратов по крайней мере еще в 5-6 раз увеличивает эту возможность. Телевидение, сразу став массовым явлением, сделало новый прорыв в увеличении скорости передачи информации массовой аудитории и пропускной способности канала коммуникации в 550 тысяч раз по сравнению с телеграфом [43; С 116]. Резко увеличился и объем информации, передаваемой от источника коммуникации к реципиентам коммуникативной системы. Кроме того, телевидение стало возвращать естественную устность со слуховизуальным воздействием на людей, характерную для дописьменной культуры. Обратная связь от реципиента к источнику информации осуществляется через систему писем, телеграмм, телефонных звонков, факсов, поступаемых на телевидение. Станок Гуттенберга (1440 - 1450) - начало эпохи книгопечатания. Рис.4 Станок Гуттенберга Появление возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности позволило осуществить более массовый и оперативный обмен информацией. Со временем книжная информация стала снижать свою эффективность, образуется противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскими возможностями, а также складывается ситуация, когда легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса). Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических средств для снятия информационного кризиса. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника. Сегодня, со включением в глобальную информационную сеть Internet, компьютеры стали самым мощным инструментом включения в систему массовых коммуникаций. Всемирная «паутина» на сегодняшний деньне имеет границ, ни физических, ни географических, ни административно- государственных, ни цензурных. Итак, история развития коммуникаций претерпела три коммуникационные революции: 1) изобретение письменности; 2) изготовление печатного станка; 3) внедрение электронных масс-медиа; 4) сеть Интернет. Ныне, по данным Международного союза электросвязи, специализированного подразделения ООН в области информационно-коммуникационных технологий, самой информатизированной страной мира признана Республика Корея. На втором месте Дания, на третьем Исландия. 1.2. МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ И ФОРМ КОММУНИКАЦИИ В МНОГОКАНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ Существуют различные типы коммуникаций: личностная, межличностная, внутригрупповая, межгрупповая, массовая. Они могут осуществляться в культурно-духовной, научной, производственной, рекреационной, учебной сферах, среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным народам, нациям, этносам, расам, между различными категориями населения, между планетами, континентами, странами, государствами, народами, территориями (межпланетные, межконтинентальные, межгосударственные, международные, межтерриториальные) и др. Имеются различные подходы к типологии коммуникации. Классифицируя по наиболее значимому основанию можно выделить следующие типы: 1. По масштабности коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц: массовая, среднего уровня (ограниченную в масштабах социальных групп и организаций - внутриорганизационные коммуникации) и локальную (внутрисемейная, триадная и др.), внутригрупповую (взаимодействие не выходит за рамки определенной группы человек), межгрупповую (между различными группами), межличностную (между отдельными людьми - диадные), внутриличностные (общение с самим собой). [33, С 104] Массовая коммуникация представляет собой систему связей, способствующих получению одновременного доступа большому колличеству людей к социально значимым сообщениям, независимо от своего территориального расположения (например СМИ, Интернет). Эта коммуникация развивается на основе применения технических средств размножения и передачи сообщения. Массовые коммуникации осуществляются подготовленными организациями (издательства, агентства, редакции, студии). Под массовыми коммуникациями можно так же подразумевать митинги, шествия, презентации,места одновременногоскопления большого числа людей, позволяющим осуществлять им взаимодействие с «лидерами мнений» . Общий критерий: одновременное получение информации большим количеством людей. Внутриорганизационные коммуникации представляют собой взаимодействие в пределах организации. К таким коммуникациям можно отнести взаимодействие члена организации с ее структурными подразделениями, а также структурных подразделений организации между собой. Внешние коммуникации? это система связей любой социальной системы с внешними социальными группами, которые существуют вне ее. Любая социальная организация не может существовать без связей со внешней средой и поэтому внешние коммуникации становятся обязательным компонентом функционирования любой социальной системы. Межличностная коммуникация осуществляется между двумя людьми. Обе стороны выступают и в качестве передающей, и в качестве принимающей стороны. Послание одной стороны передается каналом коммуникации в виде звука (дополнительный канал - взгляд, жест, мимика). Обратной связью является ответ каждого участника. Внутриличностная коммуникация возникает внутри индивидуума в том случае, если человек обсуждает проблемы сам с собой, ищет решения, задает себе вопросы и сам же отвечает на них. В качестве обратной связи здесь выступает факт опровержения или корректировки информации, поставленной в вопросе. 2. Коммуникации по способу установления и поддержания контакта подразделяются на непосредственные (прямые), опосредованные (дистанционные). Непосредственная осуществляется напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление). Опосредованная коммуникация - взаимодействие, осуществляемое через посредника. 3. По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные. Если коммуникатор воздействует на реципиента, который не реагирует на послания, то последний играет пассивную роль, а данная коммуникация в целом также является пассивной. Коммуникация становиться активной, если все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном процессе инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями. 4. По степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и организованные. Случайные коммуникации возникают стихийно. Происходит случайный обмен информацией между людьми. 5. В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее. Нисходящее направление- это коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню. Он используется руководителями групп постановки задач, описания работ, информирования о процедурах с тем, чтобы выделить проблемы, требующие внимания, предложить варианты обратной связи по результатам работы. Восходящая информация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах. В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью знаковых систем, символов, главным среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Функционирование языковых знаков возможно лишь в системе на основе правил, которые регулируют построение знаковых рядов из исходных знаков. Межличностная речевая коммуникация всегда представляет собой социальное взаимодействие, диалог. Участвуя в речевой коммуникации, человек высказывает суждения и воспринимает слова, высказанные другими людьми. Информация, выраженная в языке одним человеком, присваивается другим, и таким образом происходит понимание в диалоге. В диалоге, как коммуникативном процессе, люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиций. В диалоге мысль оценивается и осваивается в соответствии с деловыми, политическими, этическими, эстетическими и другими критериями. Таким образом, диалог является непременной составляющей языкового общения. В качестве невербальных коммуникативных средств человек использовал и продолжает использовать языки флажков, вышивку, орнаменты, фольклорные образы, использующие символы и знаки. В межличностном общении в качестве невербальных коммуникативных средств используется поза, жесты, мимика, выражение лица, взгляд и пр. Невербальные средства коммуникации, несмотря на богатство вербального языка общения, в межличностном общении используются весьма широко. В отличие от слова невербальные средства воспринимаются человеком непосредственно и действуют сильно, передают тончайшие нюансы отношения. Невербальные средства коммуникации (так же как и вербальные) выполняют базовые функции коммуникации (информационную, прагматическую и экспрессивную). Невербальные знаки (например, жесты, мимика) чаще всего являются немотивированными индексированными знаками и раскрывают чувства, эмоции, оценочное отношение. Прагматическая функция включает в себя установление контакта, обратной связи, социальную ориентацию, побудительные и регулирующие мотивы. Экспрессивные функции включают адаптивные, эмотивные (вызывающие эмоции) и эмфатические (эмоциональное выделение определенного фрагмента). К формам деловой коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловая переписка и др. Диалог. В узком смысле двухсторонний обмен информацией между людьми как публично, так и посредством масс медиа. В более широком понимании - горизонтальная передача информации в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают равноправное участие. Дискуссия ? разновидность спора как словесного состязания. Дискутировать - публично обсуждать спорный вопрос. Диспутировать - участвовать в диспуте, публичном обсуждении, посвященном какому-либо вопросу. Дебатировать - устраивать дебаты, прения по какому-либо вопросу. Полемизировать - участвовать в полемике, публично выступать с возражением, с опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая свою точку зрения. Беседа ? вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем с определенной целью. Совещания, заседания делятся на диктаторские (автократическое), сегрегативные, дискуссионные и свободные. На автократическом совещании руководитель задает вопросы поочередно каждому участнику и выслушивает ответы. На информационном совещании до сведения работников доводится новая служебная информация. Переговоры ? обмен мнениями с целью выяснить точки зрения сторон и принять решение. Пресс-конференция- эксклюзивное изложение информации с правом ее публикации, с раскрытием ее источника или без (закрытая пресс-конференция). Брифинг (briefing от brief - краткий) - специально подготовленная встреча с журналистами для краткого сообщения о деятельности руководящих органов (парламент, правительство и др.), а также о текущих событиях, затрагивающих интересы органов власти и населения. Презентация (от лат. praesentatio - представление, предъявление) - официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц. 1.3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК УСИЛИТЕЛЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА В природе информация самоценна, она не представляет существование некоторого потребителя и служит мерой упорядоченности системы. Однако, помимо физической и технической информации существует ещё и смысловая информация, имеющая прагматическое значение для животного, человека или же общества. Такая информация характеризует не столько само сообщение, сколько соотношение между сообщением и его потребителем, т.е. смысловая информация предусматривает наличие потребителя, хотябы потенциального. Рассмотрим семантическую, смысловую и прагматическую и информацию. Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно. Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно. Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объем сообщения. Информация - осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения - это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д. Каждого человека в мире окружает море информации различных видов. Понятие информации близко понятию данные. Однако между ними есть различие: данные - это сигналы, из которых еще надо извлечь информацию. Обработка данных есть процесс приведения их к пригодному для этого виду. Процесс их передачи от источника к потребителю и восприятия в качестве и может рассматриваться как прохождение трёх фильтров: 1) физического, или статистического (чисто количественное ограничение по пропускной способности канала, независимо от содержания данных, т. е. с точки зрения синтактики); 2) семантического (отбор тех данных, которые могут быть поняты получателем, т. е. соответствуют тезаурусу его знаний); 3) прагматического (отбор среди понятых сведений тех, которые полезны для решения данной задачи). Соответственно выделяются три аспекта изучения проблем информации - синтаксический, семантический и прагматический. Семантика (греч. - обозначающий) - наука о понимании определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений. Существует также отдельная самостоятельная дисциплина общая семантика, рассматривающая общую теорию оценки фактов, отношений, ощущений и т. д. не с точки зрения просто вербальных определений того, что говорится о значениях, но с точки зрения того, как в действительности происходят оценочные реакции у человека. Прагматика (дело, действие), раздел - семиотики, посвященный рассмотрению и изучению отношения субъектов, воспринимающих и использующих какую-либо знаковую систему (её "интерпретаторов"), к самой знаковой системе. В отличие от синтактики, изучающей чисто структурные отношения между правильно построенными выражениями знаковой системы (безотносительно к их возможным интерпретациям), и семантики, внимание которой сосредоточено как раз на этих интерпретациях, прагматика изучает свойства и отношения какой-либо знаковой системы невыразимыми средствами самой этой знаковой системы; к ним относятся, например, стилистические характеристики языка, обеспечивающие наиболее успешное восприятие сообщений, характеристики допустимой сжимаемости текста, сохраняющей его понятность, критерии оптимальности структуры такого сжатого текста, индивидуальные "разрешающие" способности интерпретаторов. Прагматика предполагает максимальный учёт свойств и возможностей человеческого интеллекта и сама претендует на выявление условий, обеспечивающих успешную работу по моделированию этих свойств и возможностей. Прагматический аспект информации - характеристика информации с точки зрения полезности, пригодности для решения задачи. При этом оценка может быть субъективной, отражая точку зрения получателя информации (интерпретатора). Если получатель хотя и понял поступившую информацию, но не счел ее полезной, важной, то это означает наличие прагматического шума - такая информация отсеивается. Проблемы прагматического отбора информации изучает прагматика - раздел семиотики, науки о знаках и знаковых системах. Исследования в этой области важны для проектирования информационно-поисковых систем, систем машинного распознавания образов, машинного перевода и др. Семантическая информация - характеристика содержания, которая передаётся в некотором сообщении. При измерении семантической информации, сообщение понимается как высказывание и измеряется числом состоянии универсуума, при которых эта формула ложна. Это реализация идеи Г. В. Лейбница о том, что логически истинные предложения, верные во всех возможных мирах, не могут нести фактической информации. Ценность информации можно измерять через изменение вероятности достижения определённой цели, возникающее под воздействием данного сообщения. Семантическую информацию сообщения любой природы можно оценивать как степень изменения системы знаний адресата в результате восприятия данного сообщения. Эта мера одновременно оценивает новизну и доступность сообщения относительно данного адресата, тем самым такая трактовка семантической информации является в прагматической. Отправитель сообщения тоже получает семантическую информацию, которая характеризуется возникшим у него новым знанием о состояниях тезаурусов адресатов. Различные по синтаксису сигналы могут иметь одинаковую семантику. Например, сигналы «ЭВМ» и «компьютер» означают электронное устройство для преобразования информации. В этом случае обычно говорят о синонимии сигналов. С другой стороны, один сигнал (т.е., информация с одним синтаксическим свойством) может иметь разную прагматику для потребителей и разную семантику. Так, дорожный знак, известный под названием «кирпич» и имеющий вполне определенную семантику («въезд запрещен»), означает для автомобилиста запрет на въезд, а на пешехода никак не влияет. В то же время, сигнал “ключ” может иметь разную семантику: скрипичный ключ, родниковый ключ, ключ для открытия замка, ключ, используемый в информатике для кодирования сигнала с целью его защиты от несанкционированного доступа (в этом случае говорят об омонимии сигнала). Есть сигналы - антонимы, имеющие противоположную семантику. Например, «холодный» и «горячий», «быстрый» и «медленный» и т. д. Таким образом, суть семантической теории информации состоит в том, что количество информации, извлекаемое человеком из сообщения, можно определить степенью изменения его знаний. Действительно, если о получении информации судить только по изменениям в знаниях, то чем больше изменений произошло в знаниях, тем больше информации было получено. ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ Велико значение информации, во всей бесконечности ее проявления, в культуре постиндустриального общества. Можно отметить, что история развития коммуникаций претерпела три коммуникационные революции: изобретение письменности; изготовление печатного станка; внедрение электронных масс-медиа. На самой ранней стадии развития общества человек применял различные средства коммуникации и связи. Человек, как социальное существо постоянно стремился взаимодействовать с другими людьми. Для интенсификации сферы коммуникаций требовалось преодолевать большие расстояния и он вынужден был искать средства передвижения, используемые с целью наладить коммуникации с людьми, размещенными на определенном отдалении. Научно-технический прогресс оснастил коммуникативный процесс совершенными технологическими возможностями, тем самым расстояние перестало быть препятствием для общения и информационного обмена большим по численности аудиториям. Стали передаваться и усваиваться новые культуры, интегрироваться различные культурные опыты. Межкультурное взаимодействие ускоряется и приобретает всеобщий характер [48]. Современные коммуникации характеризуются массовостью и многоканальностью средств связи, широкой возможностью их выбора. Массовые коммуникации в нашей жизни выполняют ряд важных функций. Информационная- отражает сущность коммуникаций, передача актуальных сведений различных областей знаний. Культурологическая- накопление и передача из поколения в поколение достижений культуры, традиций и ценностей нации. ГЛАВА 2. ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ 2.1. ФУНКЦИИ ИНФОГРАФИКИ В СОВРЕМЕННОМ КОММУНИКА-ТИВНОМ ОБЩЕСТВЕ Инфографика - это особым образом иллюстрированная информация, которая представлена одновременно в виде текстов, а также диаграмм, графиков, различных рисунков. В современном коммуникативном процессе присутствие инфографики повышает качество преподносимого материала, а также увеличивает его значимость и наглядность [17]. Как известно, человеческий мозг устроен таким образом, что большая часть обрабатываемой им внешней информации, так или иначе, имеет визуальный характер. Проще говоря, окружающий нас мир мы более чем на 90 % воспринимаем глазами, и остальные органы чувств играют лишь вспомогательную роль. Визуальная коммуникация - это передача информации с помощью зрительных форм. Это передача идеи и информации в форме, которая может быть прочитана или посмотрена. У инфографики достаточно богатая история, которая уходит корнями даже в древний мир. В частности это относится к наскальным рисункам и надписям, и другим изобразительным памятникам, содержащим определенный сюжет, которые на протяжении существования создавало человечество, и которые сегодня считаются не только первыми искусства, но и праинфографикой. Однако данные изображения представляют собой только лишь сюжетные фрагменты как реальной, так и воображаемой действительности и не показывают аналитических и статистических данных. Таким образом, появление письменных текстов сразу обозначило в истории человечества противоречие между людьми, читающими и людьми разглядывающими, что предполагало, что первые уже способны мыслить логически, а также критически оценивать окружающий мир, а остальные, лишь верили образам, воспринимая их уже как реальные факты. Рис.4 Наскальные рисунки Однако уже в 16 веке были найдены доказательства древнего использования одномерной инфографики, которое связывают с появлением особой системы «Кипу» у древних инков, которая была обнаружена в 1532 году в Перу Франсиско Писарро. Систему эту инки применяли для постоянного статистического учета и существовавшего централизованного управления государством, однако данная система не использовала письменные знаки или повествовательные тексты, а представляла совокупность толстых канатов, которые были сплетены из тонких веревок. Размещение узлов на данных канатах и указывало на количество в десятичной системе. Канаты окрашивались самым различным образом в зависимости от сферы их применения. Такая система по существу представляла собой универсальную визуальную систему записи и воспроизведения самых различных количественных данных и отражения социальных, религиозных, военных и различных экономических вопросов, которые фиксировались на основе этого уникального языка[4]. С началом изготовления морских и сухопутных географических карт человечество вступило в эру применения уже двумерной графики. Так среди древнейших теоретиков, а также практиков прикладной картографии можно назвать Пифагора, который предположил, что Земля - сферический объект, затем Аристотеля, определили шесть климатических параллелей Земного шара. Вероятно, создание двухмерной инфографики является одним из этапов развития передачи информации с помощью двумерного отображения на прямоугольной сетке. Изобретение географической проекции, как нового средства передачи визуальной информации ознаменовало поворотный момент в создании диаграмм, где математические методы стали применяться с такой точностью, как никогда ранее. Вскоре за географическими картами следует распространение различных функциональных графиков, а также статистических диаграмм. Первым, кто отобразил скрытое в общедоступном варианте изображения и текст, поясняющий принцип работы, а также назначение изображенных предметов или живых существ, был Леонардо да Винчи. Именно его сегодня считают родоначальником инфографики. В современном понимании инфографика закрепилась в коммуникационном процессе около 25 лет назад, при помощи зарубежных массовых средств массовой информации [9]. В сложившихся условиях острой информационной перенасыщенности у людей появилась насущная потребность очень максимально лаконично и быстро излагать большие массивы данных. Этому процессу способствовала также начавшая свое стремительное формирование новая «экранная» культура человека. Сегодня наглядность воспринимается людьми легче и лучше, чем обычный печатный текст. На этом основании специалисты заметили, что текст объёмом около 6000 знаков умещается лишь в одном графическом рисунке. Визуальная коммуникация ориентируется на современное поколение, которое в большинстве своем характеризуется неспособностью воспринимать классические кинофильмы, музыку, литературу - все, что требует сосредоточенности и умения делать выводы и анализировать. Огромное количество людей «сидит» на рекламе, читает урывками, слушает музыку в автомобилях. Они привыкли получать информацию пульсами и фокусироваться не на идеях, а на отдельных вспышках и образах. Поэтому главной формой изложения для них стал именно клип, ни к чему не обязывающая последовательность моментальных снимков. У них сформировалось «клиповое сознание». Устоявшегося....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: