VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Коммуникация в современном поликультурном пространстве

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004993
Тема: Коммуникация в современном поликультурном пространстве
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

филиал в г. Северодвинске Архангельской области

Гуманитарный институт





Голубева Мария Владимировна

(фамилия, имя, отчество студента)





Курс

3

группа

521405





44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

(профиль «Психология образования»)

(код и наименование специальности)





курсовой проект





По междисциплинарному курсу 

«Коммуникация в современном поликультурном пространстве»»



На тему

«Этикет в интернет-коммуникации»

(наименование темы)









Признать, что проект

выполнен и защищен с оценкой



		





Руководитель проекта

доцент







С.А. Смирнова





(должность)



(подпись)



(инициалы, фамилия)















(дата)























Северодвинск 

2017

	СОДЕРЖАНИЕ

	

	Введение.........................................................................................................................3

	Ключевые слова проекта……………………………………………………………...5

	Тип проекта……………………………………………………………………………5

	1. Общая характеристика интернет-коммуникации………………………………...6

	2. Сетикет в интернет-коммуникации………………………………………………11

	3. Проблема проекта………………………………………………………………....19

	4. Идея проекта………………………………………………………………………20

	Заключение…………………………………………………………………………...

	Список использованных источников……………………………………………….

	Приложение 1 ……………….…………………………………………………………

	Лист замечаний…………………………………………………………………………




ВВЕДЕНИЕ



На современном этапе научного знания появление всемирно известной сети Интернет привело к формированию глобального информационно-коммуникативного пространства. На его основе появилась совершенно новая область исследования, именуемая интернет-коммуникацией. 

В настоящее время данная область вызывает пристальный интерес отечественных и зарубежных ученых (Е.И. Горошко, Л.Ф. Компанцева, О.В. Лутовинова, Н.Б. Мечковская, И.Н. Розина, Т.Н. Колокольцева, Н.А. Карабань, Л.Ю. Щипицина, C.C. Marshall, U. Schmitz и др.).

Современными исследователями описана специфика интернет-коммуникации: ее понятие, структура, существенный набор признаков, типология сетевых жанров, языковые особенности, а также персонологическая и дискурсивная составляющие. 

Отдельными авторами предпринимается попытка описания интернет-коммуникации с точки зрения этикета. 

Этими особенностями обусловлена актуальность изучения данной темы. 

Объект нашего проекта представляет интернет-коммуникация, предмет ? этические особенности интернет-коммуникации. 

Цель проекта ? опираясь на особенности интернет-коммуникации, предложить вариант правил сетевого этикета для определенного электронного ресурса.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач: 

1. изучить методическую литературу относительно ключевых понятий;

2. охарактеризовать особенности интернет-коммуникации;

3. представить особенности и существующие правила сетевого этикета;

4. познакомиться с правилами и структурой электронного ресурса «Северодвинск Life»;

5. разработать рекомендации относительно сетевого этикета данного электронного ресурса.

Методы, используемые для написания работы: описание, анализ, сравнение, конструирование.

Новизна проекта заключается в том, что предлагается вариант правил сетевого этикета для регионального электронного ресурса, пользователи которого являются жителями г. Северодвинска (в своем большинстве) и отдельных городов Архангельской области.




КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ПРОЕКТА



Интернет, коммуникация, интернет-коммуникация, этикет, сетевой этикет (сетикет)



ТИП ПРОЕКТА



Настоящий проект по количеству участников является парным, поскольку над ним осуществляет работу студент под руководством консультанта ? к.филол.н., доцента кафедры литературы и русского языка САФУ имени М.В Ломоносова Светланы Анатольевны Смирновой.

По времени реализации проект является краткосрочным, поскольку отличительной чертой проектов данного типа являются сжатые сроки его реализации, в нашем случае это 1 месяц.

По характеру контактов проект является внутренним (региональным), направлен на всех пользователей регионального электронного ресурса. 

По содержанию проект является монопредметным, так как разрабатывается в рамках одной учебной дисциплины.

Данный проект можно отнести с одной стороны, к творческому, так как его цель заключается в создании нового творческого продукта, в нашем случае – правил сетикета для определенного электронного ресурса. С другой стороны, к практико-ориентированному, так как созданный продукт можно будет использовать на практике – предложить администрации данного электронного ресурса. И таким образом проект позволит решить проблему, связанную с недостаточной регламентацией общения пользователей   в предложенном сетевом сообществе. 

Тип проекта по характеру координации: скрытый, так как создатель, реализатор, координатор проекта является полноправным участником. 






ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ



В конце XX – начале XXI в. активно происходящие процессы информатизации и компьютеризации проникают во все сферы жизнедеятельности. Появляются инновационные технологии, к числу которых относят всемирно известную сеть - Интернет.

Согласно историческим данным, Интернет как гигантское объединение компьютерных сетей было создано на основе сети ARPANET в 1969 году, которая разрабатывалась американскими учеными (Ванневар Буш, Теодор Нельсон, Джозеф Ликлайдер и др.) из Агентства перспективных исследовательских проектов – ARPA. Данное агентство занималось компьютерным моделированием военных и политических событий [Черных, 2007, С. 195 – 197]. 

Первое наиболее точное определение термина «Интернет» было предложено в 2001 году в законодательстве США: «Интернет означает совокупность неограниченного числа компьютеров и различных телекоммуникационных составляющих, включая оборудование и управляющее программное обеспечение, которые, будучи соединенными, составляют всемирную Сеть. Эта Сеть использует протоколы TCP/IP (или какие-либо предыдущие или последующие их версии) для передачи информации любым образом посредством кабелей/проводов или радио» (цит. по [Горошко, 2012, с.17]). В данном определении отражены коммуникационные параметры Сети (технические и технологические). В свою очередь, Интернет – это «…не столько взаимосвязанные компьютерные сети, сколько взаимосвязанные, активно действующие люди вместе с продуктами их активности (сообщениями, каталогами, вебстраницами и пр.)» [Войскунский, 2002, с.82]. 

В современном обществе интернет-среда превращается в активную сферу общения, в универсальное коммуникативное пространство для социального взаимодействия. Согласно Б. М. Гаспарову, коммуникативное пространство – это «мысленно представляемая среда», которая необходима для воспроизведения и восприятия высказывания в процессе коммуникации [Гаспаров, 1996, с.171]. Под коммуникацией (от лат. communication – сообщение, передача) понимается «система, обеспечивающая социальное информационное взаимодействие, обмен информацией, в том числе и речевое взаимодействие между коммуникантами (участниками коммуникации)» [Ашхарава, Лошаков, 2013, с.98].

В настоящее время возникновение Сети привело к появлению нового вида массовой коммуникации – интернет-коммуникации. Анализируя лингвистические источники, мы выявили, что не существует единого мнения в выборе терминологии для данного вида коммуникации. Так, ряд авторов называет ее виртуальным дискурсом (Л.Ф. Компанцева, О.В. Лутовинова), некоторые лингвисты определяют ее как компьютерно-опосредованную коммуникацию (И.Н. Розина, Л.Ю. Щипицына), другие – как электронное общение (Е.Н. Галичкина, Т.И. Рязанцева).

Существуют различные определения понятия «интернет-коммуникация». 

И. Н. Розина рассматривает интернет-коммуникацию как «…использование людьми электронных сообщений (чаще мультимедийных) для формирования знаний и взаимопонимания в разнообразных средах, контекстах и культурах» [Розина, 2005, с.32]. В определении учитываются и цели коммуникации, и средства связи (электронные), и форма представления информации (мультимедийная), а также различные формы социальной коммуникации и человеческая составляющая. Мы считаем, что данное определение является наиболее удачным.

По мнению Л. Ю. Щипициной, интернет-коммуникация – это «…один из исторических этапов в развитии коммуникационных средств…существующий наряду с неопосредованным (устным) общением, общением, опосредованным бумажными носителями и электронными приборами (факс, радио, телевидение)» [Щипицина, 2010, с.41]. 

Т.Н. Колокольцева определяет интернет-коммуникацию как «полифункциональное общение в электронной среде», которое отличается рядом характеристик (опосредованность, дистантность, мультимедийность и др.) [Колокольцева, 2012, с.5]. 

В общем понимании интернет-коммуникация представляет собой общение с использованием интернет-технологий.

Интернет-коммуникация в связи со специфическим каналом и средством общения имеет свои формы общения – жанры, под которыми понимается «устойчивый тип текста», сложившийся при общении людей в интернет-среде [Щипицина, 2009, с.20]. Существуют различные классификации жанров, выделяемые, как правило, на основании следующих параметров: прагматических (характеризуют коммуникативную ситуацию: цель (зачем?), автор и адресат (кто? кому?), комуникативная сфера (где?)), медийных (оформление жанра, мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность, синхронность, количество и эксплициированность коммуникантов), структурно-семантических (относятся к содержанию общения и его структурированию), языковых (использование конкретных языковых средств в создании текстов). Мы, вслед за Л.Ю. Щипициной, полагаем, что наиболее значимыми параметрами являются медийные и прагматические. В медийной классификации выделяются жанры, существующие в одной из четырех основных служб Интернета: электронная почта (жанр – электронное письмо, новостная группа, список рассылки и пр.), чат (групповой, индивидуальный), мультипользовательский мир, Всемирная паутина (жанр – веб-страница, форум, блог, поисковая система, онлайн-энциклопедия, интернет-магазин и пр.). Функциональная классификация жанров включает: информативные (поисковые системы, каталоги, веб-страницы СМИ, онлайн-энциклопедии, электронные библиотеки), социальные жанры (чат, форумы, электронные письма, новостные группы), директивные (Интернет-магазины, веб-баннер, коммерческие и частные объявления), презентационные (личные веб-страницы, веб-блоги), эстетические (сетевой роман, фанфикшн), развлекательные жанры (игры) [Щипицина, 2009, С. 20-77].

В современной научной литературе, в силу сложности и многослойности данного вида коммуникации описывается существенный набор ее признаков. 

К основным из них относят: 1) гипертекстуальность, т.е связь всей имеющейся в Сети информации посредством ссылок; 2) интерактивность - наличие обратной связи при взаимодействии коммуникантов (подчеркивает диалоговую природу общения); 3) виртуальность как свойство, противоположное условиям реального общения (предполагает анонимность, физическую непредставленность, ограниченный сенсорный опыт). 

Гипертекстуальность порождает такие черты, как глобальность, т.е. отсутствие границ и возможность установления контакта с любым пользователем, независимо от его местонахождения, общедоступность [Мечковская, 2009, с.461]. Условия виртуальности приводят в определенной степени к равноправию участников (по статусу, физическим и внешним данным, национальности и т.д.), что способствует деформализации общения. 

Кроме того, интернет-коммуникация характеризуется опосредованностью (связь коммуникантов осуществляется с помощью технического средства без прямого контакта), дистантностью (разделенность во времени и пространстве), открытостью системы, полифоничностью, мультимедийностью, синхронностью/ассинхронностью передачи сообщений [Морозова, 2010, с.155; Щипицина, 2010, с. 59]. 

В рамках нашей работы наиболее важно рассмотреть специфику общения и речевого поведения людей в сети Интернет, а также изменения, которые произошли в языке, обслуживающем эту сферу. Многие авторы отмечают, что языковые изменения настолько глобальны и масштабны, что некоторые лингвисты уже говорят о возникновении сетевого (электронного) языка [Горошко, 2012, с.31].

На современном этапе функционирования интернет-языка можно говорить о тенденции к усилению разговорности общения. Появляется новая специфическая речевая форма - устно-письменная или «письменная разговорная речь» [Там же]. С одной стороны, опосредованность через символы письма, отдаленность коммуникантов друг от друга, возможность редактировать сообщения подтверждает письменный характер интернет-коммуникации, с другой стороны, активное использование языковых особенностей, присущих разговорной речи (свернутость, рост сегментированных высказываний, высокий процент лексики с разговорной окраской и пр.) позволяет говорить и об устном характере интернет-общения [Колокольцева, 2012, с.7]. 

Коммуникация в Сети как правило оперирует только лингвистическими средствами, оставляя все экстралингвистические (жесты, мимику, позы, пространственное расположение, интонацию, логическое ударение). Определенной заменой невербальных средств общения являются эмотиконы (смайлы).

При создании текстов отмечается ярко-выраженное пренебрежение орфографическими правилами. Это проявляется в написании слов по принципу «как слышится, так и пишется», происходит замена заглавных букв строчными (в начале предложения или в именах собственных), часто заглавными буквами передается выражение крика или повышения тона (АЛЛО!!!Я С ТОБОЙ РАЗГОВАРИВАЮ!!НЕ МОЛЧИ!!!), не уделяется внимание правильности раздельного, слитного, полуслитного (через дефис) написания слов («Да сделаю я патвоему юль небойся», «кароче говаря давай номер аськи») [Лутовинова, 2012, с.126]. Примером крайней формы пренебрежения данными нормами является появление «албанского» или «падонкаффского» языка, для которого характерно намеренное нарушение норм орфографии при сохранении графических принципов чтения и той же фонетической последовательности (крОсавчеГ, друКК, ржунимАгу, аФФтар, убейся апстену, превед) [Шестак, 2012, С. 101 – 102]. Правила пунктуации часто игнорируются, знаки используются не по прямому назначению, а как параметры характеристики темпа и громкости речи [Лутовинова, 2012, с.128]. 

Свобода самовыражения личности в Интернете, анонимность делает возможным создание текстов, нарушающих не только языковые, но и морально-нравственные нормы. 

Так, для многих Интернет-пользователей характерно употребление обсценизмов (ненормативных, нецензурных слов). Данная лексика используется участниками интернет-коммуникации как с целью прямого оскорбления кого-то, так и как средство самореализации, повышения экспрессии высказывания. Поскольку употребление обсценизмов запрещается правилами в большинстве сообществ, то участники интернет-коммуникации используют сокращенные варианты ругательств: пропуск одной или нескольких букв (.опа, на.), стяжение слов (сфабодынах), включения символов (3,14 здец), употребление аббревиатур (хз, пнх) [Карабань, 2012, С. 161 – 162].

В Сети появились и своеобразные формы речевого поведения, такие как троллинг, флуд, флейм, спам, офтопик, оверквотинг.

Троллинг – «вид виртуальной коммуникации, проявляющийся в агрессивном, издевательском и оскорбительном поведении участников общения» [Внебрачных, 2012, с. 48]. Под флудом понимаются сообщения, которые заполняют большие объемы в интернет-сообществах и не несут никакой полезной информации [Википедия, URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Флуд]. Троллинг и флуд провоцируют флейм (бурное обсуждение, вызванное сообщением собеседника, нарушающее принципы конструктивной дискуссии). Спам представляет собой рассылку коммерческой и иной рекламы или иных видов сообщений (информации) лицам, не выражавшим желания их получать [Википедия, URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Спам]. Сетевое сообщение, которое выходит за рамки заранее установленной темы называется офтопиком. Оверквотинг предполагает избыточное цитирование [Википедия, URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Оверквотинг]. 

Исходя из вышесказанного, основная тенденция языковых изменений в интернет-коммуникации - это глобальное снижение и огрубление речи. Речь коммуникантов отличается неумеренным употреблением нецензурной лексики, нарушением разнообразных постулатов общения, примитивизмом содержания и формы выражения, не соблюдением языковых и речевых норм разных уровней.

Физическая непредставленность, анонимность общения, ложно понимаемая многими пользователями как речевая вседозволенность, способствуют снятию социокультурных и психологических ограничений, налагаемых на речевое поведение в несетевой коммуникации в целях создания гармоничного, неконфликтного общения и приводит к нарушению этических норм. От неэтичного поведения, проявления речевой агрессии страдают прежде всего сетевые сообщества. Следовательно, оптимизация коммуникативных процессов выступает как важная потребность прежде всего для интернет-участников. Свидетельством тому является возникновение в Всемирной Сети сетевого этикета (или сетикета, в сокращении), который будет рассмотрен нами в следующем параграфе.





СЕТИКЕТ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ



Поведение людей и их взаимоотношения в процессе общения регулируются определенной системой этических норм и правил – этикетом. 

Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, под этикетом понимается «установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения» [СОШ, 2006, с.913]. В современных онлайн-энциклопедиях в данное понятие включаются «нормы и правила, отражающие представления о должном поведении и формализующие процесс коммуникации людей в обществе» [Энциклопедия Кругосвет, URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/ETIKET.html].  Сюда могут быть отнесены правила, регулирующие взаимоотношения, касающиеся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и пр.). 

Этикет своим появлением обязан системе церемоний при дворе и проведении международных переговоров, т.е. приему иностранных послов.

Родиной этикета считается Италия – именно здесь в период становления абсолютной монархии в 14 веке необходимо было придерживаться определенных правил церемониала для возвеличивания царствующих особ и закрепления иерархии взаимоотношений. Так же было и в Китае, Древнем Египте, Риме, Золотой Орде, в странах Дальнего и Ближнего Востока [Лавриненко, 2005, с.333]. Несмотря на это, само слово «этикет» (от фр. еtiquette — ярлык, этикетка, надпиcь) впервые появилось во Франции и употребляется со времен Людовика XIV. В те времена на королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки, от которых и произошло данное слово), на которых излагались правила поведения [там же].

Общение и поведение интернет-пользователей так же подчиняется ряду этических установлений. Здесь появляются специфические правила, именуемые сетевым этикетом (сетикетом).

В интернет-источниках под сетикетом (неологизм, является слиянием слов «cеть» и «этикет») понимаются «…правила поведения и общения в сети Интернет, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство её пользователей» [Википедия, URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Сетевой_этикет]. В более широком понимании сетикет представляет собой совокупность норм, правил, рекомендаций, предписаний, которые отражают представления о должном поведении и процессе коммуникации людей в сети Интернет.

Данное понятие появилось в середине 80-х годов XX в. в эхоконференциях сети FIDO, основанием для этого послужил тот факт, что в интернет-сообществах абсолютно нерегулируемое общение оказывается неэффективным [Карабань, 2012, с.163]. 

На современном этапе не существует единых правил сетевого этикета,

которые были бы всеобщими и жестко регламентированными. На каждом электронном ресурсе существуют свои правила сетикета, установленные его администрацией.  Кроме того, можно говорить о существовании определенных правил в рамках отдельных жанров интернет-коммуникации.

Однако, проанализировав интернет-источники, мы выявили, что в Сети

существует ряд негласных правил сетевого этикета, которые были предложены в Virginia Shea в ее книге «NETIQUETTE». Данные правила распространяются на всех пользователей без исключения: 

1. Помните, что Вы говорите с человеком (правило предполагает то, что при контакте с собеседником необходимо не забывать о том, что адресат – живой человек, у которого есть свои чувства, эмоции, привычки; всё, что он видит от вас с экрана – это слова; при разговоре необходимо прежде всего ставить себя на место другого человека; отстаивая свою точку зрения, не переходить на оскорбления; вести себя вежливо и уважительно);

2. Следуйте в Сети тем же правилам и нормам, которым Вы следуете в реальной жизни;

3. Помните, что Вы находитесь в киберпространстве (правило предполагает, что, сталкиваясь с новым видом общения в сети, необходимо изучить его законы, локальные правила и признать их авторитет, так же не следует забывать о неписаных правилах); 

4. Уважайте время и возможности других (необходимо помнить, что, отправляя сообщение адресату, мы претендуем на его время, которое итак ограничено, поэтому не стоит «дергать» его по пустякам; к возможностям здесь относятся и пропускная способность канала передачи, и физическая емкость носителей информации, и возможности самого адресата в прочтении данного сообщения); 

5. Сохраняйте лицо (правило предполагает соблюдение правил хорошего тона, орфографических, синтаксических, пунктуационных правил, недопустимость нецензурной лексики и пр.);

6. Помогайте другим там, где Вы это можете делать (необходимо использовать возможность задавать вопросы в интернет пространстве и получать на них ответы, не стоит пренебрегать советами экспертов в каком-то вопросе, а также необходимо делиться своими знаниями и опытом с другими);

7. Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их (этикетом не запрещено вступать в дискуссии, важно не провоцировать брань, ругательства, флейм); 

8 Уважайте право на частную переписку (каждый интернет пользователь вправе сохранять анонимность и приватность, необходимо с уважением к этому относиться);

9. Не злоупотребляйте своими возможностями, властью и влиянием;

10. Учитесь прощать другим их ошибки (необходимо быть терпимыми к недостаткам собеседников, не критиковать людей за несоблюдение каких-либо правил; не вступая в конфликт, можно вежливо порекомендовать ознакомиться с этими правилами) [Вирджиния Ши, URL: http://www.twirpx.com/file/282843]. 

Данные правила незначительно отличаются от традиционного этикета.  Несмотря на специфику процесса интернет-коммуникации, в основе его должны лежать универсальные морально-этические нормы.  Вне зависимости от темы и жанра речевое взаимодействие в интернет-среде должно быть основано на кооперативных стратегиях.

Центральной категорией эффективного общения является вежливость, которая представляет собой коммуникативную гиперкатегорию, объединяющую целый ряд более частных категорий, таких, как смягчение, толерантность, уважение, тактичность и др. [Ларина, 2003, с. 6]. Каждая из этих частных категорий направлена на создание позитивной атмосферы, ориентирована на адресата, предполагает антиконфликтность, глорификацию (повышение статуса партнеров по коммуникации), эмоциональную сдержанность. [Тахтарова, 2010, с. 10-14]. 

Важную роль в выражении категории вежливости в сетевом этикете играют единицы речевого этикета. Согласно Н.И. Формановской под речевым этикетом понимаются «регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения (приветствия, прощания, благодарности и пр.), принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [Формановская, 1987, с.9]. Специфические особенности интернет-коммуникации изменили привычные этикетные средства. 

В интернет-общении наряду с традиционными формулами приветствия («Здравствуйте (те)», «Привет», «Добрый день») и прощания («До свидания», «До завтра», «Прощай») используются и специфические: прив, прива, дарова, здарофф, приветик, ку, хай, привета, драсте, дароууу, дутро (образовано путем слияния слов «доброе» и «утро»), пока-пока, удачи, давай-давай и пр. [Голошубина, 2014, с.945, Карабань, 2012, с.168]

Несмотря на появление многообразных формул приветствия и прощания, специфика сетевого общения обусловила нивелирование этикетных ситуаций. Так, участники интернет-общения нередко выходят из Сети не попрощавшись. Такое поведение не расценивается как нарушение этикетных норм в рамках отдельных жанров: чата (в огромном количестве сообщений достаточно трудно заметить собеседника, вышедшего из Сети, а в случае соблюдения этикетных правил наблюдался бы поток из фраз приветствия и прощания), форума (здесь не требуется заканчивать общение формулами прощания, так как взаимодействие происходит в режиме до востребования). Неиспользование же фраз приветствия и прощания, обращения в электронном письме, деловой переписке, приватном диалоге уже расценивается как невежливость [Карабань, 2012, с.169]. 

Изменения произошли и в этикетных формулах выражения благодарности. Так как, общаясь в режиме онлайн, коммуниканты стремятся сэкономить время написания сообщений, то произошла редукция этикетных лексем: спс (спасибо), нз4 (не за что), пжл, плиз (пожалуйста) [Карабань, 2012, с.168]. 

Еще одной особенностью речевого этикета в интернет-коммуникации является преобладание обращения на ты.

Распространенность местоимения «ты» в этой сфере обусловлена прежде всего возрастным составом интернет-пользователей (преобладание молодых людей, в среде которых привычно обращение на «ты»), неофициальностью отношений, неопределенностью социального статуса [Карабань, 2012, с.171].

Местоимение «Вы» чаще всего употребляют потому, что такое обращение соответствует правилам речевого этикета при взаимодействии с незнакомым собеседником, а обращение на «ты» предполагает низкую речевую культуру адресанта. В свою очередь, пользователи, которые предпочитают обращение на «ты», ссылаются на неофициальный характер общения на форумах и чатах, на то, что обращение на «вы» создает дистанцию и отчуждает коммуникантов. 

О.С. Горицкая отмечает появление в интернет-коммуникации еще одной формы обращения – «Ты» (с прописной буквы). Данная форма предполагает выражение уважения и выделение адресата (цит. по [Карабань, 2012, с 172]).

Таким образом, в рамках речевого аспекта сетевого этикета, мы можем говорить о трансформации традиционных этикетных средств, которые указывают на свободу выражения пользователей, стремление к речетворчеству. 

Отметим, что в интернет-коммуникации следует избегать прямых отрицательных оценок личности партнера по общению, запрещается своей речью наносить собеседнику разного рода ущерб, обиду, оскорбление.

Во многих сетевых сообществах запрещаются такие формы речевого поведения, рассмотренные нами в предыдущем параграфе, как: троллинг, спам, офтопик, флуд, флейм, оверквотинг. Данные формы затрудняют общение пользователей Сети, нередко несут в себе нецензурную лексику, предполагают речевую агрессию. В связи с этим интернет-сообщества разработали специфический способ контроля над действиями пользователя – «бан», который заключается в лишении или ограничении каких-либо прав пользователя (на отправление сообщений, комментирование, создание новых тем и пр.).

Так же в электронных сообщениях не рекомендуется злоупотреблять смайлами, писать заглавными буквами, так как такое оформление сообщения расценивается как повышение голоса, крик [Карабань, 2012, с.164]. 

Несмотря на какие-то общие нормы, которых необходимо придерживаться при общении на любом электронном ресурсе, сетевой этикет многих интернет-жанров имеет свою специфику. Наиболее подробно разработаны правила общения и поведения на форумах (конкретное тематическое интернет-сообщество). Рассмотрим их. 

Правилами общения на форуме запрещается: 

1) использование ненормативной лексики, оверквотинга, флуда, флейма, спама, оффтопика, рекламы; 

2) создание тем или сообщений, содержащих угрозы или оскорбления человеческого достоинства, по половой, расовой, национальной, языковой, этнической, профессиональной, сексуальной принадлежности и пр.;

3) размещение материалов порнографического характера; 

4) распространение ложной информации, вирусов;

4) искажение орфографии и использование сленговых выражений;

5) оставление сообщений, заголовков, состоящих из одних эмотиконов или заглавных букв (CAPS LOCK);

6) создание одинаковых тем; создание тем, не подходящих данному разделу форума; 

7) личная переписка в теме форума;

8) раскрытие личной информации об участнике без его явного разрешения; 

9) использование нецензурных слов в НИКе и профиле пользователя;

10) регистрация НИКа идентичного существующему зарегистрированного пользователя.

Приветствуется: 

1) доброжелательное отношение к участникам форума;

2) размещение информации, касающейся разделов форума (н-р, статей); советов, вопросов, помощи в соответствующих разделах форума; ссылок на интересные ресурсы сети по теме.

Общие правила: 

1) при создании темы следует максимально коротко формулировать название, в котором отражается ее суть; 

2) необходимо писать по теме форума;

3) формулирование вопросов должно быть максимально четким;

4) прежде чем задать вопрос, необходимо воспользоваться поиском по сообщениям (возможно вопрос уже обсуждался и решение его найдено);

5) не стоит забывать благодарить участников форума за помощь [Этикет форума, URL: http://dol2010.rossiaforum.com/t9-topic]. 

К данным правилам добавляются уже рассмотренные правила прощания (не требуется заканчивать общение формулами прощания) и обращения (преимущественно на «ты»).

Резюмируя вышесказанное, можно отметить








































3. ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА



При анализе особенностей интернет-коммуникации и сетевого этикета в интернет-пространстве, мы обнаружили, что в настоящее время не существует единого и обязательного для исполнения всеми пользователями свода правил поведения и общения в сети Интернет. 

Как правило, каждое интернет-сообщество устанавливает свои нормы, исходя из целей, принятого стиля общения, технических ограничений. В разных сообществах они могут значительно различаться. Поэтому люди, привыкшие к правилам одного электронного ресурса, могут невольно нарушать правила другого. Так как такие правила не являются всеобщими и жестко установленными, не закреплены нормативными актами, то за их нарушение нет никакой ответственности, кроме общественного порицания.

Так же, мы установили, что в настоящее время существуют отдельные электронные ресурсы, общение в которых ничем не регламентировано (большинство групп в социальной сети Вконтакте). А в некоторых сетевых сообществах правила сетикета оформлены в неинформативный список, состоящий из 2-3 предложений.  

Проблема, которая решается в проекте, заключается в том, чтобы на основе изученных особенностей интернет-коммуникации, сетевого этикета, предложить вариант правил этикета для определенного электронного ресурса.  






4. ИДЕЯ ПРОЕКТА































































































































ЗАКЛЮЧЕНИЕ




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



Википедия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница (Дата обращения 05.06.2017)

	Вирджиния Ши Сетевой этикет. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/282843/ (Дата обращения 05.06.2017)

Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообщестах // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. – Вып. 1. – С. 48 – 51.

Войскунский А.Е. Интернет – новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. – М.: Смысл, 2002. – Вып. 1. – С. 82 – 101. 

Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. – М.: Новое литературное обозрение, 1996. – 352 с.

	Голошубина О. К. Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации (на примере речевого жанра «разговор в мессенджере») // Молодой ученый. – 2014.  – №8. – С. 944 – 947.

Горошко Е.И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. – М.: Флинта: Наука, 2012. – С. 9 – 52.

Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. – М.: Флинта: Наука, 2012. – 328 с.

Карабань Н.А. Этический аспект интернет-коммуникации // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. – М.: Флинта: Наука, 2012. – C. 158 – 177.

Компанцева Л.Ф. Интернет-лингвистика: когнитивно-прагматический и лингвокультурологический подходы: монография. – Луганск: Знание, 2008. – 528 с.

Ларина Т.В. Категория вежливости в аспекте межкультурной коммуникации (на материале английской и русской коммуникативных культур): Дис. на соискан. учен. степ.  доктора филол. наук. – М.:, 2003. – 495 c. 

Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. – Волгоград: Перемена, 2009. – 496 c.

Лутовинова О.В. Языковая личность в интернет-коммуникации // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. – М.: Флинта: Наука, 2012. – С. 124 – 138.

Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 584 с.

Морозова О. Н. Особенности Интернет-коммуникации: определение и свойства // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – СПб.: 2010. – Вып. 5. – С. 150 – 157. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-internet-kommunikatsii-opredelenie-i-svoystva (Дата обращения: 28.05.2017)

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.; ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.

Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредован.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%