- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Виды социологических исследований
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007134 |
Тема: | Виды социологических исследований |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Поволжский институт УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА Факультет государственного и муниципального управления Специальность 38.03.04 Государственного и муниципального управления Кафедра Социологии и социальной политики КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Социология» на тему: « Виды социологических исследований » Автор работы: студент 1 курса 2 гр. заочной формы обучения Анисимов Дмитрий Павлович Руководитель работы: должность, звание: доцент Ф.И.О. Тарская Ольга Юрьевна Оценка______________________ Подпись_____________________ "____"_________2016 г. Саратов 2016 СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………3 ВИДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……….4 ВЫБОРКА………………………………………………………..6 И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ. СБОРА ИНФОРМАЦИИ…………………………8 АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………26 СПИСОК ВВЕДЕНИЕ В структуре выделяют три взаимосвязанных общесоциологическую теорию, социологические теории и исследования. Их называют еще эмпирическими, прикладными или социологическими исследованиями. Все три дополняют друг что позволяет получить при социальных явлений и научно обоснованные Социологическое исследование – это логически последовательных методических и организационно-технических подчиненных единой получить точные данные об изучаемом явлении. Исследование с его подготовки: обдумывания программы, плана, средств, сроков, обработки и т. д. Второй – сбор первичной информации (записи выписки из документов). этап – подготовка в ходе социологического информации к обработке, программы обработки и обработка. Заключительный, этап – анализ информации, подготовка отчета по итогам формулирование выводов и для заказчика, субъекта. СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Вид исследования определяется поставленных целей и глубиной анализа процесса. Различают три вида социологического разведывательное (пилотажное), и аналитическое. Разведывательное пилотажное, зондажное) самый простой вид анализа, позволяющий ограниченные задачи. обработка методических анкеты, бланк-интервью, листа. Программа исследования упрощена. совокупности невелики: от 20 до 100 Разведывательное исследование предваряет глубокое проблемы. В ходе его цели, гипотезы, вопросы, их формулировка. исследование – более вид социологического анализа. С его получают эмпирическую дающую относительно представление об изучаемом явлении. В описательном возможно применение или нескольких методов эмпирических данных. методов повышает и полноту информации, сделать более выводы и обоснованные Самый серьезный вид исследования – аналитическое Оно не только описывает изучаемого явления или но и позволяет выяснить лежащие в его основе. назначение такого – поиск причинно-следственных Аналитическое исследование разведывательное и описательное в ходе которых сведения, дающие представление об определенных изучаемого социального или процесса. Подготовка исследования непосредственно не с составления анкеты, а с его программы, состоящей из дух – методологического и методического. В раздел программы а) формулировка и обоснование и предмета социальной б) определение объекта и социологического исследования; в) задач исследователя и гипотез. Методический программы предполагает изучаемой совокупности, методов сбора социологической информации, применения инструментария для ее логическую схему собранных данных. частью программы исследования является всего глубокое и обоснование методологических и методических приемов социальной проблемы, под следует понимать противоречие», осознаваемое как значимое для них несоответствие существующим и должностным, целями и результатами возникающее из-за или недостаточности средств для целей, препятствий на пути, борьбы целей между субъектами деятельности, что к неудовлетворению социальных . Важно различать и предмет исследования. объекта и предмета в определенной мере уже в самой социальной Объектом исследования любой социальный сфера социальной трудовой коллектив, общественные отношения, Главное, чтобы все они социальное противоречие и проблемную ситуацию. исследования – те или иные свойства, характеристики, данному коллективу, значимые с практической или точки зрения, т. е. то, что непосредственному изучению. свойства, черты остаются вне поля социолога. Анализ проблемы можно в теоретическом и прикладном в зависимости от цели Цель исследования быть сформулирована как . Тогда при подготовке основное внимание теоретическим и методологическим Объект исследования только после как выполнена предварительная работа. ВЫБОРКА. исследования чаще насчитывает сотни, десятки сотни людей. Если исследования состоит из человек, они все могут опрошены. Такой будет сплошным. Но объект исследования более 500 человек, то верным способом применение выборочного Выборка – это совокупность объекта социологического подлежащая непосредственному . Выборка должна взаимосвязи и взаимообусловленности характеристик и признаков объектов, говоря единицы опроса на основании учета признаков социального – образования, квалификации, Второе условие: при выборки необходимо, отобранная часть микромоделью целого, или совокупности. В определенной генеральная совокупность объект исследования, на распространяются выводы анализа. Выборочная – это определенное число генеральной совокупности, по строго заданному Элементы выборочной подлежащие изучению, единицы анализа. Ими выступать как отдельные так и целые группы рабочие коллективы. И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ. На этапе выбираются трудовые коллективы, учреждения. Среди них элементы, имеющие для всей группы Эти отобранные элементы – единицами отбора, а них выбираются единицы Данный метод механической выборкой. При выборке отбор быть произведен 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток отбираемыми называется – отбора. Довольно метод серийной . В нем генеральная совокупность по заданному признаку возрасту) на однородные Затем отбор идет отдельно из части. Число отбираемых из серии, общему числу в ней. Иногда используют метод выборки. В качестве исследования отбираются не респонденты, а целые и коллективы. Гнездовая дает научно социологическую информацию, группы максимально по важнейшим признакам, по полу, возрасту, обучения. Также в применяется целенаправленная . В ней чаще всего методы стихийной основного массива и выборки. Метод выборки – обычный опрос телезрителей, газет, журналов. заранее невозможно структуру массива которые заполнят и анкеты по почте. такого исследования распространять лишь на совокупность. При проведении или разведывательного, исследования применяют метод массива. Он практикуется при какого-либо контрольного В подобных случаях до 60-70% респондентов, в отборочную совокупность. квотной выборки применяется при опросах мнения. Им пользуются в когда до начала имеются статистические о контрольных признаках генеральной совокупности. признаков, данные о выбираются в качестве обычно не превышает так как при большем числе отбор респондентов практически невозможным. СБОРА ИНФОРМАЦИИ При метода социологического учитываются условия, и место, цели и исследования, а также его Существуют три основных сбора социологической Опрос, который на два подкласса: а) анкетный б) интервью анализ наблюдения ОПРОС – метод сбора информации посредством с вопросами к определенной людей. Впервые опросы появились в в конце ХVIII а в начале ХIХ века в Во Франции и Германии опросы были в 1848 году, - 1868-1869 гг. И далее активно распространятся. опроса состоит в формулировке и расположении Опросным методом социологов пользуются журналисты, следователи. опрос имеет три черты: Количество Перечисленные выше опрашивая одного получают личное Социолог же опрашивает и тысячи людей и обобщив полученную делает выводы. Он общественным мнением. и обрабатывая статистические исследователь выявляет типы личности. и объективность. Опрашивая и тысячи людей, усредняет разнообразные и в результате получает более достоверную нежели журналист. опроса. С помощью проводимых социологом, научный факт. две основные разновидности анкетирование; интервьюирование. Анкета (Франц. – – опросный лист, заполняемый опрашиваемым по в нем правилам. Респонденты в качестве объекта Анкетой нельзя любой перечень Ей называется только то, что к множеству людей, опрашивают стандартным Проводимый опрос отвечать ряду Он не должен длиться 30 – 40 минут, в противном респондент устает, и вопросы остаются без ответов. Важно, интерес к предмету не снижался, а постепенно Поэтому более по содержанию (и восприятию) должны следовать за простыми. Первый не должен быть ни ни настораживающим. Лучше если он будет Трудные вопросы поместить в середину, респондент «включился» в Вопросы должны ясными, четкими, опрашиваемым (всем без Вопросы должны требованиям логики: в речь должна об установлении какого-либо а потом уже о его оценке. Это важное требование исследования. Если в появляется новый то необходимо «подвести» к новой теме. Это с помощью обращения к в определенной форме, « А теперь мы просим Вас свое мнение В подобной же форме обращение к респонденту с принять участие в исследовании. Это введение знакомит опрашиваемого с опроса и ориентирует его на задание при заполнении Вопросы анкеты по: содержанию; форме. вопросов по содержанию характером информации, представляет ответ на тот или вопрос. Основанием по содержанию является о фактах и отношении к о нормах и мотивах об интенсивности мнения, о в настоящем и прошлом. По вопросы делятся на: 1. вопросы предполагают повествовательный ответ в слова, предложения или предложений. Формально эти выделяются тем, что за следует несколько строк, которые и заполнить. Полученный при этом носит характер, дает информации по теме что является весьма для социолога. Однако сложности, связанные с полученных ответов, их что неизбежно приводит к ограничению использования 2. Полузакрытые вопросы. наряду с набором вариантов ответов в невозможности выбрать вариант из предложенного респонденту предоставляться высказать свое по обсуждаемой проблеме в форме, т.е. признаки открытости и 3. Шкальные вопросы. на эти вопросы дается в шкалы, в которой отметить тот или иной Вопросы-меню. Здесь предлагается выбрать сочетание вариантов ответов. Альтернативные предполагают ответы по “да - нет”, носят характер. При этом перечень альтернатив быть полностью а сами альтернативы быть перемешаны без в какую-либо сторону, уравновешены. 5. Вопрос с . Вопрос о фактах, как другой, может воспринят как оценочная респондента, поэтому в некоторых случаях его в такой форме, несколько ослабляет его характер. Например: люди ежедневно квартиру, другие это от случая к случаю. Как всего поступаете Содержащееся в преамбуле к указание на то, что далеко не все поступают так, кажется, принято респонденту более рассказать о своем 6. Вопросы таблицы удобны для исследователя. Это вопросы, при которых приходится прилагать ряд для ответа на них. В вопросах речь о вещах, ответить на можно лишь когда используются и умственные способности После таких желательно переходить к простым. Пример: источниками информации Вы чтобы быть в событий общественной О событиях Внутри За рубежом посто-янно как редко посто-янно как редко Радио Политические информации Беседы с товарищами - политические журналы Такие вопросы не повторять часто, у респондентов возникает рассеивание внимания, эффект излучения. в анкете чередуются виды вопросов. По содержанию вопросы разделить на: Вопросы о Целью этих является получение о социальных явлениях, о дел на производстве, о поведении Они могут касаться и самого респондента, он заполняет данные а также нести о его действиях, поступках или их Вопросы о знании. Их состоит в раскрытии что знает, и что может респондент. Как правило, это экзаменационного типа, целью выявить информированности респондента и его в определенной области. вопросы могут задания, экспериментальные и ситуации, решение требует от опрашиваемого определенных навыков, конкретных фактов, имен. Вопросы о . Эти вопросы направлены на фактов, пожеланий, планов на будущее и касаться любых и личности самого Ответом в этом выступают оценочные основанные на индивидуальных Через мнения отношение человека к тем или событиям. Вопросы о . Эти вопросы призваны субъективное представление о мотивах своей Один вопрос о не может дать картину мотивации для этого необходим комплекс подобных В группе вопросов на тему нетрудно основные и контрольные Роль основного играть вопрос, задается в более смысловом диапазоне, в форме. Контрольные обычно располагаются в на некотором расстоянии, как от так и друг от друга. По распространения анкет подразделяются на: - раздаточные опрос, при котором лично вручает и либо ждет, она заполняется, и тут же получает ее – раздаточный опрос, получает заполненную через несколько – заочный раздаточный - почтовые (анкета по согласию высылается и через почту) - (анкета предлагается через печатный - телетайпные (при способе распространение и инструментария и сопровождающих его осуществляется с помощью сети). По типу задач опросы : - глубинный (нацелен на поисковой информации) - (собираются данные по ситуации) - стандартизированный на получение статистической - социометрический (нацелен на инф-ии о взпимоотношениях в группах) По уровню респондентов различают : - опрос (мнение по той или иной теме) - опрос в сотрудничестве с (предполагает информационную респонденту со стороны в осмыслении анализируемой - симптоматический опрос знание у респондента информации без глубокого задач и целей - экспертный опрос специалистов по анализируемой ИНТЕРВЬЮ Интервью - по определенному плану предполагающая прямой интервьюера с респондентом причем запись последнего ведется интервьюером (его либо механически (на Имеется множество интервью. 1) По содержанию различают документальные (изучение событий уточнение фактов) и мнений, цель - выявление оценок, суждений; особо интервью со специалистами-экспертами, организация и структура со специалистами существенно от обычной системы 2) По технике проведения - на свободные, нестандартизованные и (а также полустандартизованные) Свободные - длительная (несколько часов) без детализации вопросов, но по программе (“путеводитель Такие интервью на стадии разведки в плане исследования. интервью предполагают, как и наблюдение, детальную всей процедуры, общий план последовательность и конструкцию варианты возможных 3) В зависимости от особенностей интервью может интенсивным (“клиническим” глубоким, длящимся часами) и фокусированным на достаточно узкого реакций опрашиваемого. клинического интервью - информацию о внутренних побуждениях, склонностях а фокусированного - извлечь о реакциях субъекта на воздействие. С его помощью например, в какой человек реагирует на компоненты информации (из печати, лекции и Причем текст предварительно обрабатывают В фокусированном интервью определить, какие смысловые единицы текста оказываются в внимания опрошенных, - на периферии, и что вовсе не в памяти. 4) Так называемые интервью носят характер. Инициатива беседы принадлежит самому респонденту, лишь помогает ему душу”. 5) Наконец, по организации интервью на групповые и индивидуальные. применяются относительно это планируемая беседа, в которой исследователь вызвать дискуссию в Методика проведения конференций напоминает процедуру. Телефонные используются для быстрого мнений. 3.2 АНАЛИЗ Анализ документов (от Dосumеntum – доказательство, – метод сбора данных, при котором используются в качестве источника информации. документов открывает возможность увидеть в виде многие социальной действительности. чтобы использовать предоставляемые документами, в свою очередь системное представление о их многообразии. Ориентироваться в документов в наибольшей помогает классификация, которой служит в том или ином документе в нем информации. По форме информация делится на: документы (сведения в форме текста); данные (цифровая изложения); иконографическая (кино-, фотодокументация); документы. Существуют разнообразные методы документов. Самыми прочно утвердившимися в социологических исследований традиционный (классический) и (количественный). Традиционный, анализ – это все многообразие операций, направленных на сведений, содержащихся в с определенной точки принятой исследователем в конкретном случае. анализ документов возможность проникнуть изучаемых явлений, логические связи и между ними, эти явления и факты с нравственных, политических, и иных позиций. традиционного анализа является субъективизм. преодолеть субъективность анализа породило принципиально иного, (количественного) метода документов, или контент-анализа, как называют этот Контент-анализ – это метод применяемый в различных областях гуманитарного в социальной и общей социологии и криминологии, науке и литературоведении и др. нол этого метода связано с социологическими Там, где есть документы, их совокупность, там контент-аналатическое исследование. из особенностей контент-анализа в том, что наибольшее он находит при изучении массовой информации. он используется и при анализе протоколов собраний, межправительственных договоров и т. п. метод часто спецслужбами. При таком социолог по отдельному или фрагментам должен эмпирическое бытие или политического процесса, сложным социальным Прагматические модели глубже рассматривают тексты. Они отходят от описательной постановки и сосредотачивают внимание на тех текста, которые или косвенно свидетельствуют о и намерениях автора. использования контент-анализа не в приемах счета наблюдения, а в содержательном самого объекта Вместе с тем контент-анализу в определенной степени своеобразная ограниченность, заключается в том, что не все богатство содержания может быть с помощью количественных показателей. Обширная использования контент-анализа в исследованиях дает определить условия, при его применение становится необходимым: при требовании степени точности и анализа; при наличии по объему несистематизированного при работе с ответами на вопросы анкет и интервью, если важные для целей характеризуются определенной появления в изучаемых когда большое для исследуемой проблемы сам язык изучаемого информации, его специфические Надежность информации, контент-анализом, обеспечивается способами: а) Обоснование объема выделяемых единиц, предложенное может быть следующим образом. наполнения текста единицами контент-анализа как обоснования полноты выделения смысловых Первоначально выделяются все единицы ил первого текста, далее из - те же плюс дополнительные, не встречавшиеся, из третьего - опять те же, что уже встречались в предыдущих плюс и т.д. После очередных 3-5 текстов, в не попадается ни одной смысловой единицы, фиксированной в предыдущих можно полагать, что смысловых единиц из массива исчерпано. Из видно, что в итоге 20 случайно отобранных из массива текстов выделено суммарно 120 контент-анализа, что исчерпывает т.е. всю выборочную документов. Конечно, при всего массива попасться новые единицы, относящиеся к и ранее не предусмотренные. В случае они включаются в дополнительно. б) Контроль на содержания смысловых с помощью судей. в данной области насколько предложенные единицы соответствуют задачам. В нашем 6 экспертов независимо от друга классифицировали 120 отнесенным к деловым и качествам инженера, в 6 категории (творческие исполнительские и т.д.), 86% понятий были однозначно минимум судьями. Остальные, спорные, подвергались обсуждению и после решения относились в общую категорию. в) по независимому критерию, данные контент-анализа или сочинений учащихся с выявить их профессиональную выборочно проверяются опросов, или по данным тестом по известной г) Устойчивость данных при помощи кодирования текста разными на основе единой Можно использовать единицу анализа и единицы счета (по смысловых единиц и по протяженности одновременно). подсчета. В общем процедуры подсчета при аналогичны стандартным классификации по выделенным Контент-анализ относится к важных и весьма в связи с развитием техники и средств познания. 3.3 НАБЛЮДЕНИЕ Под в социологии подразумевается регистрация событий Наблюдение может различный характер. социолог самостоятельно происходящие события. он может пользоваться наблюдений других Наблюдение бывает и научным. Простое - это то, не подчинено плану и без определенно разработанной Научное наблюдение тем, что: а) Оно ясной исследовательской и четко сформулированным б) Научное наблюдение по заранее обдуманной в) Все данные наблюдения в протоколах или дневниках по системе. г) Информация, путем научного должна поддаваться на обоснованность и устойчивость. классифицируется: 1) По степени выделяют неконтролируемое нестандартизованное, бесструктурное) и (стандартизованное, структурное). В наблюдении пользуются принципиальным планом, а при - регистрируют события по разработанной процедуре. 2) В от положения наблюдателя соучаствующее (или и простое (не включенное) Во время включенного исследователь имитирует в социальную среду, в ней и анализирует события как бы В не включенном (простом) исследователь наблюдает “со не вмешиваясь в события. В случаях наблюдение производиться открыто или Одна из модификаций наблюдения носит стимулирующего наблюдения. способ подразумевает исследователя на события, он наблюдает. Социолог определенную ситуацию, для чтобы стимулировать что дает возможность реакцию на это вмешательство. 3) По организации наблюдения на полевые (наблюдения в условиях) и на лабораторные (в ситуации). Процедура наблюдения складывается из на вопросы: “Что “Как наблюдать?” и вести записи?”. найти на них ответы. На вопрос отвечает исследования, в частности гипотез, эмпирические выделенных понятий, исследования в целом. При четких гипотез, исследование проводится по (примерному) плану, простое или бесструктурное Цель такого наблюдения заключается в чтобы придумать для более строгого наблюдаемого объекта. При используется следующее: 1) характеристика социальной включающая такие как: сфера (производственная, непроизводственная, ее особенностей и т.д.); и нормы, регулирующие объекта в целом и общепринятые, но не закрепленные в или распоряжениях); степень объекта наблюдения (в мере его состояние внешними факторами и причинами). 2) Попытка типичность наблюдаемого в данной ситуации, других объектов и экологическая Среда, жизнедеятельности, общественная, и политическая атмосфера, общественного сознания на момент. 3) Субъекты или социальных событий. В от общей задачи их можно классифицировать: по и социальным признакам; по деятельности (характер сфера занятий, досуга); относительно в коллективе или группе коллектива, подчиненный, общественный деятель, коллектива...); по официальным в совместной деятельности на объекте (обязанности, реальные возможности их правила, которым они строго и которыми по неофициальным отношениям и (дружба, связи, лидерство, авторитет...). 4) деятельности и социальные субъектов и групп: и групповые цели и официальные и неформальные; и не одобряемые в данной согласованность интересов и 5) Структура деятельности со внешних побуждений внутренних осознанных (мотивы), средств, для достижения целей (по средств и по моральной их по интенсивности деятельности репродуктивная; напряженная, и по ее практическим результатам и духовные продукты). 6) и частота наблюдаемых по ряду указанных параметров и по типичным которые ими описываются. по такому плану более хорошо в объекте наблюдения. По предварительным данным наблюдения уточняются. стороны наблюдаемых изучаются более другие вовсе Таким образом, предварительного, наблюдение в стадию более поиска. Составлению процедуры контролируемого предшествует детальный проблемы на основе и данных неконтролируемого Теперь отдельные события, формы людей должны интерпретированы в понятиях исследования, они приобретают индикаторов каких-то общих свойств или Поучительную технику наблюдаемых событий московские социологи в исследовательского проекта мнение” (руководитель Б.А.Грушин). В числе из каналов выражения мнения были собрания. Для регистрации использовалась картотека включающая девять бланков оценки: перед началом организационного периода, действий докладчика или регистрации реакций на выступление, описания ситуации во время ситуации при принятии собрания, в частности при поправок и дополнений к решения, ситуации по собрания и карточка характеристики собрания. Вот как карточка индикаторов для отношения участников к выступающему - докладчику, дискуссии. Индикаторы участников собрания к путем прямого реакций аудитории наблюдаемого поведения проявления реакции по (шкальные оценки) заметки наблюдателя, не формализуемые А) Одобрительные возгласы, аплодисменты. Б) реплики и т.д.. В) дополнительной информации. Г) связанные с обсуждаемым Д) Вопросы к выступающему. Е) реакции (нейтральное Ж) Призывы к соблюдению З) Призывы к соблюдению И) Разговоры, тему определить невозможно. К) разговоры. Л) Занятие делами. 1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 3, 4, 5, 6 К каждой элементов наблюдаемого дана 6-членная шкала, пункты 1 - президиум собрания 2 - аудитории 3 - примерно аудитории 4 - меньшинство 5 - несколько человек 6 - - два человека Наблюдение аудитории собрания несколькими лицами, придерживаются единой Подготовке протокола данных наблюдения не только разработка концепции, но и неоднократные не наблюдения на разных (в нашем случае - разных организаций и Следует ли наблюдателю в наблюдаемый процесс? на этот вопрос от цели исследования. цель исследования в том, чтобы и проанализировать (диагностировать) то вмешательство исказит и может привести к для исследования искажению Для этого существуют добиться минимальных при диагностическом наблюдении. из них заключается в том, исследователь сделал что люди не знают, что за наблюдают. Другой - создать ложное о цели наблюдения. эти способы могут безнравственными, но чтобы правдивости информации, лучше не показывать целей, особенно в том если, узнав о люди смогут истолковать задачи Если же цель заключается в принятии управленческих решений, то будет полезно, так как изменять ход событий и полученные результаты. этим целям стимулирующее включенное Преимущества включенных очевидны: они дают яркие, непосредственные о среде, помогают понять поступки и действия социальных Но с этим же связаны недостатки такого Исследователь может способность объективно ситуацию, как бы внутренне на позиции тех, он изучает, слишком в свою роль событий. Поэтому, как итогом включенного является социологическое а не строго научный Имеются и нравственные включенного наблюдения: вообще этично, под рядового участника общности людей, в исследовать их? Пути надежности данных при В полевых условиях, при бесструктурном и не включенном вести записи сложно. Это уже дело и изобретательности исследователя. применять заранее коды. Можно маскировочные приемы ученику на предприятии записи, якобы с работой). Можно хорошую память и наблюдения позже, в обстановке. Структуризованное предпринимает более приемы ведения Здесь используются - протоколы, разлинованные по наблюдения с кодовыми событий и ситуаций. Наблюдатели и сотрудники коллектива, которые собрания, расчленили наблюдения (президиум, сектор участников из 15-20 человек) и по времени фиксировали пользуясь кодами. В (см. схему в каждой строке отметка пункта шкалы с учетом Напомню, что другой регистрирует по соответствующей действия ораторов, чего можно реакции аудитории на с трибуны собрания. и интенсивность событий в случае регистрируют с шкал ранжирования по схеме, графа 2. техника позволяет магнитофон, кино- или видеозаписи, обеспечивающие регистрации наблюдаемого. регистрации событий на индикаторов отношения собрания к выступающим Элементы наблюдаемого и реакции, кодируемые в шкале Особые примечания 0 - 5 мин 6 - 10 мин ............................................ а б в г д е ж з Надежность (обоснованность и данных повышается, выполнять следующие а) Максимально дробно элементы событий, наблюдению, пользуясь индикаторами. Их надежность в пробных наблюдениях, где наблюдателей регистрируют по инструкции одни и те же происходящие на объекте, тому, который изучаться. б) Если наблюдение осуществляется лицами, они сопоставляют впечатления и согласовывают интерпретацию событий, единую технику записей, тем самым устойчивость данных в) Один и тот же объект наблюдать в разных (нормальных, и стрессовых, и необычных), что позволяет его с разных сторон. г) четко различать и содержание, формы наблюдаемых событий и их характеристики (интенсивность, периодичность, частоту). д) следить за тем, описание событий не с их интерпретацией. Поэтому в следует иметь графы для записи данных и для их истолкования. е) При или не включенном наблюдении, одним исследователем, важно следить за интерпретации данных, к тому, чтобы свои впечатления с различных, возможных Например, бурная собрания на выступление быть следствием недовольства по поводу оратором, реакцией на его или реплику из зала, на им ошибку или оговорку, на действие во время Во всех этих делаются особые поясняющие протокольную ж) Полезно прибегнуть к критерию для проверки наблюдения. Данные “со стороны” можно с помощью интервью с событий; материалы наблюдения желательно не включенными по той же программе или по документам. Место среди других сбора данных. недостатком этого является необъективность Человек очень оценивает ситуацию беспристрастно (ему делать выводы). особенности наблюдателя сказываются на его впечатлениях. не подлежат события многие явления и массового характера, небольшой части делает их изучение Наблюдение используется в как дополнительный метод, позволяет собрать для начала работы или проверить результаты методов сбора 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В данной разобраны основные сбора социологической В социологии сочетаются направления человеческих (психология, философия, естествознание и т.д.). необходим большой и запас знаний для чтобы хорошо исследовать человеческое Ну и конечно встает о большой важности науки для многих деятельности человека. В социологию наверняка большое распространение. она и сейчас распространена, но не так как бы. Например, было бы в наше время социологию на крупных как это делается за рубежом. Это помогло бы принимать решения руководителям, толком не знают о что творится в коллективах их Зачастую принимаются которые противоречат коллективов и общественности, помогли бы избежать исследования. 5. СПИСОК Кравченко А. И. Основы Учеб. пособ. Для средних и спец. уч. – Екатеринбург: Деловая М.: Логос, 1998 – 384 с. словарь по социологии / общ. ред. Д. М. Н. И. Лапина; сост. Э. М. Н. Ф. Наумова. – Политиздат, – 479 с. Социология: Учебник для / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Г. С. Лукашова; Под. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: и спорт, ЮНИТИ, – 349 с........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: