VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Комплексный анализ содержания общечеловесческой ценности «вера» в языковом сознании носителей русской культуры

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001402
Тема: Комплексный анализ содержания общечеловесческой ценности «вера» в языковом сознании носителей русской культуры
Содержание
Комплексный анализ содержания общечеловесческой ценности «вера»  в языковом сознании носителей русской культуры

Э.Х.ЖАМАЛЕТДИНОВА

Отдел психолингвистики, сектор общей психолингвистики
Институт языкознания РАН
Б. Кисловский пер. д.1 стр.1, Москва, Россия 125009

Статья посвящена изучению содержания общечеловеческой ценности «вера» в языковом сознании носителей русской культуры. В ней представлены результаты анализа репрезентации ценности «вера» на двух уровнях сознания: официальном и профанном, или обыденном. В рамках исследования ценности «вера» на официальном уровне общественного сознания анализируются  данные энциклопедических словарей различных областей знания, отражающих научную картину мира носителей русской культуры. С целью изучения репрезентации ценности «вера»  на обыденном уровне общественного сознания анализируется материал лексикографических словарей, корпусного и паремиологического фондов, а также данных ассоциативного и психосемантического экспериментов. Теоретической базой данного исследования послужила теория деятельностного подхода, разработанная Московской школой психолингвистики и триангуляционный, или интегративно-эклектический подход, разработанный Янчуком В.А. и позволяющий учитывать данные различных уровней и областей знания, а также применять широкий круг методик и инструментов для достижения максимально полных и точных результатов в исследованиях. На основании результатов проведенного исследования делается вывод о том, что репрезентация ценности «вера» на уровне официального и обыденного сознания носителей русской культуры практически полностью совпадает, что свидетельствует о довольно устойчивом характере отношения к данной ценности среди русского населения, что говорит о его жизнеспособности и неизрасходованном потенциале к развитию. Методика исследования ценности «вера» может быть использована для изучения репрезентации различных ценностей и понятий в языковом сознании носителей как русской, так и других национальных культур.

Ключевые слова: ценность, вера, языковое сознание, компонентно-дефиниционный анализ, ассоциативный эксперимент, психосемантический эксперимент

      Общечеловеческие ценности являются надындивидуальными  регуляторами деятельности в обществе. Образ фундаментальных ценностей формируется из совокупности представлений о данной ценности, отраженных в научном сознании, и представлений членов общества, т.е. на уровне обыденного сознания. В статье «Языковое сознание» Тарасов Е.Ф. пишет, что чувственный образ объекта формируется в процессе восприятия и сознания, т.е.рефлексии. Чувственный образ объекта объясняется с помощью культурных предметов, т.е. артефактов. Значения культурных предметов, интериоризованных в сознании индивида, объединяют всех членов общества, присвоивших его культуру, что делает возможным их взаимодействие [8, с.34-48]. Совокупность образов сознания формируется и овнешняется при помощи языковых средств ? слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей ? и в данном виде может быть передана следующему поколению [9, с.24-32]
      Согласно Сергеевой Е.В., образ любой общечеловеческой ценности складывается не только из совокупности овнешняющих её лексических единиц, а также благодаря контексту её употребления [6, С.16-17]. 
      В основе данного исследования содержания общечеловеческой ценности «вера»  лежит триангуляционный подход, разработанный Янчуком В.А., который позволяет учитывать и интегрировать данные разных научных областей с целью получения наиболее полного представления о репрезентации образа ценности в сознании носителя русской культуры [10, C.173-186]. Когнитивная интерпретация лингвистических и социологических данных позволяет, согласно Поповой З.Д., смоделировать содержание общечеловеческих ценностей как глобальной ментальной единицы в её национальном своеобразии [4, с.46].
      В рамках исследования содержания ценности вера в русском языковом сознании нами проведен компонентно-дефиниционный анализ определений из энциклопедических словарей, анализ лексикографических источников, паремиологического и корпусного фондов текстов русского языка и русского ассоциативного словаря, а также данных психосемантического эксперимента. Дефиниции из энциклопедических словарей представляют официальный уровень сознания; дефиниции из лексикографических источников, пословицы, тексты из корпуса русского языка и РАС (русского ассоциативного словаря) представляют профанное сознание. Анализ большого количества разнообразных источников при исследовании способов репрезентации перечисленных ценностей в профанном сознании имеют целью представить полную картину функционирования ценности в национальном сознании.  Выделенные при этом семантические компоненты исследуемой ценности дополняют друг друга. 
      Вера представляет собой фундаментальную мировоззренческую установку в некоторых религиозных системах, включающую в себя безоговорочное принятие определенных утверждений как основы , на которой строится общее отношение к жизни [2, c.380].
      В.Э.Багдасарян и С.С.Сулакшин в книге «Высшие ценности Российского государства» рассматривают ценность вера как синоним религии. По их мнению, вера, т.е. религия, выступает смыслообразующим фактором для этносов и в частности, для русского этноса. Вера в Бога и религия являются основой для развития всех известных в истории этносов. В.Э.Багдасарян и С.С.Сулакшин делают вывод о необходимости религиозности индивидов для развития общественной и государственной системы [7, C. 166]
      По мнению В.Э. Багдасаряна и С.С. Сулакшина, в советскую эпоху несмотря на внедрение атеистических установок, была сохранена аксиология государственной религии с аналоговыми библейским концептами, например, Евангелие = Манифест компартии; грядущее Царствие Божие = коммунизм и т.д. Однако с началом Великой Отечественной войны и появлением угрозы существованию государства, компартия и Сталин пошли на союз с русской православной церковью [7, C.163-165].
      Религия являлась и является идентификационным признаком общественных групп. 
      М.А.Можейко, Н.С. Щекин отмечают, что феномен веры в западной традиции, несмотря на её рационализм, осмысливается в качестве ценности высшего порядка и входит в фундаментальную аксиологическую формулу Вера-Надежда-Любовь [3, C.157-160].

Анализ содержания общечеловеческой ценности вера

     Исследуя ценность вера на уровне официального уровня общественного сознания обратимся к  данным энциклопедических словарей различных областей знания, отражающих научную картину мира носителей русской культуры. 
     Компонентно-дефиниционный анализ определений, содержащихся в словарных статьях философских, психологических и православных энциклопедий и словарей, представляет собой сопоставление словарных определений с целью описания структурных компонентов значения слова, либо различия в значениях двух и более слов. 
     Согласно определению С.С. Аверинцева, вера является центральной мировоззренческой, а также психологической установкой, которая включает в себя безоговорочное принятие недоказанных или недоказуемых утверждений, доверие к Богу как к управителю всей жизнью и верность Богу в смысле непререкаемого исполнения заповедей [2, C.380]. М.А.Можейко и Н.С.Щекин определяют веру как «фиксированный феномен индивидуального или массового сознания», который также существует в гносеологическом аспекте, т.е. абсолютное признание истинности недоказанных или недоказуемых утверждений, и в психологическом аспекте в виде эмоционального переживания тезисов, принятых за истинные [3, C.157-160].
      Далее выделим на основе анализа предложенных выше и проанализированных в словарях дефиниций ряд семантических компонентов содержания  ценности вера  (Таблица 1).
     
     Таблица 1. Семантические компоненты содержания ценности вера
Наименование семантических компонентов содержания ценности вера
Интерпретация семантических компонентов содержания ценности вера
Признание
Принятие некоторых недоказанных или принципиально недоказуемых утверждений
Решимость 
Психологическое состояние, связанное с компонентом «безоговорочное принятие» и являющееся следующей ступенью; выражается в  готовности беспрекословно придерживаться недоказанных тезисов, вопреки жизненным обстоятельствам
Переживание 
Эмоциональное осознование чего-л. в качестве ценности жизни
Убеждение 
Мнение или принцип, которого строго придерживаются
Доверие к Богу
Бог воспринимается как строитель жизни, наставник и помощник
Религия  
Вера как религиозное учение, например, православная вера
Мировоззренческая установка
Принцип, который определяет все действия индивида
Добродетель
Высокое нравственное качество; готовность следовать добру
Истина 
Вера определяет подлинный порядок вещей в мире
Потребность 
Нужда, требующая удовлетворения; вера рассматривается как необходимость для существования и развития индивида
      
     Исследование репрезентации ценности вера в обыденном общественном сознании предполагает анализ дефиниций, предложенных в авторитетных лексикографических источниках русского языка, отражающих наивную картину мира, при помощи метода компонентно-дефиниционного анализа. Чаще всего вера в толковых словарях русского языка определяется как «состояние сознания верующего», «убеждение в реальном существовании Бога или чего-л. сверхъестественного, а также в истинности недоказованного».
     Далее выделим на основе анализа предложенных выше дефиниций ряд семантических компонентов содержания  ценности вера  (Таблица 2).
     Таблица 2. Семантические компоненты содержания ценности вера
Наименование семантических компонентов содержания ценности вера
Интерпретация семантических компонентов содержания ценности вера
Признание
Принятие некоторых недоказанных или принципиально недоказуемых утверждений
Решимость 
Психологическое состояние, связанное с компонентом «безоговорочное принятие» и являющееся следующей ступенью; выражается в  готовности беспрекословно придерживаться недоказанных тезисов, вопреки жизненным обстоятельствам
Переживание 
Эмоциональное осознование чего-л. в качестве ценности жизни
Убеждение 
Мнение или принцип, которого строго придерживаются
Доверие 
Убежденность в честности, искренности кого-л., уверенность в наличие положительных качеств у кого-л.
Религия  
Вера как религиозное учение, например, православная вера
Мировоззренческая установка
Принцип, который определяет все действия индивида
Уверенность 
Отсутствие сомнения в подлинности чего-л.
Состояние сознания
Направление мысли в общественной жизни, науке, искусстве

Сравнение результатов анализа энциклопедических и лексикографических источников позволяет выявить различия в представлениях об исследуемой ценности, существующих в научной и наивной картинах мира, что отражено в Таблице 3.
     
Таблица 3. Сопоставительный анализ семантических компонентов содержания ценности вера, репрезентированных в энциклопедических и лексикографических источниках русского языка

Энциклопедические источники РЯ
Лексикографические источники РЯ
1. Признание
1. Признание
2. Решимость 
2. Решимость 
3. Переживание 
3. Переживание
4. Убеждение
4. Убеждение 
5. Религия
5. Религия
6. Мировоззренческая установка
6. Мировоззренческая установка
7. Доверие к Богу
-
8. Добродетель
-
9. Истина
-
10. Потребность
-
-
7. Доверие
-
8.Уверенность
-
9.Состояние сознания

Таким образом, больше половины семантических компонентов содержания ценности вера, выделенных при компонентно-дефиниционном анализе энциклопедических и лексикографических источников, совпадают, свидетельствуя об устойчивом характере восприятия ценности вера на официальном и обыденном уровнях языкового сознания.

Анализ промежуточного уровня сознания на материале, представленном в паремиологическом фонде русского языка
      По нашему мнению, паремии отличаются целостностью значения и регулярной воспроизводимостью в речи, поэтому анализ паремий позволяет выявить особенности вербализации и обнаружить корни менталитета, т.к. паремиологический фонд русского языка отражает мироощущение народа. 
      Паремии, описывающие разные стороны веры человека в Бога, отражают отношение носителя русской культуры к религии и Богу. Как было указано выше, принадлежность к той или иной религии имеет идентифицирующую функцию. Во всех русских пословицах ценность веры тождественна религии, поэтому речь идет только о религиозной вере.
     При анализе способов репрезентации ценности вера в паремиологическом фонде русского языка нами были выявлены следующие группы паремий:
* 
* могущество и вездесущность Бога;
* русская вера;
* Божье возмездие;
* Божья забота о людях и милосердие;
* значение молитвы;
* значение веры;
* душа человека;
* Бог и нечистая сила;
* Опасность грехов.


Таблица 4. Пословицы, отражающие могущество и вездесущность Бога
В данных пословицах выражена идея о том, что сила Бога распространяется на все сферы жизни человека, поэтому человек опирается на Божьи заповеди в своих делах.

Пословица
Комментарии
Человек предполагает, а Бог располагает
В своей деятельности человек опирается на Божьи заповеди, пытаясь проникнуть в Божий замысел своих повседневных дел
Нужен путь ? Бог правит
Человек сверяет все свои действия с Божьими заповедями, рассматривая их как помощь в принятии правильного решения
Под Богом ходишь — Божью волю носишь.
Жизнь человека дана от Бога, поэтому он должен исполнять Его волю.

Таблица 5. Пословицы, описывающие русскую веру
 Вера и религия в России имеет общенациональное влияние. Русский народ чувсвует исключительное расположение Бога к себе.

Пословица
Комментарии
Русский Бог велик
Православная вера имеет национальное значение
Велик Бог русский и милосерд до нас
Вера в то, что Бог особо благосклонен к русским и России

Таблица 6. Пословицы, отражающие Божьем возмездии
Помощь Бога в мирских делах напрямую зависит от исполнения человеком Божьих заповедей.

Пословица
Комментарии
Бог дал, Бог и взял
Необходимо заботиться о сохранении Божьего покровительства, т.к. грехи лишают человека Божьей помощи
Суда Божьего околицей не объедешь.
Влияние Бога охватывает абсолютно все сферы жизни и помыслы человека
По вере Вашей да будет Вам
Нравственность и праведность определяют вечную жизнь

Таблица 7. Пословицы, отражающие Божью заботу о людях и милосердие
Бог воспринимается верующим человеком как наставник в жизни и защитник от бед. Вера в Бога основывается на идее всепрощения всех человеческих грехов.

Пословица
Комментарии
Мы с печалью, а Бог с милостью.
Вера в Бога является опорой во всех делах
Он Бога бранит, а Бог его хранит
Данная пословица отражает способность Бога к всепрощению 
Кто добро творит, тому Бог отплатит. 
Человек, ведущий праведную жизнь, оберегаем Богом

Таблица 8. Пословицы, определяющие значение веры
 Вера является главным критерием человеческой жизни. Согласно христианской традиции, жизнь без веры не имеет смысла.

Пословица
Комментарии
Жить – Богу служить 
Жизнь человека зависит от Бога, она невозможна и бессмысленна без него
На Бога надейся, а сам не плошай
Забота Бога о верующем человеке не снимает с него ответственности за его  поступки и их правильность
С верой нигде не пропадешь
Вера в Бога дает принципы, которым человек следует, выбирая правильный путь в жизни
Менять веру – менять и совесть
Вероотступничество является одним из тяжких грехов  в православной традиции
Беден бес, что у него Бога нет
Вера в Бога дает человеку принципы, благодаря которым человек обретает смысл в жизни

Таблица 9. Пословицы, определяющие значение молитвы
Молитва ?  основной способ обращения к Богу с благодарностью или просьбой. данный способ вытекает из потребности человеческой души в общении с Богом и получении знаков Божьего покровительства.

Пословица
Комментарии
Не торопись, сперва Богу помолись
Христианские ценности должны лежать в основе любого дела
Любое дело – благословясь не грех
Благословение Церкви определяет праведность дела и его возможность 
Дело спорится – углам помолись
Успех любого дела для верующего человека зависит от Божьего покровительства, поэтому существует традиция восхвалять Бога за удачу 
Кто перекрестясь работает, тому Божия помощь
Человек добивается успеха, если соблюдает Божьи заветы 
Лихо думаешь – Богу не молись
Условием Божьего вспомоществования является чистоплотность замыслов


Таблица 10. Пословицы, описывающие связь Бога и души человека 
В православной традиции душа является главной ценностью человека, о которой он должен заботиться. Она представляет духовную сущность человека, которая обладает бессмертием, но о бессмертии которой человек должен заботиться при жизни с помощью богоугодных дел.

Пословица
Комментарии
Жив Бог — жива душа моя
Вера в Бога обеспечивает спасение души и вечную жизнь
Хоть изба елова, да душа здорова. 
Важнее сохранить моральную нравственность, чем жить в достатке
Руку, ногу переломишь, сживется; а душу переломишь, не сживется
Необходимо соблюдать Божьи заповеди, чтобы сохранить смысл жизни

Таблица 11. Пословицы, противопоставляющие Бога и нечистую силу 
 В пословицах данной группы противопоставлено всемогущество Бога и истинность его заветов и счастье праведной жизни и ограниченность и убогость жизни без Бога и веры 

Пословица
Комментарии
Бог любит праведника, а черт ябедника. 
Человек, ведущий неправедный образ жизни лишен поддержки Бога
Бог дает путь, а дьявол крюк. Бог путь, а черт крюк. 
Человек, не имеющий веры в Бога, будет лишен вечной жизни
Бес не пьет и не ест, а пакости деет
Гораздо важнее моральная нравственность, чем показная
Хвалится черт всем светом овладеть, а Бог ему не дал воли и над свиньей. 
Противопоставляется всемогущество Бога и пути, который открывается человеку с верой, и ничтожество греховной жизни 

Таблица 12. Пословицы, отражающие опасность греха
Грех состоит в нарушении морально-этических законов, отраженных в Святом Писании и закрепляющих волю Бога. Совершение греха отдаляет человека от Бога; человек становится подвержен влиянию нечистой силы, сбивающей его с пути истинного и в итоге приводящей к моральной или физической смерти.

Пословица
Комментарии
Грехи любезны доводят до бездны. 
Смертные грехи состоят якобы несущественных неправедных поступков
Грех сладок, человек падок. 
Достижение цели нечистоплотным способом кажется более легким, чем праведный

Для выделения семантических компонентов ценности вера, существующих в профанном языковом сознании, проведем анализ материалов корпусного фонда русского языка. Анализ корпусных данных позволяет исследовать большой массив текстов разного характера, что позволяет получить наиболее полное представление об исследуемой лексической единице (Таблица 13).

Таблица 13. Контекстуальное употребление ценности вера в корпусном фонде текстов русского языка

Примеры контекстуального употребления ценности вера в корпусном фонде текстов русского языка
Комментарии 
У кочевых скотоводов изменился язык, у оседлых же пахарей сменилась вера. [Сергей Смирнов. Конец серебряного века. Anno Domini 180 // «Знание -- сила», 2003]
Лишь став старше и хлебнув в жизни не одних только радостей и удовольствий, он с грустью понял, что та вера, которую молодой неофит желал обрести, никогда не будет открыта и дана во всей своей полноте человеку, не имевшему религиозного опыта в детстве. [Алексей Варламов. Купавна // «Новый Мир», 2000]
Религия ; религиозное сознание
Тридцать с лишним лет службы в органах, три развода, потерянная вера, одиночество на закате жизни, грошовая зарплата и отсутствие перспектив. [Героиновый тюремщик (2003) // «Криминальная хроника», 2003.07.24]
Смысл 
Излишне спрашивать, возможность чего имел в виду Киркегор, несомненным кажется одно: допускалась вера в бессмертие души, но как только допущение сделано, тотчас всплывает его неизбежный антипод ? сознание неисполнимости. [Валерий Мильдон. Лермонтов и Киркегор: феномен Печорина. Об одной русско-датской параллели // «Октябрь», 2002]
Признание недоказуемого факта бессмертия души
Я бы осмелился указать три элемента такого вклада: это роль веры в математике (слово "вера" понимается здесь не в религиозном смысле, а в том смысле, с каким оно входит, скажем, в сочетание "вера в счастливое разрешение конфликта"); это спокойное отношение к противоречию; это насторожённое отношение к объектам очень большого размера и, в частности, недоверие к очень длинным доказательствам. [В. А. Успенский. Витгенштейн и основания математики (2002)]
Надежда на успешное окончание какого-л.конфликта
Обращает на себя, однако, внимание такая деталь, как желание Ипполита перед смертью держать речь к народу и вера в то, что стоит ему "только четверть часа в окошко с народом поговорить" и народ тотчас с ним "во всем согласится" и за ним "пойдёт" [VIII, 244-245]. [Ю. М. Лотман. Символ в системе культуры (1982-1992)]
Уверенность в правильности поступка
И дальше он объяснял, что вера своему наставнику заключается в том, чтобы, во-первых, найти такового и узреть в нём образ, которому стоит следовать; найти такого человека, к которому можно прислушиваться и в послушании которому можно вырасти за предел собственной меры. [митрополит Антоний (Блум). О жизни христианской (1990)]
Доверие
Я этот звонок никогда не забуду. Любая вера находит поклонников. А уж если она побеждает, то у неё появляется множество ревнителей. [Даниил Гранин. Зубр (1987)]
А в чём пошатнётся моя вера, мой философский деизм, если я узнаю, что из евангельских чудес ни одного вовсе не было? [Александр Солженицын. В круге первом, т.1, гл. 26-51 (1968) // «Новый Мир», 1990]
На фоне предельного упрощения бытовой стороны человеческого существования в массовом сознании западного человека победу явно одержала вера в то, что существуют такие же простые и удобные рецепты счастливого проживания своей жизни. [Андрей Гусев. Скажи жизни хоть что-нибудь! // «Психология на каждый день», 2010]
Мировоззренческая установка
Основы исполнительского искусства, о которых писал Станиславский, такие как внимание, воображение и фантазия, внутренняя и физическая свобода, долговременная вера в предлагаемые обстоятельства, необходимы любому актеру в любом театре. [Виктор Рыжаков, . «Система Станиславского — это большой миф» // «Эксперт», 2013]
Уверенность в истинность происходящего
Таким образом, у успешных людей, с одной стороны, растет самосознание, самоуважение, вера в собственные возможности. [Борис Дубин. Сдвиг // «Знание-сила», 2012]
В нем причудливо переплетались талант и болезнь, огромная воля и детская беспомощность, простодушие и безоглядная вера в себя. [Михаил Петров. Поэт забвения // «Сибирские огни», 2012]
Уверенность в обладании определенной силой для преодоления трудностей 
[Teverowski Anatole, nick] Кроме того, сама вера ? спасительный круг в бурном океане жизни и испытаний на человеческую прочность, которым нас постоянно подвергает окружающая нас суровая действительность. [коллективный. Форум: Иран. История и размышления (часть вторая). Обсуждение (2012)]
Опора в трудный период жизни; спасение
Приведённые примеры достаточно ясно показывают, что, вопреки неистребимой вере лингвистов-любителей, внешнее сходство двух слов (или двух корней) само по себе ещё не является свидетельством какой бы то ни было исторической связи между ними. [Андрей Зализняк. О профессиональной и любительской лингвистике // «Наука и жизнь», 2009]
Убеждение
А меня всегда поражала вера в эти идеалы у некоторых людей, которые просидели в тюрьме или лагере по 10-17 лет. [Владлен Давыдов. Театр моей мечты (2004)]
Решимость служить своим идеалам
Вера ? это сокровище, которое ценой огромных мученических страданий, молитвенных воздыханий, постнических подвигов передано нам от наших предков. [протоиерей Александр Ильяшенко. Экуменизм и глобализация (2004)]
Добродетель
Как только стали в России уничтожать церкви и религию, а «без веры жить нельзя», так нам с детских лет начали прививать любовь и уважение к Ленину и Сталину. [Владлен Давыдов. Театр моей мечты (2004)]
Потребность

Сопоставление семантических компонентов содержания исследуемой ценности, выявленных в лексикографических источниках и корпусном фонде русского языка позволяет сравнить объем значения слова, который заключен в словарной статье, и те значения, в которых они употребляются профанными носителями культуры (Таблица 14). 






      Таблица 14. Сопоставительный анализ сем, выделенных при компонентно-дефиниционном анализе номинантов ценности вера в русских филологических и энциклопедических источниках и в корпусе текстов

Семы, выделенные при компонентно-дефиниционном анализе номинантов ценности вера  в русских филологических источниках
Семы, выделенные при контекстуальном анализе номинантов ценности вера в   русском корпусе текстов
Семы, выделенные при компонентно-дефиниционном анализе номинантов ценности вера  в русских энциклопедических источниках
1. Признание
1. Признание
1. Признание
2. Решимость
2. Решимость
2. Решимость
3. Переживание
-
3. Переживание
4. Убеждение
4. Убеждение
4. Убеждение
5. Религия
5. Религия
5. Религия
6. Мировоззренческая установка
6. Мировоззренческая установка
6. Мировоззренческая установка
7. Доверие
7. Доверие
7. -
8.Уверенность
8.Уверенность
8.Уверенность
9.Состояние сознания
9.Состояние сознания
9.Состояние сознания
-
10. Добродетель 
10. Добродетель
-
11. Потребность
11. Потребность
-
12. Опора 
-
-
13. Спасение
-
-
14. Смысл
-

Контекстуальный анализ содержания ценности вера и сопоставительный анализ позволили изучить объем значения, содержащийся в словарных статьях филологических источников и употребляемый профанными носителями русской культуры. В результате мы выяснили, что значения ценности вера в филологических источниках и корпусе тестов на русском языке практически полностью совпадает. Кроме того, в корпусном фонде текстов на русском языке содержаться значения, которые значительно расширяют содержание ценности вера, репрезентуемого в наивной картине мира носителя русской культуры. Однако некоторые компоненты совпадают также и со значениями, содержащимися в энциклопедических источниках, т.е. представляющими официальный уровень сознания. Следовательно, можно утверждать, что содержание ценности веры на официальном и профанном уровнях сознания совпадает по основным и наиболее употребительным значениям.

Анализ репрезентации ценности вера в профаном сознании носителей русской культуры на примере ассоциативного поля 
      Анализ данных Русского ассоциативного словаря позволяет выявить элементы, входящие в образ мира русскоговорящего человека на примере исследования ценности вера, изучить меру, в которой представлена изучаемая единица.
      Данный анализ проводится с данными представленными в Русском ассоциативном словаре, созданном на основе проведенного в 1988-1997гг ассоциативного эксперимента [10]:
Надежда 17, надежда= любовь 13, любовь 9, в Бога 8, в любовь 7, маленькая 4, в светлое будущее 3, в себя 3, имя 3, в будущее 2, в жизнь 2, в коммунизм 2, в человека 2, девушка 2, мама 2, человек 2, атеизм, Бог, в друга, в дружбу, в жизни, в Ленина, в людей, в победу, в справедливость, в счастье, в царя, в чудеса, дружба, жизнь, и надежда, Ивановна, истинная, крест, мусульманская, полувера, религия, светлая, счастье, ушла, фанатизм, церковь, чудо 1: 109+44+27+1
      В словарной статье вера в РАС 1988-1997 можно выделить следующие морфолого-синтаксические и семантические связи между стимулом и реакцией:
Согласование: маленькая 4, истинная, мусульманская, светлая 1.
Управление: в Бога 8, в любовь 7, в светлое будущее 3, в себя 3, в будущее 2, в жизнь 2, в коммунизм 2, в человека 2, в друга, в дружбу, в жизни, в Ленина, в людей, в победу, в справедливость, в счастье, в царя, в чудеса 1.
Глагольные сочетания: вера ? ушла 1
Полисемия реализуется следующим образом:
Символы, ассоциирующие с верой: крест, церковь;
Религиозный аспект: в Бога, атеизм, Бог, крест, религия, фанатизм, церковь;
Политический аспект: в светлое будущее, в коммунизм, в Ленина, в царя;
Общечеловеческий аспект: в себя, в будущее , в жизнь, человека , девушка , мама, человек, в друга, в дружбу, в людей, в победу, в справедливость, в счастье, в чудеса, дружба, жизнь, и надежда, чудо.
      В ассоциативном поле ценности вера преобладает положительная оценка, например, слова с положительной коннотацией счастье, светлая, чудо. Больше всего реакций представлено словами надежда, любовь, Бог, что подчеркивает устойчивость триады вера-надежда-любовь в сознании русскоговорящих людей и наличие  религиозной  основы. Вторым по частотности блоком реакций выступают реакции связанные с советским прошлым и также укоренившиеся в сознании русских людей.

Анализ репрезентаций содержания ценности вера  в профанном сознании носителей русской культуры по результатам психосемантического эксперимента

      С целью исследования трансформации содержания ценности вера  в сознании постперестроечного поколения нами используются результаты психосемантического эксперимента, сходного по принципу с семантическим дифференциалом Ч.Осгуда. Результаты данного эксперимента представляют собой суммарную матрицу (Рис.1) и дерево кластеризации (дендрограмму) (Рис 2.).



Рис. 1 Суммарная матрица шкал и факторов
      В суммарной матрице пары прилагательных представляют шкалы, объединенные в четыре фактора. Данные суммарной матрицы анализируется  исходя из следующих факторов:
1. Оценка (темный ?  светлый, неприятный ? приятный, безобразный ? красивый, опасный ? безопасный, грубый ? нежный, хаотичный ? упорядоченный, изменчивый ? устойчивый, слабый ? сильный, пассивный ? активный, легкий ? тяжелый, маленький ? большой);
2. Активность (темный ?  светлый, неприятный ? приятный, безобразный ? красивый;  хаотичный  ? упорядоченный, слабый ? сильный, медленный ? быстрый, неподвижный ? движущийся, пассивный ? активный, легкий ? тяжелый);
3. Сила (медленный ? быстрый; простой ? сложный, мягкий ? твердый, маленький ? большой);
4. Упорядоченность (хаотичный  ? упорядоченный, изменчивый ? устойчивый, мягкий ? твердый, маленький ? большой, таинственный ? обычный) [1, С.94-102].

В Таблице 15  представлены значения ценности «вера»  по каждому из факторов
Таблица 15. Факторные значения ценности вера 

       Фактор

Ценности 
 Оценка
Активность
Сила
Упорядоченность
Вера
1, 262664
0, 445662
- 0,60841
- 0,23256

      Таким образом, по фактору «оценка» ценность вера шкалируется положительно как светлая, приятная, красивая, безопасная, нежная, упорядоченная, устойчивая, сильная, активная, тяжелая и большая; по фактору «активность» - светлая, приятная, красивая, упорядоченная, сильная, быстрая, движущая, активная и тяжелая. По фактору «сила» ценность вера шкалируется отрицательно как медленная, простая, мягкая и маленькая; по фактору «упорядоченность» - хаотичная, изменчивая, мягкая, маленькая и таинственная.
     На дереве кластеризации (Рис.2) ценность вера не связана напрямую с какой-л. ближе всего расположенной ценностью. 
     Самыми близкими к ценности вера на дереве кластеризации является ценность удовольствие. Возможно, здесь прослеживается связь с восприятием веры как стремлением к счастью или чему-то положительному и светлому, что видно из ассоциативного поля данной ценности. На следующем шаге ценность вера связана с ценностью надежда, что снова подтверждает данные РАС о вхождении веры в фундаментальный концепт вера-надежда-любовь. Через три шага ценность вера связана с двумя ценностями милосердие и уважение к родителям, что свидетельствует о восприятие веры как символа патриархальности и принадлежности к коллективу. На более низком уровне ценность вера имеет связь с кластером, включающим в себя многочисленные ценности, такие, как дружба, семья, равенство, успех, справедливость, законность, смысл жизни, развитие, независимость, справедливость, согласие, свобода, достаток, порядочность, родина и т.д. Исходя из перечисленных ценностей, связанных с ценностью веры, можно предположить, что ценность вера воспринимается в качестве основы, на которой зиждутся другие общечеловеческие ценности. Противоположная точка зрения представлена Согласно результатами общенационального исследования, проведенного институтом социологии РАН в 2015 году, «Российское общество в контексте новых реалий», ценностно-нормативная система россиян основывается на традиционалистском мировоззрении, несмотря на их этническую и религиозную принадлежность. Под традиционалистским мировоззрением на современном этапе понимаются разделяемые большинством и общепризнанные в массовом сознании социальные практики. Традиционная религиозная принадлежность повышает патриотические настроения, усиливает чувство Родины и желание в ней жить [5]. 
 
Рис. 2 Дерево кластеризации общечеловеческих ценностей
      Целью данного исследования явилось изучение репрезентации ценности вера на уровне официального и профанного сознания и выявление различий в данных репрезентациях. Привлечение большого количества энциклопедических и лексикографических источников и данных ассоциативного и психосемантического экспериментов позволило получить четкое представление о восприятии ценности вера русскоговорящим населением. В результате комплексного исследования содержания данной ценности нами выявлены значения, являющиеся операциональными для русскоговорящего социума, т.к. больших различий между репрезентацией на официальном и обыденном уровне сознания не наблюдается. На основе данных значений мы можем сделать вывод о ключевой и стабильной позиции ценности вера для сохранения целостности социума.
      
      

ЛИТЕРАТУРА

1. Нистратов А.А., Синячкин В.П. Гендерные различия восприятия ценностей // Вопросы психолингвистики ? № 4(22), Институт языкознания РАН, 2014 ? с. 94-102
2. Новая философская энциклопедия: В 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац.общ-научн.фонд; Научно-ред.совет: председ.В.С.Степин, зам председ.А.А.Гусейнов, Г.Ю.Семичин; уч.секр.А.П.Огурцов ? М.: Мысль, 2000 ? Т.1 ? 2000 ? 721 с.
3. Новейший философский словарь; 3-е изд., исправл. ? Мн.: Книжный Дом, 2003. ? 1280 с. ? (Мир энциклопедий)
4. Попова, З.Д. Семантико-когнитивный анализ языка: монография / З.Д. Попова, И.А. Стернин. – Воронеж : Истоки, 2006 ? 250 c.
5. Российское общество в контексте новых реалий (тезисы о главном) [Электронный ресурс] // Институт социологии РАН.   URL:http://www.isras.ru/resume_rossiiskoe_obschestvo_v_kontekste_novykh_realy (дата обращения: 18.04.2016)
6. Сергеева Е. В. Бог и человек в русском религиозно-философском дискурсе. Монография. — М.: «Директ-Медиа», 2013. — 250 с.
7. Сулакшин С.С.. Багдасарян В.Э. Высшие ценности Российского государства: монография - М., 2013. - 624 с.
8.Тарасов Е.Ф.Языковое сознание //Вопросы психолингвистики ? №2, Институт языкознания РАН, 2004 ? с.34-48
9. Тарасов Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и  образ мира / отв. ред. Н. В. Уфимцева. – М.: ИЯ РАН, 2000. – С. 24–32. 
10. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. – Минск: АСАР, 2005 ? 768 c.
11. РАТ, РАС 1988-1997 [Электронный ресурс] // URL: http://tesaurus.ru/dict/dict.php (дата обращения: 16.04.2016)

Словари
1. Дмитриев Д.В. (ред.). Толковый словарь русск.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44