- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Виды, формы и методы валютного контроля
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002656 |
Тема: | Виды, формы и методы валютного контроля |
Содержание
Содержание С. Введение 3 1. Правовое положение валютного контроля 5 1.1.Валютный контроль: понятие, цели, задачи и механизм 5 1.2.Виды, формы и методы валютного контроля 12 2. Основные формы и методы валютного контроля 15 2.1. Формы валютного контроля 15 2.2. Методы валютного контроля 21 Заключение 24 Список использованных источников 25 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Валютный контроль является формой государственного (административного) принуждения, применяемой в целях побуждения резидентов и нерезидентов к исполнению установленных правил совершения валютных операций, предупреждения, пресечения валютных правонарушений и наказания правонарушителей. Иными словами – это деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальным ведение в данной сфере валютного контроля. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля. Объектом выступает анализ функционирования системы валютного регулирования и валютного контроля в России в настоящее время. Предметом выступает анализ форм и методов валютного контроля в России в настоящее время. Основная цель работы заключается в рассмотрении понятия валютный контроль, его основных методов и форм. Задачи: * во - первых, определить сущность категории валютный контроль; * во - вторых, рассмотреть существующие виды, формы и методы проведения валютного контроля; * в - третьих, следует проанализировать основные формы и методы валютного контроля. Методологической основой исследования является диалектический метод познания социальных явлений и процессов, который позволил выбрать общенаучные методы познания (в первую очередь анализ и синтез). Системный подход к изучению объекта и предмета исследования позволил определить формы и методы валютного контроля. При решении поставленных задач использовались также частно – научные методы познания, такие как социологический, сравнительно-правовой. Нормативно-правовую базу валютного регулирования образовали Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также принятые в его развитие многочисленные подзаконные акты. Структура работы обусловлена ее темой, целями и задачами и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников. 1. Правовое положение валютного контроля 1.1.Валютный контроль: понятие, цели, задачи и механизм. Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля над применением валютного законодательства, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. Этот вид контроля получил название «валютный контроль». Валютный контроль - деятельность государства, направленная на получение информации о проводимых в стране валютных операциях и состоянии валютного рынка, а так же приведение деятельности участников валютных операций в соответствии с установленными требованиями. Валютный контроль позволяет организовать наблюдение органов и агентов за проведением любых внешнеторговых операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства. С помощью валютного контроля государство получает информацию, необходимую для введения, корректировки или отмены мер регулирования и проведения деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями, а также для подготовки необходимой статистики. На систему валютного регулирования и валютного контроля влияют международные договоры, в которых участвует Россия. Согласно разделу 3 статьи VI Статей Соглашения Международного валютного фонда государства – члены могут применять меры, которые являются необходимыми для регулирования международного движения капитала. Однако ни одно государство МВФ не вправе применять такие меры таким образом, чтобы ограничивать расчеты по текущим валютным операциям. В соответствии с разделом 2(b) статьи VIII Статей исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства – члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций этого государства – члена, сохраняемым или вводным согласно Статьям Соглашения МВФ, не может быть обеспечено на территории ни одного государства – члена. В правовом обеспечении системы валютного контроля выделяют два направления: 1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах, возложенных на них функций в этой области; 2) Определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами или агентами валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля. Валютный контроль может выступать в нескольких качествах1: 1) как механизм контроля со стороны государства за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) как административная мера, применяемая государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов; 3) как форма нетарифного регулирования внешней торговли, аналогом которой может служить квотирование экспорта. Валютный контроль может быть рассмотрен в нескольких аспектах2: 1. Валютный контроль является одной из функций государственного управления. 2. Валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства. 3. Валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений. 4. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере. Валютный контроль урегулирован нормами Закона № 173 – ФЗ «о валютном регулировании и валютном контроле», а так же нормами других нормативно – правовых актов. Данным законом четко определена система субъектов валютного контроля, их полномочия, права и обязанности, а так же процедуры осуществления ими данного вида контроля. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами законодательства государства при осуществлении операции с валютными ценностями, а так же операций с национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами, финансовыми инструментами и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте. Статья 3 Закона № 173 – ФЗ3 перечисляет следующие основные принципы валютного регулирования и валютного контроля: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. В качестве специфических принципов валютного контроля можно выделить следующие: 1. Принцип законности. Состоит в требовании неукоснительного соблюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий. 2. Принцип обязательности. Заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля. При этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установленных указанным ФЗ. 3. Принцип обеспечения коммерческой, банковской и служебной тайны. Закреплен в ч.8 ст. 234, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. 4. Принцип институциональности. Заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в ч.9 ст.23. 5. Принцип разграничения компетенции. Проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного контроля и агентами валютного контроля (ч. 1и 2 ст. 23); разграничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст.23), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22). Основными направлениями валютного контроля являются5: а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них разрешений; б) проверка выполнения обязательств резидентов перед государством по проводимым ими валютным операциям; в) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с требованиями законодательства. К ключевым требованиям правового обеспечения валютного контроля относятся6: 1) Организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах, возложенных на них функций в этой области, установления взаимосвязей между данными структурами; 2) Определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с субъектами валютного контроля, использование которых позволит осуществлять валютный контроль наиболее эффективно; 3) Установление мер ответственности за нарушение норм валютного законодательства. Предметом валютного контроля выступают валютные операции. Объектом валютного контроля выступают резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций. Субъекты валютного контроля – это государственные органы, а в ряде случаев – негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства. 1.2. Виды, формы и методы валютного контроля Формы и методы валютного контроля постоянно эволюционируют в связи с трансформацией механизма валютного контроля. Методы валютного контроля – это приемы и способы его осуществления. Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополнительные7. Основные методы валютного контроля: наблюдение (постоянное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта). Специализированные методы валютного контроля. В их числе: обследование (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных). К дополнительным методам валютного контроля относятся: запрос информации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка документальной информации с использованием специальных аналитических приемов). Форма валютного контроля — специфический способ взаимодействия Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуществления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций. Выделяют три организационно-правовые формы валютного контроля8. 1. Правительственная форма валютного контроля — осуществляется Правительством РФ. 2. Общая форма валютного контроля — осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. 3. Специальная форма валютного контроля — осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соответствующее направление контрольной деятельности не является основным. Формами валютного контроля с точки зрения способа обеспечения исполнения установленного порядка и правовых последствий могут быть: а) предупредительные меры; б) меры пресечения; в) меры ответственности. Предупредительные меры носят профилактический, предупредительный характер, применяются ко всем хозяйствующим субъектам и не связаны с конкретными правонарушениями. Пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправных действий и создание условий для привлечения виновных к ответственности. Меры ответственности за нарушения валютного регулирования применяются по результатам проведенных проверок, в порядке, установленном КоАП РФ. По времени осуществления выделяют три формы валютного контроля9: * предварительный, проводится до совершения валютных операций в целях их санкционирования.; * текущий ,проводится во время осуществления каких-либо валютных операций: купли-продажи иностранной валюты и валютных ценностей, открытии резидентом валютного счета, осуществлении международных расчетов и т.д.; * последующий, проводится после завершения валютных операций путем сопоставления документов и информации, подтверждающих совершение валютных операций, выполнение обязательств по валютным контрактам, проведения проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Валютный контроль классифицируется на виды по следующим основаниям: 1) В зависимости от особенностей компетенции субъектов валютного контроля: непосредственный (осуществляется органами и агентами валютного контроля) и опосредованный (осуществляется Правительством РФ). 2) В зависимости от организационно-правового статуса субъектов валютного контроля: контроль органов валютного контроля и контроль агентов валютного контроля. 3) В зависимости от объекта валютного контроля: валютный контроль за внешнеторговыми операциями и валютный контроль за неторговыми операциями. 4) По способу организации контрольных мероприятий: дистанционный (документальный) контроль и инспекционная проверка. Дистанционный контроль используется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами периодической отчетности и документации по проводимым валютным операциям. Основным способом контроля за работой уполномоченных банков являются инспекционные проверки на местах, которые проводятся территориальными учреждениями Банка России в соответствии с планом проверок, утвержденным руководителем территориального учреждения Банка России. Проверки соответствия проведения уполномоченными банками операций в иностранной валюте валютному законодательству проводятся с периодичностью один раз в два года. Основным подзаконным актом, регулирующим отношения между инспекционным подразделением и кредитными организациями, является Инструкция ЦБ РФ от 05.12.2013 № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)». По результатам проверки составляется акт проверки валютных операций уполномоченного банка. Необходимо отметить, что в практике написания акта основным моментом является отражение нарушений и недостатков при соблюдении банками валютного законодательства, что оправдано в условиях жесткого валютного контроля и нестабильности на валютном рынке. 2. Основные формы и методы валютного контроля. 2.1 Формы валютного контроля. Понятие формы валютного контроля как «способа объединения соответствующих органов и учреждений для целей валютного контроля» в юридический оборот ввел И. В. Хаменушко. Он разработал следующие критерии выделения таких форм: * наличие учреждений (органов), в сферу компетенции которых входят общие для них направления валютного контроля; * выполнение указанными учреждениями (органами) своих задач по валютному контролю во взаимодействии друг с другом, осуществляемом на постоянной основе; * распределение функций между взаимодействующими органами в рамках единых направлений валютного контроля; * использование специфических методов валютного контроля. Таким образом, под формой валютного контроля следует понимать специфический способ взаимодействия Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуществления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций. Используя перечисленные критерии, с учетом ст. 22 Закона № 173-ФЗ10 можно выделить три основные организационно-правовые формы валютного контроля. 1. Правительственная форма валютного контроля — осуществляется Правительством РФ по двум направлениям: * координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России; * обеспечение взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России. 2. Общая форма валютного контроля — осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Отличие общего валютного контроля от специального состоит в том, что он распространяется на всех участников валютных отношений и в этом смысле носит общий, универсальный характер. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валютных операций всех видов. 3. Специальная форма валютного контроля — осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соответствующее направление контрольной деятельности не является основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах общественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно в рамках данной формы можно выделить: 1) банковский валютный контроль — осуществляется Банком России и уполномоченными банками. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютного контроля, т.е. лицом, его осуществляющим, уполномоченный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка России. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком: * требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа валютного контроля; * обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля; * требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк. Таким образом, как организационно-правовая форма валютного контроля банковский валютный контроль опосредует контроль государства за совершением банковских валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России. 2) таможенный валютный контроль — осуществляется таможенными органами за порядком проведения валютных операций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг через таможенную границу РФ (ввоз, вывоз) и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного валютного контроля — наблюдение. Также используются специальные формы таможенного контроля: проверка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, личный досмотр; другие (ст. 110 ТК ТС); 3) налоговый валютный контроль — осуществляется налоговыми органами в переделах их компетенции (ст. 30-33 НК РФ, Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). 4) валютный контроль на рынке ценных бумаг — осуществляется не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра (регистраторами), подотчетными Банку России. Предметом валютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валютных операций с внешними ценными бумагами и нерезидентами — валютных операций с внутренними и внешними ценными бумагами. В финансово-правовой теории и практике осуществления валютного контроля, так же традиционно выделяются следующие по времени проведения его формы11: предварительный, текущий и последующий. Предварительный валютный контроль проводится до совершения валютных операций в целях их санкционирования. Например, до выдачи разрешения на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие счета в банке-нерезиденте орган валютного контроля обязан проверить достоверность представленной резидентом документации; до осуществления банковских операций по обслуживанию валютного счета клиента уполномоченный банк должен проверить соответствие информации, указанной резидентом в расчетном документе, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом и нерезидентом порядка оформления расчетных документов в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России. Предварительная реализация органами и агентами валютного контроля своих функций имеет большое значение для предупреждения валютных правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины. Результаты предварительного валютного контроля внешне могут быть оформлены в виде разрешений на осуществление валютных операций, заключений о соответствии представленной документации действующему законодательству и т.д. Текущий валютный контроль проводится во время осуществления каких-либо валютных операций: купли-продажи иностранной валюты и валютных ценностей, открытии резидентом валютного счета, осуществлении международных расчетов и т.д. Текущий валютный контроль реализуется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля. Например, при пересечении таможенной границы РФ таможенные органы проверяют правильность оформления декларации на вывоз наличной валюты; во время совершения расчетов по валютному счету уполномоченный банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о валютных операциях, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом порядка оформления справки о валютных операциях, установленного Банком России. Особенностью текущего валютного контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, поэтому иначе его называют оперативным контролем. Он основывается на документах и информации, предоставляемых резидентами органам и агентам валютного контроля, на данных бухгалтерского учета, первичных документах, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения валютного законодательства. Последующий финансовый контроль проводится после завершения валютных операций путем сопоставления документов и информации, подтверждающих совершение валютных операций, выполнение обязательств по валютным контрактам, проведения проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Результатом последующего валютного контроля являются: выдача органами валютного контроля предписаний, обязывающих участников валютных правоотношений устранить выявленные нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании); отказ уполномоченными банками своим клиентам в осуществлении валютных операций, а также в открытии счета в случае непредставления установленных документов или представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Закона о валютном регулировании). Главной целью последующего валютного контроля является предупреждение, выявление и пресечение валютных правонарушений. Последующий контроль отличается углубленным анализом валютных операций какого-либо субъекта за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего финансового контроля. 2.2. Методы валютного контроля К методам валютного контроля относятся все приемы и способы его осуществления. Выделяют следующие методы12: 1. Наблюдение - представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов получения и оценки информации. 2. Обследование затрагивает отдельные стороны финансовой деятельности с привлечением широкого круга источников информации документального характера, опросов, анкетирования и т.д. 3. Анализ характеризуется обработкой документальной информации с использованием специальных аналитических математических приемов. Данный метод может применяться как дополнительный. 4. Проверка, как правило, касается специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства. 5. Ревизия представляет собой изучение любых сторон финансово-хозяйственной деятельности на основе проверки документальных и фактических данных. Методы осуществления контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования представляют собой способы реализации возложенных полномочий органов и агентов валютного контроля, направленные на достижение конечного результата предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в валютной сфере. В валютном контроле наиболее распространены методы наблюдения, анализа и проверки. При этом наблюдение в данной сфере представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов по лучения и оценки информации; анализ характеризуется обработкой информации с использованием специальных аналитических математических приемов; проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений валютного законодательства. Различие между наблюдением и проверкой, с точки зрения открытости методик, объясняется тем, что наблюдение ведется при непосредственном участии самих подконтрольных субъектов, которые обязаны, например, предоставлять информацию о предстоящих валютных операциях, и несут ответственность за своевременность и достоверность сообщения сведений. Проверки же направлены на выявление уже совершенных нарушений, которые могут являться следствием не только ошибок, но и умышленных действий. Наблюдение и анализ преследуют цель не столько выявления правонарушений, сколько получения информации о ситуации в валютной сфере. Наблюдение призвано, в первую очередь, констатировать правомерное поведение участников валютных операций и во вторую предупреждать совершение нарушений, которые становятся очевидными “автоматически” в силу самой процедуры наблюдения. Отметим некоторые особенности метода наблюдения, используемого органами и агентами валютного контроля. Сюда относятся: постоянность наблюдения (например, в течение всего периода осуществления валютной операции или деятельности, подлежащей контролю; оно охватывает, как правило, все операции определенного рода одного субъекта хозяйствования); всеобщность наблюдения (контролю подлежат все без исключения лица, совершающие валютные операции, если это предусмотрено законодательством); нейтральность наблюдения (процедуры наблюдения не должны препятствовать совершению разрешенных законодательством валютных операций, не создавать дополнительных издержек для лиц, осуществляющих валютные операции). Проверка как метод валютного контроля чаще всего используется в тех случаях, когда возникает необходимость установить факт нарушения валютного законодательства. Проверка отличается более глубоким исследованием обстоятельств дела с привлечением всех возможных документальных источников информации. Метод проверки вступает в действие в связи с информацией о неправомерном поведении лица, нарушившего порядок, проведения какой – либо валютной операции. Проверки, в основном, не носят сплошного характера и осуществляются выборочно. Преимущественно проверкам подвергаются юридические лица резиденты, а также действующие на территории Российской Федерации иностранные юридические лица. Следует обратить внимание и на принципиальные требования к процедуре проверок в сфере валютного контроля: производимые органами и агентами валютного контроля проверки не должны перерастать в ведомственный произвол; неуклонное и точное соблюдение норм и правил, установленных действующим законодательством, всеми органами и агентами валютного контроля и их должностными лицами. Требование презумпции невиновности лица участника внешнеэкономической сделки предполагает непредвзятость в отношении к проверяемым лицам, выражающуюся в том, что их действия заранее не были направлены на уклонение от соблюдения норм, установленных валютным законодательством. Одним из основных методов валютного контроля так же выделяются валютные ограничения13. Валютные ограничения - это совокупность нормативно определенных правил, которые регулируют порядок совершения валютных операций резидентами и нерезидентами. Валютные ограничения могут состоять в запрещении совершения соответствующих валютных операций. Валютные ограничения призваны препятствовать утечке капитала за рубеж. Так, в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле единовременный вывоз из РФ физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, не допускается. Валютные ограничения позволяют концентрировать валютные ресурсы в руках государства, осуществлять валютный контроль, поддерживать валютный курс и т.п. Экономисты отмечают такую закономерность, что чем меньше степень конвертируемости национальной валюты, тем шире спектр валютных ограничений, и наоборот. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На сегодняшний день в российской федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции. Значение валютного контроля выражается в том, что при его проведении проверяются: - во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами; - во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. В данной работе были рассмотрены основные понятия и механизм валютного контроля, его основные формы и методы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ I Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм. и доп. от 21 июля 2014 года). – М. : Эксмо, 2016. – 64 с. 2. Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 № 8....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Виды, формы и методы валютного контроля
- Выявление основных проблем при осуществлении валютного контроля таможенными органами, и разработка рекомендаций по совершенствованию валютного контроля в условиях Таможенного Союза
- Система финансового контроля в управлении организацией содержание, формы и методы финансового контроля.