- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Виды патриотизма советский и постсоветский патриотизм
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005920 |
Тема: | Виды патриотизма советский и постсоветский патриотизм |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА БОРТКО ВЯЧЕСЛАВА СТАНИСЛАВОВИЧА ПАТРИОТИЗМ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ Выполнил: Студент 4 курса очной формы обучения направления подготовки 41.03.04 – «Политология» Допущено к защите в ГЭК и проверено на объем заимствования: Заведующий кафедрой Руководитель доктор философских наук, профессор кандидат юридических наук, доцент / Б.С. Галимов / С.Р. Парфенова (подпись) (подпись) «__»__________ 20__ г. Уфа – 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 1 Патриотизм: теоретико-методологические подходы 7 1.1 Генезис и социокультурное содержание патриотизма 7 1.2 Виды патриотизма: советский и постсоветский патриотизм 8 2 Особенности патриотизма в ценностном сознании молодежи 27 2.1 Характеристика ценностных ориентиров студенческой молодежи 27 2.2 Динамика проявления патриотизма у студентов 39 Заключение 40 Список использованных источников и литературы 42 ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной работы обусловлена тем, что в условиях модернизации российского общества проблема формирования патриотизма как социокультурной ценности у молодежи представляется одной из самых актуальных. Патриотизм является значимым ценностным ориентиром, его недооценка в условиях трансформирующегося общества может иметь крайне негативные последствия. В теоретическом аспекте актуальность изучения проблемы патриотизма обусловлена дискуссионностью содержания самого понятия «патриотизм». Неоднозначность трактовки данного понятия и подмена его близкими по смыслу, но не тождественными категориями свидетельствуют о том, что процесс концептуализации данной категории не завершен. Вследствие чего, возрастает значимость комплексного, социокультурного анализа патриотизма. В практическом аспекте — определяется необходимостью единения поликультурного российского общества и урегулированием межэтнических взаимосвязей. На становление и развитие патриотизма в настоящее время оказывают влияние два основных фактора: внутренний и внешний. Первый (внутренний) - связан с трансформационными процессами в России. Распад СССР негативно отразился не только в социально-политической и экономической сферах жизнедеятельности общества, но и в духовной. Возникновение нового государства — Российской Федерации — сопровождалось сменой ценностно-нравственных ориентиров, в результате чего нарушилась связь поколений, молодое поколение погрузилось в некий моральный вакуум. Такие, ранее непоколебимые ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отчизной перестали быть ориентиром современной молодежи. Указанные изменения привели к депатриотизации и дезинтеграции российского общества, и, как следствие, в общественном сознании сформировались: равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В целом, современное, социально-психологическое состояние российского общества, а особенно его молодой генерации, может быть охарактеризовано понятием «фрустрация». Это и социальная реадаптация многих молодых людей, и растущая неуверенность в завтрашнем дне, и обесценивание стимулов творческой деятельности и инновационных подходов. Однако формирование гражданина-патриота способно дать новый импульс духовному оздоровлению социума. Внешний фактор проявляется во влиянии общемировых глобализационных процессов на социокультурную ситуацию в российском социуме. Зачастую такие процессы, размывая образ «Родины» в общественном сознании, оказывают отрицательное воздействие на формирование патриотизма. Проблема патриотизма актуальна также и при постановке вопроса о построении единого, социально ориентированного и прогрессивно развивающегося поликультурного государства. Полиэтничность большинства субъектов Российской Федерации побуждает сформировать в общественном сознании идею патриотического единства, нацеленную на сохранение социокультурного единства народов. При отсутствии такого понимания естественные проявления любви к своей малой Родине (к ценностям своего этноса) выливаются в высказывания о превосходстве своего народа над всеми остальными, и, как, следствие, создается межэтническая напряженность. Зачастую смысл понятия «патриотизм» и необходимость формирования патриотических чувств не находят понимания в общественном сознании россиян. Особенно эта проблема актуализируется в молодежной среде. При этом важно заметить, что чувство общероссийского патриотизма в полиэтничном регионе может выступать как интегративный фактор, укрепляя целостность мультикультурной России. Необходимость формирования и развития патриотизма находит свое отображение и в принятых государственных программах: «Патриотическое воспитание граждан Российской патриотизм Федерации на 2011 - 2015 годы» и «Патриотическое современном воспитание граждан патриотизма Российской Федерации имманентные на 2016 - 2020 годы» (действующая), нацеленных на формирование и развитие системы патриотического воспитания. Однако указанные программы ожидаемых результатов не принесли. Состояние вместе научной разработанности признаком темы. Исследуемая проблема темы борьбе выпускной квалификационной ключевский работы носит получая междисциплинарный и полипарадигмальный получить характер, получая общем осмысление в области форма философских, исторических, нацеленных политологических, социологических, ином педагогических наук. Исследуемая область расширяется, начало в нее включаются подобную такие вопросы, идеи как модификации ценностного содержания патриотизма; соотношения патриотизма, национализма и шовинизма; изменение ценностных оснований идентификации общества; отношение к патриотизму различных социальных групп; влияние этнических процессов на развитие патриотических чувств. Отдельный аспект исследуемой проблемы связан с социокультурной трансформацией российского общества. Этот аспект отражен в работах М.К. Горшкова, Н.А. Журавлевой и др. Воспитательный потенциал генезису патриотизма и его главных роль в процессе системе социализации личности, власти раскрывается в работах содержание А.С. Калюжного, верное В.И. Руденко, важнейшим С.Н. Самтонова получая и др.В этот решения же период А.Н. Вырщиковым, задач С.Ю.Ивановой и др. рассматриваются основанный проблемы возрождения зарождается патриотического воспитания отражение и его неразрывная студенческом связь с формированием первыми гражданственности в современных зачастую условиях. Различные аспекты патриотизма исследуемой проблемы формирования получили отражение форма и в работах посвященных изучаются советскому патриотизму. Его объект и имманентные признаки выступали предметом научного интереса В.Ш. Нахушева.Проблематике выявить патриотизма посвящена содержание докторская работа проблема С.Ю. Ивановой, исследователи которая по существу презрение явилась первым характерно в современной отечественной слова науке обобщающим молодое исследованием, где патриотическим раскрывается содержание патриотизма в его социокультурной опосредованности и аксиологической сущности. Патриотизм в рамках политических процессов России анализируется Т.В. Беспаловой. Т.С. Колябина рассматривает формирование патриотизма как духовной ценности у россиян. Т.В.Пискуновой изучаются модификации ценностного содержания патриотизма. Следует заметить, предметом что изучение именно проблем патриотизма среды в начале XXI социологии века заметно определяя активизируется и на эмпирическом этот уровне. Исследованием определить проблем патриотизма patriotisme в масштабе всей сознательного страны занимались трех и занимаются несколько патриотизм творческих, Институте своей социально-политических исследований любви РАН, Институте того психологии РАН даже и других. Периодически любви проводятся массовые данилевский опросы Фондом основе общественного мнения, представляет Всероссийским центром применении изучения общественного проблема мнения, Центром. Левады сознания и другими. Проведенный критический анализ степени разработанности темы и неисследованность патриотизма любовь как ценностного ориентира современных российских студентов свидетельствуют о том, что тема выпускной патриотизм квалификационной работы принятых носит проблемный социальное характер. Целью данной общем выпускной квалификационной этой работы является русского выявление специфики первыми развития патриотизма применении в представлении современных ильин российских студентов. Достижение указанной цели требует решения следующих задач: проанализировать генезис и социокультурное содержание патриотизма; установить корреляцию патриотизма с этнонационализмом и гражданскимнационализмом; дать социокультурную характеристику ценностных ориентиров студентовРоссии; выявить динамику проявления патриотизма у студенческой молодежи России; Объектом исследования выступает патриотизм как социокультурный политический феномен. Предметом исследования является процесс следует формирования патриотизма колябина в политических представлениях если современных российских основе студентов в условиях современных модернизации России. Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из трех глав 1 Патриотизм: основе теоретико-методологические подходы 1.1 Генезис и социокультурное социальное содержание патриотизма В условиях социокультурных трансформаций, характеризующих современный этап развития российского общества, одной из самых обсуждаемыхтем стал патриотизм. Его генезис и содержание являются предметом горячих дискуссий, вследствие чего в научно-исследовательской литературе появилось множество подходов к их определению, зачастую не отвечающие критерию объективности, что обусловливает необходимость их переосмысления. Обращение к этимологии слова позволяет сказать, что оно имеет греческое: происхождение и в переводе означает «соотечественник». Слово «патриот» в русском языке появляется не ранее XVIII века и происходит, как и немецкое «patriot», от французского «patriote». Последнее возникло под влиянием средневековой латыни (patriotа) и означало в XV — XVI веках «гражданин» (т.е. в первоначальном смысле «горожанин») или «земляк», «соотечественник». Лишь с XVII века у слова «патриот» появился оценочный оттенок: так стали именовать людей, любящих свое отечество и самозабвенно готовых служить ему. Век Просвещения подвел закономерный итог этому процессу, создав слово «patriotisme». В русский язык термин «патриотизм» вошел во второй половине XVIII века благодаря сочинениям русских мыслителей П. Левашова, А. Болтова, Н. Дмитриева. Традиционно патриотизм понимается, как чувство любви к своей Родине. В Социологической энциклопедии патриотизм рассматривается как «многозначный термин, означающий любовь к своей родине, народу, привязанность к месту своего рождения, месту жительства». Такое понимание возрождения содержания патриотизма ключевский характерно для второй классического подхода, широком однако современный неклассический подход позволяет утверждать, что оно имеет сложную и многоуровневую структуру, отражает различные стороны, связанные с духовно-нравственным состоянием личности, с ее взаимоотношением с обществом и с государством. Разнообразные научные подходы к этому феномену, существующие в научно-исследовательской литературе, указывают на многоплановость его трактовки. Во многом это объясняется сложной природой патриотизма Кроме того, периодически патриотизм определяется определенным неоднозначно и носит современном междисциплинарный характер, немецкое является предметом сравнительного анализа исторического, философского, социологического, педагогического подходов. Прежде чем рассмотреть существующие подходы к содержанию, стоит обратиться к генезису явления. Именно исторический подход кцентирует свое внимание на возникновении патриотизма, на политических и социально-экономических причинах его формирования и развития. С точки зрения указанного подхода, патриотизм обусловлен и взаимосвязан с конкретно-историческими политическими формами России, поэтому можно выделить несколько этапов его эволюции: - патриотизм Русского государства (IX - XVII века); - патриотизм Российской империи (XVIII — начало XX века); - советский патриотизм (начало XX — 80-е годы XX века); - российский патриотизм (начиная с 90-ых годов XX века). С образованием Русского государства происходит и формирование патриотической идеи в умах и сердцах русского народа. Понятие «Родина» этого периода включало в себя единое территориальное пространство, язык, историческую общность судьбы. Одновременно происходит и осознание необходимости защиты своей Родины. С середины XIII века с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Патриотическая идея того времени неразрывно связана с православием. Оно объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу. Именно православие проявило себя как единственная объединительная сила, способная поднять народ в едином патриотическом порыве. Тем не менее, патриотизм в его современном понимании не мог сформироваться в Древней Руси. В первую очередь, из-за отсутствия политического единства. С этнической карты практически до XIII столетия не исчезали разрозненные племена, что явно не способствовало образованию единого государства. Еще В.О. Ключевский обратил внимание на то, что в Древней Руси не было понятия «русский народ». Однако, в период Смуты в обществе уже начинает зарождаться мысль, что оно, «это общество, народ, не политическая случайность, как привыкли себя чувствовать московские люди, не временные обыватели в чьем-то государстве». Процесс формирования же русской народности завершается к концу XVI — началу XVII веков. Итак, изначально патриотическая идея наряду с православной верой служила объединительным фактором, способным сплотить народ для защиты своей территории. Следующий этап развития патриотизма связан с формированием Российской империи и установлением абсолютизма. Для этого времени характерен был рост национального самосознания складывающейся русской нации, что нашло свое отображение в постепенно вырабатываемом представлении «мы — россияне». Содержание понятия «патриотизм», характерное для того времени, наиболее точно определил В.С. Соловьев: «Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и их исполнение образуют добродетель патриотизма». Патриотизм в русском национальном самосознании был связан с жертвенностью, с необходимостью, если надо, отказаться от себя, от семьи. Патриотизм отражением начинает приобретать этом характер государственной признаком идеологии. В то же время патриотизм чаще всего сопряжен в общественном сознании с военной, но не захватнической деятельностью. Русский солдат служит уже в интересах государства. Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за родную землю. В военных походах формировались такие жизнеполагающие принципы как взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества, ставшие основой патриотического сознания. Именно в этот период слово «патриотизм» вошло в русский язык и с самого начала употреблялось в значении военного патриотизма. Дальнейшее развитие патриотизм получает в послеоктябрьский период развития нашей страны, когда произошло переподчинение собственно русских и российских интересов, задаче интернационализации отношений в обществе. Это отразилось на общественном самосознании, которое деформировалось, утрачивая этнические корни. Происходит формирование советского патриотизма. Отличительным признаком советского патриотизма был классовый характер. Накануне Второй Мировой войны советский патриотизм превращается в самостоятельную часть государственной идеологии. На основе патриотизма советского периода, этой происходило формирование другой образа «советского общественного человека». Менталитет педагогический советского общества сплачивание отличался стремлением присоединения власти ограничить влияние церкви, режим террора и насилия в стране, принижение роли семьи в воспитании подрастающего поколения, культ личности и т.д. С развалом Советского Союза связан современный этап эволюции патриотизма. Молодое российское общество начала 90-х годов характеризуется состоянием фрустрации. На фоне негативных социально-политических и экономических трансформаций говорить о патриотизме стало немодно и некорректно. Однако с приходом новой власти вновь заговорили о патриотизме как одной из альтернатив дальнейшего развития России, способная сохранить целостность государства. Российский патриотизм имеет два отличительных признака. С одной стороны, он представляет собой новый социальный феномен, а с другой — является последователем патриотизма советского периода. Таким образом, исторический подход позволяет выявить зарождение патриотической идеи, формирование и становление патриотизма, а также проследить его эволюцию с учетом конкретной исторической и социокультурной среды функционирования. Одними из первых к вопросу о патриотизме и его роли в развитии личности, общества, государства обращаются философы XIX — XX веков. Философское осмысление содержания патриотизма получает свое развитие в трудах выдающихся мыслителей: П.Я. Чаадаев, Н.А. Добролюбов, В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин, Г.В.Флоровский и другие. Первыми обратились к рассмотрению проблемы патриотизма в русской философии западники и славянофилы. Начало спора между ними положили парадоксальные взгляды эмпирическом П.Я. Чаадаева, современный для которого любовь к истине была дороже любви к Родине. Обосновывая это ключевое положение, он писал: «Прекрасная вещь - любовь к отечеству, но есть еще более прекрасное — любовь к истине... Не чрез родину, а чрез истину ведет путь на небо». Он подчеркивает значение умственного развития нации, необходимого для выработки ею сознательного патриотизма. В ином аспекте рассматривал патриотизм Н.А. Добролюбов. Он отмечал, что «патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую вражду, и человек, одушевленный, таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен. Ограничение своей деятельности в пределах своей страны является у него вследствие сознания, что именно здесь настоящее место, на котором он может быть наиболее полезен. Настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям». В.С. Соловьев акцентирует свое внимание на духовно-религиозном содержании патриотизма: «Для сознание христианского народа нацеленных высшее благо патриотизма есть воплощение месту христианства в жизни, ином создание вселенской изначально христианской культуры. Служить восприятие этому делу этом есть наша этом христианская и, вместе единства с тем, патриотическая реализация обязанность, ибо современной истинный патриотизм славы обращается на то, сущность в чем главная через нужда народа. Ныне культурном главная настоятельная власти нужда нашего именно народа - это всего недостаток высшего эмпирическом духовного влияния общественного и руководительства, недостаточная педагогический действенность христианского дать начала в жизни». В таком таком понимании многом духовность выступает трех в качестве наивысшей анализ ценности — только зачастую через нее патриотизм человек способен характерно прийти к истинному поступков патриотизму. Духовно-религиозное рамках содержание патриотизма касается получает дальнейшее данилевский развитие в размышлениях существующие Е.Н. Трубецкого, если считавшего, что основой духовно-религиозного патриотическое патриотизма, этого по мнению философа, принижение должна стать «...религиозная вплоть вера в святыню нравственных вообще и в святыню вместе родины в частности...» которого . Главным первоначальном в определении патриотизма народного Е.Н. Трубецкого именно становится православная обществом составляющая. Сторонником воспитание духовно-религиозного содержания являются патриотизма был автор работы «Путь защиту духовного обновления» И.А. Ильин. Автор разделяет патриотизм в зависимости от духовного развития личности. Первый уровень патриотизма не требует высокой степени духовности и свойственен большинству патриотизм людей. Второй, презрение более высокий этой уровень патриотизма, вреда присущий немногим активизирует людям, характеризуется присоединения духовной осмысленностью. Таким образом, «патриотизм оказывается, по-видимому, неизбежным, целесообразным и жизненно полезным». В качестве определенного духовно-религиозного акта предстает патриотизм и в понимании Г.В. Флоровского. Патриотизм для мыслителя ?это духовно-религиозный акт творческого возвышения личности. Именно этот личностный акт величие России, формирует праведную любовь к Родине . С учетом одновременного восприятия достижений Октябрьской революции и морального осуждения деятельности ее участников философ выделяет праведный и греховный патриотизм. В рамках современной философии С.Ю. Иванова отмечает, что в философском отношении патриотизм можно рассматривать в трех аспектах: онтологическом, классической гносеологическом, ценностном воспитание и праксеологическом. В таком патриотизм контексте патриотизм вместе понимается как «отношение годы к Отечеству, являющееся изначально ценностным отражением трудах в сознании и практических активизирует действиях людей ориентации связи человека захватнической с определенным пространственно-временным,скийссСССССССССССССССССССССССС социокультурным, национально-государственным русского континуумом» . При таком понимании патриотизм выступает как ценность и реализуется в действиях на благо Отечеству. Наиболее содержательную дефиницию патриотизма как философского концепта, на мой взгляд, сформулировал В.И. Лутовинов. Он определяет патриотизм как «одну который из наиболее значимых, ценностного непреходящих ценностей, уровне присущих всем периодически сферам жизни подход общества и государства, ином является важнейшим предметом духовным достоянием выпускной личности, характеризует доминированием высший уровень являются ее развития и проявляется патриотизм в ее активно-деятельностной самореализации целого на благо Отечества. Патриотизм сложных олицетворяет любовь современные к своему Отечеству, народности сопричастность с его чувство историей, культурой, другой достижениями, притягательными происхождение и неотделимыми в силу своей программы неповторимости и незаменимости, воспитание составляющими духовно-нравственную отражение основу личности, осознание формирующими ее гражданскую получая позицию и потребность многом в достойном, самоотверженном, походах вплоть до самопожертвования причины служения Родине». Интерпретация, предложенная В.И. Лутовиновым, импонирует тем, что в ней содержание патриотизма как значимой ценности наполняется социокультурной составляющей. Таким образом, анализируя философское осмысление патриотизма можно сделать вывод о том, что каждым мыслителем высказывались определенные идеи о содержании понятия «патриотизм», а также личное к нему отношение. Патриотизм рассматривается как неотъемлемая часть духовной жизни общества и зависит от духовно-нравственного развития личности. Некоторыми философами отмечается неразрывная связь с православной верой, что предопределяет истинность патриотизма. Такой патриотизм предполагает бескорыстное служение на благо своей Родине. Подобная интерпретация характерна для классических мыслителей, современные же исследователи подходят к изучению патриотизма более содержательно и комплексно. В классической педагогике патриотизм в большинстве случаев рассматривался через призму военно-патриотического воспитания. При этом многими исследователями отмечалась необходимость развития любви к родному через восприятие героических образов и примеров литературы, русской истории . Современные педагоги рассматривают патриотизм в более содержательном ракурсе. Так, Котруца Л.Н., определяя патриотизм в значении «нравственного принципа отношения человека, неравнодушного к судьбе своей Родины и к судьбе своего народа.». В широком смысле слова исследует патриотизм С.Н. Самтонов. Он считает, что патриотизм представляет собой «системно-комплексное судьбе качество личности, учетом которое формируется данилевский под влиянием единое общечеловеческих и национальных родины ценностей. Такие изучаются ценности являются своей основой патриотического отражением воспитания». Следует заметить, что на развитие патриотизма оказывают влияние не только общечеловеческие и национальные ценности, но и другие факторы жизни личности. Таким образом, педагогический подход акцентирует внимание на воспитательном потенциале патриотизма и его роли в образовании и воспитании личности, наделенной определенными значимыми качествами. В социологии принято рассматривать патриотизм на нескольких уровнях: - на личностном уровне, где патриотизм выступает как важнейшая, характеристика личности, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения; - на макроуровне, где патриотизм языке представляет собой родины значимую часть,если общественного сознания, сплачивание проявляющуюся в коллективных реализация настроениях, чувствах, главных оценках, в отношении быть к своему народу, которого его образу формирование жизни, истории который культуре, государству, социальная системе основополагающих быть ценностей. При таком подходе патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные поступки на благо своего Отечества. Для классической патриотизм социологии характерным проявляется было понимание таком патриотизма как социального следует чувства, содержанием борьбе которого является молодое любовь к отечеству. такого В едином рамках современной немодно социологической науки данной патриотизм рассматривается как содержание сложная социальная стал система, системообразующими элементами благо которой выступают: главных патриотическое обращение сознание, патриотическая этнических деятельность, патриотическое современной отношение и патриотическая если организация. Патриотическая деятельность выступает определяющим компонентом патриотизма, так как реализует патриотические интересы, и ценности в виде конкретных действий и поступков в конкретном социуме. Однако такие действия будут патриотическими только тогда, когда они исполняются во благо своей Родине и не причиняют вреда другим этносам. Патриотическое отношение представляет собой систему взаимосвязей индивидов и их групп по поводу отстаивания имеющих отношение к их Родине потребностей и интересов. Патриотическая деятельность выступает определяющим компонентом патриотизма, так как реализует патриотические интересы, и ценности в виде конкретных действий и поступков в конкретном социуме. Однако такие действия будут патриотическими только тогда, когда они исполняются во благо своей Родине и являются не причиняют вреда другим этносам. Патриотическое отношение представляет собой систему взаимосвязей индивидов и их групп по поводу отстаивания имеющих отношение к их Родине потребностей и интересов. К патриотической организации относятся социальные институты, занимающиеся патриотическим воспитанием и патриотической пропагандой. Кроме того, социологи выделяют ряд функций патриотизма, через которые реализуется его социальное назначение: - Консолидирующая (интеграционная) функция. рамках - Идентификационная раскрывается функция. - Воспитательная функция. единое - Аксиологическая является функция. - Познавательная функция. время - Деятельностная патриотизма функция. - Стабилизирующая функция. получая - Мировоззренческая широком функция. На современном этапе получает развитие социокультурный подход, сущность которого, по мнению Н.И. Лапина, состоит в рассмотрении общества как единства культуры и социальности. С позиций данного подхода патриотизм рассматривается как сложное, многоаспектное явление, охватывающее все стороны культуры, жизнедеятельности личности и общества в целом. Социокультурный подход рассматривает общество в определенный этап его развития и позволяет получить представление о нем как о сложном социокультурном объекте. В применении к современной России данный подход акцентирует внимание на социально-значимых причинах, повлекших за собой негативные социокультурные трансформации российского общества. Говоря о политологическом подходе к патриотизму уместно вспомнить Н.Я. Данилевского, выделял две формы проявления патриотизма: народную и политическую. Данилевский одним из первых ввел понятие внешнего политического патриотизма, содержание которого определяется борьбой со своим Отечеством ради ценностей свободы. Особенностью русского политического патриотизма выступает признание европейского превосходства во всем, что касается цивилизационного развития, но при этом мыслителем высказывается пожелание необходимой внешней силы и крепости российского государства. Однако сам мыслитель отмечает, что политический патриотизм неприемлем для России. Данилевский в качестве приоритетной формы проявления патриотизма выделяет народный патриотизм, который определяется как естественное чувство любви по отношению к самобытному славянскому государству. Неповторимое проявление народного патриотизма актуализируется в самые сложные периоды истории российского государства. Все сформулировал территориальные присоединения зачастую России, совершаемые происхождение без применения насилия, быстро становились русскими, отсюда, по Н.Я. Данилевскому естественное, самобытное течение (проявление) патриотизма является его основной характеристикой. Мыслитель отмечает меняющийся характер народного патриотизма: активный ? пассивный. Исключительной зарождается мерой проявления чувство активного народного вместе патриотизма считается ценностного смерть во имя неотделимыми родины. В этой утверждает смысле патриотизм было приобретает значение структура истинной ценности, социальная не меркнущей даже перед нацеленных страхом смерти. французского Таким образом, патриотизм как безотносительная, не требующая взаимности, естественная народная любовь, приобретающая значение истинной, является, по Н.Я. Данилевскому, необходимым фактором культурно-исторического прогресса России. Также политологический подход позволяет выделить в содержании патриотизма определенную специфику, связанную с государственным и конституционным устройством общества. В данном контексте актуально понятие «конституционного патриотизма», предложенное Ю. Хабермасом и обозначающее готовность гражданина и человека идентифицировать себя с политическим порядком и принципам Основного закона с одновременным расширением содержания патриотизма и изменением форм национальной идентичности. Конституционный патриотизм разрешает противоречие государственно республиканского и национального самосознания в пользу приоритетности государственно-гражданской идентичности, переводя национальную самобытность в до-политического феномена (общность исторической судьбы народа, нация как культурная и самобытная общность и т.д.). Таким образом, в данном случае проявляет себя конституционный патриотизм как служение государственной и политической власти в рамках определенных прав, свобод другой и обязанностей. Важное место в современной политологии занимает место проблема патриотизма в контексте становления новой российской трех идентичности. В данном аспекте интерес представляет интерпретация патриотизма Т.В. Беспаловой. По мнению политолога, патриотизм является способом этического и эстетического самоопределения личности контролем в рамках духовного опыта и национально-культурного единения народа, осваивающей самобытные формы его жизнедеятельности в границах единого государства. Итак, политология акцентирует внимание на взаимоотношениях патриотизма и политической жизни личности и общества. В ракурсе политологического подхода патриотизм рассматривается в качестве политической составляющей процесса идентификации человека. Вследствие чего, патриотизм, по моему мнению, представляет собой социокультурное многоаспектное явление, в основе которого находится естественное чувство любви и привязанности к своей Родине, формирующее стремление быть ему полезным; охватывающее все стороны культуры личности и общества в целом; нацеленное на урегулирование общественной жизни и сплачивание российского поликультурного социума в единое целое. В заключении следует отметить, что различные аспекты патриотизма привлекают внимание исследователей уже не одно десятилетие. Не случайно и сегодня российский патриотизм является одной из самых обсуждаемых тем, в частности, как преемник советского патриотизма. Вопросы, связанные с возможностью обращения к опыту патриотического воспитания советского периода, являются предметом ожесточенных споров в научном сообществе. В связи с этим, для более глубокого осмысления патриотизма в рамках данной выпускной квалификационной работы представляется необходимым подробнее рассмотреть советский и постсоветский патриотизм. Политологический подход позволяет рассмотреть патриотизм в контексте политической жизни социума, отмечает необходимость патриотической основы в политике и формировании государства. Государство становится политической формой Отечества, прио....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: