- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Вера во всеобъемлющую волю Аллаха и Его абсолютное
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005486 |
Тема: | Вера во всеобъемлющую волю Аллаха и Его абсолютное |
Содержание
Частное учреждение высшего образования «Российский исламский институт» Теологический факультет Кафедра гуманитарных дисциплин Направление: 033400.68 «Теология» Курсовая работа на тему: КОНЦЕПЦИЯ СУДЬБЫ В ИСЛАМЕ Работу завершил: "02" июня 2017 г. Студент 2 курса Дистанционной формы обучения ______________ Мухтасипова Татьяна подпись Николаевна Работу допустил к защите: "___"________ 2017 г. Научный руководитель Сафиуллина-Аль Анси Резеда Рифовна, кандидат филологических наук, доцент _________ Сафиуллина Аль Анси подпись Резеда Рифовна Дата защиты: ____________________ Оценка защиты _________________ Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин к.п.н., доцент Седанкина Т.Е. _______________________________________ Казань-2017 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ……………………………………………………………….. стр. 3-5 1. Понятие, суть предопределение, составные части веры в предопределение ……………………………………................................ стр.6-7 1.1 Вера во всеобъемлющее знание Аллаха …………………………… стр.8-9 1.2 Вера в то, что Аллах все записал в Хранимой Скрижали………….стр.9-11 1.3 Вера во всеобъемлющую волю Аллаха и Его абсолютное могущество ………………………………………………………………стр.11-12 1.4 Вера в то, Аллах – Создатель всякой вещи……………………… стр.12-15 Глава 2. Предопределение и его исполнение – Кадар и Када…….стр.16-19 Глава 3. Пределы познания предопределения человеческим разумом ………………………………………………………………….стр.20-21 3.1 Тайное ведает лишь Аллах …………………………………………….стр.21 3.2 Польза веры в предопределение ………………………………… стр.21-23 Глава 4. Упование на Аллаха (Ат – Таваккуль) ……………….. стр.24-25 4.1 Добро (Аль-Хайр) и зло (Аш – Шарр)…………………………. .. стр.25-27 4.2 Истинный путь (Аль – Хидайя) – заблуждение (Ад-Даляля)……стр.27-28 4.3 Ризык………………………………………………………………...стр.28-29 4.4 Аджаль (смерть)…………………………………………………….стр.29-30 Заключение ……………………………………………………………стр.31-32 Список использованных источников …………………………….. стр.33 ВВЕДЕНИЕ Вера в предопределение Аллаха является одним из шести столпов ислама, который обязателен для всех мусульман. В то же время, все правоверные исламские богословы единогласны в том, что проблема и сущность Божественного предопределения не до конца может быть осознана человеческим разумом. Человеку не дано постичь Божественные атрибуты (сифат) и его волю. На основании соответствующих хадисов пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и отсутствия доказательной основы богословы рекомендовали не углубляться в суть этой проблемы. Актуальность темы исследования. Проблема судьбы всегда была для человека волнующей и загадочной. Современные исследователи относят е к числу традиционно философских тем, связывая с такими проблемами, как цель и смысл жизни человека, его смерть и бессмертие, сущность человека, его место и предназначение в мире. Таким образом, в идее судьбы переплетаются в единый один узел все животрепещущие вопросы, на которые человечество испокон века пытается найти ответы. Концепция судьбы присутствует во всех мифологических, религиозных, философских и этических системах, а также составляет ядро национального и индивидуального сознания. Понятие судьбы является активно действующим принципом жизни, таинственным и непостижимым. Цель исследования Эта тема до сих пор остается одним из самых сложных разделов исламского вероучения. Для многих, кто впал в заблуждение, причиной тому послужило неправильное понимание ими вопроса судьбы. Сколько рассуждающих по этому поводу полагают, что они правы, тогда как в действительности они пришли в замешательство и сбились с пути. Не смею даже претендовать на личную осведомленность в этом вопросе. Были мысли просить научного руководитель курсового проекта Сафиуллину-Аль Анси Резеду Рифовну поменять тему курсовой работы. Испросив помощи Аллаха, я приступила к изучению данной проблемы, стараясь не отступать от принципов тех ученых, чьи знания и верность религии хорошо известны. Я старалась следовать путем верующих в надежде не сбиться с него и не впасть в заблуждение. Этот путь мне освещали аяты Корана, хадисы Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и приобретенные мной знания, но испрашивать помощи надлежит только у Аллаха, ибо нет силы и мощи ни у кого, кроме Него. И я надеюсь, что ученые люди исправят мои ошибки, и выправят мои слова и суждения, основанные на словах и суждениях ученых. При такой сложности вопроса страшно было даже заменять слова ученых на свои слова, сохраняя при этом смысл. Круг вопросов, подлежащих к рассмотрению. Данная работа состоит из этого введения и четырех глав. В первой главе разъясняется важность веры в предопределение и то, что она является одним из столпов веры как таковой. Первая глава состоит из четырех параграфов, освещающих четыре составные части веры в предопределение: 1) Вера во всеобъемлющее знание Аллаха; 2) Вера в то, что Аллах все записал в Хранимой Скрижали; 3) Вера во всеобъемлющую волю Аллаха и Его абсолютное могущество; 4) Вера в то, что Аллах создатель всякой вещи. Во второй главе говорится о предопределении и его исполнении – Кадар и Када. Третья глава посвящена пределам познания предопределения человеческим разумом. Она состоит из двух параграфов. В первом из них делается попытка постичь тайное, которым ведает лишь Аллах. Во втором разъясняются смысл слова «судьба» и различия между этими двумя понятиями. Четвертая глава: Упование на Аллаха (Ат-Таваккуль). Упование и надежда — это понятия, которые сочетаются с требованиями единобожия, разума и шариата. Эта глава состоит из трех параграфов. 1) Добро (Аль-Хайр) и Зло (Аш-Шарр); 2) Истинный путь (Аль-Хидайя) – заблуждение (Аль-Даляля); 3) Ризык и Аджаль. В первом, согласно точке зрения суннитов Аллах создает и добро и зло, согласно Своей Воле. Однако, Господь создавая зло, не одобряет его. Аллах дает нам право выбора между добром и злом. Во втором указывается на то, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) указывал на путь истины. Но даже он не мог даровать истинный путь, ибо это подвластно лишь Всевышнему Аллаху. Третий параграф рассматривает Атрибут Божественного Деяния, которое совершается Атрибутом Создание (Таквин). А Аджаль (смерть) не приходит ни раньше, ни позже положенного времени. Предопределяющим Аджаль является сам Аллах. Смысл веры в предопределение судьбы заключается в нашей глубокой убежденности в том, что все происходящее во Вселенной, будь то хорошее или плохое, совершаемое человеком или животным, происходящее в природе или в обществе, — все происходит только по воле Аллаха, согласно предначертанной Им судьбе, о которой Он ведал еще до сотворения Вселенной. Верующий в Предопределение судьбы с пониманием относится к постигшим его неудачам, к беде, потому что он знает, что есть смысл и знамение во всем, что происходит по воле Аллаха. Зная, что возможности человека ограничены, он не будет стараться совершать того, на что у него не хватит сил. Он покорно примет предопределенное Богом и будет уповать на Него. Эта вера дает человеку покой и избавляет от многих трудностей. Я прошу Всевышнего Аллаха, чтобы мои записи были правильными. Как же прекрасен этот Господин и Защитник! Мне достаточно Его покровительства, и как же прекрасен этот Покровитель! Глава 1. Понятие, суть предопределения. Составные части веры в предопределение Предопределение - это тайна Аллаха, скрытая от Его творения, и ни один приближенный ангел, ни один пророк, посланный с миссией, не получил знания об этом. Углубление в это и чрезмерные размышления об этом ведут только к неудаче и лишениям и банкротству. Поэтому каждый должен предельно осторожным в мыслях и размышлениях об этом, не поддаваясь сомнениям, которые его обуревают, поскольку Аллах охраняет знание о предопределении от людей и запрещает им доискиваться его. Он сказал в Своей Книге: «Его не спрашивают о том, что Он делает, но они будут спрошены». (Сура аль-Анбия, аят 23) Следовательно, тот, кто спрашивает: «Почему Аллах делает это?» - идет против решения Книги (Корана), а любой, кто идет против решения Книги - неверующий. Это в целом то, что должны знать приближенные Аллаха с просветленными сердцами, и этим устанавливается степень тв?рдых в знаниях. Ведь есть два типа знания: знание, которое доступно для сотворенных существ, и знание, которое недоступно для них. Отрицание доступного знания есть неверие, и претензия на обладание недоступным знанием - неверие. Вера может быть твердой, только если приобретаешь доступное знание, а к недоступному знанию не стремишься. Предопределение Аллаха - детализировано до мелочей и окончательно. Нет ничего созданного Им в небесах или на земле, что могло бы пойти против этого, добавить что-либо к этому, или стереть что-либо, или изменить, или уменьшить, или увеличить его каким бы то ни было способом. Это основополагающий аспект веры и необходимый элемент всего знания, включая Единство (Таухид) Аллаха. Аллах сказал в Своей Книге: «Он сотворил вс? сущее и предопределил его бытие до мелочей» (Сура аль-Фуркан,аят 2). И ещ? Он сказал: «Веление Аллаха является решением предопределенным» (Сура аль-Ахзаб, аят 38). В предопределении Аллаха выделяют четыре части, которые подтверждаются священными текстами и признаются богословами: Вера во всеобъемлющее знание Аллаха. Вера в то, что Аллах записал в Хранимой скрижали (аль-Ляух аль-махфуз) все обо всем сущем до дня воскресения. Вера в неотвратимость воли Аллаха и в Его абсолютное могущество: все то, чего желает Аллах, сбывается , а то чего Он не желает – нет. 4.Вера в то, что Всеблагой и Всевышний Аллах создал все сущее без постороннего участия. Вера во всеобъемлющее знание Аллаха Первая стадия – знание. Это означает, что человек твердо верует в то, что Аллах ведает обо всякой вещи, обо всем, что в небесах и на земле, будь то деяния Самого Господа или Его творений. Ибо ничто в небесах и на земле не может скрыться от Него. Но знает то, что было, что будет и как было, если бы случилось то, что не случилось; Он знает то, что есть, и то, чего нет. Он знает, что возможно, и что невозможно. Аллах знает своих слуг, отпущенный им срок, их пропитание, положение их дел, их действия и бездействие, кому из них уготован рай, а кому ад – все это Аллах знал еще до того, как сотворить небеса и землю. Все это известно Аллаху, потому что Он обладает знанием, и Он Всезнающий, Всеведающий и Всевидящий. Всевышний Аллах сказал: «Он - Аллах, нет божества, кроме Него, Всеведающего сокровенное и явное» (Сура «Аль-Таляк, 12 аят). «… чтобы вы знали, что Аллах может все и что Аллах объемлет знанием всякую вещь» (Сура «Ан-Наджм», 32 аят). Всевышний Аллах показывая свое знание того, как бы было, если бы случилось то, что не случилось, сказал: «Если бы их возвратили обратно, то они непременно вернулись бы к тому, что было им запрещено» (Сура «Аль-Ангам», 28 аят). Существование нашей Вселенной, как и существование в ней всех этих творений, доказывает знание Аллаха обо всем до его создания. «Невозможно, чтобы Аллах создал эти вещи, не зная их, ибо Он создает вещи по Своему желанию, а дабы желать, необходимо представлять себе предмет своего желания, то есть знать его. Поэтому для того, чтобы желать, необходимо знание, следовательно, для того, чтобы создавать необходимо знание»/1/. Кроме того, «творения созданы точно и умело, а это требует от Творца знания, потому что точные и умелые действия невозможны без знания» /2/. Ученые доказывают истинность знания Всеблагого и Всевышнего Аллаха путем определения наиболее достойного: «Среди творений есть знающие, знание же признак совершенства, и немыслимо чтобы Сам Творец не был знающим» /3/. Это довод имеет два объяснения: 1.Говорят, что нет сомнения в том, что Творец совершеннее своих творений и обязательное совершеннее возможного; мы точно знаем, что если предположить существование двух вещей: знающего и незнающего, то знающий окажется более совершенным, и если бы Творец не был знающим, то возможное (творение) было бы совершеннее обязательного (Творца), а это невозможно. 2.Любое знание, которым располагает творение исходит от Всеблагого и Всевышнего Аллаха. Невозможно, чтобы Творец Совершенства сам не обладал бы им, наоборот, Он имеет наибольшее право на это, ибо какой бы признак совершенства не был присущ творению, Творец еще более достоин его, и от какого бы недостатка не было свободно то или иное творение, Творец еще более достоин быть свободным от него. Все эти доводы можно найти в следующих словах Аллаха: «Неужели этого не будет знать тот, Кто сотворил, если Он – Знающий, Ведающий?» (Сура «Аль-Мулкь», 14 аят). Знание Всевышнего Аллаха также проявляется в предсказании Им вещей и событий. Так, Аллах в Своих ранних Писаниях говорил о пришествии благородного посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах также предсказал в Коране, что восточные римляне уже через семь-девять лет одержат победу над персами-огнепоклонниками, и предсказание Аллаха сбылось. В Коране и в хадисах содержится много рассказов о том, что должно произойти в будущем. «… клянусь моим Господом, Ведающим сокровенное! Час непременно наступит для вас. Ни на небесах, ни на земле не ускользнет от Него даже то, что весом с мельчайшую частицу, или меньше ее, или больше нее. Все это в ясном Писании» (Сура «Саба», 3 аят) . 1.2 Вера в то, что Аллах все записал в Хранимой Скрижали. Вторая ступень – это запись Всевышним Аллахом всего, что должно произойти до наступления Судного Часа. Всевышний сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину это для Аллаха легко» (Сура «Аль-Хаджж», 70 аят). «Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали)» (Сура «Йа Син», 12 аят). Это означает, что Всевышний и Благословенный Аллах написал судьбу всех творений в Хранимой Скрижали (аль-Ляух аль-махфуз). Хранимая скрижаль (аль-Ляух аль-махфуз), в которой Аллах записал судьбы Своих творений, в Коране именуется как Писание (аль-Китаб), ясное Писание (аль-Китаб аль-мубин), ясное руководство (аль-имам аль-мубин), Основа Писания (умм аль-Китаб) и начертанное Писание (аль-Китаб аль-мастур). Всевышний Аллах сказал: «Да, это – славный Коран в Хранимой Скрижали» (Сура «Аль-Буруж», 21-22 аят). «Клянусь горой! Клянусь Писанием, начертанным на развернутой нежной коже» (Сура Ат-Тур 1-3 аят). В Сахихе Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса,(да будет доволен им Аллах), который сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Аллах Всевышний записал судьбы всего сотворенного за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небо и землю. И тогда Трон его был над водой»./4/ Это предопределение, полностью сообразующееся со знанием Всевышнего, касается как всего в целом, так и частностей. Что касается первого, то это ничто иное, как общее предопределение судеб всего сотворенного, что зафиксировано на Хранимой Скрижали. Второе же касается частностей и имеет отношение к трем периодам времени: Предопределение всей жизни В Сахихах приводится Хадис, передаваемый со слов Абдуллаха бин Масгуда, (да будет доволен ими обоими Аллах), сообщившего, что посланник Аллаха, сказал: «Каждый из вас формируется во чреве матери, пребывая там в течение сорока дней в виде капли, в течение следующих сорока дней – в виде сгустка и столько же – в виде кусочка плоти, после чего Аллах посылает к нему ангела, который вдыхает в него дух и получает веление записать четыре вещи: его удел, его срок, его дела , а также то, счастливым он будет или злосчастным» /5/. 2. Предопределение того, что случится в течение следующего года. В ночь предопредеения определяется все то, что произойдет в течение следующего года. Аллах Всевышний сказал: «В эту ночь решаются все мудрые дела» (Сура «Ад-духан», 4 аят). 3. Предопределение того, что случится в течение дня, и имеет отношение к жизни и смерти, возвышению и унижению и так далее. Аллах Всевышний сказал: «… а Он каждый день занят делом» (Сура«Ар Рахман»,29 аят). 1.3 Вера во всеобъемлющую волю Аллаха и в Его абсолютное могущество. Третья ступень – соизволение Аллаха. Происходит только то, что угодно Аллаху, а то что не угодно не может произойти. Всевышний Аллах сказал: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» - как это сбывается» (Сура «Йа Син», 82 аят). «Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (Сура «Ат-Тавкир», 29 аят). Неотвратимая воля Аллаха и Его абсолютное могущество сливаются воедино, когда речь идет о том, что было и что будет, но рознятся, когда речь идет о том, чего не было и нет. Если Всевышний Аллах желает что-либо, то это, несомненно, сбывается в силу Его могущества, а если Всевышний Аллах чего-то не желает, то это не сбывается, потому что Ему это неугодно, но не потому что Он не может это сделать. Всевышний Аллах сказал: «Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одним народом» (Сура Аль-Маида 48 аят). «Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все кто на земле. Разве ты не стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (Сура «Йунус», 99 аят). Аятов, повествующих об этом, много, и все они указывают на то, что если Аллах не желает чего-либо, то это не сбывается, потому что Ему это не угодно, но не потому, что Он не может это сделать, ведь Он, Всеблагой и Всевышний, может все. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Господь твой вершит то, что пожелает» Сура «Худ», 107 аят). При этом волеизъявление Аллаха бывает двух видов: 1. Волеизъявление, имеющее отношение к бытию в целом и к предопределению, но не связанное с любовью и благоволением. Об этом Аллах Всевышний сказал так: «Кого Аллах пожелает вести прямым путем – облегчает Он для души его принятие ислама, а кого пожелает сбить с пути, сдавливает и сжимает ему грудь, будто поднимается он на небо» (Сура «Аль-Ангам», 125 аят) 2. Волеизъявление, имеющее отношение к религии и религиозному закону. Такое волеизъявление включает в себя (элементы любви и благоволения, на что указывают слова Всевышнего, который сказал: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения….» (Сура «Аль-Бакара», 185 аят). Это означает, что если имеет место нечто, связанное с проявлением повиновения, то Аллах пожелал этого в первом смысле слова, иначе говоря, предопределил и захотел этого, пожелав этого также и во втором смысле слова, а это значит, что он любит это и это угодно Ему. Если же случается нечто, связанное с ослушанием, это значит, что Аллах пожелал этого в первом смысле слова, что же касается второго, по подобные действия Ему ненавистны и неугодны. 1.4 Вера в то, что Аллах-Создатель всякой вещи. Четвертая ступень – сотворение Всевышним Аллахом всего сущего. Могущество Аллаха абсолютно, и Он создал творения, которые совершают деяния, вместе с их деяниями. Он создал все, что движется вместе с этими движениями, и сотворил все, что покоится, вместе с этой неподвижностью и покоем. Всевышний сказал: «Аллах - творец всякой вещи. Он- Попечитель и Хранитель всякой вещи» (Сура «Аз-Зумар», 62 аят). «О, люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного человека и из него же сотворил пару ему, а от них обоих (произвел) и расселил (по свету) много мужчин и женщин» (Сура «Фатр», 11 аят). Ал-Халик – Создатель, Творящий из Ничего. Аллах создает то, чего не было раньше, определяет существование бытия и его изменения. Аллах-Создатель времени и пространства, всего сущего. Всему что было , есть и будет Он дает свойства и меру, жизнь и смерть. Аллах создает человека из капли жидкости, определяет его судьбу. Сам человек не в состоянии изменить срок своей жизни, не может остановить старение или отодвинуть смерть, преодолеть старческое бессилие. Всемогущий Аллах является Единственным Творцом и знает обо всех тонкостях создаваемых вещей еще до их создания. Человеку же неведомы все тонкости и детали совершаемых им действий. В таком случае человек обладая возможностью свободного выбора (из имеющегося), совершает свой выбор и приобретает действие. Аллах же, зная о выборе человека еще до его создания, согласно Своему извечному Знанию, предопределил людям быть существами, обладающими возможностью свободного выбора, которые могут поступать согласно ему, а также создал им волю и силу для этого. Поэтому люди свободны совершать что-либо согласно своему выбору. Ответственность за совершение добровольных действий, как и право на воздаяние (наказание или вознаграждение), дается именно по причине возможности свободного выбора. Следовательно, на долю человека выпадает выбор и приобретение действий (кясб), а Всевышний Аллах, зная изначально поступки стремления (намерения) Своих рабов, предопределил их и создает (халк) их, то есть человек приобретающий, а Всевышний Аллах – Создающий. За совершенное добро человек будет вознагражден, а за совершенное им зло он будет отвечать: или будет подвергнут наказанию или же будет прощен Всевышним Аллахом. Существуют аяты, свидетельствующие о наличии у человека возможности свободного выбора, а также об ответственности за совершенные им дела, согласно своему выбору. «Клянусь душой и Тем, Кто ее сотворил и придал ей соразмерность, Кто дал возможность выбрать ей грехи, и ее благочестие» (Сура «Аш-Шамс», 7-8 аяты). «Неужели не ведает Тот, Кто создал, ведь Он- Сведущий обо всех тонкостях и сути созданного Им?!» (Сура «Аль-Мульк», 14 аят). Поэтому, когда пророка (спросили о творимых нами деяниях, независимы они или предписаны и неизбежны, он ответил, что они предопределены. Тогда его спросили, не стоит ли нам тогда отказаться от совершения праведных дел и положиться на предопределение? Он же сказал: «Совершайте благие дела, ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан» ./6/. Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прочел высказывание Всевышнего: «Тому, кто дарил и был благочестив, и кто считал истиной наилучшее слово, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что не нуждается (в Аллахе), и кто счел ложью наилучшее слово, Мы облегчим путь к тягчайшему» (Сура «Аль-Лайль», 5-10 аяты). Поскольку рабы Аллаха обладают способностью к действиям и волей и поскольку к ним были направлены посланники и им были ниспосланы Писания, это означает, что Аллах представил им Свои доводы и разъяснения, а из этого следует, что за свои дела они либо получат награду, либо подвергнутся наказанию. Ввиду этого раб Аллаха должен верить в предопределение Аллаха, повиноваться установлениям Его закона и просить Аллаха о том, чтобы Он направил его на прямой путь. Кроме того, ему следует стремиться ко всему тому, что принесет ему пользу, и отвергать все то, что может повредить ему в его мирских и религиозных делах, уповая на Аллаха и моля Его о содействии и облегчении достижения желаемого и удалении от себя неодобряемого шариатом, и если средства, которые изберет для себя человек, принесут ему пользу, он должен воздать хвалу Аллаху и возблагодарить Его, если же это не принесет пользы, то ему следует хранить спокойствие, ибо он сделал то, что было в его силах, теперь, надеяться на награду Аллаха и просить Аллаха о том, чтобы Он дал ему что-нибудь взамен. Аллах Всевышний сказал: «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее. Ей то, что она приобрела и против нее то, что она приобрела» (Сура «Аль-Бакара», 286 аят). Сообщается также, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Достойно удивления положение верующего, ибо все в почтении его является благом, и не дано это никому, кроме верующих: если случается с ним что-нибудь радостное, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, а если постигает его горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом»./7/ Действия человека делятся на два вида: 1.Добровольные действия, совершаемые человеком согласно его воле и выбору (например: чтение, письмо, сидение и т.п.). 2.Непроизвольные действия, возникающие помимо его воли (например: вдохи, биение сердца, работа желудочно-кишечного тракта и т.п..). «Все исламские богословско-правовые школы придерживаются единого мнения о том, что при возникновении, создаваемых Аллахом непроизвольных (рефлекторных) действий воля человека вообще не участвует, но добровольные действия возникают согласно нашей воле- нашему желанию. Мы приобретаем свое право на получение воздаяния или вознаграждения – именно через это добровольные действия. Согласно мнению суннитов Всевышний Аллах создал и нас, и оба вида наших действий. Однако действия, которые мы совершаем осознанно, используя свою волю и силу, принадлежат нам, из-за того что мы предпочли их. Именно поэтому мы и несем ответственность. За непроизвольные же действия ответственности мы не несем, так как они совершаются без участия нашей воли и выбора. Глава 2. Предопределение и его Исполнение – Кадар и Када Лексическое значение слова «кадар» - мера, количество, а также создание чего-либо согласно определенным критериям. Терминологическое же значение – извечное Знание Всевышнего Аллаха обо всех тех вещах, которые будут созданы Им, их времени, месте, особенностях, свойствах (Предопределение). Как видно из этого определения, «Кадар» -это вопрос, напрямую имеющий отношение к Атрибуту Всевышнего Аллаха Знание. «Кадар» - это Божественный закон, управляющий Вселенной, а также находящимся в ней всякого рода созданиями, согласно определенному порядку и критериям. В связи с этим в Священном Коране сообщается: «И все сущее имеет у Аллаха свою меру» (Сура «Ар-Рад», 8 аят). «Нет мирских благ, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только по определенной мере» (Сура «Аль-Хиджр», 21 аят). «Воистину, Мы сотворили каждую вещь по определению» (Сура «Аль-Камар», 49 аят). «Он сотворил все сущее и придал ему (должную) меру» (Сура «Аль-Фуркан», 2 аят). Лексическое значение слова «када» - повеление, закон, создание, решение, окончательный приговор. Терминологическое же значение – судьба, создание Аллахом чего-либо, сообразно Своей извечной Воле и Могуществу в определенное Им время и в соответствии со Своим извечным Знанием. Слово «кадар» является производным от глагола «каддара», означающего «определять меру». В шариате оно приобрело значение «предопределение». Исполнение Предопределения Кадар – Предопределение Всевышним Аллахом всего, что было Создано ( и добро и зло) от изначального времени и всего что будет создано в бесконечном будущем. Када – это исполнение предопределения осуществление Аллахом всего в назначенное Им время которое соответствует Вечному Предопределению Создателя. Если представим Кадар в виде плана, то Када - осуществление плана. Все происходящее по Воле Всевышнего, предопределено Им изначально и по составу и по времени. Таким образом «Када» является вопросом, напрямую имеющим отношение к Атрибуту Аллаха Создание (Таквин). Вера в Предопределение и его Исполнение (Кадар и Када) означает веру во Всезнание Всевышнего Аллаха, в то, что все происходит по Его Воле и Могуществу, и в то, что Создателем всего является только Он. Выражаясь другими словами, тот, кто верит в эти Атрибуты Аллаха, тот верует и в Судьбу (Кадар и Када). В таком случае верить в Судьбу означает верить в то, что не существует никакого другого Создателя, кроме Творца – Аллаха, а также в то, что все существующее добро и зло, хорошее и плохое, сладость и горечь, одушевленное и неодушевленное , - все было создано Всевышним Аллахом. Это еще и вера в то, что формы, виды, особенности и свойства, присущие всем вещам, были созданы Аллахом по Его Знанию, Воле и Предопределению. Вера в Судьбу не упоминается в аятах Сур «Аль-Бакара», 177, 285; «Ан-Ниса», 136, сообщающих нам о столпах веры. Но в упомянутых нами раннее аятах сказано о том, что все в этом связано с Предопределением. Наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) также в некоторых известных хадисах объяснял, что вера в Судьбу является одним из столпов веры. В хадисе известном, как хадис Джибриля, говорится о том, что Ангел Джибриль мир ему спросил у нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) : «Что такое вера?» На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Верить в Аллаха, в Его: Ангелов, Писания, Пророков, в Судный день, в Предопределение добра и зла» /8/. Все, что существует в этом мире, было создано по Знанию, Воле и Предопределению Всевышнего Аллаха, а значит у всякой вещи, у всего созданного есть своя судьба. То, что у всего есть своя судьба, и то, что все было создано Всевышним Аллахом по Его Знанию и Воле. Однако не следует забывать о том, что суть Предопределения – есть тайна, которой владеет лишь Всевышний Аллах. Беспомощный, ограниченный ум человека не способен разрешить эту проблему. Ибо мозг человека, основывающийся на неотделимом для него понятии «время» в состоянии воспринимать Божественное Знание, Волю и Могущество, но не обладает способностью и силой постижения и усвоения их вне зависимости от времени. Вот почему наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал выговор своим сподвижникам, спорившим по поводу Судьбы. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им следующие слова: «Разве вам было велено это? Или я был направлен к вам для этого? Жившие до вас были уничтожены, как только заспорили на эту тему. Остерегайтесь спорить на эту тему когда-либо» /8/. Верить в Судьбу (Кадар и Када) – есть обязанность каждого правоверного мусульманина. Однако людям не удастся избавиться от свой свойственности, сославшись на судьбу. Также как человек не совершает грехов, ссылаясь на то, что «так предопределил Аллах», точно также и, согрешив, он не должен считать себя невинным и безгрешным, оправдываясь: «Что же я могу поделать? Такова моя судьба, так распорядился Аллах». Ибо человек не освобождается от ответственности за действия, были ли они совершены им раньше или позже. Аллах создал эти действия, извечно зная все о человеке и о его выборе. Однажды наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вошел в комнату Али (да будет доволен им Аллах) после совершения им обязательного ночного намаза, и увидев, что тот готовится ко сну, спросил у него: «Разве ты не совершаешь намаз-тахаджуд?» (Этот добровольный ночной намаз считается очень похвальным и благим). Али ( да будет доволен им Аллах) ответил Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) так: «О, Посланник Аллаха! Жизнь наша во власти Аллаха. Если Он хочет, то даст, если не хочет, то не даст (Если Аллах пожелает меня разбудить, то разбудит)». На что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) хлопнув своей благословенной рукой по колену, сказал: «Насколько же человек бывает поспешным (в своих выводах)!» /8/. Он был неудовлетворен ответом Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который без действий уповал на судьбу и удалился из его комнаты. А вот еще один случай: Вора, совершившего кражу, привели к халифу Омару (да будет доволен им Аллах). На вопрос халифа (да будет доволен им Аллах), почему он совершил кражу, вор ответил: «Так предопределил Аллах». В ответ халиф Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тридцать ударов плетьми (камчой), а затем отрубить ему руку!» Когда же вор спросил о причине такого сурового наказания, Омар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Тому, кто совершил воровство, отрубают руку. Тому, кто лжет на Аллаха, бьют плетьми». (За то, что вину, связанную с воровством, он хотел переложить на судьбу и этим снять с себя ответственность за совершенный грех). Как было сказано выше, сущность Предопределения – есть великая тайна. Никто, кроме Всевышнего Аллаха точно не знает обо всех тонкостях Предопределения. За дело, совершенное нами согласно нашему выбору и желанию и которое извечно предопределено Аллахом по Его Знанию, мы сами ответственны, так как направили свой выбор и волю в ту или иную сторону и явились причиной того, что судьба предстала перед нами в том или ином виде. Было бы неверно, уповая на судьбу, забросить работу вместо того, чтобы рьяно взяться за нее, используя ее, как причину дарованного нам успеха. Ибо, Всевышний Аллах все связал с целым рядом причин. И если человек исполнит их, то Аллах создаст следствие этих причин. Таков Божий закон. Глава 3. Пределы познания предопределения человеческим разумом Ислам определил признаки веры в предопределение и веры в то, что Аллах извечно знал обо всем сущем, записал это, пожелал и создал, и р....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: